Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ДООП художественной направленности ТЕАТР

СОДЕРЖАНИЕ

1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

3

2. Комплекс организационно-педагогических условий

12

3.Список литературы

13

2

1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Главной задачей образования на современном этапе развития общества является
воспитание свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в
условиях постоянно меняющегося мира. Акценты в интересах развития активной
личности падают на развитие опыта творческой деятельности и ценностных ориентаций.
Перед учителем встаёт задача найти эффективное средство организации творческой
деятельности школьников.
Одним из таких средств может быть использование метода театрализации в
процессе обучения. Во время театрализации происходит соединение речи, движений,
музыки, положительных эмоций и элементов игровых коммуникативных ситуаций
(контакт глаз, мимики, жестов, интонационных и других характеристик речи). Эта
интеграция происходит также во время совместных обсуждений и дискуссий.
Во время работы над инсценировками происходит социокультурное развитие
учащихся. Они знакомятся с произведениями литературы. Работа над текстами
сопровождается дидактической интерактивной работой, которая позволяет учащимся
лучше осознать смысл текста и через игру приобщить к сценическому искусству.
В процессе совместной деятельности между учениками и учителем создаются
особые отношения, отношения сотрудничества. Эмоции и впечатления, полученные во
время театральной деятельности, становятся очень важным жизненным и творческим
опытом, который непременно пригодится выпускникам в их взрослой жизни.
Направленность программы: художественная
Актуальность методической разработкой в свете личностно-ориентированного
подхода к обучению и имеет широкие возможности по применению для внеклассной
работы, развития творческой самореализации учащихся.
Отличительной особенностью данной программы является связь теоретического
материала с его практическим применением и его подача с опорой на жизненный
практический опыт учащихся.
Адресат общеразвивающей программы: работа в театральном кружке рассчитана
на учащихся 12-17 лет (5-11 кл.), так как требует определённых интеллектуальных,
творческих и коммуникативных умений. Учащиеся должны уметь работать с текстом
(выделять главную мысль, вести поиск нужной информации), анализировать
информацию, делать обобщения, выводы, уметь вести дискуссию, аргументировать свою
точку зрения.
Режим и объем занятий. Работа рассчитана на 68 часов – 2 часа в неделю.
Срок освоения программы – 8,5 месяцев.
Рабочая программа дополнительного образования Театр «Нахаленок» имеет
«стартовый уровень».
Формы обучения: фронтальная, групповая.
Виды занятий: тренинг, игра (деловая, ролевая), праздник, аукцион, путешествие,
гостиная, защита проектов, дискуссия, диспут, суд, конкурс, КВН, турнир, конференция,
пресс-конференция, фестиваль, творческая встреча, концерт, репетиция и т.д.
3

Формы подведения результатов: открытые уроки, концерт, выставка, конкурс,
презентация творческих работ, коллективный анализ работ, самоанализ.
Цели и задачи программы
Целями программы являются развитие творческого потенциала учащихся; развитие
всех видов коммуникативной компетенции; развитие личностных качеств учащихся; а
также повышение интереса и мотивации обучения.
Эти цели раскрываются в единстве практического, образовательного,
развивающего и воспитательного компонентов.
Практический компонент заключается в развитии социокультурных знаний.
Планировании и организации свой деятельности; самостоятельную работу с
техническими средствами обучения (компьютер); выделение основной и второстепенной
информации; формулирование выводов; самоконтроль, анализ и работа над ошибками.
Развиваются такие компенсаторные навыки и умения, как умения вступать в разговор,
поддерживать и завершать его; правильно использовать жесты и мимику.
Образовательный компонент заключается в приобщении к культурным ценностям
театрального искусства, в удовлетворении познавательных интересов в сфере театральной
деятельности.
Развивающий компонент заключается в развитии творческих способностей
учащихся; в развитии эстетического вкуса.
Воспитательный компонент заключается в приобщении подрастающего
поколения к театральному искусству, вовлечении их в творческую атмосферу; в
воспитании в них разборчивых и требовательных зрителей; в воспитании чувства
товарищества, воли, целеустремлённости, уважения к труду.
Задачами программы являются:
• изучить конкретное произведение литературы (развитие навыков изучающего
чтения: анализ главных идей, характеров персонажей, адаптация текста и т.д.);
• развитие навыков устной подготовленной речи (выразительность, произношение и
интонация, правильное использование невербальных средств общения);
• развитие навыков неподготовленной устной речи (умение вступать в разговор ,
поддерживать и завершать его; умение аргументировано отстаивать свою точку зрения
и т.д.);
• развитие креативных качеств личности: воображения, интуиции, самобытности;
• развитие универсальных качеств личности (целеполагание, рецензирование,
самоорганизация, рефлексия);
• развитие навыков использования информационных технологий.
Тематическое планирование
№
п/п

