Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Юнармия

Муниципальное учреждение «Управление образования МО Богданович»
муниципальное общеобразовательное учреждение
Байновская средняя общеобразовательная школа

ПРИНЯТО
на заседании педагогического
совета
протокол № 1 от 26.08.2025

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
патриотической направленности
«Юнармия»
Возраст обучающихся: 12-14 лет
Срок реализации: 8,5 месяцев (68 часов)

Автор-составитель:
Бакулина И.А., педагог
дополнительного образования

с. Байны, 2025

Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка.............................................................. 3-6
Цели и задачи программы..........................................................6
Содержание программы............................................................. 6-10
Планируемые результаты...........................................................11
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график.................................................. 11-18
Формы аттестации...................................................................... 18
Условия реализации программы.............................................. 19-20
Список литературы..................................................................... 21-24
Приложение................................................................................25-27

2

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Общеобразовательная
общеразвивающая
программа
военно­
патриотического клуба «Юнармия» разработана в рамках социальнопедагогической направленности в соответствии с учетом следующих
нормативных документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
редакции 2013 г.).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-p.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на период
до 2030 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодел<и» (далее —
СанПиН).
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023
№ 1678 «Об утверждении Правил применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ».
10.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
3

осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей».
13.
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и
Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № AK-2563/05
«О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
16.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями «Создание современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий».
18.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
19.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере.
20. Устава МОУ Байновская СОШ.
Основной
задачей военно-патриотического
движения «Юнармия»
является подготовка юношей к службе в армии.
В 2002 году президент РФ В.В. Путин подписал указ о развитии военно­
патриотического движения на территории РФ. В связи с этим возникает ряд
новых организаций.
Актуальность программы связана с тем, что 1 сентября 2016 года в
России официально стартовало всероссийское военно-патриотическое
4

движение «Юнармия». Предметом и целями движения являются
всестороннее развитие личности детей и подростков, а также участие их в
реализации мероприятий молодежной политики, как на муниципальном, так
и на государственном уровне.
«Больше внимания нужно уделять патриотическому воспитанию молодежи.
Да, необходимо серьезно обновить эту работу, но некоторые традиционные
методы, например, военно-патриотические игры, востребованы и сегодня.
Они выработают и командный дух, и сильный характер и формируют навыки
поведения в самых сложных условиях», - отметил в своем послании
федеральному собранию Президент Российской Федерации.
В связи с этим значимость программы заключается в том, что она
усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует
реализации умений и навыков, полученных обучающимися в базовом
компоненте, формированию жизненных ценностей, овладению опытом
самоорганизации, самореализации, самоконтроля и помогает воспитанникам
в профессиональном самоопределении.
Новизна дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы военно-патриотического движения «Юнармия» - это новый опыт
для образовательного учреждения. Это интеграция дополнительного и
общего образования в рамках реализации национального проекта «Успех
каждого ребёнка».
Отличительные особенности: в настоящее время, в связи с
первоначальным этапом становления юнармейского движения, подобных
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
фактически не существует, поэтому данная программа в этом аспекте
является уникальной.
Педагогическая целесообразность программы в том, содержание и
материал программы спланированы по принципу дифференциации в
соответствии с уровнями сложности, а также требованиями СанПина и могут
быть
усложнены
или
упрощены. Основной
формой организации
образовательного процесса являются теоретические и практические занятия,
комплексные тренировки, стрельбы и тактические учения. Основными
методами здесь выступают показ и упражнение (тренировка).
Особые условия:
Участие в юнармейских отрядах и выход из него является добровольным.
Участие в юнармейском отряде физических лиц осуществляется на
основании письменного заявления гражданина с согласием его законных
представителей (для несовершеннолетних членов) и оформляется решением
Местного, Регионального отделения или Главного штаба Движения на
ближайших заседаниях простым большинством голосов от количества
присутствующих на заседании, с постановкой на учет в Региональном,
Местном отделении Движения.
Режим занятий. Программа рассчитана на 1 год. Возраст обучающихся,
участвующих в реализации программы: 12-14 лет. Занятия проводятся 4 раза
по 1часу в неделю. Количество часов в год - 136. Из них дистанционный
5

модуль «Основы медицинских знаний» - 28 часов и «Государственные
символы РФ» - 8 часов.
Форма проведения занятий - групповая. Наполняемость учебной группы 10
человек.
Теоретические занятия включают в себя просмотр наглядных пособий,
видеоматериалов по изучаемой теме. Формы проведения теоретических
занятий - беседа, семинар.
Практические занятия - это учебно-тренировочные занятия, которые
проводятся в специально оборудованных помещениях.
Ц е л ь и за д а ч и п р о г р а м м ы
Ц е л ь п р о г р а м м ы : создание

условий, способствующих патриотическому,
физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного
гражданина России, его лидерских качеств.
Задачи:

- воспитание у молодых людей патриотизма, гражданского сознания,
верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных
обязанностей;
- воспитание уважительного отношения к героической истории нашего
государства, его вооруженным силам; бережного отношения к героическому
прошлому нашего народа;
- воспитание потребности в здоровом и безопасном образе жизни и активном
отдыхе;
- подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание
уважения к Российской Армии;
- ориентация на профессии, связанные с обеспечением национальной
безопасности;
- совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности;
- освоение и совершенствование дисциплины, общей и специальной
физической
подготовки;
воспитание
сознательной
дисциплины,
силы воли,
умения
концентрироваться на выполнении поставленной задачи;
- физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков.
1.

