Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Пилоты будущего

Муниципальное учреждение «Управление образования МО Богданович»
муниципальное общеобразовательное учреждение
Байновская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от
__
«Ж »
Pf
202^> г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
технической направленности
«Пилоты будущего»
Возраст обучающихся: 11-17 лет
Срок реализации: 34 часа

Автор-составитель:
Заев Даниил Сергеевич,
педагог дополнительного образования

с. Байны, 2025 г.

1.
К ом плекс основны х характеристик
дополнительной общ еобразовательной общ еразвиваю щ ей програм м ы
1.1. П ояснительная записка

Программа разработана с учётом следующих нормативных документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации
(далее — ФЗ).
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденна
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-p.
5.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целя
развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6.
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно­
нравственных ценностей».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 2
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молоделси» (далее — СанПиН).
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «О
утверждении санитарных правил и норм».
9.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждени
Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
10.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 29
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
11.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 62
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
12.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «О
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
13.
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от
августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
14.
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №
AK-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
16.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями «Создание
современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»).
17.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/0
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и
дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных
технологий».
18. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от

30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования
на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
19.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной
услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных
образовательных
программ
в
соответствии с социальным сертификатом».
Устава МОУ Байновская СОШ.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пилоты будущего» на
базовом уровне позволяет обучающимся ознакомиться с основами правильного использования
беспилотных летательных аппаратов (квадрокоптеров, дронов) в современной жизни и
образовательных целях.
Направленность программы: техническая.
Актуальность программы обусловлена повышенным интересом к беспилотной авиации как
инновационному направлению развития современной техники. Развитие современных и
перспективных технологий позволяет сегодня беспилотным летательным аппаратам успешно
выполнять такие функции, которые в прошлом были им недоступны или выполнялись другими
силами и средствами.
Благодаря росту возможностей и повышению доступности беспилотных летательных
аппаратов потенциал использования их в разных сферах экономики стремительно растёт. Это
создаёт необходимость в новой профессии - оператор беспилотных летательных аппаратов.
Настоящая программа позволит обучающимся попробовать себя в данной роли.
Отличительной особенностью программы является то, что она даёт возможность каждому
обучающемуся приобрести и развить теоретические и практические навыки по использованию
беспилотных летательных аппаратов (квадрокоптера, дрона) в современном мире.
Адресат программы:
Программа рассчитана на детей 11 - 17 лет.
Возрастные особенности: У обучающихся в этом возрасте происходит формирование личности,
изменения условий жизни и деятельности. В соответствии с этим, работа с обучающимися данной
возрастной категории направлена в основном на формирование интереса к передовым технологиям
и понимание их важности в современном мире.
Объем программы: 34 часа
Сроки реализации программы: 1 год
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Длительность занятия:
40 минут.
Занятия проходят в МОУ Байновская СОШ, кабинет «Точки Роста» №1. Помещение соответствует
санитарным нормам.
1.2. Цель и задачи программы:
Цель: формирование начальных теоретических и практических знаний и навыков по правильной и
безопасной эксплуатации сверхлегких летательных дистанционно пилотируемых аппаратов:
квадрокоптеров, дронов.
Задачи программы:
Обучающие:
обучить практическим навыкам дистанционного управления квадрокоптером, основам
теории полета;
сформировать представления о разнообразии, конструктивных особенностях и принципах
работы квадрокоптера
Развивающие:
Развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности; развить умения и
навыки визуального пилотирования беспилотного летательного аппарата.
Воспитательные:

Способствовать формированию и развитию мотивации к освоению навыков по эксплуатации
сверхлегких летательных дистанционно пилотируемых аппаратов: квадрокоптеров, дронов.
1.3. Планируемые результаты
Предметные: Обучающиеся будут:
знать:
- основные термины и понятия;
-составляющие и комплектующие сверхлегких летательных дистанционно пилотируемых аппаратов:
квадрокоптеров, дронов;
-основное предназначение сверхлегких летательных дистанционно пилотируемых аппаратов:
квадрокоптеров, дронов.
уметь:
-выполнять пилотирование сверхлегких летательных дистанционно пилотируемых аппаратов:
квадрокоптеров, дронов;
-правильно и безопасно использовать сверхлегкие летательные дистанционно пилотируемые
аппараты: квадрокоптеры, дроны
Метапредметные:
умение определять, различать и называть детали сверхлегких летательных дистанционно
пилотируемых летательных аппаратов: квадрокоптеров, дронов. Личностные:
ответственное отношение к обучению, осознанный выбор и построение дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе предпочтений в области изучения беспилотных
летательных аппаратов.
Учебный план
Количество часов
№

