Муниципальное учреждение «Управление образования МО Богданович»
муниципальное общеобразовательное учреждение
Байновская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №1 от
«Ж » ^ ^
2025 года
овская СОШ
. Соколова
2025 года
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«Туризм»
Возраст обучающихся 11-15 лет.
Срок реализации 1 год
Автор-составитель:
Абашев Роман Александрович,
Педагог дополнительного образования
с. Байны,2025 г.
Оглавление
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
1.3. Содержание общеразвивающей программы
1.4. Планируемые результаты
Раздел №2 «Организационно-педагогические условия»
2.1. Условия реализации программы
2.2. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы
Список литературы
2
3
3
9
10
20
21-22
21
24
32
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая про
грамма «Туризм» (далее - Программа) составлена в соответствии с норма
тивными требованиями в системе дополнительного образования, на основе
имеющихся дополнительных общеразвивающих программ в данном виде де
ятельности и опыта педагога.
В литературе существительному «туризм» сопутствует множество
прилагательных: «дальний», «местный», «зарубежный», «детский», «спор
тивный», «пешеходный» и т.д. Уже само обилие определений говорит о
сложности понятия «туризм», о его многообразии. Все они характеризуют
разные стороны конкретных форм туристских мероприятий: главную цель,
продолжительность, способ передвижения, способ организации, сезон, кон
тингент участников и т.д.
Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Феде
рации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоян
ного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познава
тельных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных це
лях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источни
ков в стране (месте) временного пребывания;
Туризм имеет множество определений, которые позволяют трактовать
его по разному. В первую очередь, это активный вид отдыха, путешествие
или поездка за пределы своего места жительства с любой целью, кроме тру
доустройства, получения заработка или смены места жительства.
Дополнительная образовательная программа туриско-краеведческого
направления составлена в соответствии с требованиями следующих норма
тивных документов:
3
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Россий
ской Федерации» (далее - ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоря
жение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образователь
ных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федера
ции от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской Федерации
от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществле
ния образовательной деятельности по дополнительным общеобразователь
ным программам» (далее - Порядок);
8.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской Федерации
от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организа
ции и осуществления образовательной деятельности по дополнительным об
4
щеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«;
9.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональ
ных систем дополнительного образования детей»;
10.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектирова
нию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
11.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015
№
АК-2563/05
«О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендаци
ями по организации образовательной деятельности с использованием сете
вых форм реализации образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных обще
образовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограничен
ными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Кон
цепции развития образования на территории Свердловской области на пе
риод до 2035 года».
14. Устав МОУ Байновская СОШ
5
Направленность программы. Данная общеобразовательная про
грамма является общеразвивающей программой туристско - краеведческой
направленности, модифицированной. Программа модифицирована на основе
авторских программ доктора педагогических наук, заслуженного учителя
Российской Федерации Константинова Ю. С. «Юные инструкторы туризма»
и "Юные туристы - краеведы" Д.В. Смирнова, Ю.С. Константинова, А.Г.
Маслова, изданных Федеральным центром детско-юношеского туризма и
краеведения в сборнике программ туристстко - краеведческой направленно
сти в 2006 г. В нашей программе краеведение выступает как форма исследо
вательской деятельности учащихся в походах и экскурсиях под руководством
педагога.
Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность про
граммы.
Актуалъностъ программы - туристская деятельность во всех его фор
мах.
Особенности программы - данная программа позволяет педагогу обу
чить воспитанников технике туризма с условиями современных.
Туризм и краеведение, дополняя друг друга, осуществляют комплекс
образовательно-воспитательных,
спортивно-оздоровительных
и
научно
познавательных задач. Туристско - краеведческая деятельность является
комплексным средством в деле воспитания и образования учащихся, и в тоже
время очень действенным в силу своей демократичности и гуманности. Сле
довательно, туристско-познавательная деятельность учащихся является
весьма актуальной для их всестороннего развития, занимает важное место в
общей системе обучения учащихся и остается педагогически целесообразной.
Более чем столетний опыт России в применении краеведения в обучении
подтверждает актуальность и педагогическую целесообразность туристско краеведческих программ и этой формы деятельности учащихся. В последние
годы развитию детского туризма в Российской Федерации уделяется значи
тельное внимание. Постановлением Правительства от 4 ноября 2014 г №1163
образован Координационный совет по развитию детского туризма в России,
6
одними из приоритетных задач которого являются развитие и увеличение
объемов детского туризма в границах страны и патриотическое воспитание
подрастающего поколения. Именно туристско - краеведческая деятельность
детей способствует выполнению этих задач и является весьма актуальной для
нашего времени, для современных детей и их родителей.
Новизна данной программы заключается в том, что ее содержание
дополнено разделом «Общая физическая подготовка», в результате освоения
которого учащиеся приобретают навыки физической и начальной техниче
ской подготовки, приобщаются к здоровому образу жизни.
Отличительной особенностью этой программы от уже существую
щих программ данной направленности является то, что в нее внесены добав
ления краеведческого характера, раскрывающие специфику многообразия
природных условий и богатейшей истории Уральской земли, Богдановичского района.
Адресат программы. Возраст учащихся в объединении предлагается
от 11 до 15 лет. Принимаются все желающие мальчики и девочки, не имею
щие противопоказаний по состоянию здоровья. Обучение по данной про
грамме будет актуальным для физически активных детей, проявляющих ин
терес к изучению окружающего мира, истории и культуры родного края.
При зачислении в объединение проводится стартовая диагностика с целью
выявления уровня готовности ребенка и его индивидуальных особенностей.
Количество детей в группе 10-15 человек.
Уровень программы. По целевому ориентированию и уровню слож
ности данная общеразвивающая программа является программой ознакоми
тельного уровня.
