Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рассказы о родной природе 5 класс

Пояснительная записка
Программа учебного курса «Рассказы о родной природе» составлена с учётом
требований Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования к результатам освоения и к структуре основной образовательной
программы основного общего образования, Программы воспитания на уровне основного
общего образования.
Нормативно-правовая основа программы учебного курса «Рассказы о родной
природе» включает в себя следующие документы:
1.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийскогоголосования 01.07.2020);
2.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
3.
Указы Президента Российской Федерации:
–
от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
–
от 06 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию
государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года,
утверждённую Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и
дополнениями);

Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12
мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении
федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

Поручение Президента РФ от 29 января 2020 г. (Пр-127, п. 2) о подготовке
и представлении федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации» в рамках национального проекта «Образование».
Общее число часов, отведенных для изучения курса в 5 классе, составляет 17 часов.
Планируемые результаты освоения учебного курса
«Рассказы о родной природе»
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования указано, что изучение предметной области «Общественно - научные
предметы» должно обеспечить:

формирование
мировоззренческой,
ценностно-смысловой
сферы
обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной
ответственности,
правового
самосознания,
поликультурности,
толерантности,
приверженности ценностям, закрепленным в КонституцииРоссийской Федерации;

понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей
среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;

владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание
взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими
явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;

осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро
изменяющемся глобальном мире;

приобретение теоретических знаний и опыта их применения для
адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем,

формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач
в области социальных отношений.
При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания
личности обучающихся является приоритетной.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Рассказы о родной природе»
соответствуют планируемым результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования (ООП ООО), которые представляют собой систему
ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов,
составляющих содержательную основу образовательной программы. Планируемые
результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной,
сущностный вклад примерной образовательной программы учебного курса «Рассказы о
родной природе» в развитие личности обучающихся, их способностей.
В соответствии с положениями ФГОС основного общего образования личностные
результаты изучения курса должны отражать:
•
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения
к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание
своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества;
•
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
•
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
•
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания;
•
формирование
основ
экологической
культуры,
соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях;
•
формирование уважительного отношения и интереса к природе,
художественной культуре, традициям и творчеству многонационального народа
Российской Федерации; стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности;
•
формирование первоначальных представлений о научной картине мира;
развитие познавательных интересов, активности, инициативности, любознательности и
самостоятельности в познании;
Метапредметные результаты освоения курса должны отражать:
•
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
•
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
•
смысловое чтение;
•
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение

и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
•
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
•
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно•
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его
в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные результаты освоения курса:
•
сформированность уважительного отношения к родному краю, России, ее
истории и культуре, природе нашей страны; чувства гордости за национальные
свершения, открытия, победы, природное богатство и разнообразие России;
•
первоначальные представления о природных и социальных объектах как
компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы; связи мира
живой и неживой природы; основ рационального поведения;
•
развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные
природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки;
•
понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем
мире;
•
приобретение базовых умений работы с доступной информацией о природе
и обществе, безопасного использования электронных ресурсов школы и сети Интернета,
получения информации из источников в современной информационной среде;
•
формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде;
•
приобретение
опыта
положительного
эмоционально-ценностного
отношения к природе; стремление действовать в окружающей среде в соответствии с
экологическими нормами поведения;
•
формирование умений рассказывать об основных особенностях культуры и
быта отдельных народов России;
•
формирование умений называть и составлять краткие описания
особенностей изученных природных объектов; коммуникационных технологий (далее –
ИКТ - компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования
словарями и другими поисковыми системами;
•
понимание ценности
человеческой жизни, человеческого достоинства,
честного труда людей на благо человека, общества.
Содержание учебного курса «Рассказы о родной природе»
Введение. Россия от края до края
Географическое положение России: материк Евразия, две части света – Европа и
Азия. Народы, проживающие на этой территории. Европейская и азиатская части России.
Многообразие природы нашей страны. Природные ресурсы Российской Федерации.
Крайние точки России. Макрорегионы России – Дальний Восток, Сибирь, Урал,
Поволжье, Центральная Россия, Русский Север, Северный Кавказ. Юг России.
Камчатка: край вулканов и гейзеров
Удалённость Камчатского полуострова от Москвы. Петропавловск- Камчатский —
главный город Камчатки. Коренные народы: их традиции и обычаи, основные занятия.
Долина гейзеров. Кроноцкий заповедник. Действующие вулканы.
Заповедный край Дальнего Востока.
Владивосток — столица Приморского края, восточные морские ворота России.

