Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП ИЗО студия

1

СОДЕРЖАНИЕ
1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

3

2. Комплекс организационно-педагогических условий

13

3.Список литературы

15

2

1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию
детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно
мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок
начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами,
увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей
думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования – это настоящее пламя творчества, это толчок к
развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения
индивидуальности
Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и
руки – инструменты души. Творческий процесс – это настоящее чудо. “В творчестве нет
правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь”
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения,
развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Новизна программы заключается в создании условий для детского художественного творчества позволяющие педагогу естественно создать атмосферу творческого
единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе
дело по силам, интересам и способностям. Творчество есть пространство свободы,
поэтому творческая работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя.
Творчество как когнитивный, интеллектуальный процесс осуществляется в деятельности,
является ее внутренней, неотъемлемой чертой и развивается согласно логике культурноисторического процесса.
Программа разработана с учетом следующих нормативных документов:
Федерального Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденная
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
Санитарных
правил
2.4.3648–20
«Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 281;
Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685–21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2;
Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог
дополнительного образования детей и взрослых";
Устава МОУ Байновская СОШ.
Программа имеет художественную направленность.
Актуальность программы. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не
только художественные – эстетические, творческие способности, но и коммуникативные
навыки в процессе рисования. Программа направлена на развитие творческих
способностей и воспитание личности ребенка.
3

Адресат: программа рассчитана на 5-е - 7- е классы, возраст 12-14 лет. Наполняемость
группы 10 – 12 человек;
Уровень программы: «стартовый уровень».
Режим занятий: два часа в неделю по 1 академическому часу.
Объём: на освоение программы необходимо 68 часов.
Срок освоение программы:1 учебный год (8,5месяцев).
Форма занятия: индивидуально – групповая, фронтальная, индивидуальная.
Виды занятий: беседы, практические занятия, мастер – классы, экскурсии, открытые
занятия.
Формы подведения результатов: организация групповых и индивидуальных выставок,
презентации, анализ, взаимоанализ работ.
Отличительные особенности программы – это развитие индивидуальности каждого
ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к
разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного
опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы,
передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии
способностей.
Занятия кружка весомо отличаются от занятий, запланированных программой по
ИЗО, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют
знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.
Виды и техники нетрадиционного рисования
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями
на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется
использовать особенные техники и приемы.
Дети старшего дошкольного возраста могут освоить следующие техники
нетрадиционного рисования:
Монотипия предметная
выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его
половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются
симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист
снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно
украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Монотипия пейзажная
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение
пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине
листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток).
Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа,
предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после
того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от
отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку.
На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом
бумаги. Пейзаж получается размытым.
Кляксография с трубочкой
4

Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка,
трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску,
выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из
трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости
процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти).
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных
цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка.
Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы,
салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки,
пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы
пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы
большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или
окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и
правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются
салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге.
Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками
остается не закрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает
лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55
см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о
картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или
несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
5

Материалы: жесткая кисть, гуашь, плотная бумага.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге,
держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется
весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей
поверхности.
Ниткография
Средства выразительности: цвет, линия, фактура.
Материал: ворсистая нитка, лист бумаги, краски, кисти.
Способ получения изображения: дети выкладывают на половинке листа бумаги
прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист
резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов.
Рисование по мокрому
Средства выразительности: пятно.
Материалы: акварельная бумага, вода, акварель, мягкая кисть.
Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или
каплями нанести изображение. Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.
Мыльные пузыри
Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.
Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист бумаги.
В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч.л. воду. Опустите в смесь трубочку и
подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, и осторожно
прикоснуться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу.
Оттиск смятой тканью
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона,
пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая ткань.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую ткань к штемпельной
подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и
блюдце, и ткань.
Оттиск фруктами
Средства выразительности: цвет, пятно.
Материалы: любые фрукты, разрезанные пополам, блюдце с гуашью, плотная бумага.
Способ получения изображения: ребенок окунает фрукт в блюдце с краской и наносит
отпечаток на бумагу.
Пуантилизм (рисование тычком)
Средства выразительности: цвет, пятно.
Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги.
Способ получения изображения: ребенок окунает в емкость с краской, ватную палочку и
наносит изображение на лист. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон.
При необходимости изображение дорисовывается кистью.
Цель и задачи программы
Цель программы: - развитие художественно-творческих способностей детей, через
применение нетрадиционных техник изображения.
Задачи:
- знакомить с приемами нетрадиционной техники рисования и способам изображения с
использованием различных материалов;
- развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии наглядного материала;
6

- обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов;
- развивать творческие способности детей;
- подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и
явлений окружающей деятельности;
- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
- формировать умение оценивать созданные изображения;
- формировать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок,
запахов и звуков окружающего мира;
- побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и
создавать композиции, образы.
Содержание программы

1.

