Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Театр Нахаленок

Муниципальное учреждение «Управление образования МО Богданович»
муниципальное общеобразовательное учреждение
Байновская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от
Ф 6»
2 0 2 г.

Рабочая программа
дополнительного образования
Театр «Нахаленок»

Возраст детей: 11-17 лет
Срок реализации: 2025 - 2026 учебный год
Автор программы: Первухина Ирина Анатольевна
педагог - организатор

с. Байны, 2025

1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа театра «Нахаленок» - программа
художественно -эстетической направленности.
Программа разработана с учётом следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее — ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-p.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молоделси» (далее — СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. №
2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023
№ 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее —
Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения
РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № AK-2563/05
«О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
16.Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе

образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий».
18. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере
Направленность программы театрального кружка по содержанию является
художественно-эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой.
Главной задачей образования на современном этапе развития общества является
воспитание свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в
условиях постоянно меняющегося мира. Акценты в интересах развития активной
личности падают на развитие опыта творческой деятельности и ценностных ориентаций.
Перед учителем встаёт задача найти эффективное средство организации творческой
деятельности школьников.
Одним из таких средств может быть использование метода театрализации в
процессе обучения. Во время театрализации происходит соединение речи, движений,
музыки, положительных эмоций и элементов игровых коммуникативных ситуаций
(контакт глаз, мимики, жестов, интонационных и других характеристик речи). Эта
интеграция происходит также во время совместных обсуждений и дискуссий.
Во время работы над инсценировками происходит социокультурное развитие
учащихся. Они знакомятся с произведениями литературы. Работа над текстами
сопровождается дидактической интерактивной работой, которая позволяет учащимся
лучше осознать смысл текста и через игру приобщить к сценическому искусству.
В процессе совместной деятельности между учениками и учителем создаются
особые отношения, отношения сотрудничества. Эмоции и впечатления, полученные во
время театральной деятельности, становятся очень важным жизненным и творческим
опытом, который непременно пригодится выпускникам в их взрослой жизни.
Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию влияет на выбор
технологии организации не только учебной, но и внеурочной деятельности. Организация
работы театрального кружка по проектной технологии придаёт процессу реальную
практическую направленность, ставит ученика в центр творческой деятельности, делает
его субъектом этой деятельности, организует его взаимодействие с другими учащимися.
Метод проектов активизирует все стороны личности школьника: его интеллектуальную
сферу, его типологические особенности и черты характера: целеустремлённость,
настойчивость, трудолюбие, толерантность, его коммуникативные умения, чувства и
эмоции.
Работа в театральном кружке по проектной технологии рассчитана на учащихся
среднего и старшего возраста (5-11 кл.), так как требует определённых интеллектуальных,
творческих и коммуникативных умений. Учащиеся должны уметь работать с текстом
(выделять главную мысль, вести поиск нужной информации), анализировать

информацию, делать обобщения, выводы, уметь вести дискуссию, аргументировать свою
точку зрения.
Во время работы над театральным проектом широко используются
информационные технологии (изготовление презентаций, буклетов, афиш, поиск
необходимой информации в сети Интернета).
Создание театрального проекта является актуальной методической разработкой в
свете личностно-ориентированного подхода к обучению и имеет широкие возможности
по применению для внеклассной работы, развития творческой самореализации учащихся.
Целями программы являются развитие творческого потенциала учащихся; развитие
всех видов коммуникативной компетенции; развитие личностных качеств учащихся; а
также повышение интереса и мотивации обучения.
Эти цели раскрываются в единстве практического, образовательного,
развивающего и воспитательного компонентов.
Практический компонент заключается в развитии социокультурных знаний.
Планировании и организации свой деятельности; самостоятельную работу с
техническими средствами обучения (компьютер); выделение основной и второстепенной
информации; формулирование выводов; самоконтроль, анализ и работа над ошибками.
Развиваются такие компенсаторные навыки и умения, как умения вступать в разговор,
поддерживать и завершать его; правильно использовать жесты и мимику.
Образовательный компонент заключается в приобщении к культурным ценностям
театрального искусства, в удовлетворении познавательных интересов в сфере театральной
деятельности.
Развивающий компонент заключается в развитии творческих способностей
учащихся; в развитии эстетического вкуса.
Воспитательный компонент заключается в приобщении подрастающего
поколения к театральному искусству, вовлечении их в творческую атмосферу; в
воспитании в них разборчивых и требовательных зрителей; в воспитании чувства
товарищества, воли, целеустремлённости, уважения к труду.
Задачами программы являются:
• изучить конкретное произведение литературы (развитие навыков изучающего
чтения: анализ главных идей, характеров персонажей, адаптация текста и т.д.);
• развитие навыков устной подготовленной речи (выразительность, произношение и
интонация, правильное использование невербальных средств общения);
• развитие навыков неподготовленной устной речи (умение вступать в разговор ,
поддерживать и завершать его; умение аргументировано отстаивать свою точку зрения
и т.д.);
• развитие креативных качеств личности: воображения, интуиции, самобытности;
• развитие универсальных качеств личности (целеполагание, рецензирование,
самоорганизация, рефлексия);
• развитие навыков использования информационных технологий.
Проектная методика была выбрана для работы театрального кружка потому, что в
наличии были все основные требования к его использованию:
• наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированных
знаний для её решения (задача поставить пьесу);
• практическая значимость предполагаемых результатов (участвовать в различных
театральных фестивалях);

