СОДЕРЖАНИЕ 1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 3 2. Комплекс организационно-педагогических условий 10 3.Список литературы 11 2 1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы Пояснительная записка Программа кружка «Юный пожарный» для 1 - 4 классов разработана в рамках Федерального закона «О правилах пожарной безопасности», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся дома и в общественных местах». Направленность образовательной программы социальнопедагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта. Актуальность: при переходе на федеральные стандарты второго поколения, современные требования предусматривают необходимость сконцентрировать своё соблюдении ППБ и культуру личной безопасности. государственные к образованию внимание на Отличительные особенности данной программы состоят в том, что приоритетным направлением являются практические навыки воспитанников в пожаротушении и профилактика детского травматизма на пожарах. Программа кружка поможет привить школьникам культуру безопасности и сохранения здоровья и осознать, в чем заключается ценность человеческой жизни. Новизна образовательной программы состоит в том, что изучение правил пожарной безопасности школьников предлагается в рамках дополнительного образования, что существенно расширяет возможности воспитания у подрастающего поколения военно-патриотических качеств личности. Образовательными потребностями родителей учащихся, для которых на первом месте стоит личностное развитие ребенка, его творческого потенциала, возможности реализовать свои способности и возможности. Адресат программы - дети младшего школьного возраста 7- 10 лет, в количестве 10-15 человек. Формы обучения, объем программы и режим занятий: работа кружка «Юный пожарный» рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год, продолжительностью 35 минут, групповая форма обучения. Уровневость общеразвивающей программы – «стартовый уровень». Виды занятий: занятия проходят в классе, на улице, в библиотеке с использованием наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ППБ, приглашением сотрудников ПЧ. На каждом занятии присутствует элемент игры. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения дома, в школе, на улице, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Формы подведения результатов: беседа, творческий отчет Цели и задачи программы Цель программы – сформировать у детей чувство повышенной опасности огня, понимание необходимости соблюдения правил пожарной безопасности, познакомить с правилами поведения в случае пожара, дать представление о труде пожарных. 3 Программа ставит ряд педагогических задач: Образовательные: Обучить основным правилам пожарной безопасности; Знать причины возникновения пожара и свойства огня; Научить ориентироваться учреждения, квартиры; в пространстве помещения образовательного Научить порядку действий при пожаре. Развивающие: Развивать коммуникативные качества личности для более ответственного и осознанного поведения ребенка в случае возникновения пожара; Развивать творческие способности воспитанников. Воспитательные: Формировать осторожное отношение к предметам – повышенным источникам пожарной опасности; Формировать интерес к труду пожарных; Обеспечить гармоничное физическое воспитание. Содержание общеразвивающей программы УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Тематический раздел Кол-во Часов п/ п 1 Пожарная охрана, её назначение и задачи. 3ч 2 План пожарной эвакуации в школе, дома и на даче. 5ч 3 Противопожарный режим в школе. 8ч 4 Назначение и оборудование пожарного щита. 8ч 5 Первичные средства пожаротушения 3ч 6 Что делать, если квартиру покинуть нельзя. 3 7 Причины возгорания телевизора и способы его тушения. 3 8 Тестирование 1 34 часа Содержание программы. 4 Тема 1. Пожарная охрана, её назначение и задачи. Структура государственной противопожарной службы. Основные задачи государственной противопожарной службы. Кто занимается пожарной охраной в микрорайоне школы. Где находится служба пожарной охраны. Тема 2. План пожарной эвакуации в школе, дома и на даче. Эвакуация людей как возможность спасения от воздействия опасных факторов пожара. Назначение эвакуационного и аварийного выходов и пути эвакуации. Назначение и место расположения плана эвакуации. Что нельзя делать во время экстренной эвакуации. Для чего проводится перекличка учащихся по классным журналам. Как составить продуманный план эвакуации на случай пожара в доме или на даче. Где можно приобрести огнетушители для автомобиля, квартиры, дома или дачи. Тема3. Противопожарный режим в школе. Как обеспечивается противопожарный режим в вашей школе. Где расположены указатели безопасного выхода при эвакуации. Ответственность учителей и детей за соблюдение ППБ во время проведения мероприятий массовым участием