Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Изобразительное искусство

1

Содержание

1

Планируемые результаты освоения учебного предмета

3

2

Содержание учебного предмета

4

3

Тематическое планирование с указанием количества часов,

7

отводимых на освоение каждой темы

2

1. Планируемый результат освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на
достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного курса
«Изобразительное искусство»:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей
многонационального российского общества;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
 формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
3

 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
учебного предмета:
 формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познанияжизни и средства организации
общения;
развитие
эстетического,
эмоционально- ценностного
видения
окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию,
зрительной памяти, ассоциативногомышления, художественного вкуса и творческого
воображения;
 развитиевизуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;
 освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей
как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в
пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов,
классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство
современности);
 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра женной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
 приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика,
скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта
работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
 приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных
техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических
формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ
(цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и
анимация);
 развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусства; формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности;
 осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
 развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.
2. Содержание учебного предмета
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной
красоты
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический
характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и
декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник
архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный
4

костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника,
их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и
орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская
игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в
изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома,
Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по
бересте). Связь времен в народном искусстве.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Пространственные
искусства.
Художественные
материалы.
Жанры
в
изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства.
Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ.
Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция.
Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма.
Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение.
Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения
перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж
в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике.
Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение
головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный
рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие
портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет
в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в
истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции
и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с
натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска
человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной.
Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи,
Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в
зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная
живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в
русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников
объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические
картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в
изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в
монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль
картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н.
Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский).
Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных
предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации
предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к
объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ
времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет
5

в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье).
Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство
города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн.
Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX
веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды.
Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы
дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность,
обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика.
Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого
Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек,
Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения
Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство
«бунташного века» (парсуна). Московское барокко.
Искусство полиграфии
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции
(книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии
(графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта.
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование
обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и
архитектуре XVIII - XIX вв.
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С.
Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в
Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И.
Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И.
Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А.
Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи).
Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин,
И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в
архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас
на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX
века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард,
сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной
архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре
(Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей,
Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).
Художественно-творческие проекты.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная
фотография
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник.
Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска.
Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский).
Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в
искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные
средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в
фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика
6

киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной
выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и
анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер,
оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф.
Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его
особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие
проекты.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
5 класс
№ ур.
Тема урока
1
Солярные знаки. Древние образы в народном творчестве.
2-3
Русская изба: единство конструкции и декора.
4
Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник
архитектуры. Внутренний мир русской избы
5
Конструкция, декор предметов народного быта. Русские прялки.
6
Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других
народов России.
7
Праздничный народный костюм – целостный художественный образ.
8
Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
9
Древние образы в современных народных игрушках (Дымковская,
Филимоновская игрушки)
10
Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных
промыслов Искусство Гжели.
11
Городецкая роспись.
12-13
Хохлома.
14
Жостово. Роспись по металлу
15
Роспись по дереву
16
Связь времен в народном искусстве. Обобщение темы.
17
Зачем людям украшения
18-19
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
20,21,22 Одежда «говорит» о человеке
23-24
Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»
25
О чём рассказывают гербы области
26
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Обобщение темы.
27-28
Современное выставочное искусство
29-30
Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства Лоскутная аппликация.
31- 32 Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства. Коллаж.
33-34
Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!»
6 класс
№ ур.
Тема
1
2
3
4
5
6

Пространственные искусства.
Жанры в изобразительном искусстве. Художественные материалы.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Виды графики. Рисунок – основа изобразительного творчества
Художественно - выразительные средства графики. Линия, пятно, ритм, цвет.
Виды живописи.
Пятно как средство выражения. Тон и тональные отношения..
7

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
7 класс
№ ур.
1
2
3
4.
5.
6.
7.

Цвет. Основы цветоведения. Цвет и цветовой контраст.
Цвет в произведениях живописи. Создание композиции в пространстве
Использование языка живописи в собственной художественно-творческой
деятельности
Скульптура – вид изобразительного искусства. Виды скульптур.
Объемные изображения в скульптуре.
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Натюрморт – как жанр изобразительного искусства.
Изображение предметного мира – натюрморт. Знакомство с произведениями
русских мастеров (А. Матисс, В. Серов).
Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма.
Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте. Знакомство с произведениями русских мастеров. (К. Петров
– Водкин, И. Машков)
Выразительные возможности натюрморта.
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение
головы человека в пространстве.
Образ человека – главная тема искусства. Знакомство с произведениями русских
мастеров(В. Серов, З. Серебрякова).
Конструкция головы человека и ее пропорции. Пропорциональные отношения
Изображение головы человека в пространстве.
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
Портрет в скульптуре. Знакомство с произведениями русских мастеров(И.
Репин, М. Врубель).
Портрет в живописи. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в
портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н.
Крамской, В.А. Серов).
Использование языка живописи в изображении с натуры портрета друга.
Жанры в изобразительном искусстве
Изображение в пространстве. Пейзаж. Виды пейзажа.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей).
Сельский пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Пейзаж – настроение. Работа на пленэре.
Тема
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность,
обращенность к внутреннему миру человека.
Архитектура Киевской Руси. Мозаика
Архитектура Великого Новгорода.
Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси.
Древние памятники архитектуры Москвы
Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек,
Дионисий).
Соборы Московского Кремля.
8

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16
17-18
19
20

Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском,
Храм Покрова на Рву).
Изобразительное искусство «бунтарного века» (парсуна).
Московское барокко.
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С.
Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский).
Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков).
Стили символизм и модерн. Выполнение эскиза мебели в стиле модерн
«Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи).
Художественные объединения «Мир искусства»
Жанры изобразительного искусства (бытовой, исторический, батальный,
анималистический, библейский и мифологический)
Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н.
Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих).
Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Музей
изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Тема ВОВ в станковом и монументальном искусстве и в живописи;
мемориальные ансамбли.

23

Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников,
В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская).
Сюжет и содержание в картине. Выполнение композиции с простым сюжетом
из школьной жизни. Процесс работы над тематической картиной
Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. Выполнение композиции по

24

Выполнение композиции по памяти и воображению «Семейный вечер»

25

Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр).
Создание композиции в технике коллаж «Праздник в городе»
Исторический и мифологический жанры в искусстве XVII века. (Рафаэля, Д.
Веласкес, П. Рубенс, Ф. Гойя)
Библейские темы в изобразительном искусстве. Государственная Третьяковская
галерея
Традиции и новаторство в искусстве
Представление о художественных направлениях в искусстве ХХ в. (реализм,
модерн, авангард, сюрреализм)
Понимание смысла деятельности художника в современном мире.
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Творческая
работа «Дизайн чашки»
Вкус и мода. Использование орнамента для украшения предметов одежды.
Знакомство с основными этапами развития зарубежного искусства (виды,
жанры, стили). Выполнение презентации.

21
22

26
27
28
29
30
31
32
33-34

9

10


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».