• самостоятельная групповая деятельность учащихся;
• структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных
результатов и распределением ролей);
• использование исследовательских методов работы: определение проблемы,
вытекающих из неё задач; выдвижение гипотез их решения; обсуждение методов
решения; оформление конечных результатов; анализ результатов, подведение итогов,
корректировка, выводы; использование в ходе совместного исследования «мозговой
атаки», «круглого стола», творческих отчётов, защиты проекта и т. п
По доминирующему в проекте виду деятельности этот проект является
творческим.
По предметно-содержательной области знаний - межпредметный проект (история,
литература, театральное искусство; информатика).
По характеру координации - со скрытой координацией (учитель является
участником проекта - «режиссёром» пьесы).
По характеру контактов - внутренним (участники одной школы); по количеству
участников - групповым; по продолжительности - продолжительным (9 месяцев). Работа
по театральному проекту рассчитана на 72 часа - 2 часа в неделю.
Этапы работы педагога-организатора:
1. Этап предварительной подготовки.
В первую очередь учитель должен мотивировать учеников, то есть объяснить цели
и перспективы проекта, его общественной значимости для школы и для каждого лично.
Перед выбором литературного материала учитель должен подготовиться и
спрогнозировать несколько возможных вариантов. Выбор остаётся за детьми. Учитель
должен их умело подтолкнуть к наиболее выигрышному варианту. Все участники проекта
должны ознакомиться с литературным материалом. Затем происходит анализ текста,
позволяющий проверить, насколько хорошо учащиеся поняли произведение.
Преподаватель должен добиться абсолютного понимания главной мысли и сюжетных
линий произведения.
Работа над сценарием является одним из самых трудоёмких процессов. Будущий
спектакль должен длиться не более 30 минут, поэтому нужно написать сценарий
примерно на 8-9 страниц. Для этого нужно выделить желаемую сюжетную линию и
отбросить побочные события. Принимаются различные предложения и совместно
обсуждаются. Основная работа с текстом может проводиться на уроке: анализ, выделение
главных сюжетных линий, сокращение текста, его адаптация. Может быть организована
специально группа «сценаристов». Она должна подготовить сценарий согласно принятой
совместно сюжетной линии и распечатать его на компьютере. В это время группа
художников работает над декорациями и костюмами (используются справочные
материалы, Интернет - делаются эскизы костюмов, соответствующих эпохе).
Звукооператоры подбирают звуковое оформление, фотографы делают фотографии для
репортажа о работе над проектом.
Параллельно происходит распределение ролей, организуются «пробы» и
происходит коллективное обсуждение, а затем «утверждение» на роль. «Роль» пишется
для каждого участника проекта, но главные роли распределяются среди учащихся с
наиболее выраженными сценическими данными (берётся во внимание дикция, мощь
голоса, умение держаться на публике).

