Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ДООП социально-педагогической направленности ЮНЫЙ ПОЖАРНЫЙ

СОДЕРЖАНИЕ
1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

3

2. Комплекс организационно-педагогических условий

10

3.Список литературы

11

2

1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Программа кружка «Юный пожарный» для 1 - 4 классов разработана в рамках
Федерального
закона
«О
правилах
пожарной
безопасности»,
закона
Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения
учащихся дома и в общественных местах».
Направленность образовательной
программы социальнопедагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его
реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Актуальность:
при
переходе
на
федеральные
стандарты второго поколения, современные требования
предусматривают
необходимость
сконцентрировать
своё
соблюдении ППБ и культуру личной безопасности.

государственные
к образованию
внимание
на

Отличительные особенности данной программы состоят в том, что
приоритетным направлением являются практические навыки воспитанников в
пожаротушении и профилактика детского травматизма на пожарах. Программа кружка
поможет привить школьникам культуру безопасности и сохранения здоровья и
осознать, в чем заключается ценность человеческой жизни.
Новизна образовательной программы состоит в том, что изучение правил
пожарной безопасности школьников предлагается в рамках дополнительного
образования, что существенно расширяет возможности воспитания у подрастающего
поколения
военно-патриотических
качеств
личности.
Образовательными
потребностями родителей учащихся, для которых на первом месте стоит личностное
развитие ребенка, его творческого потенциала, возможности реализовать свои
способности и возможности.
Адресат программы - дети младшего школьного возраста 7- 10 лет, в
количестве 10-15 человек.
Формы обучения, объем программы и режим занятий: работа кружка
«Юный пожарный» рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год, продолжительностью
35 минут, групповая форма обучения.
Уровневость общеразвивающей программы – «стартовый уровень».
Виды занятий: занятия проходят в классе, на улице, в библиотеке с
использованием наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра
фильмов по ППБ, приглашением сотрудников ПЧ. На каждом занятии присутствует
элемент игры. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность
включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных
на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения дома, в школе, на улице, в
котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Формы подведения результатов: беседа, творческий отчет
Цели и задачи программы
Цель программы – сформировать у детей чувство повышенной опасности
огня, понимание необходимости соблюдения правил пожарной безопасности,
познакомить с правилами поведения в случае пожара, дать представление о труде
пожарных.
3

Программа ставит ряд педагогических задач:
Образовательные:
 Обучить основным правилам пожарной безопасности;
 Знать причины возникновения пожара и свойства огня;
 Научить ориентироваться
учреждения, квартиры;

в

пространстве

помещения

образовательного

 Научить порядку действий при пожаре.
Развивающие:
 Развивать коммуникативные качества личности для более ответственного и
осознанного поведения ребенка в случае возникновения пожара;
 Развивать творческие способности воспитанников.
Воспитательные:
 Формировать осторожное отношение к предметам – повышенным источникам
пожарной опасности;
 Формировать интерес к труду пожарных;
 Обеспечить гармоничное физическое воспитание.
Содержание общеразвивающей программы
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Тематический раздел

Кол-во
Часов

п/
п
1

Пожарная охрана, её назначение и задачи.

3ч

2

План пожарной эвакуации в школе, дома и на даче.

5ч

3

Противопожарный режим в школе.

8ч

4

Назначение и оборудование пожарного щита.

8ч

5

Первичные средства пожаротушения

3ч

6

Что делать, если квартиру покинуть нельзя.

3

7

Причины возгорания телевизора и способы его
тушения.

3

8

Тестирование

1
34 часа

Содержание программы.

