Муниципальное учреждение «Управление образования МО Богданович»
муниципальное общеобразовательное учреждение
Байновская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от
__
«Ж »
Pf
202^> г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
технической направленности
«Пилоты будущего»
Возраст обучающихся: 11-17 лет
Срок реализации: 34 часа
Автор-составитель:
Заев Даниил Сергеевич,
педагог дополнительного образования
с. Байны, 2025 г.
1.
К ом плекс основны х характеристик
дополнительной общ еобразовательной общ еразвиваю щ ей програм м ы
1.1. П ояснительная записка
Программа разработана с учётом следующих нормативных документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации
(далее — ФЗ).
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденна
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-p.
5.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целя
развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6.
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно
нравственных ценностей».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 2
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молоделси» (далее — СанПиН).
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «О
утверждении санитарных правил и норм».
9.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждени
Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
10.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 29
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
11.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 62
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
12.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «О
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
13.
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от
августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
14.
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №
AK-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
16.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями «Создание
современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»).
17.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/0
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и
дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных
технологий».
18. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования
на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
19.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной
услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных
образовательных
программ
в
соответствии с социальным сертификатом».
Устава МОУ Байновская СОШ.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пилоты будущего» на
базовом уровне позволяет обучающимся ознакомиться с основами правильного использования
беспилотных летательных аппаратов (квадрокоптеров, дронов) в современной жизни и
образовательных целях.
Направленность программы: техническая.
Актуальность программы обусловлена повышенным интересом к беспилотной авиации как
инновационному направлению развития современной техники. Развитие современных и
перспективных технологий позволяет сегодня беспилотным летательным аппаратам успешно
выполнять такие функции, которые в прошлом были им недоступны или выполнялись другими
силами и средствами.
Благодаря росту возможностей и повышению доступности беспилотных летательных
аппаратов потенциал использования их в разных сферах экономики стремительно растёт. Это
создаёт необходимость в новой профессии - оператор беспилотных летательных аппаратов.
Настоящая программа позволит обучающимся попробовать себя в данной роли.
Отличительной особенностью программы является то, что она даёт возможность каждому
обучающемуся приобрести и развить теоретические и практические навыки по использованию
беспилотных летательных аппаратов (квадрокоптера, дрона) в современном мире.
Адресат программы:
Программа рассчитана на детей 11 - 17 лет.
Возрастные особенности: У обучающихся в этом возрасте происходит формирование личности,
изменения условий жизни и деятельности. В соответствии с этим, работа с обучающимися данной
возрастной категории направлена в основном на формирование интереса к передовым технологиям
и понимание их важности в современном мире.
Объем программы: 34 часа
Сроки реализации программы: 1 год
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Длительность занятия:
40 минут.
Занятия проходят в МОУ Байновская СОШ, кабинет «Точки Роста» №1. Помещение соответствует
санитарным нормам.
1.2. Цель и задачи программы:
Цель: формирование начальных теоретических и практических знаний и навыков по правильной и
безопасной эксплуатации сверхлегких летательных дистанционно пилотируемых аппаратов:
квадрокоптеров, дронов.
Задачи программы:
Обучающие:
обучить практическим навыкам дистанционного управления квадрокоптером, основам
теории полета;
сформировать представления о разнообразии, конструктивных особенностях и принципах
работы квадрокоптера
Развивающие:
Развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности; развить умения и
навыки визуального пилотирования беспилотного летательного аппарата.
Воспитательные:
Способствовать формированию и развитию мотивации к освоению навыков по эксплуатации
сверхлегких летательных дистанционно пилотируемых аппаратов: квадрокоптеров, дронов.
1.3. Планируемые результаты
Предметные: Обучающиеся будут:
знать:
- основные термины и понятия;
-составляющие и комплектующие сверхлегких летательных дистанционно пилотируемых аппаратов:
квадрокоптеров, дронов;
-основное предназначение сверхлегких летательных дистанционно пилотируемых аппаратов:
квадрокоптеров, дронов.