2. Этап выполнения проекта.
Сначала проводятся многочисленные коллективные чтения сценария. Работа над
ролью начинается с анализа персонажей, обмена мнениями. Нужно продумать, как
выразить эмоции на сцене, найти подходящие жесты, движения, а также представить тот
сценический образ, который должен создать каждый из актёров. Нужно подумать о
походке, поведении, голосе, об особенностях характера персонажей. Затем идёт работа
над выражением чувств. Нужно объяснить участникам, что актёр может играть только
опираясь на свои собственные опыт и переживания. Он отбирает из своей памяти то, что
ему необходимо, с тем, чтобы повторить жест, действие, интонацию, то есть вообразить и
сыграть всё увиденное и прочувствованное. Не надо забывать, что чувства и страсти на
сцене зачастую выражены эмоционально ярче, сильнее, чем в жизни. Надо заметить, что
учитель должен обладать определёнными артистическими способностями.
Затем происходит постановка сцен. Это совместный творческий поиск
«режиссёра» и «артистов». Можно делать мелом размётки на сцене. Здесь возможна
индивидуальная работа или работа маленькими группами.
При выборе музыкального оформления важно предоставить самим ребятам
возможность выдвигать и доказывать свои гипотезы. Учитель ограничивается советами.
После того, как выбор состоялся, «звукорежиссёр» производит запись.
Обсуждаются эскизы костюмов, представленных «художниками». По возможности
костюмы находятся или изготовляются участниками проекта.
Периодически делается видеозапись рабочего материала постановки пьесы для
того, чтобы ребята и учитель могли проанализировать свои ошибки, вместе найти новые
решения или закрепить успехи.
Параллельно «художниками» изготавливается афиша. Предварительно происходит
коллективное обсуждение эскиза. На компьютере готовятся рекламные афишки и
буклеты, а также приглашения на презентацию проекта.
3.Этап защиты и оценки проекта.
За неделю до показа спектакля в школе вывешивается афиша, раздаются
пригласительные билеты учителям, можно пригласить представителей прессы. То есть,
организуется рекламная компания. После показа участники проекта проводят пресс­
конференцию, где отвечают на самые разнообразные вопросы: Почему выбрали именно
эту пьесу, сюжетную линию, музыку? Трудно ли работалось над созданием образов?..
Делаются фотографии для оформления стенгазеты о проекте. На последнем этапе
происходит коллективное обсуждение. Ребята занимаются самоанализом. Они отвечают
на вопросы, предложенные учителем: Как прошёл показ? С какими трудностями
сталкивались при выполнении проекта? Как работали участники проекта? Предлагается
оценить их взаимопомощь. Как вы можете оценить совместную работу с учителем? Что
может быть улучшено? Делаются выводы для дальнейшей деятельности.
Формы занятий: тренинг, игра (деловая, ролевая), праздник, аукцион, путешествие,
гостиная, защита проектов, дискуссия, диспут, суд, конкурс, КВН, турнир, конференция,
пресс-конференция, фестиваль, творческая встреча, концерт, репетиция и т.д.
Ожидаемые результаты - в процессе работы над проектом устанавливается набор
внутренних качеств личности ученика,
• универсальные качества (целеполагание, рецензирование; самоорганизация,
рефлексия);
• креативные (воображение, интуиция, самобытность;

•
•

предметные умения и навыки устной речи (интонация, произношение);
умение и готовность к неподготовленной речи, импровизации, правильное
использование невербальных средств общения;
• происходит социокультурное развитие учащихся;
• создаются особые отношения, отношения сотрудничества.
• учащиеся должны уметь работать с текстом (выделять главную мысль, вести
поиск нужной информации );
• анализировать информацию, делать обобщения, выводы, уметь вести
дискуссию, аргументировать свою точку зрения;
Результаты работы оцениваются по внешним показателям, внутренним самооценкам
учащихся и личным наблюдениям учителя.
Внешние показатели - это творческая продукция учащихся (показы спектакля,
результаты участия в фестивалях и конкурсах различного уровня).

