Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Методы решения физических задач

Пояснительная записка
Курс «Методы решения физических задач» разработан на основе авторской
программы Зорина Н. И. « Методы решения физических задач», «Программы
элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение», составитель: В.А.
Коровин, -«Дрофа», 2008 г. и авторской программы: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров «Методы
решения физических задач», - М.: Дрофа, 2008г
Курс ориентирован на удовлетворение любознательности старших школьников,
их аналитических и синтетических способностей, открывает широкие возможности для
развития общих и специальных знаний, понимания роли физики в жизни общества,
повышения интереса учащихся, что поможет им с выбором профессии, успешной сдачи
единых государственных экзаменов (ЕГЭ).
Место предмета в учебном плане
Данный элективный курс предназначен для изучения в 10-классе и рассчитан на 34
учебных часа.
Общая характеристика учебного предмета
Курс рассчитан на учащихся 10 классов и предполагает совершенствование
подготовки школьников по освоению основных разделов физики. Содержание
элективного курса отличается от базового глубиной рассмотрения физических
процессов, расширением изучаемого материала по сравнению с программным,
разбором задач, требующих нестандартных подходов. Настоящая программа является
дополняющий материал к основному учебнику физики. Она позволяет более глубоко
и осмысленно изучать практические и теоретические вопросы физики. Программа
посвящена рассмотрению отдельных тем, важных для успешного освоения методов
решения задач повышенной сложности. В программе рассматриваются теоретические
вопросы, в том числе понятия, схемы и графики, которые часто встречаются в
формулировках контрольно измерительных материалов по ЕГЭ, а также практическая
часть. В практической части рассматриваются вопросы по решению экспериментальных
задач, которые позволяют применять математические знания и навыки, которые
способствуют творческому и осмысленному восприятию материала.
На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы:
постановка, решение и обсуждение решения задач, подбор и составление задач на тему и
т. д. В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение
по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание
деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование
физических явлений. Особое внимание уделяется значению изучаемого материала для
жизни и здоровья человека.
Программа элективного курса согласована с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса
физики. Она ориентирует учителя и ученика на дальнейшее совершенствование уже
усвоенных учащимися знаний и умений.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью,
к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные
права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая
и политическая грамотность;

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному дост
– оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие
гуманистических
ценностей,
осознанное,
уважительное
и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к
действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в
том числе подготовка к семейной жизни:

– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
– физическое,
эмоционально-психологическое,
социальное
благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Физика» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной
научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической
деятельности людей;
– демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими
естественными науками;
– устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные
физические модели для их описания и объяснения;
– различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы
научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение
гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории),
демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;
– проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая
измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход
измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную
погрешность по заданным формулам;

– проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить
измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих
данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности
измерений;
– использовать для описания характера протекания физических процессов
физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
– использовать для описания характера протекания физических процессов
физические законы с учетом границ их применимости;
– решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя
модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку
объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
– решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа
условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы,
необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный
результат;
– учитывать границы применения изученных физических моделей при решении
физических и межпредметных задач;
– использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных
характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для
решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;
– использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде,
для принятия решений в повседневной жизни.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Физика и методы научного познания
Обучаемый научится
- давать определения понятиям: базовые физические величины, физический закон,
научная гипотеза, модель в физике и микромире, элементарная частица, фундаментальное
взаимодействие;
- называть базовые физические величины, кратные и дольные единицы, основные виды
фундаментальных взаимодействий. Их характеристики, радиус действия;
- делать выводы о границах применимости физических теорий, их преемственности,
существовании связей и зависимостей между физическими величинами;
- использовать информацию физического содержания при решении учебных,
практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из
различных источников и критически ее оценивая;
- интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников
Кинематика
Обучаемый научится
- давать определения понятиям: механическое движение, материальная точка, тело
отсчета, система координат, равномерное прямолинейное движение, равноускоренное и
равнозамедленное движение, равнопеременное движение, периодическое (вращательное)
движение;
- использовать для описания механического движения кинематические величины: радиусвектор, перемещение, путь, средняя путевая скорость, мгновенная и относительная
скорость, мгновенное и центростремительное ускорение, период, частота;

- решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с
выбором физической модели (материальная точка, математический маятник), используя
несколько физических законов или формул, связывающих известные физические
величины, в контексте межпредметных связей;
- объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач,
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как
на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.
Динамика
Обучаемый научится
- давать определения понятиям: инерциальная и неинерциальная система отсчёта,
инертность, сила тяжести, сила упругости, сила нормальной реакции опоры, сила
натяжения. Вес тела, сила трения покоя, сила трения скольжения, сила трения качения;
- формулировать законы Ньютона, принцип суперпозиции сил, закон всемирного
тяготения, закон Гука;
- решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи,
используя несколько физических законов или формул, связывающих известные
физические величины, в контексте межпредметных связей (законы Ньютона, формулы
силы тяжести, силы упругости, силы трения);
- прогнозировать влияние невесомости на поведение космонавтов при длительных
космических полетах и применять полученные знания для решения задач;
Законы сохранения в механике
Обучаемый научится
- давать определения понятиям: замкнутая система; реактивное движение; устойчивое,
неустойчивое, безразличное равновесия; потенциальные силы, абсолютно упругий и
абсолютно неупругий удар; физическим величинам: механическая работа, мощность,
энергия, потенциальная, кинетическая и полная механическая энергия;
- формулировать законы сохранения импульса и энергии с учетом границ их
применимости и данные использовать при решении энергетических, сырьевых,
экологических задач;
- делать выводы и умозаключения о преимуществах использования энергетического
подхода при решении ряда задач динамики
Статика
Обучаемый научится
- давать определения понятиям: равновесие материальной точки, равновесие твердого
тела, момент силы;
- формулировать условия равновесия;
- применять полученные знания для объяснения явлений, наблюдаемых в природе и в
быту.
Основы гидромеханики
Обучаемый научится
-давать определения понятиям: давление, равновесие жидкости и газа;
- формулировать закон Паскаля, Закон Архимеда;
- воспроизводить условия равновесия жидкости и газа, условия плавания тел;
- применять полученные знания для объяснения явлений, наблюдаемых в природе и в
быту;
- объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач,
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как
на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

Молекулярно-кинетическая теория
Обучаемый научится
- давать определения понятиям: микроскопические и макроскопические параметры;
стационарное равновесное состояние газа. Температура газа, абсолютный ноль
температуры, изопроцесс; изотермический, изобарный и изохорный процессы;
- воспроизводить основное уравнение молекулярно-кинетической теории, закон Дальтона,
уравнение Клапейрона-Менделеева, закон Гей-Люссака, закон Шарля.
- формулировать условия идеального газа, описывать явления ионизации;
- использовать статистический подход для описания поведения совокупности большого
числа частиц, включающий введение микроскопических и макроскопических параметров;
- решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с
выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул,
связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей
(уравнение Менделеева- Клапейрона, основное уравнение МКТ);
- объяснять и решать задачи на газовые законы на основе молекулярно-кинетической
теории.
Основы термодинамики
Обучаемый научится
- давать определения понятиям: теплообмен, теплоизолированная система, тепловой
двигатель, замкнутый цикл, необратимый процесс, физических величин: внутренняя
энергия, количество теплоты, коэффициент полезного действия теплового двигателя,
молекула, атом, «реальный газ», насыщенный пар;
- понимать смысл величин: относительная влажность, парциальное давление и
рассчитывать относительную влажность в окружающем мире;
- формулировать первый и второй законы термодинамики и решать практикоориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической
модели, используя эти законы;
- применять приобретенные знания по теории тепловых двигателей для рационального
природопользования и охраны окружающей среды
Электростатика
Обучаемый научится
- давать определения понятиям: точечный заряд, электризация тел; электрически
изолированная система тел, электрическое поле, линии напряженности электрического
поля, свободные и связанные заряды, поляризация диэлектрика; физических величин:
электрический
заряд,
напряженность
электрического
поля,
относительная
диэлектрическая проницаемость среды;
- формулировать закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, границы их
применимости;
- описывать демонстрационные эксперименты по электризации тел и объяснять их
результаты; описывать эксперимент по измерению электроемкости конденсатора;
- решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с
выбором физической модели, используя закон сохранения электрического заряда, закон
Кулона и применять полученные знания для безопасного использования бытовых
приборов и технических устройств
Законы постоянного электрического тока
Обучаемый научится
- давать определения понятиям: электрический ток, постоянный электрический ток,
источник тока, сторонние силы, сверхпроводимость, дырка, последовательное и

