Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП Земля наш дом

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Земля наш дом»

Уровень обучения: 1-4 класс
Составитель: Щипачева С.Ю, учитель начальных классов
Срок реализации: 2023-2026 учебный год

Байны 2023 г.

Содержание
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов
3. Тематическое планирование с указанием количества часов на каждую тему

2

2
3
5

1.
Результаты
освоения
курса
внеурочной
деятельности
Показателями высокой экологической культуры детей первого года обучения
следует считать:
- интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать
их «самочувствие», исходя из условий обитания («веселый», «грустный», «здоровый»,
«обеспокоенный» и т.д.);
- желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при
помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, мини-сочинений;
- проявление заботы о личной гигиене;
- потребность в физической активности;
- желание заботиться о своем именном дереве, домашнем питомце;
- желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
- стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;
- попытка оценивать свое поведение.
В течение второго года обучения дети подробнее знакомятся с природным лесом
как домом диких растений и животных.
Продолжают изучение воздуха и во время тренировочных прогулок определять, где
самый чистый и где самый грязный воздух, снег в микрорайонах города.
3

Изготовление (самостоятельно) кормушек из бытового мусора (пакеты из-под
молока, чая…).
В третьем классе образовательное пространство еще более расширяется. Изучение
взаимосвязей между растениям и животными между собой в лесу, на лугу, в водоеме.
Формирование знаний ребенка об окружающем мире и новому взгляду на место и
роль человека на Земле, системы нравственных ценностей, активной личной позиции.
Дети изучают свою родословную в пяти поколениях, а также историю своего
родного края.
В четвертом классе дети изучают социальное окружение, изучая глубже свою
родословную, природные и культурные объекты республики.
Изучают экологические законы, которые помогают формировать представление о
природном равновесии и роли человека в его сохранении.
Строить взаимоотношения со своим окружением дети стараются в соответствии с
кодексом чести юного эколога, который попытаемся разработать сами.
Личностные, метапредметные результаты освоения курса.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков;
- устанавливать причинно-следственные связи
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета
2.Содержание курса внеурочной деятельности.
1-2 класс
Введение 1ч.
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.
1. Тайны за горизонтом 4ч.
Географические открытия в древности. Небосвод. Перемещение солнца на небосводе.
Представление о форме Земли в древности. Земной шар. Глобус - модель Земли.
Материки и океаны на глобусе.
2. Загадка смены времен года 6ч.
Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. Сутки, определение
частей суток по разной деятельности. Загадки. Год и времена года. Названия месяцев на
Руси. История происхождения названий дней недели.
3. Тайны круговорота веществ в природе 4 ч.
Круговорот веществ в природе. Живая и неживая природа. Цепи питания. Обитатели
почвы.
4. Загадки круговорота воды в природе 5ч.
Загадки о состояниях воды. Наблюдение в природе за водой. Природа дождевого облака.
Природа снежного облака
5. Загадки под водой и под землей 3ч.
4

Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского
кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в
темных глубинах океана.
6. Загадки растений 3ч.
Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Сказка о цветкенедотроге. Образование плода. Многообразие плодов.
7. Планета насекомых 4ч.(5ч. -2 класс)
Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека.
Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная
бабочка. Охрана насекомых.
8. Что такое НЛО? 1ч.
Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.
Заключение 1ч. Что мы узнали и чему научились за год.
3 класс
1. Изучение природы 3ч.
Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её.Науки о природе.
Экология - наука о доме. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых
объектов.
2. Условия, в которых мы живем 6ч.
Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления
нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные
явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного
края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана.
3. Кто и как живет рядом с нами 15ч.
Многообразие цветущих и не цветущих растений Краснодарского края. Свет, тепло,
влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные
пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять
растения. Растения Красной книги Краснодарского края. Грибы -удивительное царство.
Где и какие грибы встречаются в Краснодарском крае. Грибы ядовитые и съедобные.
Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие
животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается
лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы.
Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь
птицам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке. Охрана и привлечение птиц
Домашние птицы. Кормление и уход за ними. Млекопитающие родного края. Редкие
животные Краснодарского края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и
как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в
доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые,
лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей.
Традиции охоты и рыбной ловли у населения Кавказа. Природа - источник сил,
вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в
природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Краснодарского края. Охранять
природу - значит охранять здоровье. Обобщение знаний.
4. Человек и природа 10ч.
Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения.
Культурные растения. Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли у
населения Кавказа. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное
5

воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему
надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках
Краснодарского края. Охранять природу - значит охранять здоровье. Обобщение знаний.
5. Обобщение пройденного
Обобщение знаний.
4 класс
1. Выясняем, что такое экология 2ч.
Организм иокружающая среда.
Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между
человеком и природой.
Простейшая квалификация экологических связей: связи между живой и неживой
природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между
различными животными);связи между природой и человеком.
Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой,
между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация
экологических связей. Связи между природой и человеком.
2. Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения 3ч.
Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей
местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений,
насекомых, птиц, зверей, других животных).. Выявление наиболее характерных
отличительных признаков схожих видов. Объяснение происхождения названий некоторых
видов с целью их лучшего запоминания. Упражнения (в том числе игрового характера),
закрепляющие знание названий рассмотренных растений и животных.
3. Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение. 1ч.
Представители редких организмов (грибов, растений, животных): гриб-баран,
подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон, уткамандаринка, снежный барс. Особенности их внешнеговида, распространения, поведения
и т.д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры для
их охраны.
4. Изучаем способы охраны природы (2 ч)
Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники,
национальныепарки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как места
сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких
видов.
Мысленное путешествиеПО заповедникам нашей страны и мира ( 3 - 4 конкретных
заповедника по выбору учителя и учащихся).
5. Выясняем роль неживой природы в жизни живого ( 3 ч)
Солнце как источник тепла и светадля живых существ. Теплолюбивые и
холодостойкие растения. Приспособление животных к сезонным изменениям
температуры.Светолюбивые и тенелюбивые растения. Роль света в жизни животных.
Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных.Вода и жизнь. Растения
влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособление животных к жизни в условиях
недостаткавлаги.
6. Открываем жизнь в почве (1 ч)
Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы,
микроорганизмы. Дождевые черви и кроты - типичные животные почвы. Особенности их
строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.
7. Пополняем наши знания о разнообразии живой природы (4 ч)
Многообразие растений: знакомство с интересными представителями групп
растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), с хвощами и плаунами.
6

Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные речной рак, краб, мокрица),
паукообразные (пауки, сенокосцы,скорпионы).
Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и
лишайников.
8. Изучаем экологические связи в живой природе (4 ч)
Экологические связи в живой природе на примере елового леса («ель и все вокруг
него»). Понятия «прямые связи», «косвенные связи».
Сеть питания, или пищевая сеть (рассматривается на примере ельника и других примерах
по усмотрению учителя).
Экологическая пирамида (строится на основе конкретных представлений о жизни
елового леса: семена ели - лесные мыши, полевки - филин). Значение знаний о пищевой
сети и экологической пирамиде для охраны природы.
Защитные приспособления у растений и животных какпроявление тесной
связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, жгучие волоски
крапивы, горький вкус полыни; защитная слизь слизня, раковины улитки, сходство мухосовидок и ос, иглы ежа, панцирь черепахи, окраска и поза выпи и другие примеры по
выбору учителя).
9. Знакомимся с охраняемыми растениями и живот ными (5 ч)
Охраняемые растения: эдельвейс, водяной орех, сон -трава, кувшинка белая,
ландыш, колокольчики и др. Особенности их внешнего строения и распространения,
легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений.
Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник,
тысячелистник, пастушья сумка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана
лекарственных растений.
Охраняемые животные: бабочка «мертвая голова», жук-красотел, орел-беркут,
фламинго, морж, тигр и др. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения.
Причины сокращения численности этих животных, и меры их охраны.
История спасения бобра, соболя, стерха - примеры активных действий человека по
охране животного мира.
Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам (3 -4 конкретных
ботанических сада и зоопарка по выбору учителя и учащихся).
10. Мастерим домики для птиц ( 1 ч )
Практическая работа по изготовлению искусственных
гнездовий для птиц.
11. Учимся передавать свои знания другим ребятам ( 3 ч)
Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и
экологических памяток для младших товарищей и для взрослых.
Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического
содержания, адресованных учащимся других классов или дошкольникам.
Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других
классов или дошкольниками.
12. Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека (2 ч)
Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на кожу, органы
дыхания, пищеварения и т. д.).
Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей).
Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье (очистка
используемой в быту воды фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных на
своем участке 6eз применения опасных веществ,и т. д.).
13. Обсуждаем примеры экологических катастроф (1 ч)
Загрязнение природы.
14. Подводим итоги работы за год ( 1 ч ) Обобщение основных теоретических знаний.
7

