Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Обучение сочинениям разных жанров

Содержание
1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

3

2.

Содержание учебного предмета

7

3.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых

на освоение каждой темы

9

2

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству
и к гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без
нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного
права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая
грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
3

готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному дост
оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности
к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной
и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и
навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим
вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям,
в том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
4

уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
5

3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Обучение сочинениям разных
жанров» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты
определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование,
рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного
профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при
построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функциональностилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании
текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
6

распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные
в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве
и выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения
мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного
запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том
числе художественной литературы).
2. Содержание учебного предмета
Введение
Сочинение как жанр литературного творчества учащихся, результат освоения
художественного произведения. Изучение представления учащихся о работе над
сочинением, уровня подготовленности к освоению курса.
Что такое самостоятельность в написании сочинения? Способы выражения личной
убежденности в письменной работе. Индивидуальный стиль и пафос письменной работы.
Лирический, патетический и научный слог. Секреты «увлекательного» письма.
Полемическая заостренность сочинения.
Композиция сочинения
Типы введения: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное,
обществоведческое.
Требования к основной части сочинения: глубина и полнота раскрытия темы,
соответствие теме, правильность фактического материала, последовательность изложения,
уместное и умелое использование цитат. Собирание и систематизация материалов к
сочинению. Соотношение содержания и формы в сочинении. Требования к речевому
оформлению сочинения: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое
7

единство и выразительность речи, грамотность. Уместное использование различных приёмов
выстраивания
рассуждения на заданную тему (приёмы индукции и дедукции; сравнение героев одного
произведения, сравнение героев разных произведений одного автора, сравнение героев
разных авторов, сравнение объекта исследования с другими видами искусства – живописью,
музыкой, театром, кино; доказательство «от противного», спор с воображаемым оппонентом;
и др.).
Заключение. Логическая соотнесённость с вступлением и основной частью. Основные
виды заключения: заключение-вывод, заключение-следствие, концовка-цитата.
Проблемно-тематическая и жанровая классификация сочинений
Проблемно-тематическая
типология
сочинений.
Сочинение-повествование,
сочинение-описание, сочинение-рассуждение как тип творческой работы и как
составляющая часть сочинения на определённую тему. Виды формулировок тем сочинений:
тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение. Особенности подготовительного этапа работы
над сочинением в зависимости от вида формулировки темы. Приёмы организации языкового
материала в соответствии с выбором определённого типа речи.
Жанровая классификация сочинений. Основополагающие принципы жанровой
классификации сочинений: литературный портрет, этюд, эссе, рецензия, обозрение, очерк,
дневник, интервью, воспоминание.
Характеристика и портретный очерк. Искусство портрета – раскрытие внутреннего
облика человека, литературного героя. Описание по памяти, по наблюдениям, на основе
прочитанного, по воображению, на основе собеседования с «героем». Приёмы создания
портрета героя разными авторами. Роль детали в создании портрета героя. Отбор материала
художественного произведения для написания творческой работы. Литературный портрет –
мемуарно-биографический жанр (на примере литературных портретов А.М. Горького).
Сравнительная характеристика. Особенности жанра. Общая точка зрения, с которой
рассматриваются сравниваемые предметы – исходная позиция всякого сравнения. Выявление
сходства и различия, выявление эволюции авторской мысли, чувства, переживания и т.д. –
цель сравнения. Сравнение произведений разных авторов. Сравнение произведений разных
этапов творчества одного автора. Сравнение произведений, относящихся к различным видам
искусства (художественное произведение и спектакль, фильм, картина, муз. произведение).
Сравнение вариантов одного и того же произведения (Ф. Тютчев «Весенняя гроза» и др.).
Аннотация, отзыв и рецензия. Характеристика произведения и его объективная оценка
как неотъемлемые составляющие аннотации, отзыва, рецензии. Логичность, доказательность
(с опорой на яркий литературный материал) – способы выражения позиции пишущего.
Работа над составлением плана сочинения-рецензии. Требования к написанию сочинения
рецензии. Устное и письменное рецензирование своих и предложенных творческих работ как
способ практического освоения навыков критической оценки текста. Знакомство с образцами
сочинений-рецензий, выявление особенностей жанра, применение полученных знаний на
практике.
Рассуждения проблемного характера.
Литературно-критическая статья как один из публицистических жанров. Написание и
оформление литературно-критической статьи. Библиография. Ссылки и их
оформление.
Наблюдения и методы фиксации материала для сочинений газетных жанров.
Репортаж с места событий.
Эссе как жанр литературного произведения. Особенности написания сочинения-эссе:
выявление характерных особенностей строения текста, способов характеристики, выражения
авторской позиции и т.д. Образцы сочинений на разные темы, написанные в жанре эссе:
исследование материала, наблюдение за использованием языковых средств, над способами
введения литературного материала в ткань сочинения.
Совершенствование написанного
8

Как совершенствовать написанное? Что такое «чувство меры»?
Культура оформления рукописи. Приемы правки рукописи. Работа мастеров слова над
совершенствованием произведения.
Обобщение и систематизация изученного
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы
№ урока
1
2
3-4
5
6-7
8-9
10
11-12
13-14
14-15
16-17
18
19-20
21
22
23-25
26
27
28-30
31-32
33-34

Тема
Что такое самостоятельность в написании сочинения? Способы выражения
личной убежденности в письменной работе.
Индивидуальный стиль и пафос письменной работы. Лирический, патетический и
научный слог. Секреты «увлекательного» письма. Полемическая заостренность
сочинения.
Типы введения: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное,
обществоведческое.
Основные виды заключения: заключение-вывод, заключение-следствие,
концовка-цитата.
Требования к основной части сочинения. Собирание и систематизация
материалов к сочинению. Соотношение содержания и формы в сочинении.
Проблемно-тематическая типология сочинений.
Жанровая классификация сочинений.
Характеристика и портретный очерк. Сравнительная характеристика.
Аннотация.
Отзыв.
Рецензия.
Рассуждения проблемного характера.
Написание и оформление литературно-критической статьи. Библиография.
Ссылки и их оформление.
Наблюдения и методы фиксации материала для сочинений газетных жанров.
Репортаж с места событий.
Эссе как жанр литературного произведения.
Особенности написания сочинения-эссе.
Как совершенствовать написанное? Что такое «чувство меры»?
Культура оформления рукописи. Приемы правки рукописи.
Обобщение и систематизация изученного.
Итоговая творческая работа.
Повторение

9


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».