Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования Свердловской области
МКУ "Управление образования муниципального округа Богданович"
муниципальное общеобразовательное учреждение
Байновская средняя общеобразовательная школа
(МОУ Байновская СОТII)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
,
/Е.Л. Кривоногова/
«& £ >> 0 /
2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Города России»
для обучающихся 9 классов
с. Байны, 2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Города России» реализуется в рамках обще-интеллектуального направления.
Программа внеурочной деятельности «Города России» для 9 класса разработана в
соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 (далее ФГОС НОО);
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 (далее ФГОС ООО).
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115;
- Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ1290/03 «О направлении методических рекомендаций»; (Информационно- методическое
письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и
основного общего образования);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования». (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676.);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования». (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675.);
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685
21);
- Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности
обучающихся - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/- ДЛЯ Функциональной грамотности;
- Рабочей программы воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Актуальность и важность курса внеурочной деятельности «Города России» в том,
что он вооружает учащихся необходимыми каждому образованному человеку
теоретическими знаниями и практическими навыками, способствует реализации
углубленного изучения предмета, предполагает развитие навыков анализа, обобщения,
сравнения карт, решения разнообразных практических задач. Таким образом, данный курс
представляется актуальным, так как он не только даёт знания по физической, экономической
и социальной географии, осуществляет метапредметные связи с историей, литературой,
культурой, но и способствует формированию всесторонне образованной личности. Кроме
того, курс позволит показать значение городов в материальной и духовной жизни населения,
развивать творческие способности, умение анализировать статистические данные, работать
с различной справочной литературой, отыскивать нужную информацию в Интернет,
дискутировать по проблемам городов и, наконец, воспитывать патриотические чувства.
При изучении темы «Городское и сельское население России» большой интерес у
учащихся вызывает информация, связанная с городами: количество городских поселений,
численность
населения,
историческое
прошлое,
географическое
положение,
достопримечательности и особенности многих городов. Внеурочная программа «Города
России» позволит удовлетворить индивидуальные образовательные потребности и
склонности и существенно расширит знания о городах и городских агломерациях нашей
страны. В современном мире города являются главной формой расселения людей. В них
сосредоточены огромные историкокультурные ценности, производственные мощности,
научный потенциал. Города — территории, где соединяются разные стороны деятельности
людей, на пересечении которых возникают новые направления в науке, культуре, политике.
Таким образом, данная программа соответствует современным достижениям в области
науки, экономики.
Цель программы:
— углубление и расширение знаний по географии, входящих в базисный учебный план
школы;
— создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к изучению
городов России и городов родного края, к самостоятельному приобретению знаний; развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.
Задачи:
- Расширить знания по экономической и социальной географии: рассматреть
исторические аспекты возникновения и развития сети городов в России, познакомиться
с городами-миллионерами, городами - Героями, городами «Золотого кольца России» и
городами нашей области.
- Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению истории
возникновения, географического положения, функций городов.
- Развить навыки работы с картографическими источниками, географической
литературой, компьютером.
- Развить умение отбирать необходимый материал, грамотно оформлять творческие
работы и слайдовые презентации, а также умение публичного выступления.
Содержание курса предполагает использование активных форм обучения
(исследовательский и частично - исследовательский) в ходе работы с различными
источниками информации: картами атласа, контурными картами, текстом учебника,
дополнительной литературой, анализ диаграмм, схем, рисунков.
Содержание каждой темы курса включает в себя самостоятельную работу учащихся,
насыщенную практическими работами.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации:
географическими и историческими картами, справочниками, дополнительной научно популярной литературой, диаграммами, рисунками, ресурсами Интернет.
Освоение содержания каждой темы курса предполагает самостоятельную
(индивидуальную или коллективную) работу учащихся, подготовку сообщений, докладов
или составление слайдовых презентаций.
