СОДЕРЖАНИЕ 1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 3 2. Комплекс организационно-педагогических условий 8 3.Список литературы 9 2 1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы Пояснительная записка Главной задачей образования на современном этапе развития общества является воспитание свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Акценты в интересах развития активной личности падают на развитие опыта творческой деятельности и ценностных ориентаций. Перед учителем встаёт задача найти эффективное средство организации творческой деятельности школьников. Одним из таких средств может быть использование метода театрализации в процессе обучения. Во время театрализации происходит соединение речи, движений, музыки, положительных эмоций и элементов игровых коммуникативных ситуаций (контакт глаз, мимики, жестов, интонационных и других характеристик речи). Эта интеграция происходит также во время совместных обсуждений и дискуссий. Во время работы над инсценировками происходит социокультурное развитие учащихся. Они знакомятся с произведениями литературы. Работа над текстами сопровождается дидактической интерактивной работой, которая позволяет учащимся лучше осознать смысл текста и через игру приобщить к сценическому искусству. В процессе совместной деятельности между учениками и учителем создаются особые отношения, отношения сотрудничества. Эмоции и впечатления, полученные во время театральной деятельности, становятся очень важным жизненным и творческим опытом, который непременно пригодится выпускникам в их взрослой жизни. Программа разработана с учетом следующих нормативных документов: Федерального Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р; Санитарных правил 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 281; Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685–21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2; Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"; Устава МОУ Байновская СОШ. Направленность программы: художественная Актуальность методической разработкой в свете личностно-ориентированного подхода к обучению и имеет широкие возможности по применению для внеклассной работы, развития творческой самореализации учащихся. Отличительной особенностью данной программы является связь теоретического материала с его практическим применением и его подача с опорой на жизненный практический опыт учащихся. 3 Адресат общеразвивающей программы: работа в театральном кружке рассчитана на учащихся среднего возраста (5-8 кл.), так как требует определённых интеллектуальных, творческих и коммуникативных умений. Учащиеся должны уметь работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации), анализировать информацию, делать обобщения, выводы, уметь вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения. Уровень программы: программа имеет «стартовый уровень». Режим и объем занятий. Программа рассчитана на 68 часов – 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Срок освоения программы – 1 год. Формы обучения: фронтальная, групповая. Виды занятий: тренинг, игра (деловая, ролевая), праздник, аукцион, путешествие, гостиная, защита проектов, дискуссия, диспут, суд, конкурс, КВН, турнир, конференция, пресс-конференция, фестиваль, творческая встреча, концерт, репетиция и т.д. Формы подведения результатов: открытые уроки, концерт, выставка, конкурс, презентация творческих работ, коллективный анализ работ, самоанализ. Цели и задачи программы Целями программы являются развитие творческого потенциала учащихся; развитие всех видов коммуникативной компетенции; развитие личностных качеств учащихся; а также повышение интереса и мотивации обучения. Эти цели раскрываются в единстве практического, образовательного, развивающего и воспитательного компонентов. Практический компонент заключается в развитии социокультурных знаний. Планировании и организации свой деятельности; самостоятельную работу с техническими средствами обучения (компьютер); выделение основной и второстепенной информации; формулирование выводов; самоконтроль, анализ и работа над ошибками. Развиваются такие компенсаторные навыки и умения, как умения вступать в разговор, поддерживать и завершать его; правильно использовать жесты и мимику. Образовательный компонент заключается в приобщении к культурным ценностям театрального искусства, в удовлетворении познавательных интересов в сфере театральной деятельности. Развивающий компонент заключается в развитии творческих способностей учащихся; в развитии эстетического вкуса. Воспитательный компонент заключается в приобщении подрастающего поколения к театральному искусству, вовлечении их в творческую атмосферу; в воспитании в них разборчивых и требовательных зрителей; в воспитании чувства товарищества, воли, целеустремлённости, уважения к труду. Задачами программы являются: • изучить конкретное произведение литературы (развитие навыков изучающего чтения: анализ главных идей, характеров персонажей, адаптация текста и т.д.); • развитие навыков устной подготовленной речи (выразительность, произношение и интонация, правильное использование невербальных средств общения); 4 • развитие навыков неподготовленной устной речи (умение вступать в разговор , поддерживать и завершать его; умение аргументировано отстаивать свою точку зрения и т.