Пояснительная записка Программа учебного курса «Рассказы о родной природе» составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения и к структуре основной образовательной программы основного общего образования, Программы воспитания на уровне основного общего образования. Нормативно-правовая основа программы учебного курса «Рассказы о родной природе» включает в себя следующие документы: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийскогоголосования 01.07.2020); 2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Указы Президента Российской Федерации: – от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; – от 06 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённую Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями); Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; Поручение Президента РФ от 29 января 2020 г. (Пр-127, п. 2) о подготовке и представлении федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование». Общее число часов, отведенных для изучения курса в 5 классе, составляет 17 часов. Планируемые результаты освоения учебного курса «Рассказы о родной природе» В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования указано, что изучение предметной области «Общественно - научные предметы» должно обеспечить: формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в КонституцииРоссийской Федерации; понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации; владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды; осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире; приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений. При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной. Планируемые результаты освоения учебного курса «Рассказы о родной природе» соответствуют планируемым результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО), которые представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад примерной образовательной программы учебного курса «Рассказы о родной природе» в развитие личности обучающихся, их способностей. В соответствии с положениями ФГОС основного общего образования личностные результаты изучения курса должны отражать: • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; • формирование уважительного отношения и интереса к природе, художественной культуре, традициям и творчеству многонационального народа Российской Федерации; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности; • формирование первоначальных представлений о научной картине мира; развитие познавательных интересов, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании; Метапредметные результаты освоения курса должны отражать: • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • смысловое чтение; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; • формирование и развитие компетентности в области использования информационно• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты освоения курса: • сформированность уважительного отношения к родному краю, России, ее истории и культуре, природе нашей страны; чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы, природное богатство и разнообразие России; • первоначальные представления о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; основ рационального поведения; • развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки; • понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире; • приобретение базовых умений работы с доступной информацией о природе и обществе, безопасного использования электронных ресурсов школы и сети Интернета, получения информации из источников в современной информационной среде; • формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде; • приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения; • формирование умений рассказывать об основных особенностях культуры и быта отдельных народов России; • формирование умений называть и составлять краткие описания особенностей изученных природных объектов; коммуникационных технологий (далее – ИКТ - компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; • понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества. Содержание учебного курса «Рассказы о родной природе» Введение. Россия от края до края Географическое положение России: материк Евразия, две части света – Европа и Азия. Народы, проживающие на этой территории. Европейская и азиатская части России. Многообразие природы нашей страны. Природные ресурсы Российской Федерации. Крайние точки России. Макрорегионы России – Дальний Восток, Сибирь, Урал, Поволжье, Центральная Россия, Русский Север, Северный Кавказ. Юг России. Камчатка: край вулканов и гейзеров Удалённость Камчатского полуострова от Москвы. Петропавловск- Камчатский — главный город Камчатки. Коренные народы: их традиции и обычаи, основные занятия. Долина гейзеров. Кроноцкий заповедник. Действующие вулканы. Заповедный край Дальнего Востока. Владивосток — столица Приморского края, восточные морские ворота России. Мост на Русский остров. Особо охраняемые природные территории. Сихотэ-Алинский биосферный заповедник. Происхождение названия Сихотэ- Алинь. Уникальная природа Приморья. Экологические тропы заповедника. Растения и животные Приморья. Тайга. Уссурийская тайга: соседство северных и южных видов растений, съедобные грибы, лекарственные травы. Как происходит восстановление коренного леса. Алмазный край Республика Саха (Якутия). Столица Якутии — город Якутск. Суровый климат Якутии. Многолетняя мерзлота. Полюс холода — Оймякон. Месторождения алмазов, их обработка, применение в промышленности. Алмаз — камень царей. Как появились алмазы. Кимберлитовые трубки. Карьер кимберлитовой трубки «Мир». Самый крупный алмаз в России. Алмазный фонд Российской Федерации. Якуты — один из самых многочисленных народов Сибири и Дальнего Востока. Жилища, занятия, обычаи, быт, пища якутов. Это чудо России — Байкал Байкал — самое глубокое озеро в мире, самое большое на нашей планете хранилище пресной воды, одно из самых древних озёр на Земле. Река Ангара. Как рачки очищают воду. Байкальская нерпа. Скала Шаманка. Кругобайкальская железная дорога — исторический памятник. Чудо современной научной мысли — подводный нейтринный телескоп. Птичий базар. Что нужно делать, чтоб сохранить природу Байкала. Такая разная Ангара: быстрое течение и тихие затоны, вековая тайга и высокие прибрежные скалы. Ангара — река труженица. Крупные гидроэлектростанции (ГЭС) — Иркутская, Братская, Усть-Илимская и Богучанская. Ангара — судоходная река. Как человек изменил