Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ДООП художественной направленности ГИТАРА

СОДЕРЖАНИЕ
1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

3

2. Комплекс организационно-педагогических условий

11

3.Список литературы

15

2

1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Гитара - это старинный струнный щипковый музыкальный инструмент. История
создания гитары как музыкального инструмента захватывает века и целые эпохи. Сегодня
этот инструмент называется классическая гитара. Гитару используют в большинстве
жанров современной музыки благодаря широкому спектру звучания и возможностям этого
инструмента.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Игра на
гитаре», реализуемая педагогом в современных условиях, при использовании специальных
приемов и методов обучения способствует становлению социально адаптированного
человека.
Музыкальная деятельность всегда эмоциональна, она активизирует умственное
развитие детей и подростков. Занятия музыкой отражают многие жизненные явления,
обогащают представление о быте, истории, традициях разных народов; способствуют
повышению интеллекта, развитию творчества, способности к саморазвитию.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Игра на гитаре» - художественная. На протяжении всей
истории человечества музыка в содружестве с искусством и наукой занимала одно из
главных мест в системе формирования социально ценных и созидательных качеств
личности, что является движущей силой прогресса и сегодня.
Актуальность программы
В наше время гитара является одним из самых распространенных музыкальных
инструментов во всем мире и, как показывает практика, одним из самых популярных
инструментов среди детей и подростков.
Новизна программы. Предлагаемая программа музыкальных способностей
обучающихся за счет использования в процессе занятий технических и аудиовизуальных
средств обучения, информационно- коммуникативных и развивающих технологий.
Педагогическая целесообразность
Музыкальное обучение невозможно свести только к овладению техническими
навыками игры на инструменте. Это прежде всего развитие музыкального мышления,
любознательности и кругозора, умения оперировать материалом, свободно обращаться с
инструментом; формирование духовной культуры и нравственности, заинтересованность и
возможность глубже познать себя.
Обучение игре на гитаре способствует развитию мелкой моторики, что ведет к
равномерному развитию обоих полушарий головного мозга. Это позволяет полнее раскрыть
возможности детей и подростков в других областях знаний. Раздельность функций рук
развивает координацию движений, способность видеть, решать одновременно несколько
задач (чтение с листа), способствует развитию абстрактного мышления.
Работая в ансамбле, обучающиеся приобретают способность подчинять свои
исполнительские действия общему замыслу исполнения, самостоятельно оценивать
результаты своей работы и коллектива в целом. Игра в ансамбле развивает

3

сообразительность и быстроту реакции, активизирует внимание. Ансамблевое
музицирование, как и любая совместная деятельность, способствует воспитанию таких
качеств личности, как готовность к взаимопониманию и взаимопомощи, обязательность и
ответственность.
Программа «Обучение игре на музыкальных инструментах» (гитара) воспитывает
этику поведения обучающихся на сцене и в жизни, формирует умение планировать работу,
находить наиболее эффективные способы достижения результата, осуществлять
самостоятельный контроль своей учебной деятельности. Важная роль в этом процессе
принадлежит педагогу.
Необходимым условием для реализации целей и задач данной программы является
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости, а также требовательности. Это условие справедливо как для
педагога в отношении обучающихся, так и для участников ансамбля по отношению друг к
другу.
Отличительные особенности данной программы
При подготовке программы за основу взята программа «Аккорд» Расторгуева Г.М.,
педагога дополнительного образования ГБОУ Школа № 1454 «Тимирязевская» (Москва,
2018 г.).
Программа «Игра на гитаре» предполагает возможность комплексного изучения
целого ряда музыкальных дисциплин: практическое обучение игре на гитаре, начальное
изучение музыкальной грамоты, пение, что приводит к более эффективному результату.
В музыкальной педагогике большое внимание уделяется воспитанию личности в
ансамблевом исполнительстве. Занятия в ансамбле способствуют развитию образного
мышления, ритмики, музыкального слуха, памяти и воображения. Систематические занятия
развивают тембральный слух, обучающиеся приобретают навыки ансамблевой игры.
Программу отличает глубокий подход педагога к возможностям обучающихся с
разными музыкальными данными и способностями. Учебный (тематический) план
предполагает учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей. Для
обучающихся с недостаточным развитием музыкальных и физиологических способностей
требования, предусмотренные программой, могут быть скорректированы в соответствии с
индивидуальными данными.
В основе программы лежит принцип, который заключается в постепенном изучении,
закреплении и совершенствовании приобретенных ранее знаний, навыков и умений с
учетом возраста и пола обучающегося.
Адресат программы
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы, 11-17 лет.
Объем программы – 68 часов.
Срок реализации программы -8,5 месяцев.
Формы организации образовательной деятельности
и режим занятий
Формы занятий: групповая, мини-группы (2-3 человека). Занятия проводятся в

