Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП экопатруль

1

СОДЕРЖАНИЕ
1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

3

2. Комплекс организационно-педагогических условий

9

3.Список литературы

10

2

1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут
быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех
людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости
реализации принципов устойчивого развития. Именно в школьном возрасте
закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Чтобы решить экологические проблемы Земли, сначала нужно изучить
экологическую обстановку родного края и научиться бережно относиться к его природе.
Поэтому немаловажно для растущего человека понятие « малая родина»: его родной дом и
школа, родители и друзья, природа родного края. Любовь к малой родине начинается с
впечатлений, полученных от встреч с природой во время походов, экскурсий, просмотров
фильмов, рассказов об истории края, народных традициях, обычаях, легендах. Воспитывая
любовь к Родине и природе, мы воспитываем патриотов, воздействуем на формирование
жизненных идеалов, помогаем найти образы для подражания.
В основе программы экологического отряда «Экопатруль» лежит краеведческий
подход. Содержание программы экологического кружка обеспечивает устойчивые знания
в изучении природы своего края и даёт первичные экологические знания. Организация
обсуждения школьниками данных проблем дает возможность педагогу влиять на
формирование их отношений к Природе и Человеку как к базовым ценностям
современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в
них чувство уважения к жизни вообще. Это, в свою очередь, создает благоприятную
почву для включения школьников в различные социально ориентированные,
экологические, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего
собственного развития опыт социальной деятельности.
Программа разработана с учетом следующих нормативных документов:
Федерального Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденная
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
Санитарных
правил
2.4.3648–20
«Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 281;
Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685–21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2;
Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог
дополнительного образования детей и взрослых";
Устава МОУ Байновская СОШ.
Направленность программы: туристско-краеведческая.
Актуальность: изучение краеведения в школе является одним из основных
источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему,
формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную
педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является

3

интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и
обеспечивает межпредметные связи.
Адресат программы: обучающиеся 5 -6 классов разного уровня подготовки.
Возраст детей: 11-12 лет, количество в группе: 10-15.
Уровень общеразвивающей программы: «стартовый».
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Объем программы: курс рассчитан на 68 часов.
Срок освоения: 8,5 месяцев (один учебный год).
Новизна: первой задачей экологического образования является формирование у
личности адекватных экологических представлений, экоцентрического сознания. Развитие
дополнительного экообразования – исключительно важное направление работы
образовательных и природоохранных учреждений и общественных организаций.
Отличительные особенности данной общеразвивающей программы является
развивающая и практическая направленность. Во время занятий ребята выходят на
экскурсию на природу, участвуют в экологических акциях.
Формы обучения:
 групповая;
 фронтальная
 индивидуальная.
Виды занятий: трудовой десант; практические и творческие работы; экскурсии на
природу, в краеведческий музей; конкурсы, экологические мини-проекты,
интеллектуальные игры.
Для проверки знаний учащихся используется несколько различных форм
контроля: обсуждение в группе, индивидуальная работа, творческий мини-проект,
викторина, КВИЗ.
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цели программы: практическое изучение природы родного края, применение
приобретённых знаний и умений в общественно – полезной природоохранной
деятельности.
Задачи:
1.

Приобретение знаний об особенностях природных компонентов своей местности.

2.

Формирование практических навыков в изучении природы.

3.

Закрепление этих знаний на практике.

4.

Привитие умений и навыков поисково – исследовательского характера.

5.

Развитие эмоционального восприятия мира.

6.

Развитие творческих способностей.

7.
Способствование развитию психических процессов (воображение, память,
мышление, речь и т.д.)

4

8.
Воспитание ценностного отношения к миру, воспитание эстетического чувства и
патриотизма.
9.

Воспитание экологической культуры.
Содержание общеразвивающей программы «Экопатруль»
Учебно-тематический план

№
п/п

Название раздела

Общее
количество
часов
5

В том числе:
Теоретически Практиче
х
ских
3
2

1.

Введение

2.

Природа родного края

32

10

10

3.

Экологические проблемы
нашей местности

30

4

3

4.

