Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП гитара

1

СОДЕРЖАНИЕ
1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

3

2. Комплекс организационно-педагогических условий

11

3.Список литературы

12

2

1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем
современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять
природу и приумножать природные богатства родного края, разумно использовать
научные и технические достижения на благо природы и человека. Необходимо научить
детей
любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило
нахождения в природе: не навреди!
Программа разработана с учетом следующих нормативных документов:
Федерального Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденная
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
Санитарных
правил
2.4.3648–20
«Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 281;
Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685–21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2;
Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог
дополнительного образования детей и взрослых";
Устава МОУ Байновская СОШ.
Предлагаемая
общеразвивающая
программа
имеет
естественнонаучную
направленность. В единстве с основным школьным курсом биологии программа «Живой
мир» будет обеспечивать сознательное усвоение обучающимися основных биологических
понятий, фактов, методов биологической науки с опорой на внутри - и межпредметные
связи и на этой основе формировать естественнонаучное мировоззрение и восприятие
учащимися биологического образования как элемента общечеловеческой культуры.
Отличительные особенности данной общеразвивающей программы можно
назвать следующие:
 Охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является
дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
 Добавлен раздел изучения особенностей природы Свердловской
области и
родного края (растительный и животный мир, природоохранная деятельность).
Таким образом, актуальность программы заключается в сочетании различных
форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний,
с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе
экологических, особенностей.
Адресат программы: обучающиеся 5 -11 классов разного уровня подготовки.
Возраст детей: 11-17 лет, количество в группе: 10-15.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 академическому часу.

3

Объем программы: курс рассчитан на 68 часов. Включает теоретические и
практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и
физиологии человека, предполагает проведение экскурсий и наблюдений в природе.
Срок освоения: 8,5 месяцев.
Уровень общеразвивающей программы: «стартовый».
Формы организации деятельности обучающихся на занятиях:

Групповая

Индивидуальная
Виды занятий, методы, используемые в работе по программе

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с
биологической литературой.

Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время
выступлений.

Частично-поисковые методы
(при систематизации коллекционного
материала).

Исследовательские методы (при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр
видеофильмов,
компьютерных
презентаций,
биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: Создать условия для формирования и развития у обучающихся
естественного интереса к природе.
Основные задачи программы:
 Воспитание экологически грамотного человека;
 Формирование осознанной ответственности за судьбу природы каждым человеком;
 Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности;
 Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и
исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в
природе;
 Развитие практических навыков при уходе за комнатными растениями и
обитателями живого уголка, при составлении и систематизации биологических
коллекций и гербариев;
 Развитие исследовательских навыков при работе с микроскопом.
 Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Содержание общеразвивающей программы «Живой мир»
Учебно-тематический план
№
п/п

Название раздела

1.

Осенние явления в
природе.

2.

Природа под
микроскопом.
Зеленый мир.

3.

Общее
количество
часов
8

В том числе:
Теоретичес Практиче
ких
ских
4
4

7

4

3

7

4

3

Формы
аттестации
Выставка «Дары
природы»
Отчет по
экскурсии
Лабораторная
работа
Практическая
4

4.

Мир животных.

8

4

4

5.

Обитатели живого
уголка.
Организм человека
Здоровье человека и
окружающая среда.
Весна в природе
Природа под охраной.

7

3

4

7
8

4
4

3
4

работа по
определению
Лабораторная
работа
Практическая
работа
Защита проекта
Защита проекта

8
8

4
4

4
4

Защита проекта
Защита проекта

6.
7.
8.
9.