параллельное соединение проводников; физическим величинам: сила тока, ЭДС,
сопротивление проводника, мощность электрического тока;
- объяснять условия существования электрического тока;
- решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с
выбором физической модели, используя последовательное и параллельное соединение
проводников, тепловое действие электрического тока, передачу мощности от источника к
потребителю;
- составлять, измерять и рассчитывать задачи на измерение силы тока и напряжения с
помощью амперметра и вольтметра;
- использовать законы Ома для однородного проводника и замкнутой цепи, закон ДжоуляЛенца для расчета электрических цепей.
Электрический ток в различных средах
Обучаемый научится
- понимать основные положения электронной теории проводимости металлов, как зависит
сопротивление металлического проводника от температуры
- объяснять условия существования электрического тока в металлах, полупроводниках,
жидкостях и газах;
- называть основные носители зарядов в металлах, жидкостях, полупроводниках, газах и
условия, при которых ток возникает;
- формулировать закон Фарадея;
- применять полученные знания для объяснения явлений, наблюдаемых в природе и в
быту
- решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с
выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул,
связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
- умение управлять своей познавательной деятельностью;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
- умение сотрудничать со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных
знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству
- чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм;
- положительное отношение к труду, целеустремленность;
- экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам
России и мира, понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное
природоиспользование.
Регулятивные УУД:
Обучающийся сможет:
- самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной ранее цели;
- сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
- определять несколько путей достижения поставленной цели;
- задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
- оценивать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные УУД:
Обучающийся сможет:
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
- распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления
выявленных в информационных источниках противоречий;
- осуществлять развернутый информационный поиск и ставить не его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
- искать и находить обобщенные способы решения задачи;
- приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения, так и в
отношении действий и суждений другого человека;
- анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможности широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные отношения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и
учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные
функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять
совместной познавательной деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные УУД:
Обучающийся сможет:
- осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной
команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и
т.д.);
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использование адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
- согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим
продуктом/решением;
- представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как
перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
- подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
- точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес
других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом
личностных оценочных суждений.

Тематическое планирование
Механика
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Физическая задача
Приемы решения физических задач
Операции над векторными величинами
Операции над векторными величинами
Равномерное движение
Равноускоренное движение
Силы в механике
Движение тел под действием нескольких сил
Движение тел под действием нескольких сил
Статика. Условия равновесия тел
Гидростатика и аэростатика
Гидростатика и аэростатика
Законы сохранения энергии и импульса. Работа. Мощность
Законы сохранения энергии и импульса. Работа. Мощность
Молекулярная физика. Термодинамика
Основы МКТ. Температура. Энергия теплового движения молекул
Основы МКТ. Температура. Энергия теплового движения молекул
Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы
Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы
Взаимные превращения жидкостей и газов. Влажность воздуха. Физика атмосферы
Взаимные превращения жидкостей и газов. Влажность воздуха. Физика атмосферы
Внутренняя энергия и способы ее изменения
Внутренняя энергия и способы ее изменения
Основы термодинамики. Первый закон термодинамики. Тепловые двигатели
Основы термодинамики. Первый закон термодинамики. Тепловые двигатели
Электродинамика
Электрический заряд и его свойства. Закон сохранения электрического заряда. Закон
Кулона
Электрический заряд и его свойства. Закон сохранения электрического заряда. Закон
Кулона
Электрическое поле и его характеристики.
Проводники и диэлектрики в электростатическом поле
Электрическое поле и его характеристики.
Проводники и диэлектрики в электростатическом поле
Электроёмкость. Конденсаторы
Электроёмкость. Конденсаторы
Законы постоянного тока. Расчеты электрических цепей
Законы постоянного тока. Расчеты электрических цепей
Электрический ток в различных средах
Электрический ток в различных средах

