Муниципальное учреждение «Управление образования МО Богданович»
муниципальное общеобразовательное учреждение
Байновская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от
2 0 2 ^ г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Созвучие»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 8,5 месяцев (68 часов)
Автор-составитель:
Листратенко Е.М.,
педагог дополнительного
образования
с. Байны, 2025
Содержание :
РАЗДЕЛ 1.
РАЗДЕЛ 2.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
5
1.2. Цель и задачи программы
8
1.3. Планируемые результаты
9
СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
12
2.2. Организационно-педагогические условия
17
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
22
Список
24
литературы
2
1.
К О М П Л ЕК С О С Н О В Н Ы Х Х А РА К Т Е РИ С Т И К Д О П О Л Н И Т ЕЛ ЬН О Й О БЩ Е
РА ЗВ И В А Ю Щ ЕЙ П РО ГРА М М Ы
П ояснительная записка
Д ополнительная общ еразвиваю щ ая програм м а «Созвучие» - програм м а худож е
ственного направления.
П рограм м а разработана с учётом следую щ их норм ативны х документов:
1.
Ф едеральны й закон от 29.12.2012 № 273-Ф З «Об образовании в Российской
Ф едерации» (далее — ФЗ).
2 . Ф едеральны й закон Российской Ф едерации от 14.07.2022 № 295-Ф З
«О внесении изменений в Ф едеральны й закон «Об образовании в Российской
Ф едерации».
3. Ф едеральны й закон Российской Ф едерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основны х гарантиях прав ребенка в Российской Ф едерации» (в редакции
2013 г.).
4.
К онцепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, у твер
ж денная распоряж ением П равительства Российской Ф едерации от 31 м арта 2022 г.
№ 678-p.
5. У каз П резидента Российской Ф едерации от 21.07.2020 № 474
«О национальны х целях развития Российской Ф едерации на период до 2030
года».
6. У каз П резидента Российской Ф едерации от 09.11.2022 № 809
«Об утверж дении О снов государственной политики по сохранению и укреп ле
нию традиционны х российских духовно-нравственны х ценностей».
7.
П остановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентяб
ря 2020 г. № 28 «Об утверн<дении санитарны х правил С П 2.4.3648-20
«С анитарно-эпидем иологические требования к организациям воспитания и
обучения, отды ха и оздоровления детей и молодел<и» (далее — СанПиН).
8. П остановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. № 2 «Об утверн<дении санитарны х правил и норм».
9. П остановление П равительства Российской Ф едерации от 11.10.2023
№ 1678 «Об утверж дении П равил применения организациями, осущ ествляю щ и
ми образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционны х образо
вательны х технологий при реализации образовательны х программ».
10.
П риказ М инистерства труда и социальной защ иты Российской Ф едерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверж дении проф ессионального стандарта
«П едагог дополнительного образования детей и взрослых».
11. П риказ М инистерства просвещ ения Российской Ф едерации от 27 ию ля
2022 г. № 629 «Об утверж дении П орядка организации и осущ ествления образо
вательной деятельности по дополнительны м общ еобразовательны м программам»
(далее — П орядок).
12.
П риказ М инистерства просвещ ения Российской Ф едерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверж дении Ц елевой модели развития региональны х систем доп олн и
тельного образования детей».
13. П риказ М инистерства науки и вы сш его образования РФ и М инистерства про3
свещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации об
разовательных программ».
14.
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении ин
формации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию допол
нительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № AK-2563/05
«О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реа
лизации образовательных программ».
16.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022
№ АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методиче
скими рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»).
17.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 №
ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы вос
питания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с при
менением дистанционных образовательных технологий».
18.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской об
ласти от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
19.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской об
ласти от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с соци
альным сертификатом».
- Устава МОУ «Байновская СОШ».
Пояснительная записка
4
Направленность (профиль) общеразвивающей программы:
Художественная
Актуальность программы
Программа направлена на выявление одаренных детей в области музыкального
искусства в раннем детском возрасте. Способствует приобретению детьми опреде
ленного комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих исполнять вокально хоровые произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамот
ности и стилевыми традициями. Вырабатывает у детей опыт творческой деятельно
сти. Воспитывает учащихся культурным ценностям народов мира и Российской Фе
дерации.
Восприятие искусства через пение - важный элемент эстетического развития
ребёнка. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст
песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его
взгляды, чувства. Таким образом, пение способствует формированию общей культу
ры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоцио
нальную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляю
щиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать
музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчи
вости, доброты.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать
творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, со
вершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В про
цессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развива
ют художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастер
ства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру,
фантазирование.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творче
ству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками
вокального искусства, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное со
стояние, разработана эта программа.
