Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП шахматы

1

СОДЕРЖАНИЕ
1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

3

2. Комплекс организационно-педагогических условий

8

3.Список литературы

8

2

1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

Пояснительная записка.
Программа разработана с учетом следующих нормативных документов:
-

Федерального Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»;
-

Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденная

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
-

Санитарных правил 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требова-

ния к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года № 281;
-

Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685–21 «Гигиенические нормати-

вы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2;
-

Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
-

Устава МОУ Байновская СОШ.

Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Атуальность. Так как формирование разносторонне развитой личности – сложная
задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных
в

занятий

системе дополнительного образования общеобразовательной школы, выявляя и раз-

вивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности,
способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Адресат: обучающиеся 1-11 класс (от 7 до 18 лет).
Уровень: стартовый.
Режим занятий – 2 часа в неделю (по 1 академическому часу два раза в неделю).
Объем: 72 часа (9 месяцев).
Срок обучения: данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы занятий: групповые, индивидуальные, парные, коллективные, самостоятельные, индивидуально-обособленные.
3

1. Практикум.
2. Контрольная работа.
3. Сеанс одновременной игры.
4. Турнир.
5. Блиц-турнир.
6. Конкурс.
7. Лекция.
8. Турнир.
9. Беседа.
10. Игра с компьютером.
11. Просмотр видеороликов.
Цель программы - Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга
посредством обучения игре в шахматы.
Достигаются указанные цели через решение следующих задач:
•

Обучающие:

- познакомить с историей шахмат;
- дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах
проведения соревнований и правилах турнирного поведения.
•

Воспитывающие:
- привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом;
- научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из мно-

жества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно;
- научить уважать соперника.
•

Развивающие:
- развить

логическое

мышление,

память, внимание, усидчивость и другие по-

ложительные качества личности;
- ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.

Учебно-тематический план
№

Наименование тем

Количество часов

4

1. Организационное занятие
2. Шахматы - спорт, наука, искусство
3. Правила игры
4. Первоначальные понятия
5. Тактика игры
6. Стратегия игры
7. Эндшпиль
8. Дебют
9. Конкурсы решения задач, этюдов
10. Сеансы одновременно игры
11. Соревнования
12. Итоговое занятие
Итого

1
2
3
4

5

6

7

8

9
10
11
12

1
2
2
3
12
11
12
6
6
10
6
1
72

Содержание программы
Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год
Правила техники безопасности
Шахматы- спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Различные с истемы проведения шахматных соревнований
Правила игры. Правила турнирного поведения. Правила «тронул -ходи».
Первоначальные понятия. Запись партий. Мат, ничья. Относительная це нность фигур. Практические занятия: упражнения на запоминание правил
шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды.
Тактика игры. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические пр иемы. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, р ешение тематических этюдов.
Стратегия игры. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур,
выбор плана, централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание
с партнером специально подобранных позиций.
Эндшпиль. Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в
эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных поз иций, решение задач.
Дебют. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания.
Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных
партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.
Конкурсы решения задач, этюдов. Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение поб едителя конкурса.
Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем кружка сеансов
одновременной игры с последующим разбором партий с кружковцами.
Соревнования. Турниры общешкольные и районные.
Итоговое занятие. Подведение итогов года.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного
учебного предмета
5

Личностные результаты освоения программы – отражают индивидуальные личностные
качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала.
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного
здоровья;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам
других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы - характеризуют уровень
сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в
зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать
проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы
творческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и
операций, включая общие приёмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение воспроизводить по память информацию;
- умение устанавливать причинно – следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть
реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить
нестандартные решения.
6

Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнера (собеседника), организовывать и
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно
передавать информацию и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета.
– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии
на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим
дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;
– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;
- развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.

7

2. Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Занятия проходят в кабинете «Точка роста»
Для реализации программы используются следующие средства:
1. Комплекты шахматных фигур с шахматными столами – 4 шт.
2. Интерактивный экран – 1 шт.
3. Часы шахматные – 3 шт.
4. Раздаточный материал с упражнениями по изучаемому материалу.
Кадровое обеспечение:
К реализации данной программы может приступить педагог, имеющий специальное педагогическое образование, желательно имеющий опыт работы с подростками и детьми.
3.Список литературы
1. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. - М, 1986
2. Пожарский В.Н. Шахматный учебник. - Рязань, 1994
3. Журнал «64» - М, 1983-2004
4. Принципы шахматной игры: учебное пособие./ Шакуров М.Ф. -Казань: Мастер
Лайн,2000
ПРЕДМЕТНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. -М., 1997
2. Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества - М., 1981
3. Спутник

шахматиста:

Справочник/В.П.Елесин, Б.М.Волков, А.И.Крюков.

- М.:Воениздат,1992
4. Гик

Е.Я.

Компьютерные

шахматы:

Сборник.

-

«ФАИР»,1997
5. Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. - М.:Наука,1983
6. Линдер И.М., Шахматы на Руси. - М.:Наука,1975

М.: Агентство


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».