СОДЕРЖ АНИЕ ПРО ГРАМ М Ы

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Теория: Содержание программы, правила её реализации. Ожидаемые
результаты по окончании обучения. Инструктаж по технике безопасности.
РАЗДЕЛ I. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА (15ч)
Тема 1: Строи и управление ими
Теория, практика: Строй, шеренга, фланг, фронт, тыльная сторона строя,
интервал, ширина строя, глубина строя, колонна. Одношереножный и
двухшереножный строй, колонна, развернутый строй, походный строй,
направляющий, замыкающий. Управление строем. Команды.
Тема 2: Обязанности военнослужащих перед построением и в строю
6

Теория: Проверка исправности оружия, заправка обмундирования, место в
строю, передача показаний и команд.
Тема 3: Строевые приемы и движение без оружия
Теория, практика: Строй, команды и обязанности солдата перед
построением и в строю. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь»,
«Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головне уборы - снять
(надеть)». Строевая стойка. Повороты на месте. Строевой шаг. Повороты в
движении. Выполнение воинского приветствия. Выход военнослужащего из
строя, подход к начальнику и отход от него.
Тема 4: Строевой смотр
Практика : Встреча начальника. Вынос Боевого Знамени. Разучивание
строевой песни в составе подразделения. Прохождение торжественным
маршем и с песней. Показательные выступления «Посвящение в
Юнармейцы»
РАЗДЕЛ II. ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА (15 часов)
Тема 1: Меры безопасности при стрельбе
Теория: Правила
пользования пневматическим оружием Правила
поведения
и ТБ
при стрельбе из пневматического оружия. Техника
безопасности при заряжании, наводке и выстреле.
Тема 2: Теоретические основы стрельбы
Теория: История и виды российского стрелкового оружия.
Явление выстрела. Образование траектории. Прямой выстрел. Начальная
скорость пули. Отдача оружия. Пробивное и убойное действие пули.
Прикрытое, поражаемое и мёртвое пространство. Способы определения
расстояния до цели. Элементы наводки. Выбор цели и точки прицеливания
при стрельбе по неподвижным целям.
Тема 3: Материальная часть оружия
Теория: Пневматическое оружие назначение, общее устройство, принцип
действия и технические характеристики пневматической винтовки.
Техническое обслуживание, ремонт, чистка и смазка винтовки. Хранение
винтовки. Замена основных частей и механизмов винтовки. Возможные
неисправности, задержки при стрельбе и их устранение. Чистка, смазка и
хранение винтовки. Настройка пневматических винтовок. Выверка
открытого прицела. Заряжание винтовки. Изучение докладов о получении
боеприпасов, готовности к стрельбе и о завершении стрельбы.
Тема 4: Изготовка к стрельбе из пневматических винтовок
Теория: Заряжание винтовки. Изучение докладов о получении боеприпасов,
готовности к стрельбе и о завершении стрельбы.
Практика : Заряжание, изготовка к стрельбе из положения «сидя за столом с
опорой на локоть». Доклады о получении боеприпасов. Прицеливание.
Производство выстрела. Доклад о завершении стрельбы. Заряжание,
изготовка, прицеливание, производство выстрела из положения «стоя» без
опоры. Доклады. Изготовка к стрельбе из положения «с колена» и лёжа с
опорой и без опоры. Прицеливание. Производство выстрела. Доклады.
7

Тема 5: Совершенствование техники и навыков стрельбы из пневматической
винтовки
Практика: Тренировка в стрельбе по мишени «П» на расстоянии 5 метров
из
положения «сидя за столом с опорой на локоть». Совершенствование
техники и навыков стрельбы. Тренировка в стрельбе из пневматической
винтовки по мишени «П» на расстояние 5 метров из положения «стоя» и «с
колена» с опорой и без опоры. Тренировка в стрельбе из пневматической
винтовки по мишени «П» на расстояние 5 и 10 метров из положения «лёжа» с
опорой и без опоры. Подготовка к соревнованиям по стрельбе из
пневматической винтовки. Соревнования по стрельбе из пневматической
винтовки.
РАЗДЕЛ III. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РФ (4 часов)
Тема 1: Государственные символы РФ
Теория: Государственный флаг- официальный государственный символ РФ.
Правовое положение и правила использования флага России определяет
Федеральный конституционный закон "О Государственном флаге Российской
Федерации" от 25 декабря 2000 года. Государственный герб - официальный
государственный символ Российской Федерации. Его описание и порядок
официального использования установлены Федеральным конституционным
законом "О Государственном гербе Российской Федерации" от 25 декабря
2000 года. Государственный Гимн Российской Федерации.
Символика ВВПОД «Юнармия». Генезис символа. Фирменные цвета
движения. Знаки и флаг Юнармии. Юнармейские звания и погоны.
Юнармейская форма одежды. Устав ВВПОД «Юнармия». Цели и задачи
движения. Структура движения. Права и обязанности участников Движения.
Всероссийский юнармейский слёт. Клятва юнармейца.
Тема 2: Символы воинской чести
Теория: Воинские звания. Войсковые и корабельные воинские звания. Знаки
различия по воинским званиям. Воинские ритуалы. Воинское приветствие.
Приведение к военной присяге. Парады.
Военная присяга. Военная присяга, ее значение для военнослужащего.
Содержание военной присяги. Порядок приведения к присяге. Просмотр
отрывков из фильма «Военная присяга».
Боевые Знамена. Краткая история боевых знамен страны с древности до
наших дней. Боевые Знамена Вооруженных сил РФ. Значения знамен.
Символы знамен.
РАЗДЕЛ IV. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (10 часов)
Тема1: Гимнастика и легкая атлетика
Практика: Определение уровня физических качеств: сила, скоростная сила,
выносливость, ловкость, силовая выносливость посредством сдачи тестов
физической
подготовленности. Круговая
тренировка
общефизической
направленности.
Прикладные упражнения - упражнения в равновесии; лазанье по канату;
различные лазанья и переползания; преодоление нестандартных препятствий.
8

а) переноска тяжестей, лазание по канату без помощи ног, упражнения в
равновесии, преодоление нестандартных препятствий;
б) лазание по двум канатам без помощи ног, упражнения в равновесии,
переноска тяжелых и неудобных предметов, преодоление нестандартных
препятствий;
в) различные лазанья и переползания, преодоление нестандартных
препятствий, переноска тяжестей, упражнений в равновесии.
Разучивание и тренировка в выполнении упражнений: бег на 100 м,
челночный бег, бег на 1 км, бег на 3 км.
Тема 2: Преодоление препятствий
Практика: Разучивание приёмов действий при выполнении общего
контрольного упражнения на единой полосе препятствий. Техника
преодоления отдельных препятствий: лабиринт, ров шириной 2.5 м,
разрушенный мост, разрушенная лестница, забор. Проверка выполнения
норматива по преодолению препятствий.
Тема 3: Рукопашный бой
Практика : Изготовка к бою (без оружия и с оружием). Передвижение в боевой
стойке. Приемы самостраховки (при падении вперед, назад, на бок, кувырки).
Комплексная тренировка, действия по вводным сигналам и командам.
Разучивание и тренировка, действия по вводным сигналам и командам.
Разучивание и тренировка выполнения начального комплекса приемов
рукопашного боя. Проверка выполнения начального комплекса рукопашного
боя.
Тема 4: Комплексные занятия
Практика: Тренировка в преодолении препятствий общего контрольного
упражнения. Комплексная тренировка.
РАЗДЕЛ V. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ (14 часов)
Тема 1: Здоровье и здоровый образ жизни
Теория: Показатели здоровья. Личная гигиена. Профилактика заболеваний,
здоровый образ жизни.
Тема 2: Первая медицинская помощь
Теория: Начальные основы медицинских знаний: характеристика состояний,
требующих оказания первой медицинской помощи.
Практика: Первая медицинская помощь при травматизме. Первая медицинская
помощь при отравлениях, тепловых, солнечных ударах, ожогах, обморожениях.
Способы оказания первой медицинской помощи при переломах костей: черепа,
плечевого пояса, грудной клетки, верхних и нижних конечностей,
9