Тематический план
Количество часов
Название темы
Всего Теория
Практи
ка
«Бабочки» монотипия
2
1
1

2.

«Осенний букет» кляксография

2

1

1

3.

«Воздушные шары» смешивание
основных цветов
«Компоты и варенье» отпечаток,
оттиск
«Волшебный лес» печатание
растениями
«Пестрый котёнок» рисование тычком
«Красная смородина» изображение
природных форм
«Подводный мир» рисование
мыльными пузырями
«Разноцветные рыбки» рисование
акварельными карандашами
«Унылая пора! Очей очарованье!»
рисование пятном, контуром,
ладошкой
«Рисуем по шаблону» обрисовывание
готовых шаблонов
«Невидимый зверёк» Рисование
свечёй
«Снигири на ветке» рисование
«тычок» жесткой полусухой кистью
«Зимние узоры» монотипия

2

1

1

Выставка
работ
Анализ работ

2

1

1

Презентация

2

1

1

2
2

1
1

1
1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

Презентация

2

1

1

«Письмо для деда мороза»
Самостоятельная работа в выбранной
технике
«В лесу родилась ёлочка» рисование
клеем

2

1

1

Выставка
работ
Творческая
работа

2

1

1

№
п/п

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.
12.
13.
14.
15.

16.

Форма
контроля

Выставка
работ
Анализ работ
Взаимоанализ
работ
Презентация
работ
Анализ работ

7

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

34.

«Волшебница зима» набрызг
«Сказочный зимний лес» оттиск
природными формами
«Семья снеговиков» оттиск тканью
«Музыкальный рисунок»
импровизация цветовыми пятнами
«Разноцветное небо» рисование по
мокрой бумаге
«Солёное море» работа солью по
мокрой краске
«Красивые картинки из разноцветной
нитки» ниткография
«Пейзаж у озера» монотипия
«Превращение ладошки» рисование
ладошками
«Подарок маме» Самостоятельная
работа в выбранной технике
«Весенняя фантазия» оттиск разными
материалами
«Весеннее дерево» кляксография и
пуантилизм
«Планеты» коллаж
«Космические дали» набрызг
«Праздничная верба» пастель
«Праздничный салют» восковые
мелки, акварель
«Одуванчики – пушистое чудо
природы» смешанная техника –
набрызг, тычёк
«Вот и лето пришло» Самостоятельная
работа в выбранной технике

2
2

1
1

1
1

Выставка
Презентация

2
2

1
1

1
1

Анализ работ

2

1

1

2

1

1

2

1

1

Выставка
работ
Презентация

2
2

1
1

1
1

Анализ работ

2

1

1

Творческая
работа

2

1

1

2

1

1

2
2
2
2

1
1
1
1

1
1
1
1

2

1

1

Открытое
занятие

2

1

1

Творческая
работа

Выставка
работ
Презентация
Выставка

Содержание тематического плана
Сентябрь
1. «Бабочки»
Теория: Познакомить детей с техникой монотипия, учить создавать выразительный образ.
Развивать образное мышление, аккуратность.
Практика: Освоение техники монотипия (предметная).
2. «Осенний букет»
Теория: Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее
выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов (цветов), полученных
в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности. Поощрять детское
творчество, инициативу.
Практика: Освоение техники кляксография.
3. «Воздушные шары»
Теория: Закрепить представления детей о цветовом многообразии, ознакомить с
хроматическими (основными) и ахроматическими цветами. Расширить знания цветовой
гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения.
8

