Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП Глобалные проблемы мира

Содержание

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

2

2. Содержание курса внеурочной деятельности

4

3. Тематическое планирование

5

2

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты
В результате изучения курса учащиеся должны знать/понимать:
 предмет изучения глобальной географии;
 систематизацию глобальных проблем, их причины возникновения, пути
решения;
 антропогенные воздействия на природу в целом и ее отдельные компоненты;
 особенности этнической, лингвистической, религиозной структуры
человечества;
 политическую анатомию современного мира, культурно-исторические регионы
мира;
 экономическую дифференциацию мира;
 особенности глобальной и социальной экологии;
Уметь:
 определять и сравнивать по разным источникам информации тенденции развития
процессов и
 оценивать и объяснять степень природных и техногенных изменений в природе;
 проводить учебные исследования, моделирование ситуаций в пространственновременной
 решать социально значимые задачи на основе проведения учебной экспертизы.
2. Содержание программы
Раздел I Глобалистика и география (2 часа)
Глобалистика и глобальная география: терминология и содержание.
Междисциплинарный характер глобалистики и основные направления в ее изучении:
философское,
экономическое,
социологическое,
экологическое,
юридическое,
прогностическое, географическое и др. Необходимость мобилизации совместных усилий
экономистов, социологов, экологов, юристов, химиков, физиков, медиков, географов и
других специалистов для исследования глобальных проблем. Классификация глобальных
проблем. Глобальное моделирование. Взаимосвязь глобальных проблем.
Раздел II Современный лик Земли (7часов)
Планета Земля-место обитания человека. Первые шаги человека в освоении
планеты. Стремительные изменения лика Земли. Освоение новых территорий.
Антропогенные воздействия на отдельные компоненты природы. Антропогенные и
культурные ландшафты. Человеческие расы. Динамика численности этносов, говорящих
на языках главенствующих в мире. География религий. Христианство. Распространение
ислама. Локализация национальных религий. Понятие о качественных и количественных
сдвигах на политической карте. Территории и формы организации государства.
Унитарное государство, Федеративное государство, Конфедерация. Региональная
дифференциация мира. Типология государств. Роль международного разделения труда.
Международная специализация мирового хозяйства. Мировая экономика как система
взаимосвязанных национальных хозяйств. Глобализация мировой экономики.
Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Внешняя торговля.
Практикумы: 1. Выявление изменения характера связи человека с окружающей
средой на протяжении истории 2.Сравнение показателей качества населения отдельных
стран, взятых из различных источников информации 3. Описание одного из памятников
Всемирного культурного наследия 4.Обозначение на контурной карте мировых центров
производства важнейших отраслей продукции промышленности (по выбору).
Раздел III Глобальные проблемы человечества(16 часов)
3

