Содержание 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности 3 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности 4 3. Тематическое планирование с указанием количества часов на каждую тему 5 2 1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности Планируемые результаты В результате изучения элективного курса «Теория и практика написания сочинений разных жанров» выпускник должен знать/понимать - основные понятия теории сочинений разных жанров; - основные нормы построения письменного высказывания; уметь - выбирать необходимый литературный материал для работы над сочинением; - работать с необходимым справочным материалом; - сопоставлять, сравнивать, обобщать литературные явления и факты общественной жизни; - использовать художественные средства языка; - создавать творческие работы разных жанров; - оценивать собственные творческие работы с точки зрения их речевой грамотности, тематического соответствия, жанровой соотнесённости; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; - увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью; - развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; - удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук; - самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства. 2. Содержание курса внеурочной деятельности Введение Сочинение как жанр литературного творчества учащихся, результат освоения художественного произведения. Изучение представления учащихся о работе над сочинением, уровня подготовленности к освоению курса. Что такое самостоятельность в написании сочинения? Способы выражения личной убежденности в письменной работе. Индивидуальный стиль и пафос письменной работы. Лирический, патетический и научный слог. Секреты «увлекательного» письма. Полемическая заостренность сочинения. Композиция сочинения Типы введения: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, обществоведческое. Требования к основной части сочинения: глубина и полнота раскрытия темы, соответствие теме, правильность фактического материала, последовательность изложения, уместное и умелое использование цитат. Собирание и систематизация материалов к сочинению. Соотношение содержания и формы в сочинении. Требования к речевому оформлению сочинения: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, грамотность. Уместное использование различных приёмов выстраивания 3 рассуждения на заданную тему (приёмы индукции и дедукции; сравнение героев одного произведения, сравнение героев разных произведений одного автора, сравнение героев разных авторов, сравнение объекта исследования с другими видами искусства – живописью, музыкой, театром, кино; доказательство «от противного», спор с воображаемым оппонентом; и др.). Заключение. Логическая соотнесённость с вступлением и основной частью. Основные виды заключения: заключение-вывод, заключение-следствие, концовка-цитата. Проблемно-тематическая и жанровая классификация сочинений Проблемно-тематическая типология сочинений. Сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение как тип творческой работы и как составляющая часть сочинения на определённую тему. Виды формулировок тем сочинений: тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение. Особенности подготовительного этапа работы над сочинением в зависимости от вида формулировки темы. Приёмы организации языкового материала в соответствии с выбором определённого типа речи. Жанровая классификация сочинений. Основополагающие принципы жанровой классификации сочинений: литературный портрет, этюд, эссе, рецензия, обозрение, очерк, дневник, интервью, воспоминание. Характеристика и портретный очерк. Искусство портрета – раскрытие внутреннего облика человека, литературного героя. Описание по памяти, по наблюдениям, на основе прочитанного, по воображению, на основе собеседования с «героем». Приёмы создания портрета героя разными авторами. Роль детали в создании портрета героя. Отбор материала художественного произведения для написания творческой работы. Литературный портрет – мемуарно-биографический жанр (на примере литературных портретов А.М. Горького). Сравнительная характеристика. Особенности жанра. Общая точка зрения, с которой рассматриваются сравниваемые предметы – исходная позиция всякого сравнения. Выявление сходства и различия, выявление эволюции авторской мысли, чувства, переживания и т.д. – цель сравнения. Сравнение произведений разных авторов. Сравнение произведений разных этапов творчества одного автора. Сравнение произведений, относящихся к различным видам искусства (художественное произведение и спектакль, фильм, картина, муз. произведение). Сравнение вариантов одного и того же произведения (Ф. Тютчев «Весенняя гроза» и др.). Аннотация, отзыв и рецензия. Характеристика произведения и его объективная оценка как неотъемлемые составляющие аннотации, отзыва, рецензии. Логичность, доказательность (с опорой на яркий литературный материал) – способы выражения позиции пишущего. Работа над составлением плана сочинения-рецензии. Требования к написанию сочинения рецензии. Устное и письменное рецензирование своих и предложенных творческих работ как способ практического освоения навыков критической оценки текста. Знакомство с образцами сочинений-рецензий, выявление особенностей жанра, применение полученных знаний на практике. Рассуждения проблемного характера. Литературно-критическая статья как один из публицистических жанров. Написание и оформление литературно-критической статьи. Библиография. Ссылки и их оформление. Наблюдения и методы фиксации материала для сочинений газетных жанров. Репортаж с места событий. Эссе как жанр литературного произведения. Особенности написания сочинения-эссе: выявление характерных особенностей строения текста, способов характеристики, выражения авторской позиции и т.д. Образцы сочинений на разные темы, написанные в жанре эссе: исследование материала, наблюдение за использованием языковых средств, над способами введения литературного материала в ткань сочинения. Совершенствование написанного Как совершенствовать написанное? Что такое «чувство меры»? 4 Культура оформления рукописи. Приемы правки рукописи. Работа мастеров слова над совершенствованием произведения. Обобщение и систематизация изученного 3. Тематическое планирование с указанием количества часов Наименование раздела Введение. Композиция сочинения. Проблемнотематическая и жанровая классификация сочинений. Кол-во часов Всего В т.ч. практ. р. 2 3 9 1 2 № урока Тема урока 1 Что такое самостоятельность в написании сочинения? Способы выражения личной убежденности в письменной работе. 2 Индивидуальный стиль и пафос письменной работы. Лирический, патетический и научный слог. Секреты «увлекательного» письма. Полемическая заостренность сочинения. Типы введения: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, обществоведческое. 3-4 5 Основные виды заключения: заключениевывод, заключение-следствие, концовкацитата. 6-7 Требования к основной части сочинения. Собирание и систематизация материалов к сочинению. Соотношение содержания и формы в сочинении. Проблемно-тематическая типология сочинений. Жанровая классификация сочинений. 8-9 10 13-14 Характеристика и портретный Сравнительная характеристика. Аннотация. 14-15 Отзыв. 16-17 Рецензия. 18 19-20 Рассуждения проблемного характера. Написание и оформление литературнокритической статьи. Библиография. Ссылки и их оформление. Наблюдения и методы фиксации материала для сочинений газетных жанров. 11-12 21 очерк. 5 22 23-25 Совершенство вание написанного. 1 Обобщение и систематизаци я изученного. 2 1 Репортаж с места событий. Эссе как жанр литературного произведения. 26 Особенности написания сочинения-эссе. 27 28-30 Как совершенствовать написанное? Что такое «чувство меры»? Культура оформления рукописи. Приемы правки рукописи. Обобщение и систематизация изученного. 31-32 Итоговая творческая работа. 33-34 Повторение 6