1 Пояснительная записка к планированию по КБЖ (5 класс) Рабочая программа разработана на основе программы курса «Культура безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений Свердловской области, образовательной программы школы. В настоящее время в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан привычек защиты окружающей среды, здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры населения страны, региона в области безопасности жизнедеятельности и снижение отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовать в общеобразовательном учреждении через всестороннее рассмотрение вопросов в курсе «Культура безопасности жизнедеятельности», содержание которого охватывает теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций. Ключевой идеей программы является положение о том, что для обеспечения личной, региональной, государственной и глобальной безопасности определяющую роль играет не столько уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, сколько воспитание в человеке культуры безопасности жизнедеятельности. Цель курса «Культура безопасной жизнедеятельности» заключается в изучении и освоении учащимися общеобразовательных учреждений интегрированных знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности, формирование желания, интереса, потребностей к обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих. Основные задачи курса: 1. Изучение и освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и запросов личности в повседневной жизни. 2. Ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, действиями в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; изучение и освоение методов и приемов защиты, позволяющих минимизировать возможный ущерб личности и обществу в опасных и чрезвычайных ситуациях, снизить индивидуальные, коллективные риски. 3. Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи. 4. Изучение современного комплекса проблем безопасности жизни и жизнедеятельности, формирующее у обучающихся научные взгляды на главные особенности постиндустриального периода перехода человечества в ноосферу, а также ценностные социально-значимые ориентации личности. 5. Развитие способностей анализировать ситуации и принимать безопасные решения в быту, учебной и последующей профессиональной деятельности. 6. Формирование представления об экологических, социокультурных, экономических особенностях малой Родины как среды непосредственной жизнедеятельности и сопричастности к ней в процессе самоутверждения и самореализации. 7. Формирование способности выбора морально-психологических установок в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. 8. Формирование уважительного, ответственного отношения к собственной безопасности и безопасности окружающих людей, бережного отношения к окружающей среде, навыков взаимодействия, сотрудничества, необходимых для разрешения и предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, осознание приоритетности безопасности во всех сферах деятельности. 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА За основу проектирования структуры и содержания программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни. Структура курса «Культура безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания включает в себя три модуля-раздела и восемь тем. Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть предмета, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы предмета «Культура безопасности жизнедеятельности». Раздел 1. Основы здорового образа жизни и культуры здоровья обеспечивает формирование у обучаемых индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья. Раздел включает темы: 1. Здоровый образ жизни в подростковом возрасте 2. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека Раздел 2. Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях решает задачи формирования у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуация, содержит темы: 1. Дорожная безопасность 2. Пожарная безопасность 3. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера (ситуациях, способных привести к противоправным поступкам, преступлениям) 4. Безопасность на воде Раздел 3. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи способствует формированию знаний и умений по оказанию первой медицинской помощи, в его состав входят темы: 1. Первая медицинская помощь при травмах 2. Ожоги МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Преподавание предмета «Культура безопасности жизнедеятельности» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 0,5 часа в неделю за счет времени школьного компонента, 17 часов в год. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Личностные результаты: • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; • воспитание ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности. Метапредметные результаты: • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; 3 • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение. Предметные результаты: • знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; • умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; • умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; • умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения; • умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях. • знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации; • умения оказывать первую медицинскую помощь; • формирование установки на здоровый образ жизни; • развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Раздел 1. Основы здорового образа жизни и культуры здоровья Тема 1. Здоровый образ жизни в подростковом возрасте Единство человека и природы. Взаимовлияние человека и окружающей среды. Организм человека, условия его нормального функционирования. Особенности развития организма подростка. Режим питания, сна, питьевой режим, гигиена тела и одежды. Физические нагрузки и их влияние на состояние организма. Самоконтроль за физическим развитием. Оптимальная двигательная активность в подростковом возрасте. Закаливание организма, методы закаливания. Значение физической культуры и спорта для физического развития. Рациональное питание - основа здорового образа жизни (ЗОЖ). Гигиена питания. Культура питания. Тема 2. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека Негативное влияние наркотических веществ. Способы противодействия наркозависимости. Курение, его негативное воздействие на организм человека. Курение и его влияние на окружающих. Современное отношение к курению в различных странах мира. Вред чрезмерного увлечения компьютером, компьютерными играми и ТV. Способы противодействия зависимостям. Физическая культура как фактор противодействия различным зависимостям. Раздел 2. Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях Тема 1. Дорожная безопасность Государственная служба, обеспечивающая общественный порядок на улицах, дорогах и в общественном транспорте, ее назначение. 4 Движение по тротуарам, пешеходным дорожкам, обочинам. Передвижение группы детей. Правила перехода перекрестков, улиц, дорог. ДТП. Взаимодействие очевидцев ДТП с работниками ГАИ на месте происшествия. Современный транспорт – зона повышенной опасности. Общественный транспорт: автобус, трамвай, троллейбус, метро. Железнодорожный транспорт, авиационный, водный. Правила безопасного поведения на транспорте. Тема 2. Пожарная безопасность Причины пожара. Опасные факторы пожара: дым, высокая температура, открытый огонь, обрушение. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применение открытых источников огня. Детская шалость с огнем и ее последствия. Порядок действий при возникновении пожара. Правила и способы эвакуации. Средства пожаротушения. Действия при возгорании одежды на человеке. Единая дежурная диспетчерская противопожарная служба. Порядок вызова пожарных, спасателей. Противопожарный режим в школе, меры по его соблюдению. Движение юных пожарных. Тема 3. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера (ситуациях, способных привести к противоправным поступкам, преступлениям) Места повышенной криминогенной опасности (вокзалы, рынки, др.) Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Правила общения с незнакомым человеком по телефону. Прогнозирование и предотвращение опасностей криминогенного характера. Тема 4. Безопасность на воде Особенности состояния водоемов в разное время года. Опасности водоемов. Правила безопасного купания и отдыха на воде. Правила оказания помощи утопающему. Раздел 3. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи Тема 1. Первая медицинская помощь при травмах Виды травм. Первая медицинская помощь при травмах. Отравления. Причины отравлений. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях. Медицинская аптечка, состав и назначение. Тема 2. Ожоги Причины и виды ожогов. Первая медицинская помощь при ожогах. Практические занятия Занятие 1. Индивидуальные средства защиты органов дыхания (назначение, защищающая способность). Занятие 2. Изготовление и правила пользования ватно-марлевой повязкой. Занятие 3. Решение ситуационных задач по правилам дорожного движения. Занятие 4. Оказание первой помощи при ссадинах, ушибах, травмах. Занятие 5. Оказание первой помощи при ожогах. Занятие 6. Подготовка к «Дню защиты детей». Эвакуация из здания школы в случае пожара. 5 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № уро ка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Темы уроков Здоровый образ жизни в подростковом возрасте (3 ч) Единство человека и природы. Особенности развития организма подростка Физические нагрузки и их влияние на состояние организма. Рациональное питание - основа здорового образа жизни (ЗОЖ). Вредные привычки и их влияние на здоровье человека (2 ч) Негативное влияние наркотических веществ и курения. Вред чрезмерного увлечения компьютером, компьютерными играми и ТV. Дорожная безопасность (3 ч) Движение по тротуарам, пешеходным дорожкам, обочинам Основные виды учебной деятельности Изучение, сравнение, анализ, применение знаний к себе и окружающим Изучение, сравнение, анализ, применение знаний к себе и окружающим Изучение, сравнение, анализ, применение знаний к себе и окруОбщественный транспорт: автобус, трамвай, троллейбус, метро. жающим, решение сиЖелезнодорожный транспорт, авиационный, водный. туационных задач Изучение, сравнение, Пожарная безопасность (3 ч) анализ, применение Причины пожара. Опасные факторы пожара знаний к себе и окруМеры пожарной безопасности при эксплуатации электробытожающим, решение сивых и газовых приборов, отопительных печей. туационных задач, использование средств Порядок действий при возникновении пожара. Правила и споиндивидуальной защисобы эвакуации. Средства пожаротушения. ты Безопасное поведение в ситуациях криминогенного харак- Изучение, сравнение, анализ, применение тера (ситуациях, способных привести к противоправным знаний к себе и окрупоступкам, преступлениям) (2 ч) жающим, решение сиМеста повышенной криминогенной опасности Правила безопасного поведения с незнакомым человеком, об- туационных задач щения с ним по телефону Изучение, сравнение, Безопасность на воде (1 ч) анализ, применение Правила безопасного купания и отдыха на воде. знаний к себе и окружающим Изучение, сравнение, Первая медицинская помощь при травмах (2 ч) анализ, применение Виды травм. Первая медицинская помощь при травмах. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлени- знаний к себе и окружающим ях. Изучение, сравнение, Ожоги (1 ч) анализ, применение Причины ожогов. Виды ожогов. Первая медицинская помощь знаний к себе и окрупри ожогах. жающим УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Учебно-методическое обеспечение Программно-методические материалы: Основы безопасности жизнедеятельности / Сост. Б. И. Мишин. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 128 с. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности/ Сост. Б. И Мишин. – М.: ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2002. – 285 с. – (Настольная книга). 6 Латчук В. Н., Марков В. В., Фролов М. П. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл.: Дидактические материалы. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 320 с. Латчук В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа; Дик, 1999. – 128 с. Топоров И. К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд.– М.: Просвещение, 1997 .- 158с. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений /В. В. Поляков, М. И. Кузнецов, В. В. Марков, В. Н. Латчук. – М.: Дрофа, 1999. 144с. Учебно-практическое оборудование. Аптечка, огнетушитель Информационно-коммуникационные средства. Презентации и видеоролики к урокам Технические средства обучения Компьютер, мультимедийный проектор ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА обучающиеся должны: знать специфику экологической ситуации в регионе, основные методы осуществления природоохранной деятельности; иметь обоснованное представление о возможностях собственного здоровья, способах его сохранения; знать основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; знать причины возникновения и масштабы различных видов опасности; знать правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, с учетом специфики Свердловской области; знать способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия; знать негативные последствия различных видов зависимостей для психофизического и эмоционального здоровья, способы противодействия различным видам зависимостей; иметь представление о нормах поведения в социальных ситуациях, создающих угрозу жизни; знать методы отбора достоверной информации; уметь использовать нормы, правила поведения, навыки защиты, позволяющие минимизировать возможный ущерб личности, обществу, среде в опасных и чрезвычайных ситуациях, прогнозировать последствия нарушения норм; действовать в случаях терактов, при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания; соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему; оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ушибах, переломах, ранениях, ожогах, кровотечениях, обморожениях; пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватномарлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты; адекватно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей, противостоять любым видам зависимостей и людям, которые пытаются к ним приобщить; действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в чрезвычайных ситуациях и необходимости эвакуации населения; владеть основными способами разрешения конфликтных ситуаций. 7