Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Индивидуальный проект

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
 ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные
планы;
 готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию
по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на
основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей
страны;
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
 принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
 неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
 российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
 уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
 формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
 воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
 гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
 признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные
права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и
нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
2

интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
 готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
 приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному дост
 оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
 готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
 принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
 способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
 формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
 развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему
миру, живой природе, художественной культуре:
 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной
науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
 экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
 эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;


3

положительный
образ
семьи, родительства (отцовства
и
материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
 уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
 осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
 готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
 потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
 готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального
и академического благополучия обучающихся:
 физическое,
эмоционально-психологическое,
социальное
благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.


Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях
этики и морали;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

4

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.


Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Индивидуальный проект» на
уровне среднего общего образования:
Планируемые результаты освоения учебного предмета
 сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
 способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
 сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного
применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач,
используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
 способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Учащимся будет предоставлена возможность освоить:


основные понятия исследовательской деятельности (проект, аспект, гипотеза, исследование, объект и предмет исследования, проблема, теория, анализ, синтез и другие);




классификацию типов и видов проектов;
методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, метод восхождения от абстрактного к конкретному;



виды проблемных ситуаций
5



виды продуктов проектной деятельности



виды исследований



этапы проектирования, содержание работы над проектом на каждом этапе



правила оформления проекта;



формы защиты презентаций



требования к проектной работе и критерии оценок проекта и его публичной защиты
Учащиеся научатся:



формулировать тему, проблему, ставить цель и задачи, обосновывать актуальность проблемы, определять гипотезу: доказывать или опровергать ее.



определять тип проекта по разным классификациям



изготовлять продукт проектной деятельности



составлять содержание работы и план своих действий на каждом этапе



составлять структуру своего проекта



проводить исследование и делать выводы по его результатам



работать с различными источниками информации, используя разные формы работы с
научной литературой, составлять библиографию и список литературы.



структурировать материал, выделять главное для презентации



составлять презентацию в соответствии с требованиями;



грамотно презентовать свою работу, выбрав форму защиты и подготовив речь своего
выступления



соблюдать культуру выступления и ведения дискуссии;



проводить самооценку своей деятельности и оценку деятельности других участников
курса.
Содержание учебного предмета
Модуль 1. Культура исследования и проектирования (6 ч).
Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов.
Модуль 2. Самоопределение (4 ч).
Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта.
Модуль 3. Замысел проекта (4 ч).
Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом. Выдвижение и формулировка цели проекта.
Модуль 4. Условия реализации проекта (3 ч).
Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с понятиями разных предметных дисциплин.
Модуль 5. Трудности реализации проекта (5 ч)
6

Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий: жизненный цикл
проекта, жизненный цикл продукта (изделия), эксплуатация, утилизация.
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ (5 ч)
Позиция эксперта. Предварительная защита проектов и исследовательских работ,
подготовка к взаимодействию с экспертами.
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта (5 ч)
Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий: изобретение, технология, технологическая долина, агротехнологии.
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта (2 ч)
Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов. Итоговое занятие проходит в форме научно-практической конференции.
Тематическое планирование
Курс рассчитан на 34 ч (1 ч в неделю).
№
п/п

Тема

Основное содержание

Кол-во
часов

Модуль 1. Культура исследования и проектирования (6 ч)
1

Что такое проект и почему реализация проекта — это сложно,
но интересно

2

Выдвижение проектной идеи как
формирование образа будущего

3

Техническое проектирование и
конструирование как типы деятельности

4

Социальное проектирование: как
сделать лучше общество, в котором мы живём

5

Анализируем проекты сверстников: социальный проект «Дети
одного Солнца»

Понятие проекта. Происхождение понятия. Цели проектов. Проекты, оказавшие влияние на жизнь большей части человечества. Отечественные и
зарубежные масштабные проекты. Непредсказуемые последствия проектов.
Конечный результат проекта. Логика
работы проектировщика. Отличие проектирования от занятий искусством,
математикой и других профессиональных занятий. Реальное и воображаемое
в проектировании.
Понятие «техносфера». Искусственная
среда. Конструирование и конструкции. Анализ и синтез вариантов конструкции. Функция конструкции.
Личное действие в проекте. Отчуждаемый продукт.
Отличие проекта от дела. Социальное
проектирование. Старт социального
проекта. Отношения, ценности и нормы в социальном проекте. Проектирование ценности. Проектирование способов деятельности. Мероприятия
проекта.
Проблема. Цель проекта. Задачи проекта. План реализации проекта. Результаты проекта.
7

1

1

1

1

1

6

Исследование как элемент про- Цель и результат исследования. Исекта и как тип деятельности
следования фундаментальные и прикладные. Монодисциплинарные и
междисциплинарные исследования.
Гипотеза и метод исследования. Способ и методика исследования.
Модуль 2. Самоопределение (4 ч)

1

Проекты и технологии: выбираем Приоритетные направления развития:
сферы деятельности
транспорт, связь, новые материалы,
здоровое питание, агробиотехнологии,
«умные дома» и «умные города».
Создаём элементы образа будуПозитивный образ будущего для себя
щего: что мы хотим изменить
и для других. Понятие качества жизни.
своим проектом
Формируем отношение к проПроблемы практические, научные, миблемам: препятствие или побуж- ровоззренческие. Проблемы глобальдение к действию?
ные, национальные, региональные, локальные. Комплексные проблемы.
Первичное самоопределение.
Варианты самоопределения при выбоОбоснование актуальности темы ре темы: актуальность, желание осудля проекта или исследования
ществить изменения, стремление обеспечить развитие, получение новых
знаний и др.
Модуль 3. Замысел проекта (4ч)

