Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Юный пожарный

Муниципальное учреждение «Управление образования МО Богданович»
муниципальное общеобразовательное учреждение
Байновская средняя общеобразовательная школа
ПРИНЯТО
на заседании педагогического
совета
протокол № 1 от 26.08.2025

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Юный пожарный»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 8,5 месяцев (68 часов)

Автор-составитель:
Глазкова Н.В., педагог
дополнительного образования

с. Байны, 2025

СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка
2.Цели и задачи программы
3. Содержание программы
4. Комплекс организационно-педагогических условий

2
4

1

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный пожарный» - программа
социально- гуманитарной направленности.
Программа разработана с учётом следующих нормативных документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее — ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013
г.).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022
г. № 678-p.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молоделси» (далее — СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023
№ 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
10.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам» (далее — Порядок).
12.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
13.
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
14.
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № AK-2563/05
«О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
2

реализации образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 №
АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
«Создание современного
инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
на
базе
образовательных
организаций, реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»).
17.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 №
ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с
применением дистанционных образовательных технологий».
18.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
19.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере
Программа кружка «Юный пожарный» для 1 - 4 классов разработана в рамках
Федерального
закона
«О
правилах
пожарной
безопасности»,
закона
Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения
учащихся дома и в общественных местах».
Программа модифицирована на основе программы основе примерной программы
Направленность
образовательной
программы
социально­
гуманитарная: создаются условия для социальной практики ребенка в его
реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Актуальность:
при
переходе
на
федеральные
государственные
стандарты второго поколения,
современные требования
к образованию
предусматривают
необходимость
сконцентрировать
своё
внимание
на
соблюдении ППБ и культуру личной безопасности.
Отличительные особенности данной программы состоят в том, что приоритетным
направлением являются практические навыки воспитанников в пожаротушении и
профилактика детского травматизма на пожарах. Программа кружка «Юный пожарный»
поможет привить школьникам культуру безопасности и сохранения здоровья и осознать, в чем
заключается ценность человеческой жизни.
Новизна образовательной программы состоит в том, что изучение правил пожарной
безопасности школьников предлагается в рамках дополнительного образования, что
существенно расширяет возможности воспитания у подрастающего поколения военно­
патриотических качеств личности. Образовательными потребностями родителей учащихся ,
для которых на первом месте стоит личностное развитие ребенка, его творческого
потенциала, возможности реализовать свои способности и возможности.
Адресат программы- дети младшего школьного возраста 7- 11 лет, в количестве 20
человек.
Формы обучения, объем программы и режим занятий:
работа кружка «Юный пожарный» рассчитана на 135 часов, 2 часа в неделю (в первом классе
- 66 часов, 2- 4 - 68 часа в год), продолжительностью 35 минут, групповая форма обучения.
Срок освоения: 4 года
Уровневость общеразвивающей программы - «стартовый уровень»
Виды занятий: занятия проходят в классе, на улице, в библиотеке с использованием
наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ППБ,
приглашением сотрудников ПЧ. На каждом занятии присутствует элемент игры. Игровые
технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в
3

практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение
опыта безопасного поведения дома, в школе, на улице, в котором складывается и
совершенствуется самоуправление поведением.
Формы подведения результатов: беседа, творческий отчет
Цели и задачи программы
Цель программы - сформировать у детей чувство повышенной опасности огня,
понимание необходимости соблюдения правил пожарной безопасности, познакомить с
правилами поведения в случае пожара, дать представление о труде пожарных.
Программа ставит ряд педагогических задач:
Образовательные:
Обучить основным правилам пожарной безопасности;
Знать причины возникновения пожара и свойства огня;
Научить ориентироваться в пространстве помещения образовательного учреждения,
квартиры;
Научить порядку действий при пожаре.
Развивающие:
Развивать коммуникативные качества личности для более ответственного и
осознанного поведения ребенка в случае возникновения пожара;
Развивать творческие способности воспитанников.
Воспитательные:
Формировать осторожное отношение к предметам - повышенным источникам
пожарной опасности;
Формировать интерес к труду пожарных;
Обеспечить гармоничное физическое воспитание .

