Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Химия(углубленный уровень)

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области

Муниципальное казённое учреждение «Управление образования ГО Богданович»

муниципальное общеобразовательное учреждение
Байновская средняя общеобразовательная школа

Приложение №1
к ООП СОО (ФГОС) МОУ Байновской СОШ

Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол №
от « м .

1

Согласовано
Зам. директора по УВР
t ] / О.Г. Ерыгинау
«
» C lA ^ C t-lQ C s 2021__ ifl ;

^йновской СОШ
Н.А.Кунавина
2021

2021

Рабочая программа
по предмету
Химия
(углубленный уровень)
10-11 класс

Уровень обучения: среднее общее образование
Учитель: Новикова Валентина Егоровна
Срок реализации: 2 года

с.Байны, 2021 г.

г.

Содержание

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета................................... 3
2. Содержание учебного предмета....................................................................

5

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освое­
ние каждой темы................................................................................................................ 11

2

Рабочая программа по химии для 10-11 классов составлена на основе Требований
к результатам среднего общего образования, представленных в Федеральном государ­
ственном образовательном стандарте среднего общего образования, а также Основной об­
разовательной программы среднего общего образования муниципального автономного
общеобразовательного учреждения Троицкая средняя общеобразовательная школа, разра­
ботанной на основе Примерной основной образовательной программы среднего общего
образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по
общему образованию, пр. № 2/16-3 от 28.06.2016г.
Рабочая программа рассчитана а углубленный уровень изучения (в 10 классе - 3 ч в
неделю, 34 учебные недели, в 11 классе - 3 часа в неделю, 34 учебные недели).
Данная рабочая программа обеспечивается линией УМК по химии (10-11 классы)
Рудзитис Г.Е.,Фельдман Ф.Г. и др., выпускаемой издательством «Просвещение».
ПЛАНИРУЕМЫ Е РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Химия»
Выпускник на углубленном уровне научится:
раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины
мира и в практической деятельности человека, взаимосвязь между химией и другими
естественными науками;
• иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как
науки на различных исторических этапах ее развития;
• устанавливать причинно-следственные связи между строением атомов химических
элементов и периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в
соответствии с положением химических элементов в периодической системе;
• анализировать состав, строение и свойства веществ, применяя положения основных
химических теорий: химического строения органических соединений А.М. Бутлерова,
строения атома, химической связи, электролитической диссоциации кислот и оснований;
устанавливать причинно-следственные связи между свойствами вещества и его составом и
строением;
• применять правила систематической международной номенклатуры как средства
различения и идентификации веществ по их составу и строению;
• составлять молекулярные и структурные формулы неорганических и органических
веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности
к определенному классу соединений;
• объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной
(полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной - с целью определения
химической активности веществ;
• характеризовать физические свойства неорганических и органических веществ и
устанавливать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
• характеризовать закономерности в изменении химических свойств простых веществ,
водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов;
• приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные химические
свойства неорганических и органических веществ изученных классов с целью их
идентификации и объяснения области применения;
• определять механизм реакции в зависимости от условий проведения реакции и
прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе типа химической
связи и активности реагентов;
• устанавливать зависимость реакционной способности органических соединений от
характера взаимного влияния атомов в молекулах с целью прогнозирования продуктов
реакции;

3

• устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического
равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания
химических процессов;
• устанавливать генетическую связь между классами неорганических и органических
веществ для обоснования принципиальной возможности получения неорганических и
органических соединений заданного состава и строения;
• подбирать реагенты, условия и определять продукты реакций, позволяющих
реализовать лабораторные и промышленные способы получения важнейших
неорганических и органических веществ;
• определять характер среды в результате гидролиза неорганических и органических
веществ и приводить примеры гидролиза веществ в повседневной жизни человека,
биологических обменных процессах и промышленности;
• приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе,
производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
• обосновывать практическое использование неорганических и органических веществ
и их реакций в промышленности и быту;
• выполнять химический эксперимент по распознаванию и получению неорганических
и органических веществ, относящихся к различным классам соединений, в соответствии с
правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным
оборудованием;
• проводить расчеты на основе химических формул и уравнений реакций: нахождение
молекулярной формулы органического вещества по его плотности и массовым долям
элементов, входящих в его состав, или по продуктам сгорания; расчеты массовой доли
(массы) химического соединения в смеси; расчеты массы (объема, количества вещества)
продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); расчеты
массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного;
расчеты теплового эффекта реакции; расчеты объемных отношений газов при химических
реакциях; расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из
веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;
• использовать методы научного познания: анализ, синтез, моделирование химических
процессов и явлений - при решении учебно-исследовательских задач по изучению свойств,
способов получения и распознавания органических веществ;
• владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными
веществами, средствами бытовой химии;
• осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам,
структурным формулам веществ;
• критически
оценивать
и
интерпретировать
химическую
информацию,
содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно­
популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления
ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
• устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при
анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе
химических знаний;
• представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, и
перспективных направлений развития химических технологий, в том числе технологий
современных материалов с различной функциональностью, возобновляемых источников
сырья, переработки и утилизации промышленных и бытовых отходов.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
• формулировать цель исследования, выдвигать и проверять экспериментально
гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их

