Муниципальное учреждение «Управление образования МО Богданович»
муниципальное общеобразовательное учреждение
Байновская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от
__
«Л£» Р Р
202^ г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«Спасатель»
Возраст обучающихся: 11-14 лет
Срок реализации: 9 месяцев (72 часа)
Автор-составитель:
Байгазин А.Р.,
педагог дополнительного
образования
с. Байны, 2025 г.
1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Программа разработана с учётом следующих нормативных документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее — ФЗ).
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-p.
5.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6.
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20 «Санитарно
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молоделси» (далее — СанПиН).
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021
г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
11.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
12.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
13.
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
14.
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № AK-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности
с использованием сетевых форм
реализации
образовательных программ».
16.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 №
АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»).
17.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий».
18.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
19.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом».
- Устава МОУ Байновская СОШ.
Направленность: дополнительная общеобразовательная программа «Спасатель»
имеет туристско-краеведческую направленность.
Актуальность программы. Современное социально-экономическое положение
России выдвинуло ряд проблем, связанных с формированием здоровой, самостоятельной,
активной, ответственной личности, способной к социально-значимым преобразованиям в
обществе. Одной из проблем является решение вопроса безопасности жизнедеятельности
подрастающего поколения. Процесс формирования мотивов, норм и правил поведения
ребенка будет основой для развития у него безопасного стиля поведения, безопасного
стиля жизни в обществе. Поэтому нужно научить детей тому, какие опасности могут
подстерегать их, как надо вести себя, чтобы избежать их, что делать для сохранения своей
жизни и здоровья. Анализируя события и причины возникновения опасных ситуаций
необходимо четко определить направления по уменьшению числа жертв среди населения
России, а для этого требуются специально подготовленные кадры, которые в любую
минуту смогут прийти на помощь, устранить «проблему» и профессионально проявить
себя в оказании помощи пострадавшим или попавшим в беду людям.
Обучающиеся смогут применить полученные знания и практический опыт в
повседневной жизни в случае возникновения ЧС, а так же при проведении и участии в
военно-спортивной игре «Зарница», конкурсах «Безопасное колесо», «Школа
безопасности» и ВОШ (всероссийских олимпиадах школьников) по ОБЖ.
Адресат: программа ориентирована на обучающихся 5-8 классов (11-14 лет).
Уровень: стартовый.
Режим занятий: занятия проводятся
академический час (40 минут).
1 раз в неделю
длительностью
1
Объём: данный курс рассчитан на 34 учебных часа. Программа предполагает как
теоретические, так и практические занятия.
Срок освоения: 9 месяцев, 2025-2026 учебный год.
Основные формы организации деятельности обучающихся на занятии:
индивидуальные; групповые; индивидуально- групповые.
Формы обучения: тематические занятия; практические занятия; зачеты (тесты); конкурсы, игры; соревнования.
Занятия проходят в МОУ Байновская СОШ, кабинет «Точки Роста» №2. Помещение
соответствует санитарным нормам.
Цель программы:
Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к вопросам личной и
общественной безопасности, практических навыков и умений поведения в экстремальных
ситуациях, стремления к здоровому образу жизни, совершенствование морально
психологического состояния и физического развития.
Задачи:
□ выработать и совершенствовать новые формы и методы подготовки молодежи к
безопасному
поведению
в
экстремальных
ситуациях,
развития
ее
□
□
□
□
□
□
□
□
□
заинтересованности в предотвращении возможных ЧС;
пропагандировать и популяризировать среди молодежи здоровый образа жизни;
формировать общественное мнение в поддержку движений: «Юный инспектор
дорожного движения», «Школа безопасности», «Юный спасатель» и вовлекать в
них возможно большее число детей и подростков.
знакомство с основами киберспорта;
развитие интеллектуальных способностей учащихся;
формирование межличностных отношений;
тренировка умения работать в команде и договариваться;
развитие мелкой моторики, реакции и стратегического мышления;
выработка в учащихся командного духа и базового понимание того, что такое
«стратегия»;
выявление, развитие и поддержка учащихся, проявляющих выдающиеся
способности в киберспорте, создание условий для приобретения соревновательного
опыта и формирования спортивной культуры учащихся
Планируемые результаты
Результаты
Личностные
Планируемые результаты (характеристики)
Самоопределение:
- самостоятельность и личная ответственность за свои
поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному
миру,
готовность
следовать
нормам
природоохранного,
нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие,
- гуманистическое сознание,
- социальная компетентность как готовность к решению
моральных дилемм, устойчивое следование в поведении
социальным нормам,
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий,
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,
-
этические чувства, прежде всего доброжелательность
и эмоционально-нравственная отзывчивость,
Познавательные
УУД
Общеучебные:
- использовать общие приёмы решения задач;
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- ставить и формулировать проблемы;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при
решении проблем различного характера.
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и
письменной форме, в том числе творческого и исследовательского
характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей
действительности в соответствии с содержанием учебных
предметов.
Знаково-символические:
- использовать знаково-символические средства, в том числе
модели и схемы для решения задач;
Информационные:
- поиск и выделение необходимой информации из различных
источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма,
схема);
- обработка информации
- анализ информации;
передача информации (устным, письменным, цифровым
способами);
- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).
Логические:
- подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков;
- синтез;
- сравнение,
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение рассуждения;
- обобщение.