Отличительные особенности
Программа позволяет реализовать духовные, эстетические и творческие способ
ности обучающихся, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
Новизна программы. Особенность программы в том, что она разработана для детей
общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно
петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые спо
собности. Новизна программы в том, то в ней представлена структура педагогическо
го воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательно
сти, сопровождающая систему практических занятий. Педагогическая целесообраз
ность программы
5
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья дет
ского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач,
пение решает немаловажную задачу - оздоровительную. Пение благотворно влияет
на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пе
ние представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию
личности. С помощью группового пения можно адаптировать ребенка к сложным
условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из
фактора улучшения речи. Программа обеспечивает формирование умений певческой
деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой
установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции. Со временем пение
становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его
дальнейшую жизнь.
Адресат программы
- обучающиеся 7-10 лет.
Объём и срок реализации программы. Программа разработана на один год занятий
с детьми среднего школьного возраста. Запись в коллектив проводится по желанию,
без конкурсного отбора.
Группа обучающихся-25-30 чел
Распределение учебных часов по годам обучения произведено с учётом СанПиН
2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 № 41.
Объём и срок освоения программы:
Объём программы -68 часов. Программа рассчитана на 1 год обучения: 2 занятия
в неделю по 1 часу - 68 часов,
Особенности организации образовательного процесса.
Продолжительность одного академического часа — 45 мин. Перерыв между учеб
ными занятиями — 10 минут.
Общее количество часов в неделю -2 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2
часа.
Форма обучения:
Очная
Форма организации образовательного процесса:
Фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая, ансамбле
вая,
В программу входит участие в конкурсах, (городских, областных, всероссийских,
международных).
Программа включает в себя теоретические и практические занятия. индивидуаль
ные (работа над интонацией), мелкогрупповые, групповые, крупногрупповые (свод
ная репетиция). Форма реализации образовательной программы - традиционная, т.е.
реализация программы представляет собой линейную последовательность освоения
содержания в течение одного года обучения в одной образовательной организации.
Занятия проводятся в группах и индивидуально, сочетая принцип группового обуче
ния с индивидуальным подходом
Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия включают в себя
6
теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая
часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и прослуши
ванием произведений (с использованием компьютерных технологий). Изложение
учебного материала имеет эмоционально - логическую последовательность, которая
неизбежно приведёт детей к высшей точке удивления и переживания. Практическая
часть занятий даёт возможность обучающимся проявить фантазию и получить навы
ки
творческой
деятельности.
7
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы:
Привить интерес у обучающегося к музыкальному искусству, хоровому исполни
тельству.
Задачи программы:
Оучающие:
- содействовать формированию, развитию и совершенствованию основных вокально
хоровых
навыков: певческой установки, дыхания, звукообразования, чи
стоты интонирования, строя, дикции, ансамбля;
- создать условия для накопления учащимися музыкального багажа на основе работы
над репертуаром;
- формирование знаний о строении голосового аппарата и охране певческого голоса;
- формирование знаний основ хорового пения;
- формирование осознанного подхода к исполнению музыкального произведения
(восприятие идей композитора и поэта, включение воображения, фантазии, пости
жение образно-эмоционального содержания произведения, внесение творческих
идей в исполнение).
Развивающие:
- развивать музыкальные способности: ладогармонический слух, музыкальную па
мять, метроритм;
- стимулировать развитие образного мышления, воображения, эмоционального вос
приятия музыки, культуры чувств;
- развивать осмысленное выразительное исполнение вокально-хоровых произведе
ний;
- понимать дирижерский жест;
- создать условия для творческой самореализации ребенка
Воспитательные:
-воспитывать культуру слушателя;
-содействовать накоплению музыкального багажа, расширению кругозора,
эрудиции, формированию гармонично развитой личности, с учетом посещения те
атров, концертных залов, исполнительской деятельности;
-способствовать воспитанию исполнительского творчества;
воспитывать коммуникативные качества личности, содействовать формированию
культуры общения;
-способствовать воспитанию любви к родному краю, уважения к его истории и
традициям, воспитывать уважение к другим национальным культурам и народам
разных стран. Хорошо организованная работа хора способствует сплочению детей
в единый дружный коллектив, выявляя их творческую активность. В осуществле
нии этих задач и заключается художественно - воспитательное значение данной
программы.