позвоночника и костей таза. Способы определения остановки сердечной
деятельности и прекращения дыхания. Способы искусственного дыхания
сердца и непрямого массажа сердца.
РАЗДЕЛ VI. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (10 часов)
Тема 1: Основы общевойскового боя
Теория: Сущность и виды современного общевойскового боя, их краткая
характеристика. Способы ведения общевойскового боя (в условиях применения
обычного, ядерного, химического и высокоточного оружия). Условия,
обеспечивающие успешное выполнение боевых задач. Огонь и его назначение
в бою. Виды огня (по отдельным целям, сосредоточенный, заградительный,
подвижный и неподвижный, фронтальный, фланговый, перекрестный,
кинжальный). Понятие о маневре в бою. Виды маневра.
Тема 2: Действия солдата в бою
Теория , практика : Обязанности солдата в бою. Передвижение солдата на поле
боя. Движение ускоренным шагом и бегом. Перебежки и переползания под
огнем противника. Преодоление препятствий и заграждений в бою. Солдат в
обороне. Подготовка к обороне. Выбор и оборудование окопа для стрельбы и
его маскировка. Уничтожение противника перед передним краем обороны
огнем и гранатой. Солдат в наступлении. Подготовка к атаке и атака:
пополнение боеприпасов, заряжание оружия, снаряжение гранат, выбор пути
движения в атаку, наблюдение за сигналами командира и действия по ним.
Выскакивание из траншеи. Движение в атаку в боевом порядке отделения.
Преодоление различных заграждений и препятствий. Атака переднего края
обороны противника, уничтожение его огнем в упор и гранатой. Бой в траншее
и ходах сообщения.
Тема 3: Характеристика современных средств поражения, последствия их
применения и основные принципы, и способы защиты.
Теория: Ядерное оружие и его характеристика. Поражающие факторы ядерного
оружия
и
их
краткая
характеристика.
Химическое
оружие.
Сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ) и их краткая характеристика,
поражающие свойства, основные способы и средства защиты от СДЯВ.
Современные обычные средства поражения, осколочные, шариковые, фугасные
боеприпасы. Боеприпасы объемного взрыва. Зажигательное оружие
иностранных армий и защита от него. Пожарно-профилактические мероприятия
Тема 4: Индивидуальные и коллективные средства защиты
Теория практика: Фильтрующие противогазы, назначение, устройство
общевойскового противогаза. Особенности устройства противогазов ГП-5, ГП7. Пользование поврежденным противогазом.Средства защиты кожи.
Назначение, характеристика, устройство и защитные свойства общевойскового
защитного комплекта (ОЗК). Подбор, проверка и подготовка к использованию.
Порядок пользования ОЗК. Отработка нормативов по надеванию
индивидуальных средств защиты. Итоговое занятие
Практика: Подведение итогов за год. Игра «Зарница»
10

Планируемые результаты.
По окончании обучения по программе обучающиеся будут знать:
•
основы стрельбы из различных видов оружия, технику безопасности при
обращении с оружием и боеприпасами во время учебных стрельб и
соревнований.
•
основные положения строевого устава, элементы строя, элементы
утреннего осмотра;
•
обязанности кадет перед построением и в строю, порядок подачи команд,
порядок выполнения воинского приветствия без оружия;
•
порядок проведения строевого смотра;
•
порядок ритуала возложения венков к мемориалу памяти;
•
приемы самозащиты и базовую технику рукопашного боя;
•
приемы оказания первой медицинской помощи при травматизме,
отравлениях, ожогах, обморожениях;
•
приемы для выживания на местности;
•
историю и традиции Вооруженных сил России.
будут уметь:
•
правильно занять позицию на стрелковом рубеже и производить
стрельбу из винтовки;
•
правильно подавать предварительные и исполнительные команды
строевой подготовки, быстро и чётко выполнять строевые приёмы при
отработке навыков в одиночной подготовке и в составе взвода;
•
преодолевать полосу препятствий и выполнять начальный комплекс
рукопашного боя;
•
оказать первую медицинскую при травматизме, отравлениях, ожогах,
обморожениях;
•
проявлять культуру взаимодействия, терпимости и толерантности в
достижении общих целей при совместной деятельности.
Перечень показателей и критериев для оценивания результатов выполнения
программы представлен в Приложении № 1.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Дата проведения
план
фак
т

№
п/
п
1

3 10—
5 10.2
023

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧ]ЕБНЫЙ Г]РАФИК
Тема
Количес Форма
тво часов занятия
ВВЕДЕНИЕ (2ч)
Инструктаж по технике
2
безопасности.
Знакомство с
программой.

беседа

Место
проведени
я

Форма
контроля

Учебный
класс

первична
я
диагности
ка,
тестирова
ние

РАЗДЕЛ I. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВ КА (15ч)