Объем программы и сроки реализации. Общее количество учебных
часов, необходимых для освоения программы, составляет 36 часов. Срок ре
ализации программы - 1 год. Продолжительность обучения по программе 36 недель, период обучения - с сентября по май. Во время каникул проводят
ся 1 - дневные учебно - тренировочные походы, по окончании учебного года
7
проводится двухдневный поход вне сетки часов. Предлагаемая ознакоми
тельная программа ориентирует учащихся на образовательную программу
базового уровня «Туристы - краеведы» реализуемого в течение 1 года. Уча
щиеся в ходе освоения данной программы знакомятся с туристско - краевед
ческой деятельностью учащихся, получают навыки начальной туристской
подготовки.
Форма обучения - очная. Программа предусматривает 2 вида заня
тий: теоретические занятия и практические занятия. На теоретические заня
тия отводится 12 часов, на практические - 24 часов. В обучении применяется
групповая форма с индивидуальным подходом, включающая обучение в ма
лых группах.
Режим занятий. На освоение программы отводится 1 час в неделю.
Занятия в группе проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Про
должительность занятий - 40 минут. Во время каникул проводятся 1 - днев
ные учебно - тренировочные походы (УТП), по окончании учебного года
проводится зачетный летний поход вне сетки часов.
Особенности организации образовательного процесса. Эта про
грамма рассчитана для первичного ознакомления младших школьников с ту
ристско - краеведческой деятельностью и получения начальных туристских
умений и навыков. Она носит выраженный деятельностный характер, создает
возможность активного практического погружения детей в туристско - крае
ведческую деятельность. В программе уделяется внимание общей физиче
ской подготовке учащихся, на которые отводится четверть всего количества
часов. Занятия по основной физической подготовке равномерно распределя
ются на весь учебный период. Для реализации данной программы ознакоми
тельного уровня требуется педагог, обладающий профессиональными знани
ями в области краеведения и являющийся инструктором по детско - юноше
скому туризму. Большая часть занятий проводится на природе, где от педаго
га требуется повышенное внимание и контроль за действиями обучающих
ся. Для выполнения поставленных задач необходимы взаимное сотрудниче
8
ство педагога и учащегося, доверительные отношения между ними. Принцип
реализации индивидуализации и дифференциации имеет важное значение в
подборе для каждого обучающегося соответствующих методов и приемов
дополнительного образования. Реализации программы способствует исполь
зование метода комплексного подхода к образованию и воспитанию, предпо
лагающий единство нравственного, физического, морально-эстетических и
других форм воспитания. Достижение цели программы зависит от количе
ства и качества проведенных на местности занятий, прогулок и экскурсий.
1.2.
Цель и задачи программы.
Цель программы - формирование у учащихся мотивации к туристско
- краеведческой деятельности и освоение начальных туристских и краевед
ческих знаний, умений и навыков
Задачи
Образовательные:
- расширение кругозора и повышение уровня краеведческих знаний
учащихся;
- привитие учащимся начальных туристских знаний, умений и навы
ков;
Личностные:
- укрепление психического и физического здоровья учащихся;
- воспитание у учащихся патриотизма, бережного отношения к окру
жающему миру;
- обеспечение социальной адаптации учащихся;
- привитие навыков здорового образа жизни.
Метапредметные:
- формирование познавательного интереса учащихся;
- выработка навыков поисково - исследовательской работы.
9
Содержание программы
Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование разделов,
тем
Количество часов
Всего
Теория
1
2
1
2
Раздел 2. Основы турист
кой подготовки
2.1 Основы безопасности и
правила поведения тури
стов - краеведов
2.2. Организация и проведение
туристских прогулок и по
ходов
2.3. Туристское снаряжение
2.4. Организация туристского
быта.
19
5
14
1
0,5
0,5
2
1
1
2
8
1
1
1
7
2.5. Топографическая подго
товка и ориентирование
5
1
4
2.6. Медико-санитарная подго
товка, гигиена
3. Раздел 3. Краеведческая
работа в походе
3.1. Общая характеристика
края: история, география,
природа
3.2. Культура и народные тра
диции
3.3. Природа и экология, охра
на природы
3.4. Сбор краеведческого мате
риала
4. Раздел 4.Общая физиче
ская подготовка
4.1. Значение физической под
готовки и закаливания.
1
0,5
0,5
6
2
4
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
3
0,5
2,5
8
1
7
2
2
-
1.
1.1
Раздел 1. Введение.
Туристско-краеведческая
деятельность учащихся
2.
10
Формы аттеста
ции/
контроля
Прак
тика
Диагностика
уровня подготов
ки учащихся
Укладка рюкзака
Учебно тренировочный
поход
Контрольные за
дания на местно
сти
Тестирование
Краеведческое
задание
4.2.
7
7
Общая физическая подго
товка
36
12
24
Итого
Содержание учебно - тематического плана
Контрольные
упражнения
Раздел 1. Введение (1 час)
1.1. Вводное занятие. Туристско-краеведческая деятельность учащихся
Теоретическое занятие (1 час)
Знакомство с деятельностью объединения "Туристы - краеведы", опре
деление понятий туризм и краеведение. Виды туризма: пешеходный, лыж
ный, горный, водный, велосипедный, спелеотуризм. Туризм самодеятель
ный, экскурсионный, международный. Понятие о спортивном туризме. Зна
чение туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения для оздоровления орга
низма человека, познания окружающего мира и самого себя. Ее роль в фор
мировании общей культуры личности, правильного поведения в природе и
обществе.
Знакомство детей с помещениями (учебным классом, спортивным за
лом) и сооружениями (туристско-спортивной площадкой, учебным полиго
ном), где будут проходить учебные занятия и оздоровительные тренировки.