4

разновозрастных группах, численный состав которых 10-15 человек. Режим занятий: 2 раза
в неделю по 1 часу. Учебное занятие включает организационные моменты, динамическую
паузу, короткие перерывы, проветривание помещения. На занятиях используется
индивидуальный подход к обучающимся. Форма подведения результатов: отчетный
концерт.
Цель и задачи программы
Цель программы
Цель - формирование начального комплекса знаний, умений и практических навыков
игры в ансамбле, позволяющих исполнять музыкальные произведения на гитаре в
соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности.
Задачи программы
Образовательные задачи:

-

обучение навыкам игры на инструменте - гитаре;
обучение основным техническим приемам игры на гитаре;
изучение основ музыкальной выразительности;
изучение основ теории музыкального языка;
обучение приемам создания музыкального образа;
формирование умения чтения с листа и игры нотной партитуры;
изучение различных видов и жанров музыки;
обучение навыкам гармоничного подбора и импровизации на инструменте;
обучение анализу исполнения музыкальных произведений;
овладение начальными навыками ансамблевого исполнения.

Развивающие задачи:
- развитие музыкальных способностей (слух, ритм, память, пальцевая моторика,
координация движений);
- развитие чувства метроритмической пульсации в ансамблевом исполнении;
- развитие эмоциональности и выразительности;
- развитие навыков сценического поведения и исполнительства;
- развитие заинтересованности в совершенствовании навыков игры на гитаре.
Воспитательные задачи:

- формирование личностных качеств:

ответственности, трудолюбия,
исполнительской воли, артистизма, коммуникабельности, самоконтроля и самооценки;
- формирование аналитического отношения к исполнительству как своему, так и других;
- формирование способности к самостоятельной работе над музыкальными
произведениями;
- формирование устойчивого интереса к музыкальным занятиям и заинтересованности в
совершенствовании своего музыкального образования.
Учебный (тематический) план
№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации

5

Всего

Теория

Практика

/ контроля

1

Вводное занятие.
Инструктаж по технике
безопасности

1

1

-

2

История гитары.
Устройство, настройка,
ремонт инструмента

3

1

2

Опрос

4

2

2

Педагогическое
наблюдение

3

Посадка
и
постановка
игрового
аппарата.
Аппликатурные обозначения

4

Приёмы игры. Способы
звукоизвлечения.
Учебнотренировочный материал

12

4

8

Педагогическое
наблюдение

5

Музыкальная грамота

6

2

4

Опрос

6

Гармонизация баса

2

1

1

7

Исполнение двойных нот

2

1

1

8

Изучение гамм

6

2

4

9

Работа над этюдами и
пьесами

6

2

4

10 Работа над репертуаром.
Учебно-тренировочный
материал
11 Основы аккомпанемента

7

3

4

Контрольное
занятие

8

2

6

Педагогическое
наблюдение

12 Работа в ансамбле

6

2

4

Педагогическое
наблюдение

13 Расширение музыкального
кругозора и формирование
музыкальной культуры
14 Итоговое занятие

4

1

3

Педагогическое
наблюдение

1

-

1

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Контрольное
занятие
Контрольное
занятие

Отчетный
концерт
Всего часов

68

24

44

6

Содержание учебного (тематического) плана

1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория. Знакомство с детьми. Содержание и режим учебных занятий. Правила
поведения на занятиях, в общественных местах. Инструктаж по технике безопасности.

2. История гитары. Устройство, настройка, ремонт инструмента.
Теория. Представление о гитаре как сольном и ансамблевом инструменте.
Важнейшие сведения из истории возникновения и развития гитары. История создания
шестиструнной гитары. Устройство гитары, её составные части. Представление о
назначении частей инструмента, звуковых и технических возможностях инструмента.
Строй, настройка, уход. Лучшие исполнители на классической гитаре.
Практика. Показ правильного положения инструмента, положения пальцев правой
и левой рук на инструменте.