8
Планируемые результаты программы
Реализация программы должна обеспечить:
развитие музыкальных способностей и творческих качеств обучающихся;
развитие общих способностей: памяти, внимания, воли, воображения, мыш
ления; - развитие навыка пения по нотам;
умение осознанно применять навыки академического звукообразования для
музыкального образа в зависимости от его эмоционально - нравственного содер
жания;
навыки исполнения двухголосных произведений, среди которых могут быть
народные песни, сочинения композиторов - классиков, произведения современ
ных композиторов, произведения духовной музыки с аккомпанементом и a
cappella;
формирования желания продолжить заниматься пением в хоре, как в худо
жественной самодеятельности, так и продолжая обучаться в профессиональном
учреждении;
способность взаимодействовать с окружением в соответствии с принятыми
нормами и способность понимать чувства и потребности других людей.
В результате обучения хоровому пению обучающийся должен знать и понимать:
специфику певческого искусства;
основные жанры народной и профессиональной хоровой музыки;
многообразие музыкальных образов и способов их развития.
Уметь:
эмоционально-образно воспринимать и выразительно исполнять хоровые и
вокальные произведения;
исполнять свою партию в хоре, в том числе с ориентацией на нотную запись;
устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне
общих идей, художественных образов.
Метапредметные результаты
Личностные результаты:
•
формирование и развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;
•
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордо
сти за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этниче
ской и национальной принадлежности в процессе разучивания хоровых произве
дений (народных и композиторских);
•
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,
формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов
9
на основе знакомства с музыкальными произведениями разных стран и эпох;
•
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
процессе познания произведений разных форм, стилей, эмоциональной окраски;
•
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире путём ориентации в многообразии музыкальной действи
тельности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
•
развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного
смысла обучения посредством раскрытия связи между музыкой и жизнью, воз
действия музыки на человека;
•
формирование представлений о
нравственных
нормах,
разви
тие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чув
ствам других людей на основе освоения музыкальных произведений, их коллек
тивного обсуждения;
•
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе
развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоциональ
но-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни челове
ка и общества;
•
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, связанных с исполнительской деятельностью (концерты,
репетиции, плановые занятия и т.д.);
•
формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством
развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал;
•
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости
и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности
музыкальнотворческой деятельности обучающихся.
Обучающиеся получат возможность:
•
удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, духовно
обогащающей личность.
Универсальные учебные действия (УУД) Познавательные:
Обучающиеся научатся:
•
логическим действиям сравнения, анализа, построения рассуждений, отне
сения к известным понятиям;
•
применять методы
наблюдения,
экспериментирования (например,
при моделировании различных исполнительских схем хорового произведе
ния);
•
рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты
своей деятельности с
результатами
других
обучающихся; пони
мать
причины успеха/неуспеха исполнительской деятельности;
•
адекватно воспринимать
художественные произведения,
осознавать
многозначность содержания их образов, существование различных интерпрета
ций одного произведения;
Обучающиеся получат возможность:
•
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая
10
своё выступление и выступая перед зрителями;
•
удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, интеллек
туально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной
предметной области.
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
•
планировать, контролировать и оценивать собственные действия по разучи
ванию и исполнению хоровых произведений ;
•
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельно
сти; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведе
ние и поведение окружающих;
•
выделять критерии оценки исполнения произведения, а также пользоваться
на практике этими критериями;
•
мобилизовать силы и волевую саморегуляцию в ходе приобретения опыта
коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Обучающиеся получат возможность научиться:
•
формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов
достижения результата в процессе совместной исполнительской деятельности;
•
действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт уме
ния осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с
учётом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
•
слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсужде
нии, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения;
•
понимать композиционные особенности произведения и учитывать их при
построении разных вариантов исполнительской интерпретации;
•
использовать речевые средства (а при необходимости и средства информа
ционных технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач
(например, при обсуждении особенностей исполнения народных песен);
•
опыту общения со слушателями в условиях публичного предъявления ре
зультата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Обучающиеся получат возможность:
•
совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на
приобретённый в ходе хоровых занятий и выступлений сценический опыт пуб
личного исполнения музыкальных произведений.
11
2.
Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
Названия раздела/темы
№
1.
Вводное занятие.
Количество часов
Всего
Теория
1
1
Практик
а
-
Формы аттестации и
контроля
Прослушивание
Прослушивание
Прослушивание
Прослушивание
Прослушивание
Прослушивание
Прослушивание
Тестирование
Прослушивание
2.