3.Тематическое планирование с указанием количества часов на каждую тему
№ Наименование разделов, блоков, тем

Все Количество
го, часов
час

Характеристика
обучающихся

деятельности

Аудито Внеауд
р ные и
торные

1
1.
2

1 класс
Введение
1
Раскрытые и нераскрытые загадки
нашей планеты: обзор основных тем
курса.
Тайны за горизонтом
4
Географические
открытия
в
древности. Небосвод.

1
Коллективная игра «Предполагаем,
анализируем, делаем выводы».
2

3

Перемещение солнца на небосводе.

1

4

Представление о форме Земли в
древности. Земной шар.
Глобус - модель Земли. Материки и
океаны на глобусе.

2

5

2
6
7

Загадка смены времен года
Вращение Земли вокруг своей оси.
Движение солнца над горизонтом.

2
1

2

6

Сутки, определение частей суток по
разной деятельности.
9 Загадки. Год и времена года.
10 Названия месяцев на Руси.

2

4
1
2

8

3
4
1

11 История происхождения названий
дней недели.
3 Тайны круговорота веществ в 4
природе
12 Круговорот веществ в природе.
13 Живая и неживая природа.

2

14 Цепи питания.

2

2

Экскурс в историю географических
открытий
мини-семинар
по
результатам
экскурсии
«Самый
наблюдательный».
Игры на свежем воздухе. Научить
детей играть в различные игры, не
причиняя природе вреда.
Изготовление
модели Земли из
цветного пластилина
Практические работы с глобусом.
Заочная экскурсия по материкам и
океанам Находить и
показывать территорию России, её
государственную границу на карте.
Заочная экскурсия в обсерваторию
Игра: легенды и сказки о Солнце, их
инсценировка.
Проектная деятельность
Составление режима дня
Круглый стол
Викторина. Дети угадывают, о каком
месяце идет речь, пытаются дать свое
определение
Составить название дней недели из
букв разрезной азбуки

2

1
1

15 Обитатели почвы.

2

8

Просмотр учебного фильма
Ведут наблюдения за объектами
природы
и
фиксируют
свои
наблюдения в календаре природы.
Изучение детьми «цепи питания»,
показать изменения природы путем
наблюдения.
Экскурсия в природу. Наблюдение за
обитателями почвы.
Продолжение
изучения детьми игр, которые не
наносят вред природе;
изучение знаков, норм и правил
поведения в природе.

Загадки круговорота воды
природе
16 Загадки о состояниях воды.
17 Наблюдение в природе за водой
4

в4

1

3

1
1

18 Природа дождевого облака

2

19 Природа снежного облака

3

Загадки под водой и под землей
5
Как изучают подводный мир.
Киты, дельфины, акулы.
История
открытия
гигантского
кальмара.
23 Морские цветы (актинии), звезды,
ежи и другие живые «чудеса».
24 Жизнь в темных глубинах океана.
6 Загадки растений
3
25 Родина
комнатных
растений.
Многообразие цветковых растений.
5
20
21
22

26 Сказка о цветке-недотроге.
27 Образование плода. Многообразие
плодов.
7 Планета насекомых
4
28 Разнообразие и многочисленность
насекомых, их роль в природе и
жизни человека.

29 Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук.
30 Бабочки. Совка-агриппа - самая
крупная бабочка.
31 Охрана насекомых.
8 Что такое НЛО?
1
32 Загадки
НЛО:
свидетельства,
сомнения, предположения.
Заключение
1
33 Что мы узнали и чему научились за
год.