3. Посадка и постановка игрового аппарата. Аппликатурные обозначения.
Теория. Посадка играющего на музыкальном инструменте: положение корпуса,
постановка рук и игрового аппарата; влияние на качество исполнения. Обозначение пальцев
правой и левой рук. Аппликатура. Понятие о позиции.
Практика. Аппликатурные обозначения и их практическое применение на
инструменте. Правая рука: большой палец - р, указательный палец - i, средний палец - m,
безымянный - а. Левая рука: указательный палец - 1, средний палец - 2, безымянный - 3,
мизинец - 4.

4.

Приемы

игры.

Способы

звукоизвлечения.

Учебнотренировочный

материал.
Теория. Функции правой и левой руки. Диапазон гитары. Название струн. Лады на
грифе гитары. Различие октав. Условные обозначения. Основные приемы звукоизвлечения.
Изучение различных штрихов.
Практика. Первые упражнения для правой руки. Правильное положение правой
руки на инструменте, правильная постановка пальцев. Овладение начальными
двигательными и игровыми навыками: игра ровным звуком; простые переборы; свобода
исполнительского аппарата; постепенное подключение большого пальца. Извлечение звука
(щипок струны). Постановка левой руки: упражнения, прижатие струн на грифе гитары;
простые аккорды; чередование басов и аккордов. Воспроизведение звучания открытых
струн. Упражнения на смену пальцев. Отработка сложных мест в тексте. Работа над
целостным исполнением любого произведения. Приемы арпеджиато, глиссандо, легато,
позиции, переходы из позиции в позицию. Использование большого пальца правой руки,
одновременное извлечение баса большим пальцем и поочередно указательным, средним,
безымянным.
Основные приемы звукоизвлечения.
Апояндо (от исп. ароуапйо - с опорой, опираясь) - прием, в котором со струной
соприкасаются одновременно подушечка пальца и ноготь, после извлечения звука палец
должен опереться на соседнюю, более толстую струну. Апояндо - прием скорее

7

художественный, колористический, придающий особую силу и красочность звучанию.
Тирандо (от исп. tirando - потянуть) - это толчок струны тем же способом, что и
«апояндо», но без опоры на соседнюю струну.
Основные штрихи и приемы игры на гитаре: staccato (стаккато), legato (легато), non
legato, арпеджио, арпеджиато, глиссандо. Позиции рук. Аккорды. Аппликатура и штрихи.
Упражнения на координацию рук. Мажорные и минорные гаммы до двух знаков в ключе в
две октавы. Изучение гармонических аккордовых последовательностей (Т-S-D-T) в первой
позиции.

5. Музыкальная грамота.
Теория. Гриф гитары. Освоение базовых компонентов нотной грамоты: понятие о
нотном стане, скрипичном и басовом ключах; знаки альтерации (диез, бемоль, бекар);
название нот, обозначение нот (графическое и буквенное), расположение нот на гитаре;
длительности нот (целая, половина, четверть, восьмая, шестнадцатая); буквенная система,
главные ступени лада (T-S-D); такт, затакт, лига и залигованные ноты, нота с точкой;
строение музыкальной фразы; темп; музыкальные размеры: 2/4, 3/4, 4/4; понятие о
динамике (динамические оттенки): f (форте) - сильно, громко, p (пиано) - тихо, mf
(меццофорте) - не очень сильно, не очень громко, mp (меццо-пиано)
- не очень тихо, ff (фортиссимо) - очень громко, pp (пианиссимо) - очень тихо, cresc.
(крещендо) - постепенно усиливая силу звука, dim. (диминуэндо)
- постепенно уменьшая силу звука; музыкальные термины: andante (анданте)
- в темпе шага, спокойно, allegro (аллегро) - скоро, moderato (модерато) - умеренно.
Практика. Подбор по слуху. Творческие игры (сочинение песенок на легкие
стихотворные тексты). Исполнение простой мелодии на одной струне под аккомпанемент
педагога. Изучение нотной грамоты с применением простейших упражнений. Элементарное
чтение с листа ритмических рисунков со счетом и простейших мелодий в первой и второй
позиции с названием нот.