Оценка:
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно
усвоить, определять качество и уровня усвоения;
- устанавливать соответствие полученного результата
поставленной цели;
Саморегуляция:
- активизация
сил и энергии, к волевому усилию в ситуации
мотивационного конфликта;
Коммуникативные
УУД
Инициативное сотрудничество:
проявлять активность во взаимодействии для
решения коммуникативных и познавательных задач,
- ставить вопросы,
- обращаться за помощью,
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
Планирование учебного сотрудничества:
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнёром;
Взаимодействие:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- строить монологичное высказывание;
- вести
устный и письменный диалог в соответствии
с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- слушать собеседника;
Управление коммуникацией:
- определять общую цель и пути ее достижения;
- осуществлять взаимный контроль,
- адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих,
-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- аргументировать свою позицию и координировать её с
позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности,
Учебно-тематический план
Тема
Практика
Всего
часов
Теория
1
1
Личное и групповое туристское снаряжение
2
1
Организация
Привалы
1
1
Подготовка к походу, путешествию. Питание в
туристском походе
Техника и тактика в туристском походе
1
1
1
1
1.6.
Обеспечение безопасности в туристском походе,
на тренировочных занятиях
2
1
1.7.
Туристские слеты и соревнования
1
1
1
1.8.
Причины возникновения аварийных ситуаций в 1
походе
и
меры
их
предупреждения.
Психологические аспекты взаимоотношений в
группе
1.9.
Действия группы в аварийных ситуациях
1
1
№п\п
1. Основы туристской подготовки-11 часов
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
Туристские
путешествия, история
развития туризма
туристского
и ночлеги
быта.
1
1
2. Топография и ориентирование- 5 часов
2.1.
Топографическая и спортивная карта
1
1
2.2.
Компас. Работа с компасом
1
1
2.3.
Измерение расстояний
1
2.4.
Способы ориентирования
1
Ориентирование
1
1
3.1.
Туристские возможности родного края, обзор
экскурсионных объектов, музеи
1
1
3.2.
Изучение района путешествия
1
1
3.3.
Общественно полезная работа в путешествии,
охрана природы и памятников культуры
1
1
по
местным
приметам. Действия в
случае потери ориентировки
3. Краеведение- 3 часа
2.5.
1
1
4. Основы медицинских знаний- 5 часов
4.1.
Профилактика травматизма и заболеваний
1
1
4.2.
Средства оказания первой медицинской помощи
1
1
4.3.
Первая медицинская помощь при травмах
1
1
Первая
1
1
1
1
4.4.
4.5.
медицинская помощь при
острых состояниях и несчастных
случаях
Первая медицинская помощь при отравлениях
5. Киберспортивные дисциплины направления стратегии 6 часов
5.1.
5.2.
1
1
дисциплины
2
направления TPS/аркадные
1
Вводное занятие. Безопасные методы и приемы
работы за персональным компьютером.
Киберспортивные
симуляторы.
Выбор
командной
5.3.
соревновательной
киберспортивной дисциплины.
5.4.
Практика игры в команде. Распределение ролей,
подготовка команды
к внутригрупповому
чемпионату
Внутригрупповой
чемпионат
5.5
по киберспортивной
дисциплине.
6. Начальная специальная подготовка-4 часа
6.1.
6.2.
6.3.
6.4.
1
1
1
1
1
1
1
1
Человек и окружающая среда. Факторы риска в
современной техногенной среде
1
1
Единая
1
Чрезвычайные
ситуации
природного
и техногенного характера
государственная
система предупреждения и
1
ликвидации ЧС
Оказание помощи людям в условиях природной 1
среды. Основы
безопасного ведения
спасательных работ.
34
Итого: 34 часа
1
1
12
22
1. СОДЕРЖАНИЕ
1. Основы туристской подготовки
1.1. Туристские путешествия. История развития туризма.
Роль туристских походов, путешествий, экскурсий в формировании характера
человека, воспитании патриотизма, углублении знаний, полученных в школе,
приобретении трудовых навыков, воспитании самостоятельности, чувства коллективизма.
История освоения России, знаменитые русские путешественники и исследователи.
Книги, рассказывающие о путешествиях, и их авторы: Обручев, Арсеньев, Федосеев и др.
История развития туризма в России. Влияние государства и общественных
организаций в различные периоды на развитие туризма. Современная организация
туризма в стране. История развития детско-юношеского туризма в стране и в родном
городе, районе. Туристские традиции своего коллектива. Знакомство с туристамиземляками.
Виды туризма: пешеходный, лыжный, водный, горный, велосипедный,
спелеотуризм. Характеристика каждого вида туризма. Самодеятельный туризм,
экскурсионный, международный.
Разрядные требования по спортивному туризму, спортивному ориентированию,
туристскому многоборью, судейские звания.
1.2. Личное и групповое снаряжение
Требования к туристскому снаряжению; прочность, легкость, безопасность и
удобство в эксплуатации, гигиеничность, эстетичность. Групповое и личное снаряжение
туриста. Подготовка личного снаряжения к походу с учетом сезона, условий похода.
Обеспечение влагонепроницаемости рюкзака, палатки. Обувь туриста и уход за ней.
Сушка и ремонт одежды и обуви в походе.
