Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ДООП физкультурно-спортивной направленности ОФП

1

СОДЕРЖАНИЕ

1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

3

2. Комплекс организационно-педагогических условий

9

3.Список литературы

11

2

1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Общая физическая подготовка» имеет
физкультурно - спортивную направленность.
Программа составлена на основе материала, который изучается на уроках физической
культуры в общеобразовательной школе исходя из содержания примерной федеральной
программы (В. И. Лях, М.Ю. Виленский).
Актуальность данной программы заключается в укреплении здоровья, повышении
физической подготовленности и работоспособности, воспитании гармонично развитого
человека. Систематические занятия физической культурой и спортом расширяют границы
функциональных возможностей организма человека.
Педагогическая целесообразность образовательной программы заключается в том, чтобы
помочь подросткам найти себя в быстро меняющемся мире событий и информации, закалить
волю и характер, стать сильнее, благороднее, мудрее, научиться находить оптимальные
решения в различных ситуациях с помощью занятий физической культурой.
Отличительными
подготовке является:

особенностями программы

по

общей

физической

направленность
на реализацию
принципа
вариантности,
включающего возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с
возрастно-половыми особенностями воспитанников, материально-технической оснащенностью
учебное процесса (спортивный зал, спортивные площадки и т.д.)



объемность и многообразие знаний, средств и форм физкультурной деятельности
очерчивается ценностными ориентациями на общую и индивидуально-ориентированную
физическую подготовку воспитанников, и соответственно этому основу учебного предмета
составляет содержание физкультурной деятельности с
оздоровительно-корригирующей
направленностью;

учебный материал по общей физической подготовке структурирован по признаку
целостности, т.е.
каждая
система физических упражнений
представлена
в
единстве учебных знаний и соответствующих физических упражнений. В зависимости от
материально-технической оснащенности, интересов самих воспитанников, школьным
методическим совет определяет в качестве учебного материала ту или иную систему
физических упражнений


Новизна данной программы состоит в том, что в ней прослеживается углубленное
изучение различных видов спортивной подготовки с применением специальных упражнений на
развитие координационных способностей, силы, силовой выносливости, беговой выносливости,
скорости в беге, овладение техникой двигательных действий и тактическими приемами в
игровой деятельности.
Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных
климатических условий. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому
разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических
занятиях.
Адресат программы. Данная программа разработана для реализации в основной школе.
Возраст учащихся 12-14 лет. Группы формируются разновозрастные и разноуровневые с учетом
увлеченности детей в общеобразовательной школе, без предварительного отбора по степени
подготовленности. Количество в группе: 10-15.
Режим и объем занятий: 2 раза в неделю по 2 часа. Общий объём – 136 часов.
3

Форма обучения - очная
Срок освоения: 8,5 месяцев.
Уровень общеразвивающей программы: «стартовый».
Формы организации деятельности обучающихся на занятиях: групповая и
индивидуальная.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для развития двигательных способностей, приобщения к
систематическим занятиям учащихся посредством физических упражнений.
В соответствии с целью формируются следующие задачи:
Образовательные:
– совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения
подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов
спорта;
– обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными
показателями физического развития и физической подготовленности;
– формирование знаний об истории и развитии отдельных видов спорта и физической
культуры;
– формирование знаний о способах и особенностях движений, передвижений; о работе
мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах
простейшего контроля за деятельностью этих систем;
– формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни
человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности.
Воспитательные:
– воспитание устойчивого интереса к занятиям физической культуры;
– воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи;
– воспитание смелости, активности, преодоления страхов и чувства неловкости
Учебный (тематический) план
№
п/п
1.
2.

3.

4.

Наименование разделов

Общее
количеств
о
Часов
1

Физическая культура и
спорт в РФ
1
Гигиена, предупреждение
травм, врачебный контроль,
самоконтроль
1
Правила соревнований,
места занятий,
оборудование, инвентарь
Гимнастика
14

В том числе
Теория Практика

Формы
контрол
я

1

тестирование

1

тестирование

1

тестирование

2

12

тренировочные
занятия

4

5.