В ок ал ь н о-хор ов ая работа.
20
6
14
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
Прослушивание голосов.
Распевание.
Дыхание.
Унисон.
Певческая установка.
Дикция.
Звуковедение.
Ансамблевое пение.
2
2
2
2
1
2
1
8
1
1
0,5
0,5
1
2
2
1
1
1.5
0,5
1
1
6
3.
М узы к ал ь н о-теор ети ч еск ая п одго
15
3
12
4
2
2
Тестирование
3.2 Развитие музыкального слуха.
3.3 Развитие музыкальной памяти.
3.4 Развитие чувства ритма.
4
4
3
1
4
4
2
Прослушивание
Прослушивание
Прослушивание
4.
Т еор ети к о-ан ал и ти ч еск ая работа.
22
2,5
19,5
4.1 Беседа о гигиене певческого голоса.
1
1
-
4.2 Народное творчество.
4.3 Творчество современных компози
торов.
4.4 Исполнение классических произве
дений.
5
10
0,5
0,5
4,5
9,5
Тестирование
Опрос
6
0,5
5,5
Прослушивание
5.
10
1
9
10
1
9
68
13,5
54,5
товка.
3.1
Элементы музыкальной грамоты.
К он ц ер тн о-и сп ол н и тел ь ск ая д ея
тел ьн ость.
5.1 Праздники, выступления.
Итого:
Беседа
концерт
12
Тематический план
№
Количество часов
Теория
Практика
Всего
Разделы и темы
В веден и е.
1
0
1
1
1
Вводное занятие. ТБ и пожарная безопасность на
территории образовательного учреждения.
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14-15
6
-
Беседа
14
20
Прослушивание голосов. 1 и 2 голос
Распевки на округление гласных, способы их фор 0,5
мирования в различных регистрах.
Разучивание песни «Ежик» муз. и слова
Н.Фукаловой.
2
0,5
2
1
Прослушивание
Наблюдение, анализ
работ
Работа над унисоном.
0,5
Разучивание мелодии песни "Где был, Иванушка"
Распевки на различный характер дыхания перед 0,5
началом пения в зависимости от характера испол
няемого произведения.
0,5
1
Прослушивание
0,5
1
Прослушивание
Разучивание песни «Дятел» музыка Н.Леви, слова 0,5
А.Фаткина
Распевки на смену дыхания в процессе пения, на 0,5
различные его приемы ( короткое и активное в
быстром темпе, более спокойное, но также актив
ное в медленном).
0,5
1
Прослушивание
0,5
1
Прослушивание
Повторение и закрепление песен «Ежик», «Кукуш
ка», «Дятел».
Распевки на округление гласных, способы их фор 0,5
мирования в различных регистрах.
Разучивание русс.нар.песни «Кукушка». Работа над
унисоном. Работа над фразировкой.
Дикция.
1
Распевки на округление гласных, способы их фор
мирования в различных регистрах.
1
1
Прослушивание
0,5
1
Прослушивание
1
Прослушивание
1
1
Прослушивание
1
1
Беседа
1,5
2
Прослушивание
В ок ал ь н о-хор ов ая работа.
2-3
4
Формы аттестации
и
контроля
Разучивание
песни
«Соловейко» музыка
А.Филиппенко, слова Р.Бойко.
Звуковедение.
Распевки на округление гласных, способы их фор
мирования в различных регистрах.
Знакомство и разучивание мелодии песни «Оркестр 0,5
чудаков» Ю. Тугаринова. Работа над мелодией, ин
тонацией
13
16-17
18-19
20-21
Работа исполнительского характера. Исполнение 0,5
песни «Оркестр чудаков» Ю. Тугарина
Разучивание
песни
«Солнечный
круг» 0,5
А.Островского Работа над мелодией, интонацией,
дыханием
1,5
2
Прослушивание
1,5
2
Прослушивание
Работа над певческой интонацией, фразировкой,
дыханием в песне «Удивительный слон»
0,5
1,5
2
Прослушивание
3
12
15
М узы к ал ь н о-теор ети ч еск ая п одготовк а.
22
Распевки на округление гласных, способы их фор 1
мирования в различных регистрах.
