Содержание 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности 2. Содержание курса внеурочной деятельности 3. Тематическое планирование с указанием количества часов на каждую тему с. 3 3 5 1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Человек. Общество. Мир» Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания элективного учебного курса, являются: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур; - готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей. Метапредметными результатами школьников, формируемыми при изучении содержания элективного учебного курса, являются: – владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; – способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; – готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентироваться различных источниках информации, критически оценивать интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; – владение навыками конспектирования, реферирования; – умение использовать средства информационных коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач. Предметными результатами школьников, формируемыми при изучении содержания элективного учебного курса, являются: – усвоение целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе; – развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий курса обществознания. В содержание курса входят формирование ключевых компетентностей, социальных навыков, умений на основе системно- деятельностного подхода, который обеспечивает формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. 2. Содержание курса Раздел 1. «Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса». Вводное занятие. Загадка третьего тысячелетия. (2 часа) Загадка третьего тысячелетия. Когда началось третье тысячелетие? Условность и реальность исторического времени. Тема 1. Перспективы цивилизации (3 часа). Понятие «цивилизация».Теория развития цивилизаций (А. Тойнби, О Шпенглер). Глобальные проблемы человечества и необходимость выработки планетарного сознания Тема 2. Способы и типы ориентации человечества в культурах и цивилизациях (6 часов). Диалог цивилизаций. Конфликт и противостояние цивилизаций. Типы межцивилизационных проблем: две «империи зла», Север-Юг, Запад-Восток. Тема 3. Попытки выработки цивилизационных универсалий (4 часа). «Право сильных» объявлять свои ценности общечеловеческими. «Право слабых» воспринимать и адаптировать ценности. Тема 4. Нарастание цивилизационных кризисов (6 часов). Глобальная Африка. Демографический кризис и дряхление западной цивилизации. Демографическая ситуация в России. Экологические кризисы. Геополитический кризис (США как супердержава и строительство новой Европы) Тема 5. Кризисная ситуация как система «вызовов» и типы ответов на неё. (5 часов) Активизация национальных и религиозных факторов, движение «анти-» «Принуждение к миру» как политика США. Ориентация на собственные силы (Китай) Российский ответ: традиции, государственность, коллективизм. Тема 6. Основные тенденции цивилизационного развития. (6 часов ). Принципиальная возможность сохранения цивилизации. Международный терроризм. Экстремизм. Поиск координированных усилий. Перспектива сохранения многообразия в условиях унивесализации. Тема 7. Главные загадки и тайны третьего тысячелетия (2 часа). Итоговое повторение. (1 час) Раздел 2. «Проблема прав человека в XXI веке». Тема 1. Критика России за нарушение прав человека – причины разногласий между Востоком и Западом. (4 часа) Из истории возникновения права, прав человека. Обновляема я Россия. На пути к конституционному строю. Конституционные основы правового положения граждан России. Тема 2.Кризис международной правовой системы, сложившейся в 20 веке (3 часа). Механизм правового регулирования общественных отношений. Международные юридические гарантии прав и свобод личности. Социальные катаклизмы 20 века и нарушение естественных прав человека Тема 3. История вопроса: права человека в культурных проектах 20 века (почему эта проблема существует при каждом подходе и почему она решается по-разному) (4 часа). Права человека в исторической ретроспективе. Развитие демократических институтов, традиций, парламентских форм правления в европейских государствах и их значение для реализации прав и свобод граждан в 19 – начале 20 вв. Проблема прав человека в Российской империи. Тема 4. Права человека и их природа (социальное или природное явление) (2часа). Естественные права человека. Конституционные права человека. Тема 5. Права человека языком юридических документов (5 часов). Всеобщая Декларация прав человека. Права человека в документах международного права. Защита международным правом детства. Тема 6. Права человека и правовая культура (навязаны обществом или являются насущной проблемой?) (4 часа). Правовой нигилизм. Пути и средства формирования политической и правовой культуры в современных условиях. Место и роль семьи, школы, самообразования, межличностных контактов в политической и правовой социализации личности. Особенности молодёжной, подростковой политической и правовой субкультур. Тема 7. Гуманитарное право 20 века (право войны и мира; права человека) (3 часа). Международные преступления против прав человека. Международные юридические гарантии прав и свобод личности. Тема 8. Общее и особенное (универсальное и национально – специфическое в реализации прав человека) (4 часа). Понятие механизма реализации прав и свобод личности. Национальные гарантии прав и свобод личности. Национальные органы защиты прав и свобод личности. Международные органы защиты прав и свобод личности. Тема 9. Актуальные вопросы современности: почему растёт актуальность прав женщин, детей, а не актуальность политических прав, как в начале 20 века? (3 часа). Современное состояние феминистского движения в мире, в России. Легко ли быть ребёнком? Защита гражданином своих прав и свобод. Тема 10. Проблема знания и образования в области прав человека (2 часа). Формирование ключевых компетенций в правовом образовании обучающихся – одна из главных задач школы, государства. Итоговое занятие. Мы – граждане России!