Практика: Освоение смешивания основных цветов краски для получения новых оттенков,
более сложных.
4. «Компоты и варенье»
Теория: Познакомить детей с новым видом изобразительной технике – печатание
фруктами. Упражнять в печатании. Развивать чувства композиции световосприятие,
память, наблюдательность. Обобщить знания о фруктах и ягодах.
Практика: Освоение техники печатание фруктами (оттиск).
Октябрь
5. «Волшебный лес»
Теория: Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную
отзывчивость на красоту осени. Познакомить с новым видом изобразительной техники «печать растений».
Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.
Развивать чувства композиции, цветовосприятия.
Практика: Освоение техники печатания растениями.
6. «Пестрый котенок»
Теория: Познакомить детей с техникой рисования тычком (пуантилизм). Учить рисовать
гуашью с помощью ватной палочки, смешивать краски и получать различные оттенки
цвета. Развивать чувство прекрасного.
Практика: Освоение техники пуантилизм.
7. «Красная смородина»
Теория: Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение
ее образа в собственном творчестве. Расширять знания и представления детей об
окружающем мире, познакомить с внешним видом красной смородины.
Формировать чувство композиции и ритма. Учить объединять разные техники в одной
работе. (Техника тычка, печатание листьями.)
Практика: Освоение навыка совмещения, объединения двух техник в одной работе
(пуантилизм и печатание листьями).
8. «Подводный мир»
Теория: Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями. Продолжать
учить детей работать с гуашью. Воспитывать интерес к творчеству. Способствовать
развитию - творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков,
мелкой моторики, глазомера, внимания.
Практика: Освоение техники рисования мыльными пузырями. (Заготовка фона для
бедующего коллажа).
Ноябрь
9. «Разноцветные рыбки»
Теория: Вызвать интерес к рисованию акварельными карандашами. Стремиться
передавать образ рыбки, добиваться выразительного образа. Познакомить детей с
техникой коллаж. Закрепить умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем.
Развивать аккуратность, самостоятельность.
Практика: Освоение навыка рисования акварельными карандашами, техники коллаж.
10. «Унылая пора! Очей очарованье»
Теория: Учить детей умению отражать в рисунке признаки осени, соответствующие
поэтическим строкам. Использовать различные способы рисования деревьев (пятно,
замкнутое контуром, подробная деталировка, дерево, изображенное кулачком, ладошкой).
Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение. Закреплять умение отличать
пейзаж от картин другого содержания.
Практика: Рисование ладошками, пальцами.
11. «Рисуем по шаблону»
Теория: Расширять представление детей о строении сложных предметов, развивать
способность находить взаимосвязь главного и второстепенного. Научить детей смотреть
9

на одну и ту же форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов,
развивать воображение. Обучать способам изображения разных объектов приемом
обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм.
Развивать координацию движений, мелкую моторику рук.
Практика: Освоение рисования по шаблону.
12. «Невидимый зверек»
Теория: Познакомить детей с техникой рисования свечей. Продолжать учить рисовать по
шаблону. Закреплять умение использовать различные материалы, представление о
композиции, сочетании цветов. Развивать воображение, творчество, самостоятельность в
выборе сюжета.
Практика: Освоение техники рисования свечкой.
Декабрь
13. «Снегири на ветках»
Теория: Познакомить детей с техникой рисования тычок жесткой полусухой кистью.
Учить рисовать снегирей. Закрепить знания о зимующих птицах нашей родины.
Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам, представление о том, что все в
природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир.
Практика: Освоение техники рисования тычком сухой, жесткой кистью.
14. «Зимние узоры»
Теория: Познакомить детей со способами изображения как монотипия (отпечаток),
рисованием ниточками. Показать выразительные возможности, особенности рисования
данными способами.
Развивать воображение, образное мышление, цветовосприятие, творческие способности
детей. Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный отклик к творческой деятельности.
Практика: Продолжить освоение техники монотипия.
15. «Письмо для деда мороза»
Теория: Создать предпраздничное нестроение. Учить изображать детей свои желания и
эмоции через рисунок, самостоятельно выбирать и выполнять работу в понравившейся
технике.
Практика: Самостоятельная работа детей.
16. «В лесу родилась елочка»
Теория: Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования,
познакомить с новым необычным изобразительным материалом. Развивать
цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые
сочетания. Учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой
струйкой. Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру, развивать
координацию движений, мелкую моторику кистей рук.
Практика: Рисование нитками.
Январь
17. «Волшебница зима»
Теория: Познакомить с нетрадиционной техникой рисования набрызг. Учить новым
способам получения изображений. Развивать внимание, мышление. Воспитывать
аккуратность при работе.
Практика: Освоение технике рисования - набрызг.
18. «Сказочный зимний лес»
Теория: Продолжать учить детей самостоятельно передавать сюжет зимнего пейзажа с
использованием нетрадиционных техник рисования. Развивать интерес детей к
изобразительному творчеству посредством использования нетрадиционных техник
рисования. Учить рисовать оттиском капустного листа. Учить задумывать и включать в
рисунок знакомые предметы (елочки, снеговиков).
Практика: Освоение техники – оттиск (капустный лист).
19. «Семья снеговиков»
10

