ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный курс русского языка «Искусство устной и письменной речи» предназначен для учащихся 9 класса. Данный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершении основного образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека. Достаточно высокая степень научности должна обеспечить условия для осознанного усвоения трудных вопросов орфографии, поскольку разговор об уже известных правилах ведется на качественно новом уровне. В ходе работы не просто перечисляются вопросы и даются ответы на них, а описываются отдельные трудности русской орфографии на фоне общей системы русского правописания. Кроме этого курс направлен на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ИСКУССТВО УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ» Цель изучения курса – формирование языковой коммуникативной компетенции и ее практическая реализация при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образования по русскому языку в 5-9 классах основной школы – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Задачи курса: - формировать умения обучающихся ориентироваться в многообразных явлениях письма, выбирать из правил соответствующее конкретному правописанию; - обучение созданию текста типа речи рассуждение с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче и т.д. - расширить навыки самостоятельной работы; - развивать навыки работы со справочной литературой; - формировать навыки исследовательской работы; - учить самоанализу, применять знания в практической деятельности; - формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСКУССТВО УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Курс составляет 17 часов в год, состоит из трех частей. 1 часть «Сжатое изложение», 2 часть «Сочинение – рассуждение», 3 часть «Тестовые задания части». Программа носит примерный характер, каждый тематический блок может использоваться, расширяться и углубляться с учетом интересов обучающихся. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ 2024 года. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развёрнутого ответа. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приёмы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценивания задания. Структура сочинения на лингвистическую тему. Формулировка тезиса. Аргументирование. Вывод сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом текста. Критерии оценивания. Тезис сочинения-рассуждения по финалу текста. Аргументы. Вывод. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Критерии оценивания. Тезис сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Аргументы. Вывод. Текст как речевое произведение. Понимание текста. Понятие стиля и типа речи. Лексика. Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и фигуры речи. Метафора. Антитеза. Синекдоха. Олицетворение. Сравнение. Синонимы. Понятие нейтральных синонимов. Морфология. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола и наречия. Место причастия и деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи. Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению. Междометия и звукоподражательные слова. Орфография. Правописание корней. Правописание корней с чередованием, с безударной гласной в корне слова. Правописание приставок. Правописание приставок пре и при, приставок на звонкие и глухие согласные, приставок, неизменяемых на письме. Правописание суффиксов. Правописание суффиксов глаголов, причастий, деепричастий, прилагательных, существительных, наречий. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания при обращениях, вводных словах и предложениях, вставных конструкциях. Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Сложные бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения данного курса ученик должен уметь определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию); воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (сжато); создавать тексты ; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному; соблюдать в практике речевого общения основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; При выполнении тестовых заданий: по словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи; по лексике: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым словарем; по морфологии: распознавать изученные в 5-8 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматикоорфографическим словарем; по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-8 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты; заменять прямую речь косвенной; выразительно читать простые предложения изученных конструкций; по пунктуации: находить пунктограммы в простом и сложном предложениях и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 7- 9 классах пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА (34 часа) № Тема занятия п.п. 1 Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ 2024 года. Знакомство с критериями оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. 2 Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. 3 Что такое сжатие (компрессия) текста. Приёмы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение. Выбор приёмов сжатия. 4 Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценивания задания. Структура сочинения на лингвистическую тему. 5 Учимся формулировать тезис, аргументировать, писать вывод сочинениярассуждения на лингвистическую тему. 6 Сочинение-рассуждение, связанное с анализом текста. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения по финалу текста, аргументировать, писать Форма проведения Мини-лекция, практикум Виды деятельности. Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов. Мини-лекция, практикум Работа с текстом, создание текста. Мини-лекция, практикум Работа с текстом, создание текста. Мини-лекция, практикум Элементы сочинения, текстов. анализ Практикум Элементы сочинения, текстов. анализ Элементы сочинения, текстов. анализ Мини-лекция, практикум 16 вывод сочинениярассуждения. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Тезис сочинениярассуждения на моральноэтическую тему. Учимся аргументировать свою точку зрения. Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Стили речи. Изобразительновыразительные средства. Правописание корней, приставок, суффиксов. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. Комплексный анализ текста. 17 Работа над ошибками 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Мини-лекция, практикум Элементы сочинения, текстов. Практикум Работа с текстом. Практикум Работа с текстом Практикум Работа с текстом Практикум Практикум Работа с текстом Работа с текстом Практикум Работа с текстом Практикум Работа с текстом Практикум Работа с текстом Самостоятельная работа Практикум Работа с текстом анализ Работа с текстом УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 1. Контрольно-измерительные материалы. Варианты экзаменационных работ по типу ОГЭ 2024. 2. Сайт ФИПИ 3. https://rus-oge.sdamgia.ru/ 4. http://капканы-егэ.рф 5. https://4ege.ru/ 6. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)