Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП юн дизайнер

СОДЕРЖАНИЕ
1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

3

2. Комплекс организационно-педагогических условий

13

3.Список литературы

13

1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Программа разработана с учетом следующих нормативных документов:
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года;
- Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
Устава
муниципального
общеобразовательного
учреждения
Байновская средняя общеобразовательная школа.
Направленность программы: художественная.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает
единство формирования эстетического отношения к миру и художественного
развития средствами разных видов изобразительного искусства, дизайна в
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что
программа дает возможность изучать, совершенствовать различные
техники изобразительного искусства и применять их при проектировании и
художественном конструировании.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение
содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время
возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических
искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия
и развития личности в целом.
В связи с активным развитием современных технологий всё большее
внимание уделяется проектно-художественной деятельности (дизайну). В
современном обществе не осталось практически ни одной области
деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна,
понятие дизайна приобрело новый более широкий смысл и является целым
направлением деятельности человека (в профессии, быту и пр.).
Проектно-художественная
деятельность
(дизайн)
предоставляет
уникальные возможности для реализации современной образовательной
модели:
- Проектно-художественная деятельность (дизайн) – это творческая,
социально-мотивированная детская деятельность, направленная на создание
конкретного продукта, сочетающего утилитарные (полезные) и эстетические
свойства.
- Проектно-художественная деятельность (дизайн) – это свободная
деятельность, связанная с экспериментированием и самореализацией.
Адресат: обучающиеся 4-5 класс (от 9 до 10 лет).
Уровень: стартовый.
Режим занятий – 2 часа в неделю (по 1 академическому часу два раза в
неделю).
Объем: 70 часов (9 месяцев).
Срок обучения: данная программа рассчитана на 1 год обучения.

Формы занятий: групповые, индивидуальные, парные, коллективные,
самостоятельные, индивидуально-обособленные.
Каждое
занятие
объединения
предполагает
рассмотрение
теоретических вопросов и выполнение практических работ.
Теоретическая часть – объяснение нового материала: информация о
видах, направлениях, стилях дизайна, вводный, текущий и заключительный
инструктаж.
Практической работе отводится большая часть учебного времени.
Практические работы могут быть учебными и проектными. При выполнении
учебной работы обучающиеся изучают технологические процессы
изготовления деталей, объектов, приёмы работы. При выполнении проектных
работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого в
конструкторском, художественном и технологическом
Педагогическая целесообразность программы нацелена на формирование
личности инициативной, самостоятельной, толерантной, способной к
успешной социализации. Одной из целевых установок, обеспечивающих
эффективную интеграцию ребёнка в общество, является предоставление
максимальных возможностей для формирования у него установки на
творческую деятельность.
Методическое обеспечение программы
Образовательный процесс по данной программе имеет развивающий
характер, то есть, направлен на развитие природных задатков детей,
реализацию их интересов и способностей. Содержание программы, методы,
приемы ориентированы главным образом на то, чтобы раскрыть и
использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению
личностно значимых способов познания путем организации целостной
учебной деятельности.
Виды и формы индивидуальной и коллективно–групповой деятельности
направлены на активизацию познавательных процессов, сочетают
интеллектуальную, практическую и самостоятельную деятельность.
исполнении.
Организационные формы:
1. фронтальная – сообщения новой темы, новой терминологии или
инструктажа;
2. коллективная – подготовка выставочных проектных работ;
3. парная – изготовление одного проектного изделия двумя участниками;
4. индивидуальная – изготовление одного изделия одним участником.
Формируемые умения и навыки учащихся:
1. Пробы сил в каждом направлении дизайна.
2. Обучение навыкам планирования работы, самостоятельного выбора
техник, инструментов и форм для достижения поставленной задачи.
3. Навыки самостоятельного выполнения проектных заданий, выбора
стиля, художественных решений.

