Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Шахматная гостиная

Муниципальное учреждение «Управление образования МО Богданович»
муниципальное общеобразовательное учреждение
Байновская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от
«Я р »
P f
202 А г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Шахматная гостиная»
Возраст обучающихся: 6­
17 лет Срок реализации:
3 года

Автор-составитель:
Абашев Р.А., Щегольков И.Е.
педагоги дополнительного
образования

с. Байны, 2025 г.

1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

Пояснительная записка.
Программа разработана с учётом следующих нормативных документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее — ФЗ).
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г.
№ 678-p.
5.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6.
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно­
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молоделси» (далее — СанПиН).
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021
г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
11.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее —
Порядок).
12.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
13.
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
14.
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № AK-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
16.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 №
АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства

для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»).
17.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий».
18.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
19.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом».
Устава МОУ Байновская СОШ.
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Актуальность. Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная
задача,

преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать

воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных
занятий в системе дополнительного образования общеобразовательной школы, выявляя и
развивая

индивидуальные способности,

формируя

прогрессивную

направленность

личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Адресат: подготовительная группа детского сада, обучающиеся 1-11 класс (от 6 до
17 лет).
Уровень: стартовый.
Режим занятий - 1 час в неделю (по 1 академическому часу один раз в неделю).
Объем: 34 часа (9 месяцев) за один учебный год.
Срок обучения: данная программа рассчитана на 3 года обучения.
Формы занятий: групповые, индивидуальные, парные, коллективные,
самостоятельные, индивидуально-обособленные.
1. Практикум.
2. Контрольная работа.
3. Сеанс одновременной игры.
4. Турнир.
5. Блиц-турнир.
6. Конкурс.
7. Лекция.
8. Турнир.
9. Беседа.
10. Игра с компьютером.
11. Просмотр видеороликов.
Занятия проходят в МОУ Байновская СОШ, кабинет «Точки Роста» №2. Помещение соответствует
санитарным нормам.

Цель программы - Создание условий для личностного и интеллектуального
развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного
досуга посредством обучения игре в шахматы.
Достигаются указанные цели через решение следующих задач:
•

Обучающие:
- познакомить с историей шахмат;
-

дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о

правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.
•

Воспитывающие:
- привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом;
-

научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из

множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать
самостоятельно;
- научить уважать соперника.
•

Развивающие:
-

развить

логическое

мышление,

память, внимание, усидчивость и

другие положительные качества личности;
-

ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить

представления об окружающем мире.

п ервы й год обучения

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Темы и виды деятельности

Количество часов
На
На
теоретическ практические
ие занятия занятия

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Организационное занятие.
Шахматы -спорт,
наука, искусство
Правила игры
Первоначальные понятия
Тактика игры
Стратегия игры
Эндшпиль
Дебют
Конкурсы решения
задач, этюдов
Сеансы одновременно
игры
Соревнования
Итоговое занятие
Всего

На
индивиду
альные
занятия-

Итого

1

1

1

1

1

1

1
1

2
2

1
1
1

2
4

3

1
9

3
1
1
1

3
4
12
6
6

5

10

4

6
1
34

22

3

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.
2
3
4

5

6

Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год Правила
техники безопасности
Шахматы- спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Различные системы
проведения шахматных соревнований
Правила игры. Правила турнирного поведения. Правила «тронул-ходи».
Первоначальные понятия. Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фи­
гур. Практические занятия: упражнения на запоминание правил шахматной
нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды.
Тактика игры. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы.
Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение
тематических этюдов.
Стратегия игры. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор
плана, централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером
специально подобранных позиций.

7

8

9

10
11
12

Эндшпиль. Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в энд­
шпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: раз­
бор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение за­
дач.
Дебют. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания.
Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий,
анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.
Конкурсы решения задач, этюдов. Понятие о позиции. Правила проведения кон­
курсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.
Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем кружка сеансов одно­
временной игры с последующим разбором партий с кружковцами.
Соревнования
Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год.

о ж и д а ем ы й резу л ьта т

В конце первого года обучения учащийся:
- имеет представление об истории и происхождении шахмат,
- знает правила игры и турнирного поведения,
- знает основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре тактические приемы,
- владеет фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля,
- умеет применять полученные теоретические знания на практике,
- умеет записывать партии,
- с удовольствием играет в шахматы,
- видит и осознает свои ошибки,
- знает нормы этикета при игре в шахматы.