школьников. Тема 4. Назначение и оборудование пожарного щита. Установка пожарного щита вне помещений. Комплектация пожарных щитов. Правила пожарного щита. Тема 5. Первичные средства пожаротушения. Что относится к первичным средствам пожаротушения. Назначение огнетушителей и правила работы с ними. Правила содержания и обслуживания огнетушителей. Тема 6. Что делать, если квартиру покинуть нельзя. Порядок экстренных действий в случае возникновения пожара в квартире, которую невозможно самостоятельно покинуть. Наиболее безопасные места в квартире для ожидания помощи. Правила поведения на балконе во время пожара. Что делать, если нет балкона. Тема 7. Причины возгорания телевизора и способы его тушения. Назвать причины возгорания телевизора. Почему телевизор нельзя оставлять без присмотра. Где нельзя устанавливать телевизор. Что делать при возгорании телевизора. Что делать при взрыве телевизора и пожаре в квартире. Тема 8. Действия при пожаре в доме. Что делать, если в доме большой пожар. Почему нужно срочно эвакуироваться и как. Почему нельзя спускаться из горящего здания на лифте. Что делать, если вы застряли в лифте. Что делать в ожидании лифтера. Тема 9. Тестирование. Игра-соревнование трех юных пожарных команд – тесты, загадки. Планируемые результаты Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; 5 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях. Личностные результаты: усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения при пожаре; формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость; формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. Предметные задачи. Предметными результатами подготовки является формирование следующих умений: сформированность эмоциональной отзывчивости в коллективе, умение передавать игровые образы, используя проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах игровой деятельности. Эти навыки способствуют развитию предпосылок: · становления эстетического отношения к окружающему миру; · формированию элементарных представлений о профессии «спасатель»; · реализации самостоятельной творческой деятельности. Результаты изучения курса “Юный пожарный”. Учащиеся должны знать: 1.знать причины пожароопасных ситуаций в школе, дома, на природе; 2.знать основные правила пожарной безопасности; 3.знать назначение и оборудование пожарного щита; 4.знать телефон вызова пожарной охраны. Учащиеся должны уметь: 1.правильно вызвать по телефону пожарную охрану; 2. предвидеть пожароопасные ситуации в школе и дома; 3.правильно и безопасно выходить из задымленной квартиры; 4. использовать первичные средства пожаротушения; 6 5. оказывать первую помощь пострадавшим при отравлении угарным газом и при ожогах. 2. Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы: Материально-техническое обеспечение: Занятия проходят в учебном кабинете, оснащенном проектором, интерактивной доской. Методический материал: Дидактические игры Плакаты Презентации по ППБ Фильмы по ППБ Формы аттестации контроля и оценочные материалы. Текущий контроль усвоения материала проходит в течение года и всего периода обучения. Обычно проверка знаний осуществляется в форме бесед, тестов, практических работ, в результате которых выявляется уровень знания теории. В течение учебного года обучающиеся получают творческие задания. Тематика их разработана таким образом, чтобы каждый учащийся имел возможность попробовать свои силы в различных жанрах. 3. Список литературы. 1. Федеральный закон Российской Федерации «О пожарной безопасности». Сборник нормативных документов по организации и осуществлению государственного пожарного надзора.-М.: Полиграфлес, 1995. 2. Пожарная безопасность в общеобразовательном учреждении (нормативные документы, инструкции) / сост. О.В. Павлова - Волгоград: Учитель, 2006.** 153 с. 3. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. — М.: Инфра-М, 2004. - 144 с. 4. Педагогам и родителям о пожарной безопасности: Учебное пособие / сост. Коллектив специалистов Федерального государственного учреждения «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» МЧС России. - М.: ФГУ ВНИИПО, 2004. 5. Скрипник Л.Ю. Пожарная безопасность в школе: методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2006. - 64 с. 6. Шарова О.Е. Основы пожаробезопасного поведения: Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Петро-РИФ», 1997. 7. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник общеобразовательных учреждений, Составитель: Смирнов А.Т., Москва Издательство АСТ 2008г. для 7 класса Литвинов Е.А., 8. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005г. 7 9. Основы медицинских знаний, Учебное пособие для 8 – 10 кл. В.Г.Бубнов, Н.В. Бубнова, АСТ – Астрель Москва 2005г. 10. Справочник И.Ф. Богоявленский, Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций, Санкт-Петербург 2005г. 8