Кухонное оборудование для летних и зимних условий: таганки, тросики, топоры и
пилы, чехлы к ним. Заточка и разводка пилы, усовершенствование пил и топоров для
похода. Ремонтный набор.
Снаряжение для краеведческой работы.
Специальное снаряжение: веревки вспомогательные и основные, страховочные
системы, карабины, репшнуры, альпеншток.
Практические занятия
Комплектование личного и общественного снаряжения. Подгонка личного
снаряжения. Изготовление, усовершенствование и ремонт снаряжения.
1.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги
Требования к месту бивака:
— жизнеобеспечение — наличие питьевой воды, дров;
— безопасность — удаленность от населенных пунктов, расположение на
высоких берегах рек, отсутствие на территории бивака сухих и гнилых деревьев;
— комфортность — продуваемость поляны, освещенность утренним солнцем,
красивая панорама.
Организация бивака в безлесной зоне, в горах.
Установка палатки в различных условиях.
Заготовка растопки, дров и предохранение их от намокания. Разведение костра в
сырую погоду, при сильном ветре, в сильном тумане.
Хранение кухонных и костровых принадлежностей, топора, пилы.
Оборудование места для приема пищи. Мытье и хранение посуды.
Правила работы дежурных по кухне.
Практические занятия
Выбор места бивака. Самостоятельная работа по развертыванию и свертыванию
лагеря. Установка палаток в различных условиях. Заготовка дров — работа с пилой и
топором.
1.4. Подготовка к походу, путешествию
Подбор группы и распределение обязанностей.
Оформление походной документации. Утверждение маршрутов многодневных
походов в МКК. Смотр готовности группы, его цели.
Подготовка снаряжения.
Смета расходов на подготовку и проведение похода.
Практические занятия
Изучение маршрутов учебно-тренировочных и зачетного (летнего) походов.
Составление подробного плана-графика похода. Заполнение маршрутной документации.
Составление сметы расходов.
1.5. Питание в туристском походе
Значение, режим и особенности питания в многодневном походе. Калорийность,
вес и нормы дневного рациона.
Способы
уменьшения
веса
дневного
рациона:
использование
сухих
Изменение режима питания в зависимости от условий дневного перехода.
Норма закладки продуктов. Составление меню, списка продуктов на день, на весь
поход.
Практические занятия
Составление меню и списка продуктов. Приготовление пищи на костре.
1.6. Техника и тактика в туристском походе
Понятие о тактике в туристском походе.
Тактика планирования нитки маршрута. Разработка плана-графика похода.
Маршруты линейные и кольцевые. Радиальные выходы. Разработка запасных вариантов
маршрута. Дневки. Заброска продуктов и переноска «челноком».
Изучение, разведка сложных участков маршрута. Определение способов их
преодоления. Перестроения колонны при преодолении сложных участков.
и сублим
Подведение итогов дневного перехода и корректировка плана на следующий день.
Характеристика естественных препятствий: лесные заросли, завалы, склоны, реки,
болота, осыпи, снежники.
Движение группы по дорогам и тропам. Разведка маршрута и, по необходимости,
маркировка.
Техника движения на равнине по травянистой поверхности, песку, мокрому грунту,
через кустарники, по камням, болоту.
Передвижение по тундре, карликовой растительности, стланику, высокотравью,
густому кустарнику.
Движение в тайге. Сложности ориентирования. Техника преодоления завалов,
густых зарослей, низинных заболоченных участков.
Движение в горах. Основные формы горного рельефа. Передвижение по
травянистым склонам, осыпям различной величины, скалам. Правила ходьбы в горах
(темп движения в зависимости от рельефа местности, правильная постановка стопы,
правило трех точек опоры, исключение рывков и прыжков, интервал, движение
серпантином и «в лоб», самостраховка альпенштоком, короткие привалы).
Использование силы трения, увеличение или уменьшение давления на поверхность.
Использование страховки и самостраховки на сложных участках маршрута.
Использование специального снаряжения (страховочная система, веревки, карабины и
т.д). Узлы: простой и двойной проводник, восьмерка, прямой, схватывающие узлы,
встречный. Техника вязания узлов.
Броды через равнинные и горные реки: выбор места брода и способ прохождения.
Страховка и самостраховка во время брода.
Практические занятия
Отработка техники движения и преодоления препятствий.
1.7. Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных
занятиях (соответствует теме 1.8.)
1.8. Туристские слеты и соревнования
Организация, проводящая мероприятие. Состав Оргкомитета, его функции. План
его работы.
Утверждение главного судьи и комплектование судейской коллегии.
Выбор
Правила
района проведения мероприятия, требования к нему
(обеспечение безопасности, удобства подъезда и т.д.).
организации и проведения туристских соревнований
учащихся Российской Федерации. Основные разделы правил.
Задачи и характер соревнований. Классификация соревнований.
Положение о соревнованиях. Работа мандатной комиссии. Порядок подачи и
рассмотрения протестов.
Права и обязанности участников, представителей, тренеров.
Требования к снаряжению (личному и групповому) и форме одежды участников.
Порядок снятия команд и участников с соревнований.
Права и обязанности судей.
Меры по обеспечению
соревнований.
безопасности при проведении туристских слетов,
Разработка условий проведения соревнований.
Работа судей на этапах. Старший судья и судьи на этапах, их права и обязанности.