6. Гармонизация баса.
Теория. Объяснение приема одновременного исполнения баса и мелодии.
Практика. Практическое освоение этого приема на примере простых мелодий.

7. Исполнение двойных нот.
Теория. Объяснение приема исполнения на открытых струнах (первая и вторая,
третья и четвертая струны) как основы для последующего применения в исполнительстве.
Практика. Исполнение двойных нот на открытых струнах и практическое
применение данного приема в музыкальных произведениях.

8. Изучение гамм.
Теория. Объяснение знаков альтерации и аппликатуры в мажорных и минорных
гаммах. Знакомство с однооктавными гаммами в первой и второй позициях.
Практика. Изучение гамм в пределах 1-ой и 2-ой позиций: F, G, C- dur; e, a, d - moll.

8

9. Работа над этюдами и пьесами.
Теория. Форма, содержание и тональность в этюдах и пьесах. Понятие о
музыкальной фразе, предложении, периоде, куплете.
Практика. Исполнение этюда и пьесы из прилагаемого репертуара (по выбору
педагога).

10. Работа над репертуаром.
Теория. Краткие сведения о композиторах разучиваемых произведений. Беседы о
характере музыки. Образное содержание музыки. Размер, ритмические рисунки, темп,
знаки альтерации, аппликатура. Развитие умения определять характер музыки. Определение
по слуху направления мелодии. Накопление простейших музыкальных впечатлений.
Анализ приемов нюансировки и сценических движений для создания образа в
произведениях.
Практика. Разбор и разучивание музыкального произведения. Выразительное
исполнение музыкального произведения. Работа в ансамбле. Примерный репертуарный
список в Приложении.

11. Основы аккомпанемента.
Теория. Буквенные обозначения нот. Ритмический рисунок пьесы. Понятие об
интервалах и аккордах. Изучение простых аккордов в первой позиции без применения
приема «барре». Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального
произведения. Знакомство с основными гармоническими последовательностями аккордов.
Изучение аккордов с применением приема «барре».
Практика. Использование аккордов и их последовательностей, разучивание песен
на основе простых аккордов и ритмического аккомпанемента в ансамбле. Формирование
чувства целостности исполняемых песен.

12. Работа в ансамбле.
Теория. Работа над метроритмом. Работа над штрихами. Фразировка. Динамические
оттенки. Темп произведения. Ансамблевая координация, сыгранность. Концертная
деятельность. Эмоциональный настрой, внешний вид, культура поведения обучающихся на
выступлении.
Практика. Работа над точностью метрического совпадения партий и ритмичностью
игры. Игра штрихов одинаковыми приёмами. Игра фраз с единым дыханием рук в двух
партиях, умение продолжить фразу, начатую другой партией. Распределение динамических
оттенков по партиям согласно значимости. Игра кульминаций единым нюансом. Наработка
умения держать темп произведения. Работа над достижением слаженности игры, единством
движения и эмоционального настроя. Участие в отчетном концерте для родителей.

13.

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной

культуры
Теория.
Беседы
об
особенностях
инструментальных произведений.
Практика.

Посещение

культурных

музыкально-выразительных
мероприятий,

конкурсов,

средств
концертов.
9

Формирование культуры восприятия, умения грамотно оценивать исполнение музыкальных
произведений.

14. Заключительное занятие.
Подведение итогов года. Отчетный концерт.
Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы
По итогам освоения программы обучающиеся овладевают:
- первоначальным комплексом технических возможностей инструмента (посадка,
положение инструмента, постановка рук);
- основными приемами игры на гитаре;
- начальными музыкально-теоретическими знаниями;
-умением исполнять свою партию грамотно, использовать необходимые исполнительские
средства выразительности;
- элементарными навыками чтения с листа и подбором музыкальных произведений на
инструменте;
- навыками игры аккомпанемента к мелодии или песни;
- техникой ансамблевого исполнения.
По итогам освоения программы у обучающихся развиваются и формируются:
- слух, ритм, память, пальцевая моторика, координация движений;
- начальные навыки чтения с листа;
- навыки слухового контроля в процессе ансамблевого исполнения;
- навыки сценического поведения и исполнительства;
- эмоциональность и выразительность;
-личностные качества (воля, трудолюбие, усидчивость, выдержка, ответственность,
коммуникативные качества и др.);
- потребность в занятиях музыкой в свободное время;
-заинтересованность в совершенствовании исполнительского мастерства на инструменте.