Наименование тем

Всего

Теория

Формы
Практика контроля

Введение.
Инструктаж
по
технике
безопасности.
Действующие
1
законодательные нормы о БПЛА. Правила
безопасности и эксплуатации.
Принципы управления, виды и строение
БПЛА. Знакомство с квадрокоптерами
2
Детали и узлы квадрокоптера.
Технические характеристики.
3 Визуальное пилотирование на симуляторе.
Теория
ручного
визуального
пилотирования. Техника безопасности при
лётной эксплуатации коптеров.

2

1

1

2

1

1

4

1

3

актическое
задание

Планирование полёта. Взлет и посадка.
Полеты вперед-назад.
Обучение управлению БПЛА.
Практическая отработка возможных
5
действий для предотвращения поломки
или потери квадрокоптера
Полет по квадрату. Кружение вокруг
6
столба/дерева
Автономный полет по заданной траектории
7

7

1

6

9

1

8

актическое
задание
актическое
задание

4

Итоговое занятие
8

4

4

4

4

2

2

Опрос.
Практическое
задание

Практическое
задание
актическое
задание
Соревнование
«Пилоты здесь и
сейчас»

Итого

34

5

29

1.5.
Содержание учебного
плана
Тема 1. Введение. Инструктаж по технике безопасности
Теория: Введение. Инструктаж по технике безопасности. Правила безопасности и эксплуатации.
Требование законодательства РФ к беспилотным летательным аппаратам и их использованию.
Практика: Безопасное подключение и отключение
Тема 2: Принципы управления, виды и строение БПЛА. Знакомство с квадрокоптерами.
Детали
и
узлы
квадрокоптера.
Технические
характеристики.
Теория: Описание квадрокоптеров, их применение. Начало работы над сборкой квадрокоптера,
сборка рамы квадрокоптера согласно инструкции. Знакомство с симулятором полетов на
квадрокоптере. Знакомство с полетным контроллером: устройство полётного контроллера,
принципы его функционирования, настройка контроллера с помощью компьютера, знакомство с
программным обеспечением для настройки контроллера. Область применения.
Тема 3: Визуальное пилотирование на симуляторе. Теория ручного визуального
пилотирования. Техника безопасности при лётной эксплуатации коптеров.
Теория: Теория ручного визуального пилотирования. Техника безопасности при лётной
эксплуатации коптеров.
Практика: Практическая работа с предоставленными квадрокоптерами, получение первичного
опыта управления квадрокоптером. Развитие навыков управления квадрокоптера.
Тема 4: Планирование полёта. Взлет и посадка. Полеты вперед-назад Теория:
Теоретические основы маневрирования.
Практика: Взлёт и посадка квадрокоптера. Удержание на заданной высоте. Разбор аварийных
ситуаций.
Тема 5: Обучение управлению БПЛА. Практическая отработка возможных действий для
предотвращения поломки или потери квадрокоптера
Теория: Теоретические основы полета с неисправной батареей, вблизи препятствий, вне
визуального контакта. Возможные неисправности квадрокоптеров и способы их устранения.
Практика: Быстрый спуск, полет на большой высоте. Полеты в дождь и при низкой температуре.
Резкие повороты. Пробные полёты. Выполнение полетов
«точная посадка на удалённую точку», «коробочка», «челнок», «восьмерка»,
«змейка», «облёт по кругу».
Тема 6: Полет по квадрату. Кружение вокруг столба/дерева
Практика: взлёт и посадка, резкие повороты, кружение вокруг объекта. Пробные полёты.
Тема 7: Автономный полет по заданной траектории
Практика: применение ранее изученных методов полета. Пробные полёты.
Тема 8: Итоговое занятие. Соревнование «Пилоты здесь и сейчас»

