1 СОДЕРЖАНИЕ 1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 3 2. Комплекс организационно-педагогических условий 9 3.Список литературы 11 2 1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Общая физическая подготовка» имеет физкультурно - спортивную направленность. Программа составлена на основе материала, который изучается на уроках физической культуры в общеобразовательной школе исходя из содержания примерной федеральной программы (В. И. Лях, М.Ю. Виленский). Актуальность данной программы заключается в укреплении здоровья, повышении физической подготовленности и работоспособности, воспитании гармонично развитого человека. Систематические занятия физической культурой и спортом расширяют границы функциональных возможностей организма человека. Педагогическая целесообразность образовательной программы заключается в том, чтобы помочь подросткам найти себя в быстро меняющемся мире событий и информации, закалить волю и характер, стать сильнее, благороднее, мудрее, научиться находить оптимальные решения в различных ситуациях с помощью занятий физической культурой. Отличительными подготовке является: особенностями программы по общей физической направленность на реализацию принципа вариантности, включающего возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями воспитанников, материально-технической оснащенностью учебное процесса (спортивный зал, спортивные площадки и т.д.) объемность и многообразие знаний, средств и форм физкультурной деятельности очерчивается ценностными ориентациями на общую и индивидуально-ориентированную физическую подготовку воспитанников, и соответственно этому основу учебного предмета составляет содержание физкультурной деятельности с оздоровительно-корригирующей направленностью; учебный материал по общей физической подготовке структурирован по признаку целостности, т.е. каждая система физических упражнений представлена в единстве учебных знаний и соответствующих физических упражнений. В зависимости от материально-технической оснащенности, интересов самих воспитанников, школьным методическим совет определяет в качестве учебного материала ту или иную систему физических упражнений Новизна данной программы состоит в том, что в ней прослеживается углубленное изучение различных видов спортивной подготовки с применением специальных упражнений на развитие координационных способностей, силы, силовой выносливости, беговой выносливости, скорости в беге, овладение техникой двигательных действий и тактическими приемами в игровой деятельности. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях. Адресат программы. Данная программа разработана для реализации в основной школе. Возраст учащихся 12-14 лет. Группы формируются разновозрастные и разноуровневые с учетом увлеченности детей в общеобразовательной школе, без предварительного отбора по степени подготовленности. Количество в группе: 10-15. Режим и объем занятий: 2 раза в неделю по 2 часа. Общий объём – 136 часов. 3 Форма обучения - очная Срок освоения: 8,5 месяцев. Уровень общеразвивающей программы: «стартовый». Формы организации деятельности обучающихся на занятиях: групповая и индивидуальная. Цель и задачи программы Цель: создание условий для развития двигательных способностей, приобщения к систематическим занятиям учащихся посредством физических упражнений. В соответствии с целью формируются следующие задачи: Образовательные: – совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта; – обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности; – формирование знаний об истории и развитии отдельных видов спорта и физической культуры; – формирование знаний о способах и особенностях движений, передвижений; о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем; – формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности. Воспитательные: – воспитание устойчивого интереса к занятиям физической культуры; – воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи; – воспитание смелости, активности, преодоления страхов и чувства неловкости Учебный (тематический) план № п/п 1. 2. 3. 4. Наименование разделов Общее количеств о Часов 1 Физическая культура и спорт в РФ 1 Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль 1 Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь Гимнастика 14 В том числе Теория Практика Формы контрол я 1 тестирование 1 тестирование 1 тестирование 2 12 тренировочные занятия 4 5. Лёгкая атлетика 12 2 10 6. Подвижные игры 12 2 10 7. Волейбол 24 2 22 8. Футбол 24 2 22 9. Лыжная подготовка 20 2 18 10. Баскетбол 20 2 18 11. Инструкторская и судейская практика 3 1 2 12. Контрольные испытания, Соревнования Всего: 4 1 3 136 24 120 выполнение контрольных нормативов участие в соревнованиях, контрольных играх тестирование, контрольные игры тестирование, контрольные игры выполнение контрольных нормативов, эстафета тестирование, контрольные игры судейство соревнований школьного уровня учебные игры Содержание программы 1. Физическая культура и спорт в РФ Физическая культура и спорт - средство всестороннего развития личности. Возникновение и история физической культуры. Основные принципы системы физического воспитания. Принцип всестороннего развития личности. 2. Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль Гигиена одежды и обуви, предупреждение травм. Врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи. Режим питания и питьевой режим. Личная гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи. Правила закаливания. Медицинский осмотр. Врачебный контроль и самоконтроль во время занятий физической культурой и спортом. Гигиена, профилактика простудных заболеваний. Правила и приёмы закаливания. Вред курения и употребления алкоголя. Правила оказания первой помощи при спортивных травмах. 3. Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь Правила соревнований по бегу, прыжкам, метанию и подвижным играм. Правила 5 соревнований по гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм. Двигательный режим школьников - подростков. Оздоровительное и закаливающее влияние естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) и физических упражнений. Места занятий, оборудование, инвентарь. 4. Гимнастика Теория. Техника безопасности. Гимнастические снаряды. Способы страховки. Практика. Строевые упражнения. Построения и перестроения: из одной шеренги в две и обратно; из колонны по одному в колонну по два, по три. Смыкание строя. Строевые, общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами, с партнером, на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения. Переворот в сторону. Стойка на руках с помощью. Гимнастические упражнения на снарядах. Строевые, общеразвивающие упражнения, преодоление полосы препятствий, гимнастические упражнения на снарядах: девочки - сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамейке; мальчики - подтягивание. Прыжок в упор, присев на козла; соскок с поворотом налево (направо). Прыжок ноги врозь через козла с поворотом на 90 градусов. 5. Лёгкая атлетика Теория. Основные фазы ходьбы и бега. Техника бега. Прыжковая техника. Техника метания. Практика. Медленный бег. Кросс 1000- 1500 м. Бег на короткие дистанции до 60 м. Бег на короткие дистанции до 100 м. Низкий старт. Финиширование. Прыжки в длину с разбега способом «прогнувшись». Прыжки в высоту способом «перекидной». Прыжок в длину с разбега. Прыжки в высоту с разбега. Метание малого мяча с разбега. Метание гранаты в цель и на дальность. Преодоление полосы препятствий. Эстафетный бег. 6. Подвижные игры Теория. Правила игры. Практика. «Тяни в круг», «Кто сильнее?», «Перетягивание каната», «Бег командами», «Встречная эстафета», «Мяч - среднему», «Мяч - капитану», эстафета с ведением и броском мяча в корзину, эстафета с преодолением препятствий, «Перестрелка», «Пионербол», «Не давай мяча водящему», «Летучий мяч», «Борьба за мяч», «Лиса и собака», «Взятие высоты», «Прорыв», «Бегуны», «Пятнашки», «Салки с заслоном», «Эстафеты у стенки». 7. Волейбол Теория. Правила игры. Стойка игрока. Практика. Перемещения из стойки. Передача мяча. Передача мяча сверху двумя руками. Подача мяча. Нападающие удары. Приём мяча. Индивидуальные действия. 6 Групповые действия. Тактика нападения. Тактика защиты. Перемещения из стойки. Приём мяча снизу двумя руками. Отбивание мяча кулаком в прыжке. Нижняя прямая подача. Нападающий удар. Тактические действия в нападении. Тактические действия в защите. Учебные игры. 8. Футбол игры. Теория. Техника передвижения. Виды обманных движений. Правила Практика. Удары по мячу серединой, внутренней, внешней частью подъёма. Удары на точность. Удары с места по катящемуся мячу. Удары по мячу с места, с хода. Остановка мяча. Остановка опускающегося мяча внутренней, внешней стороной, серединой подъёма, бедром. Ведение мяча внутренней и внешней частью подъёма по прямой, меняя направление. Ведение мяча с изменением направления и скорости движения. Финты. Отбор мяча. Выбивания. Перехват. Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижения и прыжки. Ловля мячей, летящих на разной высоте. Отбивание мяча, вбрасывание одной рукой, выбивание мяча. Тактика игры в нападении. Индивидуальные, групповые действия. Тактика игры в защите. Первоначальная, зонная и комбинированные защиты. Групповые тактические действия в нападении: игра «в стенку», игра «треугольником». Тактика игры в защите; выбор места, способа противодействия нападающему, страховка. Удары на точность, силу и дальность. Остановки мяча. Ведение мяча. Финты. Отбор мяча. Расстановка игроков. Тактика игры в нападении. Групповые и командные действия. Тактика игры в защите. Групповые и командные действия.Соревнования с командами других секций. Участие в соревнованиях. 9. Лыжная подготовка Теория. Основы техники ходьбы на лыжах. Практика. Одновременный бесшажный одношажный ход. Одновременный двушажный ход. ход. Одновременный Спуск в низкой стойке (крутизна склона 4-6 градусов, длина 40-60м.). Торможение «плугом». Передвижение в быстром темпе на отрезке 40-50м. Подъему по склону «полуелочкой», передвижение 150-200м. (2-3 раза.) «полулесенкой». Комбинированное торможение спусков. Поворот махом Повторное передвижение по кругу 150- 200 м. Повторное на месте. Лыжные эстафеты (по кругу 300-400 м). 