СОДЕРЖАНИЕ 1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 3 2. Комплекс организационно-педагогических условий 13 3.Список литературы 13 1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы Пояснительная записка Программа разработана с учетом следующих нормативных документов: - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года; - Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; Устава муниципального общеобразовательного учреждения Байновская средняя общеобразовательная школа. Направленность программы: художественная. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного искусства, дизайна в Новизна данной образовательной программы заключается в том, что программа дает возможность изучать, совершенствовать различные техники изобразительного искусства и применять их при проектировании и художественном конструировании. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В связи с активным развитием современных технологий всё большее внимание уделяется проектно-художественной деятельности (дизайну). В современном обществе не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна, понятие дизайна приобрело новый более широкий смысл и является целым направлением деятельности человека (в профессии, быту и пр.). Проектно-художественная деятельность (дизайн) предоставляет уникальные возможности для реализации современной образовательной модели: - Проектно-художественная деятельность (дизайн) – это творческая, социально-мотивированная детская деятельность, направленная на создание конкретного продукта, сочетающего утилитарные (полезные) и эстетические свойства. - Проектно-художественная деятельность (дизайн) – это свободная деятельность, связанная с экспериментированием и самореализацией. Адресат: обучающиеся 4-5 класс (от 9 до 10 лет). Уровень: стартовый. Режим занятий – 2 часа в неделю (по 1 академическому часу два раза в неделю). Объем: 70 часов (9 месяцев). Срок обучения: данная программа рассчитана на 1 год обучения. Формы занятий: групповые, индивидуальные, парные, коллективные, самостоятельные, индивидуально-обособленные. Каждое занятие объединения предполагает рассмотрение теоретических вопросов и выполнение практических работ. Теоретическая часть – объяснение нового материала: информация о видах, направлениях, стилях дизайна, вводный, текущий и заключительный инструктаж. Практической работе отводится большая часть учебного времени. Практические работы могут быть учебными и проектными. При выполнении учебной работы обучающиеся изучают технологические процессы изготовления деталей, объектов, приёмы работы. При выполнении проектных работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого в конструкторском, художественном и технологическом Педагогическая целесообразность программы нацелена на формирование личности инициативной, самостоятельной, толерантной, способной к успешной социализации. Одной из целевых установок, обеспечивающих эффективную интеграцию ребёнка в общество, является предоставление максимальных возможностей для формирования у него установки на творческую деятельность. Методическое обеспечение программы Образовательный процесс по данной программе имеет развивающий характер, то есть, направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Содержание программы, методы, приемы ориентированы главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной деятельности. Виды и формы индивидуальной и коллективно–групповой деятельности направлены на активизацию познавательных процессов, сочетают интеллектуальную, практическую и самостоятельную деятельность. исполнении. Организационные формы: 1. фронтальная – сообщения новой темы, новой терминологии или инструктажа; 2. коллективная – подготовка выставочных проектных работ; 3. парная – изготовление одного проектного изделия двумя участниками; 4. индивидуальная – изготовление одного изделия одним участником. Формируемые умения и навыки учащихся: 1. Пробы сил в каждом направлении дизайна. 2. Обучение навыкам планирования работы, самостоятельного выбора техник, инструментов и форм для достижения поставленной задачи. 3. Навыки самостоятельного выполнения проектных заданий, выбора стиля, художественных решений. 4. Навыки выполнения групповых проектов, толерантного отношения к товарищам по проекту. 5. Самостоятельно контролировать ход выполнения работы, фиксировать последовательность и оценивать результат. Получаемые учащимися знания: 1. Виды и направления дизайна. 2. История и развитие дизайна. 3. Стили в дизайне. 4. Правила безопасной работы с различными материалами, ручными и чертёжными инструментами. 