1 -2

Наименование разделов и тем

ВВЕДЕНИЕ (2 ч.)
Знакомство с планом кружка. Знакомство с
театром. Театральные профессии

Коли теория практ
честв
ика
о
часов
2

1

Форма
контроля

1

4

3-6
7-8

9-14

15-20

21-26

27-28
29-34

35

36
37-42

43
44-46

47-48

49-50

КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ (6 ч.)
Основы актерского мастерства. Мимика
жестов. Техника речи
Роль костюма, грима и декораций в
театрализованных представлениях
РИТМОПЛАСТИКА (27 ч.)
Музыкально-пластические игры и
упражнения. Подбор музыкального
сопровождения к спектаклям.
«День матери». Написание сценария.
Распределение ролей и разучивание
миниатюр. Репетиции. Театрализованное
представление
Подготовка к театрализованным
представлениям на новогодние праздники.
Написание сценариев. Распределение ролей
Разучивание движений на сцене (сценическое
движение). Постановка танца.
Театрализованные новогодние
представления:
«Приключения на новогодней поляне»,
Театрализованный концерт «Почтовый ящик
Деда Мороза»,
Новогодний карнавал
Актерское мастерство. Мимика и жесты.
Техника речи
ЭТИКА И ЭТИКЕТ (11 ч.)
Понятия терминов этика, этикет, такт,
нравственность
Подготовка к Литературной гостиной
«Ленинградский дневник». Написание
сцерия. Распределение ролей. Проведение
мероприятия
Музыкальное оформление спектаклей.
Фонограмма.
Знакомство с инструментальной музыкой.
Сонаты. Изучение творчества Д.
Шостаковича. Знакомство музыкальными
инструментами (скрипка, фортепиано,
виолончель)
ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА (21 ч.)
Беседы о Дне театра. «Знаете ли вы театр, как
знаю его я?» (В. Г. Белинский). Театральное
искусство. Театральные встречи.
Жанры театрального искусства. Что такое
жанр? Основные театральные жанры: драма,

4

1

3

2

1

1

6

3

3

6

1

5

6

2

4

Театрализован
ное
представление

2

2

6

6

Театрализован
ное
представление

4

Литературная
гостиная

1

1

1

1

6

2

1

1

3

3

2

1

1

2

1

1

5

комедия, мелодрама, мюзикл, литературномузыкальная композиция и др.
Литературная
51-56 Подготовка к Литературно-музыкальной
6
1
5
гостиная
композиции, посвященной Дню Победы.
Распределение ролей, разучивание
мизансцен. Проведение мероприятия
57-62 Разучивание стихов и песен военных лет.
6
2
4
Встреча с ветеранами ВОВ. Просмотр
фильма "Горячий снег".
63 Литературные викторины. Игровые
1
1
программы. ШТМы
64-68 Капустник «Школа? Не слыхали…»
4
4
Капустник
Содержание программы
План работы состоит из теоретической (беседы, лекции, диспут, рассказы) и
практической (проведение праздников, концертов, фестивалей, конкурсов и др.) частей,
которые тесно переплетаются между собой. В программе освещено нравственное,
патриотическое, гражданское воспитание, а также ведется работа по направлению
здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Занятия в театральном кружке «Нахаленок» ведутся по данному учебнотематическому плану, включающему несколько разделов.
Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные
на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой
дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную
образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие
рифмы.
Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические,
музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие
двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений,
снизить последствия учебной перегрузки.
Раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с
задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре
общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей
(быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику
нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.
Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком
профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического
чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных
ситуациях.