Теория: Познакомить детей с техникой рисования оттиск тканью. Создать радостное,
предпраздничное настроение, вызвать положительные эмоции у детей. Продолжать
развивать фантазию и образное мышление.
Практика: Освоение технике рисования оттиск тканью.
20. «Музыкальный рисунок»
Теория: Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Совершенствовать
умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств
музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.) Стимулировать творчество
детей к импровизации с цветовым пятном. Развивать композиционные навыки в
компоновке общего панно.
Практика: Работа детей по впечатлениям от прослушанной музыки. Выбор техники по
желанию детей.
Февраль
21. «Разноцветное небо»
Теория: Знакомство детей с рисованием по мокрой бумаге. Развивать чувство цвета,
формы и композиции. Воспитывать желание восхищаться явлениями природы.
Практика: Освоение техники рисования по мокрой бумаге.
22. «Соленое море»
Теория: Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой
краске для создания объемности изображения.
Продолжать развивать фантазию и воображение детей.
Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для
получения нужного оттенка.
Практика: Освоение техники рисования с солью по сырой краске.
23. «Красивые картинки из разноцветной нитки»
Теория: Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования,
познакомить с новой техникой - ниткография (рисование нитью). Развивать
цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые
сочетания, развивать фантазию, творческое мышление.
Практика: Освоение техники рисования – ниткография.
24. «Пейзаж у озера»
Теория: Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства.
Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа — монотипией,
показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Подвести
детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому.
Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую
гамму в соответствии с придуманным сюжетом.
Практика: Продолжать знакомится с техникой рисования – монотипия (пейзажная).
Март
25. «Превращение ладошки»
Теория: Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до
определенного образа. Развивать воображение и творчество.
Практика: Рисование ладошками.
26. «Подарок маме»
Теория: Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать
чувство композиции и ритма.
Практика: Самостоятельная работа детей.
27. «Весенняя фантазия»
Теория: Упражнять в рисовании методом размывания краски на стекле и оттиска стекла
на лист бумаги. Определить какими красками пользуется «Весна», развивать фантазию,
воображение.
Практика: Освоение техники рисования – оттиск стеклом.
11

28. «Весеннее дерево»
Теория: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования
«кляксография». Учить совмещать две техники в одном изображении (клаксография и
пуантилизм). Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания
изображения, развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы.
Развивать дыхательную систему, воображение и мышление.
Практика: Освоение техник рисования – кляксография, пуантилизм.
Апрель
29. «Планеты»
Теория: Закрепить умения детей в технике коллаж. Совершенствовать умение
пользоваться
ножницами,
трафаретами,
клеем.
Развивать
аккуратность,
самостоятельность.
Практика: Заготовить детали для будущего коллажа, упражнять в вырезании.
30. «Космические дали»
Теория: Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг.
Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной технике и технике
коллаж. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.
Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать
эмоциональное отношение к образу.
Практика: Освоение техники коллаж. Продолжить осваивать набрызг.
31. «Праздничная верба»
Теория: Рассказать, почему верба является символом Пасхи, пополнить знания о
празднике. Познакомить детей с новым материалом для рисования (пастель). Учить
рисовать вербу по затонированой бумаге пастелью.
Практика: Рисование пастелью.
Май
32. «Праздничный салют»
Теория: Познакомить детей с новой техникой рисования – восковые мелки + акварель.
Уточнить и пополнить знания детей о предстоящих праздниках (1, 9 мая), учить рисовать
праздничный салют, соблюдать правила композиции и цветовой колорит.
Практика: Освоение техники рисования – восковые мелки + акварель.
33. «Одуванчики - пушистое чудо природы»
Теория: Продолжить развивать у детей художественно-творческие способности с
помощью техники - «Набрызг». Обучать особенностям изображения объектов с помощью
техники «Набрызг», развивать мелкую моторику, цветовосприятие, эстетические
восприятие, воспитывать бережное отношение к природе средствами искусства.
Практика: Продолжить осваивать технику – набрызг (многослойный).
34. Вот и лето пришло»
Теория: Закреплять умение детей рисовать понравившейся техникой. Развивать интерес к
самостоятельной художественной деятельности. Воспитывать эстетические чувства,
усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
Практика: Самостоятельная работа, техника рисования по выбору детей.
Планируемый результат
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать
задачи воспитания и обучения детей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученики научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
12