Место курса внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности «Города России» предназначена для
учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Программа курса подходит для
базового уровня обучения. Содержание курса расширяет материал по теме «Население
Российской Федерации», представленного в учебнике для 9 класса общеобразовательной
школы «География России». В общеобразовательной школе знания о городе включены в
разные предметы: географию, литературу, историю и другие. Однако понятие «город»
рассматривается фрагментарно, и у учащихся формируется недостаточно полное
представление о городе в целом и о роли городской среды в жизни человека.
Программа адресована учащимся 9 классов, интересующимся географией в целом
или современной экономикой и социальной сферой. Специальной подготовки для освоения
программы «Города России» не требуется. Программа может быть реализована с детьми с
овз.
Данная программа внеурочной деятельности рассчитана на 34 часа в течение 1 года
обучения. Занятия проводятся по 40 минут, 1 раз в неделю.
Внеурочная деятельность направлена на расширенное содержания базового курса
географии, что позволяет получить дополнительную информацию по изучаемой в базовом
курсе темы, способствует удовлетворению познавательных интересов в области
географической деятельности человека.
Внеурочная деятельность может использоваться в качестве курса направленного на
углубленное изучение географии населения России, особенностей городов нашей страны в
условиях
дополнительной
подготовки учащихся. Курс способствует поддержанию
интереса к предмету, воспитанию любви к родному краю. При отборе содержания основное
внимание было уделено следующим принципам:
- междисциплинарного подхода к формированию содержания (знания о городе включают
различные аспекты: географические (физико - и экономико-географические,
социальные), исторические, экологические и др.);
- гуманизации (город рассматривается как особое творение ума и рук человеческих);
- проблемности (в курсе предполагается рассмотрение многоаспектности проблем
современного города, разных оценок его функциональных особенностей);
- историзма (особенности города рассматриваются в зависимости от времени и места его
возникновения, своеобразия современного облика и структуры).
В содержание курса включен краеведческий материал, что способствует
расширению самостоятельной работы школьников и формированию их умения вести
исследовательскую работу.
Данный курс завершается итоговым зачетом в форме презентации проекта.
Формы организации учебного процесса: лекции, беседы, практикумы, творческая работа,
самостоятельная работа, представление презентаций, рефератов, сообщений.
Механизмы формирования ключевых компетенций:
- Развитие мотивации достижения «Стратегия успеха»;
- Интерактивное обучение;
- Учет индивидуальных особенностей каждого ученика;
- Объединение в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний;
- Изучение и учет жизненного опыта учеников, их интересов, особенностей развития;
- Акцент на учебную деятельность, основанную на инициативе и ответственности самих
учеников.
Технологии обучения:
- Уровневая дифференциация
- Обучение на основе «учебных ситуаций»
- Проектная деятельность
- Информационные и коммуникационные технологии
- Личностно - ориентированное обучение - Технология анализа конкретной ситуации
Формы контроля:
1. Тематический контроль: проблемные вопросы и задания, предполагающие развёрнутые
ответы и позволяющие выявить степень усвоения материала; - подготовка рефератов и
сообщений.
2. Итоговый зачет в завершении курса в форме презентации.
При реализации образовательной программы возможно применение электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий в соответствии с Порядком
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ
от 23 августа 2017 г. № 816. В случае необходимости возможно проведение занятий в
дистанционном режиме в форме онлайн - уроков, консультаций, лекций, выполнения
заданий учителя с использованием возможностей какой-либо цифровой платформы.
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение 3 часа
Россия - страна Гардарика. История возникновения городов. Классификация городов.
Практикум 1 «Составление картосхемы «Типы городов».
Выпускник научится:
Извлекать необходимую информацию из различных источников.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Выделять основные факторы возникновения городов в Древней Руси и на современном
этапе.
Составлять картосхемы на основе теоретического материала.
Выпускник получит возможность научиться:
Анализировать различные виды географической информации.
Извлекать необходимую информацию из различных источников.
Применять полученную информацию в практической деятельности и повседневной жизни.
Города - миллионеры 5 часов
Урбанизация - процесс роста городов. Крупнейшие города России.