1

Понятия «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования
Формулирование цели проекта

Проблемная ситуация. Позиции конструктора, учёного, управленца, финансиста.
Цели и ценности проекта. Личное отношение к ситуации. Соотнесение
прогноза и идеала. Постановка цели и
принятие цели. Заказчик проекта.
Целеполагание и постановка заПеревод проблемы и цели в задачи.
дач. Прогнозирование результаСоотношение имеющихся и отсуттов проекта
ствующих знаний и ресурсов.
Поиск недостающей информаИнформационный ресурс. Объективции, её обработка и анализ
ность информации. Экспертное знание. Совпадающие и различающиеся
позиции. Выявление оснований расхождения мнений.
Модуль 4. Условия реализации проекта (3 ч)

1

15

Планирование действий — шаг
за шагом по пути к реализации
проекта

1

16

Источники финансирования проекта

7

8
9

10

11
12

13
14

Понятие планирования. Основная
функция планирования. Инструменты
планирования. Контрольные точки
планируемых работ.
Понятие бюджета проекта. Собственные средства. Привлечённые средства.
Источники финансирования. Венчурные фонды.
8

1
1

1

1

1
1

1

17

Модели управления проектами

Контрольная точка. Ленточная диаграмма (карта Ганта). Дорожная карта.

1

Модуль 5. Трудности реализации проекта (5 ч)
18

Переход от замысла к реализации Жизненный цикл проекта. Жизненный
проекта
цикл продукта. Переосмысление замысла. Несовпадение замысла и его
реализации.
Риски проекта
Возможные риски проекта. Способы
предупреждения рисков.
Практическое занятие. Анализ
Проблема. Цель проекта. Задачи пропроектного замысла «Завод по
екта. План реализации проекта. Репереработке пластика»
зультаты проекта. Средства реализации проекта. Вариативность средств.
Прорывные технологии и фундаментальные знания.
Практическое занятие. Анализ
Анализ ситуации. Критерии сравнения
проектного замысла «Превратим проектных замыслов.
мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов
Практическое занятие. Анализ
Анализ ситуации. Образ желаемого
проектов сверстников: туризм и
будущего. Оригинальность идеи прокраеведение
екта. Бизнес-план. Маркетинговые
риски.
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и
исследовательских работ (5 ч)
Позиция эксперта
Экспертная позиция. Экспертное мнение и суждение. Разные подходы к
проблематике проектов. Запрос на ноухау и иные вопросы эксперту

1

2425
26

Предварительная защита проектных и исследовательских работ

2

Оцениваем проекты сверстников: Описание ситуации для постановки
проект «Разработка портативного проблемы и задач на примере проектметаллоискателя»
но-конструкторской работы.
Преимущество проектируемого инструмента. Анализ ограничений существующих аналогов. Цель проекта.
Дорожная карта проекта

1

27

Оценка начального этапа исследования

1

19
20

21

22

23

Актуальность темы исследования.
Масштаб постановки цели. Методики
исследования. Ход проведения исследования. Обзор научной литературы.
Достоверность выводов

1
1

1

1

1

Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта (5 ч)
28

Видим за проектом инфраструк-

Инфраструктура. Базовый производ9

1

туру

ственный процесс. Вспомогательные
процессы и структуры. Свойства инфраструктуры

29

Опросы как эффективный инструмент проектирования

Социологический опрос как метод исследования. Использование опроса при
проектировании и реализации проекта.
Интернет-опросы. Понятие генеральной совокупности

1

30

Возможности социальных сетей.
Сетевые формы проектов

Возможности сетей для поиска единомышленников и продвижения проектов

1

31

Использование видеоролика в
продвижении проекта

Создание видеоролика как средство
продвижения проекта. Создание «эффекта присутствия». Сценарий. Съёмка. Монтаж

1

32

Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности

Выстраивание структуры текста для
защиты. Основные пункты и тезисы
выступления. Наглядность, ёмкость,
информативность выступления

1

Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта (2ч)

2

3334

Учебно– методическое и материально-техническое обеспечение рабочей
программы
Литература:
1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое
пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.
2. Сергеева В.П. Проектно – организаторская компетентность учителя в
воспитательной деятельности. М. 2005.
3. Метод учебных проектов: Методическое пособие М. 2006.
4. Индивидуальный проект. 10-11 классы : учеб. Пособие для общеобразоват.
организаций. ФГОС / ⌠М.В.Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова, М.В. Майсак⌡. – 2-е
изд. – М. : Просвещение, 2020. – 159 с. – (Профильная школа).
5. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5–9 классы.
Методическое пособие для учителей и руководителей школ. Янушевский В.Н. — М.:
Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015.
6. Примерная программа по индивидуальному проекту в соответствии с ФГОС
СОО. Авторы – составители Н.В. Антипова, М.В. Половкова. Москва, «Просвещение»,
2019 г.
Цифровые образовательные ресурсы:
10

1. http://www.mon.gov.ru (Министерство образования и науки)
2. http://www.fipi.ru (портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических
измерений)
3. http://www.ege.edu.ru (информационной поддержки ЕГЭ)
4. http://www.probaege.edu.ru (портал Единый экзамен)
5.
http://www.infomarker.ru/top8.html
RUSTEST.RU
(федеральный
центр
тестирования)
6. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов.
7. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
(ФЦИОР).
8. http://www.ict.edu.ru Портал "Информационно-коммуникационные технологии в
образовании".
9. http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU
10. http://school-collection.edu.ru/
11. http://www.edu.ru
12. http://unk.future4you.ru.

11


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».