Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Искусство устной и письменной речи 9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный курс русского языка «Искусство устной и письменной речи»
предназначен для учащихся 9 класса.
Данный курс актуален, открывает новые возможности для углубления
содержания лингвистического образования. Он способствует практической
подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку, к успешному
прохождению итогового контроля по завершении основного образования,
призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так
как грамотность – залог успешности человека.
Достаточно высокая степень научности должна обеспечить условия для
осознанного усвоения трудных вопросов орфографии, поскольку разговор об
уже известных правилах ведется на качественно новом уровне. В ходе работы
не просто перечисляются вопросы и даются ответы на них, а описываются
отдельные трудности русской орфографии на фоне общей системы русского
правописания.
Кроме этого курс направлен на организацию систематичной работы над
пониманием текста и способами его выражения, а также практического
применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости
самостоятельного построения собственного высказывания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ИСКУССТВО УСТНОЙ И
ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»
Цель изучения курса – формирование языковой коммуникативной
компетенции и ее практическая реализация при подготовке к ОГЭ, что
соответствует цели программы основного общего образования по русскому
языку в 5-9 классах основной школы – овладение всеми видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми
умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного
возраста сферах и ситуациях общения.
Задачи курса:
- формировать умения обучающихся ориентироваться в
многообразных явлениях письма, выбирать из правил соответствующее
конкретному правописанию;
- обучение созданию текста типа речи рассуждение с учетом основных
признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности
коммуникативной задаче и т.д.
- расширить навыки самостоятельной работы;
- развивать навыки работы со справочной литературой;
- формировать навыки исследовательской работы;
- учить самоанализу, применять знания в практической деятельности;
- формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение
итоговой аттестации.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСКУССТВО УСТНОЙ И
ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс составляет 17 часов в год, состоит из трех частей. 1 часть
«Сжатое изложение», 2 часть «Сочинение – рассуждение», 3 часть «Тестовые
задания части».
Программа носит примерный характер, каждый тематический блок
может использоваться, расширяться и углубляться с учетом интересов
обучающихся.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид
заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ 2024 года.
Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.
Критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом.
Требования к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.
Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить
микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.
Что такое сжатие (компрессия) текста. Приёмы сжатия текста:
исключение, обобщение, упрощение.
Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценивания задания.
Структура сочинения на лингвистическую тему. Формулировка тезиса.
Аргументирование. Вывод сочинения-рассуждения на лингвистическую
тему.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом текста. Критерии
оценивания. Тезис сочинения-рассуждения по финалу текста. Аргументы.
Вывод.
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Критерии
оценивания. Тезис сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.
Аргументы. Вывод.
Текст как речевое произведение.
Понимание текста. Понятие стиля и типа речи.
Лексика.
Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Изобразительно-выразительные средства. Тропы и фигуры речи.
Метафора. Антитеза. Синекдоха. Олицетворение. Сравнение. Синонимы.
Понятие нейтральных синонимов.

Морфология.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое
значение,
морфологические
и
синтаксические
свойства
имени
существительного, имени прилагательного, имени числительного,
местоимения, глагола и наречия. Место причастия и деепричастия, слов
категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и
синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Орфография.
Правописание корней. Правописание корней с чередованием, с
безударной гласной в корне слова.
Правописание приставок. Правописание приставок пре и при, приставок
на звонкие и глухие согласные, приставок, неизменяемых на письме.
Правописание суффиксов. Правописание суффиксов глаголов,
причастий, деепричастий, прилагательных, существительных, наречий.
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание.
Грамматическая основа предложения.
Простое осложнённое предложение.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки
препинания при обращениях, вводных словах и предложениях, вставных
конструкциях.
Сложносочинённое
предложение.
Знаки
препинания
в
сложносочинённом предложении.
Сложноподчинённое
предложение.
Знаки
препинания
в
сложноподчинённом предложении.
Сложные бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзном
сложном предложении.
Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический
анализ сложного предложения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения данного курса ученик должен



уметь
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой
тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности
текста;
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения
(цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую
информацию);









воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (сжато);
создавать тексты ;
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с
темой, целями, сферой и ситуацией общения;
свободно, правильно излагать свои мысли в
письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность,
связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение
к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному,
услышанному;
соблюдать в практике речевого общения основные лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и
пунктуации;