Мост на Русский остров. Особо охраняемые природные территории. Сихотэ-Алинский
биосферный заповедник. Происхождение названия Сихотэ- Алинь. Уникальная природа
Приморья. Экологические тропы заповедника. Растения и животные Приморья. Тайга.
Уссурийская тайга: соседство северных и южных видов растений, съедобные грибы,
лекарственные травы. Как происходит восстановление коренного леса.
Алмазный край
Республика Саха (Якутия). Столица Якутии — город Якутск. Суровый климат
Якутии. Многолетняя мерзлота. Полюс холода — Оймякон. Месторождения алмазов, их
обработка, применение в промышленности. Алмаз
— камень царей. Как появились алмазы. Кимберлитовые трубки. Карьер
кимберлитовой трубки «Мир». Самый крупный алмаз в России. Алмазный фонд
Российской Федерации. Якуты — один из самых многочисленных народов Сибири и
Дальнего Востока. Жилища, занятия, обычаи, быт, пища якутов.
Это чудо России — Байкал
Байкал — самое глубокое озеро в мире, самое большое на нашей планете
хранилище пресной воды, одно из самых древних озёр на Земле. Река Ангара. Как рачки
очищают воду. Байкальская нерпа. Скала Шаманка. Кругобайкальская железная дорога —
исторический памятник. Чудо современной научной мысли — подводный нейтринный
телескоп. Птичий базар. Что нужно делать, чтоб сохранить природу Байкала.
Такая разная Ангара: быстрое течение и тихие затоны, вековая тайга и
высокие прибрежные скалы. Ангара — река труженица. Крупные гидроэлектростанции
(ГЭС) — Иркутская, Братская, Усть-Илимская и Богучанская. Ангара — судоходная река.
Как человек изменил Ангару и Приангарье.
В сердце могучей тайги
Полёт до Красноярска. Панорама таёжного края. Река Енисей. Красноярск.
Национальный парк «Красноярские Столбы». История происхождения Красноярских
Столбов.
«Край десяти тысяч озёр и тысячи водопадов». Норильск — один из
крупнейших промышленных городов России. Месторождения руд цветных и драгоценных
металлов. Озеро Лама. Лиственничная тайга. Путорана — «горы без вершин». Что такое
плато. История образования рельефа. Трапп. Путоранские снежные бараны.
Золотые горы Алтая
Алтайские горы. Край величественных горных хребтов, живописных рек,
чистейших горных озёр, водопадов и изумрудно-зелёных сосновых лесов. Откуда
происходит название Алтайских гор. Природа Алтая. Гора Белуха, реки Бия и Катунь.
Алтайский заповедник. Жемчужина заповедника — Телецкое озеро. Легенда о Золотом
озере. Редкие и исчезающие виды животных.
На севере Уральских гор
«Каменный пояс». Откуда произошло название «Урал». Граница Европы и Азии.
Студёное Карское море. Тундра. Суровая зима, короткое лето. Растительный мир тундры.
Гора Народная – самая высокая точка Уральских гор. Уральская тайга. Густые хвойные
Уральские леса. Знаменитый обитатель тайги - соболь. Печоро-Илычский заповедник.
Старинные легенды о каменных глыбах.
Природные чудеса Среднего и Южного Урала
Кунгурская ледяная пещера. Власть зимы, ледяное царство. «Органные трубы»
пещеры. Как появилось подземное озеро. Карстовое происхождение Кунгурской пещеры.
Ильменский государственный заповедник: уникальное разнообразие минералов.
Самоцветы. Изделия из камней: ювелирные украшения, произведения искусства.
Металлы, которые добавляют при выплавке стали. Копи заповедника — места добычи
минералов и горных пород. Растения и животные заповедника.
Красота карельской природы
«Кивач» — один из старейших заповедников России. Формы рельефа:«бараньи
лбы», «курчавые скалы», сельги. Их происхождение и необычные названия. Озера

