Муниципальное учреждение «Управление образования МО Богданович»
муниципальное общеобразовательное учреждение
Байновская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от
—
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
технической направленности
«Школьный медиацентр»
Возраст обучающихся: 11-17 лет
Срок реализации: 108 часов
Автор-составитель:
Соколова Ольга Александровна,
педагог дополнительного образования
с. Байны, 2025 г.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Программа разработана с учётом следующих нормативных документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее — ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г.
№ 678-p.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молоделси» (далее — СанПиН).
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678
«Об
утверждении
Правил
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
12.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
13.Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
14.Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № AK-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности
с использованием сетевых форм
реализации
образовательных программ».
16.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»).
17.Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий».
18.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
19.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом».
- Устава МОУ Байновская СОШ.
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Актуальность программы. Изменение информационной структуры общества
требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства
информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные
информационные технологии - должны стать инструментом для познания мира и осознания
себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и
скачивания тем для рефератов из Интернета.
Наше время - время активных, предприимчивых, деловых людей. В стране созданы
предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для
выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития
коммуникативных возможностей человека. Научиться жить и работать в быстро
изменяющемся мире, обучить этому своих учеников - основная задача школы.
Наиболее оптимальной формой организации деятельности является создание
школьной медиастудии, где проходит изучение всей совокупности средств массовой
коммуникации и овладение разносторонними процессами социального взаимодействии.
Здесь отрабатывается авторская позиция ученика, возможность её корректировки в
общепринятой культурной норме, создание условий для информационно-нравственной
компетенции учащихся, самоутверждения и становления личностной зрелости подростка.
Медиастудия — это возможность максимального раскрытия творческого потенциала
ребенка. Работа над созданием медиапродукта позволяет проявить себя, попробовать свои
силы в разных видах деятельности - от гуманитарной до технической. И показать публично
результаты своей работы.
Важная особенность работы состоит в том, что она является коллективной
социально- значимой деятельностью. Трансляция с мероприятия, новостной блок,
тематические видеоролики, статья могут быть подготовлены только общими усилиями
творческого коллектива. От этого зависит и успех, и зрительское внимание. Но, с другой
стороны, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося,
участвующего в работе медиастудии:
0
жизненный опыт, необходимый для успешного усвоения предлагаемых
знаний: занятия в кружках и секциях, взаимоотношения в семье, уровень воспитанности.
0
психологические особенности конкретного ребенка: умение общаться со
сверстниками, стремление к самостоятельности, «взрослой» жизни, самоутверждению,
повышенная эмоциональность, застенчивость, чувствительность к оценке своих действий.
Учитываются умственное развитие ребенка, его поведение.
0
потенциальную потребность в творческом самовыражении: стремление
заслужить уважение сверстников, учителей, родителей, самопознание, любознательность,
проявление интереса к новым видам деятельности.
Новизна данной образовательной программы состоит в использовании
современных методик и технологий, возможности более углубленного изучения
гуманитарных и технических наук, овладение новыми информационными компетенциями.
Создание интерактивного виртуального образовательного поля позволяет расширять и
дополнять учебную программу - это еще одна отличительная особенность данной
программы. А также, ее содержание рассчитано на детей, не имеющих опыта работы в
детских и подростковых масс-медиа, и носит ознакомительный характер.
Благодаря занятиям в объединении «Медиастудия» учащиеся учатся работать
коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся
контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с
нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более
эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры
учащихся.
Адресат программы, обучающиеся 5-11 классов (от 11-17 лет), проявляющие
интерес к журналистике и публицистике.
Уровень общеразвивающей программы - «стартовый уровень».
Режим занятий и объем программы: программа рассчитана на 108 часов, 3 раза в
неделю продолжительностью 40 минут.
Срок освоения: 1 учебный год.
Формы организации программы: программа «Медиастудия» нацелена на
творческую самореализацию учащихся в общеобразовательной школы. В ней
использованы эффективные формы и методы работы со школьниками и мероприятия,
обеспечивающие работу с одаренными детьми:
- творческие проекты;
- круглые столы;
- тренинги «Берем интервью»;
- регулярный выпуск новостей в школьной группе в социальной сети;
- мастер-классы, дискуссии для юных журналистов;
- прием видеороликов и другой медиапродукции.