Итого

3

2
1

Дети учатся составлять свои загадки
Знакомство детей с понятием «вода»,
показать роль воды в природе,
необходимость бережного отношения к
ней.
Показать выставку детских рисунков,
посвященных воде и тому, как человек
использует воду
Учимся
рисовать
снежинки,
оформление выставки

1
2

Просмотр учебного фильма
Рисунки детей по теме занятия
Конкурс рисунков обитателей океанов

3

Рисунки детей по теме занятия
2
2
1

1

2
1
2

2
1

Просмотр учебного фильма
Опытно-исследовательская работа:
потребность комнатных растений в
воде, свете, тепле.
Ролевая игра.
Просмотр учебного фильма

1

Предложить детям посмотреть вокруг,
прислушаться, потрогать, понюхать,
присмотреться к насекомым;
прислушаться к звукам: щебету птиц,
гулу машин недалеко от школы, т.е.
почувствовать красоту природы,
говоря о своих ощущениях.
Выполнение зарисовок

2

Выполнение зарисовок
2
1

Проектная работа
Круглый стол.

1
Привлечь внимание детей к тому, что
хозяйственная деятельность людей
влияет на качество воды, почвы,
воздуха. Показать, что природа –
основной
источник
достатка
и
благополучия людей, что человек не
может сделать материалы лучше тех,
что созданы природой.

33 14

19

2 класс
9

№ Наименование разделов, блоков, тем

1

1.
2
3

4
5

Все Количество
Характеристика
го, часов
обучающихся
час
Аудито Внеуад
р ные и
торные

Введение
1
Раскрытые и нераскрытые загадки
нашей планеты: обзор основных тем
курса.

1

Тайны за горизонтом
4
Географические
открытия
в
древности. Небосвод.
Перемещение солнца на небосводе.

2

Представление о форме Земли в
древности. Земной шар.
Глобус - модель Земли. Материки и
океаны на глобусе.

2

Дети
отгадывают
загадки,
ребусы.Предложения
детей
по
программе курса «Экология», о чем им
хотелось бы узнать.
2
1

1

2

Загадка смены времен года
6
Вращение Земли вокруг своей оси.
Движение солнца над горизонтом.
Сутки, определение частей суток по
разной деятельности.
9 Загадки. Год и времена года.
10 Названия месяцев на Руси.

2

11 История происхождения названий
дней недели.
3 Тайны круговорота веществ в 4
природе
12 Круговорот веществ в природе.
13 Живая и неживая природа.

2

14 Цепи питания.

2

2
6
7
8

4
1
2
3
4

1

2

Загадки круговорота воды
природе
16 Загадки о состояниях воды.
17 Наблюдение в природе за водой

1
1

2

в4

Экскурс в историю географических
открытий
Игры на свежем воздухе. Научить
детей играть в различные игры, не
причиняя природе вреда.
Изготовление
модели Земли из
цветного пластилина
Практические работы с глобусом.
Заочная экскурсия по материкам и
океанам
Находить
и
показывать территорию России, её
государственную границу на карте.
Заочная экскурсия в обсерваторию
Просмотр учебного фильма
Проектная деятельность
Составление режима дня
Круглый стол
Викторина. Дети угадывают, о каком
месяце идет речь, пытаются дать свое
определение
Составить название дней недели из
букв разрезной азбуки

2

15 Обитатели почвы.

4

деятельности

1

Просмотр учебного фильма
Ведут наблюдения за объектами
природы
и
фиксируют
свои
наблюдения в календаре природы.
Изучение детьми «цепи питания»,
показать изменения природы путем
наблюдения.
Экскурсия в природу. Наблюдение за
обитателями почвы.
Продолжение
изучения детьми игр, которые не
наносят вред природе;
изучение знаков, норм и правил
поведения в природе.