ледникового происхождения. Река Суна — одна из крупнейших в Карелии. Водопад
Кивач. Горный парк «Рускеала». Месторождение мрамора. Как каменоломни
превратились в озера и пещеры. Гора Воттоваара – самая высокая точка Карелии
Путешествие по Волге
Волга — символ России. Канал имени Москвы. Три части бассейна Волги.
Волжские просторы. Что делает Волгу удобной для судоходства. Система водохранилищ
— Волжско-Камский каскад. Народы Поволжья. Крупнейшие города Поволжья и их
достопримечательности: город Плёс, музей Левитана; Нижний Новгород, город ярмарок и
торговли; Казань, столица Республики Татарстан; Волгоград, город-герой.
Донские просторы
Дон – одна из крупнейших рек европейской части России. Многочисленные
притоки Дона. Бескрайние степи вдоль берегов Дона. «Донская Сахара» – пустыня в
кольце из леса. Как люди остановили наступление песка на донские степи. Ростовский
заповедник, экологическая тропа «Донские мустанги».
На берегах Каспия
Научная экспедиция на Каспий. Каспийское море – бессточный водоём с солёной
водой. Зоны Каспийского моря-озера. Тюлений остров в северо- западной части
Каспийского моря: размеры, скудная растительность, птицы, тюлени. Каблы — маленькие
плавучие островки из густо сплетённых корней тростника. Животный мир Каспия.
Природный заповедник «Дагестанский».
Экологические меры по сохранению
природного богатства Каспия. Каспийское море — море дружбы.
Черноморское побережье Кавказа
Юг России — любимое место отдыха россиян. Климат влажных субтропиков:
жаркое лето и тёплая, с редкими заморозками зима. Густая растительность Черноморского
побережья. Температура воды в Чёрном море. Город-курорт Анапа. Заповедник Утриш,
дельфинарий. Животный мир Чёрного моря. Виноградники Абрау. Город Геленджик.
Скала Парус. Город Сочи, олимпийская столица – жемчужина черноморского побережья.
Сочинский дендрарий.
Богатства Крымского полуострова
Разнообразие крымской природы. Бескрайние степи северной части Крыма: яркие
цветы, пахучие травы, семейства сусликов, лавандовые поля. Что выращивают люди в
крымских степях. Крымские горы. Южный берег Крыма: климат сухих субтропиков, лето
долгое, сухое и жаркое, зима мягкая и дождливая. Растительность сухих субтропиков.
Южный берег Крыма – здравница мирового значения. Курорты: Форос, Симеиз, Алупка,
Мисхор, Ливадия, Ялта, Гурзуф, Алушта. Аю-Даг (Медведь-гора) — «неудавшийся
вулкан». «Артек». Канатная дорога на Ай-Петри. Героические страницы истории Крыма.
Заключение. Моя малая родина.
Тематическое планирование учебного курса
«Рассказы о родной природе»
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Разделы и темы курса
Введение. Россия от края до края.
Камчатка: край вулканов и гейзеров.
Заповедный край Дальнего Востока.
Алмазный край.
Это чудо России — Байкал.
В сердце могучей тайги.
Какие бывают горы?
На севере Уральских гор.
Природные чудеса Среднего и Южного Урала.

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Красота карельской природы.
Путешествие по Волге.
Донские просторы.
На берегах Каспия.
Черноморское побережье Кавказа.
Богатство Крымского полуострова.
Моя малая родина.
Заключение. Моя малая родина.
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
17

Материально-техническое обеспечениеобразовательной деятельности
Материально-техническое обеспечение
1.
Стенды для постоянных и временных экспозиций.
2.
Комплект
технических
и
информационно-коммуникативных
средств обучения:
–
аппаратура
для
записи
и
воспроизведения
аудио- ивидеоинформации;
–
компьютер;
–
мультимедиа-проектор;
–
интерактивная доска;
–
магнитная доска;
–
коллекция медиаресурсов;
–
выход в Интернет.
3.
Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, схемы,
плакаты, карты (в том числе настенные), портреты).
4.
Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации
самостоятельных работ обучающихся, проведения самостоятельных работ.

Учебно-методическая литература
1.
Примерная основная образовательная программа основного общего
образования. В редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального учебнометодического объединения по общему образованию. URL: https://fgosreestr.ru дата
обращения: 10.09.2020).
2.
Примерная программа воспитания. Одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г.
№ 2/20). URL: https://fgosreestr.ru дата обращения: 10.09.2020).
3.
Общественно-научные предметы. Рассказы о родной природе. 5 класс : учеб.
для общеобразоват. организаций / О. Д. Федоров ; под ред. О. Ю. Васильевой. — М. :
Просвещение, 2020.
4.
Общественно-научные предметы. Методическое пособие для учителя к ку
О. Д. Федорова / под ред. О. Ю. Васильевой «Общественно-научные предметы. Рассказы о
родной природе. 5 класс» / О. А. Борисова. — М. : Просвещение, 2020.


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».