ВТОРОЙ г о д

обучения

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Количество часов

Темы и виды
деятельности

На теоретические На практические На
Итого
занятия
занятия
индивидуальны
е занятия

1.
2.
3.

Вводное занятие.
Шахматы - спорт,
наука, искусство.
Тактика игры.

1

1

1

1

1

2

3

4.
5.
6.
7.
8.

Стратегия игры.
Эндшпиль.
Дебют.
Миттельшпиль.
Конкурсы решений
задач и этюдов.

9.

Сеансы
одновременной игры.

10. Соревнования.
11. Итоговое занятие
Всего:

1
1
1
1

2
2
4
4

1
1
1

3

3
4
6
6
3

3
3
3
1
8

23

3

3
1
34

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.
2.

3.

4.

5.
6.

7.

8.
9.
10.
11.

Вводное занятие. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.
Шахматы - спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Классификационная си­
стема. Русские и советские шахматисты. Различные системы проведения шахматных
соревнований.
Тактика игры. Атака короля противника. Понятие темпа. Контрудары. Тактические
возможности позиций. Практические занятия: разбор специально подобранных пози­
ций, решение тематических этюдов.
Стратегия игры. Принципы разыгрывания середины партии. Централизация. Центр и
фланги. Открытые и полуоткрытые линии. Практические занятия: разбор и разыгрыва­
ние с партнером специально подобранных позиций.
Эндшпиль. Пешечный эндшпиль. Цугцванг. Легко фигурный эндшпиль. Ладейные
окончания. Атака в эндшпиле. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партне­
ром специально подобранных позиций, решение задач.
Дебют. План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты. Основные идеи некоторых
начал. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных
партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.
Миттельшпиль. Основные идеи миттельшпиля. Форсированный переход в эндшпиль.
Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных
позиций.
Конкурсы решения задач, этюдов. Решение конкурсных позиций и определение
победителя конкурса.
Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем кружка сеансов одновремен­
ной игры (в том числе тематических) с последующим разбором партий с кружковцами.
Соревнования (см. приложение №1)
Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год.

Знает историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира,

имеет представление об организации шахматных соревнований,
уверенно владеет тактическими приемами, старается их сочетать,
умеет строить и старается реализовывать свои стратегические планы,
знает, как разыгрываются основные дебюты и окончания,
удовольствием играет в шахматы, участвует в соревнованиях, различных мероприятиях, стремится
узнавать новое,
знает и старается выполнять правила этикета при игре в шахматы,
осознает свои ошибки, видит ошибки соперника,
может самостоятельно оценить позицию - преимущества и недостатки у каждой из сторон, возмож­
ные варианты развития событий,
для выигрыша партии не стремится к излишнему перевесу в качестве,
играет, как минимум, на уровне третьего спортивного разряда.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Темы

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Количество часов
На
теоретические
занятия
1

Вводное занятие.
Шахматы — спорт,
наука, искусство.
Тактика игры.
Стратегия игры
Эндшпиль
Дебют

На индивидуальные Итого
На
практические
занятия
занятия
1

1
1
1
1
1

Конкурсы
решений задач и
этюдов.
Сеансы
8.
одновременной игры.
9.
Соревнования.
10.
Итоговое занятие.
Всего:
7.

1
7

1
1
2
2
2

1
1

2
3
4
4

6

6

6

6

6

6
1
34

25

2

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.

2.

Вводное занятие. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.
Шахматы - спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Проникновение шахмат в
Европу и Россию. Претенденты на шахматную корону. ФИДЕ. Сильнейшие шахматисты
современности.

3.

4.

5.

6.

7.
8.

9.

Тактика игры. Сквозное действие фигур. Слабые поля. Захват пункта. Далеко
продвинутая пешка. Перегрузка фигур. Уничтожение опасных фигур. Разрушение
пешечного прикрытия. Атака при разносторонних и односторонних рокировках. Атака
на нерокированного короля. Комбинирование приемов. Практические занятия: разбор
специально подобранных позиций, решение тематических этюдов.
Стратегия игры. Мобилизация сил. Центр. Расположение пешек — основа позиции.
Взаимодействие сил. Борьба за линии и поля. Ограничение подвижности сил противника
и активизация собственных фигур. Практические занятия: разбор и разыгрывание с
партнером специально
подобранных позиций.
Эндшпиль. Фигура против пешки. Позиционная ничья. Борьба фигур в
эндшпиле. Особенности каждой фигуры в эндшпиле. Практические занятия: разбор и
разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.
Дебют. Развитие фигур и борьба за центр в наиболее популярных дебютах. Выбор
дебютного репертуара. Разбор специально подобранных позиций и учебных партий,
анализ партий известных шахматистов.
Конкурсы решения задач, этюдов. Решение конкурсных позиций и определение
победителя конкурса.
Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем кружка сеансов
одновременной игры (в том числе тематических) с последующим разбором партий с
кружковцами.
Итоговое занятие. Подведение итогов года. Обзор выполнения поставленных задач.