-

Способы проверки результатов усвоения программы:
отзывы обучающихся и родителей (беседы);
анализ в форме диалога: педагог - учащийся;
педагогическое наблюдение;
сохранность контингента обучающихся.

Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Игра на гитаре» развивает у обучающихся музыкально-слуховые представления,
музыкальнообразное мышление; способствует приобретению начальных навыков
организации игровых движений; знакомит с аппликатурными обозначениями, нотной
грамотой; дает представление о качестве звучания.

2. Комплекс организационно-педагогических условий
10

В рамках программы учебные занятия включают теоретическую часть (изучение
нотной грамоты и приемов игры на инструменте) и практическую работу (развитие
начальных навыков игры на инструменте; разучивание произведений в переложении для 6ти струнной гитары и аккомпанемента для исполнения песен).
В начале учебного года педагог проводит входной контроль (первичную
диагностику), определяет имеющиеся музыкальные данные обучающихся (слух, ритм). На
прослушивании обучающийся представляет исполнение одного куплета песни по желанию,
воспроизведение заданных ритмических рисунков, интонационное воспроизведение
заданных звуков. По итогам прослушивания педагог имеет возможность составить
индивидуальные планы работы с обучающимися, план работы с коллективом и подобрать
репертуар. Важным моментом обучения игре на гитаре детей младшего школьного возраста
является правильный выбор инструмента. Необходимо подобрать акустический образец
подходящего размера (см. Таблица 1).
Таблица 1
Возраст обучающегося
10-11 лет

Размер гитары
взрослого размера (85-90 см)

старше 11 лет

взрослый инструмент (95,5 см)

Критерии готовности обучающегося к игре на гитаре
Опытные
обучающегося:

педагоги

выделяют

несколько

пунктов

условной

готовности

1. Серьезность и усидчивость.
Гитара, как и любой музыкальный инструмент, требует внимания и постоянных
тренировок. Только усидчивый ребенок или подросток смогут достичь успехов долгим и
кропотливым трудом.

2. Сила пальцев.
Сила пальцев должна быть достаточной для того, чтобы маленький гитарист мог без
особых усилий перебирать струны. Педагоги рекомендуют приобретать для занятий
силиконовые или нейлоновые струны, которые будут щадящими для детской кожи.

3. Способность слушать и понимать педагога.
Способность слушать и понимать позволит плодотворно сотрудничать с педагогом,
ведь именно он будет передавать обучающемуся знания и умения.
Обучение по программе начинается непосредственно со знакомства с инструментом:
строение гитары, посадка, постановка рук, звукоизвлечения. Педагог использует игру в
дуэте, что позволяет ему быть партнером для обучающегося. Подобранный по принципу от
простого к сложному и используемый в процессе реализации программы музыкальный
материал соответствует уровню подготовленности обучающихся.
Постановка игрового аппарата является важной и необходимой составной частью
процесса обучения игре на музыкальном инструменте (качество и ровность звучания).
Овладение методикой постановки игрового аппарата является одной из важных и трудных
задач, стоящих перед педагогом, требующей большого опыта, знаний, терпения и внимания
к каждому обучающемуся.

