Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

КБЖ 5-7 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по культуре безопасности жизнедеятельности (далее
– КБЖ) разработана на основе Концепции преподавания учебного предмета
«Культура безопасности жизнедеятельности» (утверждена Решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 24 декабря 2018 г. № ПК-1вн), требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС) основного общего образования (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 31 мая 2021 г. № 287) с учётом распределённых по модулям проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования по учебному предмету КБЖ, федеральной рабочей программы воспитания.
Настоящая Программа обеспечивает:
ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и
формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры безопасного поведения;
прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий, обеспечивающих преемственность изучения основ комплексной безопасности личности на следующем уровне образования;
возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков, необходимых для последующей жизни;
выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих
потребностям современности;
реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное взаимодополнение, способствующее формированию практических умений и навыков.
В Программе содержание учебного предмета ОБЖ структурно представлено десятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими
непрерывность изучения предмета на уровне основного общего образования
и преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования:
модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном
обществе»;
модуль №2 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»;
модуль № 3 «Безопасность на транспорте»;

модуль № 4 «Безопасность в быту»;
модуль № 5 «Безопасность в социуме»;
модуль № 6 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»;
модуль № 7 «Безопасность в информационном пространстве»;
модуль № 8 «Безопасность в природной среде»;
модуль № 9«Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера»
модуль № 10 «Основы медицинских знаний»
В целях обеспечения системного подхода в изучении учебного предмета
КБЖ на уровне основного общего образования Программа предполагает
внедрение универсальной структурно-логической схемы изучения учебных
модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности:
«предвидеть опасность → по возможности её избегать → при необходимости
действовать». Учебный материал систематизирован по сферам возможных
проявлений рисков и опасностей: помещения и бытовые условия; улица и
общественные места; природные условия; коммуникационные связи и каналы; объекты и учреждения культуры и пр.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КУЛЬТУРА
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Появлению учебного предмета КБЖ способствовали колоссальные по
масштабам и последствиям техногенные катастрофы, произошедшие на территории нашей страны в 80-е годы XX столетия: катастрофа теплохода
«Александр Суворов» в результате столкновения с пролётом Ульяновского
моста через Волгу (5 июня 1983 г.), взрыв четвёртого ядерного реактора на
Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 г.), химическая авария с выбросом аммиака на производственном объединении «Азот» в г. Ионаве (20 марта 1989
г.), взрыв двух пассажирских поездов под Уфой в результате протечки трубопровода и выброса сжиженной газово-бензиновой смеси (3 июня 1989 г.).
Государство столкнулось с серьёзными вызовами, в ответ на которые требовался быстрый и адекватный ответ. Пришло понимание необходимости скорейшего внедрения в сознание граждан культуры безопасности жизнедеятельности, формирования у подрастающего поколения модели индивидуального безопасного поведения, стремления осознанно соблюдать нормы и правила безопасности в повседневной жизни. В связи с этим введение в нашей
стране обучения основам безопасности жизнедеятельности явилось важным
и принципиальным достижением как для отечественного, так и для мирового
образовательного сообщества.

В условиях современного исторического процесса с появлением новых
глобальных и региональных природных, техногенных, социальных вызовов и
угроз безопасности России (критичные изменения климата, негативные медико-биологические, экологические, информационные факторы и другие
условия жизнедеятельности) возрастает приоритет вопросов безопасности,
их значение не только для самого человека, но также для общества и государства. При этом центральной проблемой безопасности жизнедеятельности
остаётся сохранение жизни и здоровья каждого человека.
В данных обстоятельствах колоссальное значение приобретает качественное образование подрастающего поколения россиян, направленное на
формирование гражданской идентичности, воспитание личности безопасного
типа, овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией для обеспечения безопасности в повседневной жизни. Актуальность совершенствования
учебно-методического обеспечения учебного процесса по предмету ОБЖ
определяется системообразующими документами в области безопасности:
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646), Национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года (Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474), Государственная программа Российской
Федерации «Развитие образования» (Постановление Правительства РФ от
26.12.2017 г. № 1642).
Современный учебный предмет КБЖ является системообразующим,
имеет свои дидактические компоненты во всех без исключения предметных
областях и реализуется через приобретение необходимых знаний, выработку
и закрепление системы взаимосвязанных навыков и умений, формирование
компетенций в области безопасности, поддержанных согласованным изучением других учебных предметов. Научной базой учебного предмета КБЖ является общая теория безопасности, исходя из которой он должен обеспечивать формирование целостного видения всего комплекса проблем безопасности, включая глобальные, что позволит обосновать оптимальную систему
обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также актуализировать для обучающихся построение адекватной модели индивидуального безопасного поведения в повседневной жизни, сформировать у них базовый уровень культуры безопасности жизнедеятельности.
В настоящее время с учётом новых вызовов и угроз подходы к изучению учебного предмета КБЖ несколько скорректированы. Он входит в предметную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедея-

