Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования Свердловской области
МКУ "Управление образования муниципального округа Богданович
муниципальное общеобразовательное учреждение
Байновская средняя общеобразовательная школа
(МОУ Байновская СОШ)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
- /Е.Л. Кривоногова/
М »
2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Искусство устной и письменной речи»
для обучающихся 8, 9 классов
с. Байны, 2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Искусство устной и письменной речи» составлена на
основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования») и федеральной образовательной программы основного общего
образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370
«Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»
(с изменениями)).
Базовый курс русского языка в основном призван сформировать навыки орфографической
и пунктуационной грамотности, в меньшей мере внимание в нем уделяется развитию речи,
написанию текстов различных стилей и жанров, развитию навыков публичной речи, в том числе
диалогической. Наконец, в рамках школьной программы мало уделяется внимания такой важной
составляющей культуры речи, как культура общения. Ученики испытывают трудности, прежде
всего, в понимании текста, уяснении его смысла. Кроме того, коммуникативные умения
большинства выпускников сформированы недостаточно, что не позволяет им создать
собственный текст на уровне предъявляемых требований.
Актуальность программы предмета «Искусство устной и письменной речи» на
современном этапе определяется тем, что полученные знания формируют умение грамотно
выразить свои мысли и создавать собственное высказывание с учётом задач общения,
позволяют без трудностей подготовить обучающихся к экзамену по русскому языку в 9
классе. Из практики известно, что особое затруднение на экзамене обучающиеся
испытывают при применении способов компрессии прослушанного текста для изложения,
при написании сочинения. Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке,
формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры.
Место в учебном плане. Учебный предмет «Искусство устной и письменной речи»
предназначен для учащихся 8 и 9 классов, рассчитан на 51 час (1 час в неделю для 8 классов
и 0,5 часа для 9 классов). Этот курс дополняет программу русского языка 5-9 классов,
корректирует ее в соответствии с требованиями и моделями заданий ОГЭ 2025-2026 г.
В ходе работы предполагаются следующие формы организации работы: лекции, урокпрактикум, урок-презентация, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);
контрольный урок.
Формой отчётности может быть творческая работа на основе исходного текста,
изложение или изложение с творческим заданием в зависимости от уровня подготовки
учащихся, сочинение-рассуждение.
Цель учебного курса - углубление и расширение знаний учащихся по культуре речи,
овладение приемами отбора и организации языковых средств, способствующих наиболее
эффективному достижению поставленных задач в сфере речевых коммуникаций.
2
Основные задачи курса:
систематизировать, закрепить и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках
русского языка в 5-8 классах;
обеспечить дальнейшее овладение основным нормами современного русского литературного
языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы
по русскому языку»;
обеспечить практическое использование знаний и умений по культуре речи на уроках по
другим предметам;
способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8 класс
Личностные результаты:
1) понимание русского родного языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли русского родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в
процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского родного языка; уважительное отношение к
русскому родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского родного
языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных граммматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной
установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
-владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
-адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами
аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
-способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на
электронных носителях;
-овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение
вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и
передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
-умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
3
говорение и письмо:
-способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
-умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свернутости;
-умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учетом замысла, адресата и ситуации общения;
-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
-владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание
разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалогобмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
-соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
-способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно
использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать русский родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых
явлений на межпредметном уровне;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах,
обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
Предметные результаты на уровне основного общего образования должны быть
ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных
жизненных условиях и отражать:
1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:
-осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном
мире;
-осознание роли русского родного языка в жизни человека;
-осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с
историей общества;
-осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
-понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом,
правильное употребление их в речи;
4
-соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского
речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;
-использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении
конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи.