11

Посадка играющего на музыкальном инструменте является организующим
исполнительским началом. Качество исполнения во многом зависит от собранности,
подтянутости, органичной слитности исполнителя с инструментом. Исполняя
произведение, обучающийся должен сидеть на передней половине устойчивого жесткого
стула без поручней, высота которого пропорциональна его росту. Левая нога стоит на
подставке, бедро образует с плоскостью пола небольшой острый угол, колено находится на
воображаемой линии между левым плечом и ступней. Гитара кладется выемкой обечайки
на левое бедро, грудь слегка касается нижней деки, корпус гитариста подается несколько
вперед. Нос исполнителя и самая высокая точка корпуса гитары находятся на одной
вертикальной линии, головка грифа располагается на уровне нижней части головы
гитариста, плечи сохраняют свое естественное положение.
Постановка правой руки - один из важнейших компонентов формирования качества
звучания. Это та основа, на которой строятся все движения пальцев. Правая рука
отодвигается от туловища, чтобы позволить предплечью расположиться на большом овале
гитары. Руку надо чувствовать всю от плечевого сустава, держа ее как бы на весу, хотя
предплечье и касается корпуса гитары. Нельзя опираться на обечайку всем весом руки, ни
предплечьем, ни локтевым сгибом. Кисть является как бы продолжением предплечья, она
не висит свободно, а держится в нужном положении. Для ее удержания требуется
необходимое и достаточное напряжение. Запястье должно быть слегка выпуклым. В этом
случае пясть располагается параллельно деке гитары, либо запястье находится чуть выше
пястных суставов относительно деки, но обязательно не ниже. Пальцы располагаются над
правой половиной розетки.
Звукоизвлечение. Работая над правильной постановкой правой руки, нельзя забывать,
что сама по себе постановка - не цель, а необходимое средство для обеспечения
рациональной работы пальцев. Главной же задачей является формирование основ
правильного звукоизвлечения, культуры звука. Для получения полноценного, глубокого и
плотного тона следует предварительно оттягивать струну пальцем и только потом
отпускать. Для этого необходим важный предшествующий этап: установка пальца на
струну, своеобразное туше. Момент прикосновения к струне должен быть хорошо
прочувствован, постепенно занесен в мышечную память и доведен до автоматизма.
Оттягивание струны производится всем пальцем целиком: от пястного сустава по
направлению к передней деке и к соседней струне одновременно. Ладонь при этом
располагается непосредственно над струнами, а палец скорее толкает струну, нежели тянет.
В момент нажима на струну вторая фаланга большого пальца не должна прогибаться в
суставе. Передние фаланги указательного, среднего и безымянного пальцев, напротив,
немного упруго прогибаются. При этом струна естественно оттягивается в направлении
передней деки, и звук обладает более красивым, глубоким тембром. Большой палец
касается струны одновременно ногтем и подушечкой. После звукоизвлечения возвращение
пальца на струну для следующего звукоизвлечения осуществляется только пястным
суставом. Нельзя тянуться к струне ногтевой фалангой, прогибая палец в суставе. В
настоящее время профессиональная игра на гитаре может осуществляться только ногтевым
способом, и учащийся с самого начала должен быть ориентирован на это. В то же время,
если у обучающегося ногти тонкие и хрупкие, то можно применять безногтевой способ.
При описанной выше постановке правой руки в процессе извлечения звука одновременно
участвуют и мякоть пальца, и ноготь: кончик пальца левой стороной нажимает на струну,

12

подушечка проминается, струна касается ногтя, оттягивается и немного перемещается по
кромке ногтя к точке схода.
Постановка левой руки. Удобнее всего рука располагается на грифе, если пальцы
стоят в V - VI позициях на третьей струне. Плечо должно быть свободно опущено, рука
круто согнута (без сжатия) в локтевом суставе, предплечье, запястье и пясть представляют
собой единую линию, большой палец помещается на шейке грифа напротив первого пальца
и направлен вверх. Локоть к туловищу прижимать нельзя. Кисть почти параллельна грифу,
пальцы слегка наклонены влево. Такое положение пальцев в позиции на одной струне
можно считать оптимальным. Мизинец, в зависимости от длины и физиологических
особенностей, может стоять прямо или даже быть наклоненным чуть вправо. На шестой
струне наклон пальцев практически отсутствует, а по мере приближения к первой струне увеличивается. С изменением комбинации пальцев на грифе положение руки может
меняться, поэтому под постановкой левой руки следует понимать выбор наиболее удобного
положения кисти для каждого конкретного случая. При игре на шестой струне кисть
выносится вперед, а большой палец касается обратной стороны грифа в нижней его части.
Запястье получается более выпуклым, а пальцы слегка выпрямляются. При перемещении к
первой струне кисть втягивается под гриф, а большой палец перемещается к середине, или
даже к верхней части обратной стороны грифа. Запястье становится более плоским, а
пальцы круче сгибаются.
Основным видом ансамбля по составу является однородный гитарный ансамбль. В
инструментальных ансамблях могут участвовать дети разного уровня подготовки.
Рекомендуется, чтобы в гитарных ансамблях постоянного состава обучающиеся исполняли
попеременно все партии. Кроме того, реализация данного учебного предмета может
проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с
педагогом. Учебный репертуар включает произведения разных жанров, принадлежащих
различным эпохам и стилям. Необходимо постоянно обновлять и пополнять репертуар
ансамбля, соблюдая принципы постепенности, последовательности и преемственности. На
занятиях необходимо развивать навыки чтения с листа в ансамбле и во время
самостоятельной работы над ансамблевым произведением.
Материально-технические условия реализации программы
Технические средства:
метроном, наличие аудиозаписей,
звуковоспроизводящая аппаратура, копировальная техника для обеспечения обучающихся
нотным материалом (ансамблевыми партиями).
Для реализации программы необходимы учебные издания: сборники, хрестоматии,
издания, содержащие нотный материал по программе, методическая литература,
музыкальные словари. Дополнительные источники: музыкальная энциклопедия; поисковые
системы, интернет- ресурсы.
Кадровое обеспечение программы
Программу реализует педагог дополнительного образования по классу гитара.
Формы контроля и оценочные материалы
В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:
- входной контроль (сентябрь): беседа с элементами практических заданий);