5. Проектная деятельность, проектная документация. Формы подведения итогов. Подведение итогов работы имеет большое воспитательное значение. Основными формами контроля учебной деятельности являются: Просмотр – это временная выставка учебных работ и проектов, форма подведения итогов в конце занятия, каждой темы. При этом учащиеся сравнивают собственные работы и работы своих друзей и дают оценки. Тестирование, устный опрос – это контрольные срезы в начале, середине и конце учебного года. Цель контроля – диагностика имеющихся знаний и умений, оценка качества усвоения материала. Также, контроль проводится с целью выяснения, каким воспитанникам требуется больше уделить внимание и оказать вовремя помощь, какие темы были наиболее интересными, а какие более сложными для детей. Контроль учебной деятельности: 1. Входной (для выяснения знаний, умений и навыков воспитанников в начале учебного года); 2. Промежуточный (в середине учебного года по пройденным разделам или темам); Итоговый (после завершения всей учебной программы по годам обучения). Выставка проектных работ. Одним из показателей успеха в работе объединения является участие обучаемых в различных выставках. Творческий отчёт. В конце учебного года, на заключительном занятии, целесообразно подвести итоги работы объединения за год. Лучшие работы представляются на отчётную выставку. Вопрос об участии, должен решаться и осуществляться самими воспитанниками объединения. Цель программы Формирование художественно-творческих способностей детей школьного возраста, через проектно-художественную деятельность (дизайн), приобщение к изобразительному творчеству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности. Задачи программы Обучающие: - формировать умение использовать различные технические приемы при работе с художественными материалами; - отрабатывать практические навыки работы с инструментами; - осваивать навыки организации и планирования работы; - знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства. Развивающие: - развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка; - формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа; - развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ; - развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность; - развивать психометрические качества личности; - развитие мелкой моторики рук и глазомера; - формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности. Воспитательные: - формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе; - создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками; - осуществлять трудовое и эстетическое воспитание дошкольников; - воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям. Дидактические принципы построения и реализации программы, обусловленные единством воспитательное-образовательного пространства: принцип культур сообразности: построение и корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций; принцип сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени; принцип систематичности и последовательности: постановка и корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»; принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту; принцип оптимизации учебно-воспитательного процесса; принцип развивающего характера художественного образования; принцип природосообразности: постановка и корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей -возрастных особенностей и индивидуальных способностей; принцип интереса: построение и корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом. Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности: принцип эстетизмами предметно-развивающей среды и быта в целом; принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов; принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности; принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего); принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта; принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений; принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа; принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости). Прогнозируемые результаты программы Личностные результаты: - в ценностно–эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственные оценки своих и чужих поступков, явлений окружающий жизни; - в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно–творческой деятельности; - в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов, для работы в разных техниках (живопись, графика, декоративноприкладное искусство, художественное конструирование). Метапредметные результаты: - умение видеть и воспринимать проявление художественной культуры в окружающей жизни (техника, архитектура, дизайн); - желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; - активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов; - обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных) художественно – эстетическим содержанием; - формирование мотивации и умений организовывать самостоятельно художественно – творческую и предметно–продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; - формирование способности оценивать результаты художественно– творческой деятельности, собственной и одногруппников. Предметные результаты: В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих в России и художественных музеях своего региона; - в ценностной – эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно - творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение в природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства и отражения их в собственной художественной деятельности; -умение самостоятельно оценивать шедевры русского и мирового искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов; - в коммуникативной сфере способность высказывать суждение о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно – творческой деятельности; - в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности, для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием изобразительного искусства и компьютерной графики). Планируемые результаты: К концу обучения учащиеся должны знать: - последовательность ведения работы в рисунке, живописи, тематической или декоративной композиции; систему теоретических основ изобразительного искусства (законы конструктивного строения формы, перспективы, светотени, цветоведения, композиции) Adobe Photoshop; - основы рисования в программе Paint 3 D; Paint. должны уметь: - в процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно проводить элементарный анализ их содержания и художественныхсредств; - изображать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и натюрморты, человека, животных и птиц с передачей их пропорций, конструктивного строения, пространственного положения, цветовой окраски, тональных отношений, перспективных сокращений формы, объема; - при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.; определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления; - с помощью рисунка целенаправленно изучать форму, пространственное положение объектов, важные и интересные события окружающей жизни; - в тематической композиции самостоятельно применять законы перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для выполнения замысла; - самостоятельно проводить анализ художественных произведений, выделяя идейное содержание и особенности изобразительного языка, связь темы произведения художников с музыкальными и литературными произведениями; - выделять части рисунка в Adobe Photoshop, перемещать их, изменять масштаб; - работать со слоями в Adobe Photoshop, создавать новые слои, удалять, перемещать их; - создавать заливки и текстуры; - создавать изображения в программе Paint, использовать графический планшет; - владеть инструментами Paint 3 D; Paint., Тематическое планирование №п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Разделы Вводное занятие Мир дизайна Материалы и оборудование. Инструктаж по ТБ. Основы композиции. Основы цветоведения. Рисунок Живопись История искусства Дизайн интерьера Часы 2 2 1 6 5 6 6 5 17 10 11 12 Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем Итоговое занятие Выставка работ Итого: 17 2 1 70 Учебно-тематический план № Разделы п/п Количество часов Теор Практ. работа ия 1 2 3 4 5 7 8 9 10 10.1 10.2 10.3 10.4 11 11.1 11.2 11.3 11.4 12 13 Вводное занятие. Мир дизайна Материалы и оборудование. Инструктаж по ТБ. Основы композиции. Основы цветоведения. Рисунок Живопись История искусства Дизайн интерьера Из истории интерьеров. Цвет в интерьере. Элементы интерьера. Объекты декорирования. Проект «Комната моей мечты» Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем Имидж человека и его составляющие. Визаж и дизайн причёсок. Дизайн одежды, обуви и аксессуаров. Проект «Сценический костюм и макияж» Итоговое занятие Выставка работ Итого: 1 1 1 1 1 Итого 2 2 1 2 1 2 2 2 4 1 1 4 4 4 4 3 13 1 1 6 5 6 6 5 17 2 2 1 6 7 1 5 6 4 13 17 1 1 1 1 1 1 3 8 2 2 2 4 9 2 1 70 1 21 49 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Вводное занятие. Организационные вопросы Цели и задачи объединения. Обсуждение плана работы. Правила внутреннего распорядка. Демонстрация учебных и проектных работ, ранее выполненных в объединении. 2. Мир дизайна. Дизайн и его место в духовной и материальной культуре. Из истории развития дизайна. Направления дизайна. Многообразие сфер применения дизайна. Направления дизайна: компьютерная графика, арт-дизайн, фитодизайн, дизайн среды, дизайн одежды, обуви, визаж и т. д. 3. Материалы и оборудование. Инструктаж по ТБ. Техника безопасной работы циркулем, ножницами. 4. Основы композиции. Законы художественного конструирования: единство формы и содержания. Главное и второстепенное в изделии. Целое и его часть. Ритм как способ организации композиции. Понятие «формы»: основные геометрические фигуры и тела. Детальное изучение природных форм, их рассматривание. Соответствие силуэтной формы и декора. Выявление композиционного центра: выразительным силуэтом, размером, размещением. Пропорции. Симметрия и асимметрия. Динамичность формы. Статичность. Контраст. Равновесие формы. Цветовое оформление. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием. - Решение композиционных задач. Варианты: тренинг «Какой фигуры не хватает?» и «На что похожа эта фигура/геометрическая форма?», составление натюрмортов «Дары осени», «Геометрические формы», выполнение аппликаций «Самый красивый город», «Город будущего». 5. Основы цветоведения. Цветовое оформление как средство композиции и фактор качества изделия. Цветовой круг как помощник при соединении цветов. Теплые и холодные цвета. Контрастные цвета, родственные. Гамма цветов. Тональность. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием. - Соединение цветов с помощью цветового круга. Варианты: составление натюрмортов «Цветные кубики», «Сокровища рукодельницы», выполнение аппликаций «Цветная карусель», «Павлово-Посадский платок». 