тельности», является обязательным для изучения на уровне основного общего образования. Изучение КБЖ направлено на обеспечение формирования
базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует выработке у обучающихся умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовывать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Такой
подход содействует закреплению навыков, позволяющих обеспечивать защиту жизни и здоровья человека, формированию необходимых для этого волевых и морально-нравственных качеств, предоставляет широкие возможности
для эффективной социализации, необходимой для успешной адаптации обучающихся к современной техно-социальной и информационной среде, способствует проведению мероприятий профилактического характера в сфере
безопасности.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Целью изучения учебного предмета КБЖ на уровне основного общего
образования является формирование у обучающихся базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
 способность построения модели индивидуального безопасного поведения на основе понимания необходимости ведения здорового образа
жизни, причин, механизмов возникновения и возможных последствий
различных опасных и чрезвычайных ситуаций, знаний и умений применять необходимые средства и приемы рационального и безопасного
поведения при их проявлении;
 сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного безопасного поведения в интересах безопасности личности, общества и государства;
 знание и понимание роли государства и общества в решении задач
обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Изучение учебного предмета КБЖ предусматривается в течение трех лет, в
5-7 классах по 1 часу в неделю. Всего на изучение предмета КБЖ отводится
102 часа, из них по 34 часа в каждом классе.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»:
цель и задачи учебного предмета КБЖ, его ключевые понятия и значение для человека;
смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура безопасности жизнедеятельности»;
источники и факторы опасности, их классификация;
общие принципы безопасного поведения;
виды чрезвычайных ситуаций, сходство и различия опасной, экстремальной и чрезвычайной ситуаций;
уровни взаимодействия человека и окружающей среды;
механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную ситуацию, правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль № 2 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских
знаний»:
смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их содержание и
значение для человека;
факторы, влияющие на здоровье человека, опасность вредных привычек;
элементы здорового образа жизни, ответственность за сохранение здоровья;
понятие «инфекционные заболевания», причины их возникновения;
механизм распространения инфекционных заболеваний, меры их профилактики и защиты от них;
порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций биологосоциального происхождения (эпидемия, пандемия);
мероприятия, проводимые государством по обеспечению безопасности
населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биологосоциального происхождения;
понятие «неинфекционные заболевания» и их классификация, факторы
риска неинфекционных заболеваний;
меры профилактики неинфекционных заболеваний и защиты от них;
диспансеризация и её задачи;
понятие «первая помощь» и обязанность по её оказанию, универсальный алгоритм оказания первой помощи;
назначение и состав аптечки первой помощи;
порядок действий при оказании первой помощи в различных ситуациях,
приёмы психологической поддержки пострадавшего.

Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»:
правила дорожного движения и их значение, условия обеспечения безопасности участников дорожного движения;
правила дорожного движения и дорожные знаки для пешеходов;
«дорожные ловушки» и правила их предупреждения;
световозвращающие элементы и правила их применения;
правила дорожного движения для пассажиров;
обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств, ремень
безопасности и правила его применения;
порядок действий пассажиров при различных происшествиях в маршрутных транспортных средствах, в том числе вызванных террористическим
актом;
правила поведения пассажира мотоцикла;
правила дорожного движения для водителя велосипеда и иных индивидуальных средств передвижения (электросамокаты, гироскутеры, моноколёса, сигвеи и т. п.), правила безопасного использования мототранспорта (мопедов и мотоциклов);
дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста;
правила подготовки велосипеда к пользованию.
Модуль № 4«Безопасность в быту»:
основные источники опасности в быту и их классификация;
защита прав потребителя, сроки годности и состав продуктов питания;
бытовые отравления и причины их возникновения, классификация ядовитых веществ и их опасности;
признаки отравления, приёмы и правила оказания первой помощи;
правила комплектования и хранения домашней аптечки;
бытовые травмы и правила их предупреждения, приёмы и правила оказания первой помощи;
правила обращения с газовыми и электрическими приборами, приёмы и
правила оказания первой помощи;
правила поведения в подъезде и лифте, а также при входе и выходе из
них;
пожар и факторы его развития;
условия и причины возникновения пожаров, их возможные последствия,
приёмы и правила оказания первой помощи;
первичные средства пожаротушения;
правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними,
ответственность за ложные сообщения;

права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности;
ситуации криминального характера, правила поведения с малознакомыми людьми;
меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом,
правила поведения при попытке проникновения в дом посторонних;
классификация аварийных ситуаций в коммунальных системах жизнеобеспечения;
правила подготовки к возможным авариям на коммунальных системах,
порядок действий при авариях на коммунальных системах.
Модуль № 5 «Безопасность в социуме»:
общение и его значение для человека, способы организации эффективного и позитивного общения;
приёмы и правила безопасной межличностной коммуникации и комфортного взаимодействия в группе, признаки конструктивного и деструктивного общения;
манипуляции в ходе межличностного общения, приёмы распознавания
манипуляций и способы противостояния им;
приёмы распознавания противозаконных проявлений манипуляции
(мошенничество, вымогательство, подстрекательство к действиям, которые
могут причинить вред жизни и здоровью, и вовлечение в преступную, асоциальную или деструктивную деятельность) и способы защиты от них;
современные молодёжные увлечения и опасности, связанные с ними,
правила безопасного поведения;
правила безопасной коммуникации с незнакомыми людьми.
Модуль № 6 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
понятия «экстремизм» и «терроризм», их содержание, причины, возможные варианты проявления и последствия;
цели и формы проявления террористических актов, их последствия,
уровни террористической опасности;
основы общественно-государственной системы противодействия экстремизму и терроризму, контртеррористическая операция и её цели;
признаки вовлечения в террористическую деятельность, правила антитеррористического поведения;
признаки угроз и подготовки различных форм терактов, порядок действий при их обнаружении;
правила безопасного поведения в условиях совершения теракта;

порядок действий при совершении теракта (нападение террористов и
попытка захвата заложников, попадание в заложники, огневой налёт, наезд
транспортного средства, подрыв взрывного устройства).
Модуль № 7 «Безопасность в информационном пространстве»:
понятие «цифровая среда», её характеристики и примеры информационных и компьютерных угроз, положительные возможности цифровой среды;
риски и угрозы при использовании Интернета;
общие принципы безопасного поведения, необходимые для предупреждения возникновения сложных и опасных ситуаций в личном цифровом
пространстве;
основные виды опасного и запрещённого контента в Интернете и его
признаки, приёмы распознавания опасностей при использовании Интернета;
противоправные действия в Интернете;
правила цифрового поведения, необходимого для предотвращения рисков и угроз при использовании Интернета (кибербуллинга, вербовки в различные организации и группы).
Модуль № 8 «Безопасность в природной среде»:
чрезвычайные ситуации природного характера и их классификация;
правила поведения, необходимые для снижения риска встречи с дикими
животными, порядок действий при встрече с ними;
порядок действий при укусах диких животных, змей, пауков, клещей и
насекомых;
различия съедобных и ядовитых грибов и растений, правила поведения,
необходимые для снижения риска отравления ядовитыми грибами и растениями;
автономные условия, их особенности и опасности, правила подготовки к
длительному автономному существованию;
порядок действий при автономном существовании в природной среде;
правила ориентирования на местности, способы подачи сигналов бедствия;
общие правила безопасного поведения на водоёмах, правила купания в
подготовленных и неподготовленных местах;
порядок действий при обнаружении тонущего человека;
правила поведения при нахождении на плавсредствах;
правила поведения при нахождении на льду, порядок действий при обнаружении человека в полынье.
Модуль № 9 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера»

