Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Обществознание

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 10 – 11 класса составлена на основе следующих нормативных и учебнометодических документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
2. Примерной основной образовательной программы среднего общего образования.
3. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования.
4. Авторской программы "Обществознание.10—11 классы, базовый уровень" под редакцией Л. Н. Боголюбова,
академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю.
Лазебниковой, доктора педагогических наук ("Просвещение".2018 год).
Данная рабочая программа ориентирована на использование УМК и учебников по обществознанию (базовый
уровень) 10 и 11 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в 10 классе и 68 часов в 11 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю за
счет федерального компонента учебного плана школы.
Данная программа обеспечивает изучение курса обществознания (включая экономику и право) обучающимися 10-11
класса на базовом уровне. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, распределение учебных часов
по разделам и темам курса.
Место предмета в базисном учебном плане
Содержание среднего общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс
знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая
сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания
взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса
входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения
людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях
жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Опыт познавательной деятельности развивается с помощью познавательных и практических задач, отражающих
типичные социальные ситуации. Обучающиеся получают навыки работы с адаптированными источниками социальной
информации. Опыт проектной деятельности будет полезен как в учебном процессе, так и в социальной практике.
Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук:
философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию.
Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение
современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и
мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и
религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к
преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по
учебному предмету должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям
социальной жизни, для поиска созидательных способов жизнедеятельности.
Учебный предмет «Обществознание» дает возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь,
раскрыть потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Школьник
приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.
Содержание учебного предмета на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе
путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд
новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания
осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Изучение обществознания в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
 развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,
экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка,
способности к личному самоопределению и самореализации, интереса к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин;
 воспитание общероссийской
идентичности, гражданской
ответственности,
правового
самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным
в Конституции Российской Федерации;







освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах,
правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и
выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социальноэкономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального
образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и
правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни
гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области
социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений
между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения
своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия
правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность
противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта,
общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как
собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение
к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции
других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения
проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками
получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом
гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать
адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов,
их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом
уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность
дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
Изучение предметной области «Общественные науки» должно обеспечить:
сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской
идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской
Федерации;

понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;
сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы
исследования, характерные для общественных наук;
формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;
сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты,
имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез и интерпретации
данных различных источников;
владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.
Предметные результаты изучения предметной области «Общественные науки» включают предметные результаты
изучения учебных предметов:
«Обществознание» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения учебного предмета
«Обществознание» должны отражать:
1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его
основных сфер и институтов;
2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи
социальных объектов и процессов;
4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового
сообщества в глобальном мире;
5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия
принимаемых решений;
7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках
различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов общественного развития.

2. Содержание учебного предмета «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 10 – 11 классы, базовый уровень
Человек. Человек в системе общественных отношений
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь.
Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура.
Многообразие и диалог культур.
Мораль. Нравственная культура.
Искусство, его основные функции.
Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества.
Социализация индивида, агенты (институты) социализации.
Мышление, формы и методы мышления.
Мышление и деятельность.
Мотивация деятельности, потребности и интересы.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
Познание мира. Формы познания.
Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина.
Виды человеческих знаний.
Естественные и социально-гуманитарные науки.
Особенности научного познания. Уровни научного познания.
Способы и методы научного познания. Особенности социального познания.
Духовная жизнь и духовный мир человека.
Общественное и индивидуальное сознание.
Мировоззрение, его типы.
Самосознание индивида и социальное поведение.

Социальные ценности.
Мотивы и предпочтения.
Свобода и ответственность.
Основные направления развития образования.
Функции образования как социального института.
Общественная значимость и личностный смысл образования.
Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Общество как сложная динамическая система
Системное строение общества: элементы и подсистемы.
Социальное взаимодействие и общественные отношения.
Основные институты общества.
Многовариантность общественного развития.
Эволюция и революция как формы социального изменения.
Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс.
Формы социального прогресса: реформа, революция.
Процессы глобализации. Основные направления глобализации.
Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Экономика
Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика.
Факторы производства и факторные доходы.
Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса.
Предложение, закон предложения.
Формирование рыночных цен. Равновесная цена.
Виды и функции рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции.
Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.
Рыночные отношения в современной экономике.
Фирма в экономике.
Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.

Постоянные и переменные затраты (издержки).
Основные источники финансирования бизнеса.
Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Финансовый рынок.
Банковская система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе
России.
Финансовые институты.
Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости.
Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина.
Роль государства в экономике. Общественные блага.
Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Основы денежной и бюджетной политики государства. Денежно-кредитная (монетарная) политика.
Государственный бюджет. Государственный долг.
Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП – основные макроэкономические показатели.
Экономический рост. Экономические циклы.
Мировая экономика. Международная специализация, международное разделение труда, международная торговля,
экономическая интеграция, мировой рынок.
Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Тенденции экономического развития России.
Социальные отношения
Социальная структура общества и социальные отношения.
Социальная стратификация, неравенство.
Социальные группы, их типы.
Молодежь как социальная группа.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов.
Социальные нормы, виды социальных норм. Отклоняющееся поведение (девиантное).
Социальный контроль и самоконтроль.
Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.

Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей.
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.
Политика
Политическая деятельность.
Политические институты.
Политические отношения. Политическая власть.
Политическая система, ее структура и функции.
Государство как основной институт политической системы. Государство, его функции.
Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки.
Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная
кампания.
Гражданское общество и правовое государство.
Политическая элита и политическое лидерство.
Типология лидерства.
Политическая идеология, ее роль в обществе.
Основные идейно-политические течения современности.
Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды.
Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология общественно-политических движений.
Политическая психология. Политическое поведение.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
Политический процесс. Политическое участие.
Абсентеизм, его причины и опасность. Особенности политического процесса в России.
Правовое регулирование общественных отношений
Право в системе социальных норм.
Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное
право.
Источники права.

Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации.
Конституционные права и обязанности гражданина РФ.
Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Права и обязанности налогоплательщиков.
Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.
Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства.
Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические
правонарушения.
Гражданское право. Гражданские правоотношения.
Субъекты гражданского права. Имущественные права.
Право собственности. Основания приобретения права собственности.
Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство,
имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Организационно-правовые формы предприятий.
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Права и обязанности родителей и детей.
Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации
высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса.
Особенности административной юрисдикции.
Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса.
Конституционное судопроизводство.
Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного
времени.
Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.

3. Тематическое планирование. 10 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Тема
ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Системное строение общества: элементы и подсистемы.
Основные институты общества.
Социальное взаимодействие и общественные отношения.
Многовариантность общественного развития.
Эволюция и революция как формы социального изменения.
Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы
социального прогресса: реформа, революция.
Контрольная работа «Строение общества»
ЧЕЛОВЕК. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Социализация индивида, агенты
(институты) социализации.
Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность. Самосознание индивида и социальное
поведение. Социальные ценности.
Мотивация деятельности, потребности и интересы. Мотивы и предпочтения.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность.
Познание мира..
Формы познания
Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина.
Виды человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки.
Особенности научного познания. Уровни научного познания.

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43

Способы и методы научного познания. Особенности социального познания.
Контрольная работа «Человек и познание окружающего мира»
Процессы глобализации. Основные направления глобализации. Последствия глобализации
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Многообразие и диалог культур.
Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура.
Духовная жизнь и духовный мир человека.
Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение, его типы.
Мораль. Нравственная культура.
Основные направления развития образования. Функции образования как социального института.
Общественная значимость и личностный смысл образования.
Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества
Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества.
Искусство, его основные функции.
Контрольная работа «Духовная сфера общества»
Контрольная работа «Духовная сфера общества»
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Право в системе социальных норм.
Система российского права: элементы системы права.
Частное и публичное право; материальное и процессуальное право.
Источники права.
Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Контрольная работа «Право как важнейший регулятор жизни общества»
Гражданство Российской Федерации.
Конституционные права и обязанности гражданина РФ.
Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Права и обязанности налогоплательщиков.
Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.

44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства.
Гражданское право. Гражданские правоотношения.
Субъекты гражданского права. Имущественные права.
Право собственности. Основания приобретения права собственности.
Право на результаты интеллектуальной деятельности.
Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя.
Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Организационно-правовые формы предприятий.
Контрольная работа «Гражданское право»
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака.
Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные
организации высшего образования.
Порядок оказания платных образовательных услуг.
Занятость и трудоустройство.
Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические
правонарушения.
Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса.
Особенности административной юрисдикции.
Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса.
Конституционное судопроизводство.
Контрольная работа «Судопроизводство в Российской Федерации»
Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и
военного времени.
Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.
Повторение по разделу «Правовое регулирование общественных отношений»
Интеллектуальная игра «Знатоки обществознания»

3. Тематическое планирование. 11 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Тема
ЭКОНОМИКА
Экономика, экономическая наука.
Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика.
Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП – основные макроэкономические показатели.
Экономический рост. Экономические циклы.
Рыночные отношения в современной экономике. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на
формирование спроса.
Предложение, закон предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная цена.
Виды и функции рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции.
Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.
Фирма в экономике. Факторы производства и факторные доходы
Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.
Постоянные и переменные затраты (издержки).
Основные источники финансирования бизнеса.
Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Контрольная работа «Рыночные отношения в экономике»
Роль государства в экономике. Общественные блага.
Государственный бюджет. Государственный долг.
Налоговая система в РФ. Виды налогов.
Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Основы денежной и бюджетной политики государства.
Денежно-кредитная (монетарная) политика.
Банковская система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской

31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42

системе России.
Финансовые институты. Финансовый рынок. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и
другие ценные бумаги.
Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы.
Государственная политика в области занятости.
Виды, причины и последствия инфляции.
Контрольная работа «Государство в экономике»
Мировая экономика.
Международная специализация, международное разделение труда, международная торговля, экономическая
интеграция, мировой рынок.
Государственная политика в области международной торговли.
Глобальные экономические проблемы. Тенденции экономического развития России.
Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина.
Обобщающее повторение по разделу «Экономика»
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Социальная структура общества и социальные отношения.
Социальная стратификация, неравенство.
Социальные группы, их типы.
Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины.
Способы разрешения конфликтов.
Социальные нормы, виды социальных норм. Отклоняющееся поведение (девиантное).
Социальный контроль и самоконтроль.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.
Молодежь как социальная группа.

43

Семья и брак.

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей.
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Контрольная работа «Социальная сфера жизни общества»
ПОЛИТИКА
Политическая власть. Политические отношения.
Политическая деятельность.
Политическая система, ее структура и функции. Политические институты.
Государство как основной институт политической системы. Государство, его функции.
Политический режим. Типология политических режимов.
Демократия, ее основные ценности и признаки.
Гражданское общество и правовое государство
Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
Избирательная кампания.
Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности.
Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды.
Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология общественно-политических движений.
Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства.
Политическая психология. Политическое поведение.
Политический процесс. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность.
Особенности политического процесса в России.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
Обобщающее повторение по разделу «Политика»
Контрольная работа «Политическая сфера»
Контрольная работа «Политическая сфера»
Итоговое повторение по курсу обществознания
Итоговое повторение по курсу обществознания


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».