11

3

10.10­
14.10.
2023

4

17.10.
18.10.
2023

5

21.10.
2023

6

24.10.
2023

7

26.10.
2023

8

28.10.
2023

9

7.11.2
023
9.11.2
023

10

11

14.11­
18.11.
2023

12

21.11.
2023
22-11­
25.11.
2023

13

Тема 1: Строи и управление ими
Виды строевой
6
спортивн собеседова
беседа,
ние
практик
подготовки. Техника
ый зал
ум
Безопасности при
занятиях строевой
подготовкой.
4
практик
спортивн норматив
Выполнение строевых
упражнений в
ум
ый зал
передвижении
(индивидуально и в
составе
подразделения).
Одношереножный и
2
практик
спортивн норматив
двухшереножный
ум
ый зал
строй. Управление
строем. Команды.
Тема 2: Обязанности военнослужащих перед построением и в строю
Проверка исправности
2
практик
спортивн норматив
ум
оружия, заправка
ый зал
обмундирования, место
в строю, передача
показаний и команд.
Проверка исправности
1
практик
спортивн норматив
ум
оружия, заправка
ый зал
обмундирования, место
в строю, передача
показаний и команд.
Тема 3: Строевые приемы и движение без оружия
1
практик
спортивн норматив
Выполнение команд
«Становись»,
ум
ый зал
«Равняйсь», «Смирно»,
«Вольно»,
«Заправиться»,
«Отставить», «Г оловне
уборы - снять
(надеть)».
Строевая стойка.
1
практик
спортивн норматив
ум
Воинское приветствие.
ый зал
Строевая стойка.
1
практик
спортивн норматив
ум
Повороты на месте.
ый зал
Строевой шаг.
4
спортивн норматив
Выполнение строевых
беседа,
упражнений в
практик
ый зал
передвижении
ум
(индивидуально и в
составе
подразделения).
Строевой
шаг.
2
практик
спортивн норматив
Повороты в движении.
ум
ый зал
Повороты
направо2
практик
спортивн норматив
налево в движении.
ум
ый зал

12

14

28.11.
2023

15

30.11.
2023

16

2.12.2
023

Поворот кругом в
движении.
Строевые приемы в
движении в отделении.
Тема 4: Строевой смотр
Встреча начальника.
Вынос Боевого
Знамени. Разучивание
строевой песни в
составе подразделения.
Прохождение
торжественным
маршем и с песней.
Показательные
выступления
«Посвящение в
Юнармейцы».

2

практик
ум

спортивн
ый зал

норматив

1

практик
ум

спортивн
ый зал

норматив

1

практик
ум

спортивн
ый зал

норматив

РАЗДЕЛ II. ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА (15ч)
17

5.12­
9.12.2
023

18

12.12.
14.12.
23

19

16.12­
19.12.
2023

20

21.12­
23.12.
2023

21

26.12.
2023

22

28.12.
2023

Тема 1: Меры безопасности при стрельбе
Правила пользования
4
беседа,
пневматическим оружием
практик
Правила поведения и
ум
ТБ при стрельбе из
пневматического оружия.
Тема 2: Теоретические основы стрельбы
История и виды
2
беседа,
практик
российского
ум
стрелкового оружия
(физические и
технические
характеристики
выстрела).
Тема 3: Материальная часть оружия
Пневматическое оружие
2
беседа,
, его устройство,
практик
технические данные.
ум

ФОК

собеседова
ние,
норматив

ФОК

собеседова
ние,
тестирова
ние

ФОК

собеседова
ние,
тестирова
ние
собеседова
ние,
тестирова
ние

2
ФОК
Возможные
беседа,
неисправности,
практик
задержки при стрельбе
ум
и их устранение.
Тема 4: Изготовка к стрельбе из пневматических винтовок
норматив
1
практик
ФОК
Заряжание винтовки.
ум
Изучение докладов о,
готовности и
завершении стрельбы.
Правила
прицеливания
и
удержание. Пристрелка
винтовки и выбор
мишени.
норматив
Номера мишеней и
1
практик
ФОК
ум
расстояние до них.

13

23

24

25

26

27

28

Корректировка
стрельбы. Стрельба
стоя. Основы стрельбы
лёжа с жёсткого упора.
Стрельба с положения
стоя на колене. Основы
стрельбы лёжа с
упором через локоть,
предплечье.
Тема 5: Совершенствование техники и навыков стрельбы из пневматической
винтовки
норматив
9.01.2
1
практик
ФОК
Тренировка в стрельбе
024
по мишени «П» на
ум
расстоянии 5 метров из
положения «сидя за
столом с опорой на
локоть».
норматив
10.01.­
2
практик
ФОК
Совершенствование
21.01.
ум
техники и навыков
2024
стрельбы.
норматив
16.01.
1
практик
ФОК
Тренировка в стрельбе
из пневматической
2024
ум
винтовки по мишени
«П» на расстояние 5
метров из положения
«стоя» и «с колена» с
опорой и без опоры.
норматив
23.01­
3
практик
ФОК
Тренировка в стрельбе
из пневматической
27.01.
ум
винтовки по мишени
2024
«П» на расстояние 5 и
10 метров из
положения «лёжа» с
опорой и без опоры.
Подготовка к
соревнованиям по
стрельбе из
пневматической
винтовки.
соревнова
30.01.
Соревнования по
1
практик
ФОК
ния
2024
ум
стрельбе из
пневматической
винтовки.
РАЗДЕЛ III. ГОСУДАРСТВЕН Н Ы ЕСИ М [ВОЛЫ РФ (4ч)
Тема 1: Государственные символы РФ
6.02­
4
учебный собеседова
Государственные
беседа
ние,
символы РФ. Флаг,
10.02.
кабинет
тестирова
герб, гимн РФ.
2023
ние
Символика
«Юнармия».
Юнармейская форма
одежды. Устав

14

29

12.02­
17.02.
2024

30

19.02­
24.02.
2024

31

27.02­
29.02.
2024

32

2.03­
5.03.2
023

33

11.03­
15.03.20
24

«Юнармия». Клятва
юнармейца.
Тема 2: Символы воинской чести
4
Воинские звания.
Военная присяга.
Боевые Знамена.

беседа,
практик
ум

учебный
кабинет

РАЗДЕЛ IV. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (10ч)
Тема1: Гимнастика и легкая атлетика
4
практик
ФОК
Определение уровня
физических качеств:
ум
сила, скоростная сила,
выносливость,
ловкость, силовая
выносливость
посредством сдачи
тестов физической
подготовленности.
2
практик
ФОК
Круговая тренировка
общефизической
ум
направленности. Прикл
адные
упражнения: переноска
тяжестей, лазание по
канату без помощи ног,
упражнения в
равновесии, преодоление
нестандартных
препятствий.
2
практик
ФОК
Прикладные
упражнения: лазание по
ум
двум канатам без
помощи ног,
упражнения в
равновесии, переноска
тяжелых и неудобных
предметов,
преодоление
нестандартных
препятствий.
Прикладные
упражнения: различные
лазанья и
переползания,
преодоление
нестандартных
препятствий, переноска
тяжестей, упражнений
в равновесии.
2
практик
ФОК
Разучивание и
ум
тренировка в
выполнении беговых
упражнений.

