Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП театр

СОДЕРЖАНИЕ

1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

3

2. Комплекс организационно-педагогических условий

8

3.Список литературы

9

2

1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Главной задачей образования на современном этапе развития общества является
воспитание свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в
условиях постоянно меняющегося мира. Акценты в интересах развития активной
личности падают на развитие опыта творческой деятельности и ценностных ориентаций.
Перед учителем встаёт задача найти эффективное средство организации творческой
деятельности школьников.
Одним из таких средств может быть использование метода театрализации в
процессе обучения. Во время театрализации происходит соединение речи, движений,
музыки, положительных эмоций и элементов игровых коммуникативных ситуаций
(контакт глаз, мимики, жестов, интонационных и других характеристик речи). Эта
интеграция происходит также во время совместных обсуждений и дискуссий.
Во время работы над инсценировками происходит социокультурное развитие
учащихся. Они знакомятся с произведениями литературы. Работа над текстами
сопровождается дидактической интерактивной работой, которая позволяет учащимся
лучше осознать смысл текста и через игру приобщить к сценическому искусству.
В процессе совместной деятельности между учениками и учителем создаются
особые отношения, отношения сотрудничества. Эмоции и впечатления, полученные во
время театральной деятельности, становятся очень важным жизненным и творческим
опытом, который непременно пригодится выпускникам в их взрослой жизни.
Программа разработана с учетом следующих нормативных документов:
Федерального Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденная
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
Санитарных
правил
2.4.3648–20
«Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 281;
Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685–21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2;
Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог
дополнительного образования детей и взрослых";
Устава МОУ Байновская СОШ.
Направленность программы: художественная
Актуальность методической разработкой в свете личностно-ориентированного
подхода к обучению и имеет широкие возможности по применению для внеклассной
работы, развития творческой самореализации учащихся.
Отличительной особенностью данной программы является связь теоретического
материала с его практическим применением и его подача с опорой на жизненный
практический опыт учащихся.
3

Адресат общеразвивающей программы: работа в театральном кружке рассчитана
на учащихся среднего возраста (5-8 кл.), так как требует определённых интеллектуальных,
творческих и коммуникативных умений. Учащиеся должны уметь работать с текстом
(выделять главную мысль, вести поиск нужной информации), анализировать
информацию, делать обобщения, выводы, уметь вести дискуссию, аргументировать свою
точку зрения.
Уровень программы: программа имеет «стартовый уровень».
Режим и объем занятий. Программа рассчитана на 68 часов – 2 раза в неделю по
1 академическому часу.
Срок освоения программы – 1 год.
Формы обучения: фронтальная, групповая.
Виды занятий: тренинг, игра (деловая, ролевая), праздник, аукцион, путешествие,
гостиная, защита проектов, дискуссия, диспут, суд, конкурс, КВН, турнир, конференция,
пресс-конференция, фестиваль, творческая встреча, концерт, репетиция и т.д.
Формы подведения результатов: открытые уроки, концерт, выставка, конкурс,
презентация творческих работ, коллективный анализ работ, самоанализ.
Цели и задачи программы
Целями программы являются развитие творческого потенциала учащихся; развитие
всех видов коммуникативной компетенции; развитие личностных качеств учащихся; а
также повышение интереса и мотивации обучения.
Эти цели раскрываются в единстве практического, образовательного,
развивающего и воспитательного компонентов.
Практический компонент заключается в развитии социокультурных знаний.
Планировании и организации свой деятельности; самостоятельную работу с
техническими средствами обучения (компьютер); выделение основной и второстепенной
информации; формулирование выводов; самоконтроль, анализ и работа над ошибками.
Развиваются такие компенсаторные навыки и умения, как умения вступать в разговор,
поддерживать и завершать его; правильно использовать жесты и мимику.
Образовательный компонент заключается в приобщении к культурным ценностям
театрального искусства, в удовлетворении познавательных интересов в сфере театральной
деятельности.
Развивающий компонент заключается в развитии творческих способностей
учащихся; в развитии эстетического вкуса.
Воспитательный компонент заключается в приобщении подрастающего
поколения к театральному искусству, вовлечении их в творческую атмосферу; в
воспитании в них разборчивых и требовательных зрителей; в воспитании чувства
товарищества, воли, целеустремлённости, уважения к труду.
Задачами программы являются:
• изучить конкретное произведение литературы (развитие навыков изучающего
чтения: анализ главных идей, характеров персонажей, адаптация текста и т.д.);
• развитие навыков устной подготовленной речи (выразительность, произношение и
интонация, правильное использование невербальных средств общения);