23
Разучивание песни «Совсем наоборот»
Сл. Т. Волгина, муз. А. Филиппенко
1
Разучивание песни «Сестренка-Наташка»
Знакомство и разучивание мелодии песни «Оркестр
чудаков» Ю. Тугаринова. Работа над мелодией, ин
тонацией
Исполнение песни «Оркестр чудаков» Ю. Тугарино
ва. Работа над мелодией, интонацией
Разучивание песни «Солнечный круг» А. Остров
ского Работа над мелодией, интонацией, дыханием
Работа над певческой интонацией, фразировкой, ды
ханием в песне «Удивительный слон»
1
Разучивание песни «Сколько нас?»
Музыка: Олег Хромушин Слова: Лев Куклин
24-25
26-27
28-29
30-31
32-33
34-36
1
Прослушивание
1
1
Прослушивание
1
2
2
2
Прослушивание
Прослушивание
2
2
Прослушивание
2
2
Прослушивание
2
2
Прослушивание
2
3
Прослушивание
Т еор ети к о-ан ал и ти ч еск ая работа.
2,5
19,5
22
37
38-39
0,5
0,5
0,5
1,5
1
Тестирование
0,5
2,5
3
Прослушивание
0,5
2,5
3
Прослушивание
3
3
Прослушивание
3
3
Прослушивание
1
0,5
2
3
1
2
Хоровое пение
Опрос
Прослушивание
2
1
2
1
Прослушивание
Хоровое пение
40-42
43-45
46-48
49-51
52
53
54-55
56-57
58
Гигиена певческого голоса.
Народное творчество. Разучивание песни «Во кузни
це»
Народное творчество. Разучивание песни «Сапожки
русские»
Творчество современных композиторов.
Что такое Родина. Слова И. Черницкой
"Песенка про жирафа"Слова Ю. Энтина Музыка Ю.
Чичкова
Рисуют дети войну (Эхо войны). Муз.и сл. Е. Под
дубной.
Повторение песен раздела
Знакомство с творчеством русских композиторов
0,5
Разучивание песни «Ласточка» слова И. Шаферана,
музыка Е. Крылатова
Разучивание песни «Сурок» Л.В.Бетховена
Повторение изученных произведений
К он ц ер тн о-и сп ол н и тел ь н ая дея тел ь н ость
1
9
10
59-68 П р аздн и к и , вы ступ л ен и я.
ИТОГО
1
9
10
13,5
54,5
68
Хоровое пение
14
Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с содержанием обучения, требованиями к принадлежностям,
необходимым для занятий. Режим занятий. Правила поведения и техника без
опасности в учебном учреждении.
Правила поведения на улице, правила дорожного движения; противопожарная
безопасность. Раздел 2. Вокально-хоровая работа.
Тема Прослушивание голосов.
Практика: Индивидуальное прослушивание, которое включает в себя: испол
нение песни, воспроизведение заданных ритмов, интонационное воспроизведе
ние заданных звуков, определение количества звуков в аккордах. Определение
диапазона и тембровой окраски голоса.
Тема Распевание.
Теория: Объяснение певческой установки; умения петь естественным, легким
звуком.
Знакомство с первыми навыками диафрагмально-рёберного дыхания.
Практика: Развитие чистого интонирования в диапазоне СИ малой октавы - МИ
второй октавы. Пение в унисон, возможно эпизодическое двухголосное пение.
Овладение певческой установкой; умение петь естественным, легким звуком. Зна
комство с первыми навыками диафрагмальнорёберного дыхания. Работа над ров
ностью звучания детского голоса - выравнивание гласных. Формирование единой
манеры звукообразования - залога хорового ансамбля. Работа над различными ви
дами музыкальной артикуляции. Начальная работа над хоровым ансамблем (это
является залогом хорошего строя). Работа над фразировкой, нюансировкой и эмо
циональным исполнением произведений.
Тема Дыхание.
Теория: Беседа о правильном певческом дыхании.
Практика: упражнения на различные способы певческого дыхания; упражнения
по методике Стрельниковой.
Тема Унисон.
Теория: Объяснение понятия унисон.
Практика: Исполнение одноголосых попевок
Тема Певческая установка.
Теория: Беседа об устройстве певческого аппарата вокалиста.
Практика: Упражнения на формирование певческой установки.
Тема Дикция.
Теория: Беседа о правильной дикции и артикуляции.
Практика: Упражнения на дикцию и артикуляцию, разучивание скороговорок.
Тема .7. Звуковедение.
Практика: Правильное звукоизвлечение в академическом вокале. Интонаци
онные упражнения, правильное звуковедение.
Тема Ансамблевое пение.
15
Теория: Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих,
окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.
Практика: Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в ансамбле).
Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму.