Содержание общеразвивающей программы
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Тематический раздел

Кол-во
часов

п/
п
Класс 1 -66 часов
1
Знакомство с профессией пожарного.
2
Пять правил пожарной безопасности.
3
Если в доме начался пожар.
4
Огонь - друг и враг человека.
5
Как правильно покинуть задымленную квартиру.

6ч
8ч
10 ч
10ч
10ч

6

6ч

Действия во время грозы.

7
Действия при пожаре в лесу.
8
30 апреля - Всероссийский день пожарной охраны.
9
Тестирование.
Класс 2 - 68 часов
1
Безопасное обращение с электричеством в доме.

6ч
6ч
4ч

2

18ч

Что делать, если пожар только начался.

16 ч

4

3
4
5

Что делать, если пожар сразу потушить не удалось.
Правила выхода из задымленной квартиры
Почему нельзя пользоваться лифтом во время пожара.

14 ч
10 ч
2ч

6
7

Как правильно позвонить в пожарную охрану
Первоочередные действия при пожаре в квартире.

2ч
4

8

Летний отдых и пожарная безопасность.

2

Класс 3 - 68 часов
1
От чего происходят пожары.
2
История создания пожарной охраны.
3
Противопожарный режим в жилом доме.

10 ч
6ч
6ч

4
5

Безопасное использование бытовой техники.
Правила безопасного поведения на кухне.

12ч
10 ч

6

Оказание помощи при ожогах.

10 ч

7
0

Главные причины лесных пожаров.
Правильные действия во время грозы.

1 0ч
2ч

9

Тестирование.

2ч

Класс - 4 - 68 часов
1
Пожарная охрана, её назначение и задачи.

6ч

2
3

План пожарной эвакуации в школе, дома и на даче.
Противопожарный режим в школе.

10 ч
16 ч

4
5
6

Назначение и оборудование пожарного щита.
Первичные средства пожаротушения
Что делать, если квартиру покинуть нельзя.

16 ч
6ч
6ч

7

Причины возгорания телевизора и способы его
тушения.
Тестирование

6ч

8

2ч

Содержание программы.

1-й год обучения (1класс)
Тема 1. Знакомство с профессией пожарного.
Встреча с сотрудником МЧС службы пожарной безопасности. Пожарная безопасность в
микрорайоне школы. Правила безопасного обращения с огнем. Элементарные нарушения
ППБ взрослыми и детьми. Причины различного рода возгораний по вине детской
шалости. Действия при пожаре. План эвакуации из учебного учреждения.
5

Тема 2. Пять правил пожарной безопасности.
К чему приводит баловство со спичками и зажигалками. Пять правил пожарной
безопасности. Меры предосторожности при использовании электроприборов. Правила
обращения с открытым огнем в помещении (газовая плита, свечи, печное отопление)
Тема 3. Если в доме начался пожар.
Что делать, если возникла угроза пожара. Действия при пожаре в квартире. Что нельзя
делать, если огонь в коридоре отрезал путь к выходу. Для чего нужна хорошо смоченная
ткань (полотенце, простыня, покрывало).
Тема 4. Огонь —друг и враг человека.
Огонь - одно из самых больших чудес природы. В каких случаях человек использовал
огонь. Способы добывания огня человеком. Огонь должен быть под постоянным
контролем человека. К чему приводит пожар. Новогодние праздники - время повышенной
опасности.
Тема 5. Как правильно покинуть задымленную квартиру.
Опасные факторы пожара, воздействующие на человека (открытый огонь, повышенная
температура окружающей среды, токсичные продукты горения, падающие строительные
конструкции). Что нельзя делать при задымлении помещения, квартиры.
Последовательность
действий при задымлении квартиры.
Тема 6. Действия во время грозы.
В какое время года гроза представляет опасность для человека. Какие правила
необходимо соблюдать во время грозы. Где нельзя прятаться во время грозы. Где лучше
всего переждать грозу. Что делать, если гроза застала в квартире или на даче.
Тема 7. Действия при пожаре в лесу.
Причины возгорания леса. Лес - богатство и благосостояние народа. Взаимосвязь
человека с природой. Чем можно затушить небольшой пожар. Какие бывают пожары и
способы защиты от них. Различные способы выхода из леса при пожаре, выбор выхода (
просеки, дороги, зеленый кустарник, речки, наветренная сторона), защита органов
дыхания, лица, головы. Что нужно сделать при выходе из леса.
Тема 8. 30 апреля —Всероссийский день пожарной охраны.
Профессия пожарного - профессия мужественных и добрых людей. Основные функции
пожарной охраны. ВДПО - Всероссийское добровольное противопожарное общество.
Основные задачи ВДПО. Указ президента РФ «Об установлении Дня пожарной охраны»
Тема 9. Тестирование.
Проверка знаний учащихся по ППБ. Работа над ошибками.
2-й год обучения(2 класс)