13

- текущий

контроль (педагогическое наблюдение; практические работы,
демонстрация навыков);
- промежуточный контроль (в течение учебного года): показ произведений,
контрольный урок;
- итоговый контроль (май): итоговое занятие - выступление на отчетном концерте.
Методы выявления результатов воспитания: наблюдение, беседа. Методы
выявления результатов развития: показ практики.
По итогам изучения определенных тем учебного (тематического) плана педагог
проводит контрольные уроки для проверки знания ансамблевых партий (индивидуально с
каждым участником ансамбля), прослушивания самостоятельно выученных произведений,
проверки навыков чтения с листа в ансамбле.
Важной формой контроля результатов по итогам реализации дополнительной
общеразвивающей программы «Обучение игре на музыкальных инструментах» (гитара)
является концертное выступление. Оценка концертного выступления дается педагогом в
виде словесной характеристики в ходе обсуждения с обучающимися, в которой отмечаются
как положительные стороны исполнения, так и имеющиеся недостатки.
Критериями оценки выступления обучающихся в ансамбле является уровень
владения ансамблевыми навыками:

- звуковой баланс ансамблевых партий
- ритмический ансамбль
- единство артикуляции, фразировки
-единство динамики, агогики и другие стороны ансамблевого взаимодействия.
В ходе обсуждения педагог отмечает:
№ п/п
1

Уровень владения
ансамблевыми навыками
Высокий уровень

Результат
Исполнительские действия обучающихся
полностью совпадают с задачами
ансамблевого исполнения:
- учащиеся достигают оптимального
звукового баланса, соблюдают ритмический
ансамбль, единую артикуляцию и
фразировку;
- в исполнении четко и ясно прослеживается
единство эмоционального строя звучания
ансамблевых партий, что создает цельное
художественное впечатление

14

Средний уровень

2

Исполнительские действия обучающихся в
основном адекватны задачам ансамблевого
взаимодействия:
- учащиеся в целом достигают необходимого
звукового баланса, соблюдают ритмический
ансамбль, единую фразировку;
- не всегда достигают единства
артикуляции и агогики;
- в исполнении недостаточно ясно
прослеживается единство исполнительских
намерений
Исполнительские действия обучающихся
недостаточно адекватны задачам
ансамблевого взаимодействия:
- учащиеся в основном соблюдают
ритмический ансамбль, но не всегда
достигают оптимального звукового баланса;
- не соблюдают единство артикуляции,
фразировки, динамики и агогики

Низкий уровень

3

При проведении мероприятий по контролю результатов обучения в форме
контрольного урока выставляется оценка по пятибалльной системе: «5» (отлично), если
учащиеся демонстрируют высокий уровень владения ансамблевыми навыками; «4»
(хорошо), если отмечен средний уровень; «3» (удовлетворительно), если отмечен низкий
уровень владения навыками ансамблевого исполнения. Оценка «2» (неудовлетворительно)
выставляется, если обучающиеся не справляются с воспроизведением текста своих партий.
Для более детальной оценки результатов обучения могут использоваться дополнительные к
основной оценке знаки «+» (плюс) и «-» (минус), повышающие и понижающие оценку на
полбалла.