Заочное путешествие по городам-миллионерам Европейской и Азиатской частей
России. Практикум 2 «Сравнение городского и сельского образа жизни населения».
Практикум 3 «Анализ и объяснение размещения городов-миллионеров и крупнейших городов
по территории страны».
Выпускник научится:
Определять особенности городов - миллионеров, факторы, обуславливающие их размещение
по территории страны.
Выделять существенные признаки городов, отличающие их от сельских населенных
пунктов.
Преобразовывать информацию, представлять информацию в виде сообщений и рефератов,
презентации.
Анализировать предложенные задания и находить оптимальный способ их выполнения.
Характеризовать топонимику, планировку, население мегалополисов. Описывать
достопримечательности городов - миллионеров.
Выпускник получит возможность научиться:
Анализировать различные виды географической информации.
Извлекать необходимую информацию из различных источников.
Применять полученную информацию в практической деятельности и повседневной жизни.
Города-порты 3 часа
Города - порты, их специфика и специализация.
Практикум 4 «Обозначение на контурной карте городов-портов России».
Выпускник научится:
Определять особенности географического положения портов, объяснять их хозяйственную
специализацию.
Города - курорты1час
Города-курорты, их специфика и география. Выпускник
научится:
Определять факторы, обуславливающие размещение городов-курортов, их особенности.
Города - Герои 4 часа
Великая Отечественная война в истории нашей страны и в истории городов. Города герои. Города воинской славы. Заочное путешествие «Слава и память на века».
Выпускник научится:
Определять факторы, обуславливающие присвоение городам соответствующего статуса.
Преобразовывать информацию, представлять информацию в виде сообщений и рефератов,
презентации.
Анализировать предложенные задания и находить оптимальный способ их выполнения.
Выпускник получит возможность научиться:
Анализировать различные виды географической информации.
Извлекать необходимую информацию из различных источников.
Применять полученную информацию в практической деятельности и повседневной жизни.
Города «Золотого кольца России» 4 часа
Города Центральной России, образующие «Золотое Кольцо»
Историческое прошлое, достопримечательности городов «Золотого кольца».
Заочное путешествие «Золотое кольцо».
Практикум 5 «Составление схемы путешествия по городам «Золотого кольца
России».
Выпускник научится:
Характеризовать географическое положение, топонимику, историческое прошлое,
численность населения, достопримечательности - историко-архитектурные ценности,
возможности развития туризма городов «Золотого кольца».
Определять особенности городов «Золотого кольца», факторы, обуславливающие их
объединение в единый комплекс.
Анализировать предложенные задания и находить оптимальный способ их выполнения.
Выпускник получит возможность научиться:
Анализировать различные виды географической информации.
Извлекать необходимую информацию из различных источников.
Применять полученную информацию в практической деятельности и повседневной жизни.
Города «Серебряного кольца России» 4 часа
Города, образующие «Серебряное кольцо России»
Историческое прошлое, достопримечательности городов «Серебряного кольца».
Заочное путешествие «Серебряное кольцо».
Практикум 6 «Составление схемы путешествия по городам «Серебряного кольца»
Выпускник научится:
Характеризовать географическое положение, топонимику, историческое прошлое,
численность населения, достопримечательности - историко-архитектурные ценности,
возможности развития туризма городов «Серебряного кольца».
Определять особенности городов «Серебряного кольца», факторы, обуславливающие их
объединение в единый комплекс.
Анализировать предложенные задания и находить оптимальный способ их
выполнения. Выпускник получит возможность научиться:
Анализировать различные виды географической информации.
Извлекать необходимую информацию из различных источников.
Применять полученную информацию в практической деятельности и повседневной жизни.
Города и городские поселения Свердловской области 8 часов
История возникновения, достопримечательности городов Свердловской области.
Специализация городов Свердловской области.
Заочное путешествие «Города родного края».
Практикум 7 «Определение типов городов области, нанесение их на карту».