Правила поведения и меры безопасности во время занятий в учебном кабине
те, спортивном зале, на местности, в парке (лесу). Инструктаж по технике
безопасности. Порядок хранения снаряжения, оборудования, инвентаря и ма
териалов.
Раздел 2. Начальная туристская подготовка (28 часов)
2.1.Основы безопасности и правила поведения туристов - краеведов (1
час)
Теоретическое занятие
Правила поведения юных туристов на экскурсиях, туристских про
гулках и походах. Дисциплина в походе и на занятиях - основа безопасности.
Необходимость выполнения требований руководителя туристской (экскурси
онной) группы. Основы безопасности в природной среде. Правила поведения
и соблюдение тишины во время туристской прогулки, экскурсии в парк (лес).
11
Основные законы и правила поведения юных туристов. Права и обязанности
юных туристов, их соблюдение в процессе занятий, традиции туристов. Вза
имопомощь в туристской группе. Общественно полезная работа туристов краеведов.
Практическое занятие (0,5 час)
Прогулка в парк (в лес) с целью закрепления знаний о правилах поведе
ния во время занятий и на природе, выработки навыков наблюдательности.
2.2.Организация и проведение туристских прогулок и походов (2 часа)
Теоретические занятия (1 час)
Поход - основная форма туристско-краеведческой деятельности. Прави
ла организации и проведения туристских походов. Планирование нитки
маршрута и разработка плана-графика похода. Формирование туристской
группы. Основные туристские должности и обязанности в группе, распреде
ление обязанностей. Походная документация. Подведение итогов похода, пу
тешествия. Разбор действий группы. Требования к отчету. Обработка со
бранных материалов. Строй туристской группы. Направляющий, замыкаю
щий в туристской группе.
Ритм и темп движения туристской группы, организация привалов. Взаи
мопомощь в туристской группе. Распорядок дня юного туриста в походе.
Характеристика естественных препятствий: лесные заросли, завалы, склоны,
реки, болота, осыпи, снежники. Меры предосторожности при преодолении
естественных препятствий на маршруте. Обеспечение безопасности при про
ведении полевого лагеря. Способы безопасного преодоления препятствий с
туристским рюкзаком. Техника преодоления препятствий. Основные турист
ские узлы, их назначение и применение.
Практические занятия (1 час):
Туристская прогулка (экскурсия). Построение в походную колонну, от
работка движения группы. Работа направляющего и замыкающего. Строевой
и походный шаг. Выбор пути движения, передвижение в составе группы. От
работка техники движения и практических умений и навыков преодоления
12
естественных препятствий: канав, завалов, оврагов и др. Узлы: простой и
двойной проводник, восьмерка, прямой,
булинь, схватывающие узлы,
встречный и др. Техника вязания узлов.
Сбор группы и прогулка по микрорайону в межсезонье для проверки
умений готовиться к туристским мероприятиям.
2.3.Туристское снаряжение (2 часа)
Теоретические занятия (1 час)
Личное и групповое снаряжение юного туриста. Основные требования к
снаряжению: легкость, прочность, удобство, гигиеничность, эстетичность.
Требования к одежде и обуви. Палатки и тенты, их виды и назначение.
Устройство палаток, тентов и правила ухода за ними. Рюкзак: виды рюкза
ков, основные требования ним; правила укладки рюкзака. Костровое и ку
хонное оборудование. Хранение и переноска режуще-колющих инструмен
тов. Оборудование для краеведческой исследовательской работы: фотоаппа
рат, бинокль, видеокамера... Уход за снаряжением, его хранение и ремонт.
Состав ремонтного набора. Назначение предметов ремонтного набора и пра
вила пользования ими. Обязанности ремонтного мастера группы. Маршрут
ные документы и схемы (карты) для туристской прогулки (экскурсии). Зав
хоз туристской группы и его обязанности на туристской прогулке.
Практические занятия (1 час)
Подбор личного снаряжения в соответствии с сезонными и погодными
условиями. Уход за личным снаряжением. Подготовка группового снаряже
ния к походу, ремонт туристского снаряжения. Упаковка и распределение
между участниками группового снаряжения для туристской прогулки. Овла
дение навыками пользования групповым снаряжением и применения его во
время туристской прогулки.: установка и снятие палатки, натягивание тента,
приемы обращения с костровым оборудованием и режуще-колющими ин
струментами. Подготовка оборудования для наблюдений и исследователь
ских работ. Упаковка продуктов для перекуса. Укладка рюкзака, игра «Собе
ри рюкзак к туристской прогулке». Игра-состязание «Ремонт личного снаря13
жения» (способы штопки, наложения заплат, заклеивания дыр, пришивания
пуговиц и пр.).
2.4. Организация туристского быта ( 8 часов)
Теоретические занятия (1 час)
Привалы и ночлеги, требования к местам привалов и ночлегов. Органи
зация мест отдыха и туристской стоянки. Требования к туристской стоянке:
наличие питьевой воды, дров, безопасность при различных природных явле
ниях, эстетические и гигиенические требования. Типовая планировка терри
тории туристской стоянки. Правила разведения костра. Типы костров и их
назначение. Организация питания и питьевой режим в походе. Требования к
упаковке продуктов для перекуса, соблюдение гигиенических требований.
Необходимый запас воды для питья и правила его транспортировки во время
туристской прогулки.
Практические занятия (7часов)
Фасовка и упаковка продуктов, воды и соблюдение гигиенических тре
бований. Планирование и организация места отдыха на местности во время
туристской прогулки. Устройство и оборудование туристской стоянки: места
для установки палаток, кострища, приготовления и приема пищи, отдыха,
умывания, забора воды и мытья посуды, туалеты. Уборка мест привалов и
стоянок. Заготовка дров, разведение костра и соблюдение мер безопасности.