Календарно - тематическое планирование
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

1

Физическая задача 1

2

Приемы решения
физических задач

1

3

Операции над
векторными
величинами

1

4

Операции над
векторными
величинами

1

5

Равномерное
движение

1

6

Силы в механике

1

7

Движение тел под
действием
нескольких сил
Движение тел под
действием
нескольких сил
Статика. Условия
равновесия тел
Статика. Условия
равновесия тел
Гидростатика и
аэростатика
Гидростатика и
аэростатика

1

Законы сохранения
энергии и
импульса. Работа.
Мощность
Законы сохранения
энергии и
импульса. Работа.
Мощность

1

8
9
10
11
12

13

14

Содержание
Виды
нестандартных
физических задач
Методы и приемы
решения
нестандартных
физических задач
Сложение и
вычитание
векторов, проекция
вектора на ось
Векторные
величины и
операции с ними
Механика. Динамика
Перемещение при
прямолинейном
равномерном
движении

Требования к
уровню
подготовленности
Знать виды задач

Формы
контроля
беседа

Знать приемы
решения задач

беседа

Знать нахождение
суммы векторов

Графическ
ие задачи

Нахождение суммы
векторов

Графическ
ие задачи

Знать понятие:
перемещение при
прямолинейном
равномерном
движении
Иллюстрировать
точки приложения
сил, их направление
Находить
результирующую
силу

беседа

Условия
равновесия тел
Плечо силы

Знать условия
равновесия тел.
Плечо силы.

тестирован
ие

Молекулярно –
кинетическая
теория строения
вещества и ее
экспериментальные
основания
Повторение
основных типов
задач по теме на
закон сохранения
импульса и закон
сохранения
энергии

Знать понятия
гидростатики

беседа

Три вида сил в
механике.
Сложение сил
Алгоритм решения
задач по динамике

Графическ
ие задачи
тестирован
ие

1

1
1
1

1

беседа

Решать основные
задачи на законы
сохранения

тестирован
ие

Молекулярная физика. Термодинамика
15

16

17

18

19

20

21
22

23

24

Основы МКТ.
Температура.
Энергия теплового
движения молекул
Основы МКТ.
Температура.
Энергия теплового
движения молекул
Уравнение
состояния
идеального газа.
Изопроцессы
Уравнение
состояния
идеального газа.
Изопроцессы

1

Взаимные
превращения
жидкостей и газов.
Влажность
воздуха. Физика
атмосферы
Взаимные
превращения
жидкостей и газов.
Влажность
воздуха. Физика
атмосферы
Внутренняя
энергия и способы
ее изменения.
Внутренняя
энергия и способы
ее изменения

1

Основы
термодинамики.
Первый закон
термодинамики.
Тепловые
двигатели
Основы
термодинамики.
Первый закон
термодинамики.
Тепловые
двигатели

1

1

1

1

1

1
1

1

Эксперимент по
доказательству
зависимости
давления газа от
числа частиц и их
средних
кинетических
энергий
Уравнение
состояния газа.
Уравнение
Менделеева Клапейрона. Закон
Авогадро.
Изопроцессы:
изобарный,
изохорный,
изотермический

Расчет формулы
для вычисления
давления

Фронтальн
ая беседа,
тестирован
ие

Знать уравнение
состояния
идеального газа,
зависимость между
макроскопическими
параметрами (p, V,
T),
характеризующими
состояние газа