Лёгкая атлетика

12

2

10

6.

Подвижные игры

12

2

10

7.

Волейбол

24

2

22

8.

Футбол

24

2

22

9.

Лыжная подготовка

20

2

18

10.

Баскетбол

20

2

18

11.

Инструкторская и
судейская практика

3

1

2

12.

Контрольные испытания,
Соревнования
Всего:

4

1

3

136

24

120

выполнение
контрольных
нормативов
участие в
соревнованиях,
контрольных
играх
тестирование,
контрольные
игры
тестирование,
контрольные
игры
выполнение
контрольных
нормативов,
эстафета
тестирование,
контрольные
игры
судейство
соревнований
школьного
уровня
учебные игры

Содержание программы

1. Физическая культура и спорт в РФ
Физическая культура и спорт - средство всестороннего развития личности.
Возникновение и история физической культуры. Основные принципы системы
физического воспитания. Принцип всестороннего развития личности.

2.

Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль

Гигиена одежды и обуви, предупреждение травм. Врачебный контроль,
самоконтроль, оказание первой помощи. Режим питания и питьевой режим. Личная
гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи.
Правила закаливания. Медицинский осмотр. Врачебный контроль и самоконтроль
во время занятий физической культурой и спортом.
Гигиена, профилактика простудных заболеваний. Правила и приёмы закаливания.
Вред курения и употребления алкоголя. Правила оказания первой помощи при
спортивных травмах.

3. Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь
Правила соревнований по бегу, прыжкам, метанию и подвижным играм. Правила
5

соревнований по гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм.
Двигательный режим школьников - подростков. Оздоровительное и закаливающее
влияние естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) и физических
упражнений.
Места занятий, оборудование, инвентарь.

4. Гимнастика
Теория. Техника безопасности. Гимнастические снаряды. Способы страховки.
Практика. Строевые упражнения. Построения и перестроения: из одной шеренги в
две и обратно; из колонны по одному в колонну по два, по три. Смыкание строя.
Строевые, общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами, с
партнером, на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения. Переворот в
сторону. Стойка на руках с помощью. Гимнастические упражнения на снарядах.
Строевые, общеразвивающие упражнения, преодоление полосы препятствий,
гимнастические упражнения на снарядах: девочки - сгибание и разгибание рук в упоре
лежа на скамейке; мальчики - подтягивание. Прыжок в упор, присев на козла; соскок с
поворотом налево (направо). Прыжок ноги врозь через козла с поворотом на 90 градусов.

5. Лёгкая атлетика
Теория. Основные фазы ходьбы и бега. Техника бега. Прыжковая техника. Техника
метания.
Практика. Медленный бег. Кросс 1000- 1500 м. Бег на короткие дистанции до 60
м. Бег на короткие дистанции до 100 м. Низкий старт. Финиширование.
Прыжки в длину с разбега способом «прогнувшись». Прыжки в высоту способом
«перекидной». Прыжок в длину с разбега. Прыжки в высоту с разбега.
Метание малого мяча с разбега. Метание гранаты в цель и на дальность.
Преодоление

полосы

препятствий.

Эстафетный бег.

6. Подвижные игры
Теория. Правила игры.
Практика. «Тяни в круг», «Кто сильнее?», «Перетягивание каната»,
«Бег командами», «Встречная эстафета», «Мяч - среднему», «Мяч - капитану», эстафета с
ведением и броском мяча в корзину, эстафета с преодолением препятствий,
«Перестрелка», «Пионербол», «Не давай мяча водящему», «Летучий мяч», «Борьба за
мяч», «Лиса и собака», «Взятие высоты», «Прорыв», «Бегуны», «Пятнашки», «Салки с
заслоном», «Эстафеты у стенки».

7. Волейбол
Теория. Правила игры. Стойка игрока.
Практика. Перемещения из стойки. Передача мяча. Передача мяча сверху двумя
руками. Подача мяча. Нападающие удары. Приём мяча. Индивидуальные действия.
6

Групповые действия. Тактика нападения. Тактика защиты.
Перемещения из стойки. Приём мяча снизу двумя руками. Отбивание мяча кулаком
в прыжке. Нижняя прямая подача. Нападающий удар. Тактические действия в нападении.
Тактические действия в защите. Учебные игры.