уметь:
-выполнять пилотирование сверхлегких летательных дистанционно пилотируемых аппаратов:
квадрокоптеров, дронов;
-правильно и безопасно использовать сверхлегкие летательные дистанционно пилотируемые
аппараты: квадрокоптеры, дроны
Метапредметные:
умение определять, различать и называть детали сверхлегких летательных дистанционно
пилотируемых летательных аппаратов: квадрокоптеров, дронов. Личностные:
ответственное отношение к обучению, осознанный выбор и построение дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе предпочтений в области изучения беспилотных
летательных аппаратов.
Учебный план
Количество часов
№
Наименование тем
Всего
Теория
Формы
Практика контроля
Введение.
Инструктаж
по
технике
безопасности.
Действующие
1
законодательные нормы о БПЛА. Правила
безопасности и эксплуатации.
Принципы управления, виды и строение
БПЛА. Знакомство с квадрокоптерами
2
Детали и узлы квадрокоптера.
Технические характеристики.
3 Визуальное пилотирование на симуляторе.
Теория
ручного
визуального
пилотирования. Техника безопасности при
лётной эксплуатации коптеров.
2
1
1
2
1
1
4
1
3
актическое
задание
Планирование полёта. Взлет и посадка.
Полеты вперед-назад.
Обучение управлению БПЛА.
Практическая отработка возможных
5
действий для предотвращения поломки
или потери квадрокоптера
Полет по квадрату. Кружение вокруг
6
столба/дерева
Автономный полет по заданной траектории
7
7
1
6
9
1
8
актическое
задание
актическое
задание
4
Итоговое занятие
8
4
4
4
4
2
2
Опрос.
Практическое
задание
Практическое
задание
актическое
задание
Соревнование
«Пилоты здесь и
сейчас»
Итого
34
5
29
1.5.
Содержание учебного
плана
Тема 1. Введение. Инструктаж по технике безопасности
Теория: Введение. Инструктаж по технике безопасности. Правила безопасности и эксплуатации.
Требование законодательства РФ к беспилотным летательным аппаратам и их использованию.
Практика: Безопасное подключение и отключение
Тема 2: Принципы управления, виды и строение БПЛА. Знакомство с квадрокоптерами.
Детали
и
узлы
квадрокоптера.
Технические
характеристики.
Теория: Описание квадрокоптеров, их применение. Начало работы над сборкой квадрокоптера,
сборка рамы квадрокоптера согласно инструкции. Знакомство с симулятором полетов на
квадрокоптере. Знакомство с полетным контроллером: устройство полётного контроллера,
принципы его функционирования, настройка контроллера с помощью компьютера, знакомство с
программным обеспечением для настройки контроллера. Область применения.
Тема 3: Визуальное пилотирование на симуляторе. Теория ручного визуального
пилотирования. Техника безопасности при лётной эксплуатации коптеров.
Теория: Теория ручного визуального пилотирования. Техника безопасности при лётной
эксплуатации коптеров.
Практика: Практическая работа с предоставленными квадрокоптерами, получение первичного
опыта управления квадрокоптером. Развитие навыков управления квадрокоптера.
Тема 4: Планирование полёта. Взлет и посадка. Полеты вперед-назад Теория:
Теоретические основы маневрирования.
Практика: Взлёт и посадка квадрокоптера. Удержание на заданной высоте. Разбор аварийных
ситуаций.
Тема 5: Обучение управлению БПЛА. Практическая отработка возможных действий для
предотвращения поломки или потери квадрокоптера
Теория: Теоретические основы полета с неисправной батареей, вблизи препятствий, вне
визуального контакта. Возможные неисправности квадрокоптеров и способы их устранения.
Практика: Быстрый спуск, полет на большой высоте. Полеты в дождь и при низкой температуре.
Резкие повороты. Пробные полёты. Выполнение полетов
«точная посадка на удалённую точку», «коробочка», «челнок», «восьмерка»,
«змейка», «облёт по кругу».
Тема 6: Полет по квадрату. Кружение вокруг столба/дерева
Практика: взлёт и посадка, резкие повороты, кружение вокруг объекта. Пробные полёты.
Тема 7: Автономный полет по заданной траектории
Практика: применение ранее изученных методов полета. Пробные полёты.
Тема 8: Итоговое занятие. Соревнование «Пилоты здесь и сейчас»
1.6.