2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;
приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных
и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение
основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
-осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для
культурного человека;
-анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка
чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными
нормами литературного языка;
-обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
-стремление к речевому самосовершенствованию;
-формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
-осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования
русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять
их совершенствование и развитие;
-соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского
литературного языка: произношение имен существительных, прилагательных, глаголов,
полных причастий, кратких форм страдательных причастий прошедшего времени,
деепричастий, наречий;
-постановка ударения в отдельных грамматических формах имён существительных,
прилагательных; глаголов, в словоформах с непроизводными предлогами, в заимствованных
словах;
-осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
-различение произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом речи и
стилями речи;
-различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слов с
учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы;
-употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
-понимание активных процессов в области произношения и ударения;
-соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:
правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету
или явлению реальной действительности; нормы употребления синонимов, антонимов,
омонимов, паронимов; употребление слова в соответствии с его лексическим значением
5
и требованием лексической сочетаемости; употребление терминов в научном стиле речи, в
публицистике, художественной литературе, разговорной речи; опознавание частотных
примеров тавтологии и плеоназма;
-различение стилистических вариантов лексической нормы; употребление имён
существительных, прилагательных, глаголов с учётом стилистических вариантов
лексической нормы; употребление синонимов, антонимов, омонимов с учётом
стилистических вариантов лексической нормы; различение типичных речевых ошибок;
-редактирование текста с целью исправления речевых ошибок; выявление и исправление
речевых ошибок в устной речи;
-соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного
языка: употребление заимствованных несклоняемых имен существительных; сложных
существительных;
имён
собственных (географических названий);
аббревиатур,
обусловленное категорией рода; употребление заимствованных несклоняемых имён
существительных; склонение русских и иностранных имен и фамилий;
-определение типичных грамматических ошибок в речи;
-различение вариантов грамматической нормы: литературных и разговорных форм
именительного падежа множественного числа существительных мужского рода, форм
существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(и),
различающихся по смыслу, литературных и разговорных форм глаголов, причастий,
деепричастий, наречий;
-различение вариантов грамматической синтаксической нормы,
обусловленных
грамматической синонимией словосочетаний, простых и сложных предложений;
-правильное употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом
вариантов
грамматической
нормы;
правильное
употребление
синонимических
грамматических конструкций с учётом смысловых и стилистических особенностей;
редактирование текста с целью исправления грамматических ошибок;
-соблюдение основных норм русского речевого этикета:
-этикетные формы и формулы обращения; этикетные формы обращения в официальной и
неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому
человеку; употребление формы «он»;
-соблюдение этикетных форм и устойчивых формул, принципов этикетного общения,
лежащих в основе национального речевого этикета;
-соблюдение русской этикетной вербальной и невербальной манеры общения;
-использование в общении этикетных речевых тактик и приёмов,
противостоять речевой агрессии;
помогающих
-использование при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета;
-соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
-понимание активных процессов в русском речевом этикете;
соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного языка
(в рамках изученного в основном курсе);
соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного языки (в
рамках изученного в основном курсе);
6
-использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения
лексического значения слова, особенностей употребления;
-использование орфоэпических, в том числе мультимедийных, орфографических словарей
для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения;
-использование словарей синонимов, антонимов, омонимов, паронимов для уточнения
значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, а также в
процессе редактирования текста;
-использование грамматических словарей и справочников для уточнения нормы
формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения;
опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
-использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для определения
нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.
3.Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности
(говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной
и письменной коммуникации):
-владение различными видами слушания (детальным, выборочным, ознакомительным,
критическим, интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных,
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
-умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно
следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять
средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;
-владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного
текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования
информации (аннотация, конспект); использование графиков, диаграмм, схем для
представления информации;
-владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения
собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта;
оценки;
-создание устных и письменных текстов аргументативного типа (рассуждение,
доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации
9 класс
Личностные результаты:
• Формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка и литературы,
осознание их роли в развитии культуры и цивилизации.
• Воспитание уважительного отношения к родному языку как к культурному достоянию,
формирование чувства патриотизма и гражданской идентичности.
• Развитие способности к самооценке, самоанализу и самосовершенствованию речевых
навыков, осознание значимости грамотной устной и письменной речи для успешной
коммуникации.
7
Предметные результаты:
• Совершенствование навыков создания текстов различных функционально-смысловых
типов и жанров, включая эссе, реферат, доклад, презентацию, с учетом
коммуникативной задачи, целевой аудитории и нормативных требований.
• Овладение приемами анализа и редактирования текстов, выявление и исправление
речевых, грамматических и стилистических ошибок.
• Расширение словарного запаса, углубление знаний о лексических, грамматических и
стилистических ресурсах русского языка.