Приготовление пищи на костре. Соблюдение правил гигиены при заборе во
ды для питья, рациональное расходование воды и соблюдение питьевого ре
жима во время туристской прогулки (тренировки).
2.5.Топографическая подготовка и ориентирование (5 часов)
Теоретические занятия (1 час)
Рисунок и простейший план местности (парка или своей улицы). Изоб
ражение местности на рисунке, фотографии, схеме или плане. Простейшие
условные знаки. Знакомство с топографической картой, масштаб, условные
знаки. Роль топографа в туристской группе. Легенда туристского маршрута .
14
Г оризонт и стороны горизонта. Компас, правила пользования им. Опре
деление сторон горизонта по компасу, Солнцу, объектам растительного и
животного мира и по местным признакам. Ориентирование с помощью кар
ты в походе. Разведчик туристской группы, его обязанности и действия на
туристской прогулке (экскурсии).
Практические занятия (4 часа)
Рисовка плана кабинета. Знакомство с планом улицы и поселка. Зари
совка топографических условных знаков. Измерение расстояний (шагами и
парами шагов) на местности, в парке. Освоение навыков чтения и движение
по схеме (плану) на местности. Рисовка условными знаками поляны, лагеря
группы на туристской прогулке, экскурсии. Овладение навыками чтения ле
генды маршрута во время туристской прогулки. Составление легенды дви
жения группы условными знаками. Выработка навыков определения сторон
горизонта по компасу, солнцу, объектам растительного и животного мира, по
местным признакам в условиях парка (леса). Ориентирование на местности.
Ориентирование по описанию (легенде). Обсуждение историй из книг и
мультфильмов, где герои использовали планы местности или рисунки в раз
личных целях (поиск кладов, путешествия, постройка жилища для друзей).
2.6. Медико-санитарная подготовка (1 час)
Теоретические занятия (0,5 час)
Личная гигиена юного туриста. Гигиенические требования к одежде, по
стели, посуде туриста. Правила соблюдения личной гигиены на туристских
прогулках, при организации перекусов. Обязанности санитара туристской
группы. Состав медицинской аптечки. Организация первой доврачебной по
мощи.
Практические занятия (0,5 час)
Комплектование медицинской аптечки для туристской прогулки (экс
курсии). Проверка срока годности медикаментов, их упаковки. Изучение
приемов оказания доврачебной помощи при порезах, ушибах, ожогах, тепло15
вых и солнечных ударах. Игра «Айболит» (первая доврачебная помощь, пра
вила обработки ран и наложения повязок).
Раздел 3. Краеведческая работа в походе (6 часов)
3.1.Общая характеристика края (1 час)
Теоретические занятия (0,5 часа)
Знакомство с картой Краснодарского края. Территория и географическое
расположение края. История края, района, своего населенного пункта; па
мятные исторические места. Особенности природы края: климат, раститель
ность, животный мир, полезные ископаемые. Туристские возможности края и
района.
Практические занятия (0,5 часа)
Определение границ края и района на карте, просмотр фото, видео мате
риалов, обзорная экскурсия. Экскурсия по своему населенному пункту, в
краеведческий музей.
3.2. Культура и народные традиции (1 час)
Теоретические занятия (0,5 час)
Родословие. Состав семьи, семейные традиции и семейные праздники.
Население края, этнический состав. Культура и традиции кубанских казаков.
Народные традиции и обряды, праздники и гуляния. Искусство кубанского
народа, выдающиеся деятели культуры.
Практические занятия (0,5 час)
Рассказ о своих родителях, родственниках, друзьях. Составление древа
рода. Народные игры наших предков и правила их проведения, игры на мест
ности. Изучение культурных достопримечательностей Северского района и
своего поселка.
3.3. Природа и экология ( 1 час)
Теоретические занятия (0,5 час)
Природные сообщества. Особо охраняемые природные территории
(ООПТ). Кавказский государственный биосферный заповедник. Экология и
охрана природы. Правила поведения на природе. Охрана природы на турист16
ской прогулке, при организации привалов и туристских стоянок. Природо
охранная деятельность туристов.
Практические занятия (0,5 часа).
Просмотр фрагментов видеофильмов о выполнении общественно полез
ных дел: охране природы, заботе о птицах и животных и пр. Охрана природ
ной среды (зеленой зоны) в своем микрорайоне (населенном пункте). Эколо
гические игры. Посадка зеленых насаждений. Очистка лесов, родников.
Охрана памятников природы. Изготовление и установка кормушек для зи
мующих птиц.
3.4. Сбор краеведческого материала в походе (3 часов)
Теоретические занятия (0,5 часа)
Краеведческая работа - один из видов общественно-полезной деятель
ности. Ведение краеведческой работы в походе. Методы сбора краеведческо
го материала: наблюдение, фотографирование, ведение дневника и путевых
записей, описание экскурсионных объектов. Простейшие приборы для крае
ведческой и исследовательской работы. Проведение наблюдений за клима
том, погодой, сезонными изменениями в природе в своей местности.
Практические занятия (2,5 часа).
Организация наблюдений во время туристских прогулок, экскурсий и
походов., ведения календаря наблюдений. Метеорологические наблюдения,
изучение народных примет и местных признаков погоды. Зоологические
наблюдения: наблюдение за обитателями леса, степи, гор, рек и водоемов в
разные времена года. Наблюдение и исследование растительного мира своей
местности, сезонных изменений в природе. Фотографирование и ведение
дневника наблюдений. Посещение краеведческого музея в ст. Северской, па
мятников истории и культуры своей местности, памятников природы и мест,
интересных своеобразным проявлением природы. Составление описаний
экскурсионных объектов. Встречи со старожилами-краеведами, с ветеранами
и интересными людьми. Оформление туристко - краеведческой
17
газеты.