В конце третьего года обучения учащийся:
знает историю мировых и отечественных шахмат, имена чемпионов мира и
претендентов на шахматную корону, современных шахматистов,
- разбирается в системах проведения шахматных соревнований, правила судейства,
- самостоятельно следит за проходящими в настоящее время российскими и
международными шахматными турнирами,
- уверенно владеет тактическими приемами, грамотно их комбинирует,
- умеет строить и реализовывать стратегические планы, читает планы противника,
-знает, как разыгрываются основные дебюты и окончания, имеет в своем арсенале
несколько наиболее проработанных дебютов,
участвует в проводимых мероприятиях не только как участник, но и как
организатор, проявляет инициативу, помогает начинающим, занимается самостоятельно,
- следует
правилам этикета без
напоминаний, не боится
признать свое поражение,
- осознает свои и чужие ошибки, ищет их причину, старается использовать
ошибки соперника,
самостоятельно грамотно анализирует позиции, четко направляет
тактические приемы на реализацию стратегических планов,
для выигрыша партии не стремится к излишнему перевесу в качестве,
понимает и ценит красоту шахматных комбинаций,
- играет, как минимум, на уровне третьего спортивного разряда.
Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед,
анализируются сыгранные ребятами партии, а также разбираются партии известных
шахматистов, ребята готовят доклады по истории шахмат.
Практические занятия также разнообразны по своей форме - это и сеансы
одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, и

игровые занятия, турниры, игры с гандикапом, игры различного типа на шахматную
тематику.
Индивидуальные занятия проводятся для детей, у которых возникают трудности с
усвоением программы, а также для тех воспитанников, которые способны на
изучение материала быстрее и глубже остальных.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного
учебного предмета
Личностные результаты освоения программы - отражают индивидуальные личностные
качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программ­
ного материала.
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной
децентра- ции;
формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства
с ми- ровой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
понимание необходимости личного участия в формировании
собственного здоровья;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и
сверстниками; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально­
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам
других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в
достижении поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы - характеризуют уровень
сформированности
универсальных
учебных
действий:
познавательных,
коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать
познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной
задачи в зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать
проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы

творческого или поискового характера;
-овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и
операций, включая общие приёмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение воспроизводить по память информацию;
- умение устанавливать причинно - следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть
реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить
нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на
основе согласования различных позиций;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь
вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной
деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнера (собеседника), организовывать и
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно
передавать информацию и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные,
физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои
действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы - характеризуют умение и опыт обучаю­
щихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета.
формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном
влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное,
социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и
социализации;
овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность
(режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и
соревнований в соответствии с шахматным кодексом;
- выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;
развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных
форм волевого управления поведением.
1.

Комплекс

организационно-педагогических

условий Условия реализации программы
Занятия проходят в кабинете «Точка роста»
Для реализации программы используются следующие средства:
1. Комплекты шахматных фигур с шахматными столами - 4 шт.

2. Интерактивный экран - 1 шт.
3. Часы шахматные - 3 шт.
4. Раздаточный материал с упражнениями по изучаемому материалу.
Кадровое обеспечение:
К реализации данной программы может приступить педагог, имеющий
специальное педагогическое образование, желательно имеющий опыт работы с
подростками и детьми.
1. Список литературы
1. Журнал «64» - М, 1983-2004
2. Пожарский В.Н. Шахматный учебник. - Рязань, 1994
3.

Принципы шахматной игры: учебное пособие./ Шакуров М.Ф. -Казань:

Мастер Лайн,2000

ПРЕДМЕТНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. - М.: Агентство «ФАИР»,1997
2.

Спутник

шахматиста:

Справочник/В.П.Елесин, Б.М.Волков,

А.И.Крюков. - М.:Воениздат,1992
3. Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. -М., 1997
4. Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества - М., 1981


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».