Виды занятий по программе: лекция, вебинар, презентация, экскурсия,
самостоятельная работа, работа в подгруппах, работа в парах, публичное выступление,
практическая работа, игровая деятельность, круглый стол, беседа.
Цель программы: создание условий для развития творческих и интеллектуальных
способностей личности посредством овладения технологиями средств массовой
информации.
Задачи программы:
Образовател ьн ые:
1.
Организовать деятельность медиастудии - одного из инструментов
воспитательного
воздействия
для
успешной
социализации
обучающихся.
1.
2.
Привить детям и подросткам интерес к таким профессиям как журналист,
корреспондент, дизайнер, корректор, а также фоторепортёр, видеооператор, режиссёр, режиссёр
монтажа и др.
3. Научить создавать собственные проекты на основе полученных знаний.
4.
Обучать детей умению выражать свои мысли чётко и грамотно, ответственно
критически анализировать содержание сообщений.
5. Создать живую, активно работающую информационную среду.
Развивающие:
Способствовать повышению работоспособности учащихся.
2. Развивать и стимулировать активность учащихся, их творческие способности.
Воспитател ьн ые:
1.
Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
2.
Научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы, работать с
различными источниками информации.
3.
Воспитывать дисциплинированность.
4.
Способствовать работе в коллективе, подчинять свои действия интересам
коллектива в достижении общей цели.
Прогнозируемые результаты программы:
Личностные результаты:
- развитие личностных качеств: коммуникабельность, общая эрудиция, уровень культуры,
выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело;
-активное включение в общение и взаимодействие с окружающими на принципах уважения
и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных
ситуациях и условиях;
-проявление
дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении
поставленных целей;
-оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и
общих интересов.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а
далее самостоятельно;
- выстраивать проблемный диалог при изучении нового материала;
учиться
совместно
с
учителем
и
другими
воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники
информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- иметь навыки набора текста на компьютере, работы с офисными приложениями;
получить ориентацию на творческий подход в любом виде журналисткой
деятельности, уметь организовывать и проводить деловые и ролевые игры;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всей команды.
Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль,
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре, реализации
творческого проекта и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (оператор, диктор, корреспондент,
фотограф, монтажер и др.).
Предметные результаты:
Первостепенным результатом реализации программы будет создание максимальной
возможности проявить учащимися свои возможности в избранной области деятельности, создать
условия для профессионального самоопределения и подготовки будущих корреспондентов, дикторов,
операторов, монтажеров.
Умение максимально проявлять коммуникативные и лидерские способности (качества) в
любой ситуации.
Овладение основами приёмов, техническими навыками по созданию медиапродукта, умением
использовать их в разнообразных жизненных ситуациях.
В результате реализации программы у учащихся развиваются группы качеств: отношение к
самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.
Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны коммуникации, учащиеся
будут демонстрировать такие качества личности как: лидерство, творческий подход к труду,
товарищество, трудолюбие,
бережливость, дисциплинированность,
соблюдение порядка,
любознательность, любовь к прекрасному, стремление реализовать себя в профессиональном плане.
Учебно-тематический план
Название разделов, тем
№
1.
Введение в журналистику
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
Вводное занятие. Входной контроль
Основы радио
Печатные издания
Тележурналистика
2.
Техника речи. Актерское мастерство
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
Культура речи
Постановка голоса
Дикция
Сценическое внимание
Упражнения на актерское мастерство
3.
Интервью
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
Виды интервью
Структура интервью
Стендап
Промежуточная аттестация
4.
Новости
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
Телевизионный репортаж
Стиль и отбор новостей
Ведение в кадре
Телевизионный мейкап
Количество часов
Всего в том числе
теория практика
10
1
1
2
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
1
2
2
4
3
Форма аттестации/
контроля
тестирование
12
15
22
2
2
2
2
4
4
3
3
творческая работа
5.
Операторское мастерство
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
5.5.
Ракурс
План
Работа с камерой
Композиция, свет, цвет
Репортажная и портретная фотография
6.
Монтаж и обработка
6.1.
6.2.
6.3.
6.4.
6.5.
Основы видеомонтажа
Монтаж сюжета
Монтаж новостей
Обработка фотографий
Итоговая аттестация
7.