Формы контроля
Планируемые результаты
Предметные
Формы контроля
Обучающиеся будут:
знать:
- основные термины и понятия;
-составляющие
и
комплектующие
сверхлегких
Блиц-опрос
летательных дистанционно пилотируемых
аппаратов: квадрокоптеров, дронов;
-основное предназначение сверхлегких летательных
дистанционно пилотируемых аппаратов: квадрокоптеров, дронов.
уметь:
Турнир « Юный
-выполнять пилотирование сверхлегких летательных дистанционно
пилот»
пилотируемых аппаратов: квадрокоптеров, дронов;
-правильно
и безопасно использовать сверхлегкие
летательные дистанционно пилотируемые аппараты:
квадрокоптеры, дроны
Метапредметные
умение
определять, различать и называть детали
Игра «Эрудит»
сверхлегких летательных дистанционно пилотируемых
летательных
аппаратов:
квадрокоптеров, дронов.
Личностные
ответственное отношение к обучению, осознанный выбор и построение Соревнование
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе «Пилоты
предпочтений в области изучения беспилотных летательных аппаратов здесь и
сейчас»
Успешность и эффективность освоения программы (контроль учебных умений и навыков)
оценивается по итогам работы обучающихся. Критериями оценки являются:
- владение практическими умениями и навыками в области изучения беспилотных
летательных аппаратов;
2.1. Комплекс организационно - педагогических условий
2.2.
Методическое обеспечение
Основными принципами обучения являются:
1.
Научность. Принцип, предопределяющий сообщение обучающимся только
достоверных, проверенных практикой сведений, при отборе которых учитываются новейшие
достижения науки и техники.
2.
Доступность. Предусматривает соответствие объема и глубины изучаемого материала
уровню общего развития обучающихся в данный период, благодаря чему, знания и навыки
могут быть сознательно усвоены.
3.
Связь теории с практикой. Обязывает вести обучение так, чтобы дети могли
сознательно применять приобретенные ими знания на практике.
4.
Воспитательный характер обучения. Процесс обучения является воспитывающим,
обучающийся не только приобретает знания и нарабатывает навыки, но и развивает свои
способности.
5. Наглядность. Для наглядности применяется использование БПЛА. 6.Индивидуальный подход
в обучении. В процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей
обучающихся.
2.3.
Условия реализации программы
Форма обучения: очная.
Материально-техническое обеспечение
Данная
программа
реализуется
на базе МОУ
образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»
Оборудование:
Байновская СОШ в центре
Беспилотные летательные Ноутбуки
Проектор
Кадровое обеспечение программы:
Педагог дополнительного образования.
2.4 Список литературы и интернет ресурсов
для педагога:
1.
Белинская Ю.С. Реализация типовых маневров четырех винтового вертолета.
Молодежный научно-технический вестник. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2013.
№4. Режим доступа: http://sntbul.bmstu.ru/doc/551872.html (дата обращения 31.10.2016).
2.
Гурьянов А. Е. Моделирование управления квадрокоптером Инженерный вестник.
МГТУ
им.
Н.Э.
Баумана.
Электрон.журн.
2014
№8
Режим
доступа:
http://engbul.bmstu.ru/doc/723331.html (дата обращения 31.10.2016).
3.
Ефимов.Е.Программируем
квадрокоптер
на
Arduino:Режим
доступа:
http://habrahabr.ru/post/227425/(дата обращения31.10.2016).
4.
Институт транспорта и связи. Основы аэродинамики и динамики полета. Рига, 2010.
Режим доступа: http://www.reaa.ru/yabbfilesB/Attachments/Osnovy ajerodtnamiki Riga.pdf
(дата обр
5. Канатников А.Н., Крищенко А.П., Ткачев С.Б. Допустимые пространственные траекории
беспилотного летательного аппарата в вертикальной плоскости.
6.
Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон.журн. 2012. №3. Режим
доступа: http://technomag.bmstu.ru/doc/367724.html (дата обращения 31.10.2016).
для обучающихся и родителей:
1. Подборка журналов «Школа для родителей» от издательского дома МГПУ
«Первое сентября» под ред. С. Соловейчика
https://drive.google.com/open?id=0B zsciiLrtypR2dId1p0T1ZGLWM
2. Д.Г. Копосов «Робототехника управление квадрокоптером»
3. Д. Голиков «42 проекта на scratch 3»