Раздел 3. Музыкально-теоретическая подготовка.
Тема Элементы музыкальной грамоты.
Теория: Знакомство с нотами, длительностями, паузами.
Практика: Сольфеджирование по нотам.
Тема Развитие музыкального слуха.
Практика: Определение на слух аправления движения мелодии. Мажорный и
минорный лад в музыке.
Тема Развитие музыкальной памяти.
Практика: Повторение прослушанных попевок.
Тема Развитие чувства ритма. Упражнение «ритмическое эхо».
Теория: Знакомство с длительностями, понятиями «пульс», «ритм».
Практика: Упражнение «ритмическое эхо».
Раздел 4. Музыкально-теоретическая работа.
Тема Беседа о гигиене певческого голоса.
Теория: Беседа об охране и гигиене голоса.
Тема Беседа о народном творчестве.
Теория: История появления народных произведений, раскрытие образов. Поня
тия: дирижерский жест.
Практика: Исполнение 4-х, 8-ми тактовых произведений с аккомпанементом и
без. Исполнение детских народных песен с аккомпанементом.
Тема Беседы о современных композиторах
Теория: Имя, фамилия, век, в котором жил или живёт композитор, произведение
которого предложено для разучивания.
Тема Исполнение классических произведений.
Теория: Объяснение - какими средствами создается художественный образ. По
нятия: дирижерский жест.
Практика: Пение классических произведений русских и зарубежных композито
ров, написанных для детей младшего возраста. Формирование звуковосприятия
основных функций классической гармонии. Создание художественного образа
музыкального произведения. Работа с литературным текстом.
Раздел 5. Концертно-исполнительская деятельность.
Тема Праздники, выступления.
Теория: Беседа о правилах поведения на сцене.
Практика: Подготовка к концертным выступлениям. Прослушивание детей перед
концертом, отбор для публичного выступления. Проведение сводных репетиций.
16
3. Организационно-педагогические условия
Календарный учебный график на 2025-2026учебный год
Год обучения
Дата начала
обучения
1 год обучения
1 сентября
Дата
окончания
обучения
25 мая
Количество Количество Количество
учебных
учебных
учебных
недель
дней
часов
68
34
34
Режим
занятий
1 занятие по
2 часа в не
делю
Каникулы: с 26 октября по 4 ноября
с 29 декабря по 8 января
с 22 марта по 30 марта
с 26 мая по 31 августа
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
записи фонограмм в режиме «+» и «-»;
нотный материал, подборка репертуара;
записи аудио, видео;
записи выступлений, концертов.
Учебный кабинет музыки, соответствующий санитарно-гигиеническим нор
мам освещения и температурного режима, имеется раковина, окно с открываю
щейся форточкой для проветривания.
Актовый зал для выступлений
Оборудование:
цифровое пианино;
музыкальный центр, компьютер;
звуковая система;
проектор, экран;
музыкальные инструменты;
зеркало;
микрофоны;
Кадровое обеспечение
педагог дополнительного образования.
Методические материалы для реализации программы:
Сайт «Музыкальная фантазия» http://music-fantasy.ru
17
Сайт АППО, кафедра культурологического образования
https://sites.2oo2le.com/site/culturolosvappo/home
Сайт «Музыкальный урок» https://muzyrok.ru
Сайт уроков музыки http://273music.ru/index.php/uroki
Издательство «Музыка» https://www.musica.ru
Современные педагогические технологии
http://ext.spb.ru/20n-03-29-09-03-14/79-2enera-didactic%20techniques/4899
Онлайн-обработка музыкальной фонограммы
https://vocalremover.or2/ru/karaoke
Классификация певческих голосов https://nauka.club/kulturolo2 iva/pevcheskiе-2o
Примерный репертуарный список :
И.С. Бах. «За рекою старый дом».
Бизе. Марш мальчишек.
Григ. «Лесная песня», «Избушка», «Заход солнца».
Моцарт. Хор из оперы «Волшебная флейта».
Моцарт. «Азбука».
А. Даргомыжский. «Ванька-Танька». Чайков-ский. 12 песен для детей.
Бетховен. «Походная песня».
Муз. С.Баневича, ст. Т.Калинина. Земля детей.
Муз. Я.Дубравина, сл. В.Суслова. Страна Читалия.
Муз. Я.Дубравина, сл. В.Суслова. Гаммы.
Муз. Я.Дубравина, сл. В.Суслова. Ты откуда, музыка?
Муз. Я.Дубравина, сл. В.Суслова. Сыны полков.