4

способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных
химических реакций;
• самостоятельно планировать и проводить химические эксперименты с
соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием;
• интерпретировать данные о составе и строении веществ, полученные с помощью
современных физико-химических методов;
• описывать состояние электрона в атоме на основе современных квантово­
механических представлений о строении атома для объяснения результатов
спектрального анализа веществ;
• характеризовать роль азотосодержащих гетероциклических соединений и
нуклеиновых кислот как важнейших биологически активных веществ;
• прогнозировать возможность протекания окислительно-восстановительных
реакций, лежащих в основе природных и производственных процессов.
2.Содержание учебного предмета
Углубленный уровень
Основы органической химии
Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии.
Место и значение органической химии в системе естественных наук. Взаимосвязь
неорганических и органических веществ.
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их
валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений
А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Кратность химической связи.
Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры.
Понятие о функциональной группе. Принципы классификации органических соединений.
Международная номенклатура и принципы образования названий органических
соединений.
Классификация и особенности органических реакций. Реакционные центры.
Первоначальные понятия о типах и механизмах органических реакций. Гомолитический и
гетеролитический разрыв ковалентной химической связи. Свободнорадикальный и ионный
механизмы реакции. Понятие о нуклеофиле и электрофиле.
Алканы. Электронное и пространственное строение молекулы метана. sp гибридизация орбиталей атомов углерода. Гомологический ряд и общая формула алканов.
Систематическая номенклатура алканов и радикалов. Изомерия углеродного скелета.
Физические свойства алканов. Закономерности изменения физических свойств.
Химические свойства алканов: галогенирование, дегидрирование, термическое разложение,
крекинг как способы получения важнейших соединений в органическом синтезе. Горение
алканов как один из основных источников тепла в промышленности и быту. Изомеризация
как способ получения высокосортного бензина. Механизм реакции свободнорадикального
замещения. Получение алканов. Реакция Вюрца. Нахождение в природе и применение
алканов.
Циклоалканы. Строение молекул циклоалканов. Общая формула циклоалканов.
Номенклатура циклоалканов. Изомерия циклоалканов: углеродного скелета, межклассовая,
пространственная (цис-транс-изомерия). Специфика свойств циклоалканов с малым
размером цикла. Реакции присоединения и радикального замещения.
Алкены. Электронное и пространственное строение молекулы этилена. sp гибридизация орбиталей атомов углерода. о- и л-связи. Гомологический ряд и общая
формула алкенов. Номенклатура алкенов. Изомерия алкенов: углеродного скелета,
положения кратной связи, пространственная (цис-транс-изомерия), межклассовая.
Физические свойства алкенов. Реакции электрофильного присоединения как способ
получения функциональных производных углеводородов. Правило Марковникова, его

5

электронное обоснование. Реакции окисления и полимеризации. Полиэтилен как
крупнотоннажный продукт химического производства. Промышленные и лабораторные
способы получения алкенов. Правило Зайцева. Применение алкенов.
Алкадиены. Классификация алкадиенов по взаимному расположению кратных
связей в молекуле. Особенности электронного и пространственного строения сопряженных
алкадиенов. Общая формула алкадиенов. Номенклатура и изомерия алкадиенов.
Физические свойства алкадиенов. Химические свойства алкадиенов: реакции
присоединения (гидрирование, галогенирование), горения и полимеризации. Вклад
С.В. Лебедева в получение синтетического каучука. Вулканизация каучука. Резина.
Многообразие видов синтетических каучуков, их свойства и применение. Получение
алкадиенов.
Алкины. Электронное и пространственное строение молекулы ацетилена. spгибридизация орбиталей атомов углерода. Гомологический ряд и общая формула алкинов.
Номенклатура. Изомерия: углеродного скелета, положения кратной связи, межклассовая.
Физические свойства алкинов. Химические свойства алкинов: реакции присоединения как
способ получения полимеров и других полезных продуктов. Реакции замещения. Горение
ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов.
Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным методом. Применение ацетилена.
Арены. История открытия бензола. Современные представления об электронном и
пространственном строении бензола. Изомерия и номенклатура гомологов бензола. Общая
формула аренов. Физические свойства бензола. Химические свойства бензола: реакции
электрофильного замещения (нитрование, галогенирование) как способ получения
химических средств защиты растений; присоединения (гидрирование, галогенирование) как
доказательство непредельного характера бензола. Реакция горения. Получение бензола.
Особенности химических свойств толуола. Взаимное влияние атомов в молекуле толуола.
Ориентационные эффекты заместителей. Применение гомологов бензола.
Спирты. Классификация, номенклатура спиртов. Гомологический ряд и общая
формула предельных одноатомных спиртов. Изомерия. Физические свойства предельных
одноатомных спиртов. Водородная связь между молекулами и ее влияние на физические
свойства спиртов. Химические свойства: взаимодействие с натрием как способ
установления наличия гидроксогруппы, с галогеноводородами как способ получения
растворителей, внутри- и межмолекулярная дегидратация. Реакция горения: спирты как
топливо. Получение этанола: реакция брожения глюкозы, гидратация этилена. Применение
метанола и этанола. Физиологическое действие метанола и этанола на организм человека.
Этиленгликоль и глицерин как представители предельных многоатомных спиртов.
Качественная реакция на многоатомные спирты и ее применение для распознавания
глицерина в составе косметических средств. Практическое применение этиленгликоля и
глицерина.
Фенол. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола.
Физические свойства фенола. Химические свойства (реакции с натрием, гидроксидом
натрия, бромом). Получение фенола. Применение фенола.
Альдегиды и кетоны. Классификация альдегидов и кетонов. Строение предельных
альдегидов. Электронное и пространственное строение карбонильной группы.
Гомологический ряд, общая формула, номенклатура и изомерия предельных альдегидов.
Физические свойства предельных альдегидов. Химические свойства предельных
альдегидов: гидрирование; качественные реакции на карбонильную группу (реакция
«серебряного зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди (II)) и их применение для
обнаружения предельных альдегидов в промышленных сточных водах. Получение
предельных альдегидов: окисление спиртов, гидратация ацетилена (реакция Кучерова).
Токсичность альдегидов. Применение формальдегида и ацетальдегида. Ацетон как
представитель кетонов. Строение молекулы ацетона. Особенности реакции окисления
ацетона. Применение ацетона.