Планируемые результаты
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
6








































эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим
людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные
установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей,
проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок,
этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить
к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба,
удивление, восхищение);
предметные умения и навыки устной речи (интонация, произношение);
умение и готовность к неподготовленной речи, импровизации, правильное использование
невербальных средств общения;
7






происходит социокультурное развитие учащихся;
создаются особые отношения, отношения сотрудничества.
учащиеся должны уметь работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск
нужной информации );
анализировать информацию, делать обобщения, выводы, уметь вести дискуссию,
аргументировать свою точку зрения;
Результаты работы оцениваются по внешним показателям, внутренним самооценкам
учащихся и личным наблюдениям учителя.
Внешние показатели - это творческая продукция учащихся (показы спектакля,
результаты участия в фестивалях и конкурсах различного уровня).
2.Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение. Оборудование и материалы - аудио- и
видеотехника, микрофоны, декорации, костюмы, художественное оформление праздников
(афиши, плакаты, рисунки, фотографии).
Методическое обеспечение: программа обеспечена методическими видами
продукции (игр;бесед; конкурсов; конференций; агидбригад; концертов; фестивалей и др.)
учащихся.
Формой подведения итогов можно считать: выступление на школьных праздниках,
торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях,
родительских собраниях, классных часах.
3.Список литературы

Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: учебнометодическое пособие / ред. Т. Я. Шпикалова, Г. А. Поровская. - Москва: Владос, 2000.
- 272 с.
2. Встречи с выпускниками: вечер школьных друзей; литературно-музыкальная
композиция; чайный церемониал / ред., сост. Л. И. Жук. - Минск : Красико Принт,
2007. - 127 с. - (Праздник в школе).
3. Гиппиус, С. В. Актерский тренинг: гимнастика чувств : науч. полул. лит. / С. В.
Гиппиус. - 3-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2008 ; СанктПетербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 377 с.
4. Грачева, Л. В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой:
самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования / Л. В. Грачева.
- Санкт-Петербург: Речь, 2004.
5. Ильинский, И. В. Со зрителем наедине: беседы о театральном искусстве / И. В.
Ильинский; ред. Т. Сырыщева. - Москва: Молодая гвардия, 1964.
6. Искусство вести за собой... : тренинги и занятия по формированию у юношества
социальной инициативности и лидерских качеств / ред. С. В. Тетерский. - Москва:
АРКТИ, 2007. - 95 с.
7. Куприянов, Б. В. Организация и методика проведения игр с подростками: взрослые
игры для детей: учебно-методическое пособие / Б. В. Куприянов, М. И. Рожков, И. И.
Фришман. - Москва: ВЛАДОС, 2004. - 215 с.
8. Носкова, З. А. Организация литературных вечеров и утренников: сценарии
литературных посиделок : пособие для учителей, руководителей литературных
1.

