Муниципальное учреждение «Управление образования МО Богданович»
муниципальное общеобразовательное учреждение
Байновская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«Экопатруль»
Возраст обучающихся: 12-14 лет
Срок реализации: 8,5 месяцев (68 часов)
Автор-составитель:
Флягина Ольга Владимировна
Педагог дополнительного образования
с. Байны, 2025
СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
3
2. Комплекс организационно-педагогических условий
9
3. Список литературы
10
1
1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут
быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех
людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости
реализации принципов устойчивого развития. Именно в школьном возрасте
закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Чтобы решить экологические проблемы Земли, сначала нужно изучить
экологическую обстановку родного края и научиться бережно относиться к его природе.
Поэтому немаловажно для растущего человека понятие «малая родина»: его родной дом и
школа, родители и друзья, природа родного края. Любовь к малой родине начинается с
впечатлений, полученных от встреч с природой во время походов, экскурсий, просмотров
фильмов, рассказов об истории края, народных традициях, обычаях, легендах. Воспитывая
любовь к Родине и природе, мы воспитываем патриотов, воздействуем на формирование
жизненных идеалов, помогаем найти образы для подражания.
В основе программы экологического отряда «Экопатруль» лежит краеведческий
подход. Содержание программы экологического кружка обеспечивает устойчивые знания
в изучении природы своего края и даёт первичные экологические знания. Организация
обсуждения школьниками данных проблем дает возможность педагогу влиять на
формирование их отношений к Природе и Человеку как к базовым ценностям
современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в
них чувство уважения к жизни вообще. Это, в свою очередь, создает благоприятную
почву для включения школьников в различные социально ориентированные,
экологические, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего
собственного развития опыт социальной деятельности.
Программа разработана с учетом следующих нормативных документов:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Федеральный
закон
от
14.07.2022
№
295-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";
3.
Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред. от 28.12.2024) — «Об
основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
4.
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года №678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года и
плана мероприятий по её реализации».
5.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 №474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года».
6.
Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года №809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»».
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации
от
28.01.2021
№
2
«Об утверждении санитарных правил и норм».
9.
Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
2
дополнительного образования детей и взрослых»;
10.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
11.
Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
12.
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
13.
Письмо Минпросвещения России от 30.12.2022 N АБ-3924/06 "О
направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями
"Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в
субъектах Российской Федерации").
14.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30 марта 2018 года N 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
15.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 N 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом».
16.
Устава МОУ Байновская СОШ.
Направленность программы: туристско-краеведческая.
Актуальность: изучение краеведения в школе является одним из основных
источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему,
формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную
педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является
интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и
обеспечивает межпредметные связи.
Адресат программы: обучающиеся 6-8 классов разного уровня подготовки.
Возраст детей: 12-14 лет, количество в группе: 10-15.
Уровень общеразвивающей программы: «стартовый».
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Объем программы: курс рассчитан на 68 часов.
Срок освоения: 8,5 месяцев (один учебный год).
Новизна: первой задачей экологического образования является формирование у
личности адекватных экологических представлений, экоцентрического сознания. Развитие
дополнительного экообразования - исключительно важное направление работы
образовательных и природоохранных учреждений и общественных организаций.
Отличительные особенности данной общеразвивающей программы является
развивающая и практическая направленность. Во время занятий ребята выходят на
экскурсию на природу, участвуют в экологических акциях.
Формы обучения:
•У групповая;
■У фронтальная
3
S индивидуальная.
Виды занятий: трудовой десант; практические и творческие работы; экскурсии на
природу, в краеведческий музей; конкурсы, экологические мини-проекты,
интеллектуальные игры.
Для проверки знаний учащихся используется несколько различных форм
контроля: обсуждение в группе, индивидуальная работа, творческий мини-проект,
викторина, КВИЗ.
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цели программы: практическое изучение природы родного края, применение
приобретённых знаний и умений в общественно - полезной природоохранной
деятельности.
Задачи:
1.
Приобретение знаний об особенностях природных компонентов своей местности.
2.
Формирование практических навыков в изучении природы.
3.
Закрепление этих знаний на практике.
4.
Привитие умений и навыков поисково - исследовательского характера.
5.
Развитие эмоционального восприятия мира.
6.
Развитие творческих способностей.
7.
Способствование развитию психических процессов (воображение, память,
мышление, речь и т.д.)