6

Карбоновые кислоты. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Строение
предельных одноосновных карбоновых кислот. Электронное и пространственное строение
карбоксильной группы. Гомологический ряд и общая формула предельных одноосновных
карбоновых кислот. Физические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот.
Химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот (реакции с металлами,
основными оксидами, основаниями и солями) как подтверждение сходства с
неорганическими кислотами. Реакция этерификации и ее обратимость. Влияние
заместителей в углеводородном радикале на силу карбоновых кислот. Особенности
химических свойств муравьиной кислоты. Получение предельных одноосновных
карбоновых кислот: окисление алканов, алкенов, первичных спиртов, альдегидов.
Важнейшие представители карбоновых кислот: муравьиная, уксусная и бензойная. Высшие
предельные и непредельные карбоновые кислоты. Оптическая изомерия. Асимметрический
атом углерода. Применение карбоновых кислот.
Сложные эфиры и жиры. Строение и номенклатура сложных эфиров. Межклассовая
изомерия с карбоновыми кислотами. Способы получения сложных эфиров. Обратимость
реакции этерификации. Применение сложных эфиров в пищевой и парфюмерной
промышленности. Жиры как сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот.
Растительные и животные жиры, их состав. Физические свойства жиров. Химические
свойства жиров: гидрирование, окисление. Гидролиз или омыление жиров как способ
промышленного получения солей высших карбоновых кислот. Применение жиров. Мыла
как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла.
Углеводы. Классификация углеводов. Физические свойства и нахождение углеводов
в природе. Глюкоза как альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: ацилирование,
алкилирование, спиртовое и молочнокислое брожение. Экспериментальные доказательства
наличия альдегидной и спиртовых групп в глюкозе. Получение глюкозы. Фруктоза как
изомер глюкозы. Рибоза и дезоксирибоза. Важнейшие дисахариды (сахароза, лактоза,
мальтоза), их строение и физические свойства. Гидролиз сахарозы, лактозы, мальтозы.
Крахмал и целлюлоза как биологические полимеры. Химические свойства крахмала
(гидролиз, качественная реакция с йодом на крахмал и ее применение для обнаружения
крахмала в продуктах питания). Химические свойства целлюлозы: гидролиз, образование
сложных эфиров. Применение и биологическая роль углеводов. Окисление углеводов источник энергии живых организмов. Понятие об искусственных волокнах на примере
ацетатного волокна.
Идентификация органических соединений. Генетическая связь между классами
органических соединений.
Амины. Первичные, вторичные, третичные амины. Классификация аминов по типу
углеводородного радикала и числу аминогрупп в молекуле. Электронное и
пространственное строение предельных аминов. Физические свойства аминов. Амины как
органические основания: реакции с водой, кислотами. Реакция горения. Анилин как
представитель ароматических аминов. Строение анилина. Причины ослабления основных
свойств анилина в сравнении с аминами предельного ряда. Химические свойства анилина:
взаимодействие с кислотами, бромной водой, окисление. Получение аминов
алкилированием аммиака и восстановлением нитропроизводных углеводородов. Реакция
Зинина. Применение аминов в фармацевтической промышленности. Анилин как сырье для
производства анилиновых красителей. Синтезы на основе анилина.
Аминокислоты и белки. Состав и номенклатура. Строение аминокислот.
Гомологический ряд предельных аминокислот. Изомерия предельных аминокислот.
Физические свойства предельных аминокислот. Аминокислоты как амфотерные
органические соединения. Синтез пептидов. Пептидная связь. Биологическое значение ааминокислот. Области применения аминокислот. Белки как природные биополимеры.
Состав и строение белков. Основные аминокислоты, образующие белки. Химические
свойства белков: гидролиз, денатурация, качественные (цветные) реакции на белки.

7

Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков. Достижения в
изучении строения и синтеза белков.
Азотсодержащие гетероциклические соединения. Пиррол и пиридин: электронное
строение, ароматический характер, различие в проявлении основных свойств. Нуклеиновые
кислоты: состав и строение. Строение нуклеотидов. Состав нуклеиновых кислот (ДНК,
РНК). Роль нуклеиновых кислот в жизнедеятельности организмов.
Высокомолекулярные соединения. Основные понятия высокомолекулярных соеди­
нений: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации. Классификация по­
лимеров. Основные способы получения высокомолекулярных соединений: реакции поли­
меризации и поликонденсации. Строение и структура полимеров. Зависимость свойств по­
лимеров от строения молекул. Термопластичные и термореактивные полимеры. Проводя­
щие органические полимеры. Композитные материалы. Перспективы использования ком­
позитных материалов. Классификация волокон. Синтетические волокна. Полиэфирные и
полиамидные волокна, их строение, свойства. Практическое использование волокон. Син­
тетические пленки: изоляция для проводов, мембраны для опреснения воды, защитные
пленки для автомобилей, пластыри, хирургические повязки. Новые технологии дальнейшего
совершенствования полимерных материалов.
Теоретические основы химии
Строение вещества. Современная модель строения атома. Дуализм электрона.
Квантовые числа. Распределение электронов по энергетическим уровням в соответствии с
принципом наименьшей энергии, правилом Хунда и принципом Паули. Особенности
строения энергетических уровней атомов d-элементов. Электронная конфигурация атома.
Классификация химических элементов (s-, p-, d-элементы). Основное и возбужденные
состояния атомов. Валентные электроны. Периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева. Физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева. Причины и
закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам.
Мировоззренческое и научное значение Периодического закона Д.И. Менделеева.
Прогнозы Д.И. Менделеева. Открытие новых химических элементов.
Электронная природа химической связи. Электроотрицательность. Ковалентная
связь, ее разновидности и механизмы образования (обменный и донорно-акцепторный).
Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Межмолекулярные взаимодействия.
Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная,
молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств вещества от типа
кристаллической решетки. Причины многообразия веществ. Современные представления о
строении твердых, жидких и газообразных веществ. Жидкие кристаллы.
Химические реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость реакции, ее
зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации
реагирующих веществ, температуры (правило Вант-Гоффа), площади реакционной
поверхности, наличия катализатора. Энергия активации. Активированный комплекс.
Катализаторы и катализ. Роль катализаторов в природе и промышленном производстве.
Понятие об энтальпии и энтропии. Энергия Гиббса. Закон Гесса и следствия из
него. Тепловые эффекты химических реакций. Термохимические уравнения. Обратимость
реакций. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием
различных факторов: концентрации реагентов или продуктов реакции, давления,
температуры. Роль смещения равновесия в технологических процессах.
Дисперсные системы. Коллоидные системы. Истинные растворы. Растворение как
физико-химический процесс. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля
растворенного вещества, молярная и моляльная концентрации. Титр раствора и
титрование.
Реакции в растворах электролитов. Качественные реакции на ионы в растворе.
Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Амфотерность. Ионное произведение

