1 Содержание 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности 3 2. Содержание курса внеурочной деятельности 4 3. Тематическое планирование с указанием количества часов на каждую тему 5 2 1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся: - когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий; - мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью; - поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Кем быть?» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1.Регулятивные УУД: - Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. - Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. - Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. - Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: -Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. -Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). Коммуникативные УУД: - Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах. 2. Содержание курса внеурочной деятельности Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие внеурочной деятельности имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой 3 кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» построена таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебнопознавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся. Программа состоит из четырёх частей «Труд в жизни человека» (1 класс); «Профессии наших родителей» (2 класс); «Мир профессий» (3 класс); «Я в мире профессий» (4 класс). 3. Тематическое планирование с указанием количества часов на каждую тему (1 класс - 33 часа) Цели и задачи профориентационной работы в 1 классе: формирование у младших школьников общих представлений о роли труда в жизни людей; расширение знаний о производственной деятельности людей; воспитание уважения к людям труда. Тематическое планирование занятий. № п\п Наименование разделов и тем Всего часов Количество часов теория практика Профессии, связанные с природой. 1 Путешествие в мир профессий сельского хозяйства 1 2 У бабушки в деревне 1 3 Ловись рыбка 1 1 4 Труженики леса 1 1 5 Хлеб – всему голова 1 1 6 Профессия овощевод 1 1 7 Знакомьтесь. агроном 1 1 8 Профессия цветовод 1 1 1 1 4 9 Все работы хороши, выбирай на вкус 1 1 Профессии наших мам. 10 В магазине 1 1 11 В библиотеке 1 1 12 Весёлая портняжка 1 1 13 Расти здоровым 1 1 14 Я в учителя пойду 1 1 15 Кухонный переполох 1 1 16 Причёски такие разные 1 1 17 Профессии наших мам. Кем быть? 1 1 Профессии наших пап. 18 Строим дом 1 19 У кого мастерок, у кого молоток 1 1 20 Весёлый мастерок 1 1 21 Профессия водитель 1 22 Осторожно огонь 1 1 23 Я б в спасатели пошёл пусть меня научат 1 1 24 Профессия шахтёр 1 25 Все профессии нужны, все профессии важны 1 1 1 1 1 Профессии, связанные с путешествиями. 26 Куда уходят поезда 1 27 Высоко в облаках 1 1 28 Космическое путешествие 1 1 29 Морское путешествие 1 1 30 На арене цирка 1 1 31 Профессии наших родителей 1 32 Кем быть? Каким быть? 1 1 33 Профессиоведческий турнир 1 1 1 1 Тематическое планирование (2 класс-34 часа) 5 Цель: познакомить с многообразием мира профессий, значимостью выбора профессии в жизни человека. № п\п Наименование разделов и тем Всего часов Количество часов теория практика Профессии, связанные с природой. 1-2 Многообразие мира профессий. Исследование «Многообразие рабочих профессий» 2 1 1 3-4 Садовник, дворник. 2 1 1 1 1 6-7 Профессия продавец 2 1 1 8-9 Почтальон 2 1 1 5 Мастер-цветовод Профессии, которые нас охраняют. 10 Охранник 1 11 Полицейский 1 1 12 Пожарный 1 1 13 Военный 1 1 14 Профессия «Следователь» 1 1 15 Следствие ведут второклассники! 1 16 Разведчик 1 1 17 Летчик 1 1 18 Водолаз 1 1 2 1 1 1 Профессии, которые нас лечат. 19- Врач скорой помощи 20 1 6 20- Детский врач - педиатр 21 2 1 1 22- Зубной врач 23 2 1 1 24- Кто лечит наши глаза 25 2 1 1 26- Профессия – учитель. 27 2 1 1 28- Профессия - воспитатель 29 2 1 1 30- Как помогает логопед 31 2 1 1 32- Профессия - библиотекарь 33 2 1 1 34 Создание странички портфолио – «Труд в почете любой» 1 Профессии в школе. 1 Тематическое планирование (3 класс-34 часа) Цели и задачи профориентационной работы в 3 классе: знакомство школьников с профессиями окружающих людей (родителей, знакомых), расширение их представлений о разных профессиях. № п\п Наименование разделов и тем Всего часов Количество часов теория практик а 1-2 Представление о труде взрослых. 2 1 1 3-4 Вот у Коли, например, мама – милиционер. 2 1 1 1 1 6-7 Имеет ли значение пол человека для выбора и обретения профессии. 2 1 1 8-9 Оформление странички портфолио «Профессия мамы и папы» 2 1 1 10- Кем работают мои родные? 11 2 1 1 5 «Мама – лётчик? Что ж такого?» 7 12- Кем работают(ли) бабушки и дедушки 13 2 1 1 14- Сочинение «Трудовая гордость моей семьи». 15 2 1 1 16- Исследование трудовой истории моей семьи. 17 Оформление страницы портфолио. 2 1 1 18- Семейные династии 19 2 1 1 20- Оформление фото-картиночной странички портфолио 21 по теме: «Семейные династии» 2 1 1 22- Эволюция профессий – как меняются условия труда и 23 трудовые обязанности в век прогресса. 2 1 1 24 Как рождаются новые профессии. 1 1 25 Исчезают ли профессии? 1 1 26- Как приобрести профессию? 27 «Я бы в летчики пошел – пусть меня научат…» 2 1 1 28- Сложности выбора профессии. 29 Книгу переворошив, намотай себе на ус - все работы хороши, выбирай на вкус! 2 1 1 В.Маяковский «Кем быть?» Сочинение-эссе «Какой профессией я смог(ла) бы овладеть?» 1 31- Подготовка презентации «Все профессии важны – все 34 профессии нужны!» 4 30 1 1 3 Тематическое планирование (4 класс-34 часа) Цели и задачи профориентационной работы в 4 классе № п\п обобщая и развивая представления о труде, полученные учащимися в 1-3 классах, продолжать воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда; расширять и углублять представления о различных профессиях. Наименование разделов и тем Всего часов Количество часов теория практик а 8 1 В гостях у своего «Я». 1 1 2 Мое «Я» в гостях у других «Я» 1 1 3 Великая радость – работа 1 1 4-5 « Быть нужным людям…» 6 Сочинение-рассуждение «Самая нужная профессия» 2 1 1 1 1 7-8 Характер и выбор профессии 2 1 1 9-10 Правила выбора профессии 2 1 1 11- Творческий проект «Моя будущая профессия» 12 2 13- Представление о себе и проблема выбора 14 профессии 2 15 «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо») 2 1 1 1 1 16- Как готовить себя к будущей профессии 17 2 2 18- Оформление странички портфолио «Кем быть?», 19 «Каким быть?» 2 2 20- Сочинение « … - это призвание!» 21 2 1 1 22- Профессии без которых не обойтись. 23 2 1 1 24- Исследование «Необычная творческая 25 профессия» 2 1 1 26- Исследование «Мои земляки в мире творческих 27 профессий» 2 1 1 28- Проект « Я и мир профессий» 29 2 1 1 30- «Мое профессиональное портфолио» 31 2 1 1 32- Защита «Профессионального портфолио» 33 2 2 Итоговая конференция «Мир профессий» 1 1 34 9 10