Характеризуют особенности чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
Изучают средства индивидуальной зашиты и правила пользования ими;
Узнают порядок действий во время аварий на химических, радиационных, гидротехнических сооружениях.
Модуль № 10 «Основы медицинских знаний»
Знакомятся с официальными документами, регламентирующими правила оказания первой помощи;
Отрабатывают приёмы оказания первой помощи при ожогах, отравлениях, травмах;
Анализируют особенности оказания первой помощи при тяжёлых
травмах
во
время
чрезвычайных
ситуаций.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Настоящая программа чётко ориентирована на выполнение требований,
устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной образовательной
программы (личностные, метапредметные и предметные), которые должны
демонстрировать обучающиеся по завершении обучения в основной школе.
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения. Способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности и проявляются в индивидуальных социально значимых качествах, которые выражаются прежде всего в готовности обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности, инициативе и личностному самоопределению; осмысленному ведению здорового и безопасного образа жизни и соблюдению правил экологического поведения; к целенаправленной социально значимой деятельности; принятию внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, к окружающим людям и к жизни в целом.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета КБЖ, должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе.
1. Патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга – защите Отечества.
2. Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края,
страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание
роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об

основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах
и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь
людям, нуждающимся в ней);
сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков
личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны, осмысление роли
государства и общества в решении задачи защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств, неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, развитие способности к конструктивному диалогу с другими людьми.
3. Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни,
исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение
иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности других людей.
4. Эстетическое воспитание:
формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни;
понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного
личного поведения в повседневной жизни.
5. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития чело-века, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение

основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
формирование современной научной картины мира, понимание причин,
механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасных
и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в
различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы);
установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение
способностью оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможностей.
6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
понимание личностного смысла изучения учебного предмета КБЖ, его
значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда
для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности,
в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь
управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
7. Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и
труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни
для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде;

уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных и общественных интересов и потребностей;
укрепление ответственного отношения к учёбе, способности применять
меры и средства индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании
инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных
и чрезвычайных ситуаций, во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды).
8. Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение
уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и
социальных рисков на территории проживания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся межпредметных понятий (используются в нескольких предметных
областях и позволяют связывать знания из различных дисциплин в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в
учебной, познавательной и социальной практике. Выражаются в готовности к
самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладению
навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных
текстов в различных форматах, в том числе в цифровой среде.

Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного
предмета КБЖ, должны отражать:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии
для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие
между рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной жизни;
обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по результатам исследования;
проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование заданного объекта (явления), устанавливать причинно-следственные связи;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбина-циями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:
уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи,
выражать эмоции в соответствии с форматом и целями общения, определять
предпосылки возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для их смягчения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков и намерения других, уважительно, в корректной форме формулировать свои взгляды;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой учебной задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других
участников диалога;
публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно выбирать наиболее целесообразный формат выступления и готовить
различные презентационные материалы.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной учебной задачи;
планировать организацию совместной деятельности (распределять роли
и понимать свою роль, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, подчиняться, выделять общую
точку зрения, договариваться о результатах);
определять свои действия и действия партнёра, которые помогали или
затрудняли нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в
общий продукт по заданным участниками группы критериям, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед
группой.
Овладение системой универсальных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и
учебных ситуациях;
аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений,
самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и способ решения
учебной задачи с учётом собственных возможностей и имеющихся ресурсов;
составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при необходимости корректировать предложенный алгоритм,
брать ответственность за принятое решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые
могут возникнуть при решении учебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других,
выявлять и анализировать их причины;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого, регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на ошибку свою и чужую;
быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля всего вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированностью у обучающихся основ культуры безопасности жизнедеятельности и проявляются в
способности построения и следования модели индивидуального безопасного
поведения и опыте её применения в повседневной жизни.

Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем
безопасности и усвоении обучающимися минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных
разъяснений, приобретении систематизированных знаний основ комплексной
безопасности личности, общества и государства, индивидуальной системы
здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, овладении базовыми медицинскими знаниями и практическими умениями безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты по предметной области «Физическая культура и
основы безопасности жизнедеятельности» должны обеспечивать:
По учебному предмету «Культура безопасности жизнедеятельности»:
1) сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания
значимости безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и государства;
2) сформированность социально ответственного отношения к ведению
здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя,
курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
3) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков
личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
4) понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны, в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств;
5) сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного
отношения к выполнению конституционного долга – защите Отечества;
6) знание и понимание роли государства и общества в решении задачи
обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального (в том
числе террористического) характера;
7) понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут
произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы);
8) овладение знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

9) освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать
первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания,
наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные
пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
10) умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможностей;
11) освоение основ экологической культуры, методов проектирования
собственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания;
12) овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (бытовые
условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы).
Достижение результатов освоения программы основного общего образования обеспечивается посредством включения в указанную программу
предметных результатов освоения модулей учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Распределение предметных результатов, формируемых в ходе изучения
учебного предмета КБЖ, по учебным модулям:
5 класс
Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»:
объяснять понятия опасной и чрезвычайной ситуации, анализировать, в
чём их сходство и различия (виды чрезвычайных ситуаций, в том числе террористического характера);
раскрывать смысл понятия культуры безопасности (как способности
предвидеть, по возможности избегать, действовать в опасных ситуациях);
приводить примеры угрозы физическому, психическому здоровью человека и/или нанесения ущерба имуществу, безопасности личности, общества, государства;
классифицировать источники опасности и факторы опасности (природные, физические, биологические, химические, психологические, социальные
источники опасности – люди, животные, вирусы и бактерии; вещества, предметы и явления), в том числе техногенного происхождения;
раскрывать общие принципы безопасного поведения.
Модуль № 2 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских
знаний»:
раскрывать смысл понятий здоровья (физического и психического) и
здорового образа жизни;
характеризовать факторы, влияющие на здоровье человека;