Метапредметные результаты:
• Развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности, включая умение
искать, анализировать и систематизировать информацию из различных источников.
• Формирование умения планировать и организовывать свою деятельность при создании
текстов, учитывать поставленные цели и задачи.
• Совершенствование коммуникативных навыков, включая умение аргументировать свою
точку зрения, участвовать в дискуссиях и презентациях, корректно воспринимать и
анализировать информацию, представленную в различных формах.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
8 класс
1. Устная речь
Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое. Выразительное
чтение.
Устный пересказ прочитанного текста с включением приведённого высказывания. Алгоритм
создания монологического высказывания, его композиция. Монолог-описание, монологповествование, монолог-рассуждение.
Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение
информации.
2. Письменная речь.
Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Микротемы текста. Абзацное членение текста.
Изложение: анализ текста, составление плана, выделение в нем главного и второстепенного.
Сжатое и подробное изложение. Что такое компрессия? Приём исключения. Приём
обобщения. Приём упрощения. Практическое применение приёмов компрессии при работе
над текстом.
Обучающее изложение по публицистическому тексту.
Пробное изложение по публицистическому тексту.
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Тезис. Аргументы в
сочинении-рассуждении. Заключение сочинения-рассуждения. Критерии сочинения.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Сочинение-рассуждение на тему,
связанную с анализом текста.
8
9 класс
Функциональные разновидности русского языка
Функциональные стили. Научный стиль, сферы его использования, назначение.
Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлечённость и обобщённость,
объективность изложения. Лексические, морфологические, синтаксические особенности
научного стиля. Учебно-научный стиль. Основные жанры научного стиля: доклад, статья,
сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия.
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Публицистический стиль,
сферы его использования, назначение. Понятие публичной речи.
Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки
разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм,
обыденность
Виды речевой деятельности. Речь как деятельность. Чтение как вид речевой
деятельности. Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности. Письмо как вид
речевой деятельности.
Особенности устной и письменной речи
Диалог и монолог как разновидности устной речи. Основные требования к
содержанию, построению и языковому оформлению устного высказывания.
Риторика как искусство мыслить и говорить. Из истории русского ораторского
искусства.
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли
(буквы, знаки препинания, дефис, пробел); ориентация на зрительное восприятие текста и
невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к
написанному, совершенствования текста и т. п.
Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги,
рецензии, статье, репортажи, сочинения (разные типы), конспект, план, реферат и т и.
Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению
письменного высказывания. Образцы русской письменной речи. Речевая культура
использования технических средств коммуникации (телефон, мобильный телефон,
компьютер, телефакс, электронная почта и др.). Основные правила письменного общения в
виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.
Сбор материала для письменного и устного высказывания
Работа над содержанием речи: сбор и систематизация материала для будущего
высказывания. Анализ литературы по теме: составление библиографии, отбор книг, статей,
Интернет-публикаций по теме; их чтение и составление конспектов (полных или сжатых),
тезисов, аннотаций и т. и. Конспектирование лекций учителя на заданную тему, особенности
письменной передачи текста, воспринимаемого на слух.
Прямое и обратное доказательство. Тезисы и аргументы.
Способы цитирования в письменном пересказе прочитанной и прослушанной
информации.
Продумывание композиции высказывания: вступления, главной части, заключения.
9
Вступление как способ введения основной мысли. Виды и формы вступления. Особенности
вступления и заключения публичного выступления.
Основная часть речевого высказывания. Подчинённость доказательств главной идее
текста. Обдумывание последовательности в изложении доказательств как условие развития
главной мысли высказывания. Логические формы и приёмы изложения (дедукция, индукция,
аналогия). Виды аргументов, правила и способы аргументации, убедительность аргументов.
Заключение и основная мысль текста (устного и письменного). Функция заключения,
варианты заключений.
Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность
используемых средств
Работа над точностью и правильностью речевого высказывания.
Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному
высказыванию.
Языковая норма и её признаки. Нормативные словари современного русского языка и
справочники.
Уместное использование языковых средств с учётом особенностей речевой ситуации.
Уместное использование жестов; мимики, телодвижений и позы в разных ситуациях устного
общения.
Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, ясности и
стилистической уместности речи.
Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя
Выразительность речи. Использование в письменном высказывании средств эмоцио
нального воздействия на читателя.
Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи.
Графическое оформление текста как средство эмоционального воздействия на
читателя.
Использование в публичном выступлении средств эмоционального воздействия на
слушателя.
Речевой этикет публичного выступления
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической
сферах общения.
Публичная защита реферата. Психолого-физиологическая подготовка к выступлению.
Репетиция речи. Выработка уверенности в себе. Психологическая готовность к трудностям
публичного выступления.
10
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Тема занятия
Вводный урок. Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ.
Структура и содержание КИМов. Знакомство с критериями оценки
выполнения заданий
Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое.
Выразительное чтение художественного текста.
Выразительное чтение публицистического текста.
Устный пересказ прочитанного текста
с включением приведённого
высказывания
Устный пересказ прочитанного текста
с включением приведённого
высказывания
Устный пересказ прочитанного текста
с включением приведённого
высказывания
Алгоритм создания монологического высказывания, его композиция.
Монолог-описание
Монолог-повествование
Монолог-рассуждение
Устное описание картины или фотографии. Практикум
Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос
информации, сообщение информации.
Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Микротемы текста. Абзацное
членение текста.
Изложение: анализ текста, составление плана, выделение в нем главного и
второстепенного.
Изложение: анализ текста, составление плана, выделение в нем главного и
второстепенного.
Сжатое и подробное изложение. Что такое компрессия? Приём исключения.
Приём обобщения.
Приём упрощения.
Практическое применение приёмов компрессии при работе над текстом.
Практическое применение приёмов компрессии при работе над текстом.
Обучающее изложение по публицистическому тексту.
Обучающее изложение по публицистическому тексту.
Обучающее изложение по публицистическому тексту.
Пробное изложение по публицистическому тексту.
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Критерии
оценивания сочинения-рассуждения.
Тезис в сочинении-рассуждении. Аргументы в сочинении-рассуждении.
Заключение сочинения-рассуждения.
Тезис в сочинении-рассуждении. Аргументы в сочинении-рассуждении.
Заключение сочинения-рассуждения.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста
Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста
Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста
Пробное сочинение - рассуждение по публицистическому тексту.
Резервный урок
Резервный урок.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
9 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Тема занятия
Функциональные стили
Речь как деятельность.
Диалог и монолог как разновидности устной речи.
Использование средств письма для передачи мысли
Формы письменных высказываний.
Содержание речи. Прямое и обратное доказательство. Тезисы и
аргументы.
Способы цитирования
Композиция текста. Смысловые части текста
Точность передачи мысли как важное требование к устному и
письменному высказыванию.
Языковая норма и её признаки. Нормативные словари современного
русского языка.
Лексическая и грамматическая синонимия.
Выразительность речи.
Стилистические фигуры речи. Использование стилистических фигур в
тексте
Использование в публичном выступлении средств эмоционального
воздействия на слушателя.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной сферах
общения.
Особенности речевого этикета в публицистической сфере общения.
Дискуссия как жанр выступления
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
Список литературы
1. Александрова Г.В. «Занимательный русский язык». Санкт-Петербург, «Тритон», 1998 г.
2. Александрова 3. «Словарь синонимов русского языка». М.: 1995 г.
3. Львов М. «Словарь антонимов русского языка». М.: 2001 г.
4. Волина В. «Занимательная этимология». М.: 1995 г.
5. Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка». М.: 2001 г.
6. Есенина С.А. Как научить вашего ребенка писать изложения. 4 класс. Пособие для
начальных классов.-М.: «Грамотей», 2005.
7. Есенина С.А. Как научить вашего ребенка писать сочинения. 4 класс. Пособие для
начальных классов.-М.: «Грамотей», 2006.
8. Бобкова Н.Н. Русский язык. 1-4 классы: сочинения и изложения.-Волгоград: Учитель,
2010 .
9. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6,
7, 8 кл. общеобразовательных учреждений / Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. М.: Просвещение.
10. Морозова И. Д. Виды изложений и методика их проведения. - М., 1984.
11. Никитина Е.И. Русская речь. 5-9 классы. - М.: Дрофа.ГИА-2014.
12. Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. Хрестоматия по методике русского языка; Организация
учебного процесса по русскому языку в школе. Пособие для учителя. М., 1991.
13. Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. М., 2006.
13