Оборудование и оформление этапа и мест работы судей. Организация судейской
страховки.
Инструктаж судей: условия преодоления этапа с показом вариантов правильного и
неправильного его прохождения, трактовка нарушений и пользование таблицей штрафов.
Непредусмотренные ситуации и действия судьи.
Судейская документация, порядок протоколирования и организация информации
участников о допущенных нарушениях и штрафах.
Контрольное время на прохождение этапа, действие судьи в случае
его превышения.
Практические занятия
Участие в разработке Положения и условий проведения школьных соревнований.
Подготовка инвентаря и снаряжения для соревнований. Участие в выборе района
соревнований, слета.
Участие в постановке этапов дистанции. Работа в качестве судей на этапах.
Участие в соревнованиях.
1.9.
Причины возникновения аварийных ситуаций в походе и меры их
предупреждения. Психологические аспекты взаимоотношений в группе.
Основные причины возникновения аварийных ситуаций в туризме (слабая
дисциплина, изменение состава группы, маршрута, недостаток снаряжения, неправильная
техника и тактика преодоления естественных препятствий, слабая подготовленность
группы и т.д.).
Разбор и анализ несчастных случаев в туризме.
Проверка туристских групп перед выходом в поход. Проверка схоженности
группы. Знание маршрута всеми участниками группы, техническая, тактическая,
физическая и морально-волевая подготовка участников группы.
Соответствие снаряжения и набора продуктов питания реальной сложности
предстоящего маршрута. Адаптация в туризме и ее особенности применительно к видам
туризма.
Психологическая совместимость людей в туристской группе и ее значение для
безопасности похода. Условия, при которых проявляется несовместимость. Сознательная
дисциплина — важнейший фактор успеха похода. Руководство и лидерство.
Экстремальные ситуации в походе. Психология малых групп. Отношения,
складывающиеся в группе. Факторы устойчивости группы.
Практические занятия
Разбор конкретных аварийных ситуаций в туризме, воспитание сознательной
дисциплины, активная подготовка к походу всех участников. Психологический тренинг.
Подготовка
снаряжения
к
походам.
1.10. Действия группы в аварийных ситуациях.
Характеристика условий, затрудняющих нормальные движение и ориентирование.
Тактические приемы выхода группы из аварийных ситуаций (остановка движения,
разбивка лагеря, отход группы к месту предыдущей стоянки, продолжение движения до
более подходящего места установки бивака).
Организация бивака в экстремальных ситуациях.
Повышение надежности страховки путем коллективных действий, соблюдение
самостраховки.
Организация и тактика поиска группы, нарушившей контрольные сроки. Работа по
спасению группы, терпящей бедствие. Порядок эвакуации группы с маршрута. Связь с
поисково-спасательной службой и медицинскими учреждениями района похода.
Практические занятия
Отработка умений выживания и сохранения группы в экстремальных условиях.
Практическое освоение современных средств и способов страховки и самостраховки в
экстремальных условиях. Выработка тактики действия группы в конкретной аварийной
ситуации в зависимости от вида туризма, местности и погодных условий.
1.11. Подведение итогов туристского путешествия
Разбор действий каждого участника и группы в целом. Отчеты ответственных за
свою работу. Обработка собранных материалов. Подготовка маршрутной ленты,
фотографий, описания по дням. Составление отчета о походе. Подготовка газеты по
итогам похода.
Подготовка экспонатов для школьного музея.
Ремонт и сдача туристского инвентаря и снаряжения.
Практические занятия
Подготовка и составление отчета о походе. Ремонт туристского инвентаря и
снаряжения. Подготовка отчетного вечера, выставки или газеты по итогам похода.
Подготовка экспонатов для передачи в школьный музей.
2. Топография и ориентирование
2.1. Топографическая и спортивная карта
Виды топографических карт и основные сведения о них: масштаб, рамка и
зарамочное оформление. Генерализация топографической карты. Какие карты лучше
использовать при проведении походов. Условные знаки топографических карт.
Спортивная карта, ее назначение, отличие от топографической карты. Условные
знаки спортивных карт, виды спортивных карт: масштабные, внемасштабные, линейные и
площадные. Условные знаки: населенные пункты, гидрография, дорожная сеть и
сооружения на ней, растительный покров, местные предметы.
Изображение рельефа на топографических и спортивных картах. Отдельные типы
рельефа: пойменный, мелкосопочник, овражно-балочный. Тщательное изображение
различных форм рельефа на спортивных картах. Влияние рельефа на пути движения.
Построение профиля маршрута.
Практические занятия
Упражнения на запоминание условных знаков. Изучение элементов рельефа по
моделям и на местности. Определение по горизонталям различных форм рельефа. Выбор
путей движения группы с учетом основных форм и элементов рельефа.
2.2. Компас. Работа с компасом
Компас, правила пользования им. Ориентирование карты и компаса. Азимут,
снятие азимута с карты. Движение по азимуту. Факторы, влияющие на точность движения
по азимуту. Приемы обхода препятствий. Движение через промежуточные ориентиры.
Взятие азимута на предмет.
Практические занятия
Упражнения по определению азимута, снятие азимута с карты. Тренировка на
прохождение азимутальных отрезков, прохождение через контрольные пункты по азимуту
без использования карты. Упражнения и соревнования на прохождение азимутальных
дистанций в ограниченном коридоре.