Итого: 68
Содержание разделов программы
Тема 1. Осенние явления в природе – 8 часов.
Теория
Введение. Сезонность в природе. Фотопериодизм. Осень в жизни растений и животных.
Грибное царство. Что мы знаем о грибах. «Тихая охота». О чем нам осень рассказала.
Практик
Экскурсия в природу.
Подготовка выставки «Дары природы».
Правила сбора и переработки грибов. Первая помощь при отравлении.
Тема 2.Природа под микроскопом – 7 часов.
Теория
Методы исследования природы. Самые маленькие организмы. Особенности и
разнообразие бактерий. Бактерии в жизни человека. Клетки растений и животных. Что
показал нам микроскоп.
Практика
Правила безопасности и меры первой помощи.
Исследования природы с помощью микроскопа.
Правила работы с микроскопом.
Приготовление микропрепаратов.
Тема 3. Зеленый мир – 7 часов
Теория
Мир растений. Особенности и многообразие растений. Тайны жизни растений. Строение
растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции. Роль растений в природе
и жизни человека. Съедобные и ядовитые растения. Лекарственные растения. Растения
Красной
книги
Свердловской
области
и
меры
по
их
охране.
Практика
Определение растений.
Подготовка внеклассного мероприятия
«Что ты знаешь
о растениях?»
Тема 4. Мир животных – 8 часов.
Теория
Мир животных. Особенности и многообразие животных. Тайны жизни одноклеточных
животных. Холоднокровные животные. Животные в жизни человека. Животные красной
книги
Свердловской
области
и
меры
по
их
охране.
Практика
Выращивание культуры инфузории-туфельки.
Мир беспозвоночных животных.
Определение членистоногих по рисункам и коллекции.
5

В мире позвоночных животных.
КТД создание настольной игры «Зоолэнд».
Тема 5. Обитатели живого уголка- 7 часов.
Теория
Происхождение комнатных растений и правила ухода.
Обитатели живого уголка: аквариумные рыбки, хомячки, моллюски, попугайчики.
Особенности содержания.
Практика
Уход за комнатными растениями.
Паспортизация комнатных растений.
Уход за обитателями живого уголка.
Тема 6. Организм человека – 7 часов.
Теория
Человек - особенный. Как появился человек. Особенности высшей нервной деятельности
человека. Факторы здоровья человека. Влияние вредных привычек на здоровье.
Практика
Выявление доказательств эволюции человека.
Особенности устройства и работы систем органов человека. Функциональные пробы и
исследования работы организма человека. Проектная деятельность «Влияние вредных
привычек на здоровье».
Тема 7. Здоровье человека и окружающая среда – 8 часов.
Теория
Здоровье и факторы риска болезни. Здоровье и наследственность. Здоровье и среда
жизнедеятельности человека. Влияние загрязнений среды на здоровье человека. Здоровый
образ жизни.
Практика
Анализ уровня загрязненности среды в результате жизнедеятельности человека. Культура
питания.
Анализ состава пищевых продуктов. Акция «Если хочешь быть здоров…».
Тема 8
Весна в природе – 8 часов.
Теория
Признаки весны. Первоцветы под охраной.
По страницам красной книги Свердловской области.
Весна в жизни животных. Весенние пейзажи. Секреты перелетных птиц. Международный
День птиц.
Практика
Весна в жизни растений. Вырастить растение своими руками.
Основы растениеводства. Выращивание рассады овощных и комнатных растений.
Способы вегетативного размножения растений.
Тема 9. Природа под охраной – 8 часов.
Теория
Экологические проблемы. Экологические организации. Состояние природы окрестностей
с. Байны.
Методы охраны природы. Природоохранные территории. Богдановичский
заказник.Экологическая тропа.
Практика
Исследования состояния природы. Экологические проекты. Экологическая акция
«Школьный двор!»
Итоговое отчетное занятие.

6

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.

11.
12.
13.
14.
15.

Темы занятий
Осенние явления в природе
Введение. Сезонность в природе. Фотопериодизм
Осень в жизни растений и животных..
Экскурсия в природу.
Подготовка выставки «Дары природы».
Грибное царство.
Что мы знаем о грибах. «Тихая охота».
Правила сбора и переработки грибов. Первая помощь
при отравлении.
О чем нам осень рассказала.
Природа под микроскопом.
Введение. Методы исследования природы. Правила
безопасности и меры первой помощи.
Исследования природы с помощью микроскопа.
Правила работы с микроскопом. Приготовление
микропрепаратов
Самые маленькие организмы. Особенности и
разнообразие бактерий.
«Суд над бактерией».
Простейшие организмы.
Клетки растений и животных.
Что показал нам микроскоп.

Теория

Практика

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1

Зеленый мир.
Мир растений. Особенности и многообразие
растений.
Тайны жизни растений. Строение растений и
жизнедеятельность. Органы растений и их функции.
Определение растений.
Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты
знаешь о растениях?».
Роль растений в природе и жизни человека.
Съедобные и ядовитые растения.
Лекарственные растения.

1

22.

