Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ДООП туристко-краеведческой направленности ЭКОПАТРУЛЬ

1

СОДЕРЖАНИЕ
1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

3

2. Комплекс организационно-педагогических условий

9

3.Список литературы

10

2

1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут
быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех
людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости
реализации принципов устойчивого развития. Именно в школьном возрасте
закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Чтобы решить экологические проблемы Земли, сначала нужно изучить
экологическую обстановку родного края и научиться бережно относиться к его природе.
Поэтому немаловажно для растущего человека понятие « малая родина»: его родной дом и
школа, родители и друзья, природа родного края. Любовь к малой родине начинается с
впечатлений, полученных от встреч с природой во время походов, экскурсий, просмотров
фильмов, рассказов об истории края, народных традициях, обычаях, легендах. Воспитывая
любовь к Родине и природе, мы воспитываем патриотов, воздействуем на формирование
жизненных идеалов, помогаем найти образы для подражания.
В основе программы «Экопатруль» лежит краеведческий подход. Содержание
программы экологической направленности обеспечивает устойчивые знания в изучении
природы своего края и даёт первичные экологические знания. Организация обсуждения
школьниками данных проблем дает возможность педагогу влиять на формирование их
отношений к Природе и Человеку как к базовым ценностям современного общества,
развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к
жизни вообще. Это, в свою очередь, создает благоприятную почву для включения
школьников в различные социально ориентированные, экологические, гуманитарные
акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт
социальной деятельности.
Направленность программы: туристско-краеведческая.
Актуальность: изучение краеведения в школе является одним из основных
источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему,
формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную
педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является
интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и
обеспечивает межпредметные связи.
Новизна: первой задачей экологического образования является формирование у
личности адекватных экологических представлений, экоцентрического сознания. Развитие
дополнительного экообразования – исключительно важное направление работы
образовательных и природоохранных учреждений и общественных организаций.
Отличительные особенности данной общеразвивающей программы является
развивающая и практическая направленность. Во время занятий ребята выходят на
экскурсию на природу, участвуют в экологических акциях.
Адресат программы: обучающиеся 5 -6 классов разного уровня подготовки.
Возраст детей: 11-12 лет, количество в группе: 10-15.
Режим занятий: 2 раза в неделю.
Объем программы: курс рассчитан на 68 часов.
Срок освоения: 8,5 месяцев.

3

Уровень общеразвивающей программы: «стартовый».
Формы обучения:
 групповая;
 фронтальная
 индивидуальная.
Виды занятий: трудовой десант; практические и творческие работы; экскурсии на
природу, в краеведческий музей; конкурсы, экологические мини-проекты,
интеллектуальные игры.
Для проверки знаний учащихся используется несколько различных форм
контроля: обсуждение в группе, индивидуальная работа, творческий мини-проект,
викторина, КВИЗ.
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цели программы: практическое изучение природы родного края, применение
приобретённых знаний и умений в общественно – полезной природоохранной
деятельности.
Задачи:
1.

Приобретение знаний об особенностях природных компонентов своей местности.

2.

Формирование практических навыков в изучении природы.

3.

Закрепление этих знаний на практике.

4.

Привитие умений и навыков поисково – исследовательского характера.

5.

Развитие эмоционального восприятия мира.

6.

Развитие творческих способностей.

7.
Способствование развитию психических процессов (воображение, память,
мышление, речь и т.д.)
8.
Воспитание ценностного отношения к миру, воспитание эстетического чувства и
патриотизма.
9.

Воспитание экологической культуры.
Содержание общеразвивающей программы «Экопатруль»
Учебно-тематический план

№
п/п

Название раздела

Общее
количество
часов
5

В том числе:
Теоретически Практиче
х
ских
3
2

1.

Введение

2.

Природа родного края

32

10

10

3.

Экологические проблемы
нашей местности

30

4

3

Форма
контроля
Экологический КВИЗ
Викторина
«Знатоки
природы»
Интеллектуа
льная игра
«Берегите

4

4.