2.3. Измерение расстояний
Способы измерения расстояний на карте и на местности. Измерение кривых линий
на карте с помощью курвиметра, обычной нитки.
Измерение среднего шага. Счет шагов при движении шагом, бегом на местности
различной проходимости. Глазомерный способ измерения расстояния, необходимость
постоянной тренировки глазомера. Определение пройденного расстояния по времени
движения.
Определение расстояния до недоступного предмета, ширины реки, оврага.
Практические занятия
Измерение длины шага, построение графика перевода числа шагов в метры.
Упражнения по отработке автоматизма при счете шагов, измерение различных отрезков
на карте и на местности. Прохождение и пробегание отрезков различной длины.
Упражнения по определению расстояния до недоступного предмета, определению
ширины реки, оврага.
2.4. Способы ориентирования
Ориентирование в походе с помощью топографической карты, не дающей полной
информации о местности. Определение своего местонахождения при наличии сходной
(параллельной) ситуации. Движение в походе при использовании кроки и схем участков
маршрута.
Ориентирование при условии отсутствия видимости. Организация разведок в
походе, опрос местных жителей, уточнение у них имеющихся карт и схем.
Движение по легенде — подробному описанию пути.
Особенности ориентирования в различных природных условиях: в горах, в тундре,
на воде.
Ориентирование при использовании спортивной карты, определение точки своего
стояния и выбор пути движения.
Практические занятия
Упражнения по определению точки своего местонахождения на местности при
помощи карты. Участие в соревнованиях по ориентированию.
2.5. Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери
ориентировки
Определение сторон горизонта и азимутов при помощи Солнца, Луны, Полярной
звезды. Определение сторон горизонта при помощи местных предметов, созданных
природой и людьми, по растительности.
Причины, приводящие к потере ориентировки. Порядок действий в случае потери
ориентировки: прекращение движения, анализ пройденного пути, поиск сходной,
параллельной ситуации на карте, попытка найти опорные ориентиры и подтвердить свои
предположения. Необходимость выхода на крупные линейные или площадные ориентиры.
Использование троп, идущих в нужном направлении, движение по генеральному азимуту.
Движение вдоль ручьев, рек, выход к жилью.
Поведение членов группы, необходимость жесткой дисциплины и отсутствия
паники.
Действия отдельного члена группы, участника соревнований в случае потери им
ориентировки. Основная задача — движение по тропам и дорогам до выхода к
населенным пунктам, стремление как можно меньше срезать тропинки, идти по азимуту.
Обязательное извещение организаторов соревнований о своем местонахождении при
выходе к людям во избежание напрасных поисковых работ.
Практические занятия
Упражнения по определению своего местонахождения на различных картах.
Определение сторон горизонта по местным предметам, небесным светилам.
2.6. Соревнования по ориентированию
Виды и характер соревнований по спортивному ориентированию. Виды стартов.
Жеребьевка команд и участников. Обязанности участников соревнований.
Соревнования по ориентированию в заданном направлении, их характеристика.
Соревнования на маркированной трассе. Соревнования по выбору, их разновидности,
характеристика. Эстафетное ориентирование в заданном направлении. Определение
результатов в соревнованиях по ориентированию.
Туристское ориентирование, движение по обозначенному маршруту. Отдельные
виды ориентирования в программе туристских слетов и соревнований.
Практические занятия
Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию и туристскому
ориентированию.
3. Краеведение
3.1. Туристические возможности родного края, обзор экскурсионных объектов,
музеи.
Территория и границы родного края. Рельеф, гидрография, растительность,
полезные ископаемые и другие природные условия. Климат, его влияние на возможности
занятий туризмом. Развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта.
Характеристика населения.
История края, памятные события, происходившие на его территории. Знаменитые
земляки, их роль в истории края.
Край в период Великой Отечественной войны. Настоящее и будущее родного края.
Экскурсионные объекты на территории края: исторические, архитектурные,
природные, другие памятные места. Музеи. Промышленные и сельскохозяйственные
предприятия.
История своего населенного пункта. Литература по изучению родного края.
Практические занятия
Экскурсии в музеи, посещение экскурсионных объектов. Работа со справочным
материалом и литературой по истории края. Встречи с представителями науки и
культуры, ветеранами войны и труда, интересными людьми.
3.2. Изучение района путешествия
Практические занятия
Выбор и изучение района похода, разработка маршрута.
Знакомство с отчетами туристских групп, совершивших поход в данном районе.
Знакомство по литературным и другим источникам с историей, природой, климатом
района путешествия. Пути подъезда к началу маршрута. Наличие экскурсионных
объектов на маршруте. Учет времени на их посещение. Население данного района.
Возможности пополнения продуктов на маршруте. Подготовка писем в адрес
образовательных учреждений (школ, домов детского творчества и др.) с запросами по
уточнению сведений о районе похода и о возможности остановки (ночлега) во время
похода.
3.3.Общественно
памятников культуры
полезная
работа в путешествии,
охрана природы и
Содержание и методика краеведческих наблюдений по истории, географии,
биологии, экологии, литературе и другим школьным предметам в соответствии с
местными условиями.
Содержание заданий туристским группам от школы, от организаций и учреждений.
Деятельность по охране природы в условиях похода.
Изучение и охрана памятников истории и культуры. Виды памятников.