4

• развитие навыков неподготовленной устной речи (умение вступать в разговор ,
поддерживать и завершать его; умение аргументировано отстаивать свою точку зрения
и т.д.);
• развитие креативных качеств личности: воображения, интуиции, самобытности;
• развитие универсальных качеств личности (целеполагание, рецензирование,
самоорганизация, рефлексия);
• развитие навыков использования информационных технологий.
Содержание программы
Тематическое планирование
№
п/п
1 -2

3-6
7-8

9-14
15-20

21-26
27-28
29-34

35
36
37-42
43
44-46

47-48
49-50

Наименование разделов и тем

ВВЕДЕНИЕ (2 ч.)
Знакомство с планом кружка. Знакомство с театром. Театральные
профессии
КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ (6 ч.)
Основы актерского мастерства. Мимика жестов. Техника речи
Роль костюма, грима и декораций в театрализованных
представлениях
РИТМОПЛАСТИКА (27 ч.)
Музыкально-пластические игры и упражнения. Подбор
музыкального сопровождения к спектаклям.
«День матери». Написание сценария. Распределение ролей и
разучивание миниатюр. Репетиции. Театрализованное
представление
Подготовка к театрализованным представлениям на новогодние
праздники. Написание сценариев. Распределение ролей
Разучивание движений на сцене (сценическое движение).
Постановка танца.
Театрализованные новогодние представления:
«Приключения на новогодней поляне»,
Театрализованный концерт «Почтовый ящик Деда Мороза»,
Новогодний карнавал
Актерское мастерство. Мимика и жесты. Техника речи
ЭТИКА И ЭТИКЕТ (11 ч.)
Понятия терминов этика, этикет, такт, нравственность
Подготовка к Литературной гостиной «Ленинградский дневник».
Написание сцерия. Распределение ролей. Проведение мероприятия
Музыкальное оформление спектаклей. Фонограмма.
Знакомство с инструментальной музыкой. Сонаты. Изучение
творчества Д. Шостаковича. Знакомство музыкальными
инструментами (скрипка, фортепиано, виолончель)
ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА (21 ч.)
Беседы о Дне театра. «Знаете ли вы театр, как знаю его я?» (В. Г.
Белинский). Театральное искусство. Театральные встречи.
Жанры театрального искусства. Что такое жанр? Основные

Количество
часов
2

4
2

6
6

6
2
6

1
1
6
1
3

2
2
5

театральные жанры: драма, комедия, мелодрама, мюзикл,
литературно-музыкальная композиция и др.
51-56 Подготовка к Литературно-музыкальной композиции,
6
посвященной Дню Победы. Распределение ролей, разучивание
мизансцен. Проведение мероприятия
57-62 Разучивание стихов и песен военных лет. Встреча с ветеранами
6
ВОВ. Просмотр фильма "Горячий снег".
63 Литературные викторины. Игровые программы. ШТМы
1
64-68 Капустник «Школа? Не слыхали…»
4
Содержание программы
План работы состоит из теоретической (беседы, лекции, диспут, рассказы) и
практической (проведение праздников, концертов, фестивалей, конкурсов и др.) частей,
которые тесно переплетаются между собой. В программе освещено нравственное,
патриотическое, гражданское воспитание, а также ведется работа по направлению
здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Занятия в театральном кружке «Нахаленок» ведутся по данному учебнотематическому плану, включающему несколько разделов.
Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные
на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой
дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную
образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие
рифмы.
Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические,
музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие
двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений,
снизить последствия учебной перегрузки.
Раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с
задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре
общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей
(быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику
нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.
Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком
профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического
чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных
ситуациях.