раскрывать понятия заболеваний, зависящих от образа жизни (физических нагрузок, режима труда и отдыха, питания, психического здоровья и
психологического благополучия);
сформировать негативное отношение к вредным привычкам (табакокурение, алкоголизм, наркомания, игровая зависимость);
приводить примеры мер защиты от инфекционных и неинфекционных
заболеваний;
безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций
биолого-социального происхождения (эпидемии, пандемии);
характеризовать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биолого- социального характера;
оказывать первую помощь и самопомощь при неотложных состояниях.
Модуль № 3 «Безопасность в быту»:
объяснять особенности жизнеобеспечения жилища;
классифицировать источники опасности в быту (пожароопасные предметы, электроприборы, газовое оборудование, бытовая химия, медикаменты);
знать права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности;
соблюдать правила безопасного поведения, позволяющие предупредить возникновение опасных ситуаций в быту;
распознавать ситуации криминального характера;
знать о правилах вызова экстренных служб и ответственности за ложные сообщения;
безопасно действовать при возникновении аварийных ситуаций техногенного происхождения в коммунальных системах жизнеобеспечения (водои газоснабжение, канализация, электроэнергетические и тепловые сети);
безопасно действовать в ситуациях криминального характера;
безопасно действовать при пожаре в жилых и общественных зданиях, в
том числе правильно использовать первичные средства пожаротушения.
Модуль № 4 «Безопасность на транспорте»:
классифицировать виды опасностей на транспорте (наземный, подземный, железнодорожный, водный, воздушный);
соблюдать правила дорожного движения, установленные для пешехода,
пассажира, водителя велосипеда и иных средств передвижения;
Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»:
характеризовать потенциальные источники опасности в общественных
местах, в том числе техногенного происхождения;
распознавать и характеризовать ситуации криминогенного и антиобщественного характера (кража, грабёж, мошенничество, хулиганство, ксенофобия);
соблюдать правила безопасного поведения в местах массового пребывания людей (в толпе);
знать правила информирования экстренных служб;

безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов;
эвакуироваться из общественных мест и зданий;
безопасно действовать при возникновении пожара и происшествиях в
общественных местах;
безопасно действовать в условиях совершения террористического акта,
в том числе при захвате и освобождении заложников;
безопасно действовать в ситуациях криминогенного и антиобщественного характера.
Модуль № 5 «Безопасность в социуме»:
приводить примеры манипуляций (в том числе в целях вовлечения в
экстремистскую, террористическую и иную деструктивную деятельность, в
субкультуры и формируемые на их основе сообщества экстремистской и суицидальной направленности) и способов противостоять манипуляциям;
соблюдать правила коммуникации с незнакомыми людьми (в том числе
с подозрительными людьми, у которых могут иметься преступные намерения);
соблюдать правила безопасного и комфортного существования со знакомыми людьми и в различных группах, в том числе в семье, классе, коллективе кружка/секции/спортивной команды, группе друзей;
распознавать опасности и соблюдать правила безопасного поведения в
практике современных молодёжных увлечений.
Модуль № 6 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
объяснять понятия экстремизма, терроризма, их причины и последствия;
сформировать негативное отношение к экстремистской и террористической деятельности;
объяснять организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации;
распознавать ситуации угрозы террористического акта в доме, в общественном месте;
безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных (или опасных) вещей и предметов;
безопасно действовать в условиях совершения террористического акта,
в том числе при захвате и освобождении заложников.
Модуль № 7«Безопасность в информационном пространстве»:
приводить примеры информационных и компьютерных угроз;
характеризовать потенциальные риски и угрозы при использовании сети Интернет (далее – Интернет), предупреждать риски и угрозы в Интернете
(в том числе вовлечения в экстремистские, террористические и иные деструктивные интернетсообщества);
владеть принципами безопасного использования Интернета;
предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций;

характеризовать и предотвращать потенциальные риски и угрозы при
использовании Интернета (например: мошенничество, игромания, деструктивные сообщества в социальных сетях).
Модуль № 8 «Безопасность в природной среде»:
соблюдать правила безопасного поведения на природе;
объяснять правила безопасного поведения на водоёмах в различное
время года;
характеризовать правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на
воде;
безопасно действовать при автономном существовании в природной
среде, учитывая вероятность потери ориентиров (риска заблудиться), встречи
с дикими животными, опасными насекомыми, клещами и змеями, ядовитыми
грибами и растениями;
знать и применять способы подачи сигнала о помощи.
Модуль № 9 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера»
Характеризую т особенности чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
Изучают средства индивидуальной зашиты и правила пользования ими;
Узнают порядок действий во время аварий на химических, радиационных, гидротехнических сооружениях.
Модуль № 10 «Основы медицинских званий»
Знакомятся с официальными документами, регламентирующими правила оказания первой помощи; отрабатывают приёмы оказания первой помощи при ожогах, отравлениях, травмах
Анализируют особенности оказания первой помощи при тяжёлых
травмах во время чрезвычайных ситуаций.
6 класс
Модуль № 1 «Здоровье и как его сохранить»
Характеризуют факторы, сберегающие здоровье: правильное питание,
двигательная активность, закаливание. Объясняют пагубное влияние курения, игромании, наркомании па здоровье человека.
Формируют отрицательное отношение к вредным привычкам, разрабатывают меры профилактики названных привычек;
Определяют понятие окружающей среды. Устанавливают, какое воздействие на человека оказывают физические, биологические, химические
факторы окружающей среды.
Характеризуют влияние антропогенных факторов на самого человека и
среду.
Описывают правила личной гигиены, которые необходимо соблюдать
во время туристских походов. Составляют личный план выполнения норм
ГТО, участвуя в туристских походах.
Модуль № 2 «Безопасность в природной среде»:

Объясняют необходимость соблюдения правил безопасного поведения
в туристских походах. Составляют план ориентирования на местности во
время туристского похода.
Усваивают принципы разработки маршрута, подбора туристского снаряжения в зависимости от вида похода. Описывают приметы, по которым
можно ориентироваться во время похода.
Осваивают правила разведения костра, выбора места для костра.
Составляют правила безопасного поведения во время грозы, если турист заблудился.
Модуль № 3 «Безопасность в природной среде»:
Различают виды походов по их сложности. Объясняют особенности
лыжных, горных, водных походов; анализируют правила преодоления препятствий во время водных походов. Сравнивают правила разведения костров
в различных походах.
Осваивают особенности передвижения в различных походах.
Объясняют особенности рациона туристов в лыжных, горных и водных
походах.
Модуль № 4 «Безопасность в природной среде»:
Объясняют особенности и виды автономного существования человека.
Разрабатывают план сооружения жилища, добывания огня во время автономного существования. Описывают растения, которые можно употреблять в пищу.
Осваивают правила подачи сигналов бедствия.
Модуль № 5 «Безопасность в природной среде»:
Описывают особенности диких животных, которые обитают в вашем
регионе.
Изучают правила безопасности во время встречи с дикими животными.
Характеризуют виды и особенности змей.
Описывают правила безопасного поведения во время встречи с ядовитой змеёй.
Объясняют опасности комаров и мошек, необходимость защиты от
насекомых.
Характеризуют опасность клещевого энцефалита, правила профилактики.
Модуль № 6«Основы медицинских знаний»:
Объясняют особенности первой помощи в природных условиях.
Описывают средства оказания первой помощи в походе. Отрабатывают
навыки оказания первой помощи при травмах, ушибах. Распознают виды
кровотечений и способы оказания помощи при кровотечениях. Изучают особенности оказания первой помощи при тепловом ударе, переохлаждении, отморожении, ожоге. Объясняют значение психологической поддержки для пострадавшего.
7 класс
Модуль № 1 «Безопасность в социуме»:

Объясняют понятия стресса и стрессовой ситуации. Объясняют значение методов самоубеждения, самовнушения, самоприказа.
Характеризуют конфликт как столкновение сторон, мнений.
Объясняют факторы, влияющие на психологический климат в коллективе.
Анализируют деструктивное воздействие «групп смерти», формируют
негативное отношение к подобным сообществам.
Модуль № 2 «Безопасность в быту»
Характеризуют частые причины пожаров. Формулируют рекомендации
по пожарной безопасности. Объясняют, как действовать при пожаре в квартире, на балконе, па кухне.
Характеризуют меры предосторожности при использовании электроприборов, средств бытовой химии.
Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»:
Объясняют опасные ситуации, связанные с железнодорожным транспортом; характеризуют зоны опасности на транспорте; формулируют опасность «зацепинга» и меры борьбы с этим противоправным явлением; сравнивают правила пользования метрополитеном и другими видами общественного транспорта.
Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»:
Характеризуют опасные ситуации на улице, в квартире, в городском
транспорте. Объясняют опасность наркотизма.
Демонстрируют знание нормативных документов, регламентирующих
противостояние общественности наркотизму.
Модуль № 5 «Основные противодействия экстремизма и терроризма»:
Характеризуют нормативные акты, регламентирующие антитеррористическую деятельность государства. Объясняют цели и задачи Национального антитеррористического комитета Российской Федерации;
Описывают основные особенности современного терроризма, виды
террористической деятельности. Объясняют опасность телефонного терроризма, ответственность за совершение этого противоправного деяния. Формируют позицию неприятия терроризма как идеологии насилия.
Модуль № 6 «Безопасность в природной среде»
Объясняют понятия литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы.
Характеризуют опасные природные явления как источники чрезвычайных ситуаций.
Анализируют чрезвычайные ситуации геологического происхождения:
источники происхождения, последствия, возможность предвидеть.

Сравнивают причины возникновения оползней, обвалов и правила безопасного поведения во время чрезвычайных ситуаций геологического характера.
Характеризуют опасные метеорологические явления, их последствия,
правила безопасного поведения. Описывают чрезвычайные ситуации гидрологического характера, приводят примеры и объясняют правила безопасного
поведения.
Формулируют опасность селей, цунами, снежных лавин, правила безопасного поведения при получении предупреждения об опасности.
Описываю т меры защиты населения от чрезвычайных ситуаций геологического, метеорологического и гидрологического характера.
Модуль № 7 «Здоровье и как его сохранить»:
Характеризуют чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения; объясняют необходимость мер, принимаемых государством в
борьбе с пандемией коронавируса. Описывают понятия «эпидемический
очаг», «эпизоотический очаг».
Характеризуют эпифитотии как массовое заболевание сельскохозяйствеиных растений.
Демонстрируют знание мер но борьбе с биолого-социальными чрезвычайными ситуациями и профилактики массовых заболеваний людей, животных и растений.
Модуль № 8 «Основы медицинской помощи»:
Демонстрируют понимание важности оказания первой медицинской
помощи.
Описывают комплекс мероприятий, входящих в понятие «первая помощь», и набор последовательных действий в экстренных обстоятельствах.
Объясняют особенности различных видов кровотечений. Отрабатывают способы остановки кровотечения. Тренируются в иммобилизации раненых, оказании помощи при носовом кровотечении.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Тема

(1 ч в неделю, всего 34 ч, 3 ч- контрольные работы, 4 ч- практические)
Тематическое планироваХарактеристика видов деятельности учащихся
ние

Модуль «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе
1. Человек и его
безопасность (3ч)

1. Опасности в жизни человека.
2. Основные правила безопасного поведения в различных ситуациях.
3. Разновидности чрезвычайных ситуаций
Модуль «Здоровье и как его сохранить»

2. Здоровье и факторы, влияющие на
него (5 ч)

4. Что такое здоровье и
здоровый образ жизни.
5. Как сохранить здоровье.
6. Личная гигиена.
7. Предупреждение вредных привычек.
8. Основные правила здорового образа жизни

Характеризуют опасные ситуации. Анализируют
особенности опасных ситуаций. Сравнивают понятия
«опасность» и «безопасность». Усваивают правила
безопасного поведения. Различают чрезвычайные ситуации по причинам возникновения и последствия.