10. Баскетбол Теория. Тактика защиты, тактика нападения. Правила игры. 7 Практика. Передвижения. Остановка шагом и прыжком. Поворот на месте. Передача мяча двумя руками от груди и ловля мяча двумя руками на месте и в движении. Передача мяча одной рукой от плеча и двумя руками сверху. Ведение мяча. Броски мяча в корзину одной рукой от плеча с поддержкой другой. Штрафной бросок. Перехват, вырывание, забивание мяча. Выбор места. Целесообразное использование технических приемов. Ловля и передача мяча двумя и одной рукой. Бросок мяча в корзину одной рукой в прыжке с близкого расстояния. Бросок мяча в корзину со среднего расстояния. Броски мяча в корзину после ведения. Выбивание мяча. Перехват мяча. Борьба за мяч, отскочивший от щита. Тактика игры в нападении: быстрый прорыв, позиционное нападение. Тактика игры в защите: личная и зонная система защиты. Участие в соревнованиях. 12. Инструкторская и судейская практика Теория. Правила и принципы организации и судейства соревнований. Практика. Проведение с группой занимающихся комплекса общеразвивающих упражнений и подвижных игр. Судейство трех соревнований в своей секции. Проведение с группой занимающихся трех занятий под контролем руководителей. Судейство пяти соревнований. Проведение (под контролем руководителя) пяти занятий с кружком. Составление положения о соревновании между секциями по виду спорта. Судейство пяти соревнований. 13. Контрольные испытания, соревнования Практика. Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности. 8 Планируемые результаты Для определения уровня физической подготовленности занимающихся используются тесты-упражнения; для каждой возрастной группы определены свои нормативы, которые являются критериями оценки эффективности подготовки юных спортсменов. Контроль за физической подготовленностью учащихся проводится 2 раза в учебном году: в сентябре и в мае. Ожидаемые результаты: - осознание влияния физических упражнений на организм человека и его развитие; - понимание вреда алкоголя и курения на организм человека; - повышение уровня развития и расширение функциональных возможностей организма; - воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости), а также развитие связанных с ними комплексов физических способностей, обеспечивающих эффективность игровой деятельности (прыгучесть, скоростные способности, мощность метательных движений, игровая ловкость и выносливость – атлетическая подготовка) - воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности. Учащиеся должны знать: - историю развития спорта в России, выдающихся спортсменов; - способы предупреждения травм и оказания первой помощи; - основы правильного питания; - правила спортивных игр; - разные виды лыжного хода; - правила организации соревнований; - правила самостоятельного выполнения упражнений. Уметь: - подавать, вести, принимать и передавать мяч во время спортивных игр с мячом; - группироваться; - использовать различные тактические действия; - владеть техникой игры перемещений во время игры; - использовать страховку и самостраховку; - использовать самоконтроль за состоянием здоровья Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Место проведения: Спортивная площадка; Спортивный зал. 9 Перечень оборудования: скакалки – 10штук. гимнастические маты – 10 гимнастическая стенка –3 перекладина -2 гимнастические «конь», «козел», «мостик» стойки и планка для прыжков в высоту - 2 канат - 2 лыжи -16 мячи для метания - 4 набивные мячи - 8 футбольные мячи - 6 волейбольные мячи - 10 баскетбольные мячи - 10 Кадровое обеспечение: К реализации данной программы может приступить педагог, имеющий специальное педагогическое образование физкультурного профиля, желательно имеющий опыт работы с подростками и детьми. Информационное обеспечение программы Список рекомендованной литературы для детей 1. Бердышев С.Н., Здоровье на «отлично». Самоучитель по укреплению здоровья для детей. – М., «Рипол классик»,2002. 2. Виммерт Й. Олимпийские игры – Зачем и почему./перевод с нем. Жирновой Ю. – М., «Мир книги»,2007 3. Володин В.А., Большая детская энциклопедия (том 20). Спорт.- М.,«АСТ», 2010. 4. Гриненко М.Ф., Решетников Г.С., Начинайте день с зарядки. – М.,1981. 5. Громова О.Е., Спортивные игры для детей. – М., «ТЦ Сфера», 2003. Список рекомендованной литературы для родителей 1. Баршай В.М. Физкультура в школе и дома. (серия «Мир Вашего ребенка) – М., «Феникс»,2001. 4. Громова О.Е., Спортивные игры для детей. – М., «ТЦ Сфера», 2003. 5. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: Укрепление организма – М., «Детство-пресс», 2006. 6. Милосердова Г.А., Мастюгина Е.Г. Мой ребенок – победитель. – М., «Феникс».2008. 10 3. Список литературы. 1. Информационно-методические материалы в помощь педагогу, работающему над образовательной программой. Северное окружное управление Московского комитета образования. Составитель Карчина 3.Л. - М., 1999. 2. Информационно-методические материалы в помощь педагогу, работающему над образовательной программой. Центр творчества «Кузьминки» Составители Жиркова М.В. и др. - М.,1999. 3. Общая физическая подготовка. Методические рекомендации для физкультурнооздоровительных занятий. Составитель Колтановский А.П. - М., 1986. 4. Программа Матвеева А.П. «Физическая культура, 5 – 11 классы». М. , «Просвещение», 2007. 5. Гришина Ю.И.Общая физическая подготовка. - М.,2010 6. Гугин А.А. Уроки физической культуры в начальной школе. - М., 1979. 7. Козак О.Н. Летние игры для больших и маленьких, С-П., 1997. 8. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. - М.,2008. 9. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. 10. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Кофмана Л.Б., Погадаева Г.И. - М.: Физкультура и спорт, 1998. 11