8

воды. Водородный показатель (pH) раствора. Гидролиз солей. Значение гидролиза в
биологических обменных процессах. Применение гидролиза в промышленности.
Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах
и жизнедеятельности организмов. Окислительно-восстановительный потенциал среды.
Диаграмма Пурбэ. Поведение веществ в средах с разным значением pH. Методы электрон­
ного и электронно-ионного баланса. Гальванический элемент. Химические источники тока.
Стандартный водородный электрод. Стандартный электродный потенциал системы.
Ряд
стандартных
электродных
потенциалов.
Направление
окислительно­
восстановительных реакций. Электролиз растворов и расплавов солей. Практическое при­
менение электролиза для получения щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия.
Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии.
Основы неорганической химии
Общая характеристика элементов 1А-ШЛ-групп. Оксиды и пероксиды натрия и
калия. Распознавание катионов натрия и калия. Соли натрия, калия, кальция и магния, их
значение в природе и жизни человека. Жесткость воды и способы ее устранения.
Комплексные соединения алюминия. Алюмосиликаты.
Металлы IB-VIIB-групп (медь, цинк, хром, марганец). Особенности строения
атомов. Общие физические и химические свойства. Получение и применение. Оксиды и
гидроксиды этих металлов, зависимость их свойств от степени окисления элемента.
Важнейшие соли. Окислительные свойства солей хрома и марганца в высшей степени
окисления. Комплексные соединения хрома.
Общая характеристика элементов ^А -группы. Свойства, получение и применение
угля. Синтез-газ как основа современной промышленности. Активированный уголь как
адсорбент. Наноструктуры. Мировые достижения в области создания наноматериалов.
Электронное строение молекулы угарного газа. Получение и применение угарного газа.
Биологическое действие угарного газа. Карбиды кальция, алюминия и железа. Карбонаты и
гидрокарбонаты. Круговорот углерода в живой и неживой природе. Качественная реакция
на карбонат-ион. Физические и химические свойства кремния. Силаны и силициды. Оксид
кремния (IV). Кремниевые кислоты и их соли. Силикатные минералы - основа земной
коры.
Общая характеристика элементов VА-группы. Нитриды. Качественная реакция на
ион аммония. Азотная кислота как окислитель. Нитраты, их физические и химические
свойства, применение. Свойства, получение и применение фосфора. Фосфин. Фосфорные и
полифосфорные кислоты. Биологическая роль фосфатов.
Общая характеристика элементов VIА-группы. Особые свойства концентрированной
серной кислоты. Качественные реакции на сульфид-, сульфит-, и сульфат-ионы.
Общая характеристика элементов VIIА-группы. Особенности химии фтора.
Галогеноводороды и их получение. Галогеноводородные кислоты и их соли. Качественные
реакции на галогенид-ионы. Кислородсодержащие соединения хлора. Применение
галогенов и их важнейших соединений.
Благородные газы. Применение благородных газов.
Закономерности в изменении свойств простых веществ, водородных соединений,
высших оксидов и гидроксидов.
Идентификация неорганических веществ и ионов.
Химия и жизнь
Научные методы познания в химии. Источники химической информации. Поиск ин­
формации по названиям, идентификаторам, структурным формулам. Химический анализ,
синтез, моделирование химических процессов и явлений как методы научного познания.
Математическое моделирование пространственного строения молекул органических ве­

9

ществ. Современные физико-химические методы установления состава и структуры ве­
ществ.
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды.
Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Вредные привычки и
факторы, разрушающие здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания). Рацио­
нальное питание. Пищевые добавки. Основы пищевой химии.
Химия в медицине. Разработка лекарств. Химические сенсоры.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Репелленты, инсекти­
циды. Средства личной гигиены и косметики. Правила безопасной работы с едкими, горю­
чими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.
Химия и сельское хозяйство. Минеральные и органические удобрения. Средства за­
щиты растений.
Химия в промышленности. Общие представления о промышленных способах полу­
чения химических веществ (на примере производства аммиака, серной кислоты). Промыш­
ленная органическая химия. Сырье для органической промышленности. Проблема отходов
и побочных продуктов. Наиболее крупнотоннажные производства органических соедине­
ний. Черная и цветная металлургия. Стекло и силикатная промышленность.
Химия и энергетика. Природные источники углеводородов. Природный и попутный
нефтяной газы, их состав и использование. Состав нефти и ее переработка. Нефтепродукты.
Октановое число бензина. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспорти­
ровке нефтепродуктов. Альтернативные источники энергии.
Химия в строительстве. Цемент. Бетон. Подбор оптимальных строительных матери­
алов в практической деятельности человека.
Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны от химического загрязнения.
Типы расчетных задач:
Нахождение молекулярной формулы органического вещества по его плотности и
массовым долям элементов, входящих в его состав, или по продуктам сгорания.
Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси.
Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из ве­
ществ дано в избытке (имеет примеси).
Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически
возможного.
Расчеты теплового эффекта реакции.
Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях.
Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из ве­
ществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.
Примерные темы практических работ (на выбор учителя):
Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах.
Конструирование шаростержневых моделей молекул органических веществ.
Распознавание пластмасс и волокон.
Получение искусственного шелка.
Решение экспериментальных задач на получение органических веществ.
Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.
Идентификация неорганических соединений.
Получение, собирание и распознавание газов.
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».
Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы».
Решение экспериментальных задач по теме «Г енетическая связь между классами не­
органических соединений».

10

Решение экспериментальных задач по теме «Г енетическая связь между классами ор­
ганических соединений».
Получение этилена и изучение его свойств.
Получение уксусной кислоты и изучение ее свойств.
Гидролиз жиров.
Изготовление мыла ручной работы.
Химия косметических средств.
Исследование свойств белков.
Основы пищевой химии.
Исследование пищевых добавок.
Свойства одноатомных и многоатомных спиртов.
Химические свойства альдегидов.
Синтез сложного эфира.
Гидролиз углеводов.
Устранение временной жесткости воды.
Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.
Исследование влияния различных факторов на скорость химической реакции.
Определение концентрации раствора аскорбиновой кислоты методом титрования.
З.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы10 класс
№
урока
1

2

3

Тема урока

Вводный инструктаж по правилам техники безопасности. Предмет
органической химии. Появление и развитие органической химии
как науки. Место и значение органической химии в системе есте­
ственных наук. Взаимосвязь неорганических и органических ве­
ществ.
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле
согласно их валентности. Основные положения теории химического
строения органических соединений А.М. Бутлерова.
Строение атома углерода. Валентные состояния атома углерода.
Углеродный скелет органической молекулы. Кратность химической
связи. Зависимость свойств веществ от химического строения моле­
кул.

Количе­
ство
часов
1

1

1

4

Изомерия и изомеры. Виды изомерии. Понятие о функциональной
группе.

1

5

Решение задач и упражнений по теме «Изомерия и изомеры»

1

6

1

7

Принципы классификации органических соединений. Междуна­
родная номенклатура и принципы образования названий органиче­
ских соединений.
Функциональные ациклические соединения.

8

Циклические органические соединения.

1

9

Решение задач и упражнений по теме: «Строение и классификация
органических соединений»

1

1

11

10

Повторение и обобщение материала по теме: «Строение и класси­
фикация органических соединений».