4. Навыки выполнения групповых проектов, толерантного отношения к
товарищам по проекту.
5. Самостоятельно контролировать ход выполнения работы, фиксировать
последовательность и оценивать результат.
Получаемые учащимися знания:
1. Виды и направления дизайна.
2. История и развитие дизайна.
3. Стили в дизайне.
4. Правила безопасной работы с различными материалами, ручными и
чертёжными инструментами.
5. Проектная деятельность, проектная документация.
Формы подведения итогов. Подведение итогов работы имеет большое
воспитательное значение. Основными формами контроля учебной
деятельности являются:
 Просмотр – это временная выставка учебных работ и проектов, форма
подведения итогов в конце занятия, каждой темы. При этом учащиеся
сравнивают собственные работы и работы своих друзей и дают оценки.
 Тестирование, устный опрос – это контрольные срезы в начале,
середине и конце учебного года. Цель контроля – диагностика
имеющихся знаний и умений, оценка качества усвоения материала.
Также, контроль проводится с целью выяснения, каким воспитанникам
требуется больше уделить внимание и оказать вовремя помощь, какие
темы были наиболее интересными, а какие более сложными для детей.
Контроль учебной деятельности:
1. Входной (для выяснения знаний, умений и навыков
воспитанников в начале учебного года);
2. Промежуточный (в середине учебного года по пройденным
разделам или темам);
Итоговый (после завершения всей учебной программы по годам
обучения).
 Выставка проектных работ. Одним из показателей успеха в работе
объединения является участие обучаемых в различных выставках.
 Творческий отчёт. В конце учебного года, на заключительном занятии,
целесообразно подвести итоги работы объединения за год. Лучшие
работы представляются на отчётную выставку. Вопрос об участии,
должен решаться и осуществляться самими воспитанниками
объединения.
Цель программы
Формирование художественно-творческих способностей детей школьного
возраста,
через
проектно-художественную
деятельность
(дизайн),
приобщение к изобразительному творчеству, развитие эстетической
отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности.
Задачи программы
Обучающие:

- формировать умение использовать различные технические приемы при
работе с художественными материалами;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования,
цветоведения и декоративно-прикладного искусства.
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
- формировать художественный вкус и гармонию между формой и
содержанием художественного образа;
- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое
мышление и самоанализ;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную
активность;
- развивать психометрические качества личности;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры и
эмоционального отношения к действительности.
Воспитательные:
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям,
терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и
воспитанниками;
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание дошкольников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.
Дидактические принципы построения и реализации программы,
обусловленные единством воспитательное-образовательного пространства:
 принцип
культур сообразности: построение и корректировка
универсального эстетического содержания программы с учётом
региональных культурных традиций;
 принцип сезонности: построение и корректировка познавательного
содержания программы с учётом природных и климатических
особенностей данной местности в данный момент времени;
 принцип систематичности и последовательности: постановка и
корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в
логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от
хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
 принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания
программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к
возрасту;
 принцип оптимизации учебно-воспитательного процесса;
 принцип развивающего характера художественного образования;
 принцип природосообразности: постановка и корректировка задач
художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей
-возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

принцип интереса: построение и корректировка программы с опорой на
интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в
целом.
Специфические
принципы, обусловленные
особенностями
художественно-эстетической деятельности:
 принцип эстетизмами предметно-развивающей среды и быта в целом;
 принцип
культурного обогащения содержания изобразительной
деятельности, в соответствии с особенностями познавательного
развития детей разных возрастов;
 принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и
художественной деятельности;
 принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности
(воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего,
рефлектирующего);
 принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
 принцип организации тематического пространства (информационного
поля) - основы для развития образных представлений;
 принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых
способов действий, направленных на создание выразительного
художественного образа;
 принцип естественной радости (радости эстетического восприятия,
чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических
реакций, эмоциональной открытости).