Тема 1. Безопасное обращение с электричеством в доме.
Правила обращения с электрическими приборами. Какую опасность они могут
представлять для человека. Какие электрические приборы у вас дома. Как правильно
отключать электрические приборы из сети. Почему нельзя тушить водой загоревшийся
телевизор. Что необходимо сделать перед выходом из дома.
Тема 2. Что делать, если пожар только начался.
Назвать несколько причин возгорания в квартире при отсутствии взрослых. Чем тушить
небольшой огонь. Что делать, если огонь потушить не удалось. Как правильно покинуть
задымленную квартиру Дальнейшие действия пострадавшего.
Тема 3. Что делать, если пожар сразу потушить не удалось.
6

Почему и как нужно немедленно покинуть горящее помещение или квартиру. Что
необходимо делать прежде, чем покинуть квартиру. Звонок по «01» и встреча пожарной
команды. Огнетушитель - обязательная принадлежность имущества людей.
Тема 4. Правила выхода из задымленной квартиры.
Причины возникновения пожара в квартирах. Факторы пожара, опасные для здоровья и
жизни человека. Способы защиты от дыма и огня. Что можно использовать для
смачивания ткани, если нет воды, а жизни угрожает опасность. Почему нужно плотно
закрыть дверь в комнату, где начался пожар. Осторожное использование новогодних
пиротехнических устройств и безопасное поведение на новогодних праздниках.
Тема 5. Почему нельзя пользоваться лифтом во время пожара.
Особенности действий жителей верхних этажей при пожаре в доме. Почему опасно
выбегать из квартиры, если вы живете на верхних этажах. Защита органов дыхания. В чем
состоит опасность пользования лифтом во время пожара. Что нужно сделать с лифтом для
спасения других людей.
Тема 6. Как правильно позвонить в пожарную охрану.
Когда необходимо звонить в пожарную охрану по «01». Как правильно позвонить. Почему
нужно ждать у дома приезда пожарной машины. Последовательность действий при
возникновении пожара.
Тема 7. Первоочередные действия при пожаре в квартире.
Что должна знать пожарная команда для оказания вам помощи при пожаре.
Первоочередные действия при пожаре в помещении. Что делать, если заклинило дверь
квартиры. Для чего необходимо быстро закрыть окна, форточки, заклеить вытяжное
устройство, отключить электричество и газ. Почему нужно плотно закрыть двери в
комнаты, облить коридор и двери комнат водой. Предохранение органов дыхания при
помощи влажной ткани. Что нельзя делать при пожаре.
Тема 8. Летний отдых и пожарная безопасность.
Особенности соблюдения ППБ во время летнего отдыха на природе и в сельской
местности. Пожароопасные ситуации в деревянном доме. Правила поведения во время
грозы в лесу и на водоеме.
Тема 9. Тестирование.
Игра соревнование трех пожарных команд с использованием тестов, загадок и игр.
3-й год обучения (3 класс)