8. Футбол
игры.

Теория. Техника передвижения. Виды обманных движений. Правила

Практика. Удары по мячу серединой, внутренней, внешней частью
подъёма. Удары на точность. Удары с места по катящемуся мячу. Удары по мячу с места,
с хода. Остановка мяча. Остановка опускающегося мяча внутренней, внешней стороной,
серединой подъёма, бедром. Ведение мяча внутренней и внешней частью подъёма по
прямой, меняя направление. Ведение мяча с изменением направления и скорости
движения. Финты. Отбор мяча. Выбивания. Перехват.
Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижения и прыжки. Ловля
мячей, летящих на разной высоте. Отбивание мяча, вбрасывание одной рукой, выбивание
мяча.
Тактика игры в нападении. Индивидуальные, групповые действия. Тактика игры в
защите. Первоначальная, зонная и комбинированные защиты.
Групповые тактические действия в нападении: игра «в стенку», игра
«треугольником». Тактика игры в защите; выбор места, способа противодействия
нападающему, страховка.
Удары на точность, силу и дальность. Остановки мяча. Ведение мяча. Финты. Отбор мяча.
Расстановка игроков. Тактика игры в нападении.
Групповые и командные действия. Тактика игры в защите. Групповые и командные
действия.Соревнования с командами других секций.
Участие в соревнованиях.

9. Лыжная подготовка
Теория. Основы техники ходьбы на лыжах.
Практика.
Одновременный
бесшажный
одношажный ход. Одновременный двушажный ход.

ход.

Одновременный

Спуск в низкой стойке (крутизна склона 4-6 градусов, длина 40-60м.).
Торможение «плугом». Передвижение в быстром темпе на отрезке 40-50м.
Подъему
по склону
«полуелочкой»,
передвижение 150-200м. (2-3 раза.)

«полулесенкой».

Комбинированное торможение спусков. Поворот махом
Повторное передвижение по кругу 150- 200 м.

Повторное
на месте.

Лыжные эстафеты (по кругу 300-400 м).

10. Баскетбол
Теория. Тактика защиты, тактика нападения. Правила игры.
7

Практика. Передвижения. Остановка шагом и прыжком. Поворот на месте.
Передача мяча двумя руками от груди и ловля мяча двумя руками на месте и в движении.
Передача мяча одной рукой от плеча и двумя руками сверху. Ведение мяча. Броски мяча в
корзину одной рукой от плеча с поддержкой другой. Штрафной бросок. Перехват,
вырывание, забивание мяча. Выбор места. Целесообразное использование технических
приемов.
Ловля и передача мяча двумя и одной рукой. Бросок мяча в корзину одной рукой в
прыжке с близкого расстояния. Бросок мяча в корзину со среднего расстояния. Броски
мяча в корзину после ведения. Выбивание мяча. Перехват мяча. Борьба за мяч,
отскочивший от щита. Тактика игры в нападении: быстрый прорыв, позиционное
нападение.
Тактика игры в защите: личная и зонная система защиты. Участие
в соревнованиях.
12. Инструкторская и судейская практика
Теория. Правила и принципы организации и судейства соревнований.
Практика. Проведение с группой занимающихся комплекса общеразвивающих
упражнений и подвижных игр. Судейство трех соревнований в своей секции.
Проведение с группой занимающихся трех занятий под контролем руководителей.
Судейство пяти соревнований.
Проведение (под контролем руководителя) пяти занятий с кружком. Составление
положения о соревновании между секциями по виду спорта. Судейство пяти
соревнований.
13. Контрольные испытания, соревнования
Практика.
Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической
подготовленности.