д.); • развитие креативных качеств личности: воображения, интуиции, самобытности; • развитие универсальных качеств личности (целеполагание, рецензирование, самоорганизация, рефлексия); • развитие навыков использования информационных технологий. Содержание программы Тематическое планирование № п/п 1 -2 3-6 7-8 9-14 15-20 21-26 27-28 29-34 35 36 37-42 43 44-46 47-48 49-50 Наименование разделов и тем ВВЕДЕНИЕ (2 ч.) Знакомство с планом кружка. Знакомство с театром. Театральные профессии КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ (6 ч.) Основы актерского мастерства. Мимика жестов. Техника речи Роль костюма, грима и декораций в театрализованных представлениях РИТМОПЛАСТИКА (27 ч.) Музыкально-пластические игры и упражнения. Подбор музыкального сопровождения к спектаклям. «День матери». Написание сценария. Распределение ролей и разучивание миниатюр. Репетиции. Театрализованное представление Подготовка к театрализованным представлениям на новогодние праздники. Написание сценариев. Распределение ролей Разучивание движений на сцене (сценическое движение). Постановка танца. Театрализованные новогодние представления: «Приключения на новогодней поляне», Театрализованный концерт «Почтовый ящик Деда Мороза», Новогодний карнавал Актерское мастерство. Мимика и жесты. Техника речи ЭТИКА И ЭТИКЕТ (11 ч.) Понятия терминов этика, этикет, такт, нравственность Подготовка к Литературной гостиной «Ленинградский дневник». Написание сцерия. Распределение ролей. Проведение мероприятия Музыкальное оформление спектаклей. Фонограмма. Знакомство с инструментальной музыкой. Сонаты. Изучение творчества Д. Шостаковича. Знакомство музыкальными инструментами (скрипка, фортепиано, виолончель) ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА (21 ч.) Беседы о Дне театра. «Знаете ли вы театр, как знаю его я?» (В. Г. Белинский). Театральное искусство. Театральные встречи. Жанры театрального искусства. Что такое жанр? Основные Количество часов 2 4 2 6 6 6 2 6 1 1 6 1 3 2 2 5 театральные жанры: драма, комедия, мелодрама, мюзикл, литературно-музыкальная композиция и др. 51-56 Подготовка к Литературно-музыкальной композиции, 6 посвященной Дню Победы. Распределение ролей, разучивание мизансцен. Проведение мероприятия 57-62 Разучивание стихов и песен военных лет. Встреча с ветеранами 6 ВОВ. Просмотр фильма "Горячий снег". 63 Литературные викторины. Игровые программы. ШТМы 1 64-68 Капустник «Школа? Не слыхали…» 4 Содержание программы План работы состоит из теоретической (беседы, лекции, диспут, рассказы) и практической (проведение праздников, концертов, фестивалей, конкурсов и др.) частей, которые тесно переплетаются между собой. В программе освещено нравственное, патриотическое, гражданское воспитание, а также ведется работа по направлению здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности. Занятия в театральном кружке «Нахаленок» ведутся по данному учебнотематическому плану, включающему несколько разделов. Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки. Раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку. Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Планируемые результаты В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Личностные УУД: эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; 6 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово; осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Регулятивные УУД: Обучающийся научится: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД: Обучающийся научится: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: Учащиеся научатся: читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; выразительному чтению; различать произведения по жанру; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; сочинять этюды по сказкам; умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение); предметные умения и навыки устной речи (интонация, произношение); умение и готовность к неподготовленной речи, импровизации, правильное использование невербальных средств общения; происходит социокультурное развитие учащихся; создаются особые отношения, отношения сотрудничества. учащиеся должны уметь работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации ); 7 анализировать информацию, делать обобщения, выводы, уметь вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения; Результаты работы оцениваются по внешним показателям, внутренним самооценкам учащихся и личным наблюдениям учителя. Внешние показатели - это творческая продукция учащихся (показы спектакля, результаты участия в фестивалях и конкурсах различного уровня). 2.Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение. Оборудование и материалы - аудио- и видеотехника, микрофоны, декорации, костюмы, художественное оформление праздников (афиши, плакаты, рисунки, фотографии). Методическое обеспечение: программа обеспечена методическими видами продукции (игр;бесед; конкурсов; конференций; агидбригад; концертов; фестивалей и др.) учащихся. Формой подведения итогов можно считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах. 3.Список литературы Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: учебнометодическое пособие / ред. Т. Я. Шпикалова, Г. А. Поровская. - Москва: Владос, 2000. - 272 с. 2. Встречи с выпускниками: вечер школьных друзей; литературно-музыкальная композиция; чайный церемониал / ред., сост. Л. И. Жук. - Минск : Красико Принт, 2007. - 127 с. - (Праздник в школе). 3. Гиппиус, С. В. Актерский тренинг: гимнастика чувств : науч. полул. лит. / С. В. Гиппиус. - 3-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2008 ; СанктПетербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 377 с. 4. Грачева, Л. В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой: самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования / Л. В. Грачева. - Санкт-Петербург: Речь, 2004. 5. Ильинский, И. В. Со зрителем наедине: беседы о театральном искусстве / И. В. Ильинский; ред. Т. Сырыщева. - Москва: Молодая гвардия, 1964. 6. Искусство вести за собой... : тренинги и занятия по формированию у юношества социальной инициативности и лидерских качеств / ред. С. В. Тетерский. - Москва: АРКТИ, 2007. - 95 с. 7. Куприянов, Б. В. Организация и методика проведения игр с подростками: взрослые игры для детей: учебно-методическое пособие / Б. В. Куприянов, М. И. Рожков, И. И. Фришман. - Москва: ВЛАДОС, 2004. - 215 с. 8. Носкова, З. А. Организация литературных вечеров и утренников: сценарии литературных посиделок : пособие для учителей, руководителей литературных кружков, педагогов дополнительного образования / З. А. Носкова, И. И. Постникова. Москва: Школьная Пресса, 2004. - 107 с. 9. Сценарии школьных праздников / сост. А. В. Соколов. - Москва: Школьная Пресса, 2000. 1. 8 10. Сценарии школьных праздников: День Победы. День защитника Отечества. Концертная программа в летнем лагере. Последний звонок. Выпускной вечер. 1 Сентября. День смеха. Викторины. - Москва : Школьная Пресса, 2004 11. Тубельская, Г. Н. Детские праздники в семье и школе: издания для досуга / Г. Н. Тубельская. - Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009. 255 с. 9