Графическ
ие задачи

Агрегатные
состояния и
фазовые переходы.
Испарение и
конденсация.
Насыщенный и
ненасыщенный пар.
Кипение

Знать фазовые
переходы
агрегатных
состояний

тестирован
ие

Внутренняя
энергия. Способы
измерения
внутренней
энергии.
Внутренняя
энергия идеального
газа
Закон сохранения
энергии,
первый закон
термодинамики.
Устройство
тепловых
двигателей

Уметь приводить
примеры изменений
внутренней энергии

тестирован
ие

Объяснять
принципы действия
тепловых машин.
Первый закон
термодинамики

Уметь
вести
диалог,
выслушива
ть мнение
оппонента

25

Электрический
заряд и его
свойства. Закон
сохранения
электрического
заряда. Закон
Кулона
Электрический
заряд и его
свойства. Закон
сохранения
электрического
заряда. Закон
Кулона
Электрическое
поле и его
характеристики.
Проводники и
диэлектрики в
электростатическо
м поле
Электрическое
поле и его
характеристики.
Проводники и
диэлектрики в
электростатическо
м поле
Электроёмкость.
Конденсаторы
Электроёмкость.
Конденсаторы

1

31

Законы
постоянного тока.
Расчеты
электрических
цепей

1

32

Законы
постоянного тока

1

26

27

28

29
30

Электродинамика
Элементарный
заряд.
Электризация тел и
ее применение в
технике. Опыты
Кулона

физический смысл
закона Кулона и
границы его
применимости,
уметь вычислять
силу кулоновского
взаимодействия

1

1

1

1
1

Вычислять
силы
взаимодейс
твия
точечных
электричес
ких
зарядов

Электрическое
поле,
энергетическая
характеристика,
свойства веществ.
Основные свойства
электрического
поля

Знать смысл
понятий: «материя»,
«вещество», «поле».
Знать разные виды
веществ

Электрическая
емкость проводника.
Конденсатор. Виды
конденсаторов.
Емкость плоского
конденсатора.
Энергия заряженного
конденсатора.
Применение
конденсаторов
Сопротивление.
Закон Ома для
участка цепи.
Единица
сопротивления,
удельное
сопротивление.
Последовательное
и параллельное
соединение
проводников
Расчет
электрических

Знать смысл
величины
«электрическая
емкость. Вычислять
емкость плоского
конденсатора

Решение
задач

Знать/понимать
смысл закона Ома
для участка цепи,
уметь определять
сопротивление
проводников

Решение
эксперимен
тальных
задач

Уметь решать
задачи с

Решение
задач

Расчеты
электрических
цепей

33

цепей

1
Электрический ток
в различных средах

34

Электрический ток
в различных средах

1

применением закона
Ома для участка
цепи и полной цепи;
уметь определять
работу и мощность
электрического тока
Природа
Уметь объяснять
электрического тока природу
в металлах.
электрического тока
Зависимость
сопротивления
металлов от
температуры.
Сверхпроводимость
Природа
Уметь объяснять
электрического
природу
тока в жидкостях и электрического тока
газах
в металлах, знать/
понимать основы
электронной теории

Решение
качественн
ых задач

Решение
качественн
ых задач

Литература:
1. Зорин Н.И Методы решения физических задач. М. Дако. 2007.
2. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983.
3. Бендриков Г.А., Буховцев Б.Б., Керженцев В.В., Мякишев Г.Я. Задачи по физике
для поступающих в вузы. М.: Наука, 1995.
4. Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Крик Л.А. 1001 задача по физике. М.: Илекса,
2005.-351 с.
5. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Международные физические олимпиады. М.: Наука,
1985.
6. Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. Задачи по физике. М.: Дрофа, 2002.
7. Козелл С.М. Сборник задач по физике 10-11. М.: Просвещение, 2001.
8. Материалы ЕГЭ по физике, 2002-2006.
Физика. Задачник, 9-11кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений/ О.Ф.
Кабардин, В.А. Орлов, А.Р. Зильберман. – М.: Дрофа, 1997


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».