1

11

Контрольная работа №1 по теме: «Строение и классификация ор­
ганических соединений».
Классификация и особенности органических реакций. Реакционные
центры.

1

12-13
14

15
16
17
18-19

20

2

Первоначальные понятия о типах и механизмах органических реак­
ций. Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной хи­
мической связи.
Свободнорадикальный и ионный механизмы реакции. Понятие о
нуклеофиле и электрофиле.

1

Обобщение и систематизация знаний о типах реакций.
Природные источники углеводородов.

1
1

Решение расчётных задач на нахождение молекулярной формулы
органического вещества по его плотности и массовым долям эле­
ментов, входящих в его состав, или по продуктам сгорания
П рактическая работа № 1 . Качественное определение угле­

2

1

1

рода, водорода и хлора в органических веществах.
21

Алканы. Электронное и пространственное строение молекулы ме­
тана. sp3-гибридизация орбиталей атомов углерода. Гомологиче­
ский ряд и общая формула алканов.

1

22

Систематическая номенклатура алканов и радикалов. Изомерия уг­
леродного скелета. Физические свойства алканов. Закономерности
изменения физических свойств.

1

23

Химические свойства алканов: галогенирование, дегидрирование,
термическое разложение, крекинг как способы получения важней­
ших соединений в органическом синтезе. Горение алканов как один
из основных источников тепла в промышленности и быту. Изоме­
ризация как способ получения высокосортного бензина.
Механизм реакции свободнорадикального замещения. Получение
алканов. Реакция Вюрца. Нахождение в природе и применение ал­
канов.
П рактическая работа №2. Конструирование шаростержневых мо­
делей молекул органических веществ.

1

Циклоалканы. Строение молекул циклоалканов. Общая фор­
мула циклоалканов. Номенклатура циклоалканов. Изомерия циклоалканов: углеродного скелета, межклассовая, пространственная
(цис-транс-изомерия). Специфика свойств циклоалканов с малым
размером цикла. Реакции присоединения и радикального замеще­
ния.
Алкены. Электронное и пространственное строение молекулы эти­
лена. sp2-гибридизaция орбиталей атомов углерода. s- и p-связи.
Гомологический ряд и общая формула алкенов. Номенклатура алкенов. Изомерия алкенов: углеродного скелета, положения кратной
связи, пространственная (цис-транс-изомерия), межклассовая. Фи­
зические свойства алкенов

1

24

25
26

27

1

1

1

12

28

Реакции электрофильного присоединения как способ получения
функциональных производных углеводородов. Правило Марковникова, его электронное обоснование. Реакции окисления и полимери­
зации.

1

29

. Полиэтилен как крупнотоннажный продукт химического произ­
водства. Промышленные и лабораторные способы получения алке­
нов. Правило Зайцева. Применение алкенов.

1

30

П рактическая работа №3 Получение этилена и изучение его
свойств.

1

31

Алкадиены. Классификация алкадиенов по взаимному расположе­
нию кратных связей в молекуле. Особенности электронного и про­
странственного строения сопряженных алкадиенов. Общая формула
алкадиенов. Номенклатура и изомерия алкадиенов. Физические
свойства алкадиенов.

1

32-33

Химические свойства алкадиенов: реакции присоединения (гидри­
рование, галогенирование), горения и полимеризации. Вклад
С.В. Лебедева в получение синтетического каучука. Вулканизация
каучука. Резина. Многообразие видов синтетических каучуков, их
свойства и применение. Получение алкадиенов
Алкины. Электронное и пространственное строение молекулы аце­
тилена. sp-гибридизация орбиталей атомов углерода. Гомологиче­
ский ряд и общая формула алкинов. Номенклатура.
Изомерия: углеродного скелета, положения кратной связи, меж­
классовая. Физические свойства алкинов.
Химические свойства алкинов: реакции присоединения как способ
получения полимеров и других полезных продуктов. Реакции за­
мещения. Горение ацетилена как источник высокотемпературного
пламени для сварки и резки металлов. Получение ацетилена пиро­
лизом метана и карбидным методом. Применение ацетилена.
Арены. История открытия бензола. Современные представления
об электронном и пространственном строении бензола. Изомерия и
номенклатура гомологов бензола. Общая формула аренов. Физиче­
ские свойства бензола.

2

Химические свойства бензола: реакции электрофильного замеще­
ния (нитрование, галогенирование) как способ получения химиче­
ских средств защиты растений; присоединения (гидрирование, галогенирование) как доказательство непредельного характера бензо­
ла. Реакция горения. Получение бензола.
Гомологи бензола. Особенности химических свойств толуола. Вза­
имное влияние атомов в молекуле толуола. Ориентационные эф­
фекты заместителей. Применение гомологов бензола.

1

Генетическая связь между классами углеводородов.

1

Решение расчётных задач. Расчёты массовой доли (массы) химиче­
ского соединения в смеси.

2

34

35
36

37

38

39

40
41-42

1

1
1

1

1

13

43

Повторение и обобщение материала по теме: «Углеводороды».

1

44

Контрольная работа №2 по теме: «Углеводороды».

1

45

Спирты. Классификация, номенклатура спиртов. Гомологический
ряд и общая формула предельных одноатомных спиртов. Изомерия.
Физические свойства предельных одноатомных спиртов. Водород­
ная связь между молекулами и ее влияние на физические свойства
спиртов.
Химические свойства: взаимодействие с натрием как способ уста­
новления наличия гидроксогруппы, с галогеноводородами как спо­
соб получения растворителей, внутри- и межмолекулярная дегидра­
тация. Реакция горения: спирты как топливо.

1

Получение этанола: реакция брожения глюкозы, гидратация этиле­
на. Применение метанола и этанола. Физиологическое действие ме­
танола и этанола на организм человека
Этиленгликоль и глицерин как представители предельных много­
атомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты и
ее применение для распознавания глицерина в составе косметиче­
ских средств. Практическое применение этиленгликоля и глицери­
на.
П рактическая работа №4. Свойства одноатомных и многоатом­
ных спиртов.
Фенол. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в
молекуле фенола. Физические свойства фенола.

1

51

. Химические свойства (реакции с натрием, гидроксидом натрия,
бромом). Получение фенола. Применение фенола.