3.Список литературы
Нормативно-правовые акты и документы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273-ФЗ.

2. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018

№ 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».

3. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до
2030 года (2013 г.).

4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020
года (от 8 декабря 2011 г. № 2227-р).

5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на
15

2013-2020 гг. (от 22 ноября 2012 г. № 2148-Р).

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. №
2403-р г. Москва «Основы государственной молодежной политики в РФ на период до 2025
года».

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. №
2765-р «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020
годы».

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04
сентября 2014 г. №
1726-р «Об утверждении Концепции развития
дополнительного образования детей».

9. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).

10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа
2014 г. №

1618-р г. Москва «Концепция государственной семейной
политики в России на период до 2025года».

11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года».

12. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5
мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».

13. СанПин

2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».

14. Приказ Департамента образования города Москвы №

922 от
17.12.2014 г. «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015
учебном году» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. № 2074, от 30.08.2016 г.
№ 1035, от 31.01.2017 г. № 30).
Список литературы, используемый при написании Программы
Агафошин П.С. «Школа игры на шестиструнной гитаре»: учеб. пособие / П.С.
Агафошин. - М.: 1999.

1.
2.

Гераськин В.В. «Романтическая гитара» / В.В. Гераськин. М.: 2015.

Гитман А. «Начальное обучение на шестиструнной гитаре»: учеб. пособие /
А. Гитман. - М.: Престо, 2000.

3.
4.

Гитман А. «Классические этюды» / А. Гитман. - М.: «Престо», 1997.

Годжаспирова Г.М. «Педагогика»: учеб. пособие / Г.М. Г оджаспирова. - М.:
Гардарики, 2004 г.

5.

Иванов-Крамской А.М. «Школа игры на шестиструнной гитаре»: учебное
пособие / А.М. Иванов-Крамской. - М.: 2016.

6.

16

7.

Калинин В.П. «Юный гитарист»: учеб. пособие / В.П. Калинин. - М. Музыка:

2008.

8.
Катанский А., Катанский В. «Школа игры на шестиструнной гитаре»: учебное
пособие / А. Катанский, В. Катанский. - М.: 2012 г.
Каргина З.А. «Практическое пособие для педагога
дополнительного образования»: учеб. пособие / З.А. Каргина. Школьная Пресса, 2008.

9.

М.:

Киселева Т.Г., Красильников Ю.Г. «Социально-культурная деятельность»:
учеб. пособие / Т.Г. Киселева, Ю.Г. Красильников. - М.: 2004.

10.

Ларичев Е.Д. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре»: учеб. пособие
для начинающих / Е.Д. Ларичев. М.: 1979.

11.

Металлиди
Ж.Л. «Гитарный альбом для
пособие / Ж.Л. Металлиди. - М.: 2014.

12.

начинающих»:

учеб.

Пермяков
И.Ю. «Юному гитаристу. Хрестоматия для
начинающих» / И.Ю. Пермяков. - М.: 2014.

13.

Хрестоматия гитариста: учебно-методическое пособие. 1-2 классы ДМШ /
сост. и общая редакция Н. Ивановой-Крамской. - Р-н-Д.: Феникс, 2006.

14.

Электронные ресурсы
1.
Гемаддиев А.И. Актуальные проблемы обучения учащихся в классе гитары.
Выпуск журнала № 6 за 2017 год // Электронный научный журнал «Современные проблемы
науки
и
образования»:
[Электронный
ресурс].
URL:
http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=27184. (Дата обращения: 29.11.2018).

17

Приложение
Примерный репертуарный список

1.

Кригер И.Ф. «Бурре»;

2.

Таррега Франсиско «Этюд до мажор»;

3.

Р.н.песня «Как по морю», обр. Иванова - Крамского А.;

4.

Каркасси М. «Вальс до мажор»;

5.

Джулиани М. «Этюд до мажор»;

6.

Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»;

7.

Агуадо Д. «Менуэт»;

8.

Фортеа Д. «Вальс»;

9.

Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я», обр. Иванова - Крамского

10.

Русская народная песня «Ты пойди, моя коровушка, домой»;

11.

Каркасси М. «Анданте»;

12.

Карулли Ф. «Андантино».

А.;

18


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».