Использование памятников истории и культуры в учебной и воспитательной работе.
Техника проведения краеведческих наблюдений и фиксации их: составление
описаний, сбор образцов для коллекций, видео- и фотосъемка, зарисовки в походе,
составление схем участков маршрута, нанесение подробностей и исправлений на карту
маршрута.
Правила сбора и хранение реликтовых и других материалов. Редкие и охраняемые
растения и животные.
Работа среди местного населения: участие в общественных мероприятиях,
концерты самодеятельности, спортивные выступления, помощь сельским школам и
лесничествам.
Практические занятия
Выполнение заданий государственных и общественных организаций. Проведение
краеведческих наблюдений. Сбор гербариев, материалов для школьных музеев. Участие в
работе среди местного населения.
4. Основы медицинских знаний.
4.1. Профилактика травматизма и заболеваний
Травмы и заболевания характерные в природной среде. Характеристика травм и
заболеваний, меры по их профилактике.
Горные дезадаптации, признаки, первая помощь, прогноз и изменение тактики
похода. Акклиматизация как средство профилактики горной болезни.
Инфекционные заболевания характерные в природной среде, причины их
возникновения и механизм передачи. Признаки инфекционных заболеваний и оказание
первой медицинской помощи пострадавшим.
Предупреждение обморожений и переохлаждений.
Гигиена туриста. Соблюдение правил личной гигиены в походе.
Основные принципы оказания первой медицинской помощи. Проведение осмотра
пострадавшего, порядок его проведения (обеспечение проходимости дыхательных путей,
наличие дыхания, наличие пульса).
Правила поведения оказывающего первую медицинскую помощь.
Практические занятия
Профилактика травм и заболеваний до выхода на маршрут и во время похода.
4.2. Средства оказания первой медицинской помощи
Состав
характеристика.
медицинской
аптечки
туристской
группы:
перевязочные, дезинфицирующие и лекарственные средства, их
Виды повязок и их назначение. Правила наложения повязок на голову, нижние и
верхние конечности, грудь, спину, живот и т.д.
Порядок
и
правила
использования
и
применения
дезинфицирующих
Порядок измерения температуры, пульса, артериального давления.
Согревающие и охлаждающие процедуры, их применение.
Практические занятия
Комплектование медицинской аптечки. Демонстрация и отработка правильной
последовательности действий при осмотре, выборе и применении перевязочных
материалов, дезинфицирующих и лекарственных средств.
4.3. Первая медицинская помощь при травмах
Общая характеристика повреждений. Основные
медицинской помощи при повреждениях и ранениях.
правила
оказания
первой
Характеристика различных видов кровотечений и их причины. Способы остановки
кровотечений (давящая повязка, наложение жгута, пережатие артерий, сгибание
конечностей). Особенности оказания первой медицинской помощи при внутреннем
кровотечении. Оказание помощи при носовом кровотечении.
Характеристика различных видов травм (ушибы, растяжения и разрывы связок,
вывихи, сдавливания). Причины и признаки травм. Правила оказания первой медицинской
помощи при травмах.
Переломы костей и их причины. Характеристика различных видов переломов
(открытые и закрытые). Правила оказания первой медицинской помощи при переломах.
Правила и способы транспортировки пострадавшего. Правила транспортной
иммобилизации и дисмургия при повреждениях костей черепа и черепно-мозговой
травме, позвоночника, таза, конечностей с применением подручных средств.
Пневматические шины. Правильное положение тела пострадавшего при транспортировке.
Техника транспортировки и страховка пострадавшего.
Практические занятия
Наложение повязок и остановка кровотечений. Наложение шин при подготовке к
транспортировке пострадавшего. Изготовление транспортировочных средств. Практика
переноски пострадавшего на длительные расстояния с соблюдением мер безопасности.
4.4.Первая медицинская помощь при острых состояниях и несчастных
случаях
Причины и признаки укусов насекомых. Правила оказания первой медицинской
помощи при укусах насекомых. Особенности оказания помощи при укусах клещей.
Причины и признаки укусов змеями, правила оказания помощи.
Причины и признаки утопления, правила оказания помощи.
Причины и признаки поражения электротоком и молнией, правила оказания
помощи при электротравме и поражении молнией.
Причины и признаки термических и химических ожогов, правила оказания помощи
при различных видах ожогов.
Причины и признаки отморожений и переохлаждений, правила оказания помощи.
Причины и признаки теплового и солнечного удара, правила оказания помощи.
Причины и признаки попадания инородных тел в глаза, ухо, полость рта, пищевод,
дыхательные пути, правила оказания первой медицинской помощи.
Характеристика причин, вызывающих потерю сознания и остановку сердца.
и лекарс
Причины потери сознания и остановки сердца. Сердечно-легочная реанимация и
последовательность ее проведения (искусственная вентиляция легких и непрямой массаж
сердца).
Причины и признаки травматического шока, правила оказания помощи при
травматическом шоке.
Причины и признаки обморока, правила оказания помощи.
Практические занятия
Демонстрация и отработка правильной последовательности действий при осмотре
и выборе пособий при травмах и заболеваниях.
4.5. Первая медицинская помощь при отравлениях
Причины и признаки отравлений сильнодействующими ядовитыми
веществами.
Правила оказания первой медицинской помощи.