Анализируют определения понятий «здоровье», приводимые в разных источниках, формулируют своё
определение.
Характеризуют составляющие здоровья. Определяют
понятие «здоровый образ жизни».
Выявляют факторы, влияющие на состояние здоровья человека.
Вырабатывают правила борьбы с вредными привычками. Формулируют правила здорового образа жизни.

Модуль «Безопасность на транспорте»
3.Безопасное поведение на дорогах и в
транспорте (3 ч)

9. Правила поведения для
Объясняют принципы безопасного поведения па допешеходов.
роге и в транспорте.
10. Правила поведения для Сравнивают правила поведения для пешехода и паспассажиров.
сажира.
11. Если вы водитель вело- Усваивают элементы дорожной системы. Формулисипеда
руют правила поведения для велосипедиста. Характеризуют особенности метрополитена как особого вида
транспорта.

Модуль «Безопасность в быту»
4. Безопасность ва12. Среда обитания человешего жилища (6 ч)
ка.
13. Службы, которые всегда приходят на помощь.
14. Основные правила безопасности на улице.
15. Безопасность дома.
16. Безопасность в подъезде и на игровой площадке.
17. Как вести себя ПРИ пожаре
Модуль «Безопасность в социуме»

Характеризуют особенности сельских поселений и
городов как среды обитания человека.
Анализируют факторы, влияющие на жизнедеятельность человека в городе и в сельской местности. Усваивают телефоны экстренных служб. Объясняют причины повышенной опасности жизни в городе, усваивают правила безопасного поведения па улице, в толпе, дома.
Усваивают правила пользования бытовым газом во
избежание опасностей. Учатся пользоваться лифтом,
безопасно вести себя на игровой площадке. Составляют правила поведения во время пожара.

5. Безопасность в
18. Как избежать контактов Характеризуют общее понятие «криминогенная сикриминогенных ситу- со злоумышленниками и
туация». Анализируя содержание учебника, формулиациях (2 ч)
преступной средой.
руют виды криминогенных ситуаций.
19- Советы на всю жизнь
Формулируют правила безопасного поведения при
встрече с грабителями, компьютерными мошенниками
и др.
Модуль «Основы противодействия экстремизму и терроризму»
6. Экстремизм
и терроризм —
угрозы
личности,
обществу и
государству
(Зч)

20. Что такое экстремизм.
21. Терроризм — крайняя
форма экстремизма.
22. Правила безопасного
поведения при угрозе или
совершении террористического акта

Характеризуют экстремизм и терроризм как идеологию насилия, противоправные социальные деяния.
Учатся распознавать экстремистскую и террористическую опасность.
Формируют активную гражданскую позицию в
неприятии экстремистских, террористических идей.
Анализируют нормативно-правовые документы, регламентирующие антитеррористическую деятельность
государства.
Усваивают правила, безопасного поведения при
угрозе или возможности совершения террористического акта.
Модуль «Безопасность в информационном пространстве»
7. Безопасность в
информационной
среде (2 ч)

23. Что такое информациХарактеризуют информационную среду и информаонная среда.
ционную безопасность.
24. Безопасное использова- Анализируют источники информации. Объясняют
ние информационных ресур- опасность киберзависимости, кибербуллинга, деструксов
тивных информационных сообществ. Формируют
умение противостоять опасностям информационной
среды.
Модуль «Безопасность в природной среде»

8. Безопасность в
25. Как погодные условия
различных погодных могут влиять на безопасусловиях и при сти- ность человека.
хийных бедствиях (3
26. Безопасное поведение
ч)
на водоемах при различных
погодных условиях.
27. Стихийные бедствия и
их опасности

Характеризуют особенности влияния погодных условий на безопасность человека.
Изучают, какие явления относятся к стихийным бедствиям.
Объясняют причины возникновения стихийных бедствий и опасных природных явлений.
Моделируют собственное безопасное поведение во
время грозы, гололедицы, урагана, землетрясения и
при других неблагоприятных природных явлениях.
Усваивают правила безопасного поведения на водоёмах в различное время года.
Модуль «Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера»
9. Производст28. Химические производХарактеризуются особенности чрезвычайных ситуавенные аварии и их ства и связанные с ними
ций техногенного характера.
опасности для жизни, опасности.
Изучают средства индивидуальной зашиты и правила
здоровья и благопо29. Ядерные объекты и их пользования ими.
лучия человека (3 ч) опасности.
Узнают порядок действий во время аварий на хими30. Гидротехнические со- ческих, радиационных, гидротехнических сооружениоружения и их опасности
ях.
Модуль «Основы медицинских знаний»
10. Первая помощь 31. Основные правила оказа- Знакомятся с официальными документами, реглаи правила её оказания ния первой помощи. 32.
ментирующими правила оказания первой помощи. От( ч)
Первая помощь и взаиморабатывают приёмы оказания первой помощи при
помощь при ожоге.
ожогах, отравлениях, травмах.

33. Первая помощь при
отравлениях.
34. Первая помощь при
чрезвычайных ситуациях

Анализируют особенности оказания первой помощи
при тяжёлых травмах во время чрезвычайных ситуаций.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
Тема

(1 ч в неделю, всего 34 ч, из них 3 ч - контрольные работы, 4 ч- практические )
Тематическое планироваХарактеристика видов деятельности учащихся
ние

Модуль «Здоровье и как его сохранить»
1.Здоровье и прави- 1. Факторы, способствуюла его сбережения (6 щие сбережению здоровья.
ч)
2. Факторы, разрушающие
здоровье.
3. Профилактика вредных
привычек.