3

1
1

10

Дети учатся составлять свои загадки
Знакомство детей с понятием «вода»,
показать роль воды в природе,
необходимость бережного отношения к

ней.
18 Природа дождевого облака

2

19 Природа снежного облака

3

Загадки под водой и под землей
5
Как изучают подводный мир.
Киты, дельфины, акулы.
История
открытия
гигантского
кальмара.
23 Морские цветы (актинии), звезды,
ежи и другие живые «чудеса».
24 Жизнь в темных глубинах океана.
6 Загадки растений
3
25 Родина
комнатных
растений.
Многообразие цветковых растений.
5
20
21
22

26 Сказка о цветке-недотроге.
27 Образование плода. Многообразие
плодов.
7 Планета насекомых
5
28 Разнообразие и многочисленность
насекомых, их. роль в природе и
жизни человека.

29 Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук.
30 Бабочки. Совка-агриппа - самая
крупная бабочка.
31 Охрана насекомых.

3

2
1

1
2

Просмотр учебного фильма
Рисунки детей по теме занятия
Конкурс рисунков обитателей океанов

3

Рисунки детей по теме занятия
2
2
1

1

2
1
2

3
1

1
1.

Опытно- исследовательская работа:
потребность комнатных растений в
воде, свете, тепле.
Ролевая игра.
Просмотр учебного фильма

1
2

Выполнение зарисовок
2

3

Творческая работа: составление и
зарисовка
природоохранных
и
запрещающих знаков. Выставка и
обсуждение знаков.
Конкурс рисунков «Невероятный жук».

1
Круглый стол.
1
Составить книгу жалоб, поступающих
от
растений,
животных,
птиц,
обитающих на Кубани. Защита и
охрана. Прогулка-путешествие.

34 14

3 класс
Изучение природы
3
Беседа о лете. Изучать природу –
значит любить и охранять её.

Просмотр учебного фильма

Предложить детям посмотреть вокруг,
прислушаться, потрогать, понюхать,
присмотреться
к
насекомым;
прислушаться к звукам: щебету птиц,
гулу машин недалеко от школы, т.е.
почувствовать
красоту
природы,
говоря о своих ощущениях.
Выполнение зарисовок

32 Жизнь насекомых: пчелы, кузнечики,
бабочки, стрекозы.
8 Что такое НЛО?
1
33 Загадки
НЛО:
свидетельства,
сомнения, предположения.
Заключение
1
34 Что мы узнали и чему научились за
год.
Защитим природу.
Итого

Показать выставку детских рисунков,
посвященных воде и тому, как человек
использует воду
Учимся
рисовать
снежинки,
оформление выставки

20

2
1
11

1
Обмен
впечатлениями,
чтение
рассказов М.Пришвина о природе.

2.

Науки о природе. Экология - наука о
доме. Как изучают природу

3.

Наблюдения в природе, описание
живых объектов.

2
4

Условия, в которых мы живем
6
Солнце - источник тепла и света на
Земле. Климат и сезоны года.
Сезонные явления нашей местности.
Особенности весны, лета, осени,
зимы.
Неблагоприятные и необычные
явления природы.
Как уменьшить влияние опасных
явлений погоды на природу родного
края.
Условия жизни в горах, в лесу, в
городе. Как сделать воздух в городе
чище.
Вода - это жизнь. Вода горной реки.
Природные родники и их охрана.

2

Кто и как живет рядом с нами
15
Мир растений и человек
5
Многообразие цветущих и не
цветущих растений Краснодарского
края. Свет, тепло, влага в жизни
растений.
Нужны ли комнатные растения в
доме. Чужестранные пришельцы на
подоконнике - что мы о них знаем.
Почему надо беречь и охранять
растения. Растения Красной книги

5

5
6
7

8

9

3
1
0

1
1
1
2
1
3
1
4

1
5

1
6

Грибы -удивительное царство. Где и
какие грибы встречаются нашем
лесу.
Грибы ядовитые и съедобные.
Грибы - плесени. Где растут
лишайники, о чем они могут
рассказать.
Мир животных и человек
10
Многообразие животных родного
края

2

1

4
1

Презентация. Мини проекты

2

Просмотр учебного фильма

3

Беседа,
разгадывание
загадок,
ребусов
Групповая проектная деятельность

4

Круглый стол

1

Просмотр учебного фильма Игра:
«Какая вода в реке», «Чем мы можем
помочь реке?»

2

10
1

Экскурсия в парк

2

Круглый стол

3

Операция
«Красная
тетрадка»:
изучить растения родного края; не
рвать редкие исчезающие растения
Игра «Грибники и грибы», «Не топчи
грибы»,
конкурс
рисунков
«Фантастический гриб».
Игра: «Что растет в родном краю».