Подготовка, организация и выполнение краеведческих заданий (сбор листвы
различных пород деревьев, поиск и зарисовка отпечатков следов животных и
птиц, сбор растений для гербариев и пр.) по ходу экскурсии или туристской
прогулки.
Раздел 4. Общая физическая подготовка (8 часов)
4.1. Значение физической подготовки и закаливания (1 час)
Теоретические занятия (1 час)
Значение общей физической подготовки, закаливания в оздоровлении
организма. Влияние физических упражнений на укрепление здоровья, повы
шение работоспособности. Комплекс утренней физической зарядки. Гигиена
при занятиях физическими упражнениями. Закаливание организма..
4.2. Общая физическая подготовка (7 часов)
Практические занятия (7 часов)
Практические занятия по освоению навыков физической подготовки.
Общеукрепляющие упражнения. Подвижные игры и эстафеты. Легкая атле
тика.
Спортивные и народные игры. Отработка практических умений и
навыков преодоления естественных и искусственных препятствий.
- Комплекс утренней физической зарядки.
- Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибания и разгибания, вра
щения, махи, отведения и приведения, рывки на месте и в движении.
- Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в
различных направлениях.
- Упражнения для туловища в различных исходных положениях на
формирование правильной осанки: наклоны, повороты и вращения туловища,
в положении лежа — поднимание и опускание ног, круговые движения од
ной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища.
- Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, присе
дания на обеих и на одной ноге, выпады с дополнительными пружинящими
движениями.
18
- Упражнения с предметами. Упражнения с короткой и длинной ска
калкой: прыжки с вращением скакалки вперед, назад, на одной и обеих ногах,
прыжки с поворотами в приседе и полуприседе. Упражнения с набивными
мячами — бросать и ловить в различных исходных положениях (стоя, сидя,
лежа), с поворотами и приседаниями.
- Подвижные игры и эстафеты: игры с мячом; игры бегом с прыжка
ми, с метанием; эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы пре
пятствий, с переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской
груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча; игры на внимание, сообра
зительность, координацию.
- Спортивные ( в том числе народные) игры: ручной мяч, баскетбол,
футбол, волейбол, лапта.
- Ходьба по пересеченной местности. Движение по лесным массивам.
Преодоление завалов.
- Преодоление простых водных преград (ручьев, канав).
- Техника преодоления крутых склонов (спуски, подъемы).
- Переправа через условное болото по наведенным кладям (жердям),
по кочкам.
- Переправа по бревну.
Психолого-педагогическая диагностика функционального и
физического развития и тестирование обучающихся
Входное тестирование и диагностика (проводится осенью) Рассказ де
тей о своих друзьях и своих семьях «Я и моя семья». Рисование детей на те
му «Моя семья». Выявление психолого-педагогического портрета окруже
ния обучающихся. Режим дня, физическое развитие и подготовленность, са
моконтроль учащихся. Проведение тестов с целью выявления темперамента,
воображения, типа памяти и пр.
Проведение в игровой (состязательной)
форме тестов с целью определения (выявления) общего физического и функ
ционального уровня развития воспитанников. Констатирующее тестирова
ние и диагностика (проводится весной) Организация самоконтроля за соблю
19
дением режима дня, ведение (совместно с родителями учащихся) дневника
наблюдений за параметрами физического развития организма обучающихся.
Проведение в игровой (состязательной) форме контрольных тестов с целью
констатации динамики общего физического и функционального развития
воспитанников за год. Зачетный летний поход (вне сетки часов) Движение
группы по маршруту протяженностью до 4-5 км с использованием плана
местности (легенды) или спорткарты. Организация лагеря туристской груп
пы, бивака совместно с родителями. Участие в заготовке дров и сборе хворо
ста. Посильное участие в приготовлении пищи на костре (совместно с роди
телями). Сервировка дежурными туристского походного стола. Соблюдение
правил и требований гигиены. Туристские и другие игры и состязания. Кон
курс знатоков растений на поляне привала. Операции «Помоги братьям
меньшим» и «Помоги природе» (очистка ближайших окрестностей от быто
вого мусора) и др.
Планируемые результаты
Предметные результаты
По завершении обучения учащиеся должны знать:
- особенности природы края, географическое положение;
- историю своего населенного пункта, района, края и их основные до
стопримечательности;
- искусство кубанского народа, достижения культуры и науки, выда
ющихся деятелей науки, культуры и спорта;
- правила поведения на природе.
По завершении обучения учащиеся должны уметь:
- давать общую характеристику края;
- проводить наблюдения и исследования на природе, простые опыты и
практические работы;
- ориентироваться на местности по местным признакам, с помощью
карты и компаса;
20
- пользоваться туристским снаряжением: укладывать рюкзак, устанав
ливать палатку и осуществлять простейший ремонт;
- обустраивать туристскую стоянку и убирать ее;
- приготовить пищу на костре;
- передвигаться в составе группы;
- оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему;
- соблюдать правила поведения на природе и меры предосторожности.
Раздел 2. Условия реализации программы
Материально - техническое обеспечение. Для проведения теорети
ческих занятий требуется учебный кабинет, соответствующий санитарно гигиеническим нормам и требованиям. Кабинет должен быть оснащен пер
сональным компьютерам с доступом в интернет, мультимедийным проекто
ром с экраном. Проведение практических занятий на местности должно про
исходить на стадионе, в парке или в лесу.