Демографическая проблема. Демографический взрыв: его причины и последствия.
Теория демографического перехода. Развитые и слаборазвитые страны. Демографический
оптимум и демографическая политика. Демографическая обстановка в России. Проблема
Север-Юг: проблема отсталости. Продовольственная проблема. Источники питания в
прошлом и сейчас. Качество питания: нормы и факты. География голода. Региональные
типы питания. Голод и здоровье человечества. Причины голода. Энергетическая
проблема.
Обеспеченность
традиционными
энергоресурсами
и
переход
к
энергосберегающему типу экономики. Сырьевая проблема. Истощение земных недр.
Дисперсность месторождений. Роль лесных ресурсов. Вторичные ресурсы. Утилизация
мусора. Россия и глобальный сырьевой кризис. Проблемы Мирового Океана. Освоение
биологических ресурсов океана. Освоение минеральных ресурсов океана. Использование
энергии океана. Глобальный этнический кризис. Старение наций. Россия и глобальный
этнический кризис. Региональные проблемы. Сепаратизм и региональные конфликты.
Региональные конфликты на территории бывшего СССР. Проблемы преступности.
Криминальная обстановка в мире. Криминальная обстановка в России. Проблема суицида.
Проблема стихийных бедствий. Цунами. Землетрясения. Роль мирового сообщества в
борьбе с природными катастрофами. Антропогенные катастрофы. Техногенные
катастрофы. Проблема здоровья человека. География инфекционных болезней. СПИД.
Здоровье и долголетие. Проблема урбанизации. Урбанизация. Региональные особенности
урбанизации. Проблема исследования космоса.
Практикумы: 1.Составление классификационной таблицы: Крупнейшие страны
мира по формам правления» 2. Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и
развивающихся стран 3. Определение территорий и акваторий для сооружения
электростанций, работающих на альтернативных источниках энергии, обозначение их на
контурной карте 4.Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и
мегалополисов мира.
Раздел IV. Геоэкология - фокус глобальных проблем (10 часов)
Биосфера как планетарная организация жизни. Живое вещество биосферы и его
функции. Гибель биосферы. Понятие о техногенезе. Экспоненциальный рост техногенной
нагрузки на среду. Глобальные следствия техногенеза. Загрязняющие вещества.
Геоэкология и глобальная экология. Оценка экологической обстановки. Геоэкология
атмосферы. Явление парникового эффекта. Истончение озонового слоя. Киотское
соглашение. Геоэкология гидросферы. Загрязнение гидросферы. Очистка сточных вод.
Геоэкология почв. Земельный фонд мира. Деградация земель. Социальная экология.
Экология и политика.
3. Тематическое планирование
№
Раздел
Раздел I Глобалистика и география (2 часа)
1
Глобалистика и глобальная география: терминология и содержание.
2
Глобализация и регионализация мира. Классификация глобальных проблем.
Раздел II Современный лик Земли (7часов)
3
Планета Земля-место обитания человека. Первые шаги человека в освоении
планеты. Стремительные изменения лика Земли. Освоение новых территорий.
4
Человеческие расы. Этническая мозаика мира. Динамика численности этносов.
5
Территории и формы организации государства. Унитарное государство,
Федеративное государство, Конфедерация.
6
Практикум: Сравнение показателей качества населения отдельных стран,
взятых из различных источников информации
7
Роль международного разделения труда. Международная специализация
мирового хозяйства.
8
Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств.
4

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

26
27
28
29
30
31
32
33
34

Глобализация мировой экономики.
Интеграционные союзы мира. Внешняя торговля.
Раздел III Глобальные проблемы человечества (16 часов)
Демографическая проблема. Демографический взрыв: его причины и
последствия. Теория демографического перехода.
Демографический оптимум и демографическая политика. Демографическая
обстановка в России.
Продовольственная проблема. Источники питания в прошлом и сейчас.
Качество питания: нормы и факты. География голода.
Энергетическая проблема. Обеспеченность традиционными энергоресурсами и
переход к энергосберегающему типу экономики. Сырьевая проблема.
Вторичные ресурсы. Утилизация мусора.
Проблемы Мирового Океана. Освоение биологических ресурсов океана.
Практикум: Составление классификационной таблицы: Крупнейшие страны
мира по формам правления
Проблема стихийных бедствий. Цунами. Землетрясения. Роль мирового
сообщества в борьбе с природными катастрофами.
Антропогенные катастрофы.
Техногенные катастрофы. Проблема здоровья человека.
Практикум:
Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и
развивающихся стран
География инфекционных болезней. СПИД.
Здоровье и долголетие.
Проблема урбанизации. Урбанизация.
Региональные особенности урбанизации. Специфика урбанизации в СССР и
России.
Проблема исследования космоса.
Раздел IV. Геоэкология - фокус глобальных проблем
(9 часов)
Биосфера как планетарная организация жизни.
Живое вещество биосферы и его функции.
Понятие о техногенезе. Глобальные следствия техногенеза.
Загрязняющие вещества. Геоэкология и глобальная экология.
Оценка экологической обстановки. Геоэкология атмосферы.
Явление парникового эффекта. Истощение озонового слоя.
Геоэкология гидросферы. Загрязнение гидросферы.
Геоэкология почв. Земельный фонд мира. Деградация земель.
Социальная экология. Экология и политика.

5


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».