Характеризуют факторы, сберегающие здоровье: правильное питание, двигательная активность, закаливание. Объясняют пагубное влияние курения, игромании, наркомании па здоровье человека.
Формируют отрицательное отношение к вредным
привычкам, разрабатывают меры профилактики
названных привычек.
4. Как избежать отрицаОпределяют понятие окружающей среды. Устанавтельного воздействия окру- ливают, какое воздействие на человека оказывают фижающей среды на развитие и зические, биологические, химические факторы окруздоровье человека.
жающей среды.
5. Правила личной гигиены Характеризуют влияние антропогенных факторов на
при занятиях туризмом.
самого человека и среду.
6. Туризм как часть комОписывают правила личной гигиены, которые необплекса гто
ходимо соблюдать во время туристских походов. Составляют личный план выполнения норм ГТО, участвуя в туристских походах.
Модуль «Безопасность в природной среде»
2.Безопасное
поведение
на природе(7 ч)

7. Безопасное поведение в
туристских походах.
8. Виды туристических походов
9. Как ориентироваться на
местности.
10. Подготовка к проведению туристского похода.
11. Приметы, по которым
можно определить погоду.
12. Как развести костёр
при разной погоде.
13. Если в лесу вас застигла гроза
Модуль «Безопасность в природной среде»
3. Правил а безопасного поведения в
различных видах походов (4 ч)

14. Советы на всю жизнь.
15. Лыжные походы.
16. Горные походы.
17. Водные походы. Способы и средства самопомо-

Объясняют необходимость соблюдения правил безопасного поведения в туристских походах. Составляют
план ориентирования на местности во время туристского похода.
Усваивают принципы разработки маршрута, подбора
туристского снаряжения в зависимости от вида похода.
Описывают приметы, по которым можно ориентироваться во время похода.
Осваивают правила разведения костра, выбора места
для костра.
Составляют правила безопасного поведения во время
грозы, если турист заблудился.

Различают виды походов по их сложности. Объясняют особенности лыжных, горных, водных походов.
Анализируют правила преодоления препятствий во
время водных походов.
Сравнивают правила разведения костров в различных

щи
походах.
и взаимопомощи в водных Осваивают особенности передвижения в различных
походах
походах.
Объясняют особенности рациона туристов в лыжных,
горных и водных походах.
Отвечают на вопросы и выполняют задания к главе 3
Модуль «Безопасность в природной среде»
4. Безопасное пове- 18. Поведение человека в
Объясняют особенности и виды автономного сущедение при автоном- условиях автономного суще- ствования человека.
ном существовании ствования в природной среРазрабатывают план сооружения жилища, добывания
(5ч)
де.
огня во время автономного существования. Описыва19. Добровольная и выют растения, которые можно употреблять в пищу.
нужденная автономия челоОсваивают правила подачи сигналов бедствия.
века в природной среде.
20. Организация ночлега
при автономном существовании.
21. Как добыть питьё и
пищу в условиях автономии.
22. Как подать сигналы
Бедствия
Модуль «Безопасность в природной среде»
5. Опасные встречи 23. Безопасность при
в природных услови- встрече с дикими животныях (4 ч)
ми.
24. Безопасность при
встрече со змеёй.
25. Защита от комаров и
мошки и других насекомых.
26. Профилактика клещевого энцефалита

Описывают особенности диких животных, которые
обитают в вашем регионе.
Изучают правила безопасности во время встречи с
дикими животными.
Характеризуют виды и особенности змей.
Описывают правила безопасного поведения во время
встречи с ядовитой змеёй.
Объясняют опасности комаров и мошек, необходимость защиты от насекомых.
Характеризуют опасность клещевого энцефалита,
правила профилактики.

Модуль «Основы медицинских знаний»
6.Первая помощь в
27. Народные средства
природных условиях первой помощи.
(4 ч)
28. Первая помощь при
травматических повреждениях.
29. Первая помощь при
солнечном и тепловом ударе.
30. Первая помощь при переохлаждении, отморожении
и ожоге.

Объясняют особенности первой помощи в природных условиях.
Описывают средства оказания первой помощи в походе. Отрабатывают навыки оказания первой помощи
при травмах, ушибах. Распознают виды кровотечений
и способы оказания помощи при кровотечениях. Изучают особенности оказания первой помощи при тепловом ударе, переохлаждении, отморожении, ожоге.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс
(1 ч в неделю, всего 34 ч, из них 3 ч - контрольные работы, 4 ч- практические )
Модуль «Безопасность в социуме» (4 ч)
1. Как улучшить от- 1. Стресс и стрессовые синошения с окружаю- туации
щими (4 ч)
2. Как снизить влияние
стресса на поведение и общее состояние человека.
3. Конфликт — особенность общения.
4. Безопасность в социальных сетях

Объясняют понятия стресса и стрессовой ситуации. Объясняют значение методов самоубеждения,
самовнушения, самоприказа.
Характеризуют конфликт как столкновение сторон, мнений.
Объясняют факторы, влияющие на психологический климат в коллективе.
Анализируют деструктивное воздействие «групп
смерти», формируют негативное отношение к подобным сообществам.
Модуль «Безопасность в быту (аварийные ситуации, пожары)» (3 ч)

