Муниципальное учреждение «Управление образования МО Богданович»
муниципальное общеобразовательное учреждение
Байновская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Я-волонтер»
Возраст обучающихся: 11-17 лет
сроки реализации 2025 - 2026 уч. год
Автор-составитель:
Шестакова О.Ю., педагог
дополнительного образования
с. Байны, 2025
1.1. Пояснительная записка
Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» далее - ФЗ.
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской Федерации
от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам» (далее - Порядок);
8.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской Федерации
от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. № 196«;
9.
Приказ
Министерства
от 03.09.2019 № 467
просвещения
Российской Федерации
«Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;
10.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11.
«О
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015
методических
рекомендациями
по
рекомендациях»
организации
(вместе
№
АК-2563/05
с
образовательной
«Методическими
деятельности
с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
общеобразовательных
программ,
адаптированных
способствующих
дополнительных
социально
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
14. Устав МОУ Байновская СОШ
Данная программа дополнительного образования относится к программам
социально-гуманитарной направленности.
Уровень освоения содержания образования: базовый
Актуальность программы
Стремительные политические, социально-экономические изменения,
происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к
организации самого учебно- воспитательного процесса в средней школе, так
и к содержанию образования. Важнейшими проблемами воспитания является
размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и
молодежи
и
асоциальное
поведение
подростков.
Одной
из
задач
гражданского и патриотического воспитания, является формирование у детей
активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к
участию в общественно-политической жизни страны и государственной
деятельности.
Новые
формы
вовлечения
подростков
в
социальную
активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию
политической и социальной компетентности подрастающего поколения.
Волонтёрское движение, - одна из таких форм работы.
Волонтерство (добровольничество) - единый акт или группа акций
социально значимого характера (физическая, экономическая, социальная,
культурная
поддержка),
символ
солидарности,
созидательная
и
созерцательная сила, направленная на сохранение и укрепление человеческих
ценностей (потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости), на
реализацию прав и обязанностей граждан, изучение их личностного роста и
осознание полного человеческого потенциала.
Отличительные особенности
Волонтерские или добровольческие организации - это свободные
союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их
деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.
И одна из основных причин этого - добровольность и свобода выбора.
Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше
для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование
компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при
глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Возрастные особенности обучающихся.
Возрастные особенности детей 12-15 лет.
Программа построена с учетом возрастных и психологических особенностей
детей старшего школьного возраста.
Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) — переходный от
детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и
характеризуется глубокой перестройкой всего организма.
Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного
возраста, как избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на
необычные,
захватывающие
уроки
и
классные
дела,
а
быстрая
переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на
одном и том же деле, Однако, если создаются трудно преодолеваемые и
нестандартные
ситуации
ребята занимаются
внеклассной
работой
с
удовольствием и длительное время.
Для успешной реализации программы целесообразно объединение
обучающихся в учебные группы численностью до 15 человек.
Объем программы: 68 часов.
Форма обучения: очная
Методы обучения:
Активные:
Деловая игра
Ролевая игра
Дискуссия
Методы наглядного обучения
Методы работы с печатными текстами
Методы устного обучения и т.д
Тип занятий:
1. Занятие сообщения и усвоения новых знаний.
2. Занятие повторения и обобщения полученных знаний.
3. Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков.
4.Занятие применения знаний, умений и навыков.
5. Комбинированное занятие.
Формы проведения занятий
1. ознакомительное;
2. комбинированное или комплексное;
3. игра и её разновидности;
4. дискуссия.
Срок освоения программы: 1 год.
Режим занятий. По программе планируется 1 занятие в неделю по 2
академических часа.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: создание условий для развития волонтерского движения в школе как
одной
из
форм
занятости,
формирование
позитивных
установок
обучающихся на добровольческую деятельность, а также для развития их
самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных
привычек, воспитания здорового образа жизни.
Задачи:
1. Создать механизм работы школы с окружающим социумом, через
практику реализации социальных проектов.
2. Научить детей самостоятельно планировать и реализовывать социальные
проекты.