1

52

Альдегиды и кетоны. Классификация альдегидов и кетонов. Строе­
ние предельных альдегидов. Электронное и пространственное стро­
ение карбонильной группы. Гомологический ряд, общая формула,
номенклатура и изомерия предельных альдегидов. Физические
свойства предельных альдегидов.

1

53

Химические свойства предельных альдегидов: гидрирование; каче­
ственные реакции на карбонильную группу (реакция «серебряного
зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди (II)) и их применение
для обнаружения предельных альдегидов в промышленных сточ­
ных водах.
Получение предельных альдегидов: окисление спиртов, гидратация
ацетилена (реакция Кучерова). Токсичность альдегидов. Примене­
ние формальдегида и ацетальдегида. Ацетон как представитель ке­
тонов. Строение молекулы ацетона. Особенности реакции окисле­
ния ацетона. Применение ацетона
Решение задач и упражнений по теме: «Спирты и карбонильные со­
единения»
Повторение и обобщение материала по теме: «Спирты и карбо­
нильные соединения».

1

46

47

48

49
50

54

55-56
57
58

Контрольная работа №3 по теме: «Спирты и карбонильные со­
единения»

1

1

1
1

1

2
1
1

14

Карбоновые кислоты. Классификация и номенклатура карбоновых
кислот. Строение предельных одноосновных карбоновых кислот.
Электронное и пространственное строение карбоксильной группы.
Гомологический ряд и общая формула предельных одноосновных
карбоновых кислот. Физические свойства предельных однооснов­
ных карбоновых кислот.
Химические свойства предельных одноосновных карбоновых кис­
лот (реакции с металлами, основными оксидами, основаниями и со­
лями) как подтверждение сходства с неорганическими кислотами.
Реакция этерификации и ее обратимость. Влияние заместителей в
углеводородном радикале на силу карбоновых кислот.
Особенности химических свойств муравьиной кислоты. Получение
предельных одноосновных карбоновых кислот: окисление алканов,
алкенов, первичных спиртов, альдегидов.
Важнейшие представители карбоновых кислот: муравьиная, уксус­
ная и бензойная. Высшие предельные и непредельные карбоновые
кислоты. Оптическая изомерия. Асимметрический атом углерода.
Применение карбоновых кислот.
П рактическая работа №5. Получение уксусной кислоты и изуче­
ние ее свойств.

1

64

Сложные эфиры и жиры. Строение и номенклатура сложных эфи­
ров. Межклассовая изомерия с карбоновыми кислотами.

1

65

Способы получения сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации. Применение сложных эфиров в пищевой и парфюмерной
промышленности.
Жиры как сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот.
Растительные и животные жиры, их состав. Физические свойства
жиров.

1

Химические свойства жиров: гидрирование, окисление. Гидролиз
или омыление жиров как способ промышленного получения солей
высших карбоновых кислот. Применение жиров. Мыла как соли
высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла
Решение расчётных задач. Расчёты массы (объёма, количества ве­
щества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке
(имеет примеси).
Повторение и обобщение материала по теме: «Карбоновые кисло­
ты. Сложные эфиры. Жиры».

1

59

60

61

62

63

66

67

68-69

70

1

1

1

1

1

2

1

71

Контрольная работа №4 по теме: «Карбоновые кислоты. Сложные
эфиры. Жиры»

1

72

Углеводы. Классификация углеводов. Физические свойства и
нахождение углеводов в природе.
Глюкоза как альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: ацилирование, алкилирование, спиртовое и молочнокислое брожение.
Экспериментальные доказательства наличия альдегидной и спирто­
вых групп в глюкозе.
Получение глюкозы. Фруктоза как изомер глюкозы. Рибоза и дезоксирибоза.

1

73

74

1

1

15

75
76-77

78

79
80
81

82
83

84

85-86
87

88

89

Важнейшие дисахариды (сахароза, лактоза, мальтоза), их строение
и физические свойства. Гидролиз сахарозы, лактозы, мальтозы.
Крахмал и целлюлоза как биологические полимеры. Химические
свойства крахмала (гидролиз, качественная реакция с йодом на
крахмал и ее применение для обнаружения крахмала в продуктах
питания). Химические свойства целлюлозы: гидролиз, образование
сложных эфиров.
Применение и биологическая роль углеводов. Окисление углеводов
- источник энергии живых организмов. Понятие об искусственных
волокнах на примере ацетатного волокна.
Повторение и обобщение материала по теме: «Углеводы».
Идентификация органических соединений. Генетическая связь
между классами органических соединений.

1
2

1

1
1

Амины. Первичные, вторичные, третичные амины. Классификация
аминов по типу углеводородного радикала и числу аминогрупп в
молекуле. Электронное и пространственное строение предельных
аминов.
Физические свойства аминов. Амины как органические основания:
реакции с водой, кислотами. Реакция горения.

1

Анилин как представитель ароматических аминов. Строение ани­
лина. Причины ослабления основных свойств анилина в сравнении
с аминами предельного ряда. Химические свойства анилина: взаи­
модействие с кислотами, бромной водой, окисление.
Получение аминов алкилированием аммиака и восстановлением
нитропроизводных углеводородов. Реакция Зинина. Применение
аминов в фармацевтической промышленности. Анилин как сырье
для производства анилиновых красителей. Синтезы на основе ани­
лина.
Решение задач и упражнений по теме: «Азотсодержащие соедине­
ния».
Аминокислоты и белки. Состав и номенклатура. Строение амино­
кислот. Гомологический ряд предельных аминокислот. Изомерия
предельных аминокислот. Физические свойства предельных амино­
кислот.
Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Синтез
пептидов.
Пептидная
связь.
Биологическое значение
ааминокислот. Области применения аминокислот
Белки как природные биополимеры. Состав и строение белков. Ос­
новные аминокислоты, образующие белки.

1

1

1

2
1

1

1

90

Химические свойства белков: гидролиз, денатурация, качественные
(цветные) реакции на белки. Превращения белков пищи в организ­
ме. Биологические функции белков. Достижения в изучении строе­
ния и синтеза белков.

1

91

П рактическая работа №6 Исследование свойств белков

1

92

Азотсодержащие гетероциклические соединения. Пиррол и пири­
дин: электронное строение, ароматический характер, различие в
проявлении основных свойств.

1

16

93

Нуклеиновые кислоты: состав и строение. Строение нуклеотидов.
Состав нуклеиновых кислот (ДНК, РНК). Роль нуклеиновых кислот
в жизнедеятельности организмов.