Муз. Я.Дубравина, сл. В.Суслова. Дорогою героев.
Муз. Е.Зарицкой, сл. В.Орлова. Музыкант.
Муз. Е.Зарицкой, сл. М.Пляцковского. Светлячок.
Муз. И.Кадомцева, сл. П.Синявского. Птичий хор.
Муз. Н.Карш, сл. И.Токмаковой. Песенка на крокодильском языке.
Музыка из кино и мультфильмов
Ю.Чичков «Что такое Новый год?» из м/ф «Что такое Новый год?», сл.
М.Пляцковского
Б.Савельев «Если добрый ты» из м/ф «День рождения кота Леопольда», сл.
18
М.Пляцковского
В.Шаинский «Улыбка» из м/ф «Улыбка», сл. М.Пляцковского
М.Дунаевский «33 коровы» из к/ф «Мэри Поппинс, до свидания!», сл.
Н.Олев
Е. Крылатов «Заводные игрушки» из к/ф «Приключения Электроника», сл
Ю.Энтина Крылатов Е. «Снежинка» из к/ф «Чародеи», сл. Л.Дербенева
Народные песни
Русская народная песня «Я на камушке сижу»
Русская народная песня «Земелюшка-чернозем»
Русская народная песня «Два веселых гуся»
Зарубежные композиторы-классики
Ф.Шуберт, обр. В.Попова «Ave Maria»
Дж.Леннон «Yesterday»
Бардовские
Никитин С. «Резиновый ежик»
Митяев О. «Как здорово»
Визбор Ю. «Милая моя»
Ченборисов Р. «Люди идут по свету»
Детские
Савельев С. «Веселые человечки», сл. Л.Рубальской
Варламов А. «Тик-так», сл. Р Паниной
Крылатов Е. «Ябеда-корябеда», сл. Ю.Энтина
Паулс Р. «Кашалот», сл И.Резника
Паулс Р. «Золотая свадьба», сл И.Резника
Фельцман Л. «Айболит», сл. М.Рябинина
Г аврилин А. «Мама», сл. А.Шульгиной
Г.Струве «Матерям погибших героев», сл. Л.Кондрашенко
А.Пахмутова «Добрая сказка», сл. Н.Добронравова
Эстрадные
Фельцман О. «Родители наши», сл. Ю.Гарина
Ханок Э. «Зима», сл. С.Островского Кельми К. «Замыкая круг», сл.
М.Пушкина
19
Методы обучения, реализуемые при проведении занятий
Метод музицирования - связан с освоением элементов музыкальной ткани,
норм, правил создания и способами исполнения музыки на основе внутренней
активности человека. Метод позволяет включиться каждому человеку в процесс
продуцирования музыки вне зависимости от развитости его способностей, уме
ний.
Метод соучастия - позволяет приобщиться к коллективным формам музы
кальной деятельности (пение в хоре, ансамбле, игра в оркестре, музыкальном
спектакле). Предлагаемый метод позволяет учащимся попробовать свои силы,
ощутить себя частью творческого коллектива, пробудить потребность в коллек
тивном творчестве.
Метод импровизации - связан с тем, чтобы проявить свои исполнительские
умения, показать возможности своего воображения, фантазии.
Метод “учебный бреймсторминг” (мозговой штурм) - направлен на поиски
путей и содержания в решении творческой задачи.
Методы организации и осуществления учебных действий и операций:
Метод “художественного движения” - связан с освоением музыкальной тка
ни произведения, закономерностей развития музыкальных образов
Метод музыкальных композиций - связан с постижением художественных
закономерностей создания музыкальных произведений: форма, стиль, жанр, те
ма. Средствами учащегося являются голос, инструмент, произведения литера
туры, живописи, электронные средства.
Метод “музыкальный театр” - направлен на постижение целостного музы
кального содержания. “Музыкальный театр” помогает ребенку музыку сделать
зримой, осязаемой.
Метод погружения - позволяет осознать ценностно-смысловое значение му
зыкального произведения в жизни человека.
Метод фонопедических упражнений - направлен как на развитие качествен
ных характеристик голоса, так и на формирование певческо-исполнительских
навыков.
Метод имитационного моделирования - направлен на освоение норм, пра
вил, способов создания музыкального произведения или возможности его ис
полнительского воплощения.
Метод проектов - позволяет учащимся проявить как свои знания, умения в
самостоятельной работе с информацией, так и волевые качества, интересы
предпочтения.