Тема 1. От чего происходят пожары.
Детские шалости с огнем. Небрежность - основная причина возникновения пожаров.
Почему курильщика называют «поджигателем».
Тема 2. История создания пожарной охраны.
Создание первых частей российской пожарной охраны. Переход пожарной охраны на
Профессиональную основу. Типовой штат пожарной команды 18 века. Что принес научно­
технический прогресс 20 века в оснащении частей пожарной охраны.
Тема 3. Противопожарный режим в жилом доме.
Назвать основные причины пожаров в быту. Основные обязанности граждан по
соблюдению ППБ. Что делать при утечке газа в квартире. Что делать при возникновении
пожара. Действия жителей дома при наличии пострадавших. Телефоны экстренной
помощи.
Тема 4. Безопасное использование бытовой техники.
7

Соблюдение
правил
пожарной
безопасности
при использовании
бытовых
электронагревательных приборов. В чем заключается опасность для человека при
неаккуратном использовании бытовой техники. Какие меры пожарной безопасности надо
применять при украшении новогодней елки и проведения новогодних праздников.
Тема 5. Правила безопасного поведения на кухне.
Правила безопасного использования газовых плит и других устройств для приготовления
пищи. Как обращаться с открытым огнем на кухне. Чем опасен для человека дым и огонь.
Назвать признаки отравления угарным газом. Способы защиты органов дыхания.
Тема 6. Оказание помощи при ожогах.
Что может вызвать ожоги. Правила оказания первой доврачебной помощи при ожогах
кипятком. Правила оказания помощи при ожогах на пожаре. Что нельзя делать при
ожогах.
Тема 7. Главные причины лесных пожаров.
В чем заключается опасность массовых лесных пожаров. Кто и что становится жертвой
огненной стихии. Как вести себя при пожаре в лесу. Основные причины возгорания
лесных массивов по вине человека. Почему нельзя оставлять стеклотару в лесу после
сбора березового сока. Что делать, если от костра произошло возгорание хвои деревьев.
Тема 8. Правильные действия во время грозы.
Воздействие молнии на человека. Меры безопасности во время грозы. Правила
безопасного поведения в автомобиле во время грозы. Действия мотоциклистов и
велосипедистов во время грозы. Правила поведения городских жителей во время грозы.
Способы защиты от поражения молнией, ели вас окружают высокие объекты.
Тема 9. Тестирование.
Контрольный срез знаний и умений.
4-й год обучения(4 класс)
Тема 1. Пожарная охрана, её назначение и задачи.
Структура государственной противопожарной службы. Основные задачи государственной
противопожарной службы. Кто занимается пожарной охраной в микрорайоне школы. Где
находится служба пожарной охраны.
Тема 2. План пожарной эвакуации в школе, дома и на даче.
Эвакуация людей как возможность спасения от воздействия опасных факторов пожара.
Назначение эвакуационного и аварийного выходов и пути эвакуации. Назначение и место
расположения плана эвакуации. Что нельзя делать во время экстренной эвакуации. Для
чего проводится перекличка учащихся по классным журналам. Как составить
продуманный план эвакуации на случай пожара в доме или на даче. Где можно
приобрести огнетушители для автомобиля, квартиры, дома или дачи.
ТемаЗ. Противопожарный режим в школе.
Как обеспечивается противопожарный режим в вашей школе. Где расположены указатели
безопасного выхода при эвакуации. Ответственность учителей и детей за соблюдение
ППБ во время проведения мероприятий массовым участием школьников.
Тема 4. Назначение и оборудование пожарного щита.
Установка пожарного щита вне помещений. Комплектация пожарных щитов. Правила
пожарного щита.
Тема 5. Первичные средства пожаротушения.
Что относится к первичным средствам пожаротушения. Назначение огнетушителей и
правила работы с ними. Правила содержания и обслуживания огнетушителей.
Тема 6. Что делать, если квартиру покинуть нельзя.
8