1

2

4

Какие рыбы встречаются в водоемах
края. Аквариумные рыбы - что мы
знаем о них.

5

12

Чтение познавательной литературы
из
серии
«Экологические
катастрофы».
Экскурсия. Выявление связей между
живой и неживой природой на
примере сезонных явлений в природе.

Опытно-исследовательская
работа:
маскировка животных.
Игра. «Охотники и зайцы», «Лиса,
охотник и куры», «У медведя во
бору»,
«Гусилебеди»,
«Промысловая охота».
Игра: составление рассказа о рыбе по
схеме модели «Рыбы».
Опытно-исследовательская
работа: Внешнее строение рыб, их
различие и сходства. Рыбы в воде
передвигаются
легко,
свободно,
могут плыть в разных направлениях,

1
7

1
8
1
9
2
0

Почему лягушка - земноводное
животное. Как дышит, чем питается
лягушка. Почему надо охранять
земноводных.
Древние ящеры и современные
ящерицы.
Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие
птицы края.
Как помочь птицам зимой. Какие
птицы прилетают к кормушке.
Охрана и привлечение птиц

7

Учебный фильм

8

Прогулка – наблюдение в парк
Игра: «Кузнечик», «Ласточки и
мошки»
Опытно-исследовательская
работа: поведение птиц во время
кормления, питание птиц зимой и
летом, повадки птиц. Изготовление
кормушек.
Составление рассказа о птицах по
схеме «Птицы». Конкурс «Кто
больше знает птиц».
Доклады детей

9

2
1

Домашние птицы. Кормление и
уход за ними.

3

2
2
2
3

Млекопитающие родного края.
Редкие животные нашей области.
Домашние животные. Кормление и
уход за ними.

4

2
4

Кто и как живет в почве? Что надо
знать о бактериях. Почему надо
поддерживать чистоту в доме и
соблюдать правила личной гигиены.
Человек и природа
10
Зависимость человека от природы.

5

4
2
5
2
6

6

быстрее и медленнее.
Презентация

10

2
1

8
Просмотр учебного фильма.

Пищевые, лекарственные, ядовитые
растения. Культурные растения.

1

2
7
2
8
2
9

Охота в истории людей. Традиции
охоты и рыбной ловли
Природа
источник
сил,
вдохновения и оздоровления.
Отрицательное
воздействие
человека на природу.

2

3
0

Человек - звено в цепи взаимосвязей
в природе.

5

3
1

Почему надо соблюдать правила
поведения в природе.

3
2

Что охраняют в заповедниках и
заказниках Урала.

3
4

2

6
13

Опытно-исследовательская
работа:
как
кошка
языком
чистит
шерстку,
определение любимого
корма животных (хомяк, морская
свинка, попугай и тд.)
Презентация

Опытно- исследовательская
работа: рассматривание листа мяты
через лупу.
Игра: «Составь загадку».
Экскурсия в рыбный колхоз им.
Хвалюна.
Заседание круглого стола.
Проектная работа: Нормы и правила
поведения в природе. «Азбука
поведения в природе» Творческая
работа: составление и зарисовка
природоохранных и запрещающих
знаков. Выставка и обсуждение
знаков.
Творческая деятельность: рисунки
«Я- человек – часть природы»
Составление загадок по теме.
Правила поведения в природе.
Викторина «Охрана природы».
Составление загадок о правилах
поведения в природе.
Операция
«Красная
тетрадка»:
изучить животных родного края;

3
3

Охранять природу - значит охранять
здоровье.

7

3
4

Обобщение знаний.

8

охранять все живое в родном крае.
Знакомство с профессией лесника,
его природоохраняющей деятельностью.
Опытно-исследовательская
работа: рассматривание с помощью
лупы своей кожи и кожи товарища.
Игра: «Чем помогает кожа?», «Что
нельзя делать, чтобы не повредить
кожу»
Составить
книгу
жалоб,
поступающих от растений, животных,
птиц, обитающих на территории
Кубани. Защита и охрана. Прогулкапутешествие.

