Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Искусство устной и письменной речи 8 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный учебный курс предназначен для учащихся 8 класса. В
программе учебного курса «Искусство устной и письменной речи»
рассматривают стили речи, строение текста, классификация изложений, их
структурные виды и особенности.
В ходе работы учащиеся учатся трансформировать текст, составлять
свой текст на основе исходного, изменять композицию.
В ходе работы предполагаются следующие формы организации работы:
семинар, лекции, урок-практикум, урок-презентация, контрольный урок.
После изучения курса предполагается, что учащиеся смогут свободно
пересказывать текст, заменять при необходимости первое лицо на третье,
улавливать и сохранять при пересказе своеобразие авторского стиля,
проявить умение выразить свое понимание текста, создать краткое или
развёрнутое рассуждение о проблеме, затронутой автором исходного текста.
Формой отчётности может быть творческая работа на основе исходного
текста, изложение или изложение с творческим заданием в зависимости от
уровня подготовки учащихся.
Особое значение для выполнения программы имеет организация
учебного процесса как сотрудничества и творческого общения учителя и
обучающихся, а также обучающихся друг с другом. Это обеспечивает
возможность интенсивно обогащать познавательный опыт школьников,
систематически включать элементы поиска и проблемных ситуаций в их
учебную деятельность, предупреждать перегрузки.
Программа строится в соответствии с психолого-педагогическими
особенностями обучения школьников. При обучении реализуются основные
дидактические принципы, особенно принцип доступности, преемственности,
перспективности развивающей направленности, самостоятельности и учета
индивидуальных особенностей учащихся.
Занятия строятся на основе занимательности. Практический материал
для усвоения и различные упражнения для закрепления содержат
проблемную задачу. Трудные задания привлекают учеников своей новизной,
необычностью,
нестандартностью.
Это
способствует
созданию
положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно активное
усвоение материала учащимися.
Цель учебного курса– способствовать сохранению знаний, умений и
навыков учащихся по развитию речи, вооружить учащихся новыми знаниями
по написанию сжатого изложения, что является условием их успешной
учебной, научной и общественной деятельности. Особое внимание следует
уделять самостоятельно творческо-поисковой деятельности (подготовка
докладов, рефератов, создание проекта). В связи с этим необходимо научить
правильно пользоваться авторитетными справочниками и словарями,
прошедшими проверку в практике редактирования.
Образовательная цель курса – формирование умений и навыков
кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления






или события, глубже вдумываться в содержание произведения, вычленять
наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и
синтаксические конструкции.
Практическая цель курса – приобретение учениками навыков
написания сжатого изложения, развитие устной и письменной речи
учащихся.
Воспитательная цель курса - воспитание у учащихся любви к
русскому языку, уважения к слову, расширение лингвистического кругозора,
развитие языковой интуиции. Изучение курса должно способствовать
формированию потребности в самообразовании и таких личностных качеств,
как внимание и настойчивость, организованность и целеустремленность,
аналитический склад ума.
Цели данного курса реализуются с помощью следующих задач:
- систематизировать и обобщить знания по русскому языку;
- дать представление о типах текстов, в которых реализуются
соответствующие стили;
- научить распознавать ошибки, обусловленные правильным употреблением
слов с различной стилистической окраской, слов с ограниченной сферой
употребления и языковых средств выразительности речи;
- научить редактировать тексты разных типов и стилей речи;
- научить кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте явления
или события.
Данные задачи:
1) дают четкую установку на вид работы;
2) требуют от учащихся самостоятельности в отборе языковых средств в
соответствии с целями речевого оформления:
3) позволяют включить усвоенные знания в сферу речевого общения
(обоснование целесообразности выбора автором тех или иных языковых
средств, редактирование текста; перестройка частей текста,
трансформирование текста ситуативного характера и др.).
Курс базируется на современных знаниях в области функциональной и
практической стилистики, теории текста, культуры речи.
Основные формы организации занятий – лекции-беседы, практические
занятия, самостоятельная работа учащихся.
Элективный курс «Искусство устной и письменной речи» рассчитан на 34
часа (1 час в неделю), из них 13 часов – лекции, 21 час - практические
занятия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса учащиеся должны:
определять тему и основную мысль текста, стиль и тип речи;
определять виды, способы, средства связи предложений и частей в тексте;
излагать точно, логично, выразительно высказанную мысль в тексте для
изложения;
логично выстраивать подтемы для раскрытия темы текста изложения;