Выпускник научится:
Характеризовать географическое положение, топонимику, историческое прошлое,
численность населения, достопримечательности - историко-архитектурные ценности,
возможности развития туризма городов нашей области.
Определять особенности отдельных городов нашей области, их специализацию.
Выяснять историю возникновения и развития городов.
Анализировать предложенные задания и находить оптимальный способ их выполнения.
Составлять картосхему на основе текстового материала.
Выпускник получит возможность научиться:
Анализировать различные виды географической информации.
Извлекать необходимую информацию из различных источников.
Применять полученную информацию в практической деятельности и повседневной жизни.
Рефлексивная часть курса 1 час
Коллективная творческая работа «Идеальный город». («Город будущего»).
Выпускник научится:
Использовать различные источники информации для выполнения заданий. Анализировать
предложенные задания и находить оптимальный способ их выполнения.
Преобразовывать информацию, представлять информацию в виде сообщений и рефератов,
презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
Анализировать различные виды географической информации.
Извлекать необходимую информацию из различных источников.
Применять полученную информацию в практической деятельности и повседневной жизни.
Итоговый зачет 1час Выпускник научится:
Преобразовывать информацию, представлять итоговую работу в форме презентации
проекта «Города России».
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате изучения курса «Города России» у обучающихся будут сформированы:
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии
должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе;
проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего
края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины —
цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному
наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
уважение к символам России, своего края.
Граяеданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности
(патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального
народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной);
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации
целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический
патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для
окружающей среды;
развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой
на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с
учётом осознания последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других
народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к
природе и культуре своей страны, своей малой родины;
природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного
наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему
научных представлений географических наук об основных закономерностях развития
природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение
читательской культурой как средством познания мира для применения различных
источников географической информации при решении познавательных и практико
ориентированных задач;
овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках,
установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
соблюдение правил безопасности в природе;
навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том
числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека;
готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового,
безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения географических знаний;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для
решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Метапредметные результаты:
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных
результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
— Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов,
процессов и явлений;
— устанавливать существенный признак классификации географических объектов,
процессов и явлений, основания для их сравнения;
— выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных
наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
— выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов,
процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях
географических объектов, процессов и явлений;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
— Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
— формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и
данное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и
проблем;
— проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на
краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических
объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими
объектами, процессами и явлениями;
— оценивать достоверность информации, полученной в ходе гео графического
исследования;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и
выводов;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и
явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной
задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных
видов и форм представления;
— находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в
различных источниках географической информации;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической
информации;
— оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
— систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями: Общение
— формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам
различных вопросов в устных и письменных текстах;
— в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
— сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
— принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических
проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических
проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы,
достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои
действия с другими членами команды;
— сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной
задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять
сферу ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями: Самоорганизация
— самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ
их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
— владеть способами самоконтроля и рефлексии;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; — оценивать соответствие
результата цели и условиям
Принятие себя и других
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
Предметные результаты:
— осознание роли географии в познании окружающего мира;
— объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и
природы;
— расширение системы географических знаний населении страны;
— пользоваться
различными
источниками
географической
информации:
картографическими, статистическими и др.;
— определять по картам местоположение географических объектов;
— выявлять зависимость размещения населения и населенных пунктов от природных
условий территории;
— приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;
— оценивать особенности географического положения, демографической ситуации,
степени урбанизации территории;
— различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
— выделять, описывать и объяснять по картам признаки городов;
— представление о существенных признаках понятий «город», «урбанизация», «городская
агломерация»;
— представление об истории возникновения некоторых городов;
представление о классификации, функций городов;
представление о героическом прошлом, достопримечательностях городов-Героев,
городов «Золотого кольца России»;
представление об истории возникновения и развития, специфике городов Новгородской
области.
Оценочные материалы
Критерии оценивания творческих проектов обучающихся
Критерии оценки
проекта
Актуальность
поставленной
проблемы
(до 5 баллов)
Содержание критерия оценки
Насколько работа интересна в практическом или
теоретическом плане?
