Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП ОСРЖ

Содержание

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

3

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации
и видов деятельности

4

3.

Тематическое планирование с указанием количества часов на каждую тему

5

2

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты
В результате изучения элективного курса «Теория и практика написания сочинений
разных жанров» выпускник должен
знать/понимать
- основные понятия теории сочинений разных жанров;
- основные нормы построения письменного высказывания;
уметь
- выбирать необходимый литературный материал для работы над сочинением;
- работать с необходимым справочным материалом;
- сопоставлять, сравнивать, обобщать литературные явления и факты общественной жизни;
- использовать художественные средства языка;
- создавать творческие работы разных жанров; - оценивать собственные творческие работы с
точки зрения их речевой грамотности, тематического соответствия, жанровой
соотнесённости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому
взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга
используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке
через наблюдение за собственной речью;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных
областях человеческой деятельности;
- удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной
жизни государства.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Введение
Сочинение как жанр литературного творчества учащихся, результат освоения
художественного произведения. Изучение представления учащихся о работе над
сочинением, уровня подготовленности к освоению курса.
Что такое самостоятельность в написании сочинения? Способы выражения личной
убежденности в письменной работе. Индивидуальный стиль и пафос письменной работы.
Лирический, патетический и научный слог. Секреты «увлекательного» письма.
Полемическая заостренность сочинения.
Композиция сочинения
Типы введения: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное,
обществоведческое.
Требования к основной части сочинения: глубина и полнота раскрытия темы,
соответствие теме, правильность фактического материала, последовательность изложения,
уместное и умелое использование цитат. Собирание и систематизация материалов к
сочинению. Соотношение содержания и формы в сочинении. Требования к речевому
оформлению сочинения: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое
единство и выразительность речи, грамотность. Уместное использование различных приёмов
выстраивания

3

рассуждения на заданную тему (приёмы индукции и дедукции; сравнение героев одного
произведения, сравнение героев разных произведений одного автора, сравнение героев
разных авторов, сравнение объекта исследования с другими видами искусства – живописью,
музыкой, театром, кино; доказательство «от противного», спор с воображаемым оппонентом;
и др.).
Заключение. Логическая соотнесённость с вступлением и основной частью. Основные
виды заключения: заключение-вывод, заключение-следствие, концовка-цитата.
Проблемно-тематическая и жанровая классификация сочинений
Проблемно-тематическая
типология
сочинений.
Сочинение-повествование,
сочинение-описание, сочинение-рассуждение как тип творческой работы и как
составляющая часть сочинения на определённую тему. Виды формулировок тем сочинений:
тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение. Особенности подготовительного этапа работы
над сочинением в зависимости от вида формулировки темы. Приёмы организации языкового
материала в соответствии с выбором определённого типа речи.
Жанровая классификация сочинений. Основополагающие принципы жанровой
классификации сочинений: литературный портрет, этюд, эссе, рецензия, обозрение, очерк,
дневник, интервью, воспоминание.
Характеристика и портретный очерк. Искусство портрета – раскрытие внутреннего
облика человека, литературного героя. Описание по памяти, по наблюдениям, на основе
прочитанного, по воображению, на основе собеседования с «героем». Приёмы создания
портрета героя разными авторами. Роль детали в создании портрета героя. Отбор материала
художественного произведения для написания творческой работы. Литературный портрет –
мемуарно-биографический жанр (на примере литературных портретов А.М. Горького).
Сравнительная характеристика. Особенности жанра. Общая точка зрения, с которой
рассматриваются сравниваемые предметы – исходная позиция всякого сравнения. Выявление
сходства и различия, выявление эволюции авторской мысли, чувства, переживания и т.д. –
цель сравнения. Сравнение произведений разных авторов. Сравнение произведений разных
этапов творчества одного автора. Сравнение произведений, относящихся к различным видам
искусства (художественное произведение и спектакль, фильм, картина, муз. произведение).
Сравнение вариантов одного и того же произведения (Ф. Тютчев «Весенняя гроза» и др.).
Аннотация, отзыв и рецензия. Характеристика произведения и его объективная оценка
как неотъемлемые составляющие аннотации, отзыва, рецензии. Логичность, доказательность
(с опорой на яркий литературный материал) – способы выражения позиции пишущего.
Работа над составлением плана сочинения-рецензии. Требования к написанию сочинения
рецензии. Устное и письменное рецензирование своих и предложенных творческих работ как
способ практического освоения навыков критической оценки текста. Знакомство с образцами
сочинений-рецензий, выявление особенностей жанра, применение полученных знаний на
практике.
Рассуждения проблемного характера.
Литературно-критическая статья как один из публицистических жанров. Написание и
оформление литературно-критической статьи. Библиография. Ссылки и их
оформление.
Наблюдения и методы фиксации материала для сочинений газетных жанров.
Репортаж с места событий.
Эссе как жанр литературного произведения. Особенности написания сочинения-эссе:
выявление характерных особенностей строения текста, способов характеристики, выражения
авторской позиции и т.д. Образцы сочинений на разные темы, написанные в жанре эссе:
исследование материала, наблюдение за использованием языковых средств, над способами
введения литературного материала в ткань сочинения.
Совершенствование написанного
Как совершенствовать написанное? Что такое «чувство меры»?

4

Культура оформления рукописи. Приемы правки рукописи. Работа мастеров слова над
совершенствованием произведения.
Обобщение и систематизация изученного
3. Тематическое планирование с указанием количества часов
Наименование
раздела
Введение.

Композиция
сочинения.

Проблемнотематическая и
жанровая
классификация
сочинений.

Кол-во часов
Всего
В т.ч.
практ. р.
2

3

9

1

2

№ урока

Тема урока

1

Что такое самостоятельность в написании
сочинения? Способы выражения личной
убежденности в письменной работе.

2

Индивидуальный стиль и пафос письменной
работы.
Лирический,
патетический
и
научный слог. Секреты «увлекательного»
письма.
Полемическая
заостренность
сочинения.
Типы
введения:
историческое,
аналитическое,
биографическое,
сравнительное, обществоведческое.

3-4

5

Основные виды заключения: заключениевывод, заключение-следствие, концовкацитата.

6-7

Требования к основной части сочинения.
Собирание и систематизация материалов к
сочинению. Соотношение содержания и
формы в сочинении.
Проблемно-тематическая
типология
сочинений.
Жанровая классификация сочинений.

8-9
10

13-14

Характеристика
и
портретный
Сравнительная характеристика.
Аннотация.

14-15

Отзыв.

16-17

Рецензия.

18
19-20

Рассуждения проблемного характера.
Написание и оформление литературнокритической статьи. Библиография. Ссылки и
их оформление.
Наблюдения и методы фиксации материала
для сочинений газетных жанров.

11-12

21

очерк.

5

22
23-25

Совершенство
вание
написанного.

1

Обобщение и
систематизаци
я изученного.

2

1

Репортаж с места событий.
Эссе как жанр литературного произведения.

26

Особенности написания сочинения-эссе.

27

28-30

Как совершенствовать написанное? Что такое
«чувство меры»?
Культура оформления рукописи. Приемы
правки рукописи.
Обобщение и систематизация изученного.

31-32

Итоговая творческая работа.

33-34

Повторение

6


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».