2. Безопасность в
5. Пожарная безопасность
Характеризуют частые причины пожаров. Форповседневной жизни в помещениях.
мулируют рекомендации по пожарной безопасно(3 ч)
6. Электр о безопасность в сти. Объясняют, как действовать при пожаре в
повседневной жизни.
квартире, на балконе, па кухне.
7. Средства бытовой химии Характеризуют меры предосторожности при использовании электроприборов, средств бытовой
химии.
Модуль «Безопасность на транспорте» (2 ч)
3. Безопасность в
8. Ситуации, связанные
Объясняют опасные ситуации, связанные с жеситуациях, связанных с железнодорожным транс- лезнодорожным транспортом.
с железнодорожным портом.
Характеризуют зоны опасности на транспорте.
транспортом и мет9. Безопасность в метропо- Формулируют опасность «зацепинга» и меры
рополитеном (2 ч)
литене
борьбы с этим противоправным явлением.
Сравнивают правила пользования метрополитеном и другими видами общественного транспорта.
Модуль «Безопасность в общественных местах» (2 ч)
4. Безопасность в
10. Как избежать встречи с Характеризуют опасные ситуации на улице, в
криминогенных ситу- преступником.
квартире, в городском транспорте. Объясняют
ациях (2 ч)
11. Как избежать встречи с опасность наркотизма.
наркоторговцем
Демонстрируют знание нормативных документов, регламентирующих противостояние общественности наркотизму.
Модуль «Основы противодействия экстремизму и терроризму»
5. Терроризм —
12. Как государство борет- Характеризуют нормативные акты, регламентиугроза обществу и
ся с терроризмом.
рующие антитеррористическую деятельность госкаждому человеку (6
13. Особенности современ- ударства. Объясняют цели и задачи Национальноч)
ного терроризма.
го антитеррористического комитета Российской
Федерации.
14. Виды современной тер- Описывают основные особенности современного
рористической деятельнотерроризма, виды террористической деятельности.
сти.
Объясняют опасность телефонного терроризма,
15. Телефонные террори- ответственность за совершение этого противосты.
правного деяния. Формируют позицию неприятия
16. Как не стать пособни- терроризма как идеологии насилия.
ком террористов.

17. Формирование антитеррористического поведения

Модуль «Безопасность в природной среде» (9 ч)
6. Чрезвычайные
18. Классификация чрезвыситуации природного чайных ситуаций природнохарактера (7 ч)
го характера.
19. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. Землетрясение.
20. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. Извержение вулканов. Оползни, обвалы.
21. Чрезвычайные ситуации метеорологического
происхождения.
22. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения.
23. Защита населения от
чрезвычайных ситуаций геологического происхождения.
24. Защита населения от
чрезвычайных ситуаций метеорологического и гидрологического происхождения
7. Природные пожа- 25. Степные, тростникоры (2 ч)
вые, лесные и торфяные пожары.
26. Защита населения от
лесных и торфяных пожаров

Объясняют понятия литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы.
Характеризуют опасные природные явления как
источники чрезвычайных ситуаций.
Анализируют чрезвычайные ситуации геологического происхождения: источники происхождения, последствия, возможность предвидеть.
Сравнивают причины возникновения оползней,
обвалов и правма безопасного поведения во время
чрезвычайных ситуаций геологического характера.
Характеризуют опасные метеорологические явления, их последствия, правила безопасного поведения. Описывают чрезвычайные ситуации гидрологического характера, приводят примеры и объясняют правила безопасного поведения.
Формулируют опасность селей, цунами, снежных
лавин, правила безопасного поведения при получении предупреждения об опасности.
Описываю т меры защит ы населения от чрезвычайных ситуаций геологического, метеорологического и гидрологического характера.
Характеризуют особенности природных пожаров. Описывают зоны и основные виды природных
пожаров. Демонстрируют знание правил безопасности при возникновении природных пожаров.
Характеризуют способы защиты населения от
природных пожаров: минерализованная полоса,
заградительная полоса, эвакуация населения.

Модуль «Здоровье и как его сохранить» (4 ч)
8. Чрезвычайные
ситуации биологосоциального происхождения (4ч)

27. Эпидемии.
28. Эпизоотии.
29. Эпифитотии.
30. Защита населения от
чрезвычайных ситуаций
биолого-социального происхождения

Характеризуют чрезвычайные ситуации биологосоциального происхождения.
Объясняют необходимость мер, принимаемых
государством в борьбе с пандемией коронавируса.
Описывают понятия «эпидемический очаг», «эпизоотический очаг».
Характеризуют эпифитотии как массовое заболевание сельскохозяйственных растений.
Демонстрируют знание мер по борьбе с биологосоциальными чрезвычайными ситуациями и профилактики массовых заболеваний людей, животных и растений.

Модуль «Основы медицинских знаний» (5 ч)
9. Первая помощь и 31. Важность своевременДемонстрируют понимание важности оказания
правила её оказания ного оказания первой помо- первой медицинской помощи.
(4 ч)
щи.
Описывают комплекс мероприятий, входящих в

32. Первая помощь при
электротравме.
33. Первая помощь при
кровотечении.
34. Первая помощь при
ушибах и переломах.

понятие «первая помощь», и набор последовательных действий в экстренных обстоятельствах.
Объясняют особенности различных видов кровотечений. Отрабатывают способы остановки кровотечения. Тренируются в иммобилизации раненых,
оказании помощи при носовом кровотечении.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебник. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-7 классы. ФГОС.
Авторы:Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов, Л.В. Сидоренко, А.Б. Таранин
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Российская электронная школа (РЭШ)
Учебник. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-7 классы. ФГОС.
Авторы: Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов, Л.В. Сидоренко, А.Б. Таранин
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ
СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Совет безопасности РФ
http://www.scrf.gov.ru
Министерство внутренних дел РФ
http://www.mvd.ru
МЧС России
http://www.emercom.gov.ru
Министерство здравоохранения и соцразвития РФ
http://www.minzdrav-rf.ru
Министерство обороны РФ
http://www.mil.ru
Министерство просвещения РФ
http://mon.gov.ru/
Министерство природных ресурсов РФ
http://www.mnr.gov.ru
Федеральная служба железнодорожных войск РФ
http://www.fsgv.ru
Федеральная служба России по гидрометеорологии и ониторингу окружающей среды
http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm
Федеральная пограничная служба
http://www.fps.gov.ru
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности
http://www.gan.ru
Русский образовательный портал
http://www.gov.ed.ru
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1
сентября»)
http://festival.1september.ru
Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net
Личная безопасность
http://personal-safety.redut-7.ru
Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности
http://www.alleng.ru
«Мой компас» (безопасность ребёнка)
http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det
Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране
трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности)
http://www.econavt-catalog.ru
Портал Всероссийской олимпиады школьников
http://rusolymp.ru/
Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД:
Всё о безопасности жизнедеятельности
http://www.bezopasnost.edu66.ru
Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях
http://www.hardtime.ru


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».