Комплексная весенняя
экскурсия на природу
Итого

3

1

2

68

34

34

Форма
контроля
Экологический КВИЗ
Викторина
«Знатоки
природы»
Интеллектуа
льная игра
«Берегите
Землю»
Отчет по
экскурсии

Содержание разделов программы
Введение (5 ч). Понятие об экологии, как науки о взаимосвязанных живых
организмах. Экологические организации, их значение. Значение экологического движения
в школе. Цели, задачи и направления работы кружка. Правила поведения на природе.
Экологические знаки.
Практические занятия:
 экологическая акция «Чистый двор!»;
 экологический КВИЗ.
I. Природа родного края (32 ч).
Исследование компонентов природы Богдановичского района. Наш край на карте
России. Рельеф нашей местности. Полезные ископаемые. Климат своей местности.
Атмосферные явления в природе. Среднегодовой ход температуры в г. Богданович. Река
Калиновка. Озеро Куртугуз. Подземные воды. Особенности почвенного покрова.
Растительный мир. Природные растительные сообщества. Редкие и исчезающие растения
нашего края. Животный мир. Богдановичский заказник косуль. Археологический
памятник природы "Кашинское городище".
Практические занятия:
 Экскурсия "Осенние явления в природе", сбор материала для гербария.
 Рассматривание и определение минералов из коллекции местных полезных
ископаемых.
 Наблюдение за погодой, ведение дневника погоды.
 Исследование воды из реки Калиновка.
 Экологический десант на родник «Серебряный».
 Анкетирование «Откуда берется вода из крана?».
 Экскурсия на МУП «Водоканал».

5

 Выступление агитбригады «Берегите воду!»
 Создание гербария растений, характерных для своей местности, собранных во время
экскурсии.
 Мини проект «Редкие и исчезающие растения нашего края».
 Мини проект «Животные нашего края, занесённые в Красную книгу».
 Зимующие птицы. Акция «Накормим птиц!»
II. Экологические проблемы в нашей местности
Экологические организации в России. Исследования состояния природы.
Экологические проекты. Состояние природы окрестностей с. Байны. Загрязнение вод.
Загрязнение почв. Загрязнение воздуха. Бытовые отходы. Методы охраны природы.
Природоохранные территории. Богдановичский заказник.
Практическая работа
 Организация и проведение экологической акции «День Земли».
 Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!»
 Создание экологического буклета "Природа в опасности".
 Экологическая акция «Школьный двор!».
III. Комплексная весенняя экскурсия на природу.
Разработка маршрута экскурсии. Отчет по экскурсии.
Практические занятия:
 Построение маршрута экскурсии на основе картографических Интернет-ресурсов.
 Комплексная весенняя экскурсия на природу.
Тематическое планирование
№
п/п

Темы занятий

Теория

Практика

Введение (5)
1

12

Что такое экология?
Экологическая акция «Чистый двор!»
Экологические организации, их значение
Правила поведения на природе. Экологические
знаки.
Экологический КВИЗ
Природа родного края (32)
Природные комплексы
Экскурсия "Осенние явления в природе"
Наш край на карте России.
Рельеф и полезные ископаемые нашей местности.
Рассматривание и определение минералов из
коллекции местных полезных ископаемых.
Климат своей местности. Атмосферные явления в
природе.
Наблюдение за погодой, ведение дневника погоды.

13

Среднегодовой ход температуры в г. Богданович

1

14

Реки и озера Богдановичского района

1

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

6

15

Исследование воды из реки Калиновка.

16

Озеро Куртугуз.

1

17

Подземные воды. Родники

1

18

Экологический десант на родник «Серебряный».

1

19

Анкетирование «Откуда берется вода из крана?»

1

20

Экскурсия на МУП «Водоканал»

1

1

21- Выступление агитбригады «Берегите воду!»
22
23 Особенности почвенного покрова.

1

Природные растительные сообщества.

1

24

2

25- Создание гербария растений, характерных для своей
26 местности, собранных во время экскурсии.
27

Редкие и исчезающие растения нашего края.

2

1

28- Мини проект «Редкие и исчезающие растения
29 нашего края».

2

30

Животный мир.

1

31

Богдановичский заказник косуль.

