Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Муниципальное казённое учреждение «Управление образования ГО Богданович» муниципальное общеобразовательное учреждение Байновская средняя общеобразовательная школа Приложение №4 к ООП ООО (ФГОС) МОУ Байновской СОШ Согласовано Зам директора по ВР у " О.В. Флягина «.V » 2023 г. Утверждаю Директор ад^СОШ О \\ ?Кунавина Приказ « 3 / » (ь Рабочая программа внеурочной деятельности «Музейное дело» Уровень обучения: 6-8 класс Составитель: Панкратьева Н.П., руководитель школьного музея Срок реализации: 2023-2024 уч. год с. Байны 2023 Содержание курса программы Вводное занятие (1) Знакомство с понятием «музей». Знакомство с программой работы. Инструктаж по технике безопасности. Основы музейных знаний (7) О чем будет рассказывать школьный музей. Понятие «школьный музей». Профили школьных музеев. Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая работа, связь с общественностью, ветеранами, проживающими в микрорайоне школы, ветеранами педагогического труда, родителями. Где и как собирать материалы для музея. Работа в библиотеке, музее, архиве. Проведение встреч, запись воспоминаний и рассказов. Точность и достоверность записей. Правила фиксирования воспоминаний, рассказов. Требования к ведению краеведческого дневника. Изучение архивных документов. Обращение с найденными документами предметами. Необходимость их полной сохранности. Как оформить выставку, музейную экспозицию. Содержание экспозиции школьного музея. Этапы создания музейной экспозиции: изучение и отбор материалов, изготовление текстов, аннотаций, элементов оформления. Оформление постоянных и временных выставок, сменных стендов, передвижных выставок Как подготовить доклад, экскурсию Выбор темы доклада, экскурсии, изучение различных источников информации, подготовка текста. Отбор экспонатов в зависимости от темы доклада или экскурсии. Как вести экскурсию Маршрут экскурсии. Использование различных методов и приемов в ходе экскурсии. Приемы сравнительной и мыслительной реконструкции. Требования к языку экскурсовода. Краеведение (4) Историческое прошлое нашего края. История села Байны. Село в годы Великой отечественной войны. История сельской школы. Школа вчера, сегодня, завтра. Научно-исследовательская деятельность школьного музея (5) Подготовка научно-исследовательских работ. Подготовка и защита проектов. Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня. 4 Результаты освоения курса Воспитание социальной ответственности и компетентности: • позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина; • умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм; первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности; • сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллектив, сообщество городского или сельского поселения, неформальные подростковые общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах; знание о различных общественных и профессиональных организациях, их структуре, целях и характере деятельности; Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания: • ценностное отношение к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним; • продолжать героические традиции многонационального российского народа; • начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту; • умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и учебно исследовательских задач; • умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников; • начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов; умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах; • умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; Через систему краеведческой работы школа предполагает воспитывать в будущем гражданина России: • чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордость за свою Родину; высокий нравственный и культурный потенциал, способность корректировать своё общение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение строить свою жизнь гармонично и нравственно • чувство личной ответственности за все происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни; • способность к творчеству, потребность в углубленном изучении какой - либо отрасли науки, умение самостоятельно добывать новые знания физическое совершенство; умение избегать всего, что может вредить здоровью, адаптироваться и сознательно выбирать здоровый образ жизни. 3 Тематическое планирование № п/п 1 Разделы программы Вводное занятие Количество часов 1 2 Основы музейных знаний 7 3 Краеведение 4 4 Научно-исследовательская деятельность школьного музея 5 Итого 17 5