6. Рисунок Цветовое решение. Основные инструменты и материалы художника-графика. Некоторые правила и приёмы работы инструментами и с материалами. Краткая история черчения. Инструменты и принадлежности чертёжника. Правила техники безопасной работы с инструментами и материалами. Правила оформления чертежей. Понятие о ГОСТе. Рамка, основная надпись. Линии чертежа. Шрифты. Общие правила нанесения размеров. Условности и упрощения при нанесении размеров. Габаритный размер. Масштабы уменьшения и увеличения. Натуральный масштаб. Проецирование на 3 плоскости проекции. Выбор главного вида. Алгоритм построения 3-го вида по 2-м заданным. Анализ геометрической формы предмета. Построение комплексного чертежа в системе прямоугольных проекций. Разновидности графических изображений. 7. Живопись Жанры живописи. Живопись в дизайне интерьере. 8. История искусства. История становления и развития дизайна интерьера. История дома. 9. Дизайн интерьера. Из истории интерьеров. Понятие дизайна интерьера. Зависимость дизайна интерьера от предназначения помещения. Композиция интерьеров. Стили интерьеров. Цвет в интерьере. Роль цвета в интерьере. Освещение. Способы и приёмы декорирования интерьера. Элементы интерьера. Объекты декорирования. Интерьер жилых помещений. Обустройство спального места. Дизайнерский подход к обычным предметам. Арт-дизайн. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием. - Анализ стилей в интерьере. - Проект «Комната моей мечты». Выполнение эскиза интерьера. Варианты: детская комната, спальня, оформление сцены к школьному празднику… 10. Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека. Имидж человека и его составляющие. Понятие имиджа, стиля. Роль одежды, обуви, аксессуаров, причёски, макияжа в создании имиджа. Стили в одежде. Влияние исторических эпох и событий на стиль. Визаж и дизайн причёсок. Из истории косметики. Из истории причёски. Парикмахерское искусство. Дизайн одежды, обуви и аксессуаров.. Силуэт. Конструктивные особенности одежды: модель, фасон, покрой. Фасонные, конструктивные, декоративные линии. Технология изготовления одежды, обуви и аксессуаров. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием. - Анализ стилей в одежде. - Анализ исторических причёсок. - Обзор творчества знаменитых кутюрье и визажистов. - Выполнение тренировочных упражнений по созданию имиджа. - Коллективный проект «Сценический костюм и макияж». Варианты: Баба Яга, Кощей Бессмертный… 11. Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Отбор проектных работ на отчётную выставку. - Отбор проектных работ на отчётную выставку. - Работа с тестом «Мир дизайна». 12. Выставка работ. Подведение итогов за год. Проведение выставки. Итоги её и награждения. Анализ успехов и недостатков. Перспективы работы в будущем учебном году. - Оформление выставки. - Торжественная часть по итогам учебного года. Варианты: торжественная линейка, праздник мастерства. 2. Комплекс организационно-педагогических условий Материально-техническое обеспечение: Занятия проходят в МОУ Байновская СОШ, кабинет «Точки Роста» №1. Помещение соответствует санитарным нормам. ИКТ-средства Перечень оборудования, ПО Персональный компьютер Проектор Интерактивная доска Количество 10 1 1 Кадровое обеспечение: К реализации данной программы может приступить педагог, имеющий специальное педагогическое образование, желательно имеющий опыт работы с подростками и детьми. 3. Список литературы Для педагога: 1. Берник П.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. 2. Еременко Н. Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. 3. Павлова А., Корзинова Е.. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006 4. Корриган Дж. Компьютерная графика. – М.: ЭНТРОП. 1995. 5. Нестеренко О. Краткая энциклопедия дизайна. – М.: 1984. 6. Копцев В. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Основы объемного конструирования – Ярославль: Академия Развития, 2001. 7. Холмянский Л. Макетирование и графика в художественном конструировании. – М.: 1978. 8. Сасова И. А., Марченко А. В. Технология: Программа. 5 – 8 кл. – М.: Вентана-Граф, 2005. 9. Ячменева В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003. 10. Для учащихся: 1. Грожан Д. Практикум начинающего дизайнера. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. 2. Горяинова О., Медведева О., Школа юного дизайнера. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 3. Горяева Н.. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000. 4. Ерзенкова Н.В. Свой дом украшу я сама. – С.-Пб.: Диамант, 1999. 5. Лазарева Н.. Интерьер квартиры / Справоч. пособие по проектированию и декорированию. – М.: Ниола-Пресс, 1999. 6. Максимова М.В., Кузьмина М. А. - Лоскутики. – М.: ЭКСМО, 2003. 7. Локина Т. Полный курс флористики. Композиции на оазисе. – М.: Ниола-21 век, 2004. 8. Контарёва О. Костюмы детских праздников. – М: Айриспресс.2006. 9. Петушкова Г. Проектирование костюма. Учебник для студентов. – М: Akademia. 2004. 10. Павлова А., Жуков С. Черчение: учебник для учащихся 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Владос, 2003.