•
№
п/п
1 -2

3-6
7-8

9-14
15-20

21-26
27-28
29-34

35
36
37-42
43

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем
ВВЕДЕНИЕ (2 ч.)
. Знакомство с планом кружка. Знакомство с театром. Театральные
профессии
КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ (6 ч.)
. Основы актерского мастерства. Мимика жестов. Техника речи
Роль костюма, грима и декораций в театрализованных
представлениях
РИТМОПЛАСТИКА (27 ч.)
Музыкально-пластические игры и упражнения. Подбор
музыкального сопровождения к спектаклям.
«День матери». Написание сценария. Распределение ролей и
разучивание миниатюр. Репетиции. Театрализованное
представление
Подготовка к театрализованным представлениям на новогодние
праздники. Написание сценариев. Распределение ролей
Разучивание движений на сцене (сценическое движение).
Постановка танца.
Театрализованные новогодние представления:
«Приключения на новогодней поляне»,
Театрализованный концерт «Почтовый ящик Деда Мороза»,
Новогодний карнавал
Актерское мастерство. Мимика и жесты. Техника речи
ЭТИКА И ЭТИКЕТ (11 ч.)
Понятия терминов этика, этикет, такт, нравственность
Подготовка к Литературной гостиной «Ленинградский дневник».
Написание сцерия. Распределение ролей. Проведение мероприятия
Музыкальное оформление спектаклей. Фонограмма.

Количество
часов
2

4
2

6
6

6
2
6

1
1
6
1

44-46 Знакомство с инструментальной музыкой. Сонаты. Изучение
творчества Д. Шостаковича. Знакомство музыкальными
инструментами (скрипка, фортепиано, виолончель)
ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА (21 ч.)
47-48 Беседы о Дне театра. «Знаете ли вы театр, как знаю его я?» (В. Г.
Белинский). Театральное искусство. Театральные встречи.
49-50 Жанры театрального искусства. Что такое жанр? Основные
театральные жанры: драма, комедия, мелодрама, мюзикл,
литературно-музыкальная композиция и др.
51-56 Подготовка к Литературно-музыкальной композиции,
посвященной Дню Победы. Распределение ролей, разучивание
мизансцен. Проведение мероприятия
57-62 Разучивание стихов и песен военных лет. Встреча с ветеранами
ВОВ. Просмотр фильма "Горячий снег".
63
Литературные викторины. Игровые программы. ШТМы
64-67 Капустник «Школа? Не слыхали...»
Итого

3

2
2

6

6
1
4
72

• Содержание программы
Программа кружка рассчитана на текущий учебный год для 5-11 классов. План
работы состоит из теоретической (беседы, лекции, диспут, рассказы) и практической
(проведение праздников, концертов, фестивалей, конкурсов и др.) частей, которые тесно
переплетаются между собой. В программе освещено нравственное, патриотическое,
гражданское воспитание, а также ведется работа по направлению здорового образа жизни
и безопасности жизнедеятельности. Работа кружка рассчитана на 72 часа.
Занятия в театральном кружке «Нахаленок» ведутся по данному учебно­
тематическому плану, включающему несколько разделов.
Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные
на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой
дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную
образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие
рифмы.
Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические,
музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие
двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений,
снизить последствия учебной перегрузки.
Раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с
задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре
общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей
(быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику
нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.
Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком
профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического
чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных
ситуациях.
Планируемые результаты - по завершении программы у учащихся должны быть
развиты: творческий потенциал; все виды коммуникативной компетенции; личностные
качества; а также повышен интерес и мотивация к обучению через практический,
образовательный, развивающий и воспитательный компоненты.
- Метапредметные результаты освоения учащимися содержания программы:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
- проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в
незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия учащихся:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов
выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении
коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия учащихся:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно­
творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом
информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и
творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать
умозаключения и выводы.
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с
исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в
основном учебном процессе и повседневной жизни.
Личностные результаты освоения учащимися содержания программы:
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области театрального
искусства;
- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других
людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;

- овладение различными приёмами и техникой театральной деятельности;
- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений
театрального искусства (кино, спектакли, мюзиклы), объяснять своё отношение к
поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в
результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей
правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения
собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Предметными результатами являются формирование следующих знаний и
умений:
- иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический
вкус, мера, тождество, гармония
- сформированность первоначальных представлений о роли театрального искусства в
жизни и духовно - нравственном развитии человека;
- ознакомление учащихся с выразительными средствами театрального искусства и
освоение некоторых из них;
- ознакомление учащихся с терминологией и классификацией театрального
искусства;
- первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
- получение детьми представлений о некоторых специфических формах
художественной деятельности.
К концу года занятий обучающиеся должны знать:
1. Что такое театр.
2. Чем отличается театр от других видов искусств.
3. Как зародился театр.
4. Какие виды театров существуют.
5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли) и т.д.
иметь понятие:
1. об элементарных технических средствах сцены,
2. об оформлении сцены,
3. о нормах поведения на сцене и в зрительном зале и т.д.
должен уметь:
1. выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене,
2.образно мыслить,
3. концентрировать внимание,
4. ощущать себя в сценическом пространстве;
приобрести навык:
1. общения с партнером (одноклассниками),
2. элементарного актёрского мастерства,
3. образного восприятия окружающего мира,