8

кружков, педагогов дополнительного образования / З. А. Носкова, И. И. Постникова. Москва: Школьная Пресса, 2004. - 107 с.
9. Сценарии школьных праздников / сост. А. В. Соколов. - Москва: Школьная Пресса,
2000.
10. Сценарии школьных праздников: День Победы. День защитника Отечества.
Концертная программа в летнем лагере. Последний звонок. Выпускной вечер. 1
Сентября. День смеха. Викторины. - Москва : Школьная Пресса, 2004
11. Тубельская, Г. Н. Детские праздники в семье и школе: издания для досуга / Г.
Н. Тубельская. - Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009. 255 с.
Приложение 1
Методические рекомендации
Театральные игры
Примерные разминочные упражнения
Релаксация - концентрация
Сеанс разминочных упражнений всегда начинается с релаксации и заканчивается
небольшим отдыхом. Релаксация нужна для того, чтобы помочь участникам расслабиться.
Варианты упражнений:
• Участники сидят в кругу, поджав под себя ноги (или на стульях). Каждый из них
должен вообразить перед собой половинку лимона. Сначала надо постараться увидеть
этот лимон, определить цвет, форму, изъяны. Как только вы представили себе
воображаемый лимон, мысленно возьмите его в руки. Прикоснитесь к нему, внимательно
осмотрите. Затем надкусите, ощутите горечь, кислоту лимонной цедры.
Главное в этом упражнении - концентрация и воображение, а не пантомима.
Движения должны быть очень медленными и как можно более убедительными.
• Участники должны представить перед собой корзину, полную фруктов. Каждый
поочерёдно подходит к ней, соответствующими жестами и мимикой выбирает
приглянувшийся ему плод и ест его. Надо постараться найти наиболее точные жесты,
подходящие для еды каждого плода: например, тот, кто выбрал банан, должен подумать,
что делать с кожурой, тот, кто предпочёл вишни, не должен забывать о косточках, и т. п.
• Сидящий у стола ученик ест на своё усмотрение какое-нибудь блюдо - спагетти,
жареный картофель, сэндвич или мороженое... Остальные участники должны догадаться,
что он ест.
• Каждый из участников представляет у себя в руках маленькую хрупкую птичку.
Они играют с ней, гладят, нашёптывают что-то. Затем они отпускают птичку и долго
смотрят ей вслед, следя за её полётом.
• Проиграйте простейшие действия, например:
• вы завязываете шнурки на ботинках;
• вы наливаете в стакан воду и пьёте её;
• вы распечатываете письмо;
• вы открываете и закрываете дверь.
Дыхание - дикция
Участники сидят на сцене в позе фараона: ноги на земле, руки на коленях, плечи
опущены, спина выпрямлена, глаза закрыты. Преподаватель просит их расслабиться на
9

несколько секунд, а затем, обращая внимание на дыхание, выполнить следующее
упражнение:
• Вытяните вперёд правую руку и вдохните.
• Блокировка воздуха: вытяните руку так, будто хотите удлинить плечо.
• Положите правую руку на бедро и постепенно выдохните.
• Те же движения левой рукой: те же движения обеими руками.
• Поднимите вытянутые и, прежде чем положить их на голову, вдохните.
• Задержите дыхание на несколько минут.
• Верните руки в исходное положение и медленно выдохните.
Голос
Упражнение «Угол стены»
Один из участников становится лицом в угол стены, вжавшись в него насколько
возможно, опустив руки вдоль тела и свободно подняв голову. Несколько раз он
произносит любой текст из четырёх-пяти фраз (можно стихи или даже таблицу
умножения), утрируя движения губ и лица, необходимые при артикуляции, чётко выделяя
каждый звук и при этом дыша животом. Упражнение даст возможность слышать и
слушать свой голос, отзвук, резонанс от каждого произнесённого слова. Как только
участник почувствует, что увереннее владеет своим голосом, он выходит из угла,
постепенно удаляясь от стены и всё ещё продолжая говорить свой текст, при этом
старается добиться того же эффекта, что и у стены.
Упражнение «Хор гласных»
Отбираются шесть участников, один из которых дирижёр. Пятеро остальных
изображают гласные звуки: «а», «е», « и », « o », « у ». Дирижёр выстраивает перед собой
гласные и дирижирует ими, как хором. Как только он указывает на одного из участников,
тот должен произнести свою гласную с силой, с длительностью и в ритме, заданными
дирижёром.
Прежде чем начать упражнение, необходимо договориться с участниками об
условных знаках, которые будут закодированы в жестах дирижёра: будет ли он подавать
команду палочкой или рукой, какими жестами он будет просить их произнести гласную
или растянуть её, проговорить её громче или тише, или же замолчать...
Дирижёр может одновременно задействовать две или все «гласные», попросив
участников протянуть, продлить одну из них, произнести другую из них, произнести
другую громче и т. д.
Тело и пространство
Упражнение «Прогулка под дождём»
Участники, сконцентрировавшись, следуют за ведущим, который каждый раз даёт
установку на новые обстоятельства и условия ходьбы:
• Вы шагаете по улице, по тротуару. Хорошая погода, не холодно и не жарко.
• Народу становится всё больше, вы шагаете в толпе.
• Идёт дождь, на тротуаре - большие лужи, через которые вы пытаетесь
перешагнуть.
• Лужи превращаются в море, вы шагаете по воде, которая доходит вам до лодыжек,
затем поднимается до колен, до пояса .
• Вы выходите из моря и бродите по песчаному берегу.
• Песок превращается в камни, очень жарко.
10