Итого

34

11

4 класс
Выясняем, что такое экология

2

2

Экология - наука о связях между
живыми существами и окружающей
их средой, между человеком и
природой. Организм и окружающая
среда.
Простейшая
квалификация
экологических связей. Связи между
природой и человеком.
Учимся распознавать растения и
3
животных ближайшего
природного окружения
Экскурсии и практические работы
по распознаванию встречающихся в
нашей местности растений и
животных
Выявление наиболее характерных
отличительных признаков схожих
видов.
Объяснение
происхождения
названий некоторых видов с целью
их лучшего запоминания.

1

Моделирование основной цепочки
связей на магнитной доске с
помощью учителя

2

Самостоятельное
моделирование
основной
цепочки
связей
на
магнитной доске

3.

Знакомимся с живыми
существами, которым угрожает
исчезновение

1

6

Представители редких организмов.
Они могут исчезнуть.

1

4.

Изучаем

1

1.
1

2

2.

3

4

5

способы

1

охраны 2

1

23

2

1

2

Упражнения, закрепляющие знание
названий рассмотренных растений и
животных: гриб-баран, подснежник
альпийский, меч-трава, земляничное
дерево, бабочка-аполлон,
уткамандаринка, снежный барс.

1

14

Наблюдение
за
деревьями,
кустарниками,
травянистыми
растениями, насекомыми, птицами,
зверями, другими животными.
Игра: «Не топчи травку», «Угадай
цветок».

Дети выявляют особенности их
внешнего вида, распространения,
поведения
и
т.д.
Причины
сокращения численности этих живых
существ, необходимые меры для их
охраны.
1

7

8

5.
9

1
0
1
1

6
1
2

7.
1
3

1
4
1
5
1
6

8.
1
7

1

природы
Охраняемые природные
территории: заповедники,
заказники, национальные парки.
Памятники природы.
Ботанические сады и зоопарки как
места сохранения и размножения
редких видов растений и животных.
Питомники редких видов.
Выясняем роль неживой природы 3
в жизни живого
Солнце как источник тепла и света
для живых существ. Роль света в
жизни растений и животных.
Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни
растений и животных.
Вода и жизнь. Приспособление
растений и животных к жизни в
условиях недостатка
влаги.
Открываем жизнь в почве
1
Разнообразие живых обитателей
почвы. Дождевые черви и кроты, их
роль в поддержании почвенного
плодородия.

1

1

Знакомство с хвощами и плаунами.

1

Многообразие животных: черви,
моллюски, ракообразные,
паукообразные
Грибы и лишайники как особые
группы
живых
существ;
рмзнообразие грибов и лишайников.
1

1

Прогулка «Воздух и его обитатели».

2

Просмотр учебного фильма.

15

Опытно-исследовательская работа:
причины выхода червей на
поверхность во время дождя, Конкурс
рисунков «Невероятный жук».
Опытно- исследовательская
деятельность: питательные вещества
в почве. Игра: инсценирование
стихотворения. Отгадывание загадок.

3
1

Опытно-исследовательская
работа: рассматривание
коры
деревьев через лупу; этажи дерева,
распознавание
деревьев
и
кустарников
по
характерным
признакам,
рассматривание
жилкования листьев с зарисовкой,
определение высоты и толщины
деревьев.
Рассматривание гербарных образцов.

2

Презентация.

3

Заседание круглого стола. Игра «
Собери лукошко»
Составление загадок о грибах.
Работа по таблицам.

3
1

1

Мысленное
путешествие
по
заповедникам нашей страны и мира.
Выступление
заранее
подготовленных детей
Наблюдение за результатом заранее
заложенного опыта

1
1

1

заранее

2

1

Пополняем наши знания о 4
разнообразии живой природы
Многообразие растений: знакомство
с интересными представителями
групп растений

Изучаем экологические связи в 4
живой природе
Экологические связи в живой
природе на примере елового леса
Понятия
«прямые
связи»,
«косвенные связи».
Сеть питания, или пищевая сеть

Выступление
подготовленных детей.