- адекватно оценивать свою работу;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и других членов кружка
Познавательные универсальные учебные действия
Ученики научатся:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами рисования
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученики научатся:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Личностные результаты –
У учащихся будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- способность к оценке своей работы;
- чувство прекрасного и эстетические чувства.
Предметные результаты –
Ученики научатся:
- создавать простые композиции на заданную тему;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
- изображать предметы различной формы;
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, предметов.
Ожидаемый результат
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать
задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный
материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
-Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка,
обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-Сформируются навыки трудовой деятельности
-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств
выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к
видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые
доступные средства
2. Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программ
Материально – техническое обеспечение
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
1. Бумага разного формата и цвета.
2. Гуашь.
3. Акварельные краски.
13

4. Ватман.
5. Картофель, морковь.
6. Поролон.
7. Капустные листы.
8. Воздушные шары.
9. Листья деревьев.
10. Кисточки.
11.Чашечки для гуаши.
12. Баночки для воды.
13. Заготовки рисунков.
14. Салфетки влажные.
15. Зубная паста.
16. Пластиковые вилки
17. Крупы
18. Пенопласт
19. Бисер, бусинки
20.Ленты разноцветные
21. Трубочки
22. Соль
Технические средства:
Ноутбук
Проектор (26 кабинет)
Экран (26 кабинет)
Информационное обеспечение:
 Альбом «художники и их иллюстрации»;
 Альбом «Рисуйте с нами»;
 Альбом «Народный месяцеслов»;
 Игры для восприятия цвета и развития руки;
Кадровое обеспечение
Образовательный процесс по модулям обеспечивается педагогическими кадрами,
имеющими базовое образование, соответствующее профилю модулю или опыт
деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически
занимающимися методической деятельностью.
Формы контроля и оценочные материалы
Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в
нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов
художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и
результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности
личности.
Стартовый контроль в начале года определяет исходный уровень обученности:
творческая работа на дом; собеседование с учащимися, тестирование.
Текущий контроль художественной деятельности в процессе усвоения
каждой изучаемой темы включает индивидуальные творческие работы учащихся,
выполненные в различных видах изобразительного искусства.
Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после
прохождения тем четвертей в форме выставки, тестирования, просмотра работ.
Для заключительного контроля используются различные методы диагностики
- конкурс рисунка, проект, викторина, тест и другое.
Система мониторинга
Уровень подготовки знаний детей воспитанников можно определить, воспользовавшись
14

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

разработкой доктора пед. наук профессора Т.С. Комаровой “Критерии оценки овладения
детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества”.
Анализ продукта деятельности
Форма: 3 балла – передана точно, части предмета расположены верно, пропорции
соблюдаются, четко передано движение; 2 балла – есть незначительные искажения,
движение передано неопределенно; 1 балл – искажения значительные, форма не удалась,
части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение
статическое.
Композиция: 3 балла – расположение по всему листу, соблюдается
пропорциональность в изображении разных предметов; 2 балла – на полосе листа; в
соотношении по величине есть незначительные искажения; 1 балл – композиция не
продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.
Цвет: 3 балла – передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна; 2
балла – есть отступления от реальной окраски; преодладание нескольких цветов или
оттенков; 1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в
одном цвете.
Ассоциативное восприятие пятна; 3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно,
линию в реальные и фантастические образы; 2 балла – справляется при помощи
взрослого; 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.
Анализ процесса деятельности
Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет
навыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затруднения
при действиях с изобразительными материалами; 1 балл – рисует однотипно, материал
использует неосознанно.
Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и
критично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием; 2 балла –
эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена,
занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке
взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной
деятельности.
Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания
самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность
замысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, с
вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее
полногму раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция
деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не
инициативен, не стремиться к полному раскрытию замысла.
Шкала уровней: 0-8 – низкий уровень; 9-16 – средний уровень; 17-21 – высокий уровень.
3. Список литературы
1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007.
– 144с., 16л. вкл.
2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-120с.
3. С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного
М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с..
4. Е. П. Арнаутова Педагог и семья. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2001.-264 с.
15

5. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2012 г.
6. «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева «Академия развития», 2006.
7. «Яркие ладошки» Н.В.Дубровская «Детство-пресс», 2004.
8. «Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «Детство-пресс» 2003.
9. Педагогический опыт ,опубликованный в журналах дошкольное воспитание.
10. Медиоресурсы интернета « МААМ.ru», «Почемучка.ru» и т.д.
11. Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.
12. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7
лет».
13. Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.

16


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».