4

Тема 1. Пожарная охрана, её назначение и задачи.
Структура государственной противопожарной службы. Основные задачи государственной
противопожарной службы. Кто занимается пожарной охраной в микрорайоне школы. Где
находится служба пожарной охраны.
Тема 2. План пожарной эвакуации в школе, дома и на даче.
Эвакуация людей как возможность спасения от воздействия опасных факторов пожара.
Назначение эвакуационного и аварийного выходов и пути эвакуации. Назначение и место
расположения плана эвакуации. Что нельзя делать во время экстренной эвакуации. Для
чего проводится перекличка учащихся по классным журналам. Как составить
продуманный план эвакуации на случай пожара в доме или на даче. Где можно
приобрести огнетушители для автомобиля, квартиры, дома или дачи.
Тема3. Противопожарный режим в школе.
Как обеспечивается противопожарный режим в вашей школе. Где расположены указатели
безопасного выхода при эвакуации. Ответственность учителей и детей за соблюдение
ППБ во время проведения мероприятий массовым участием школьников.
Тема 4. Назначение и оборудование пожарного щита.
Установка пожарного щита вне помещений. Комплектация пожарных щитов. Правила
пожарного щита.
Тема 5. Первичные средства пожаротушения.
Что относится к первичным средствам пожаротушения. Назначение огнетушителей и
правила работы с ними. Правила содержания и обслуживания огнетушителей.
Тема 6. Что делать, если квартиру покинуть нельзя.
Порядок экстренных действий в случае возникновения пожара в квартире, которую
невозможно самостоятельно покинуть. Наиболее безопасные места в квартире для
ожидания помощи. Правила поведения на балконе во время пожара. Что делать, если нет
балкона.
Тема 7. Причины возгорания телевизора и способы его тушения.
Назвать причины возгорания телевизора. Почему телевизор нельзя оставлять без
присмотра. Где нельзя устанавливать телевизор. Что делать при возгорании телевизора.
Что делать при взрыве телевизора и пожаре в квартире.
Тема 8. Действия при пожаре в доме.
Что делать, если в доме большой пожар. Почему нужно срочно эвакуироваться и как.
Почему нельзя спускаться из горящего здания на лифте. Что делать, если вы застряли в
лифте. Что делать в ожидании лифтера.
Тема 9. Тестирование. Игра-соревнование трех юных пожарных команд – тесты, загадки.
Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области
безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
5

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения
при пожаре;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения
к окружающей среде.
Предметные задачи.
Предметными результатами подготовки является формирование следующих
умений:
сформированность эмоциональной отзывчивости в коллективе,
умение
передавать игровые образы, используя проявление активности, самостоятельности и
творчества в разных видах игровой деятельности.
Эти навыки способствуют развитию предпосылок:
· становления эстетического отношения к окружающему миру;
· формированию элементарных представлений о профессии «спасатель»;
· реализации самостоятельной творческой деятельности.
Результаты изучения курса “Юный пожарный”.
Учащиеся должны знать:
1.знать причины пожароопасных ситуаций в школе, дома, на природе;
2.знать основные правила пожарной безопасности;
3.знать назначение и оборудование пожарного щита;
4.знать телефон вызова пожарной охраны.
Учащиеся должны уметь:
1.правильно вызвать по телефону пожарную охрану;
2. предвидеть пожароопасные ситуации в школе и дома;
3.правильно и безопасно выходить из задымленной квартиры;
4. использовать первичные средства пожаротушения;

6

5. оказывать первую помощь пострадавшим при отравлении угарным газом и
при ожогах.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение:
Занятия проходят в учебном кабинете, оснащенном проектором, интерактивной
доской.
Методический материал:
Дидактические игры
Плакаты
Презентации по ППБ
Фильмы по ППБ
Формы аттестации контроля и оценочные материалы.
Текущий контроль усвоения материала проходит в течение года и всего периода
обучения. Обычно проверка знаний осуществляется в форме бесед, тестов,
практических работ, в результате которых выявляется уровень знания теории.
В течение учебного года обучающиеся получают творческие задания. Тематика
их разработана таким образом, чтобы каждый учащийся имел возможность
попробовать свои силы в различных жанрах.
3. Список литературы.
1.
Федеральный закон Российской Федерации «О пожарной безопасности».
Сборник нормативных документов по организации и осуществлению государственного
пожарного надзора.-М.: Полиграфлес, 1995.
2.
Пожарная безопасность в общеобразовательном учреждении (нормативные
документы, инструкции) / сост. О.В. Павлова - Волгоград: Учитель, 2006.** 153 с.
3.
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. — М.: Инфра-М,
2004. - 144 с.
4.
Педагогам и родителям о пожарной безопасности: Учебное пособие / сост.
Коллектив специалистов Федерального государственного учреждения «Всероссийский
ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны»
МЧС России. - М.: ФГУ ВНИИПО, 2004.
5.
Скрипник Л.Ю. Пожарная безопасность в школе: методическое пособие. М.:
Айрис-пресс, 2006. - 64 с.
6.
Шарова О.Е. Основы пожаробезопасного поведения: Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Петро-РИФ», 1997.
7.
Основы безопасности жизнедеятельности: учебник
общеобразовательных учреждений, Составитель: Смирнов А.Т.,
Москва Издательство АСТ 2008г.

для 7 класса
Литвинов Е.А.,

8.
Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое
пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005г.
7

9.
Основы медицинских знаний, Учебное пособие для 8 – 10 кл. В.Г.Бубнов,
Н.В. Бубнова, АСТ – Астрель Москва 2005г.
10.
Справочник И.Ф. Богоявленский, Оказание первой медицинской, первой
реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций,
Санкт-Петербург 2005г.

8


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».