Насколько работа является новой? обращается ли автор к
проблеме, для комплексного решения которой нет готовых
ответов?
Верно ли определил автор актуальность работы?
Верно ли определены цели, задачи работы?
Результаты исследования доведены до идеи
Теоретическая и \ или
практическая ценность (потенциальной возможности) применения на практике.
(до 5 баллов)
Проделанная работа решает или детально прорабатывает на
материале проблемные теоретические вопросы в
определенной научной области
Автор в работе указал теоретическую и / или практическую
значимость
Целесообразность применяемых техник
Технологический
процесс
Соблюдение технологии использования техник
(до 2 баллов)
выводы работы соответствуют поставленным целям
Качество содержания
проектной работы
оригинальность, неповторимость проекта
(до 8 баллов)
в проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом
из которых освещается отдельная сторона работы
есть ли исследовательский аспект в работе
есть ли у работы перспектива развития
Титульный лист
Оформление работы
(до 8 баллов)
Оформление оглавления, заголовков разделов, подразделов
Оформление рисунков, графиков, таблиц, приложений
Информационные источники
Форматирование текста, нумерация и параметры страниц
Итого:
Количество
баллов
От 0 до 1
От 0 до 1
От 0 до 1
От 0 до 2
От 0 до 2
От 0 до 2
От 0 до 1
От 0 до 1
От 0 до 1
От 0 до 2
От 0 до 2
От 0 до 1
От 0 до 2
От 0 до 1
От 0 до 1
От 0 до 1
От 0 до 2
От 0 до 2
От 0 до 2
28
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п .п .
Н аи м ен ов ан и е р аздел ов и тем
програм м ы
1 Введение.
Россия - страна Гардарика.
История возникновения городов.
Классификация городов.
Практикум 1 «Составление
картосхемы «Типы городов».
2 Города - миллионеры
Урбанизация - процесс роста
городов.
Крупнейшие города России.
Заочное путешествие по
городаммиллионерам
Европейской и Азиатской частей
России. Практикум 2
«Сравнение городского и
сельского образа жизни
населения». Практикум 3
«Анализ и объяснение
размещения
городовмиллионеров и
крупнейших городов по
территории страны».
3 Города-порты
Города - порты, их специфика и
специализация.
Практикум 4 «Обозначение на
контурной карте городов-портов
России».
4 Города - курорты
Города-курорты, их специфика и
география.
5 Города - Герои
Великая Отечественная война в
истории нашей страны и в
истории городов. Города - герои.
Города воинской славы. Заочное
путешествие «Слава и память на
века».
6 Города «Золотого кольца
России» Города Центральной
России, образующие «Золотое
Кольцо» Историческое
прошлое,
достопримечательности город ов
«Золотого кольца».
Заочное путешествие «Золотое
кольцо». Практикум 5
«Составление схемы
путешествия по городам
«Золотого кольца России»
7 Города «Серебряного кольца
России» Города, образующие
К ол и чество
ч асов
всего
П р.
работы
Ф орм а
Э л ек трон н ы е
п роведен и я
(ц и ф р о в ы е )
зан яти й
обр азов ател ь н ы е р есур сы
3
1
Групповая,
поисковое
исследование
https ://videouroki.n et
https ://resh. edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru
5
2
Групповая,
практикум
https ://videouroki.n et
https ://resh. edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru
3
1
Групповая/
https ://videouroki.n et
индивидуальна https ://resh. edu.ru/
я, практикум
http://schoolcollection.edu.ru
1
4
Групповая,
поисковое
исследование
Групповая,
практикум
https ://videouroki.n et
https ://resh. edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru
https ://videouroki.n et
https ://resh. edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru
4
1
Групповая,
поисковое
исследование
https ://videouroki.n et
https ://resh. edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru
4
1
Групповая,
практикум
https ://videouroki.n et
https://resh.edu.ru/
«Серебряное кольцо России»
Историческое прошлое,
достопримечательности город ов
«Серебряного кольца».