собеседова
ние,
тестирова
ние

норматив

норматив

норматив

норматив

15

34

19.03­
23.03.
2024

35

2.04­
6­
04.202
4

36

9.04­
11.04.
2023

37

13.04­
16.04.
2024

38

18.04­
20.04.
2024

39

23.04.­
24.04.
2024

40

25.04­
26.04.
2024

41

27.04­
30.04.
2024

42

2.05­
6.05.2
024

43

7.05­
10.05.

Разучивание и
тренировка в
выполнении беговых
упражнений.
Тема 2: Преодоление препятствий
Полоса препятствий:
3
лабиринт, ров,
разрушенный мост,
разрушенная лестница,
забор
Полоса препятствий:
2
лабиринт, ров,
разрушенный мост,
разрушенная лестница,
забор
Тема 3: Рукопашный бой
2
Изготовка к бою (без
оружия и с оружием).
Передвижение в
боевой стойке
Приемы самостраховки
2
(при падении вперед,
назад, на бок,
кувырки).
Комплексная
2
тренировка, действия
по вводным сигналам и
командам.
2
Разучивание и
тренировка
выполнения
начального комплекса
приемов рукопашного
боя
Проверка выполнения
2
начального комплекса
рукопашного боя
Тема 4: Комплексные занятия
4
Тренировка в
преодолении
препятствий общего
контрольного
упражнения.
Комплексная
тренировка
Соревнования по
2
рукопашному бою

практик
ум

ФОК

норматив

практик
ум

ФОК

норматив

практик
ум

ФОК

норматив

практик
ум

ФОК

норматив

практик
ум

ФОК

норматив

практик
ум

ФОК

норматив

практик
ум

ФОК

соревнова
ние

практик
ум

ФОК

норматив

практик
ум

ФОК

соревнова
ние

РАЗДЕЛ V. ОСНОВЫ МЕДИЦ(ИНСКИХ ЗНАНИЙ (14ч)
Тема 1: Здоровье и здоров ый образ жизни
Здоровье и здоровый
4
учебный
беседа
образ
кабинет

собеседова
ние,

16

2024

44

13.05.
2024

45

14.05.
2024

46

15.05.
2024

47

16.05­
17.05.
2024

48

18.05­
20.05.
2024

49

21.05­
22.05.
2024

50

23.05.­
24.05.
2024

51

25.02.­
26.05.
2024

жизни. Показатели
здоровья. Личная
гигиена
Профилактика
заболеваний, здоровый
образ жизни.

тестирова
ние
4

беседа

Тема 2: Первая медицинская помощь
4
Начальные основы
беседа,
медицинских знаний:
практик
ум
характеристика
состояний, требующих
оказания первой
медицинской помощи
Первая медицинская
4
беседа,
помощь при
практик
ум
травматизме

учебный
кабинет

собеседова
ние,
тестирова
ние

учебный
кабинет

собеседова
ние,
тестиров
ание

учебный
кабинет

собеседова
ние,
тестиров
ание
собеседова
ние,
тестиров
ание

Первая медицинская
4
учебный
беседа,
помощь при
практик
кабинет
ум
отравлениях, тепловых,
солнечных ударах,
ожогах, обморожениях
Способы оказания
4
практик
ФОК
первой медицинской
ум
помощи при переломах
костей: черепа,
плечевого пояса,
грудной клетки,
верхних и нижних
конечностей,
позвоночника и костей
таза
Способы определения
4
практик
ФОК
остановки сердечной
ум
деятельности и
прекращения дыхания.
Способы
искусственного
дыхания сердца и
непрямого массажа
сердца
РАЗДЕЛ VI. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОГГОВКА (10ч)
Тема 1: Основы общевойскового боя
Сущность и виды
3
учебный
беседа,
практик
кабинет
современного
ум
общевойскового боя,
огонь и его назначение
в бою, маневры в бою
Тема 2: Действия солдата в бою
Солдат в обороне.
3
практик
ФОК
ум
Подготовка к обороне.
Метание гранаты

норматив

норматив

собеседова
ние,
тестиров
ание

норматив

17

норматив
Солдат в наступлении.
3
практик
ФОК
ум
Движение в атаку в
боевом порядке
отделения.
Преодоление
различных
заграждений и
препятствий
Тема 3: Характеристика современных средств поражения,
последствия их применения и основные принципы, и способы защиты
53
29.053
учебный собеседова
Ядерное и химическое
беседа,
ние,
практик
кабинет
оружие и его
тестиров
ум
характеристика
ание
Тема 4: Индивидуальные и коллективные средства защиты
54
2
учебный собеседова
Назначение и
беседа,
ние,
практик
кабинет
устройство
тестиров
ум
фильтрующего
ание
противогаза,
общевойскового
защитного комплекта
(ОЗК)
норматив
55
2
практик
ФОК
Отработка нормативов
ум
по надеванию
индивидуальных
средств защиты
норматив
56
4
практик
ФОК
Итоговое занятие. Игра «Зарница»
ум
52

27.05­
28.05.
2024

Формы аттестации.
• В целях оценки и контроля результатов обучения в течение года
проводятся:
• проверка выполнения нормативов по ОФП;
• проверка выполнения нормативов по стрельбе из пневматической
винтовки;
• соревнования на личное первенство среди воспитанников объединения;
• соревнования юнармейских отрядов, района и области.
Учебный план
Название раздела, темы
№

Количество часов
Всего
Теория Практика

формы
аттестации

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Инструктаж по
т/б.