Перечень необходимого оборудования и снаряжения
1. Персональный компьютер
2. Проектор
3. Экран
4. Географическая карта Краснодарского края
5. Карты топографические учебные
6. Спортивные карты местности
7. Компасы
8. Курвиметр
9. Условные знаки карт
10. Учебные плакаты
11. Секундомер
12. Часы
13. Палатки
21
14. Туристские коврики
15. Рюкзаки
16. Тенты
17. Костровое оборудование: котлы, тросик
18. Рукавицы костровые (брезентовые)
19. Лопата саперная в чехле
20. Пила походная
21. Топор в чехле
22. Аптечка медицинская в упаковке
23. Ремонтный набор
24. Навигатор
25. Рулетка 15-20 м
26. Лента мерная
27. Фотоаппарат
28. Видеокамера
29. Бинокль
30. Термометр наружный
31. Термометр водный
32. Весы напольные
33. Веревки основные
34. Веревки вспомогательные
35. Репшнур
36. Карабины
37. Страховочные системы
38. Каски
39. Жумары
40. Спусковые устройства (восьмерки)
41. Рукавицы
42. Мячи (баскетбольные, волейбольные, футбольные)
43. Мячи набивные
22
44. Скакалки
45. Канцелярские принадлежности.
46. Маршрутные документы (маршрутные листы)
Рекомендуемый перечень личного туристского снаряжения учащегося
1. Рюкзак для туристских походов.
2. Коврик туристский.
3.
Спальный мешок.
4. Накидка от дождя
5. Фонарик
6.
Туристские ботинки или обувь на твердой подошве.
7. Обувь спортивная (типа шиповки).
8.
Сапоги резиновые.
9.
Фляжка или емкость для питьевой воды (1-1,5 л).
10. Головной убор.
11. Штормовка и брюки (ветрозащитный костюм).
12. Спортивный тренировочный костюм.
13. Свитер шерстяной.
14. Брюки ветрозащитные.
15. Столовые принадлежности (тарелка, кружка, ложка, нож складной).
16. Блокнот и ручка.
17. Перчатки рабочие.
18. Носки шерстяные.
19. Сидушка походная.
20. Индивидуальный медицинский пакет.
Информационное обеспечение
1. Учебные фильмы
2. Презентации
3. Интернет сайты
23
Кадровое обеспечение. Реализация программы осуществляется пе
дагогом дополнительного образования, имеющей высшее педагогическое об
разование.
Формы аттестации
С целью установления соответствия результатов освоения данной
программы заявленным целям и планируемым результатам проводятся про
межуточная и итоговая аттестация. Промежуточная аттестация проходит в
конце первого полугодия в форме тестирования, итоговая - в конце учебного
года в результате прохождения учащимися туристской полосы препятствий.
Аттестацию проводит аттестационная комиссия, ее результаты оформляются
в протоколы.
Для полноценной реализации данной программы используются сле
дующие виды контроля:
вводный - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью
учащегося в процессе занятий и собеседования с ним;
текущий - контрольные задания на местности, тестирование, учебные
тренировки, выполнение учащимися краеведческих заданий;
итоговый - участие в походах, конкурсах и викторинах.
Подведение итогов реализации программы происходит во время по
хода выходного дня, организуемого по окончании учебного года, где на
практике проверяются знания, умения и навыки каждого учащегося.
Оценочные материалы
Средством обратной связи, помогающим корректировать реализацию обра
зовательной программы, служит диагностический мониторинг. Диагностиче
ский материал собирается и копится непрерывно на всех стадиях реализации
программы. Психологическая диагностика воспитанников проводится в виде
тестов, тренингов, игр, анкет. В течение года в программу включены упраж
нения на развитие памяти, мышления и внимания, на развитие глазомера и
24
ориентирование в пространстве. Отслеживается результативность в достиже
ниях воспитанников объединения. Результативность выполнения учащимися
образовательной программы оформляется в таблицы.
Мониторинг результатов обучения
Показатели
(оценивае
мые пара
метры)
1.1 Теорети
ческие зна
ния по ос
новным раз
делам учеб
но- темати
ческого пла
на програм
мы
Критерии
Степень выраженно
сти оцениваемого ка
чества
Воз
можное
число
баллов
1.Теоретическая подготовка
Способность
Минимальный уро
1
ответить на
вень - ребенок овла
простые вопро дел менее чем 0,5 объ
сы по всем те ема знаний.
мам за год.
Средний уровень - ре 5
бенок способен отве
тить на более полови
ны вопросов.
Максимальный уро
вень - освоил практи
чески весь объем зна
ний.
2. Практическая подготовка
2.1.Туристска Умениепользо- Минимальный уро
вень
я подготовка ваться снаря
жением, орга
Средний уровень
низовать быт,
ориентировать Максимальный уро
ся, оказывать
вень
первую по
мощь
2.2.Краеведч Умение прово Минимальный уро
еские навыки дить наблюде вень
ния, исследо
Средний уровень
вания и оформ Максимальный уро
лять результа вень
ты
2.3.Физическ Умение преМинимальный уро25
Методы
диагно
стики
Тести
рование,
кон
трольный
опрос и
др.
10
1
Наблю
дение
5
10
1
Наблю
дение
5
10
1
Наблю-
ая подготов
ка.
одолевать пре
пятствия
вень
Средний уровень
3.1 Умение
слушать и
слышать пе
дагога
3.2 Учебноорганизаци
онные навы
ки и умения
3.3 Умение
соблюдать
правила без
опасности во
время заня
тий
дение
5
Максимальный уро
10
вень
3. Общеучебные умения и навыки ребенка
Адекватность
Минимальный уро
1
восприятия
вень - ребенок испы
информации,
тывает серьезные за
идущей от пе труднения в работе,
нуждается в помощи
дагога
педагога
Средний уровень - ра 5
ботает с помощью пе
дагога
Максимальный уро
10
вень - работает само
стоятельно, не испы
тывает затруднения.
Способность
Минимальный уро
1
самостоятельно вень - ребенок овла
подготовиться дел менее чем 1А объ
ема навыков
к занятию и
убрать за со
5
Средний уровеньбой.