Комплексная весенняя
экскурсия на природу
Итого

3

1

2

68

34

34

Землю»
Отчет по
экскурсии

Содержание разделов программы
Введение (5 ч). Понятие об экологии, как науки о взаимосвязанных живых
организмах. Экологические организации, их значение. Значение экологического движения
в школе. Цели, задачи и направления работы кружка. Правила поведения на природе.
Экологические знаки.
Практические занятия:
 экологическая акция «Чистый двор!»;
 экологический КВИЗ.
I. Природа родного края (32 ч).
Исследование компонентов природы Богдановичского района. Наш край на карте
России. Рельеф нашей местности. Полезные ископаемые. Климат своей местности.
Атмосферные явления в природе. Среднегодовой ход температуры в г. Богданович. Река
Калиновка. Озеро Куртугуз. Подземные воды. Особенности почвенного покрова.
Растительный мир. Природные растительные сообщества. Редкие и исчезающие растения
нашего края. Животный мир. Богдановичский заказник косуль. Археологический
памятник природы "Кашинское городище".
Практические занятия:
 Экскурсия "Осенние явления в природе", сбор материала для гербария.
 Рассматривание и определение минералов из коллекции местных полезных
ископаемых.
 Наблюдение за погодой, ведение дневника погоды.
 Исследование воды из реки Калиновка.
 Экологический десант на родник «Серебряный».
 Анкетирование «Откуда берется вода из крана?».
 Экскурсия на МУП «Водоканал».
 Выступление агитбригады «Берегите воду!»
 Создание гербария растений, характерных для своей местности, собранных во время
экскурсии.
 Мини проект «Редкие и исчезающие растения нашего края».
 Мини проект «Животные нашего края, занесённые в Красную книгу».
 Зимующие птицы. Акция «Накормим птиц!»
II. Экологические проблемы в нашей местности
Экологические организации в России. Исследования состояния природы.
Экологические проекты. Состояние природы окрестностей с. Байны. Загрязнение вод.
Загрязнение почв. Загрязнение воздуха. Бытовые отходы. Методы охраны природы.
Природоохранные территории. Богдановичский заказник.
Практическая работа
 Организация и проведение экологической акции «День Земли».
 Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!»

5

 Создание экологического буклета "Природа в опасности".
 Экологическая акция «Школьный двор!».
III. Комплексная весенняя экскурсия на природу.
Разработка маршрута экскурсии. Отчет по экскурсии.
Практические занятия:
 Построение маршрута экскурсии на основе картографических Интернет-ресурсов.
 Комплексная весенняя экскурсия на природу.
Тематическое планирование
№
п/п

Темы занятий

Теория

Практика

12

Введение (5)
Что такое экология?
Экологическая акция «Чистый двор!»
Экологические организации, их значение
Правила поведения на природе. Экологические
знаки.
Экологический КВИЗ
Природа родного края (32)
Природные комплексы
Экскурсия "Осенние явления в природе"
Наш край на карте России.
Рельеф и полезные ископаемые нашей местности.
Рассматривание и определение минералов из
коллекции местных полезных ископаемых.
Климат своей местности. Атмосферные явления в
природе.
Наблюдение за погодой, ведение дневника погоды.

13

Среднегодовой ход температуры в г. Богданович

1

14

Реки и озера Богдановичского района

1

15

Исследование воды из реки Калиновка.

16

Озеро Куртугуз.

1

17

Подземные воды. Родники

1

18

Экологический десант на родник «Серебряный».

1

19

Анкетирование «Откуда берется вода из крана?»

1

20

Экскурсия на МУП «Водоканал»

1

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

21- Выступление агитбригады «Берегите воду!»
22
23 Особенности почвенного покрова.

1

Природные растительные сообщества.

1

24

25- Создание гербария растений, характерных для своей
26 местности, собранных во время экскурсии.

2

2

6

27

Редкие и исчезающие растения нашего края.

1

28- Мини проект «Редкие и исчезающие растения
29 нашего края».

2

30

Животный мир.

1

31

Богдановичский заказник косуль.

1

32- Мини проект «Животные нашего края, занесённые в
33 Красную книгу».