Порядок экстренных действий в случае возникновения пожара в квартире, которую
невозможно самостоятельно покинуть. Наиболее безопасные места в квартире для
ожидания помощи. Правила поведения на балконе во время пожара. Что делать, если нет
балкона.
Тема 7. Причины возгорания телевизора и способы его тушения.
Назвать причины возгорания телевизора. Почему телевизор нельзя оставлять без
присмотра. Где нельзя устанавливать телевизор. Что делать при возгорании телевизора.
Что делать при взрыве телевизора и пожаре в квартире.
Тема 8. Действия при пожаре в доме.
Что делать, если в доме большой пожар. Почему нужно срочно эвакуироваться и как.
Почему нельзя спускаться из горящего здания на лифте. Что делать, если вы застряли в
лифте. Что делать в ожидании лифтера.
Тема 9. Тестирование. Игра-соревнование трех юных пожарных команд - тесты, загадки.

Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения при
пожаре;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная
отзывчивость;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
Предметные задачи.
Предметными результатами подготовки является формирование следующих умений:
сформированность эмоциональной отзывчивости в коллективе, умение передавать игровые
образы, используя проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах
игровой деятельности.
Эти навыки способствуют развитию предпосылок:
• становления эстетического отношения к окружающему миру;
• формированию элементарных представлений о профессии «спасатель»;
• реализации самостоятельной творческой деятельности.
Результаты изучения курса “Юный пожарный”.
Учащиеся должны знать:
1.знать причины пожароопасных ситуаций в школе, дома, на природе;
9

2.знать основные правила пожарной безопасности;
3.знать назначение и оборудование пожарного щита;
4.знать телефон вызова пожарной охраны.
Учащиеся должны уметь:
1. правильно вызвать по телефону пожарную охрану;
2. предвидеть пожароопасные ситуации в школе и дома;
3. правильно и безопасно выходить из задымленной квартиры;
4. использовать первичные средства пожаротушения;
5. оказывать первую помощь пострадавшим при отравлении угарным газом и при ожогах.

•

Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение:
Занятия проходят в учебном кабинете, оснащенном проектором, интерактивной доской.
Методический материал:
1. Дидактические игры
2. Плакаты
3. Презентации по ППБ
4. Фильмы по ППБ
Формы аттестации контроля и оценочные материалы.
Текущий контроль усвоения материала проходит в течение года и всего периода
обучения. Обычно проверка знаний осуществляется в форме бесед, тестов, практических
работ, в результате которых выявляется уровень знания теории.
В течение учебного года обучающиеся получают творческие задания. Тематика их
разработана таким образом, чтобы каждый учащийся имел возможность попробовать свои
силы в различных жанрах.

Литература.
1.

Федеральный закон Российской Федерации «О пожарной безопасности». Сборник
нормативных документов по организации и осуществлению государственного пожарного
надзора. -М.: Полиграфлес, 1995.
2.
Пожарная безопасность в общеобразовательном учреждении (нормативные
документы, инструкции) / сост. О.В. Павлова - Волгоград: Учитель, 2006.** 153 с.
3.
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. — М.: Инфра-М, 2004. 144 с.
4.
Педагогам и родителям о пожарной безопасности: Учебное пособие / сост.
Коллектив специалистов Федерального государственного учреждения «Всероссийский
ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны»
МЧС России. - М.: ФГУ ВНИИПО, 2004.
5. Скрипник Л.Ю. Пожарная безопасность в школе: методическое пособие. М.: Айриспресс, 2006. - 64 с.
6. Шарова О.Е. Основы пожаробезопасного поведения: Учебное пособие. - СПб.: Издво «Петро-РИФ», 1997.
10

7.

Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 7 класса
общеобразовательных учреждений, Составитель: Смирнов А.Т., Литвинов Е.А.,
Москва Издательство АСТ 2008г.
8.
Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое
пособие для учителя. - М.: ТЦ Сфера, 2005г.
9.
- Основы медицинских знаний, Учебное пособие для 8 - 10 кл. В.Г.Бубнов,
Н.В. Бубнова, АСТ - Астрель Москва 2005г.
10.
- Справочник И.Ф. Богоявленский, Оказание первой медицинской, первой
реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций,
Санкт-Петербург 2005г.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».