Причины и признаки отравления средствами бытовой химии, правила оказания
помощи.
Причины и признаки отравления лекарственными и наркотическими препаратами,
правила оказания помощи.
Причины и признаки пищевых отравлений, правила оказания помощи.
Причины и признаки отравления ядовитыми растениями, ягодами, грибами,
правила оказания помощи.
5. Киберспортивные дисциплины направления стратегии. 18 часов
5.1.
Вводное занятие.
персональным компьютером.
Безопасные
методы
и приемы
работы
Теория: Организация места за компьютером (расстояние от глаз до монитора,
освещённость, и прочее). Безопасность в Интернете. Угрозы, правила личной
безопасности. Компьютерные вирусы. Признаки заражения компьютера вирусом.
Антивирусные программы. Установка и обновление антивирусных программ.
Хэширование и пароли. Какие свойства пароля влияют на его надёжность. Как выбрать
надёжный пароль. Безопасность финансовых расчётов Интернете.
5.2. Киберспортивные дисциплины направления TPS/аркадные симуляторы.
Теория: Вводный курс, общая информация, знакомящая с основными принципами
соревновательных киберспортивных дисциплин этого направления и основными
дисциплинами этого направления (World of tanks, Warfare, Warthunder).
Роли игроков по киберспортивным дисциплинам этого направления, сходства и
различия между ними.
Практика: Работа за компьютером, игровая практика.
5.3. Выбор командной соревновательной киберспортивной дисциплины.
Теория: На этом занятии учащиеся определяются с дисциплиной которой они
будут заниматься следующие 6 месяцев. Возможно изменение составов групп в
соответствии с выбранными учащимися дисциплинами и их психологическими
особенностями.
Практика: Психологическое тестирование, направленное на выявление
психологических особенностей учащихся, позволяющих определить совместимость в
команде, рекомендуемые игровые дисциплины.
5.4. Практика игры в команде. Распределение ролей.
Теория: Правила киберспортивной дисциплины. Дополнительное программное
обеспечение, используемое в киберспортивной дисциплине.
за
Различные роли в команде по киберспортивной дисциплине, особенности игры на
каждой роли в команде по киберспортивной дисциплине.
Практика: Работа за компьютером, игровая практика.
5.5 Практика игры, подготовка команды к внутригрупповому чемпионату.
Теория: Командные стратегии и тактические приёмы при игре в команде, особенности
реализации своей роли в команде при различных игровых моментах. Особенности игры на
каждой роли в команде по киберспортивной дисциплине, различные тактические приёмы,
используемые при игре на каждой роли в команде по киберспортивной дисциплине.
Практика: Работа за компьютером, командная игровая практика.
5.6 . Практика игры, подготовка команды к внутригрупповому чемпионату.
Теория: Особенности тренировки команды при подготовке к чемпионату, изучение
предполагаемых противников по чемпионату. Отработка командных стратегий и
тактических приемов. Подготовка стратегий под конкретных противников.
Практика: Работа за компьютером, командная игровая практика
5.7 Внутригрупповой чемпионат по киберспортивной дисциплине.
Практика: Участие во внутригрупповом чемпионате
дисциплине, просмотр и обсуждение матчей оппонентов.
по
киберспортивной
6. Начальная специальная подготовка.
6.1.Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
Классификация чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации природного характера (землетрясения, смерчи, цунами,
наводнения, лавины, сели, оползни, камнепады, обвалы).
Чрезвычайные ситуации техногенного характера (аварии, обрушения, пожары и
др.).
Чрезвычайные ситуации экологического характера (эпидемии, и др.).
Понятия опасных природных явлений, стихийных бедствий, аварий и катастроф.
Понятия опасности и определение опасных факторов.
История человечества - борьба за выживание.
Крупнейшие исторически известные катастрофы (гибель Помпеи и др.)
История создания спасательных служб в мире.
История создания спасательных служб на территории России.
6.2.Человек и окружающая среда. Факторы риска в современной техногенной
среде.
Окружающая среда: природная, техногенная и бытовая. Взаимодействие человека в
процесса деятельности с окружающей средой, аксиома о потенциальной опасности
процесса взаимодействия. Понятие о риске.
Научно-технический прогресс и вызываемые им последствия. Источники
загрязнения, опасные и вредные факторы окружающей среды (физические, химические,
биологические и психогенные). Взаимодействие и трансформация загрязнений в
окружающей среде, вторичные явления: смог, кислотные дожди, разрушение озонового
слоя, снижение плодородия почв, качества продуктов питания, разрушение технических
сооружений. Источники, зоны действия и уровни энергетических загрязнений
окружающей среды (парниковый эффект, электромагнитные поля, ионизирующие
излучения, шум, вибрация ). Экологический кризис.
Региональный (местный) комплекс опасных и вредных факторов окружающей
среды и причины их формирования. Понятие о производственной среде. Источники и
виды опасных и вредных факторов производственной среды, причины их возникновения.
Производств и технические средства повышенной опасности. Пути негативного
воздействия на биосферу, промышленные выбросы, твердые и жидкие отходы,
энергетические излучения, аварии и катастрофы.
Бытовая среда. Источники и виды опасных и вредных факторов бытовой среды и
их взаимосвязь с состоянием окружающей среды. Микроклимат, освещение жилых
помещений, шум окружающей среды и их влияние на здоровье и безопасность
деятельности. Электробезопасность при пользовании энергией в бытовых помещениях.