8

Планируемые результаты
Для определения уровня физической подготовленности занимающихся
используются тесты-упражнения; для каждой возрастной группы определены свои
нормативы, которые являются критериями оценки эффективности подготовки юных
спортсменов. Контроль за физической подготовленностью учащихся проводится 2 раза в
учебном году: в сентябре и в мае.
Ожидаемые результаты:
- осознание влияния физических упражнений на организм человека и его
развитие; - понимание вреда алкоголя и курения на организм человека;
- повышение уровня развития и расширение функциональных возможностей
организма;
- воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и
гибкости), а также развитие связанных с ними комплексов физических способностей,
обеспечивающих эффективность игровой деятельности (прыгучесть, скоростные
способности, мощность метательных движений, игровая ловкость и выносливость –
атлетическая подготовка)
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к
товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических
упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти,
мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Учащиеся должны знать:
- историю развития спорта в России, выдающихся спортсменов;
- способы предупреждения травм и оказания первой помощи;
- основы правильного питания;
- правила спортивных игр;
- разные виды лыжного хода;
- правила организации соревнований;
- правила самостоятельного выполнения упражнений.
Уметь:
- подавать, вести, принимать и передавать мяч во время спортивных игр с мячом;
- группироваться;
- использовать различные тактические действия;
- владеть техникой игры перемещений во время игры;
- использовать страховку и самостраховку;
- использовать самоконтроль за состоянием здоровья
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Место проведения:
Спортивная площадка;
Спортивный зал.
9

Перечень оборудования:
скакалки – 10штук.
гимнастические маты – 10
гимнастическая стенка –3
перекладина -2
гимнастические «конь», «козел», «мостик»
стойки и планка для прыжков в высоту - 2
канат - 2
лыжи -16
мячи для метания - 4
набивные мячи - 8
футбольные мячи - 6
волейбольные мячи - 10
баскетбольные мячи - 10
Кадровое обеспечение:
К реализации данной программы может приступить педагог, имеющий
специальное педагогическое образование физкультурного профиля, желательно
имеющий опыт работы с подростками и детьми.
Информационное обеспечение программы
Список рекомендованной литературы для детей
1. Бердышев С.Н., Здоровье на «отлично». Самоучитель по укреплению здоровья для
детей. – М., «Рипол классик»,2002.
2. Виммерт Й. Олимпийские игры – Зачем и почему./перевод с нем. Жирновой Ю. – М.,
«Мир книги»,2007
3. Володин В.А., Большая детская энциклопедия (том 20). Спорт.- М.,«АСТ», 2010.
4. Гриненко М.Ф., Решетников Г.С., Начинайте день с зарядки. – М.,1981.
5. Громова О.Е., Спортивные игры для детей. – М., «ТЦ Сфера», 2003.
Список рекомендованной литературы для родителей
1. Баршай В.М. Физкультура в школе и дома. (серия «Мир Вашего ребенка) – М.,
«Феникс»,2001.
4. Громова О.Е., Спортивные игры для детей. – М., «ТЦ Сфера», 2003.
5. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: Укрепление организма – М., «Детство-пресс»,
2006.
6. Милосердова Г.А., Мастюгина Е.Г. Мой ребенок – победитель. – М., «Феникс».2008.

10

3. Список литературы.
1. Информационно-методические материалы в помощь педагогу, работающему над
образовательной программой. Северное окружное управление Московского комитета
образования. Составитель Карчина 3.Л. - М., 1999.
2. Информационно-методические материалы в помощь педагогу, работающему над
образовательной программой. Центр творчества «Кузьминки» Составители Жиркова
М.В. и др. - М.,1999.
3. Общая физическая подготовка. Методические рекомендации для физкультурнооздоровительных занятий. Составитель Колтановский А.П. - М., 1986.
4. Программа Матвеева А.П. «Физическая культура, 5 – 11 классы». М. , «Просвещение»,
2007.
5. Гришина Ю.И.Общая физическая подготовка. - М.,2010
6. Гугин А.А. Уроки физической культуры в начальной школе. - М., 1979.
7. Козак О.Н. Летние игры для больших и маленьких, С-П., 1997.
8. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. - М.,2008.
9. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. - М.: ООО
«Фирма «Издательство АСТ», 1998.
10. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Кофмана Л.Б., Погадаева Г.И.
- М.: Физкультура и спорт, 1998.

11


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».