3. Способствовать патриотическому воспитанию школьников.
4. Воспитывать в школьниках чувство гражданской ответственности.
5. Развивать лидерские качества, направлять их в русло добровольческой
деятельности.
Образовательные (предметные):
2)умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные
ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека,
семья,
созидательный труд,
служение
Отечеству,
нормы
морали и
нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь,
коллективизм, историческое единство народов России, преемственность
истории нашей Родины); государство как социальный институт;
Личностные:
1)Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
• ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность
и
способность
к
личностному
самоопределению,
способность ставить цели и строить жизненные планы;
• готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную
жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
• готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства,
собственного
мнения,
готовность
и
способность
вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно
политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей
страны;
• готовность
и
способность
обучающихся
к
саморазвитию
и
самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами
гражданского
общества,
самосовершенствовании,
занятиях
потребность
в
физическом
спортивно-оздоровительной
деятельностью;
• принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа
жизни,
бережное,
ответственное и компетентное
отношение к
собственному физическому и психологическому здоровью;
• неприятие вредных привычек:
курения, употребления алкоголя,
наркотиков.
2)Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
• российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России,
патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
• уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным
символам (герб, флаг, гимн);
• формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской
Федерации,
являющемуся
основой
российской
идентичности и главным фактором национального самоопределения;
• воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям
народов, проживающих в Российской Федерации.
Метапредметные:
Развивать
1) Умение планировать собственную деятельность в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации.
2) Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и
задачи.
3) Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных
проблем.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
1 год обучения
№ Наименование Общее
разделов,
блоков, тем
Из истории
волонтерского
движения в
мире и
России.
Создание
волонтерского
отряда.
теоретические практические
Форма
аттестации
количество
часов
10
4
6
Фототчет,
публикации
Познаю себя и 8
4
6
других
Фототчет,
публикации
Учимся
6
2
4
Фототчет,
публикации
работать с
документами
4
Адреса
2
6
милосердия
Итого:
Фототчет,
публикации
68
12
24
Описание разделов в соответствии с учебным планом
Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание
волонтерского отряда. (2 часа) Учащиеся узнают об истории волонтерского
движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями
волонтеров.
Разработают проект положения о волонтерском отряде,
определят миссию волонтерского отряда, продумают направления работы и
наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются
в волонтерской помощи. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить
требования, предъявляемые к личным качествам волонтера.
1. Волонтерское движение в мире и за рубежом.
Форма организации: игра-путешествие, «корзинка вопросов»
Виды деятельности: познавательная
2. Могу ли я быть волонтером? (анкетирование)
Форма организации: круглый стол, практикум
Виды деятельности: познавательная, анкетирование
Раздел 2. Познаю себя и других. (15 часов) Учащиеся познакомятся с
психологическими особенностями людей с ограниченными возможностями и
пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения позволяют
более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской
деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие
важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому),
конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет обучающимся
осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности,
подготовиться
к
её
осуществлению.
Психологическая
подготовка
способствует развитию личностного потенциала школьников, помогает
разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные
теоретические
знания,
формирует
коммуникативные
способности
и
готовность терпимо относится к окружающим людям.
Раздел
3.
Учимся
познакомятся
с
работать
с
документами.(4
основнымиправовыми
актами
регламентирующими волонтерскую деятельность.
часа)
и
Обучающиеся
документами,
Они научатся вести
документацию волонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию
для
проведения
мероприятий
в
рамках
волонтерской
деятельности.
Волонтеры научатся оформлять личное портфолио.
Права и обязанности волонтера (2 часа) Практикум. Разработка "Паспорта
Волонтера" или визитки "Ты хочешь стать волонтером?", кодекс настоящего
волонтера, куда могут войти "10 заповедей волонтера" или "права волонтера"
Адреса милосердия (2 часа) Создание базы добровольческой деятельности на
основе поиска
Форма организации: круглый стол
Виды деятельности: частично-поисковая
Раздел 4. Адреса милосердия (13 часов) Обучающиеся определяют круг
людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными
возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди.
Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания,
полученные ими в период подготовки.
1-2) Подготовка к акции по теме: на сайте «ДОБРО.РУ»
3-5) Участие в акции по теме: на сайте «ДОБРО.РУ»
6) Подготовка к акции по теме: на сайте «ДОБРО.РУ»
7-9) Участие в акции по теме: на сайте «ДОБРО.РУ»
10-11) Акция по теме: на сайте «ДОБРО.РУ»
12-13) Квест-игра «Путешествие по с. Байны»
Форма организации: практикум, проектирование действий по
благоустройству, КТД, трудовой десант
Виды деятельности: социальная работа волонтеров
Программа содержит лекционные и практические занятия. Реализация
программы предусматривает включение учащихся в социальную практику,
образовательные тренинги, исследовательские программы по созданию базы
добровольческой деятельности, разработкуновых программ и проектов.
Освоение программы “Я - волонтёр” обучающимися осуществляется
последовательно:
от теории
к практике.
При
изучении программы
обучающиеся активно участвуют в волонтерских акция.
1.4. Планируемые результаты
• создание оптимальных условий для развития и отдыха детей; активное,
массовое участие в реализуемых целевых программах и проектах
различного уровня;
• формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;
• творческая самореализация, развитие индивидуальности каждого
ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной
деятельности;
• развитие
ключевых
компетенций
(коммуникативной,
этической,
социальной, гражданской) школьников;
• приобретение школьником социальных знаний (об общественных
нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и
неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.);
• получение
школьником
опыта
самостоятельного
социального
действия;
• сохранение имиджа школы как общественно-активной, развитие
традиций школы.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы
УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
•
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное
отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление
прислушиваться к мнению одноклассников;
• целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
• этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на
основе опыта слушания и заучивания произведений художественной
литературы;
• осознание значимости занятий театральным искусством для личного
развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
• планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности;
• анализировать причины успеха/неуспеха,
осваивать
с помощью
учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё
многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
•
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
• понимать и применять полученную информацию при выполнении
заданий;
• проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении
рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям
и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
•
включаться
в
диалог,
в
коллективное
обсуждение,
проявлять
инициативу и активность
• работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от
собственных;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• слушать собеседника;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, приходить к общему решению;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
• включаться
в
диалог,
в
коллективное
обсуждение,
проявлять
инициативу и активность
• работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от
собственных;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• слушать собеседника;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, приходить к общему решению.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
указать год обучения
Начало учебных занятий для обучающихся: сентябрь 2024
Окончание май 2025
Продолжительность учебного года 34 учебных недель
Количество часов в год 68
Продолжительность и периодичность занятий:
Промежуточная аттестация: итоговое тестирование
Выходные дни:
Объем программы: 68 ч.
Срок освоения программы: 1 год
2.2. Условия реализации программы социально-гуманитарной
направленности «Я-волонтер!»
Принципы работы:
1 Принцип сознательности и активности
2. Принцип наглядности
3. Принцип систематичности и последовательности
Материально-техническое обеспечение
Наименование основного оборудования
№ п/п
Количество
1.
Компьютер
1
1.
Экран
3
1.
Столы ученические
8
1.
Стулья
16
1.
Доска
1
2.3. Формы аттестации
1. Тесты
2. Тестовые задания
2.4. Оценочные материалы
Текущий контроль
Упражнение «Давайте познакомимся, или Кто живет под колпачком».
Промежуточная аттестация
Игра "Доброжелательное выспрашивание".
Итоговая аттестация
Упражнение «Лучики солнышка».
2.5. Методические материалы
Дополнительная общеразвивающая программа «Я волонтер» разработана с
учетом современных образовательных технологий:
- проблемное обучение;
- коммуникативное обучение;
- игровые технологии;
- диалог культур;
- информационно-коммуникативные технологии;
- групповые технологии;
- компетентностный подход;
- деятельностный подход;
- личностно-ориентированный подход.