2

2

собеседование

1

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА
1.1 Строи и управление ими
Обязанности военнослужащих перед
1.2
построением и в строю
Строевые приемы и движение без
1.3
оружия

норматив
норматив
норматив

18

1.4

Строевой смотр

2
2.1

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Меры безопасности при стрельбе

тест

2.2

Теоретические основы стрельбы

собеседование

2.3

Материальная часть оружия

2.4
2.5

3

смотр

Изготовка к стрельбе из пневматических
винтовок
Совершенствование техники и
навыков стрельбы из пневматической
винтовки
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
СИМВОЛЫ РФ

тест
норматив
соревнования

(дистанционный модуль)
3.1

Государственные символы РФ

собеседование

3.2
4
4.1

Символы воинской чести
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Гимнастика и легкая атлетика

собеседование

4.2

Преодоление препятствий

4.3

Рукопашный бой

соревнования

4.4

Комплексные занятия
ОСНОВЫ
МЕДИЦИНСКИХ
ЗНАНИЙ

соревнования

5

норматив
норматив

(дистанционный модуль)
5.1
5.2
6
6.1
6.2
6.3

6.4

Здоровье и здоровый образ жизни
Первая медицинская помощь
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

собеседование

Основы общевойскового боя

собеседование

Действия солдата в бою
Характеристика современных средств
поражения, последствия их применения
и основные принципы, и способы
защиты
Индивидуальные и коллективные
средства защиты
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

зачёт

норматив
норматив

норматив
Игра
«Зарница»

Итого
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-технические условия реализации программы
Для обучения по данной программе необходимо иметь в наличии:
оборудованное помещение для тира, пневматические винтовки, пульки для
пневматических винтовок, мишени, макет автомата, наглядные пособия.
19

Теоретические занятия проходят в кабинете, оснащенным мультимедийное
оборудованием.
Для практических занятий необходимы специально оборудованные
помещения:
для огневой подготовки - тир, в котором есть пулеулавливатели,
прицельный станок; для строевой подготовки - строевой плац или спортивный
зал; для общей физической подготовки - спортивный зал, спортивный
инвентарь, полоса препятствий.
Оборудование по разделу программы «Огневая подготовка»:
• макеты автоматов;
• винтовки ТОЗ-8, ИЖ-38;
• мишенные установки;
• мишени;
• пулеулавливатели.
Оборудование по разделу программы «Физическая
подготовка»:
• борцовский ковер;
• гимнастические маты;
• подкидной мостик;
• боксерские мешки;
• защитное снаряжение для рукопашного боя;
• учебные видеофильмы.
Оборудование по разделу программы «Основы медицинских
знаний»:
• наглядные пособия;
• учебные фильмы;
• войсковой прибор химической разведки;
• аптечка первой помощи;
• электронный тренажер «Гоша».
Методическое обеспечение программы
В процессе обучения используются наглядные пособия:
• комплект «Строевая подготовка»;
• комплект «Вооруженные Силы на страже Родины».
Используются методы объяснения, показа и личный пример, а также
упражнения и тренировки. Личный пример преподавателя (военного
руководителя) в сочетании с высокой методической подготовкой,
постоянная требовательность к учащимся в точном выполнении приёмов
приводит к успешной подготовке обучающихся.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования Рыжков
Кирилл Викторович

20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.

Ахмеджанова З.Х. Нам завещаны память и слава / З.Х. Ахмеджанова,
Э.М. Галиева // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. - № 2. (опыт «Поста № 1 у Вечного огня»).
2.
Болотина Т.В. Тенденции развития гражданско-патриотического
образования в РФ / Т.В. Болотина, Т.Г. Новикова // Методист. - 2012. - № 1.
3.
Буйлова Л.Н. Актуальные направления организации патриотического
воспитания в системе дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова //
Внешкольник. - 2013. - № 6. - С. 39-48.
4.
Витовтова М.С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности
учителя / М.С. Витовтова // Народное образование. -2012. - № 9.
5.
Военная история России. Учебник для ВУЗов. - М.: Воениздат, 1993. 6.
Вырщиков А.Н., Кусмарцев М. Б. Уроки служения Отечеству в пространстве
патриотически-ориентированного образования: кн. для учителя: учебно-метод.
пособие - Волгоград: Авторское перо, 2015. - 270 с.
6.
Жук А.Б. Винтовки и автоматы. Военное издательство, - 2007 г.
7.
Капитонова Г.Н.
Система совершенствования патриотического
воспитания в УДОД / Г.Н. Капитонова // Дети, техника, творчество. - 2012. - №
1.
8.
Касимова Т.А. Система патриотического воспитания ДТ ДМ «Истоки» в
общеобразовательном пространстве / Т.А. Касимова // Внешкольник. - 2013. № 4. - С. 43-47.
9.
Керсновский А.А., ред. Кодзова С. З. История русской армии.
Абрис/ОЛМА, 2018 г. — 360 с.
10 .
Кочуков С. Наша общая память и слава / С. Кочуков // Тамбовская жизнь.
- 2013. - 25 сент. - С. 6. - (о связи Тамбовщины с Болгарией)
11 .
Крошилина Г.И. Система гражданско-патриотического воспитания
школьников / Г.И. Крошилина // Дополнительное образование и воспитание. 2014. - № 6. - С. 20-23.
12 .
Кун Ю. След в сердцах / Ю. Кун // Директор школы. - 2014. - № 1. - С.
97-103. - (патриотич. воспит.).
13. Леонтьева Т.Н. Физическая культура и спорт как инструмент
патриотического воспитания / Т.Н. Леонтьева // Дополнительное образование и
воспитание. - 2014. - № 1. - С. 36-39.
14. Мазыкина Н.В., Горкина Н.В. Растим патриотов. Методическое пособие
по патриотическому воспитанию. УЦ «Перспектива», Москва, 2011 г.
15. Матюшина М. Тоня-Павлик-Антонина : она была одной из тех. Кого
фашисты называли «ночными ведьмами» / М. Матюшна // Тамбовская жизнь. 2015. - №8. - (28 января). - С. 4.
16 .
Методические рекомендации инструктору армейского рукопашного боя.
Под редакцией П.М. Лаговского. - М., 2012
17. Муравьева И. «Не посрамим земли русской...» / И. Муравьева //
Тамбовская жизнь. - 2015. - № 6. - (23 января). - С. 3. - (письма, к 70-летию
Великой Победы).
21

18 .