1.6.
Формы контроля
Планируемые результаты
Предметные

Формы контроля

Обучающиеся будут:
знать:
- основные термины и понятия;
-составляющие
и
комплектующие
сверхлегких
Блиц-опрос
летательных дистанционно пилотируемых
аппаратов: квадрокоптеров, дронов;
-основное предназначение сверхлегких летательных
дистанционно пилотируемых аппаратов: квадрокоптеров, дронов.
уметь:
Турнир « Юный
-выполнять пилотирование сверхлегких летательных дистанционно
пилот»
пилотируемых аппаратов: квадрокоптеров, дронов;
-правильно
и безопасно использовать сверхлегкие
летательные дистанционно пилотируемые аппараты:
квадрокоптеры, дроны
Метапредметные
умение
определять, различать и называть детали
Игра «Эрудит»
сверхлегких летательных дистанционно пилотируемых
летательных
аппаратов:
квадрокоптеров, дронов.
Личностные
ответственное отношение к обучению, осознанный выбор и построение Соревнование
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе «Пилоты
предпочтений в области изучения беспилотных летательных аппаратов здесь и
сейчас»
Успешность и эффективность освоения программы (контроль учебных умений и навыков)
оценивается по итогам работы обучающихся. Критериями оценки являются:
- владение практическими умениями и навыками в области изучения беспилотных
летательных аппаратов;
2.1. Комплекс организационно - педагогических условий
2.2.
Методическое обеспечение
Основными принципами обучения являются:
1.
Научность. Принцип, предопределяющий сообщение обучающимся только
достоверных, проверенных практикой сведений, при отборе которых учитываются новейшие
достижения науки и техники.
2.
Доступность. Предусматривает соответствие объема и глубины изучаемого материала
уровню общего развития обучающихся в данный период, благодаря чему, знания и навыки
могут быть сознательно усвоены.
3.
Связь теории с практикой. Обязывает вести обучение так, чтобы дети могли
сознательно применять приобретенные ими знания на практике.
4.
Воспитательный характер обучения. Процесс обучения является воспитывающим,
обучающийся не только приобретает знания и нарабатывает навыки, но и развивает свои
способности.
5. Наглядность. Для наглядности применяется использование БПЛА. 6.Индивидуальный подход
в обучении. В процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей
обучающихся.
2.3.
Условия реализации программы
Форма обучения: очная.

Материально-техническое обеспечение
Данная
программа
реализуется
на базе МОУ
образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»
Оборудование:

Байновская СОШ в центре

Беспилотные летательные Ноутбуки
Проектор
Кадровое обеспечение программы:
Педагог дополнительного образования.
2.4 Список литературы и интернет ресурсов

для педагога:
1.
Белинская Ю.С. Реализация типовых маневров четырех винтового вертолета.
Молодежный научно-технический вестник. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2013.
№4. Режим доступа: http://sntbul.bmstu.ru/doc/551872.html (дата обращения 31.10.2016).
2.
Гурьянов А. Е. Моделирование управления квадрокоптером Инженерный вестник.
МГТУ
им.
Н.Э.
Баумана.
Электрон.журн.
2014
№8
Режим
доступа:
http://engbul.bmstu.ru/doc/723331.html (дата обращения 31.10.2016).
3.
Ефимов.Е.Программируем
квадрокоптер
на
Arduino:Режим
доступа:
http://habrahabr.ru/post/227425/(дата обращения31.10.2016).
4.
Институт транспорта и связи. Основы аэродинамики и динамики полета. Рига, 2010.
Режим доступа: http://www.reaa.ru/yabbfilesB/Attachments/Osnovy ajerodtnamiki Riga.pdf
(дата обр
5. Канатников А.Н., Крищенко А.П., Ткачев С.Б. Допустимые пространственные траекории
беспилотного летательного аппарата в вертикальной плоскости.
6.
Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон.журн. 2012. №3. Режим
доступа: http://technomag.bmstu.ru/doc/367724.html (дата обращения 31.10.2016).
для обучающихся и родителей:
1. Подборка журналов «Школа для родителей» от издательского дома МГПУ
«Первое сентября» под ред. С. Соловейчика
https://drive.google.com/open?id=0B zsciiLrtypR2dId1p0T1ZGLWM
2. Д.Г. Копосов «Робототехника управление квадрокоптером»
3. Д. Голиков «42 проекта на scratch 3»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».