Прогнозируемые результаты программы
Личностные результаты:
- в ценностно–эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к
окружающему миру (семье, родине, природе, людям); толерантное принятие
разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных
традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке
произведений искусства, нравственные оценки своих и чужих поступков,
явлений окружающий жизни;
- в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному
познанию мира; умение применять полученные знания в собственной
художественно–творческой деятельности;
- в трудовой сфере – навыки использования различных художественных
материалов, для работы в разных техниках (живопись, графика, декоративноприкладное искусство, художественное конструирование).
Метапредметные результаты:
- умение видеть и воспринимать проявление художественной культуры в
окружающей жизни (техника, архитектура, дизайн);
- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и
выразительных средств произведений искусства;

- активное использование языка изобразительного искусства и различных
художественных материалов для освоения содержания разных учебных
предметов;
- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных)
художественно – эстетическим содержанием;
- формирование мотивации и умений организовывать самостоятельно
художественно – творческую и предметно–продуктивную деятельность,
выбирать средства для реализации художественного замысла;
- формирование способности оценивать результаты художественно–
творческой деятельности, собственной и одногруппников.
Предметные результаты:
В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни
человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов,
представленных в произведениях искусства; умение различать основные
виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
сформированность представлений о ведущих в России и художественных
музеях своего региона;
- в ценностной – эстетической сфере – умение различать и передавать в
художественно - творческой деятельности характер, эмоциональное
состояние и свое отношение в природе, человеку, обществу; осознание
общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства и
отражения их в собственной художественной деятельности;
-умение самостоятельно оценивать шедевры русского и мирового искусства;
проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и
других народов;
- в коммуникативной сфере способность высказывать суждение о
художественных особенностях произведений, изображающих природу и
человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать
коллективные результаты художественно – творческой деятельности;
- в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства
художественной выразительности, для передачи замысла в собственной
художественной деятельности; моделирование новых образов путем
трансформации известных (с использованием изобразительного искусства и
компьютерной графики).
Планируемые результаты:
К концу обучения учащиеся должны знать:
- последовательность ведения работы в рисунке, живописи, тематической
или
декоративной
композиции;
систему
теоретических
основ
изобразительного искусства (законы конструктивного строения формы,
перспективы, светотени, цветоведения, композиции) Adobe Photoshop;
- основы рисования в программе Paint 3 D; Paint.
должны уметь:
- в процессе зрительного восприятия произведений искусства
самостоятельно проводить элементарный анализ их содержания и

художественныхсредств;
- изображать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы
и натюрморты, человека, животных и птиц с передачей их пропорций,
конструктивного строения, пространственного положения, цветовой окраски,
тональных отношений, перспективных сокращений формы, объема;
- при выполнении рисунков применять различные средства художественной
выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение,
контрасты светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и
др.; определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов,
колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои
впечатления;
- с помощью рисунка целенаправленно изучать форму, пространственное
положение объектов, важные и интересные события окружающей жизни;
- в тематической композиции самостоятельно применять законы перспективы
(выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные
материалы,
наиболее
подходящие
для
выполнения
замысла;
- самостоятельно проводить анализ художественных произведений, выделяя
идейное содержание и особенности изобразительного языка, связь темы
произведения
художников
с
музыкальными
и
литературными
произведениями;
- выделять части рисунка в Adobe Photoshop, перемещать их, изменять
масштаб;
- работать со слоями в Adobe Photoshop, создавать новые слои, удалять,
перемещать их;
- создавать заливки и текстуры;
- создавать изображения в программе Paint, использовать графический
планшет;
- владеть инструментами Paint 3 D; Paint.,

Тематическое планирование
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Разделы
Вводное занятие
Мир дизайна
Материалы и оборудование.
Инструктаж по ТБ.
Основы композиции.
Основы цветоведения.
Рисунок
Живопись
История искусства
Дизайн интерьера

Часы
2
2
1
6
5
6
6
5
17

10
11
12

Направления дизайна, связанные с
внешним обликом человека, его
имиджем
Итоговое занятие
Выставка работ
Итого:

17
2
1
70

Учебно-тематический план
№
Разделы
п/п

Количество часов
Теор

Практ.
работа

ия
1
2
3
4
5
7
8
9
10
10.1
10.2
10.3
10.4
11
11.1
11.2
11.3
11.4
12
13

Вводное занятие.
Мир дизайна
Материалы
и
оборудование.
Инструктаж по ТБ.
Основы композиции.
Основы цветоведения.
Рисунок
Живопись
История искусства
Дизайн интерьера
Из истории интерьеров.
Цвет в интерьере.
Элементы
интерьера.
Объекты
декорирования.
Проект «Комната моей мечты»
Направления дизайна, связанные с
внешним обликом человека, его имиджем
Имидж человека и его составляющие.
Визаж и дизайн причёсок.
Дизайн одежды, обуви и аксессуаров.
Проект «Сценический костюм и макияж»
Итоговое занятие
Выставка работ
Итого:

1
1

1
1

1

Итого
2
2
1

2
1
2
2
2
4
1
1

4
4
4
4
3
13
1
1

6
5
6
6
5
17
2
2

1

6

7

1

5

6

4

13

17

1
1
1
1

1
1
3
8
2

2
2
4
9
2
1
70

1
21

49

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие.
Организационные вопросы Цели и задачи объединения. Обсуждение плана
работы. Правила внутреннего распорядка. Демонстрация учебных и
проектных работ, ранее выполненных в объединении.
2. Мир дизайна.
Дизайн и его место в духовной и материальной культуре. Из истории
развития дизайна. Направления дизайна. Многообразие сфер применения
дизайна. Направления дизайна: компьютерная графика, арт-дизайн,
фитодизайн, дизайн среды, дизайн одежды, обуви, визаж и т. д.
3. Материалы и оборудование. Инструктаж по ТБ.
Техника безопасной работы циркулем, ножницами.
4. Основы композиции.
Законы художественного конструирования: единство формы и содержания.
Главное и второстепенное в изделии. Целое и его часть. Ритм как способ
организации композиции. Понятие «формы»: основные геометрические
фигуры и тела. Детальное изучение природных форм, их рассматривание.
Соответствие силуэтной формы и декора. Выявление композиционного
центра: выразительным силуэтом, размером, размещением.
Пропорции. Симметрия и асимметрия. Динамичность формы. Статичность.
Контраст. Равновесие формы. Цветовое оформление. Правила техники
безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.
- Решение композиционных задач. Варианты: тренинг «Какой фигуры не
хватает?» и «На что похожа эта фигура/геометрическая форма?», составление
натюрмортов «Дары осени», «Геометрические формы», выполнение
аппликаций «Самый красивый город», «Город будущего».
5. Основы цветоведения.
Цветовое оформление как средство композиции и фактор качества изделия.
Цветовой круг как помощник при соединении цветов. Теплые и холодные
цвета. Контрастные цвета, родственные. Гамма цветов. Тональность. Правила
техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.
- Соединение цветов с помощью цветового круга. Варианты: составление
натюрмортов «Цветные кубики», «Сокровища рукодельницы», выполнение
аппликаций «Цветная карусель», «Павлово-Посадский платок».
6. Рисунок
Цветовое решение. Основные инструменты и материалы художника-графика.
Некоторые правила и приёмы работы инструментами и с материалами.
Краткая история черчения. Инструменты и принадлежности чертёжника.
Правила техники безопасной работы с инструментами и материалами.
Правила оформления чертежей. Понятие о ГОСТе. Рамка, основная надпись.
Линии чертежа. Шрифты. Общие правила нанесения размеров. Условности и
упрощения при нанесении размеров. Габаритный размер. Масштабы
уменьшения и увеличения. Натуральный масштаб. Проецирование на 3
плоскости проекции. Выбор главного вида. Алгоритм построения 3-го вида
по 2-м заданным. Анализ геометрической формы предмета. Построение