1

32- Мини проект «Животные нашего края, занесённые в
33 Красную книгу».

2

34

Зимующие птицы.

35

Акция «Накормим птиц!»

36

Археологический памятник природы "Кашинское
городище".

1

37

Викторина «Знатоки природы»

1

38
39

Экологические проблемы в нашей местности (23)
Экологические организации в России.
1
Исследования состояния природы. Экологические
1
проекты.

1
1

40- Организация и проведение экологической акции
41 «День Земли».

2

42

Состояние природы окрестностей с. Байны.
Загрязнение вод.

1

43

Загрязнение почв.

1

44
45
4647

Загрязнение воздуха.
Бытовые отходы.
Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам
– вторую жизнь!»

1
1

48

Викторина «Очисти планету от мусора».

1

2

7

49- Методы охраны природы.
50
51 Природоохранные территории.
52

Богдановичский заказник косуль.

53- Создание мини-проектов "Природа в опасности".
55
56 Интеллектуальная игра «Берегите Землю»

2
1
1
3
1

57- Экологическая акция «Школьный двор!».
60
Комплексная весенняя экскурсия на природу (8)
61 Разработка маршрута экскурсии
1
62

Построение маршрута экскурсии на основе
картографических Интернет-ресурсов.

63- Комплексная весенняя экскурсия на природу
66
67- Составление отчета по экскурсии
68

4

1
4
2

Содержание разделов программы
Планируемые результаты
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности:
 умение самостоятельно определять

цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
 владение основами

самоконтроля, самооценки;

 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
 воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира,
умения видеть красоту окружающего мира;

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее


8

многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
культуры своего народа, своего края;
 формирование коммуникативной

компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
Предметные результаты:
 формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях,
закономерностях;
 привитие навыков
 умения

экологически грамотного поведения в природе и в быту;

прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;

 желания

предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

2. Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение учебного курса
Печатные пособия. Географические и топографические карты.
Натуральные объекты
Гербарии
Коллекции полезных ископаемых
Приборы
Раздаточные
Микроскопы
Лупа ручная
Компасы
Технические средства обучения
1. Компьютер.
2. Проектор.
3. Настенная доска.
Интернет-ресурсы
 yandex.ru/maps
Методическое обеспечение программы.
Используемые технологии:

•

технология проектной деятельности (Д. Дьюи., У.Х. Килпатрик, Коллингс идр.);

•

технология активного обучения (Д. Дьюи, Г.П.Щедровицкий и мн. др.);

•

технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов).

•

Формы контроля знаний:
Творческие задания.

•

Проектно-исследовательская работа.

•

Защита проектов.

•

Творческий отчет об экскурсии.
Основной инструментарий для оценивания результатов: творческие работы, минипроекты.
3. Список литературы.

9

1. Андреевских,

А.И.,

Роль

школьного

музея

как

организующего

центра

краеведческой, воспитательной работы на селе [Текст] / Методика и опыт
изучения сельских поселений Урала: материалы науч. конф., Екатеринбург, 21 окт.
1992 г. /Центр детского и юношеского туризма – Екатеринбург, 1993.-75с.
2. Атлас Свердловской области [Карты]: учебное пособие /Под ред. В.Г.Капустина
и И.Н.Корнева (издание 2-е, дополн.). – Екатеринбург: Издательство Сократ,
2015. – 32 с.
3. Большаков, В.Н. Региональная экология [Текст]: Пособие для учителя / В.С.
Безель, Г.И. Таршис., Л.Г. Таршис. – Екатеринбург: Сократ, 1998. - 176 с.
4. Климов, В.К., Богданович [Текст]: Екатеринбург, 1998. – 208с.
5. Материалы Богдановичского краеведческого музея.
6. Материалы Богдановичского охотничьего хозяйства.
7. Об

утверждении

перечней

особо

охраняемых

природных

территорий,

расположенных в Свердловской области [Текст]: постановление Правительства
Свердловской области от 17 янв. 2001 г. №41 – ПП.
8. Яковлева, Н.В., Экология. Элективные курсы 9 класс [Текст]

– Волгоград:

Учитель, 2008. -142 с.

10


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».