4. адекватного и образного реагирования на внешние раздражители,
5. коллективного творчества и т.д.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды
контроля:
текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в
процессе занятий;
промежуточный - праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;
итоговый - открытые занятия, спектакли.
Формой подведения итогов можно считать:
- выступление на школьных праздниках;
- торжественных и тематических линейках;
- участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах;
- участие в мероприятиях для младших классов;
- инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для
свободного просмотра и т.д.
3. Комплекс организационно-методических условий
Программа обеспечена методическими видами продукции.
Разработка:
- игр;
- бесед;
- конкурсов;
- конференций;
-агидбригад;
-концертов;
-фестивалей;
-литературных гостиных;
-праздников и др.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.);
- наглядный (показ видеоматериалов, презинтаций)
- практический (тренинг, упражнения, этюды).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
- репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
- частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся
занятия:

-фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
-коллективный
организация
проблемно-поискового
или
творческого
взаимодействия между всеми детьми;
-индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм
работы;
- групповой - организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек);
- коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами, последующая
презентация результатов выполнения заданий и их обобщение;
- в парах - организация работы по парам;
- индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Дидактический материал: плакаты, картины, фотографии, памятки, научная и
специальная
литература,
раздаточный
материал,
видеозаписи,
аудиозаписи,
мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.
Техническое оснащение занятий: музыкальные инструменты, декорации, костюмы,
микрофоны, компьютер, мультимедийный проектор, микрофоны.
Формы подведения итогов: открытые уроки, концерт, выставка, конкурс,
презентация творческих работ, коллективный анализ работ, самоанализ.
Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы:
1. Помощение - актовый зал школы;
2. Оборудование и материалы - аудио- и видеотехника, микрофоны, декорации,
костюмы, художественное оформление праздников (афиши, плакаты, рисунки,
фотографии) и др.
3. Методическое обеспечение - раздаточные материалы, индивидуальные и
групповые занятия с педагогами, родителями, учащимися.
Кадровое обеспечение реализации программы: вокалист, хореограф, гример,
художник, музыкант, костюмер, декоратор.
• Список литературы
• Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: учебно­
методическое пособие / ред. Т. Я. Шпикалова, Г. А. Поровская. - Москва: Владос, 2000.
- 272 с.
• Встречи с выпускниками: вечер школьных друзей; литературно-музыкальная
композиция; чайный церемониал / ред., сост. Л. И. Жук. - Минск : Красико Принт,
2007. - 127 с. - (Праздник в школе).
•
Гиппиус, С. В. Актерский тренинг: гимнастика чувств : науч. полул. лит. / С. В.
Гиппиус. - 3-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2008 ; СанктПетербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 377 с.
• Грачева, Л. В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой:
самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования / Л. В. Грачева.
- Санкт-Петербург: Речь, 2004.
• Ильинский, И. В. Со зрителем наедине: беседы о театральном искусстве / И. В.
Ильинский; ред. Т. Сырыщева. - Москва: Молодая гвардия, 1964.
• Искусство вести за собой... : тренинги и занятия по формированию у юношества
социальной инициативности и лидерских качеств / ред. С. В. Тетерский. - Москва:
АРКТИ, 2007. - 95 с.