СММ: продвижение в социальных
сетях
ИТОГО
20
2
1
3
1
1
2
2
3
2
3
2
2
2
2
3
4
4
2
2
23
6
2
итоговая
творческая работа
4
108
Содержание
Раздел 1. Введение в тележурналистику
Техника безопасности. Сообщение необходимой информации о технике безопасности в
помещении до и во время проведения занятий.
Теория: что такое тележурналистика, профессии тележурналистов, радио, газеты, журналы,
правила работы с ними.
Практика: работа с программами MoovieMaker, Publisher.
Раздел 2. Техника речи. Актерское мастерство
Теория: Культура речи. Виды публичных выступлений. Голос. Речь. Дикция Практика: Упражнения
на развитие речи, актерское мастерство
Раздел 3. Интервью
Теория: структура и виды интервью, стендап.
Практика: поиск героя, создание интервью.
Промежуточная аттестация: творческая работа
Раздел 4. Новости
Теория: Стиль и отбор новостей, ведение новостей, телевизионный репортаж.
Практика: Монтаж видеоновостей. Телевизионный мейкап.
Раздел 5. Операторское мастерство
Теория: Ракурсы. Планы. Виды видеороликов. Структура видео. Фотомастерство.
Практика: Идея и сценарий видеофильма. Монтаж видео
Раздел 6. Монтаж и обработка
Теория: изучение основ видеомонтажа и обработки фотографий.
Практика: работа с программами MuvieMaker, Publisher. Монтаж видео. Обработка
фотографии.
Итоговая аттестация: творческая работа
Раздел 7. СММ: продвижение в социальных сетях
1. Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы: в программу принимаются дети в возрасте 11-17
лет, проявляющие интерес к журналистике, информатике, фотографированию. Необходимо
наличие желания познавать новое, быть все время в курсе всех новостей,
коммуникабельными.
Материально-техническое обеспечение: наличие отдельного кабинета, наличие
ПК с установленными программами Movavi Photo Editor, Picture Manager, Paint.Net и др.,
видео- и фотоаппаратуры, видеоматериалов, обучающих роликов.
Для эффективного освоения технических приёмов, работы с графическими
редакторами и программами по обработке видео и звука на занятиях проводятся
индивидуальные и групповые упражнения, в парах, тройках и микрогруппах. Особое
внимание здесь уделяется ребятам, которые «на ты» с компьютером. Индивидуально
ориентированный подход применяется для пишущих ребят или выступающих в роли
ведущих, интервьюеров, с которыми необходим детальный анализ их ошибок и успехов.
Практические работы и задания призваны облегчить и ускорить овладение основными
навыками и содействовать повышению их эффективности и надёжности.
Существенное место занимают игры и творческие проекты. В них заключены богатые
возможности для формирования норм коллективного поведения, воспитанники учатся не
только организовывать своё поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей,
воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовать деятельность других в
интересах объединения.
Игры, соревнования, занятия объединяют подростков, у них воспитывается
дисциплинированность, ответственность перед коллективом, формируется культура
поведения и общения, приобретается опыт коллективного взаимодействия, развивается
самостоятельность в принятии решений, воля и терпение, появляется осознанное желание
вести активный образ жизни.
Для определения результативности обучающихся по программе педагогом проводится
мониторинг: отслеживается теоретический уровень подготовки обучающихся по основным
разделам программы; уровень личностного развития, активное участие обучающихся в
играх, проектах. Педагог использует различные способы диагностики: наблюдение,
собеседование, тестирование, выставки и т.д.
Формы аттестации/контроля: в ходе реализации программы оценка ее
эффективности осуществляется в рамках текущего, промежуточного, итогового контроля.
Педагог использует различные способы диагностики: наблюдение, собеседование, зачётные
задания и т.д.
Текущий контроль осуществляется в течение учебного года в форме тестирования,
публичных демонстраций своих медиаработ, выполнения групповых заданий.
Промежуточный контроль для определения результативности обучающихся
педагогом проводится конкурс проектных работ на свободную или заданную тему.
Итоговый контроль осуществляется по окончании прохождения всей программы в
форме публичной защиты своей проектной работы, а также обучающимся объединения
засчитываются результаты итогового контроля при наличии документов, подтверждающих
призовые места муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсов.
Оценочный материал (диагностический инструмент):
Методическое обеспечение программы
Методические материалы
Электронные учебники и электронные учебные пособия
Методическая литература
Программы Movavi Photo Editor, Picture Manager, Paint.Net и др.