Заочное путешествие
«Серебряное кольцо».
Практикум 6 «Составление
схемы путешествия по городам
«Серебряного кольца»
8 Города и городские поселения
Новгородской области
История возникновения,
достопримечательности городов
Свердловской области.
Специализация городов
Свердловской области.
Заочное путешествие «Города
родного края».
Практикум 7
«Определение
типов
городов
области,
нанесение их на карту».
9 Рефлексивная часть курса
Коллективная творческая работа
«Идеальный город». («Город
будущего»).
10 Итоговый урок
итого
http://schoolcollection.edu.ru
8
1
Групповая,
поисковое
исследование
https ://videouroki.n et
https ://resh. edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru
1
Групповая/
https ://videouroki.n et
индивидуальна https ://resh. edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru
я,
1
индивидуальна https ://videouroki.n et
я
https ://resh. edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru
34
7
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема урока
Количество уроков
Дата
изучения
всего Практические
работы
1 Введение. Россия - страна Гардарика
2 История возникновения городов.
3 Классификация городов.
Практикум 1 «Составление картосхемы
«Типы городов».
1
1
1
1
4 Города - миллионеры Урбанизация процесс роста городов.
Практикум 2 «Сравнение городского и
сельского образа жизни населения».
Крупнейшие
города России. Практикум 3
5
«Анализ и объяснение размещения
городовмиллионеров и крупнейших городов
по территории страны».
6 Заочное путешествие по
городаммиллионерам Европейской части
России.
7 Заочное путешествие по
городаммиллионерам Европейской части
России
8 Заочное путешествие по
городаммиллионерам Азиатской части
России.
9 Еорода-порты
10 Еорода - порты, их специфика и
специализация.
11 Практикум 4 «Обозначение на контурной
карте городов-портов России».
12 Города - курорты
Еорода-курорты, их специфика и география.
13 Города - Герои
Великая Отечественная война в истории
нашей страны и в истории городов.
1
1
1
1
14 Еорода - герои. Еорода воинской славы.
Заочное путешествие «Слава и память на
века».
15 Еорода - герои. Еорода воинской славы.
Заочное путешествие «Слава и память на
века».
16 Еорода - герои. Еорода воинской славы.
Заочное путешествие «Слава и память на
века».
17 Города «Золотого кольца России»
Еорода Центральной России, образующие
«Золотое Кольцо» Историческое прошлое,
достопримечательности городов «Золотого
кольца».
18 Заочное путешествие «Золотое кольцо».
19 Заочное путешествие «Золотое кольцо».
20 Заочное путешествие «Золотое кольцо».
Практикум 5 «Составление схемы
1
Виды, формы
контроля
Устный опрос
Устный опрос
Устный
опрос,
Практическая
работа
Устный опрос,
Практическая
работа
Устный
опрос,
Практическая
работа
Устный
опрос
1
Устный опрос
1
Устный опрос
1
1
1
Устный
опрос,
Практическая
работа
Устный опрос
1
Устный опрос
1
Устный опрос
1
Устный опрос
1
Устный опрос
1
Устный опрос
1
1
1
Устный опрос
Устный опрос
Устный
опрос,
1
1
1
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
путешествия по городам «Золотого кольца
России»
Города «Серебряного кольца России»
Города, образующие «Серебряное кольцо
России»
Историческое прошлое,
достопримечательности городов
«Серебряного кольца».
Заочное путешествие «Серебряное кольцо».
Заочное путешествие «Серебряное кольцо».
Практикум 6 «Составление схемы
путешествия по городам «Серебряного
кольца»
Города и городские поселения
Новгородской области
История возникновения,
достопримечательности городов
Свердловской области.
История возникновения,
достопримечательности городов
Свердловской области.
История возникновения,
достопримечательности городов
Свердловской области.
Специализация городов Свердловской
области.