Средства бытовой химии: правила пользования и оказание первой помощи при
отравлениях и ожогах.
Практические занятия
Наблюдение и определение факторов риска в природной, городской и
производственных сферах. Определение причин вредных факторов окружающей среды и
выработка мер защиты.
6.3.Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС
Необходимость создания системы защиты населения от последствий чрезвычайных
ситуаций. Цели и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС), структура, управление и функционирование
РСЧС, силы и средства РСЧС. Поисково-спасательные службы. Задачи системы обучения.
Этапы и уровни подготовки спасателей. Формы и виды обучения спасателей.
Специализированные курсы обучения спасателей.
Квалификационные требования к спасателям.
переаттестации спасателей и спасформирований.
Система
аттестации
и
Табель оснащения поисково-спасательной службы. Экипировка спасателя.
Технические средства. Транспортные и транспортировочные средства. Средства связи и
сигнализации. Медицинское обеспечение. Групповое и личное снаряжение. Назначение и
применение различных видов снаряжения. Специальное снаряжение.
Практические занятия
Хранение и эксплуатация снаряжения, средств связи, транспорта.
6.4.Оказание помощи людям в условиях природной среды
Виды несчастных случаев, аварии и чрезвычайные ситуации, угрожающие жизни и
здоровью людей в условиях природной среды. ЧС в туристских и альпинистских группах.
Поиск и спасение людей при стихийных бедствиях. Использование подручних средств
для оказания помощи и спасения пострадавших. Использование специальных
спасательных средств.
Практические занятия
Оказание помощи в условиях окружающей среды.
6.5. Основы безопасного ведения спасательных работ
Четкое руководство ПСР, единоначалие и строгая исполнительская дисциплина.
Создание рабочей обстановки. Определение опасных и безопасных зон. Удаление
посторонних лиц с места работы спасателей. Инструктаж руководителя работ о командах
и сигналах. Установление наблюдения за возможными опасностями. Разведка и
подготовка пути эвакуации пострадавших. Организация эвакуации пострадавших и
контроль
за
их
состоянием
во
время
транспортировки.
Практические занятия
Подготовка
мест проведения спасательных работ. Организация
взаимодействия участников работ. Обеспечение страховки и
самостраховки спасателей и пострадавших.
1.
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение.
1. Манекен-тренажер для ОБЖ
2. Бинт
3. Жгут
4. Шина
Кадровое обеспечение. Программу ведет педагог-организатор ОБЖ или учитель
физической культуры, имеющий высшее педагогическое образование.
Формы контроля. Диагностика отслеживания результатов
1. Входной контроль.
2. Промежуточный контроль:
- теоретические знания;
- общая физическая подготовка;
- техническая подготовка.
3. Итоговый контроль.
1. Список литературы
1. Образовательные программы для системы дополнительного образования детей
«Туризм и краеведение». Программы рекомендованы Министерством образования
Российской Федерации для использования в системе дополнительного образования детей.
Предусматривается возможность внесения изменений и дополнений с учетом специфики
образовательного учреждения. Под общей редакцией: Константинова Юрия Сергеевича,
доктора педагогических наук, Заслуженного учителя Российской Федерации, директора
Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения; Маслова Анатолия
Григорьевича, кандидата педагогических наук, Заслуженного учителя Российской
Федерации, заместителя директора Федерального центра детско-юношеского туризма и
краеведения.
2. Дополнительная образовательная программа «ЮНЫЙ СПАСАТЕЛЬ» -Левченко Т.А.
3. Примерна учебная программа детского объединения участников движения «ШКОЛА
БЕЗОПАСНОСТИ»
4.
Блошенко М.Г. и другие. Пособие по обучению молодых солдат. М.:
Воениздат, 1960.
5.
Виноградов А.В., Шаховец В.В. Медицинская помощь в чрезвычайных
ситуациях. М.:1996.(Библиотечка журнала «Военные знания»).
6. 4. Баленко С.В. Школа выживания: Приложение к журналу "Зарубежное военное
обозрение". - М.: 1992.
7.
Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Латчук В.Н. Способы автономного выживания
человека в природе: Учебное пособие. М.: Академия, 2004.
8.
Вознесенский В.В., Зайцев А.П. Сильнодействующие ядовитые вещества.
Технические жидкости. Ртуть. М., 1996.(Библиотечка журнала «Военные знания»).
9.
Воробьев Ю.Л. и др. Катастрофы и человек. М.: АСТ-ЛТД 1997.
10.
Государственная программа « Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2001 - 2005 годы». М.: Российский государственный военный историко
культурный центр при Правительстве РФ, 2001.
11.
Гражданская оборона: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1991.
12.
Дуриков А.П. Радиация вокруг нас. М.: 1992.(Библиотечка журнала «Военные
знания»).
13.
Жилов Ю.Д. и др. Основы медико-биологических знаний.( Азбука первой
медицинской помощи). М.: Высшая школа, 1996.
14.
Занин В.Ю. Снаряжение подводного пловца. СПб.: Макет, 1997.
15.
Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. М.: 1995.
16.
Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа
безопасности»: Учеб.- метод. пособие М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2000.
17.
Маслов А.Г. и др. Полевые туристские лагеря. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2000.