Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ДООП социально-педагогической направленности СВЕТОФОР

СОДЕРЖАНИЕ
1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

3

2. Комплекс организационно-педагогических условий

13

3.Список литературы

14

2

1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Программа кружка «Светофор» для 1 - 4 классов разработана в рамках
Федерального
закона
«О
безопасности
дорожного
движения»,
закона
Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения
учащихся на улицах и дорогах».
Программа
модифицирована
на
основе
программы
«Безопасность
дорожного движения»: Программа и тематическое планирование. 1-4 классы /
авт.-СОСТ. РЛ. Бабина - М.: Мнемозина, 2011 и авторской программы Н.Ф
Виноградовой / Программа и поурочно-тематическое планирование по курсу
«Безопасность на дорогах» для детей мл. шк. возраста - М.: ЭНАС-КЛАСС,
2011.
Направленность
образовательной
программы
социальнопедагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его
реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Актуальность:
при
переходе
на
федеральные
государственные
стандарты второго поколения, современные требования к образованию
предусматривают
необходимость
сконцентрировать
своё
внимание
на
соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.
Основным
концептуальным
положением
этой
про
граммы
является,
прежде всего, понимание того, что вопросы изучения ПДД и профилактики
ДДТТ мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка.
Отличительная особенность данной программы в том, что в центре учебновоспитательного процесса находятся учащиеся, изучающие Правила дорожного движения, которые написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам
дорожного движения. Данная же программа позволяет систематически
знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров доступно и понятно,
обучая ребенка правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах,
дорогах и в транспорте. Становясь школьниками, большинство первоклассников впервые оказываются на оживлённых улицах города. Вот почему разговор о поведении вообще начинается с правил поведения на улице. Данные занятия помогут
учащимся систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности
движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц,
воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и
будущих водителей.
Адресат программы - дети младшего школьного возраста 7- 10 лет, в количестве 10-15
человек.
Формы обучения, объем программы и режим занятий: работа кружка «Светофор» рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год, продолжительностью 35 минут. Занятия проходят в классе, на улице, в библиотеке с использованием наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД.
Уровневость общеразвивающей программы – «стартовый уровень».
Виды занятий: занятия проходят в классе, на улице, в библиотеке с использованием
наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД,
приглашением сотрудников ГБДД. Тематические занятия, беседы, игровые уроки, практические занятия, конкурсы, выпуск стенгазет, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД, ролевые, дидактические игры.
Формы подведения результатов: беседа, творческий отчет
3

Цель и задачи программы
Цель программы: Учить детей безопасному поведению на дорогах.
Задачи программы
Образовательные:
 Познакомить детей с некоторыми правилами дорожного движения;
 учить уважать и соблюдать дорожные правила;
 Обучить основным правилам дорожной безопасности;
Развивающие:
 Развивать психические качества ребенка: восприятие, внимание, память, речь,
мышление, воображение.
 Развивать творческие способности воспитанников.
Воспитательные:
 Воспитывать культуру поведения на дороге и в транспорте.
 Обеспечить гармоничное физическое воспитание.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Тематический раздел

Кол-во
Часов
8ч

2
3

Вводное занятие. Движение пешеходов и их обязанности
Виды транспортных средств и дорожное движение
Движение пешеходов, обязанности пешеходов.

4
5

Переход через проезжую часть (дорогу)
Правила поведения в общественном транспорте.

5ч
1ч

п/
п
1

6

Скрытая опасность на дороге.

12 ч
7ч

1ч

34 часа
Содержание обучения
Вводное занятие.
Знакомство с правилами поведения и личной гигиены во время занятий, инструктаж по
технике безопасности во время работы. Ознакомление с планами работы в течение года.
Движение пешеходов и их обязанности
Город, микрорайон, квартал, в котором мы живем. Как и зачем мы передвигаемся. Улица –
место, где движется транспорт, идут пешеходы. Движение транспорта по проезжей части, а
пешеходов – по тротуару.
Проезжая часть – место повышенной опасности. Правила дорожного движения РФ. Отличие
дорожной чреды от другой окружающей среды. Элементы улицы: проезжая часть, тротуар,
4