Ангару и Приангарье. В сердце могучей тайги Полёт до Красноярска. Панорама таёжного края. Река Енисей. Красноярск. Национальный парк «Красноярские Столбы». История происхождения Красноярских Столбов. «Край десяти тысяч озёр и тысячи водопадов». Норильск — один из крупнейших промышленных городов России. Месторождения руд цветных и драгоценных металлов. Озеро Лама. Лиственничная тайга. Путорана — «горы без вершин». Что такое плато. История образования рельефа. Трапп. Путоранские снежные бараны. Золотые горы Алтая Алтайские горы. Край величественных горных хребтов, живописных рек, чистейших горных озёр, водопадов и изумрудно-зелёных сосновых лесов. Откуда происходит название Алтайских гор. Природа Алтая. Гора Белуха, реки Бия и Катунь. Алтайский заповедник. Жемчужина заповедника — Телецкое озеро. Легенда о Золотом озере. Редкие и исчезающие виды животных. На севере Уральских гор «Каменный пояс». Откуда произошло название «Урал». Граница Европы и Азии. Студёное Карское море. Тундра. Суровая зима, короткое лето. Растительный мир тундры. Гора Народная – самая высокая точка Уральских гор. Уральская тайга. Густые хвойные Уральские леса. Знаменитый обитатель тайги - соболь. Печоро-Илычский заповедник. Старинные легенды о каменных глыбах. Природные чудеса Среднего и Южного Урала Кунгурская ледяная пещера. Власть зимы, ледяное царство. «Органные трубы» пещеры. Как появилось подземное озеро. Карстовое происхождение Кунгурской пещеры. Ильменский государственный заповедник: уникальное разнообразие минералов. Самоцветы. Изделия из камней: ювелирные украшения, произведения искусства. Металлы, которые добавляют при выплавке стали. Копи заповедника — места добычи минералов и горных пород. Растения и животные заповедника. Красота карельской природы «Кивач» — один из старейших заповедников России. Формы рельефа:«бараньи лбы», «курчавые скалы», сельги. Их происхождение и необычные названия. Озера ледникового происхождения. Река Суна — одна из крупнейших в Карелии. Водопад Кивач. Горный парк «Рускеала». Месторождение мрамора. Как каменоломни превратились в озера и пещеры. Гора Воттоваара – самая высокая точка Карелии Путешествие по Волге Волга — символ России. Канал имени Москвы. Три части бассейна Волги. Волжские просторы. Что делает Волгу удобной для судоходства. Система водохранилищ — Волжско-Камский каскад. Народы Поволжья. Крупнейшие города Поволжья и их достопримечательности: город Плёс, музей Левитана; Нижний Новгород, город ярмарок и торговли; Казань, столица Республики Татарстан; Волгоград, город-герой. Донские просторы Дон – одна из крупнейших рек европейской части России. Многочисленные притоки Дона. Бескрайние степи вдоль берегов Дона. «Донская Сахара» – пустыня в кольце из леса. Как люди остановили наступление песка на донские степи. Ростовский заповедник, экологическая тропа «Донские мустанги». На берегах Каспия Научная экспедиция на Каспий. Каспийское море – бессточный водоём с солёной водой. Зоны Каспийского моря-озера. Тюлений остров в северо- западной части Каспийского моря: размеры, скудная растительность, птицы, тюлени. Каблы — маленькие плавучие островки из густо сплетённых корней тростника. Животный мир Каспия. Природный заповедник «Дагестанский». Экологические меры по сохранению природного богатства Каспия. Каспийское море — море дружбы. Черноморское побережье Кавказа Юг России — любимое место отдыха россиян. Климат влажных субтропиков: жаркое лето и тёплая, с редкими заморозками зима. Густая растительность Черноморского побережья. Температура воды в Чёрном море. Город-курорт Анапа. Заповедник Утриш, дельфинарий. Животный мир Чёрного моря. Виноградники Абрау. Город Геленджик. Скала Парус. Город Сочи, олимпийская столица – жемчужина черноморского побережья. Сочинский дендрарий. Богатства Крымского полуострова Разнообразие крымской природы. Бескрайние степи северной части Крыма: яркие цветы, пахучие травы, семейства сусликов, лавандовые поля. Что выращивают люди в крымских степях. Крымские горы. Южный берег Крыма: климат сухих субтропиков, лето долгое, сухое и жаркое, зима мягкая и дождливая. Растительность сухих субтропиков. Южный берег Крыма – здравница мирового значения. Курорты: Форос, Симеиз, Алупка, Мисхор, Ливадия, Ялта, Гурзуф, Алушта. Аю-Даг (Медведь-гора) — «неудавшийся вулкан». «Артек». Канатная дорога на Ай-Петри. Героические страницы истории Крыма. Заключение. Моя малая родина. Тематическое планирование учебного курса «Рассказы о родной природе» п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Разделы и темы курса Введение. Россия от края до края. Камчатка: край вулканов и гейзеров. Заповедный край Дальнего Востока. Алмазный край. Это чудо России — Байкал. В сердце могучей тайги. Какие бывают горы? На севере Уральских гор. Природные чудеса Среднего и Южного Урала. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Красота карельской природы. Путешествие по Волге. Донские просторы. На берегах Каспия. Черноморское побережье Кавказа. Богатство Крымского полуострова. Моя малая родина. Заключение. Моя малая родина. Итого: 1 1 1 1 1 1 1 1 17 Материально-техническое обеспечениеобразовательной деятельности Материально-техническое обеспечение 1. Стенды для постоянных и временных экспозиций. 2. Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения: – аппаратура для записи и воспроизведения аудио- ивидеоинформации; – компьютер; – мультимедиа-проектор; – интерактивная доска; – магнитная доска; – коллекция медиаресурсов; – выход в Интернет. 3. Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, схемы, плакаты, карты (в том числе настенные), портреты). 4. Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения самостоятельных работ. Учебно-методическая литература 1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. В редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального учебнометодического объединения по общему образованию. URL: https://fgosreestr.ru дата обращения: 10.09.2020). 2. Примерная программа воспитания. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20). URL: https://fgosreestr.ru дата обращения: 10.09.2020). 3. Общественно-научные предметы. Рассказы о родной природе. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / О. Д. Федоров ; под ред. О. Ю. Васильевой. — М. : Просвещение, 2020. 4. Общественно-научные предметы. Методическое пособие для учителя к ку О. Д. Федорова / под ред. О. Ю. Васильевой «Общественно-научные предметы. Рассказы о родной природе. 5 класс» / О. А. Борисова. — М. : Просвещение, 2020.