Планируемые результаты
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим
людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
6









































любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные
установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей,
проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок,
этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить
к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба,
удивление, восхищение);
предметные умения и навыки устной речи (интонация, произношение);
умение и готовность к неподготовленной речи, импровизации, правильное использование
невербальных средств общения;
происходит социокультурное развитие учащихся;
создаются особые отношения, отношения сотрудничества.
учащиеся должны уметь работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск
нужной информации );
7



анализировать информацию, делать обобщения, выводы, уметь вести дискуссию,
аргументировать свою точку зрения;
Результаты работы оцениваются по внешним показателям, внутренним самооценкам
учащихся и личным наблюдениям учителя.
Внешние показатели - это творческая продукция учащихся (показы спектакля,
результаты участия в фестивалях и конкурсах различного уровня).
2.Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение. Оборудование и материалы - аудио- и
видеотехника, микрофоны, декорации, костюмы, художественное оформление праздников
(афиши, плакаты, рисунки, фотографии).
Методическое обеспечение: программа обеспечена методическими видами
продукции (игр;бесед; конкурсов; конференций; агидбригад; концертов; фестивалей и др.)
учащихся.
Формой подведения итогов можно считать: выступление на школьных праздниках,
торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях,
родительских собраниях, классных часах.
3.Список литературы

Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: учебнометодическое пособие / ред. Т. Я. Шпикалова, Г. А. Поровская. - Москва: Владос, 2000.
- 272 с.
2. Встречи с выпускниками: вечер школьных друзей; литературно-музыкальная
композиция; чайный церемониал / ред., сост. Л. И. Жук. - Минск : Красико Принт,
2007. - 127 с. - (Праздник в школе).
3. Гиппиус, С. В. Актерский тренинг: гимнастика чувств : науч. полул. лит. / С. В.
Гиппиус. - 3-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2008 ; СанктПетербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 377 с.
4. Грачева, Л. В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой:
самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования / Л. В. Грачева.
- Санкт-Петербург: Речь, 2004.
5. Ильинский, И. В. Со зрителем наедине: беседы о театральном искусстве / И. В.
Ильинский; ред. Т. Сырыщева. - Москва: Молодая гвардия, 1964.
6. Искусство вести за собой... : тренинги и занятия по формированию у юношества
социальной инициативности и лидерских качеств / ред. С. В. Тетерский. - Москва:
АРКТИ, 2007. - 95 с.
7. Куприянов, Б. В. Организация и методика проведения игр с подростками: взрослые
игры для детей: учебно-методическое пособие / Б. В. Куприянов, М. И. Рожков, И. И.
Фришман. - Москва: ВЛАДОС, 2004. - 215 с.
8. Носкова, З. А. Организация литературных вечеров и утренников: сценарии
литературных посиделок : пособие для учителей, руководителей литературных
кружков, педагогов дополнительного образования / З. А. Носкова, И. И. Постникова. Москва: Школьная Пресса, 2004. - 107 с.
9. Сценарии школьных праздников / сост. А. В. Соколов. - Москва: Школьная Пресса,
2000.
1.

8

10. Сценарии школьных праздников: День Победы. День защитника Отечества.

Концертная программа в летнем лагере. Последний звонок. Выпускной вечер. 1
Сентября. День смеха. Викторины. - Москва : Школьная Пресса, 2004
11. Тубельская, Г. Н. Детские праздники в семье и школе: издания для досуга / Г.
Н. Тубельская. - Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009. 255 с.

9


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».