8.
Воспитание ценностного отношения к миру, воспитание эстетического чувства и
патриотизма.
9.
Воспитание экологической культуры.
Содержание общеразвивающей программы «Экопатруль»
Учебно-тематический план
№
п/п
Название раздела
Общее
количество
часов
5
В том числе:
Теоретически Практиче
х
ских
3
2
1.
Введение
2.
Природа родного края
32
10
10
3.
Экологические проблемы
нашей местности
30
4
3
4.
Комплексная весенняя
экскурсия на природу
Итого
3
1
2
68
34
34
Форма
контроля
Экологичес
кий КВИЗ
Викторина
«Знатоки
природы»
Интеллектуа
льная игра
«Берегите
Землю»
Отчет по
экскурсии
4
Содержание разделов программы
Введение (5 ч). Понятие об экологии, как науки о взаимосвязанных живых
организмах. Экологические организации, их значение. Значение экологического движения
в школе. Цели, задачи и направления работы кружка. Правила поведения на природе.
Экологические знаки.
Практические занятия:
У экологическая акция «Чистый двор!»;
У экологический КВИЗ.
I. Природа родного края (32 ч).
Исследование компонентов природы Богдановичского района. Наш край на карте
России. Рельеф нашей местности. Полезные ископаемые. Климат своей местности.
Атмосферные явления в природе. Среднегодовой ход температуры в г. Богданович. Река
Калиновка. Озеро Куртугуз. Подземные воды. Особенности почвенного покрова.
Растительный мир. Природные растительные сообщества. Редкие и исчезающие растения
нашего края. Животный мир.
Богдановичский заказник косуль. Археологический
памятник природы "Кашинское городище".
Практические занятия:
У Экскурсия "Осенние явления в природе", сбор материала для гербария.
У Рассматривание
ископаемых.
и определение
минералов
из
коллекции
местных
полезных
У Наблюдение за погодой, ведение дневника погоды.
У Исследование воды из реки Калиновка.
У Экологический десант на родник «Серебряный».
У Анкетирование «Откуда берется вода из крана?».
У Экскурсия на МУП «Водоканал».
У Выступление агитбригады «Берегите воду!»
У Создание гербария растений, характерных для своей местности, собранных во время
экскурсии.
У Мини проект «Редкие и исчезающие растения нашего края».
У Мини проект «Животные нашего края, занесённые в Красную книгу».
У Зимующие птицы. Акция «Накормим птиц!»
II. Экологические проблемы в нашей местности
Экологические организации в России. Исследования состояния природы.
Экологические проекты. Состояние природы окрестностей с. Байны. Загрязнение вод.
Загрязнение почв. Загрязнение воздуха. Бытовые отходы. Методы охраны природы.
Природоохранные территории. Богдановичский заказник.
Практическая работа
У Организация и проведение экологической акции «День Земли».
У Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам - вторую жизнь!»
У Создание экологического буклета "Природа в опасности".
У Экологическая акция «Школьный двор!».
III. Комплексная весенняя экскурсия на природу.
Разработка маршрута экскурсии. Отчет по экскурсии.
5
Практические занятия:
S Построение маршрута экскурсии на основе картографических Интернет-ресурсов.
S Комплексная весенняя экскурсия на природу.
Тематическое планирование
№
п/п
Темы занятий
Теория
Практика
Введение (5)
1
2
3
4
1
12
Что такое экология?
Экологическая акция «Чистый двор!»
Экологические организации, их значение
Правила поведения на природе. Экологические
знаки.
Экологический КВИЗ
Природа родного края (32^
Природные комплексы
Экскурсия "Осенние явления в природе"
Наш край на карте России.
Рельеф и полезные ископаемые нашей местности.
Рассматривание и определение минералов из
коллекции местных полезных ископаемых.
Климат своей местности. Атмосферные явления в
природе.
Наблюдение за погодой, ведение дневника погоды.
13
Среднегодовой ход температуры в г. Богданович
1
14
Реки и озера Богдановичского района
1
15
Исследование воды из реки Калиновка.
16
Озеро Куртугуз.
1
17
Подземные воды. Родники
1
18
Экологический десант на родник «Серебряный».
1
19
Анкетирование «Откуда берется вода из крана?»
1
20
Экскурсия на МУП «Водоканал»
1
5
6
7
8
9
10
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21 Выступление агитбригады «Берегите воду!»
