Содержание 1. 2. 3. Результаты освоения внеурочной деятельности курса Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Тематическое планирование с указанием количества часов на каждую тему Стр. 3 4 6 2 1. Результаты освоения внеурочной деятельности курса Рабочая программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов. Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по русскому языку являются: – умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; – умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; – умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Личностные результаты Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Использование знаково-символических средств представления информации. 3 Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Речь. Техника и выразительность речи. Речь. Культура речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространёнными грамматическими и речевыми ошибками. Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст-монолог и текст-диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации. Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог. Слово. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. 4 Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение по образцу, из данных учителем слов. Предложение и словосочетание. Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Текст. Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать де формированный текст. Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов. Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов. Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок. Культура общения. Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и т.д. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой. Содержание курса Речь. Техника и выразительность речи. Слово. Предложе ние и словосоче тание. Текст. Культура общения. Кол-во часов по классам Формы организации учебных занятий Основные виды учебной деятельности Беседы, интеллектуальные игры, исследовательские проекты, конференции .Игра с ролевым акцентом, игра с деловым акцентом. Этические беседы, дискуссии. 1 2 3 4 6 5 6 5 Познавательная 10 8 3 9 Игровая 6 Проблемноценностное общение 6 10 12 5 7 7 9 6 4 6 5 Досуговое общение Культпоходы, концерты, театральные инсценировки. Работать в паре Выполнять задания, формулировать выводы. Осуществлять самопроверку 5 3. Тематическое планирование с указанием количества часов на каждую тему 1 класс № занятия Тема Кол-во часов 1 Речь. 1 2 Тише, громче. 1 3 Слова, слова, слова. 1 4 Озорные буквы. 1 5 Слова играют в прятки. 1 6 Слово и его значение. 1 7 Прямое и переносное значение слова. 1 8 Многозначные слова. 1 9 Омонимы. 1 10 Синонимы. 1 11 Антонимы. 1 12 Тематические группы слов. 1 13 Наш цветной мир. 1 14 Что на что похоже 1 15 Голоса природы. 1 16 Проверочная работа. 1 17 Загадки. 1 18 Культура речи. Вежливые слова. 1 19 Пословицы. 1 20 Учимся рассуждать. 1 21 Учимся рассуждать. 1 22 Текст. 1 23 Текст. 1 24 Заглавие текста. 1 25 Тема текста. 1 26 Мы строим текст. 1 27 Опорные слова. 1 28 Мы строим текст. 1 29 Мы строим текст. 1 30 План текста 1 31 План текста 1 6 32 КВН 1 33 Поиграем «Умел дело делать, умей и позабавиться» 1 Итого 33 2 класс № занятия Тема Кол-во часов 1 Слово. Значение слова. 1 2 Многозначные слова. 1 3 Омонимы 1 4 Омофоны, омоформы 1 5 Синонимы 1 6 Антонимы 1 7 Фразеологизмы 1 8 Фразеологизмы 1 9 Фразеологизмы 1 10 Пословицы 1 11 Загадки 1 12 Изобразительные средства языка. Сравнение 1 13 Изобразительные средства языка. Олицетворение. 1 14 Текст. Тема текста. Заглавие. 1 15 Текст. Опорные слова. 1 16 Текст. Опорные слова. 1 17 Проверочная работа 1 18 План. Составление плана. 1 19 Виды плана 1 20 Виды планов 1 21 Связь между предложениями в тексте 1 22 Связь между частями текста. 1 23 Работа с деформированным текстом. 1 24 Редактирование текста 1 25 Типы текста. Описание 1 26 Типы текста. Описание 1 27 Текст – сравнительное описание 1 7 28 Типы текста. Повествование 1 29 Типы текста. Рассуждение 1 30 Типы текста. Рассуждение 1 31 Сочинение на тему «Мой выходной день» 1 32 Редактирование текста 1 33 Повторение пройденного 1 34 КВН 1 Итого 34 3 класс № занятия Тема Кол-во часов 1 Многозначные слова. 1 2 Омонимы, омоформы омофоны. 1 3 Фразеологизмы. 1 4 Сравнения. 1 5 Олицетворение. 1 6 Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. 1 7 Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. 8 Откуда приходят слова. 1 9 Этимология. 1 10-11 Как тебя зовут? 2 12 Наши фамилии. 1 13 Топонимы. 1 14 Устаревшие слова. 1 15 Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». 1 16 Проверочная работа. 1 17 Типы текстов. 1 18 Темы текстов. Опорные слова. 1 19 Связь предложений в тексте. 1 20-21 Цепная связь предложений в тексте. 2 22 Параллельная связь предложений в тексте. 1 23 Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». 1 24-26 Единый временной план текста. 3 8 27-28 Стили речи. 2 29 Культура общения. 1 30 Научный стиль. 1 31 Словари. 1 32-33 Повторение изученного. 34 2 Проверь себя. 1 Итого 34 4 класс № занятия Тема Кол-во часов Омонимы, омофоны, омоформы. Каламбуры 1 Фразеологизмы. 2 4 Диалектизмы. 1 5 Сравнение, эпитеты, олицетворение. 1 6 Метафора. 1 7 Пословицы и поговорки. Афоризмы. 1 8 Сочинение по пословице. 1 9 Анализ сочинений по пословицам. 1 10 Художественный стиль. Общее понятие. 1 11 Сочинение – пейзажная зарисовка 12 Рифма. 1 13 Диалог и монолог. 1 14 Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов. 1 15 Драматические импровизации. 1 16 Умение составлять текст. Композиция текста. 1 17 Работа с деформированным текстом. 1 18 Творческая работа. 1 19 Сочинение-миниатюра в художественном стиле. 1 20 Творческая работа. 1 21 Публицистический стиль. 1 22 Газетно-публицистический стиль. 1 23 Деловая игра «Верстка газеты» 1 1 2-3 9 24 Официально-деловой стиль 1 25 Тезисы. Конспект 1 26 Метафора 1 27 Я пишу письмо 1 28 Сравнение. Эпитеты. Олицетворение. 1 29 Личный дневник 1 30 Сочинение «Мои любимые стихи» 1 31 Сочини сценарий для мультфильма 1 32 Конкурс на лучшее название конфет 1 33 Лингвистический турнир 1 34 Олимпиадные задания 1 Итого 34 10