Метод “пластическое интонирование” - направлен на освоение способов “ак
тивного слушания”.
20
Результативность обучения обеспечивается применением различных форм,
методов и приемов, которые тесно связаны между собой и дополняют друг дру
га. Большая часть занятий отводится практической работе.
Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется про
граммой. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по
окончании изучения каждой темы - выполнением практических заданий, каж
дого раздела - выполнением зачетной работы. Промежуточный контроль про
ходит в середине учебного года в форме открытого занятия.
Итоговый контроль проходит в конце учебного года - в форме концерта для
родителей.
21
Формы проведения аттестации:
• индивидуальный опрос;
• открытое занятие;
• учебный концерт.
Параметры
Критерии
удовлетворительно
хорошо
отлично
Музыкальная
эмоциональность,
активность, уча
стие в диалоге
При слушании
ребенок рассеян, не
внимателен. Не про
являет интереса к
музыке.
К слушанию му
зыки проявляет не
всегда устойчивый
интерес
Любит, понимает музы
ку. Внимателен и активен
при обсуждении музыкаль
ных произведений.
Распознава
ние музыкальных
жанров, средств
музыкальной вы
разительности,
элементов строе
ния музыкальной
речи, музыкаль
ных форм
Суждения о му
зыке односложны.
Распознавание
музыкальных жан
ров, средств музы
кальной выразитель
ности, элементов
строения музыкаль
ной речи, музыкаль
ных форм, выполне
ны с помощью учи
теля
Восприятие му
зыкального образа на
уровне переживания.
Распознавание музы
кальных жанров,
средств музыкальной
выразительности,
элементов строения
музыкальной речи,
музыкальных форм
выполнены само
стоятельно, но с 1-2
наводящими вопро
сами
Восприятие музыкально
го образа на уровне пережи
вания. Распознавание музы
кальных жанров, средств му
зыкальной выразительности,
элементов строения музы
кальной речи, музыкальных
форм
Высказанное суждение
обосновано.
Узнавание
музыкального
произведения,
(музыкальная
викторина - уст
ная или письмен
ная)
Не более 50%
ответов на музы
кальной викторине.
Ответы обрывочные,
неполные, показы
вают незнание авто
ра или названия
произведения, музы
кального жанра про
изведения
80-60% правиль
ных ответов на музы
кальной. Ошибки при
определении автора
музыкального произ
ведения, музыкально
го жанра
100-90% правильных от
ветов на музыкальной вик
торине.
Правильное и полное
определение названия, авто
ра музыкального произведе
ния, музыкального жанра
Слушание музыки
Освоение и систематизация знаний о музыке
Параметры
Знание музыкальной ли
тературы
Критерии
удовлетворительно
Учащийся слабо
знает основной мате-
хорошо
Учащийся знает
основной материал и
отлично
Учащийся
твердо знает ос22
риал. На поставленные
вопросы отвечает од
носложно, только при
помощи учителя
Знание терминологии,
элементов музыкальной гра
моты
Задание
но менее чем на 50%,
допущены ошибки, влия
ющие на качество работы
отвечает с 1-2 наводя
щими вопросами
Задание
но на 60-70%, допущены
незначительные ошибки
новной материал,
ознакомился с до
полнительной ли
тературой по про
блеме, твердо по
следовательно и
исчерпывающе
отвечает на по
ставленные вопро
сы
Задание вы
полнено на 90
100% без ошибок,
влияющих на ка
чество
Исполнение вокального репертуара
Параметры
Исполнение вокально
го номера
Участие в мероприя
тиях и концертах
Критерии певческого развития
«3»
Нечистое, фальши
вое интонирование по
всему диапазону
«4»
интонационно
ритмически и дикционное точное исполнение
вокального номера
«5»
художе
ственное испол
нение вокально
го номера
художе
ственное испол
нение вокально
го номера на
концерте
23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы, использованной при написании программы
I.
Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения.
Научно-методическая разработка. - М.: 1999.
2. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное
музыкальное издательство, 1963.
3. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства
/Н.Б.Гонтаренко. - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
4. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг,
5- изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки»,
2007.
5. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей
/И.О. Исаева - М.: АСТ; Астрель, 2007.
6. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . - СПб.: Питер, 2007.
7. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998. 8.Кабалевский Д.Б.
Программа по музыке в школе. - М, 1998.
9. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. - М.,
2000. 10. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуа
ром. - С.П., 1997.
II. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. —
М, 2000.
12. Юссон
Рауль
Певческий голос.
—
М., 1998.
24