объем усвоенных
навыков более 1/2;
Максимальный уро
10
вень - освоил практи
чески весь объем
навыков за данный
период
Соответствие Минимальный уро
1
реальных
вень- ребенок овладел
навыков со
менее чем 1А объема
блюдения пра навыков соблюдения
вил безопасно правил безопасности
сти программ Средний уровень5
ным требова
объем усвоенных
ниям.
навыков более 1/2;
Максимальный уро
вень - освоил практи
чески весь объем
навыков за данный
26
10
Наблю
дение
Наблю
дение
Наблю
дение
период
Мониторинг личностного развития ребенка
Критерии
Степень выраженВозмож
Показатели
оцениваемые
ности оцениваемого -ное
число
параметры
качества
баллов
1.Морально - волевые качества
Способность
Терпения хватает
1
1.Терпение
переносить
менее чем на 1А за(выдерживать) нятия;
известные
Более чем на за- 5
нагрузки в тенятия
На все занятие
10
чение опреде
ленного време
ни, преодоле
вая трудности.
2. Воля
Способность
Волевые усилия ре- 1
активно по
бенка побуждаются
буждать себя к извне
практическим
5
Иногда- самим ре
действиям
бенком;
10
Всегда самим ре
бенком
3. СамоконУмение конРебенок постоянно
1
тролировать
действует под контроль
свои поступки тролем извне;
(приводить к
Периодически кон- 5
должному дей тролирует себя сам;
ствию)
10
Постоянно контро
лирует себя сам;
2. Ориентационные качества
Завышенная
1
1.Самооценка Способность
оценить себя
Заниженная
5
Нормальная
10
адекватно ре
альным дости
жениям
Продиктован ребен- 1
2.Интерес к
Осознанное
занятиям в
участие ребен- ку извне
детском кол- ка в освоении
Периодически под- 5
образовательдерживается самим
лективе
27
Методы
диагностики
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Анкетирование
Наблюдение
ной программы ребенком
Постоянно поддер
живается самим ре
бенком
3.Поведенческие качества
1.Конфликтн Способность
Периодически проость (отнозанять опреде- воцирует конфликшение ребен- ленную позиты;
ка к столкцию в конСам в конфликтах
не участвует, старановению ин- фликтной сиется их избежать;
тересов (спо- туации
ру)
Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты
2. Отношение Умение восИзбегает участия в
к общим депринимать об- общих делах;
лам
Участвует при пощие дела как
свои собствен- буждении извне;
ные
Инициативен в общих делах
3. Тип соПассивен
Умение работрудничества тать в коллекСотрудничает инотиве
гда
Активен
28
10
1
Наблюдение
5
10
1
Наблюдение
5
10
1
5
10
Наблюдение
Результативность выполнения образовательной программы
Педагог Павлова Галина Зиновьевна
Объединение «Туристы - краеведы»
№
Ф.И.учащегося
Год обучения
1. Теория
2. Практика
2.1
2.2
3. Общеучебные умения и навыки ребенка
2.3
3.1
3.2
3.3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
8 - 30 баллов
Низкий уровень
31- 49 баллов
Средний уровень
29
50- 80 баллов
Высокий уровень
Итого
Уровень
ре
зультативности
Результативность личностного развития ребенка
Объединение «Туристы- краеведы»
Педагог Павлова
Организационно-волевые
Ориентационные
качества
№
Ф.И.учащегося
1.1
З.
Год обучения
3. Поведенческие качества
Итого
качества
1.2
1.3
результат
2.1
2.2
3.1
3.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
8 - 30 баллов
Низкий уровень
Уровень
31-49 баллов
Средний уровень
30
50-80 баллов
Высокий уровень
3.3
ивности
Методические материалы
При составлении учебно-тематического плана педагог должен исходить из
своей педагогической и туристско-краеведческой квалификации, необходимо
учитывать следующие факторы: объем учебного материала, цикличность по сезо
нам, последовательное усложнение материала.
В соответствии с возрастными особенностями учащихся используются
разнообразные формы организации занятий и методы обучения. На занятиях ис
пользуется групповая и индивидуальная работа под руководством педагога, что
требует от учащихся общения друг с другом и педагогом.
Занятия в учебном кабинете состоят из теоретической и практической ча
сти. Теоретическая часть включает беседы, рассказы, которые способствуют эф
фективному усвоению туристско-краеведческих знаний. При проведении занятий
большую роль играет использование дидактических материалов, наглядных посо
бий, презентаций, учебных фильмов. Практическая часть занятий предполагает
учебно - деятельностную игру учащихся, выполнение практических упражнений
по изучаемой теме, оформление материалов краеведческой работы. При этом ак
тивно используются информационно - коммуникативные технологии. При прове
дении занятий применяются технологии проблемного и диалогового обучения,
поисково - исследовательские и игровые технологии, интерактивные методики,
проводится рефлексия.
Занятия на местности предусматривают практическую работу учащихся по
выполнению заданий, физической подготовке, туристские прогулки и экскурсии,
краеведческие наблюдения на природе, сбор краеведческого материала, проведе
ние природоохранных мероприятий. При проведении практических занятий ак
тивно применяются образовательные технологии личностно - ориентированного и
игрового обучения, педагогики сотрудничества, используются интерактивные ме
тодики, особое внимание уделяется рефлексии. Вне сетки часов происходит уча
стие в походах, в туристских слетах, краеведческих конкурсах, проектной дея
тельности.
31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе.- М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996.
2. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. - М.: Физкультура и спорт,
1983
3. Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. - М.: Профиздат,
1985.
4. Алтухов М.Д., Литвинская С.А. Охрана растительного мира на Северо
Западном Кавказе. - Краснодарское книжное издательство, 1989 г.
5. Ковешников В.Н. Очерки по топонимике Кубани.- Краснодар, 2006.