Общевоинские Уставы ВС РФ, Новосибирск, «Норматика», 2020.
19. Перов И. Эхо далекой войны / И. Перов // Тамбовская жизнь. - 2015. - №
3. - (16 января). - С. 3.
20 .
Попов А.В. Нельзя сужать сферу патриотического воспитания / А.В.
Попов, И.Н. Попова // Народное образование. - 2013. - № 7. - С. 214-221.
21 .
Потрашкова В. Урок мужества, посвященный Дню защитника Отечества
/ В. Потрашкова // Воспитание в школе. - 2013. - № 3. - С. 116-125.
22 .
Правила
по пулевой и стендовой стрельбе на 2017-2020
г.г.
[Электронный
ресурс] http://shooting-russia.ru/news/?4455. (Дата
обращения: 27.08.2018).
23.
«Прощание славянки»: история создания марша // Ровесник. - 2013. - 4
сент. С.4.
24. Пулевая стрельба. Сайт стрелкового союза России. [Электронный
ресурс] http://shooting-russia.ru/static/?bullet (Дата обращения: 27.08.2018).
25. Рыбальченко Л.И. Педагогический эффект военно-патриотического
проекта «Мы пишем ваши имена» / Л.И. Рыбальченко, Тиме Юргенд, Н.И.
Ралдугина и др. // Методист. - 2014. - № 7. - С. 29-36.
26 .
Сидоров Е.А. Детские объединения в системе патриотического
воспитания во внеурочной деятельности школы / Е.А. Сидоров // Внешкольник.
- 2013. - № 4. - С. 40-43.
27.
Стекляр Г.В. Гражданское и патриотическое воспитание в современных
условиях / Г.В. Скляр // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. №1.
28 .
Строгонова Л.В. Нам дороги эти, позабыть нельзя. Классный час,
литературная композиция, монтаж, торжественный митинг. Патриотическое
воспитание младших школьников. Вып. 3. - М. : Педагогическое общество
России, 2005. - 48с.
29.
Студенникова С.Л. Не потерять свои корни: опыт патриотического
воспитания в Орловской области / С.Л. Студенникова // Внешкольник. - 2012. № 5.
30.
Торощина Т.А. Патриотическое воспитание в объединении экологической
направленности / Т.А. Торощина // Дополнительное образование и воспитание.
- 2013. - № 9. - С. 36 - 41.
31.
Учебное пособие «Огневая подготовка», ООО «Армпресс», М., 2006.
32.
Ушкалова А.И. Историческая реконструкция - основа военно­
патриотического воспитания / А.И. Ушкалова // Дополнительное образование и
воспитание. - 2014. - №10 - С. 17-20.
33. Циулина М. Патриотическое воспитание школьников: возможности
социообразовательной среды / М. Циулина // Воспитание в школе. - 2013. - №
3. - С. 24-32.
34. Черникова Т.В. Размышления о воспитании патриотизма в подростковом
и юношеском возрасте / Т.В. Черникова // Воспитательная работа в школе. 2011. - № 5
35. Юрьев А. Спортивная стрельба. М., 2007.
22

Список литературы для обучающихся и родителей.
1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М., Айриспресс, 2012 - С.224
2.
Бачевский,
В.И.
Система
военно-патриотического
воспитания
несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу
"Основы военной службы". - М.: ООО "Редакция журнала "Военные знания",
2010. - 186 С.
3. Белинский В.Г. Статьи и рецензии 1841 - 1844 // Полн. собр. соч.: В 13-ти т. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1954. - Т.5. - 863 С.
4. Бердяев Н.А. Судьба России: опыты по психологии войны и национальности.
- М.: Мысль, 1990. - 240 С.
5. Валеев Р.А., Зайцев А.А., Зайцева В.Ф. Военно-патриотическая работа с
подростками в молодежных организациях России // Проблемы воспитания
патриотизма. - Вологда.: ВИРО, 2014.
6. Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт. - М.:
Издательство Мысль, 1984 г.
7. Военно-патриотическое воспитание молодежи (проблемы и опыт):
Сборник/сост. Ю.И. Дерюгин. - М.: Патриот, 1991. - 213 С.
8. Вороненко А.Г. Из истории патриотического воспитания в России.
Методические рекомендации для учителей и педагогов дополнительного
образования. М.: ИОО МО РФ. - 2014.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Просвещение. - 1991
10. Гаврилов Ф.К., Кожин Г.А. Военно-спортивные игры. - М.: Изд-во
ДОСААФ, 2006 г.
11. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования
знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы
психологии. - 1963. - №5
12. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI в. - М.: Интердиалект,
1997. - 697 С.
13. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2010 - 2015 годы".
14. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения / Н.А. Добролюбов.
- М.: Педагогика, 1986. - 387 С.
15. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание
школьников - 2012 №8 - С.17
16. Жуков И.М. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников. - М.:
Педагогика, 1982 г.
17. Ивашкина, Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе //
Начальная школа. - 2007. - № 7. - С.29-33.
18. Ильин И.А. Собрание сочинений. Т.2. Кн.2. - М.: Русская вера, 1993. - 478 С.
19. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое
пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2013. - 64 С.
20. Каунас А.Я. Сборник статей. Начальная военная подготовка и военно­
патриотическое воспитание. - М.: "Швиеса", 1976 г.
23

21. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М., 2010 - С
- 346.
22. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в
общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1978 г.
23. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма //
Педагогика - 2007 - №5 - С.52
24. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании / М.В. Ломоносов. - М.:
Педагогика, 1991. - 234 С.
25. Ломоносов М.В. Для пользы общества. М., 1990. С.65.
26. Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Высшая школа, 1991. - 559
С.
27. Национальная доктрина образования до 2025 года в Российской Федерации
Правительство РФ Постановление от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва.
28. Патриотическое воспитание в школе. - М., Айрис-пресс, 2012 - С - 224.
29. Пилиповский В.Я. Требования к личности учителя в условиях
высокотехнологического общества // Педагогика. - 2007. №5. - С.97-103.
30. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983). В 1951-56
31. Радищев А.Н. Полн. собр. соч.: В 2 т. - М. - Л.: Изд-во Акад. наук СССР,
1938. - Т.1. - 503 С.153
32. Самойлова, Л.Б. Формирование компетентности будущего учителя в
воспитании гражданского самосознания младших школьников: Автореф дисс.
... канд. пед. наук. - Красноярск, 2015. - 21 С.
33. Симоненко В.Д., Фомин Н.В. Современные педагогические технологии.
Учебное пособие. Брянск 2014г.
34. Смирнов А.Т. Основы военной службы: Учеб. пособие для студ. сред. проф.
образования. - М.: Изд. центр "Академия", 2004. - 240 С.
35. Соловьев В.С. Оправдание добра // Соч. в 2-х т. - М.: Мысль, 1988. - Т.1.
36. Толстой А.Н. Отечество - рассказы, очерки, статьи, письма / А.Н. Толстой. М.: Художественная литература, 1976. - 478 С.
37. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография
и методическое пособие /Под ред.М. М. Поташника - М.: Педагогическое
общество России - 2000 г.
38. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. / Под ред.В.Я. Кирпотина. - М.:
ОГИЗ Госуд. изд-во худож. литер., 1947. - Т 3. - 884 С.
39. Шабаева М.Ф. Герцен о воспитании / М.Ф. Шабаева. - М.: Учпедгиз, 1948. 179 С.
40. Курс "Гражданское образование" в начальной школе // Начальная школа. 2012. - № 9. - С.23-26.