• Куприянов, Б. В. Организация и методика проведения игр с подростками: взрослые
игры для детей: учебно-методическое пособие / Б. В. Куприянов, М. И. Рожков, И. И.
Фришман. - Москва: ВЛАДОС, 2004. - 215 с.
•
Носкова, З. А. Организация литературных вечеров и утренников: сценарии
литературных посиделок : пособие для учителей, руководителей литературных
кружков, педагогов дополнительного образования / З. А. Носкова, И. И. Постникова. Москва: Школьная Пресса, 2004. - 107 с.
• Сценарии школьных праздников / сост. А. В. Соколов. - Москва: Школьная Пресса,
2000.
• Сценарии школьных праздников: День Победы. День защитника Отечества.
Концертная программа в летнем лагере. Последний звонок. Выпускной вечер. 1
Сентября. День смеха. Викторины. - Москва : Школьная Пресса, 2004
• Тубельская, Г. Н. Детские праздники в семье и школе: издания для досуга / Г. Н.
Тубельская. - Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009. - 255 с.

Приложение 1
Методические рекомендации
Театральные игры
Примерные разминочные упражнения
Релаксация - концентрация
Сеанс разминочных упражнений всегда начинается с релаксации и заканчивается
небольшим отдыхом. Релаксация нужна для того, чтобы помочь участникам расслабиться.
Варианты упражнений:
• Участники сидят в кругу, поджав под себя ноги (или на стульях). Каждый из них
должен вообразить перед собой половинку лимона. Сначала надо постараться увидеть
этот лимон, определить цвет, форму, изъяны. Как только вы представили себе
воображаемый лимон, мысленно возьмите его в руки. Прикоснитесь к нему, внимательно
осмотрите. Затем надкусите, ощутите горечь, кислоту лимонной цедры.
Главное в этом упражнении - концентрация и воображение, а не пантомима.
Движения должны быть очень медленными и как можно более убедительными.
• Участники должны представить перед собой корзину, полную фруктов. Каждый
поочерёдно подходит к ней, соответствующими жестами и мимикой выбирает
приглянувшийся ему плод и ест его. Надо постараться найти наиболее точные жесты,
подходящие для еды каждого плода: например, тот, кто выбрал банан, должен подумать,
что делать с кожурой, тот, кто предпочёл вишни, не должен забывать о косточках, и т. п.
• Сидящий у стола ученик ест на своё усмотрение какое-нибудь блюдо - спагетти,
жареный картофель, сэндвич или мороженое... Остальные участники должны догадаться,
что он ест.
• Каждый из участников представляет у себя в руках маленькую хрупкую птичку.
Они играют с ней, гладят, нашёптывают что-то. Затем они отпускают птичку и долго
смотрят ей вслед, следя за её полётом.
• Проиграйте простейшие действия, например:

• вы завязываете шнурки на ботинках;
• вы наливаете в стакан воду и пьёте её;
• вы распечатываете письмо;
• вы открываете и закрываете дверь.
Дыхание - дикция
Участники сидят на сцене в позе фараона: ноги на земле, руки на коленях, плечи
опущены, спина выпрямлена, глаза закрыты. Преподаватель просит их расслабиться на
несколько секунд, а затем, обращая внимание на дыхание, выполнить следующее
упражнение:
• Вытяните вперёд правую руку и вдохните.
• Блокировка воздуха: вытяните руку так, будто хотите удлинить плечо.
• Положите правую руку на бедро и постепенно выдохните.
• Те же движения левой рукой: те же движения обеими руками.
• Поднимите вытянутые и, прежде чем положить их на голову, вдохните.
• Задержите дыхание на несколько минут.
• Верните руки в исходное положение и медленно выдохните.
Голос
Упражнение «Угол стены»
Один из участников становится лицом в угол стены, вжавшись в него насколько
возможно, опустив руки вдоль тела и свободно подняв голову. Несколько раз он
произносит любой текст из четырёх-пяти фраз (можно стихи или даже таблицу
умножения), утрируя движения губ и лица, необходимые при артикуляции, чётко выделяя
каждый звук и при этом дыша животом. Упражнение даст возможность слышать и
слушать свой голос, отзвук, резонанс от каждого произнесённого слова. Как только
участник почувствует, что увереннее владеет своим голосом, он выходит из угла,
постепенно удаляясь от стены и всё ещё продолжая говорить свой текст, при этом
старается добиться того же эффекта, что и у стены.
Упражнение «Хор гласных»
Отбираются шесть участников, один из которых дирижёр. Пятеро остальных
изображают гласные звуки: «а», «е», « и », « о », « у ». Дирижёр выстраивает перед собой
гласные и дирижирует ими, как хором. Как только он указывает на одного из участников,
тот должен произнести свою гласную с силой, с длительностью и в ритме, заданными
дирижёром.
Прежде чем начать упражнение, необходимо договориться с участниками об
условных знаках, которые будут закодированы в жестах дирижёра: будет ли он подавать
команду палочкой или рукой, какими жестами он будет просить их произнести гласную
или растянуть её, проговорить её громче или тише, или же замолчать...
Дирижёр может одновременно задействовать две или все «гласные», попросив
участников протянуть, продлить одну из них, произнести другую из них, произнести
другую громче и т. д.
Тело и пространство
Упражнение «Прогулка под дождём»
Участники, сконцентрировавшись, следуют за ведущим, который каждый раз даёт
установку на новые обстоятельства и условия ходьбы:
• Вы шагаете по улице, по тротуару. Хорошая погода, не холодно и не жарко.
• Народу становится всё больше, вы шагаете в толпе.