Учебно-наглядные пособия
Инструкции по технике безопасности
Таблицы, схемы, фотоматериалы
Электронные
учебно-наглядные пособия, в т.ч. компьютерные
презентации, видеоролики
Помещения и оборудование
Количес
тво, шт. Кабинет
1
Компьютер
По возможности компьютерный класс
15
Стул
4
Стол
Ноутбук
1
1
Мультимедийный проектор
1
Видеокамера
1
Колонки
1
Фотокамера
Краткое описание общей методики работы
Данная программа опирается на определение, данное Г.М. Андреевой, которая
рассматривает социализацию как двусторонний процесс, поскольку происходит не только
усвоение, но и воспроизводство социального опыта; из-за единства стихийного и
целенаправленного влияния на процесс становления личности, внешнего и внутреннего
содержания. Г.М.Андреева говорит о том, что целенаправленные процессы воздействия
реализуются через систему воспитания и обучения; стихийные - через средства массовой
коммуникации, социальные ситуации реальной жизни и др. Внешний процесс - это
совокупность всех социальных воздействий на человека, регулирующих проявление
присущих субъекту импульсов и влечений.
Программа базируется на следующих концептуальных основах:
1.
Включение в воспитательный процесс всех сфер личности: интеллектуальной
(сознательное усвоение подростком общественных норм поведения); действенно
практической (вовлечение в общественно полезную деятельность); эмоциональной
(отношение с окружающими).
2. Единство и взаимодополняемость педагогических и психологических методов.
3.
Принцип личностной направленности - учет индивидуальных склонностей и
интересов, своеобразия характеров, упор на личностное достоинство подростков, опора на
положительное в его личности.
4. Комплексный и системный подход к диагностике.
5. Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является
практическое занятие. Эффективность занятия во многом зависит от того, какие методы
организации деятельности учащихся будут применяться. Широко используются
фронтальный, групповой, поточный методы, метод индивидуальных заданий.
Фронтальный метод наиболее эффективен, так как упражнения выполняются
учащимися одновременно. Он может применяться во всех частях занятия при
совершенствовании и повторении пройденного материала, при обучении новому материалу.
Групповой метод применяется при отработке навыков работы с компьютерными
программами, практическими заданиями. Разбивка на группы и выполнение различных
заданий требуют подготовки актива учеников. Групповой метод позволяет контролировать
занимающихся и вносить необходимые коррективы, направлять внимание на группу,
выполняющую более сложные задания, либо на менее подготовленную группу.
Применение группового метода целесообразно при ограниченном месте занятий,
когда одна или несколько групп выполняют отработку умений за компьютером, а другие
группы учеников занимаются составлением сценария, текста.
Поточный метод предусматривает поочередное выполнение учащимися упражнений.
Применение этого метода в сочетании с разделением на группы позволит повысить
плотность занятий и их интенсивность.
Метод индивидуальных занятий заключается в том, что занимающиеся получают
задания и самостоятельно выполняют их. Он может сочетаться с другими методами,
дополнять их.
Помимо занятий в образовательном учреждении в ходе образовательного процесса
также применяются такие формы организации деятельности учащихся как экскурсии,
различные виды лекций в специализированных компьютерных центрах, встречи с
интересными людьми.
Основной формой учебно-воспитательного процесса являются практические
занятия.
1. Список литературы
1. Агафонов А.В., Пожарская С.Г. // Фотобукварь. М., 1993,- 200с.
2. Бабкин Е.В., Баканова А.И. //Фото и видео. М., Дрофа, 1995, - 380с.
3. Гурский Ю., Корабельникова Г. Photoshop 7.0. Трюки и эффекты - Спб.: Питер,
2002
4. Кишик А.Н. Adobe Photoshop 7.0. Эффективный самоучитель
5. Соколов А. Г. Монтаж: телевидение, кино, видео - Editing: television, cinema, video.
— M.: Издатель А. Г. Дворников, 2003.—206 с.
6. Бурдье. П. О телевидении и журналистике /. Пер. Бурдье -. М:. Прагматика
культуры, 2002 - 160 с.
7. Деева И.В.// Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
«История и актуальные проблемы отечественной и зарубежной журналистики». Шахты,
2014.
Электронные ресурсы:
Основы журналистики в школе http ://kovgantv.ru/index.php/ skachat