1

94

Повторение и обобщение материала по теме: «Углеводы. Азотсо­
держащие соединения».

1

95

Контрольная работа №5 по теме: «Углеводы. Азотсодержащие
соединения».

1

96

Высокомолекулярные соединения. Основные понятия высокомоле­
кулярных соединений: мономер, полимер, структурное звено, сте­
пень полимеризации.
Классификация полимеров. Основные способы получения высоко­
молекулярных соединений: реакции полимеризации и поликонден­
сации.
Строение и структура полимеров. Зависимость свойств полимеров
от строения молекул.

1

Термопластичные и термореактивные полимеры. Проводящие орга­
нические полимеры. Композитные материалы. Перспективы ис­
пользования композитных материалов
Классификация волокон. Синтетические волокна. Полиэфирные и
полиамидные волокна, их строение, свойства. Практическое ис­
пользование волокон. Синтетические пленки: изоляция для прово­
дов, мембраны для опреснения воды, защитные пленки для автомо­
билей, пластыри, хирургические повязки. Новые технологии даль­
нейшего совершенствования полимерных материалов.

1

101

Обобщение по курсу химии за 10 класс

1

102

И тоговая контрольная работа

1

97

98
99

100

1

1

1

11 класс
№
урока
1

2

3

4

Тема урока

Вводный инструктаж по технике безопасности. Строение вещества.
Современная модель строения атома. Дуализм электрона. Кванто­
вые числа.
Распределение электронов по энергетическим уровням в соответ­
ствии с принципом наименьшей энергии, правилом Хунда и прин­
ципом Паули. Особенности строения энергетических уровней ато­
мов d-элементов. Электронная конфигурация атома.
Классификация химических элементов (s-, p-, d-элементы). Основ­
ное и возбужденные состояния атомов. Валентные возможности
атомов химических элементов. Валентные электроны.
Решение задач на составление электронных и графических формул
атомов химических элементов.

Количе­
ство
часов
1

1

1

1

17

5

Периодический закон в свете учения о строении атома.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева.

1

6

Причины и закономерности изменения свойств элементов и их со­
единений по периодам и группам. Мировоззренческое и научное
значение Периодического закона Д.И. Менделеева. Прогнозы
Д.И. Менделеева. Открытие новых химических элементов.
Контрольная работа №1 по теме: «Строение атома и Периодиче­
ский закон Д.И. Менделеева».

1

8

Химическая связь. Электронная природа химической связи. Элек­
троотрицательность.

1

9

Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования
(обменный и донорно-акцепторный).

1

10

Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Межмолекулярные взаимодействия.

1

11

Решение задач по теме: «Химическая связь».

1

12

Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических
решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависи­
мость физических свойств вещества от типа кристаллической ре­
шетки.
Причины многообразия веществ. Современные представления о
строении твердых, жидких и газообразных веществ. Жидкие кри­
сталлы
Геометрия молекул. Геометрия неорганических и органических
веществ. Гибридизация электронных орбиталей.

1

Решение задач по теме «Г еометрия молекул».
Решение расчётных задач. Расчёты массы (объёма, количества ве­
щества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке
(имеет примеси).
Теория химического строения соединений А.М. Бутлерова.
Взаимное влияние атомов в молекулах органических и неорганиче­
ских веществ. Индукционный и мезомерный эффекты. Стереорегу­
лярность.
Полимеры органические и неорганические. Важнейшие полимеры.
Виды полимеров, пластмасс, волокон.
П рактическая работа № 1. Распознавание пластмасс и волокон.
Химические реакции. Классификация химических реакций в орга­
нической и неорганической химии. Гомогенные и гетерогенные ре­
акции.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы
реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, тем­
пературы (правило Вант-Гоффа), площади реакционной поверхно­
сти, наличия катализатора.
Решение задач по теме «Скорость химических реакций».
П рактическая работа №2. Исследование влияния различных фак­
торов на скорость химической реакции.

1
1

7

13

14
15

16
17

18
19
20

21

22-23
24

1

1

1

1
1

1
1
1

1

2
1

18

25

26
27-28
29

30
31

32-33
34

35-36
37-38
39-40
41

Катализаторы и катализ. Энергия активации. Активированный ком­
плекс. Роль катализаторов в природе и промышленном производ­
стве.
Тепловые эффекты химических реакций. Термохимические уравне­
ния.
Решение расчётных задач. Расчёты теплового эффекта.
Возможность протекания химических реакций. Понятие об эн­
тальпии и энтропии. Энергия Гиббса. Закон Гесса и следствия из
него.
Решение задач по теме «Термохимия».
Обратимость реакций. Химическое равновесие. Смещение химиче­
ского равновесия под действием различных факторов: концентра­
ции реагентов или продуктов реакции, давления, температуры. Роль
смещения равновесия в технологических процессах.
Решение задач по теме: «Химическое равновесие».
Дисперсные системы. Коллоидные системы. Истинные растворы.
Растворение как физико-химический процесс. Способы выражения
концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества,
молярная и моляльная концентрации. Титр раствора и титрова­
ние.
Решение расчётных задач. Расчёт массовых долей элементов в сме­
си.
Решение расчётных задач. Расчёты, связанные с понятием «массо­
вая доля». «объёмная доля»
Решение расчётных задач. Расчёт молярной концентрации раствора

1

1
2
1

1
1

2
1

2
2

Повторение и обобщение знаний по теме: «Строение вещества».

2
1

42

Контрольная работа №2 по теме: «Строение вещества».

1

43

Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей. Реак­
ции в растворах электролитов.
Решение задач по теме «Ионные уравнения реакций».
Качественные реакции на ионы в растворе.
Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Амфотерность.
П рактическая работа №3. Качественные реакции на неорганиче­
ские вещества и ионы.
Водородный показатель (pH) раствора. Ионное произведение воды.
Решение задач по теме: «Водородный показатель».
Гидролиз неорганических веществ Гидролиз солей. Необратимый
гидролиз. Обратимый гидролиз солей.
Гидролиз органических соединений. Значение гидролиза в биоло­
гических обменных процессах. Применение гидролиза в промыш­
ленности
Решение задач по теме «Гидролиз».
П рактическая работа №4. Решение экспериментальных задач по
теме «Гидролиз».
Окислительно-восстановительные реакции в природе, производ­
ственных процессах и жизнедеятельности организмов. Понятие об
окислительно-восстановительных реакциях.

