Содержание 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности 2 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности 4 3. Тематическое планирование с указанием количества часов на каждую тему - 5 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные универсальные учебные действия: У выпускника будут сформированы: -ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им; Выпускник получит возможность для формирования: - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Регулятивные универсальные учебные действия: Выпускник научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках; Познавательные универсальные учебные действия: Выпускник научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; - строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные универсальные учебные действия: Выпускник научится: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Для оценки планируемых результатов освоения программы «Азбука нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации видов деятельности Основные направления программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся «Азбука нравственности»: 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представления о вере, духовной культуре и светской этике. 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость. 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение к родителям, забота о старших и младших, здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое. 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание. 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Содержание курса включает в себя следующие циклы; - « Я и школа»; - «Я и окружающие»; - «Я и семья»; - «Я и природа»; - «Я и книга»; - «Я и животные»; - «Я и здоровье 3.Тематическое планирование с указанием количества часов на каждую тему 1 класс Тема Здравствуй, школа! Вот и стали мы учениками… Учимся работать в команде. О хорошем и плохом. Кол-во часов 1 1 1 1 Клуб «Выручайка» О дружбе. В царстве Мойдодыра. «Здравствуй!» Венок Осени. Профессий много есть на свете. В мире любимых сказок. Учимся приходить на помощь.. О рабочих руках и трудолюбии. Зайкина избушка. Учимся вежливости. Новогодняя сказка. Познакомьтесь: это Я! Снегурочка. Сказка о солнечном зайчике Учимся быть добрыми. По страницам русской народной сказки «Лиса и волк». Когда люди радуются. Я расту! Поезд везёт подарки мамам. Сказка о весёлой пчёлке. Клуб любителей природы. Как у зайчонка зуб болел. Приглашаем гостей. В городе Лекарственных растений. На пороге лета. О рыбалке. К. И. Чуковский и его произведения. Солнышко. Нам нравится гулять по зоопарку… 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 класс Темы Количество часов Культура общения 9 Этикет (повторение). 1 Устное и письменное приглашение на день рождения. 1 Устное и письменное приглашение на день рождения. 1 Встреча и развлечение гостей. 1 Встреча и развлечение гостей. 1 Поведение в гостях. 1 Поведение в гостях. 1 Как дарить подарки. 1 Как дарить подарки. 1 Общечеловеческие нормы нравственности 4 Заповеди. 1 Заповеди. 1 Дал слово держи. 1 Дал слово держи. 1 Дружеские отношения 11 «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». 1 «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». 1 Преданный друг. 1 О доброте и бессердечие. 1 О доброте и бессердечие. 1 Об уважительном отношении к старшим. 1 О зависти и скромности. 1 О зависти и скромности. 1 О доброте и жестокосердии. 1 В мире мудрых мыслей. 1 В мире мудрых мыслей. 1 Понять другого 10 Золотые правила. 1 Золотые правила. 1 Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. 1 Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. 1 О тактичном и бестактном поведении. 1 О тактичном и бестактном поведении. 1 Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. 1 Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. 1 В мире мудрых мыслей. 1 Обзор курса этики за год. 1 Всего 34 3 класс Темы Количество часов Культура общения 9 Этикет разговора. 1 Обращение к разным людям. 1 Обращение к разным людям. 1 Вежливый отказ, несогласие. 1 Этикетные ситуации. 1 Этикетные ситуации. 1 Афоризмы. 1 Разговор по телефону. 1 Играем роль воспитанного человека. 1 Самовоспитание 7 Что значит быть вежливым? 1 Мои достоинства и недостатки. 1 Мои достоинства и недостатки. 1 Большое значение маленьких радостей. 1 О хороших и дурных привычках. 1 О хороших и дурных привычках. 1 Афоризмы о самовоспитании. 1 Общечеловеческие нормы нравственности 10 Заповеди: как мы их исполняем. 1 О сострадании и жестокосердии. 1 О сострадании и жестокосердии. 1 Лгать нельзя, но если...? 1 Лгать нельзя, но если...? 1 Всегда ли богатство счастье? 1 Всегда ли богатство счастье? 1 Спешите делать добро. 1 Спешите делать добро. 1 Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 1 Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? 8 «Как сердцу высказать себя?» 1 В трудной ситуации, попытаемся разобраться. 1 В трудной ситуации, попытаемся разобраться. 1 «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». 1 «Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки». 1 Диалоги о хороших манерах, добре и зле. 1 Афоризмы. 1 Чему мы научились на уроках этики. 1 Всего 34 4 класс Темы Количество часов Культура общения 9 Традиции общения в русской семье. «Домострой». 1 Культура общения в современной семье. 1 Культура общения в современной семье. 1 О терпимости к ближним. 1 О терпимости к ближним. 1 Культура спора. 1 Этикетные ситуации. 1 В мире мудрых мыслей. 1 В мире мудрых мыслей. 1 Самовоспитание 7 «Познай самого себя». 1 Самовоспитание. 1 Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. 1 Как я работаю над собой. 1 О терпении. 1 Конец каждого дела обдумай перед началом. 1 «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». 1 Общечеловеческие нормы нравственности 10 Об источниках наших нравственных знаний. 1 Совесть - основа нравственности. 1 «Чем ты сильнее, тем будь добрее». 1 «Досадно мне, что слово честь забыто». 1 Заветы предков. 1 Россияне о любви к Родине. 1 Твоя малая родина. 1 «Мой первый друг, мой друг бесценный». 1 Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. 1 «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей». 1 Искусство и нравственность 8 Нравственное содержание древних мифов. 1 За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. 1 Положительные герои в былинах и сказках. 1 Отрицательные герои в литературных произведениях. 1 «Зло, как и добро, имеет своих героев». 1 Искусство и нравственность. 1 «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» 1 Обзор курса этикета. 1 Всего 34