• Идёт дождь, на тротуаре - большие лужи, через которые вы пытаетесь
перешагнуть.
• Лужи превращаются в море, вы шагаете по воде, которая доходит вам до лодыжек,
затем поднимается до колен, до пояса .
• Вы выходите из моря и бродите по песчаному берегу.
• Песок превращается в камни, очень жарко.
• Камни превращаются в яйца, которые, в свою очередь, трансформируются в грязь,
а затем в горячий гудрон.
• Гудрон уплотняется, и вы вновь оказываетесь на тротуаре.
• Становится холодно, идёт снег. Вы шагаете по снегу ...
• Снег тает, вы шагаете по мокрой земле.
• Светит солнце, вы вновь шагаете по тротуару. Хорошая погода, не холодно и не
жарко.
• Упражнение «Застывшие картинки»
Один из участников, выйдя на сцену, застывает в какой-либо выразительной позе.
Второй участник подходит к нему и привносит в эту зарисовку что-то своё, затем третий
участник добавляет что-то и т. д.
Например: Дмитрий принимает печальную позу, опустив голову на руки так, будто
плачет: Андрей подходит к нему, кладёт руку ему на плечо, утешая его. Виталий
располагается на расстоянии от обоих, посмеиваясь над ними и т. д. Это упражнение
позволит участникам осознать, что простая, но выразительная поза может рассказать о
многом. Выразительность должна быть полной: тело, лицо, взгляд, всё должно быть
мобилизовано для изображения экспрессии в передаче чувств.
Варианты:
1. Предложите изначальную тему. Например:
• Я выиграл в лотерею.
• Палящий зной в пустыне.
• НЛО на горизонте.
2. Предложите участникам изобразить фигуры / персонажи полотен известных
художников.
Группа
Упражнение «Вресторане»
Участники сидят вокруг нескольких столиков так, чтобы публика могла их всех
хорошо видеть. Цель - воссоздать атмосферу ресторана: кто-то изображает официанта,
который ходит между столиками, кто-то беседует, разглядывая других, у кого-то падает
вилка, опрокидывается стакан с водой, слышен шум, разговоры.
Кроме того, актёры должны передать свои ощущения, связанные с едой:
наслаждение, отвращение, изобразить голод или прожорливость.
Каждый должен найти образ, не выпадая из общего ансамбля и стараясь не слишком
выделяться из него.
Упражнение «Туристы»
На сцене - «достопримечательность», которую осматривают туристы. Участники
появляются из - за кулис, проходят по сцене задумчивые, восторженные или
возмущённые тем, что видят. Они могут реагировать вслух, ограничиваясь при этом
восклицаниями и междометиями. Предположим, что они находятся:
• В музее.

• У подножия Эйфелевой башни.
• У витрины магазина.
В процессе работы группы участники не должны забывать, что каждый из
персонажей, которых они изображают, имеют собственную индивидуальность. Реакция
туристов разная: это может быть интерес, преувеличенный восторг, скука, непонимание.
Возможные инциденты, нарушающие единство группы: недомогание какого-нибудь
туриста, исчезновение одного из них.
Можно изобразить туриста, вечно плетущегося в хвосте; недовольного ребёнка,
которого ничто не интересует; серьёзного туриста в очках с картой в руке; девушку-гида,
постоянно пересчитывающую своих туристов.
Варианты: Изобразите уставших туристов, заблудившихся в сумерках в местности,
вызывающей тревогу и опасения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».