2

34

Зимующие птицы.

35

Акция «Накормим птиц!»

36

Археологический памятник природы "Кашинское
городище".

1

37

Викторина «Знатоки природы»

1

38
39

Экологические проблемы в нашей местности (23)
Экологические организации в России.
1
Исследования состояния природы. Экологические
1
проекты.

1
1

40- Организация и проведение экологической акции
41 «День Земли».

2

42

Состояние природы окрестностей с. Байны.
Загрязнение вод.

1

43

Загрязнение почв.

1

44
45
4647

Загрязнение воздуха.
Бытовые отходы.
Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам
– вторую жизнь!»

1
1

48

Викторина «Очисти планету от мусора».

1

49- Методы охраны природы.
50
51 Природоохранные территории.
52

Богдановичский заказник косуль.

53- Создание мини-проектов "Природа в опасности".
55
56 Интеллектуальная игра «Берегите Землю»

2

2
1
1
3
1

57- Экологическая акция «Школьный двор!».
60
Комплексная весенняя экскурсия на природу (8)
61 Разработка маршрута экскурсии
1
62

Построение маршрута экскурсии на основе
картографических Интернет-ресурсов.

63- Комплексная весенняя экскурсия на природу
66

4

1
4

7

67- Составление отчета по экскурсии
68

2

Планируемые результаты
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности:
 умение самостоятельно определять

цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
 владение основами

самоконтроля, самооценки;

 умение организовывать

учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
 воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира,
умения видеть красоту окружающего мира;

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
культуры своего народа, своего края;


 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

Предметные результаты:
 формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях,
закономерностях;
 привитие навыков
 умения

экологически грамотного поведения в природе и в быту;

прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;

 желания

предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

2. Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение учебного курса
Печатные пособия. Географические и топографические карты.

8

Натуральные объекты
Гербарии
Коллекции полезных ископаемых
Приборы
Раздаточные
Микроскопы
Лупа ручная
Компасы
Технические средства обучения
1. Компьютер.
2. Проектор.
3. Настенная доска.
Интернет-ресурсы
 yandex.ru/maps
Методическое обеспечение программы.
Используемые технологии:

•

технология проектной деятельности (Д. Дьюи., У.Х. Килпатрик, Коллингс идр.);

•

технология активного обучения (Д. Дьюи, Г.П.Щедровицкий и мн. др.);

•

технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов).

•

Формы контроля знаний:
Творческие задания.

•

Проектно-исследовательская работа.

•

Защита проектов.

•

Творческий отчет об экскурсии.
Основной инструментарий для оценивания результатов: творческие работы, минипроекты.
3. Список литературы.
1. Андреевских,

А.И.,

Роль

школьного

музея

как

организующего

центра

краеведческой, воспитательной работы на селе [Текст] / Методика и опыт
изучения сельских поселений Урала: материалы науч. конф., Екатеринбург, 21 окт.
1992 г. /Центр детского и юношеского туризма – Екатеринбург, 1993.-75с.
2. Атлас Свердловской области [Карты]: учебное пособие /Под ред. В.Г.Капустина
и И.Н.Корнева (издание 2-е, дополн.). – Екатеринбург: Издательство Сократ,
2015. – 32 с.
3. Большаков, В.Н. Региональная экология [Текст]: Пособие для учителя / В.С.
Безель, Г.И. Таршис., Л.Г. Таршис. – Екатеринбург: Сократ, 1998. - 176 с.
4. Климов, В.К., Богданович [Текст]: Екатеринбург, 1998. – 208с.
5. Материалы Богдановичского краеведческого музея.
6. Материалы Богдановичского охотничьего хозяйства.

9

7. Об

утверждении

перечней

особо

охраняемых

природных

территорий,

расположенных в Свердловской области [Текст]: постановление Правительства
Свердловской области от 17 янв. 2001 г. №41 – ПП.
8. Яковлева, Н.В., Экология. Элективные курсы 9 класс [Текст]

– Волгоград:

Учитель, 2008. -142 с.

10


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».