комплексного чертежа в системе прямоугольных проекций. Разновидности
графических изображений.
7. Живопись
Жанры живописи. Живопись в дизайне интерьере.
8. История искусства.
История становления и развития дизайна интерьера. История дома.
9. Дизайн интерьера.
Из истории интерьеров. Понятие дизайна интерьера. Зависимость дизайна
интерьера от предназначения помещения. Композиция интерьеров. Стили
интерьеров. Цвет в интерьере. Роль цвета в интерьере. Освещение. Способы
и приёмы декорирования интерьера. Элементы интерьера. Объекты
декорирования. Интерьер жилых помещений. Обустройство спального места.
Дизайнерский подход к обычным предметам. Арт-дизайн. Правила техники
безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.
- Анализ стилей в интерьере.
- Проект «Комната моей мечты». Выполнение эскиза интерьера. Варианты:
детская комната, спальня, оформление сцены к школьному празднику…
10. Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека.
Имидж человека и его составляющие.
Понятие имиджа, стиля. Роль одежды, обуви, аксессуаров, причёски,
макияжа в создании имиджа. Стили в одежде. Влияние исторических эпох и
событий на стиль. Визаж и дизайн причёсок. Из истории косметики. Из
истории причёски. Парикмахерское искусство. Дизайн одежды, обуви и
аксессуаров.. Силуэт. Конструктивные особенности одежды: модель, фасон,
покрой. Фасонные, конструктивные, декоративные линии. Технология
изготовления одежды, обуви и аксессуаров. Правила техники безопасной
работы инструментами, с материалами и оборудованием.
- Анализ стилей в одежде.
- Анализ исторических причёсок.
- Обзор творчества знаменитых кутюрье и визажистов.
- Выполнение тренировочных упражнений по созданию имиджа.
- Коллективный проект «Сценический костюм и макияж». Варианты: Баба
Яга, Кощей Бессмертный…
11. Итоговое занятие.
Подведение итогов за год. Отбор проектных работ на отчётную выставку.
- Отбор проектных работ на отчётную выставку.
- Работа с тестом «Мир дизайна».
12. Выставка работ.
Подведение итогов за год. Проведение выставки. Итоги её и награждения.
Анализ успехов и недостатков. Перспективы работы в будущем учебном
году.
- Оформление выставки.
- Торжественная часть по итогам учебного года. Варианты: торжественная
линейка, праздник мастерства.

2. Комплекс организационно-педагогических условий
Материально-техническое обеспечение:
Занятия проходят в МОУ Байновская СОШ, кабинет «Точки Роста» №1.
Помещение соответствует санитарным нормам.
ИКТ-средства
Перечень оборудования, ПО
Персональный компьютер
Проектор
Интерактивная доска

Количество
10
1
1

Кадровое обеспечение:
К реализации данной программы может приступить педагог, имеющий
специальное педагогическое образование, желательно имеющий опыт работы с
подростками и детьми.

3. Список литературы
Для педагога:
1. Берник П.О. Основы художественного проектирования костюма и
эскизной графики. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.
2. Еременко Н.
Дополнительное
образование
в
образовательном
учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
3. Павлова А., Корзинова Е.. Графика в средней школе. Методическое
пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006
4. Корриган Дж. Компьютерная графика. – М.: ЭНТРОП. 1995.
5. Нестеренко О. Краткая энциклопедия дизайна. – М.: 1984.
6. Копцев В. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Основы
объемного конструирования – Ярославль: Академия Развития, 2001.
7. Холмянский Л. Макетирование и графика в художественном
конструировании. – М.: 1978.
8. Сасова И. А., Марченко А. В. Технология: Программа. 5 – 8 кл. – М.:
Вентана-Граф, 2005.
9. Ячменева В. Занятия и игровые упражнения по художественному
творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003.
10. Для учащихся:
1. Грожан Д. Практикум начинающего дизайнера. – Ростов н/Д:
Феникс, 2005.
2. Горяинова О., Медведева О., Школа юного дизайнера. – Ростов
н/Д.: Феникс, 2005.
3. Горяева Н.. Декоративно-прикладное искусство в жизни
человека. – М.: Просвещение, 2000.
4. Ерзенкова Н.В. Свой дом украшу я сама. – С.-Пб.: Диамант, 1999.

5. Лазарева Н.. Интерьер квартиры / Справоч. пособие по
проектированию и декорированию. – М.: Ниола-Пресс, 1999.
6. Максимова М.В., Кузьмина М. А. - Лоскутики. – М.: ЭКСМО,
2003.
7. Локина Т. Полный курс флористики. Композиции на оазисе. – М.:
Ниола-21 век, 2004.
8. Контарёва О. Костюмы детских праздников. – М: Айриспресс.2006.
9. Петушкова Г. Проектирование костюма. Учебник для студентов.
– М: Akademia. 2004.
10. Павлова А., Жуков С. Черчение: учебник для учащихся 9 кл.
общеобразовательных учреждений. – М.: Владос, 2003.


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».