• Камни превращаются в яйца, которые, в свою очередь, трансформируются в грязь,
а затем в горячий гудрон.
• Гудрон уплотняется, и вы вновь оказываетесь на тротуаре.
• Становится холодно, идёт снег. Вы шагаете по снегу ...
• Снег тает, вы шагаете по мокрой земле.
• Светит солнце, вы вновь шагаете по тротуару. Хорошая погода, не холодно и не
жарко.
• Упражнение «Застывшие картинки»
Один из участников, выйдя на сцену, застывает в какой-либо выразительной позе.
Второй участник подходит к нему и привносит в эту зарисовку что-то своё, затем третий
участник добавляет что-то и т. д.
Например: Дмитрий принимает печальную позу, опустив голову на руки так, будто
плачет: Андрей подходит к нему, кладёт руку ему на плечо, утешая его. Виталий
располагается на расстоянии от обоих, посмеиваясь над ними и т. д. Это упражнение
позволит участникам осознать, что простая, но выразительная поза может рассказать о
многом. Выразительность должна быть полной: тело, лицо, взгляд, всё должно быть
мобилизовано для изображения экспрессии в передаче чувств.
Варианты:
1. Предложите изначальную тему. Например:
• Я выиграл в лотерею.
• Палящий зной в пустыне.
• НЛО на горизонте.
2. Предложите участникам изобразить фигуры / персонажи полотен известных
художников.
Группа
Упражнение «Вресторане»
Участники сидят вокруг нескольких столиков так, чтобы публика могла их всех
хорошо видеть. Цель - воссоздать атмосферу ресторана: кто-то изображает официанта,
который ходит между столиками, кто-то беседует, разглядывая других, у кого-то падает
вилка, опрокидывается стакан с водой, слышен шум, разговоры.
Кроме того, актёры должны передать свои ощущения, связанные с едой:
наслаждение, отвращение, изобразить голод или прожорливость.
Каждый должен найти образ, не выпадая из общего ансамбля и стараясь не слишком
выделяться из него.
Упражнение «Туристы»
На сцене - «достопримечательность», которую осматривают туристы. Участники
появляются из - за кулис, проходят по сцене задумчивые, восторженные или
возмущённые тем, что видят. Они могут реагировать вслух, ограничиваясь при этом
восклицаниями и междометиями. Предположим, что они находятся:
• В музее.
• У подножия Эйфелевой башни.
• У витрины магазина.
В процессе работы группы участники не должны забывать, что каждый из
персонажей, которых они изображают, имеют собственную индивидуальность. Реакция
туристов разная: это может быть интерес, преувеличенный восторг, скука, непонимание.
11

Возможные инциденты, нарушающие единство группы: недомогание какого-нибудь
туриста, исчезновение одного из них.
Можно изобразить туриста, вечно плетущегося в хвосте; недовольного ребёнка,
которого ничто не интересует; серьёзного туриста в очках с картой в руке; девушку-гида,
постоянно пересчитывающую своих туристов.
Варианты: Изобразите уставших туристов, заблудившихся в сумерках в местности,
вызывающей тревогу и опасения.

12


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».