1

Экологический спектакль «Сосна и
все вокруг нее».
Составление схем сети питания

8
1
9
2
0

9.
2
1

2
2
2
3

Экологическая пирамида. Значение
знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы.
Защитные
приспособления
у
растений
и
животных
как
проявление
тесной
связи
организмов с окружающей их
средой
Знакомимся
с
охраняемыми 5
растениями и животными
Охраняемые растения. Особенности
их
внешнего
строения
и
распространения,
легенды
и
сказания
Лекарственные растения, их важнейшие свойства, правила сбора.
Охрана лекарственных растений
Охраняемые животные. Причины
сокращения численности этих
животных и меры их охраны.

2

2

Просмотр учебного фильма.

3

Конкурс
рисунков
удивительные животные»

3
Выступление
подготовленных детей.

1

Презентация

2

Выступление
заранее
подготовленных детей.
Конкурс
рисунков
охраняемых
животных. Оформление альбома.
Чтение отрывков из книг
Знакомство с «Книгой рекордов
Гинесса»
Заочная экскурсия
ботанический сад.

История спасения бобра, соболя,
стерха
примеры
активных
действий человека по охране
животного мира.

2
5
1
0
2
6

Мысленное
путешествие
по
ботаническим садам и зоопаркам
Мастерим домики для птиц
1

3

Мастерим домики для птиц.

1

1
1
2
7

Учимся передавать свои знания 3
другим ребятам
Изготовление
школьниками
условных знаков к правилам
поведения
в
природе
и
экологических памяток.
Подготовка
и
проведение
школьниками бесед, утренников,
КВН экологического содержания.
Подготовка и проведение
школьниками экскурсий в природу с
учащимися других классов.
Выявляем
связь
между 2
состоянием природы и здоровьем
человека
Влияние загрязнения окружающей
среды на здоровье человека. Пути
попадания вредных веществ в
организм человека
Меры, направленные на снижение
вредного влияния загрязнений на
здоровье

3

2
9
1
2
3
0

3
1

заранее

1

2
4

2
8

«Эти

2

в

Сочинский

1
Практическая
работа
изготовлению искусственных
гнездовий для птиц.

по

1

Изготовление школьниками условных
знаков к правилам поведения в
природе и экологических памяток

2

Подготовка
и
планирование
проведения бесед, утренников, КВН

3

Подготовка
и
проведение
школьниками экскурсий в природу с
учащимися других классов.

2

1

Просмотр учебного фильма
Конкурс знатоков природы

2

16

Опытно-исследовательская
опыт по очищению воды.

работа:

1
3
3
2

Обсуждаем
примеры 1
экологических катастроф
Загрязнение природы.

1
4
3
3
3
4

Подводим итоги работы за год

1

2

Обобщение
основных
теоретических знаний.
Экскурсия в природу совместно с
родителями.
ИТОГО
34

Чтение познавательной литературы
из
серии
«Экологические
катастрофы».

1

2
1
2
11

Защита
детских
проектов
на
экологические темы.
Наблюдение за птицами животными
и насекомыми родного края.

23

3. Описание материально-технического обеспечения
1. 1.Энциклопедии. Большая серия знаний, Москва «Современная педагогика,
2005г.
2. Атлас Свердловской области Учебное пособие для школьников младших
и средних классов. – Екатеринбург, 2003.
3. 4. Дмитр Василенко Г.В. «Дни наук в начальной школе» Волгоград,
«Учитель» 2011г.
2. Попышева О.Н. Задания школьных олимпиад 1-4 класс, Москва, «Вако».
2011г.
3. Уфремушкина О.А. Школьные олимпиады Ростов-на-Дону,»Феникс»,
2009г.
4. Атлас Мира, Москва, «Мир книги», 2005г.
5. Политическая карта мира, Эксмо, 2009г.
6. Вахрушева Окружающий мир, Дидактический материал, Живой
уголок,«Страна Фантазий» 2000г.
7. Вахрушева Окружающий мир, Дидактический материал, Овощи, «Страна
Фантазий» 2000г.
8. Вахрушева Окружающий мир, Дидактический материал, Космос, «Страна
Фантазий» 2000г.
9. Вахрушева Окружающий мир, Дидактический материал, Наша Родина
Россия, «Страна Фантазий» 2000г.

17


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».