передавать свое отношение к предмету речи в тексте (в изложениях с
творческими заданиями);
выбирать для использования в тексте изложения из ряда эмоциональноэкспрессивных, оценочных средств наиболее подходящие для данной
речевой ситуации.
умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в
качестве аргумента;
умение оформлять речь в соответствии с орфографическими,
грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного
языка.
кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления
или события, вычленяя наиболее важный материал.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Текст: тема, основная мысль, признаки текста.
Практическая работа над видами связи с изучением теории.
Микротемы текста. Абзацное членение текста.
Изложение: анализ текста, составление плана, выделение в нем главного и
второстепенного.
Изложение: извлечение из текста заданного материала.
Изложение: ответы на вопросы выдержками из текста.
Текст-описание. Анализ текста-описания.
Текст-повествование. Анализ текста-повествования.
Текст – рассуждение. Анализ текста–рассуждения.
Стилевая принадлежность текста. Анализ языковых средств текстов разных
стилей речи.
Разговорный стиль.
Художественный стиль.
Публицистический стиль.
Официально-деловой стиль.
Научный стиль.
Приемы сжатия текста.
Упрощение.
Исключение.
Обобщение.
Написание обучающих сжатых изложений

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
Кол-во
часов
Текст: тема, основная мысль, признаки текста
1
Практическая работа над видами связи с изучением
1
теории
Практическая работа над видами связи с изучением
1
теории
Микротемы текста. Абзацное членение текста
1
Практическая работа. Изложение: анализ текста,
1
составление плана, выделение в нем главного и
второстепенного
Практическая работа. Изложение: анализ текста,
1
составление плана, выделение в нем главного и
второстепенного
Изложение: извлечение из текста заданного материала
1
Изложение: ответы на вопросы выдержками из текста
1
Практическая работа. Текст-описание. Анализ текста1
описания
Практическая работа. Текст-описание. Анализ текста1
описания
Практическая работа. Текст-описание. Анализ текста1
описания
Практическая работа. Текст-повествование. Анализ
1
текста-повествования
Практическая работа. Текст-повествование. Анализ
1
текста-повествования
Практическая работа. Текст-повествование. Анализ
1
текста-повествования
Практическая работа. Текст – рассуждение. Анализ
1
текста–рассуждения.
Практическая работа. Текст – рассуждение. Анализ
1
текста–рассуждения.
Практическая работа. Текст – рассуждение. Анализ
1
текста–рассуждения.
Стилевая принадлежность текста.
1
Анализ языковых средств текстов разных стилей речи
1
Разговорный стиль
1
Практическая работа. Художественный стиль
1
Практическая работа. Художественный стиль
1
Практическая работа. Художественный стиль
1
Публицистический стиль
1
Публицистический стиль
1
Официально-деловой стиль
1
Научный стиль
1
Приемы сжатия текста
1

Дата

29
30
31
32
33
34

Упрощение
Исключение
Обобщение
Практическая работа. Написание сжатого изложения
Практическая работа. Написание сжатого изложения
Практическая работа. Написание сжатого изложения

1
1
1
1
1
1

Список литературы
1.Александрова Г.В. «Занимательный русский язык». Санкт-Петербург, «Тригон»,1998
г.
2.Александрова З. «Словарь синонимов русского языка». М.: 1995 г.
3.Львов М. «Словарь антонимов русского языка». М.: 2001 г.
4.Волина В. «Занимательная этимология». М.: 1995 г.
5.Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка». М.: 2001 г.
6.Есенина С.А. Как научить вашего ребенка писать изложения. 4 класс. Пособие для
начальных классов.-М.: «Грамотей», 2005.
7.Есенина С.А. Как научить вашего ребенка писать сочинения. 4 класс. Пособие для
начальных классов.-М.: «Грамотей», 2006.
8.Бобкова Н.Н. Русский язык. 1-4 классы: сочинения и изложения.-Волгоград:
Учитель, 2010.
9. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебники
для 5, 6, 7, 8 кл. общеобразовательных учреждений / Научный ред. акад. РАО Н.М.
Шанский. – М.: Просвещение.
10.Морозова И. Д. Виды изложений и методика их проведения. – М., 1984.
11.Никитина Е.И. Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа.ГИА-2014.
12.Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. Хрестоматия по методике русского языка; Организация
учебного процесса по русскому языку в школе. Пособие для учителя. М., 1991.
13.Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. М.,
2006.


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».