Растения Красной книги Свердловской области и
меры по их охране.

1

23.

Мир животных.
Мир животных. Особенности и многообразие
животных.

1

16.
17.
18.
19.
20.
21.

1
1
1
1
1

7

24.
25.

26.
27.
28.
29.
30.

31.
32.
33.
34.
35.

36.
37.

38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.

45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.

Тайны жизни одноклеточных животных.
Выращивание культуры инфузории-туфельки.
Мир беспозвоночных животных.
Определение членистоногих по рисункам и
коллекции.

1

В мире позвоночных животных.
Холоднокровные животные.
В мире позвоночных животных.
Теплокровные животные.
Животные в жизни человека.
КТД создание настольной игры «Зоолэнд»
Животные Красной книги Свердловской области и
меры по их охране.
Праздничная зоовикторина. Презентация новой игры.

1

Обитатели живого уголка.
Происхождение комнатных растений.
Правила ухода за комнатными растениями
Уход за комнатными растениями.
Паспортизация комнатных растений.
Обитатели живого уголка: аквариумные рыбки,
хомячки, моллюски, попугайчики. Особенности
содержания.
Уход за обитателями живого уголка.
Уход за обитателями живого уголка.

1

1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1

Организм человека.
Человек - особенный.
1
Как появился человек.
1
Выявление доказательств эволюции человека.
Особенности устройства и работы систем органов
1
человека.
Функциональные пробы и исследования работы
организма человека.
Особенности высшей нервной деятельности человека.
Факторы здоровья человека.
Влияние вредных привычек на здоровье.
Здоровье человека и окружающая среда.
Здоровье и факторы риска болезни.
Здоровье и наследственность
Здоровье и среда жизнедеятельности человека.
. Влияние загрязнений среды на здоровье человека.
Здоровый образ жизни
Анализ уровня загрязненности среды в результате
жизнедеятельности человека.
Культура питания. Анализ состава пищевых
продуктов.
Акция «Если хочешь быть здоров…».

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
8

53.
54.
55.

56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

Весна в природе
Признаки весны. Весна в жизни растений.
Первоцветы под охраной.
По страницам красной книги Свердловской области.
Вырастить растение своими руками.
Основы растениеводства. Выращивание рассады
овощных и комнатных растений.
Способы вегетативного размножения растений.
Весна в жизни животных.
Секреты перелетных птиц.
День птиц. Игра «Птичий хоровод».
Весенние пейзажи.
Природа под охраной
Экологические проблемы.
Экологические организации. Методы охраны
природы.
Исследования состояния природы.
Состояние природы окрестностей села Байны.
Природоохранные территории. Богдановичский
заказник.
Экологическая тропа. Экологическая акция
«Школьный двор!»
Экологические проекты. Защита экологических
проектов.
Итоговое занятие.

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Планируемые результаты
Ожидаемый результат:
 положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых,
подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях,
конференциях.
 повышение коммуникативности;
 появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и
экологии;
 умение пользоваться современными источниками информации и давать
аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной
и учебной литературой;
 ведение здорового образа жизни.
Обучающиеся должны знать:
- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости экосистем;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
- типичных представителей животного и растительного мира родного края;
- съедобные и ядовитые растения своей местности;
- лекарственные растения, правила сбора, хранения и применения их.
- редкие и охраняемые виды растений и животных нашей области;
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила
ухода;
9

- современные проблемы охраны природы, аспекты, принципы и правила охраны природы;
Обучающиеся должны ум еть:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
- ухаживать за комнатными растениями и обитателями живого уголка;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической
деятельности по сохранению природного окружения;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные т примеры);
- наблюдать предметы и явления природы;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков,
описаний, выводов;
- подготовить доклад, презентацию;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками основной школы следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты обучения:
 знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
 сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
 формирование личностных представлений о целостности природы,
 формирование основ экологического сознания на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде и рационального природопользования.
Метапредметные результаты обучения:
 знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
 формирование умения работать с различными источниками биологической
информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими
словарями справочниками,интернет ресурсами, анализировать и оценивать информацию;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и
познавательной деятельности;
 формирование и развитие компетентности
в области использования
информационно-коммуникативных технологий;
 формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии
и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и
отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатамиобучения являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

выделение
существенных
признаков
биологических
объектов
(отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и
бактерий);

соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
бактериями, грибами;

роли различных организмов в жизни человека; значения биологического
разнообразия для сохранения биосферы;
 различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
10

 сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
 выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия
разных видов в экосистеме;
 овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
 знание основных правил поведения в природе;
 анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов
риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
 знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
 соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы,
микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
 освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
растениями.
5. В эстетической сфере:
 овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы.
2. Комплекс организационно-педагогических условий

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение учебного курса
Печатные пособия
Комплект таблиц:
Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные
растения
Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений
Наборы картинок в соответствии с тематикой.
Натуральные объекты
Гербарии
Основные группы растений
Деревья и кустарники
Коллекции
Голосеменные растения
Семена и плоды
Насекомые
Комплекты микропрепаратов
Приборы
Раздаточные
Микроскопы
Лупа ручная
Демонстрационные
Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ
Технические средства обучения
1. Компьютер.
2. Проектор.
3. Настенная доска.
Информационное обеспечение программы
11

Интернет-ресурсы
1. Сайт Российского общеобразовательного Портал http://www.school.edu.ru (обмен
педагогическим опытом, практические рекомендации).
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа:
http://school-collection.edu.ru
3. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа:
www.km.ru/ education
4. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
5. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
6. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»
Формы контроля знаний:
Отчеты по лабораторным работам.
Творческие задания.
Информационно-поисковая работа с использованием ИКТ.
Проектно-исследовательская работа.
Защита пректов.
Творческий отчет об экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении
внеклассного мероприятия.
Основной инструментарий для оценивания результатов:
Творческие работы, проекты.

3. Список литературы.
1. Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. Растения. Пособие для учащихся. М.:Просвещение,2015.
2. Биология. Беспозвоночные животные. Пособие для учащихся. М.:Просвещение,2015.
3. Биология. Позвоночные животные. Пособие для учащихся. -М.:Просвещение,2015.
4. Богданов В.Д., Большаков В.Н., Госькова О.А. Рыбы Среднего Урала. Справочник
–.определитель. -.Екатеринбург: СОКРАТ, 2016.
5. Большаков В.М., Горчаковский П.М. Красная книга Среднего Урала.
Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1996.
6. Васфилова Е.С., Воробьева Т.А. Лекарственные растения Среднего Урала.
Справочник–определитель. Екатеринбург: СОКРАТ, 2006.
7. Вершинин В.Л., Большаков В.Н. Амфибии и рептилии Среднего Урала.
Справочник- определитель. Екатеринбург: СОКРАТ, 2006.
8. Горбунов П.Ю., Ольшванг В.Н. Бабочки Среднего Урала. Справочник –
определитель. -Екатеринбург: СОКРАТ, 2006.
9. Горбунов П.Ю., Ольшванг В.Н. Жуки Среднего Урала. Справочник –
.определитель. -Екатеринбург: СОКРАТ, 2006.
10. Красная книга Среднего Урала. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1996г
11. Мамаев С.А., Кожевников А.П. Деревья и кустарники Среднего Урала. Справочник
–определитель. Екатеринбург: СОКРАТ, 2006.
12

12. Мухин В.А., Ушакова Н.В., Ширяев А.Г.и др. Грибы Среднего Урала. Справочник
–определитель. -Екатеринбург: СОКРАТ, 2007.
13. Неизвестное об известном. Животные. М.:РОСМЭН,1995.
14. Определители объектов природы России. Определитель деревьев в весенне-летний
период М.: ВентанаГраф,2005.
15. Определители объектов природы России. Определитель деревьев в осеннее зимний период -М.:Вентана-Граф,2005.
16. Петренко С.И. Уход за растениями. – М.: ООО «Издательство Мир книги», 2006.
17. Рябицев В.К., Тарасов В.В. Птицы Среднего Урала. Справочник - определитель.
Екатеринбург: СОКРАТ, 2006.
Для учителя
1. АсмоловА.Г, Бурменская Г.В.,. Володарская И.А Формирование универсальных
учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для
учителя– М.: Просвещение, 2011.-159с.
2. Браверман Э.М. Развитие метапредметных умений на уроках. Основная школа. М.:
Просвещение, 2012. – 80с.
3. Григорьев. Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011 – 223с. –
(Стандарты второго поколения).

13


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».