Специализация городов Свердловской
области.
Заочное путешествие «Города родного
края».
Заочное путешествие «Города родного
края».
Заочное путешествие «Города родного
края».
Практикум 7 «Определение типов городов
области, нанесение их на карту».
Рефлексивная часть курса
Коллективная творческая работа
«Идеальный город». («Город будущего»).
Итоговый урок
1
Практическая
работа;
Устный опрос
1
Устный опрос
1
1
1
Устный опрос
Устный
опрос,
Практическая
работа
Устный опрос
1
Устный опрос
1
Устный опрос
1
Устный опрос
1
Устный опрос
1
Устный опрос
1
Устный опрос
1
1
1
1
1
Устный
опрос,
Практическая
работа
Творческая
работа
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Оборудование:
1. Компьютер, проектор.
2. Настенные и контурные карты.
3. Атласы и учебники по географии 9 класса.
Интернет-ресурсы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
2. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/
3. Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru
5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://schoolcollection.edu.
6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, http://fcior.edu.ru/
7. Федеральный институт педагогических измерений. - http://flpi.ru
Приложение
Форма учета программы воспитания на занятиях
Большую часть школьного времени ребенок проводит в школе. Поэтому роль занятия столь
велика в процессе обучения и воспитания.
На занятиях воспитывают и внешний вид учителя, и порядок в классе, взаимоотношения,
эмоциональная окраска, выполнение определенных правил и требований, создание ситуации
успеха. Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер обучения,
который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Таким образом, развитие
школьника на основе тесного взаимодействия обучения и воспитания - это путь личностного
роста ученика.
В настоящее время важным является вопрос воспитания чувства патриотизма у школьников.
Чтобы воспитать чувства любви к Родине, необходимо её знать.
Воспитание чувства патриотизма начинается уже с начала изучения географии. Но особое
чувство патриотизма воспитывается при изучении городов-героев, со знакомства с их
историей героизма, с представления о героическом прошлом, достопримечательностях
городов-Героев, городов «Золотого кольца России».
Школьники узнают о путешественниках и первооткрывателях, в честь, которых названы
города, которые внесли вклад в изучение и развитие страны. При этом важно рассказать
детям вдохновенно, привести примеры мужества этих людей, рассказать, как они
добивались поставленной цели. И обязательно подчеркнуть, что все эти люди - русские.
При изучении тем географии своего края важно упомянуть об ученых, внесших вклад в
развитие края, провести работу с контурной картой и атласом, обозначение городов,
находящихся в области.
Занятия успешно решают задачи профессионального и трудового воспитания. Учащиеся
знакомятся с профессиями, связанными с географической наукой: картографы, урбанисты.
При изучении городов России в 9 классе целесообразно уделить внимание престижным
учебным заведениям, а также востребованным специальностям.
География даёт возможность воспитывать у учащихся чувство толерантности. Важно
подчеркивать, что Россия принимает на своей гостеприимной земле граждан всех
государств мира.
Данные темы позволяет воспитывать у учащихся толерантность, умение жить в мире с
окружающими.
Для формирования у школьников экологического воспитания, положительного отношения к
окружающей среде способствуют темы «Города-миллионеры»
Велика роль в формировании навыков здорового образа жизни, охране здоровья человека.
«Города-курорты».
Для многих учеников проблема - правильно выразить свои мысли, сформулировать
правильно и красиво предложение, дать развернутый ответ на вопрос. Для развития речи,
формирования яркого образа природы, очень важно читать отрывки из художественных
произведений М. Пришвина, А. Пушкина, М. Лермонтова. Использование текстов из
произведений и стихов оживляет уроки, придает им красочность, образность, помогает
слушать и слышать.
Литературные произведения не только придают занятию неповторимость, но и пробуждают
творческие способности. Эстетическое воспитание при изучении городов Золотого и
Серебряного кольца.
Таким образом, занятия по географии городов России оказывают всестороннее влияние на
ребенка, имеют большой воспитательный потенциал.