трамвайные пути. Участники дорожного движения – пешеходы, пассажиры, водители – как и
где они могут передвигаться. Элементарные правила поведения на улице – внимание к
транспорту, спокойствие, осмотрительность.
Недопустимость игр на проезжей части. Основная причина ДТП – несоблюдение правил
безопасного поведения на улицах. Понятие правостороннего движения. Последствия
столкновения автомобиля и пешехода и факторы, от которых они зависят (масса, скорость).
Виды транспортных средств и дорожное движение.
Отличие дорожного движения от других видов движения. Транспорт не только средство
передвижения, но и источник повышенной опасности. Грузовой и пассажирский транспорт.
Специальные автомашины. В чем опасность движущихся транспортных средств. Интенсивное
движение. Основные сигналы, подаваемые водителем. Скорость движения и тормозной путь
машины. Сигналы, подаваемые водителем. Опасность перехода дороги перед близко идущим
транспортом.
Движение пешеходов, обязанности пешеходов.
Для пешеходов существуют особые обязанности, которые следует всегда помнить и
выполнять.
Граница между пешеходной и транспортной зонами. Движение пешеходов. Выбор места и
последовательности действий при переходе проезжей части. Опасность перехода дороги
близко отстоящего транспорта или иного препятствия, ограничивающего обзор дороги.
Необходимость воздержаться от перехода проезжей части при приближении автомобиля с
включенным проблесковым маячком или специальным звуковым сигналом.
Ответственность пешехода за безопасность других участников движения. Возможные опасные
последствия неправильного поведения пешехода. Типичные ошибки пешеходов пори
движении в организованной группе. Движение в темное время суток. Действия учащегося при
переходе дороги с младшими детьми.
Переход через проезжую часть (дорогу).
Места, установленные для перехода проезжей части. Виды пешеходных переходов (подземный, наземный, надземный). Обозначение подземных, наземных, регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов. Подготовка к переходу через дорогу, переключение внимания
на дорожную обстановку, анализ ситуации на проезжей части, принятие решения о переходе.
Определение вероятности поворота автомобиля. Меры предосторожности на остановке.
Особенности перехода при одностороннем движении транспорта.
Правила поведения в общественном транспорте.
Для пассажиров автобуса, троллейбуса, трамвая, как и для пешеходов, существуют особые
обязанности, которые следует всегда помнить и выполнять.
Скрытая опасность на дороге.
Основной принцип безопасности пешехода – видеть транспорт, движущийся на дороге, и быть
хорошо видимым для водителей. Объекты, мешающие увидеть обстановку на дороге.
Планируемые результаты:



Учащиеся должны знать:
 основные понятия и термины из Правил дорожного движения Российской Федерации;
 правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках;
 правила посадки в общественный транспорт и высадки из него;
Правила:
перехода улиц и дорог по сигналам светофора;
 перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
 перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
Учащиеся должны знать:
5

опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;
безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям
и авариям;
 опасности, связанные с погодными условиями и освещением;
Учащиеся должны уметь:
 переходить улицы и проезжую часть дороги по сигналам светофора и пешеходным
переходам, а также проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходов);
 правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой,
в транспорте, при езде на велосипеде.




Способствует:
 умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать
на вопросы;
 нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде,
уважению к людям;
2. Комплекс организационно-педагогических условий
Материально-техническое обеспечение:
Занятия проходят в учебном кабинете, оснащенном проектором, интерактивной
доской.
Методический материал:


Дидактические игры



Плакаты



Презентации по ППБ



Фильмы по ППБ

Формы аттестации контроля и оценочные материалы.
Текущий контроль усвоения материала проходит в течение всего периода обучения. Обычно проверка знаний осуществляется в форме бесед, тестов, практических
работ, в результате которых выявляется уровень знания теории.
В течение учебного года обучающиеся получают творческие задания. Тематика
их разработана таким образом, чтобы каждый учащийся имел возможность попробовать свои силы в различных жанрах.
3. Список литературы.
1. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета
Министров Правительства Российской Федерации от 7.05.2003 года N2265.
Введены в действие с 1.07.2003 года.
2. Комментарий к Правилам дорожного движения РФ.М.: За рулем, 2002.
6

3. «Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного
травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2002.
4. Методические
рекомендации
по
профилактике
детского
дорожнотранспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -19988.
• В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на
улицу.- М: «ВАКО»,
5. Н.Е. Щуркова Игровые методики. - М: Педагогическое общество России
6. Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников.
- М: «ВАКО»
7. Л.С.Колмогорова Диагностика психологической культуры школьников:
Практ. пособие для шк. Психологов. - М: «Владос пресс»
8. В.А. Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М, Кумицкая Классные часы по
гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. - М: «ВАКО»
9. Н.А. Максименко Дарите детям любовь Материалы в помощь классному
руководителю. Лекции для родителей. - Волгоград: Учитель
10. Методические
рекомендации
по
профилактике
детского
дорожнотранспортного травматизма в общеобразовательных школах. - Москва _
11. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. воспитательна работа в современной
школе: от коллективизма к взаимодействию: Учебно-методич. Пособие. _
Воронеж, ЧП Лакоценин С.С.
12. Помощник юного велосипедиста. Пособие для начинающих велосипедистов.
Издатель: 000 «ГринАритВидио»

7


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».