Реализация программы предполагается через такие виды деятельности, как:
• беседа;
• экскурсии;
игровые виды деятельности.
В процессе обучения используются следующие методы:
- словесный (беседа, рассказ, диалог педагога и детей);
-
наглядный
фотоматериалы,
демонстрация
реквизит,
наглядных
пособий
костюмы,
декорации
упражнения,
игры,
и
(репродукции,
т.д.)
видео
и
аудиоматериала;
-практический
(тренинги,
проблемная
ситуация,
инсценировки, этюды, творческое задание, репетиции, спектакли). Данный
метод обучение по программе, является основным.
2.6. Воспитательный компонент
Цель-развитие личности, создание условий для самоопределения и
социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей
и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку
труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде.
Усвоение знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые
выработало российское общество (социально значимых знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений, применения полученных знаний;
достижение
личностных
результатов
освоения
общеобразовательных
программ в соответствии с ФГОС.
Формы воспитания: беседа, практическое занятие, мастер - класс, защита
проектов, деловая игра, тренинги.
Методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение),
метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод
упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей,
педагогического требования (с учётом преимущественного права на
воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных
и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования,
поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в
деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля
и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы,
в коллективе.
Условия воспитания:
Воспитательный
процесс
осуществляется
в
условиях
организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы
в
организации
дополнительного
образования
детей
в
соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на
выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом
установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих
заданий по программе. Методами оценки результативности реализации
программы в части воспитания является педагогическое наблюдение,
педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросы.
Календарный
план
запланированных
воспитательной
работы
воспитательно-значимых
представлен
событий,
перечнем
утвержденных
в
программе воспитания учреждения(таблица).
Календарный план воспитательной работы
№
Практический
результат
п/п
Наименование
Форма
и информационный
продукт,
мероприятия
Дата
проведения
по программе
проведения
мероприятия
воспитания
иллюстрирующий
успешное
достижение цели
события
1
Акция
«Сохраним
природу
Установка
сентябрь
памяток
вместе»
2
ноябрь
человека»
3
патриотизма и
открытки
гражданственности.
Видеоролик
Формирование
январь
Уборка снега
десант»
4
Акция «Чистое
село-чистая
гражданственности.
поздравительные
Акция
«Снежный
патриотизма и
Формирование
Акция «День
пожилого
аншлага, раздача
Формирование
патриотизма и
гражданственности.
Видеоролик
Формирование
май
Сбор мусора
патриотизма и
гражданственности.
Видеоролик
душа»
2.7.
Список литературы
Список литературы для педагогов
1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. - СПб., 2003
2. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А.
Инновационные проекты системной поддержки молодежного
добровольчества. - СПб. - Тверь, 2009
3. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А.
Практико-ориентированные методы психологической подготовки
добровольцев. Учебно-методическое пособие. - СПб. - Тверь, 2009
4. Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. Волгоград, 2006
5. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой
наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой
наркомании. - М., 2004
6. Беспалова г.М., Виноградова н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое
действие - мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005
7. Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца.
Вятка - территория добровольчества.- Киров, 2012
8. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М., 2005
9. Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее
преодоления / Воспитание школьников - 2008 - No 3
10. Волохов А.В. , Мирошктна М.Р., Фришман И.И. Программы
деятельности волонтеров. М., 2011
11. Г алеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/
Воспитание школьников - 2008 - No 3
12. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности
Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011
13. Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных
руководителей 5-9 классов. - Ростов н/ Д ., 2007
14. Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и
подросткового алкоголизма.- М., 2004
15. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М,
2008
16. Панченко С.. Формирование толерантных взаимоотношений
подростков в детском коллективе / Воспитание школьников - 2008 - No 7
17. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки
социально-психологических тренингов.- М.,1996
18. Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. /
Воспитание школьников - 2009 - No 724
Список литературы для обучающихся
1. 1. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой
наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой
наркомании. - М., 2004
1.2. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М,
2008
1.3. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.