(2 часа) 3.Тематическое планирование с указанием количества часов на каждую тему Раздел 1. «Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса». № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Содержание учебного плана Вводное занятие. Загадка третьего тысячелетия. Загадка третьего тысячелетия. Когда началось третье тысячелетие? Условность и реальность исторического времени. Тема 1. Перспективы цивилизации Понятие «цивилизация».Теория развития цивилизаций (А. Тойнби, О Шпенглер). Глобальные проблемы человечества и необходимость выработки планетарного сознания Глобальные проблемы человечества и необходимость выработки планетарного сознания Тема 2. Способы и типы ориентации человечества в культурах и цивилизациях Диалог цивилизаций. Урок-практикум. Работа с документами. Конфликт и противостояние цивилизаций. Типы межцивилизационных проблем: две «империи зла». Типы межцивилизационных проблем: Север-Юг. Типы межцивилизационных проблем: Запад-Восток. Тема 3. Попытки выработки цивилизационных универсалий «Право сильных» объявлять свои ценности общечеловеческими. «Право сильных» объявлять свои ценности общечеловеческими. «Право слабых» воспринимать и адаптировать ценности. «Право слабых» воспринимать и адаптировать ценности. Тема 4. Нарастание цивилизационных кризисов Глобальная Африка. Демографический кризис и дряхление западной цивилизации. Демографическая ситуация в России. Экологические кризисы. Геополитический кризис (США как супердержава и строительство новой Европы) Геополитический кризис (США как супердержава и строительство новой Европы) Тема 5. Кризисная ситуация как система «вызовов» и типы ответов на неё. Активизация национальных и религиозных факторов, движение «анти-» Активизация национальных и религиозных факторов, движение «анти-» Количество часов Теория Практикум 1 1 1 2 1 1 1 1 1 4 2 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 4 1 1 2 1 1 1 1 4 1 1 1 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 «Принуждение к миру» как политика США. Ориентация на собственные силы (Китай) Российский ответ: традиции, государственность, коллективизм. Тема 6. Основные тенденции цивилизационного развития. Принципиальная возможность сохранения цивилизации. Международный терроризм. Экстремизм. Семинар «Что такое терроризм?» Поиск координированных усилий. Перспектива сохранения многообразия в условиях унивесализации. Тема 7. Главные загадки и тайны третьего тысячелетия. Урок- практикум. Работа с документами. Урок- практикум. Работа с документами. Итоговое повторение 1 1 1 4 1 1 1 1 1 1 - 2 1 1 1 Раздел 2 «Проблема прав человека в XXI веке» № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Содержание учебного плана Тема 1.Критика России за нарушение прав человека – причины разногласий между Востоком и Западом Из истории возникновения права, прав человека Обновляемая Россия. На пути к конституционному строю Конституционные основы правового положения граждан России. Конституционные основы правового положения граждан России. Тема 2.Кризис международной правовой системы, сложившейся в XX веке Механизм правового регулирования общественных отношений Международные юридические гарантии прав и свобод личности Социальные катаклизмы XX века и нарушение естественных прав человека Тема 3. История вопроса: права человека в культурных проектах XX века (почему эта проблема существует при каждом подходе и почему она решается по-разному) Права человека в исторической ретроспективе Развитие демократических институтов, традиций, парламентских форм правления в европейских государствах и их значение для реализации прав и Количество часов Теория Практикум 2 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 2 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 свобод граждан в XIX – начале XX вв. Развитие демократических институтов, традиций, парламентских форм правления в европейских государствах и их значение для реализации прав и свобод граждан в XIX – начале XX вв. Проблема прав человека в Российской империи Тема 4. Права человека и их природа (социальное или природное явление) Естественные права человека Конституционные права человека Тема 5. Права человека языком юридических документов Всеобщая Декларация прав человека Всеобщая Декларация прав человека Права человека в документах международного права Права человека в документах международного права Защита международным правом детства Тема 6. Права человека и правовая культура (навязаны обществом или являются насущной проблемой?) Правовой нигилизм Пути и средства формирования политической и правовой культуры в современных условиях Место и роль семьи, школы, самообразования, межличностных контактов в политической и правовой социализации личности Особенности молодёжной, подростковой политической и правовой субкультур Тема 7. Гуманитарное право XX века (право войны и мира; права человека) Международные преступления против прав человека Международные юридические гарантии прав и свобод личности Международные юридические гарантии прав и свобод личности Тема 8. Общее и особенное (универсальное и национально – специфическое в реализации прав человека) Понятие механизма реализации прав и свобод личности Национальные гарантии прав и свобод личности Национальные органы защиты прав и свобод личности Международные органы защиты прав и свобод личности Тема 9. Актуальные вопросы современности: почему растёт актуальность прав женщин, детей, а не актуальность политических прав, как в 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 30 31 32 33 34 начале XX века? Современное состояние феминистского движения в мире, в России Легко ли быть ребёнком? Защита гражданином своих прав и свобод Легко ли быть ребёнком? Защита гражданином своих прав и свобод Тема 10. Проблема знания и образования в области прав человека Формирование ключевых компетенций в правовом образовании обучающихся – одна из главных задач школы, государства Итоговое занятие. Мы – граждане России! Итого: 1 1 1 1 2 1 15 2 1 19