24

Приложение № 1
Перечень показателей и критериев для оценивания
результатов выполнения программы
1. Раздел «Огневая подготовка»
Индивидуальная оценка практической составляющей строевой подготовки
проводится на соревнованиях. Уровень подготовки оценивается по следующим
критериям:__________________________________________________________________
Оценка:

Критерии

Высокий
уровень

обучающийся правильно ориентируется в современном стрелковом оружии;
знает технику безопасности при стрельбе, теоретические основы стрельбы;
умеет правильно занять позицию на стрелковом рубеже, вести прицельную
и кучную стрельбу с результатом не ниже 20 очков при 3-х выстрелах, 32
очков при 5-ти выстрелах, 62 очков при 10-ти выстрелах.

Средний
уровень

обучающийся правильно ориентируется в современном стрелковом оружии;
знает технику безопасности при стрельбе, теоретические основы стрельбы;
умеет правильно занять позицию на стрелковом рубеже, ведет прицельную
и кучную стрельбу с результатом ниже 18 очков при 3-х выстрелах, 30
очков при 5-ти выстрелах, 60 очков при 10-ти выстрелах.

Низкий
уровень

обучающийся неправильно ориентируется в современном стрелковом
оружии;
знает технику безопасности при стрельбе, теоретические основы стрельбы;
не умеет правильно занять позицию на стрелковом рубеже, ведет
прицельную и кучную стрельбу с результатом ниже 16 очков при 3 -х
выстрелах, 28 очков при 5-ти выстрелах, 58 очков при 10-ти выстрелах.

Программу не обучающийся не ориентируется в современном стрелковом оружии;
не
знает
технику
безопасности
при
стрельбе,
освоил
теоретические основы стрельбы; не умеет правильно занять позицию на
стрелковом рубеже, ведет прицельную и кучную стрельбу с результатом
ниже 16 очков при 3-х выстрелах, 28 очков при 5-ти выстрелах, 58 очков
при 10-ти выстрелах.

2. Раздел «Строевая подготовка»

25

Индивидуальная оценка строевой подготовки обучающихся слагается из оценок,
полученных за выполнение каждого из проверенных строевых приёмов и определяется:
Оценка:

Критерии

Высокий
уровень

если 50% проверенных строевых приёмов выполнено на «отлично», а 50%
- на «хорошо»; при этом внешний вид, строевая стойка и строевой шаг
обучающегося имеют оценку «отлично».

Средний
уровень

если 50% проверенных строевых приёмов выполнено на «отлично» и
«хорошо», а 50% - на «удовлетворительно»; при этом внешний вид,
строевая стойка и строевой шаг обучающегося имеют оценку не ниже
«хорошо».

Низкий уровень

если по одному из строевых приёмов получена оценка
«неудовлетворительно» при положительной оценке внешнего вида,
строевой стойки и строевого шага обучающегося.

Программу не
освоил

при наличии двух и более неудовлетворительных оценок, а также при
неудовлетворительной оценке по внешнему виду, или строевой стойке,
или строевому шагу.

3. Раздел «Физическая подготовка»
Индивидуальная оценка показателей физической подготовки обучающихся
проводится в середине и в конце учебного года.________________________________
Оценка:

Критерии

Высокий
уровень

Обучающийся правильно выполняет гимнастические упражнения,
выполняет нормативы легкой атлетики для своего возраста, владеет
навыками рукопашного боя, техникой преодоления полосы препятствий,
освоил начальный комплекс приемов рукопашного боя.

Средний
уровень

Обучающийся выполняет гимнастические упражнения не очень технично,
выполняет нормативы легкой атлетики для своего возраста, владеет
навыками рукопашного боя на 80%, владеет техникой преодоления
полосы препятствий, начальный комплекс приемов рукопашного боя
выполняет с 1-2 ошибками.

Низкий
уровень

Обучающийся выполняет гимнастические упражнения с ошибками, с
трудом выполняет нормативы легкой атлетики для своего возраста,
владеет навыками рукопашного боя на 50%, при преодолении полосы
препятствий делает много ошибок, начальный комплекс приемов
рукопашного боя выполняет с большим количеством ошибок.

Программу не
освоил

Обучающийся выполняет гимнастические упражнения с большим
количеством ошибок, не выполняет нормативы легкой атлетики для
своего возраст, не владеет навыками рукопашного боя и техникой
преодоления полосы препятствий, не освоил начальный комплекс
приемов рукопашного боя.

4. Раздел «Основы медицинских знаний»

26

Индивидуальная оценка показателей по данному критерию проводится в конце
учебного года.
Оценка:

Критерии

Высокий
уровень

обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными
программой за конкретный период; самостоятельно, не испытывая особых
трудностей, без ошибок выполняет практические задания по оказанию первой
помощи и выживанию на местности.

Средний
уровень

объём усвоенных умений и навыков составляет 70-50%, выполняет
практические задания с 1-2 ошибками.

Низкий
уровень

обучающийся овладел менее чем 50% предусмотренных умений и навыков,
испытывает серьёзные затруднения при выполнении практических заданий
делает много ошибок.

Программу
не освоил

обучающийся овладел менее чем 20% предусмотренных программой умений
и навыков, не может выполнить практические задания.

5. Раздел «Служу Отечеству»
Индивидуальная оценка показателей по данному критерию проводится в конце
учебного года.
Оценка:

Критерии

Высокий
уровень

Обучающийся знает историю и традиции Вооруженных сил России, символы
воинской чести, общие положения о воинской службе; проявляет
дисциплинированность и чувство товарищества к другим участникам
группы.

Средний
уровень

Объём усвоенных знаний составляет 70-50%,
обучающийся проявляет дисциплинированность и чувство товарищества к
другим участникам группы.

Низкий
уровень

Обучающийся плохо знает историю и традиции
Вооруженных сил России, символы воинской чести, общие положения о
воинской службе; не всегда проявляет дисциплинированность и чувство
товарищества к другим участникам группы.

Программу
не освоил

Обучающийся не знает историю и традиции Вооруженных сил России,
символы воинской чести, общие положения о воинской службе; не проявляет
дисциплинированность и чувство товарищества к другим участникам
группы.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».