6. Ковешников В.Н. Путешествия по красавице Кубани.- Краснодар, 2012 г.
7. Кубанский вестник детского и юношеского туризма и краеведения, № 1, 2003
г. - Краснодар.
8. Кубанский вестник детского и юношеского туризма и краеведения, № 3, 2004
г.- Краснодар.
9. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. Пешеходный туризм. - Москва, «Физ
культура и спорт», 1990.
10. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. - М.:Профиздат, 1997.
11. Краткий справочник туриста. М.: Профиздат, 1985.
12. Кудряшов Б. . Энциклопедия выживания. Один на один с природой. - Красно
дар: Советская Кубань, 2001 г
13. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в турист
ском путешествии. - М.: ЦДЮТиК, 2003.
14. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря.М.: ВЛАДОС, 2000.
15. Отдых и путешествия на Кубани. Энциклопедия. Ред. А.Н. Пахомов и др.Краснодар: Традиция, 2010.
16. Самойленко А.А. Детско-юношеский туризм. Учебное пособие. - Краснодар,
2016 г.
17. Самойленко А.А., Твердый А.В. Электричкой в горы. Путеводитель. - Красно
дар: Платонов, 2008 г.
18. Таланга Е. Энциклопедия физических упражнений / Пер. с польск. - М.: Физ
культура и спорт, 1998.
19. Твердый А.В. Кавказ в именах.- Краснодар: Платонов, 2008 г.
20. Харченко В. О чем молчит Собер? Легенды и быль Северского района. - Ро
стов-на-Дону, 2007 г.
21. Харченко В., Харченко А., Кистерев Я. У подножия Собера. История Север
ского района Краснодарского края (с древнейших времен до наших дней). - Хар
ченко В.А., 2005 г.
22. Энциклопедия туриста / Гл. ред. Е.И. Тамм. - М.: Большая Российская энцик
лопедия, 1993.
23. Ю.С Константинов, Л.П. Слесарева Туристско-краеведческая деятельность в
школе. - Москва, 2011 г.
32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе.- М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.
2. Алтухов М.Д., Литвинская С.А. Охрана растительного мира на Северо
Западном Кавказе. - Краснодарское книжное издательство, 1989 г.
3. Голиков В.И. Фауна Кубани: видовой состав и экология. - г. Краснодар: «Тра
диция», 2007 г.
4. Ковешников В.Н. Путешествия по красавице Кубани. - Краснодар,2012г.
5. Край наш кубанский: природа, история, хозяйство и города Краснодарского
края учебное пособие, Н.В. Корнакова. - Ростов-на-Дону: Издательство БАРО
ПРЕСС, 2013 г.
6. Ковешников В.Н. «Очерки по топонимике Кубани», Краснодар, 2006.
7. Кудряшов Б. Энциклопедия выживания. Один на один с природой. - Краснодар:
Советская Кубань, 2001 г.
8. Моя Кубань: природа, история, хозяйство и города Краснодарского края. Н.В.
Ситдикова. - Ростов-на-Дону: Издательство БАРО-ПРЕСС, 2010 г.
9. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для общеобразовательных
учебных заведений. 6 класс. А.Г.Маслов, В.В.Марков, В.Н.Латчук, М.И.Кузнецов.
- М.: Дрофа, 1999.
10. Самойленко А.А., Твердый А.В. Электричкой в горы. Путеводитель. - Крас
нодар: Платонов, 2008 г.
11. Харченко В. О чем молчит Собер? Легенды и быль Северского района. - Ро
стов-на-Дону, 2007 г.
12. Харченко В., Харченко А., Кистерев Я. У подножия Собера. История Север
ского района Краснодарского края (с древнейших времен до наших дней). - Хар
ченко В.А., 2005 г.
13. Ю.С Константинов, Л.П. Слесарева. Туристско-краеведческая деятельность в
школе. - Москва, 2011 г.
14. Энциклопедия туриста / Гл. ред. Е.И. Тамм. - М.: Большая Российская энцик
лопедия, 1993.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. - М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.
2. Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. - М., Профиздат,
1985.
3. Алтухов М.Д., Литвинская С.А. Охрана растительного мира на Северо
Западном Кавказе. - Краснодарское книжное издательство, 1989 г.
4. Ковешников В.Н. Очерки по топонимике Кубани.- Краснодар, 2006.
5. Ковешников В.Н. Путешествия по красавице Кубани.- Краснодар, 2012 г.
6. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М., Профиздат, 1997.
7. Краткий справочник туриста. М.: Профиздат, 1985.
8. Кудряшов Б. . Энциклопедия выживания .Один на один с природой. Красно
дар: Советская Кубань, 2001 г
9. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в турист
ском путешествии. М.: ЦДЮТиК, 2003.
33
10. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря.
М.: ВЛАДОС, 2000.
11. Отдых и путешествия на Кубани. Энциклопедия. Ред. А.Н. Пахомов и др.
Краснодар: Традиция, 2010.
12. Самойленко А.А., Твердый А.В. Электричкой в горы. Путеводитель. Плато
нов, 2008 г.
13. Таланга Е. Энциклопедия физических упражнений / Пер. с польск. - М.: Физ
культура и спорт, 1998.
14. Твердый А.В. Кавказ в именах. Краснодар: Платонов, 2008 г.
15. Харченко В. О чем молчит Собер? Легенды и быль Северского района. Ро
стов-на-Дону, 2007 г.
16. Харченко В., Харченко А., Кистерев Я. У подножия Собера. История Север
ского района Краснодарского края (с древнейших времен до наших дней). Хар
ченко В.А., 2005 г.
17. Энциклопедия туриста / Гл. ред. Е.И. Тамм. - М.: Большая Российская энцик
лопедия, 1993.
34