22
23 Особенности почвенного покрова.
1
24
1
Природные растительные сообщества.
2
25 Создание гербария растений, характерных для своей
26 местности, собранных во время экскурсии.
27
Редкие и исчезающие растения нашего края.
2
1
28 Мини проект «Редкие и исчезающие растения
29 нашего края».
30
Животный мир.
2
1
6
31
Богдановичский заказник косуль.
1
32 Мини проект «Животные нашего края, занесённые в
33 Красную книгу».
2
34
Зимующие птицы.
1
35
Акция «Накормим птиц!»
36
Археологический памятник природы "Кашинское
городище".
1
37
Викторина «Знатоки природы»
1
38
39
Экологические проблемы в нашей местности (23)
Экологические организации в России.
1
Исследования состояния природы. Экологические
1
проекты.
1
40 Организация и проведение экологической акции
41 «День Земли».
2
42
Состояние природы окрестностей с. Байны.
Загрязнение вод.
1
43
Загрязнение почв.
1
44
45
46
47
Загрязнение воздуха.
Бытовые отходы.
Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам
- вторую жизнь!»
1
1
48
Викторина «Очисти планету от мусора».
1
2
49 Методы охраны природы.
50
51 Природоохранные территории.
2
52
1
Богдановичский заказник косуль.
53 Создание мини-проектов "Природа в опасности".
55
56 Интеллектуальная игра «Берегите Землю»
1
3
1
57 Экологическая акция «Школьный двор!».
60
Комплексная весенняя экскурсия на природу (8)
61 Разработка маршрута экскурсии
1
4
62
1
Построение маршрута экскурсии на основе
картографических Интернет-ресурсов.
63 Комплексная весенняя экскурсия на природу
66
67 Составление отчета по экскурсии
68
4
2
Содержание разделов программы
Планируемые результаты
7
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
• воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира,
умения видеть красоту окружающего мира;
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
культуры своего народа, своего края;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
Предметные результаты:
• формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях,
закономерностях;
• привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту;
• умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;
• желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
2.
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение учебного курса
Печатные пособия. Географические и топографические карты.
Натуральные объекты
Гербарии
Коллекции полезных ископаемых
Приборы
Раздаточные
8
Микроскопы
Лупа ручная
Компасы
Технические средства обучения
1. Компьютер.
2. Проектор.
3. Настенная доска.
Интернет-ресурсы
У yandex.ru/maps
Методическое обеспечение программы.
Используемые технологии:
•
технология проектной деятельности (Д. Дьюи., У.Х. Килпатрик, Коллингс идр.);
•
технология активного обучения (Д. Дьюи, Г.П.Щедровицкий и мн. др.);
•
технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов).
•
Формы контроля знаний:
Творческие задания.
•
Проектно-исследовательская работа.
•
Защита проектов.
•
Творческий отчет об экскурсии.
Основной инструментарий для оценивания результатов: творческие работы, мини
проекты.
3. Список литературы.
1. Андреевских,
А.И.,
Роль
школьного
музея
как
организующего
центра
краеведческой, воспитательной работы на селе [Текст] / Методика и опыт
изучения сельских поселений Урала: материалы науч. конф., Екатеринбург, 21 окт.
1992 г. /Центр детского и юношеского туризма - Екатеринбург, 1993.-75с.
2. Атлас Свердловской области [Карты]: учебное пособие /Под ред. В.Г.Капустина
и И.Н.Корнева (издание 2-е, дополн.). - Екатеринбург: Издательство Сократ,
2015. - 32 с.
3. Большаков, В.Н. Региональная экология [Текст]: Пособие для учителя / В.С.
Безель, Г.И. Таршис., Л.Г. Таршис. - Екатеринбург: Сократ, 1998. - 176 с.
4. Климов, В.К., Богданович [Текст]: Екатеринбург, 1998. - 208с.
5. Материалы Богдановичского краеведческого музея.
6. Материалы Богдановичского охотничьего хозяйства.
7. Об
утверждении
перечней
особо
охраняемых
природных
территорий,
расположенных в Свердловской области [Текст]: постановление Правительства
Свердловской области от 17 янв. 2001 г. №41 - ПП.
8. Яковлева, Н.В., Экология. Элективные курсы 9 класс [Текст]
- Волгоград:
Учитель, 2008. -142 с.
9