При выполнении тестовых заданий:
по словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при
определении
лексического
значения,
морфемного
строения и написания слов разных частей речи;
по лексике:
разъяснять значение слов социальной тематики, правильно
их употреблять; пользоваться толковым словарем;
по морфологии: распознавать изученные в 5-8 классах части речи и их
формы; соблюдать литературные нормы при образовании
и употреблении слов; пользоваться грамматикоорфографическим словарем;
по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-8 классах
орфограммами,
слова
специальной
тематики
с
непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами;
по синтаксису:
правильно строить и употреблять словосочетания
изученных видов; различать простые предложения разных
видов; употреблять односоставные предложения в речи с
учетом их специфики и
стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными
словами, словосочетаниями и предложениями; правильно
строить и употреблять предложения с обособленными
членами; правильно использовать в тексте прямую речь и
цитаты; заменять прямую речь косвенной; выразительно
читать простые предложения изученных конструкций;
по пунктуации: находить пунктограммы в простом
и сложном
предложениях
и
обосновывать
постановку
соответствующих знаков препинания с помощью
изученных в 7- 9 классах пунктограмм; правильно ставить
знаки препинания во всех изученных случаях.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА (34
часа)
№
Тема занятия
п.п.
1 Структура экзаменационной
работы в формате ОГЭ.
Число и вид заданий.
Знакомство
с
демонстрационным
вариантом ОГЭ 2024 года.
Знакомство с критериями
оценивания
выполнения
заданий
с
развёрнутым
ответом.
Особенности
заполнения
бланков
экзаменационной работы.
2 Сжатое изложение. Что такое
микротема. Учимся находить
микротемы
исходного
текста. Абзацное членение
текста.
3 Что
такое
сжатие
(компрессия) текста. Приёмы
сжатия текста: исключение,
обобщение,
упрощение.
Выбор приёмов сжатия.
4 Сочинение
на
лингвистическую
тему.
Критерии
оценивания
задания.
Структура
сочинения
на
лингвистическую тему.
5 Учимся
формулировать
тезис,
аргументировать,
писать вывод сочинениярассуждения
на
лингвистическую тему.
6 Сочинение-рассуждение,
связанное с анализом текста.
Учимся формулировать тезис
сочинения-рассуждения по
финалу
текста,
аргументировать,
писать

Форма
проведения
Мини-лекция,
практикум

Виды деятельности.
Работа
с
демонстрационным
вариантом,
бланками ответов.

Мини-лекция,
практикум

Работа с текстом,
создание текста.

Мини-лекция,
практикум

Работа с текстом,
создание текста.

Мини-лекция,
практикум

Элементы
сочинения,
текстов.

анализ

Практикум

Элементы
сочинения,
текстов.

анализ

Элементы
сочинения,
текстов.

анализ

Мини-лекция,
практикум

16

вывод
сочинениярассуждения.
Сочинение-рассуждение на
морально-этическую
тему.
Тезис
сочинениярассуждения на моральноэтическую тему. Учимся
аргументировать свою точку
зрения.
Лексическое значение слова.
Прямое
и
переносное
значение слова. Синонимы.
Антонимы. Омонимы.
Стили речи. Изобразительновыразительные средства.
Правописание
корней,
приставок, суффиксов.
Словосочетание.
Грамматическая
основа
предложения.
Простое
осложнённое предложение.
Знаки препинания в простом
осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном
предложении.
Сложные предложения с
различными видами связи.
Синтаксический
анализ
сложного предложения.
Комплексный анализ текста.

17

Работа над ошибками

7

8

9
10
11
12
13
14
15

Мини-лекция,
практикум

Элементы
сочинения,
текстов.

Практикум

Работа с текстом.

Практикум

Работа с текстом

Практикум

Работа с текстом

Практикум
Практикум

Работа с текстом
Работа с текстом

Практикум

Работа с текстом

Практикум

Работа с текстом

Практикум

Работа с текстом

Самостоятельная
работа
Практикум

Работа с текстом

анализ

Работа с текстом

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Контрольно-измерительные материалы. Варианты экзаменационных
работ по типу ОГЭ 2024.
2. Сайт ФИПИ
3. https://rus-oge.sdamgia.ru/
4. http://капканы-егэ.рф
5. https://4ege.ru/
6.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».