1

44
45
46
47
48
49
50

51-52
53
54

1
1
1
1
1
1
1

2
1
1

19

55

56
57-58
59

61

62
63
64
65
66
67
68-69

70

71
72

73
74
75
76
77

78

79

Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель. Пове­
дение веществ в средах с разным значением pH. Окислительно­
восстановительный потенциал среды. Диаграмма Пурбэ.
Методы электронного и электронно-ионного баланса.
Решение задач по теме: «Окислительно -восстановительные реак­
ции».
Гальванический элемент. Химические источники тока. Стандарт­
ный водородный электрод. Стандартный электродный потенциал
системы. Ряд стандартных электродных потенциалов. Направле­
ние окислительно-восстановительных реакций.
Электролиз растворов и расплавов солей. Практическое примене­
ние электролиза для получения щелочных, щелочноземельных ме­
таллов и алюминия.
Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от
коррозии.
Повторение и обобщение знаний по теме: «Химические реакции».
Контрольная работа №3 по теме «Химические реакции».
Классификация неорганических веществ
Классификация органических веществ
Металлы. Положение металлов в Периодической системе и строе­
ние их атомов. Общие физические свойства металлов
Общие химические свойства металлов. Оксиды и гидроксиды ме­
таллов. Общие способы получения металлов. Металлургия: пиро-,
гидро- и электрометаллургия. Черная и цветная металлургия.
Общая характеристика элементов 1А-ШЛ-групп. Оксиды и перок­
сиды натрия и калия. Распознавание катионов натрия и калия. Соли
натрия, калия, кальция и магния, их значение в природе и жизни
человека
Жесткость воды и способы ее устранения. Комплексные соедине­
ния алюминия. Алюмосиликаты
Металлы IB-VIIB-групп (медь, цинк, хром, марганец). Особенности
строения атомов. Общие физические и химические свойства. Полу­
чение и применение.
Оксиды и гидроксиды этих металлов, зависимость их свойств от
степени окисления элемента. Важнейшие соли.
Окислительные свойства солей хрома и марганца в высшей степе­
ни окисления. Комплексные соединения хрома.
Решение задач по теме: «Металлы».
П рактическая работа №5. Решение экспериментальных задач по
теме «Металлы».
Неметаллы. Положение неметаллов в Периодической таблице. Фи­
зические и химические свойства неметаллов. Общая характеристика
элементов ГУА-группы. Свойства, получение и применение угля.
Синтез-газ как основа современной промышленности. Активиро­
ванный уголь как адсорбент. Наноструктуры. Мировые достиже­
ния в области создания наноматериалов.
Электронное строение молекулы угарного газа. Получение и при­
менение угарного газа. Биологическое действие угарного газа.

1

1
2
1

1

1
1
1
1
1
1
2

1

1
1

1
1
1
1
1

1

1

20

Карбиды кальция, алюминия и железа. Карбонаты и гидрокарбона­
ты. Круговорот углерода в живой и неживой природе. Качествен­
ная реакция на карбонат-ион.
Решение расчётных задач. Расчёты объёмных отношений газов при
химических реакциях.

1

Физические и химические свойства кремния. Силаны и силициды.
Оксид кремния (ГУ). Кремниевые кислоты и их соли. Силикатные
минералы - основа земной коры. Стекло и силикатная промышлен­
ность.
Общая характеристика элементов УА-группы. Нитриды. Каче­
ственная реакция на ион аммония.

1

Азотная кислота как окислитель. Нитраты, их физические и хими­
ческие свойства, применение.
Свойства, получение и применение фосфора. Фосфин. Фосфорные
и полифосфорные кислоты. Биологическая роль фосфатов

1

86

Общая характеристика элементов УГА-группы. Особые свойства
концентрированной серной кислоты. Качественные реакции на
сульфид-, сульфит-, и сульфат-ионы.

1

87

Общая характеристика элементов УГГА-группы. Особенности хи­
мии фтора. Галогеноводороды и их получение.

1

88

Галогеноводородные кислоты и их соли. Качественные реакции на
галогенид-ионы. Кислородсодержащие соединения хлора. Приме­
нение галогенов и их важнейших соединений.
Благородные газы. Применение благородных газов. Закономерности
в изменении свойств простых веществ, водородных соединений,
высших оксидов и гидроксидов. Идентификация неорганических
веществ и ионов.
Решение расчётных задач. Расчёты массы (объёма, количества ве­
щества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде рас­
твора с определённой массовой долей растворённого вещества.
П рактическая работа №6. Генетическая связь между классами не­
органических и органических веществ.

1

92

Контрольная работа №4 по теме: «Вещества и их свойства».

1

93

Научные методы познания в химии. Источники химической инфор­
мации. Поиск информации по названиям, идентификаторам, струк­
турным формулам.
Химический анализ, синтез, моделирование химических процессов
и явлений как методы научного познания. Математическое моде­
лирование пространственного строения молекул органических ве­
ществ. Современные физико-химические методы установления со­
става и структуры веществ.

1

94

Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, ми­
неральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарствен­
ных препаратов. Химия в медицине. Разработка лекарств. Химиче­
ские сенсоры.

1

80

81
82

83
84
85

89

90

91

1

1

1

1

1

1

21

95

96

97
98

99

100

101
102

Вредные привычки и факторы, разрушающие здоровье (курение,
употребление алкоголя, наркомания). Рациональное питание. Пи­
щевые добавки. Основы пищевой химии.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Ре­
пелленты, инсектициды. Средства личной гигиены и косметики.
Правила безопасной работы с едкими, горючими и токсичными ве­
ществами, средствами бытовой химии.
Химия и сельское хозяйство. Минеральные и органические удобре­
ния. Средства защиты растений.

1

Химия в промышленности. Общие представления о промышленных
способах получения химических веществ (на примере производства
аммиака, серной кислоты).
Промышленная органическая химия. Сырье для органической про­
мышленности. Проблема отходов и побочных продуктов. Наиболее
крупнотоннажные производства органических соединений.
Химия и энергетика. Природные источники углеводородов. При­
родный и попутный нефтяной газы, их состав и использование. Со­
став нефти и ее переработка. Нефтепродукты. Октановое число бен­
зина. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транс­
портировке нефтепродуктов. Альтернативные источники энергии.
Химия в строительстве. Цемент. Бетон. Подбор оптимальных стро­
ительных материалов в практической деятельности человека.

1

Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды и
его последствия. Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и
фауны от химического загрязнения.

1

1

1

1

1

1

22


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».