Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития

1

СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой
психического развития адаптированной основной общеобразовательной программы
основного общего образования
1.3 Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития
планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной
программы основного общего образования
2. Содержательный раздел
2.1 Программа формирования универсальных учебных действий, включающая
формирование компетенций обучающихся в области использования информационнокоммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности
2.2 Программы отдельных учебных предметов, курсов, внеурочной деятельности
2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся с задержкой психического
развития при получении основного общего образования обучающимися
2.4. Направления и содержание программы коррекционной работы
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план
3.2. План внеурочной деятельности
3.3. Календарный учебный график
3.4. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития
3.4.1. Кадровые условия
3.4.2. Финансовые условия
3.4.3. Материально-технические условия

3
5
5
9
11
14
14
14
14
14
20
20
20
20
20
21
25
25

2

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной
программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития.
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – АООП ООО
обучающихся с ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения
данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
АООП ООО самостоятельно разрабатывается и утверждается муниципальным
общеобразовательным учреждением Байновской средней общеобразовательной школой
ГО Богданович. (далее – Организация) в соответствии с федеральным государственным
образоательным стандартом основного общего образования (далее - ФГОС ООО).
Структура адаптированной основной общеобразовательной программы
основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Структура АООП ООО обучающихся с ЗПР включает целевой, содержательный и
организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР образовательной организацией, а
также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
• пояснительную записку;
• планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО;
• систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего
образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов:
• программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР;
• программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
• программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ЗПР;
• программу формирования экологической культуры здорового и безопасного образа
жизни;
• программу коррекционной работы;
• программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной
деятельности, а также механизмы реализации компонентов АООП ООО.
Организационный раздел включает:
• учебный план основного общего образования;
• систему специальных условий реализации АООП ООО в соответствии с требованиями
ФГОС ООО.
АООП ООО обучающихся с ЗПР содержит дифференцированные требования к
структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие
удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп
или отдельных обучающихся с ЗПР, получение образования вне зависимости от
выраженности задержки психического развития, места проживания обучающегося. К
АООП ООО обучающихся с ЗПР при необходимости может быть создано несколько
учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие
образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с ЗПР.
АООП ООО для обучающихся с ЗПР, имеющих инвалидность, дополняется
индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее — ИПР) в части создания
специальных условий получения образования.
3

Обучение по АООП ООО обучающихся с ЗПР осуществляется на основе
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ― ПМПК),
сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического
обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
Принципы
и
подходы
к
формированию
адаптированной
основной
общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с
задержкой психического развития
В основу разработки и реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к разработке и реализации АООП ООО
обучающихся ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые
проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования, в
том числе и на основе индивидуального учебного плана.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации АООП ООО
обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность
реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный
подход
основывается
на
теоретических
положениях
отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности
процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности
с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с ЗПР определяется характером организации доступной им
деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является
обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической
деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП ООО обучающихся с ЗПР реализация
деятельностного подхода обеспечивает:
 придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
 прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и
поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых
образовательных областях;
 существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового
опыта деятельности и поведения;
 обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе
формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только
успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических
результатов), позволяющих продолжить образование на следующем уровне, но и
жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования АООП ООО обучающихся с ЗПР положены следующие
принципы:
 принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический
характер образования, единство образовательного пространства на территории
Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность
образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям
развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
 принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
 принцип коррекционной направленности образовательной деятельности;
4

 принцип
развивающей
направленности
образовательной
деятельности,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
 онтогенетический принцип;
 принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры
содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной
области»;
 принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми
видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и
приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности
и нормативным поведением;
 принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации,
что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и
активной деятельности в реальном мире;
 принцип сотрудничества с семьей.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы
основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Цель реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР - создание условий для
максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации Организацией АООП
ООО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей,
сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
• достижение планируемых результатов освоения АООП ООО, целевых установок,
приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых
личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и
состояния здоровья;
• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности,
самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных
трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР;
• обеспечение доступности получения качественного основного общего образования;
• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через
организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–
оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с
использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные
формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др.
соревнований;
• использование в образовательной деятельности современных образовательных
технологий деятельностного типа;
• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
5

• участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных
представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной
социальной среды;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной
социальной среды города.
Принципы
и
подходы
к
формированию
адаптированной
основной
общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с
задержкой психического развития Представлены в разделе 1. Общие положения.
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной
программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития
АООП ООО обучающихся с ЗПР предполагает, что обучающийся с ЗПР получает
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по
возможностям здоровья, в те же сроки обучения (5 - 9 классы).
АООП ООО представляет собой адаптированный вариант основной
образовательной программы основного общего образования (далее — ООП ООО).
Требования к структуре АООП ООО (в том числе соотношению обязательной
части и части, формируемой участниками образовательных отношений и их объему) и
результатам ее освоения соответствуют федеральному государственному стандарту
основного общего образования. Адаптация программы предполагает введение программы
коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АООП ООО, требований к
результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АООП
ООО. Обязательными условиями реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР является
психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителей
с педагогами, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для
каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей
на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.
Обучение по АООП ООО обучающегося с ЗПР осуществляется на основе
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), сформулированных
по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с
учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом
развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без
создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа
школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или
функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные
факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания,
психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов
обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний,
приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от
умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные
затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными
познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического
развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности
и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени
выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный
6

темп,
либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности
произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения
речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной
ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от
практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко
устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре
нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От
обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со
здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального
общего образования в систематической и комплексной (психолого-медикопедагогической) коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР
определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении
образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и
потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих
ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического
развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования,
сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
АООП ООО адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в
школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются
трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и
организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости.
Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой
органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в
повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной
работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам.
Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться
типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных
представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития,
нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного
поведения.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных
категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития,
определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в
структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления
об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют
выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ 3 , так и
специфические.
К общим потребностям относятся:

получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления
первичного нарушения развития;

обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,

реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;

психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с
педагогами и соучениками;

психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия
семьи и образовательной организации;

постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы
образовательной организации.
7

Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП ООО (вариант 7.1), характерны
следующие специфические образовательные потребности:

адаптация основной общеобразовательной программы основного общего
образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;

обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной
среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и
нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости,
низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения,
направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также
специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов
эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной
деятельности и поведения;

организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом»
предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных
методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и
компенсации индивидуальных недостатков развития);

учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение
индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для
разных категорий обучающихся с ЗПР;

профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;

постоянный
(пошаговый)
мониторинг
результативности
образования
сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики
психофизического развития;

обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня,
позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к
себе, окружающему предметному и социальному миру;

постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний,
в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;

постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;

использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельностии
поведения;

развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формированиенавыков
социально одобряемого поведения;

специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование
способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию
возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь
взрослого;

обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации
(сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально
активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
В целях более успешной динамики в общем развитии отдельных обучающихся,
коррекции недостатков их психического развития, а также восполнения пробелов в
8

знаниях предусмотрены коррекционные групповые и индивидуальные занятия с
психологом не менее 1 часа в неделю.
Для учащихся, которые имеют специфические речевые нарушения, организуются
занятия по логопедии вне школы.
В целях ликвидации пробелов в знаниях учащихся учителя-предметники должны
осуществлять индивидуальный подход к учащимся на уроках. При этом должны
учитываться рекомендации психолога, учителя-логопеда, дефектолога, классного
руководителя об особенностях развития, организации познавательной деятельности
школьника. Включать в уроки задания развивающей направленности.
АООП ООО для обучающихся с ЗПР предусматривает различные варианты
специального сопровождения обучающихся данной категории:
• обучение в общеобразовательном классе по АООП ООО обучающихся с ЗПР;
• обучение по индивидуальным программам с использованием надомной и (или)
дистанционной формы обучения;
• организация коррекционно-развивающих занятий педагогами, специалистами
сопровождения Школы.
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического
развития адаптированной основной общеобразовательной программы основного
общего образования
Самым общим результатом освоения АООП ООО обучающихся с ЗПР должно
стать полноценное основное общее образование, развитие социальных (жизненных)
компетенций.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с
ЗПР АООП ООО соответствуют ФГОС ООО.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО
дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Результаты освоения программы коррекционной работы (коррекционноразвивающей области) должны соответствовать требованиям:
1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Медицинская коррекция и реабилитация»:
- Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в
физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации.
- Умение пользоваться личными адаптивными и ассистивными средствами в разных
ситуациях (очки, специальное кресло, индивидуально адаптированное рабочее место,
специализированные клавиатуры компьютера, заменители традиционной мышки,
памперсы и др.).
- Умение удовлетворять биологические и социальные потребности, адаптироваться к
окружающей среде.
- Понимание ребёнком того, что попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении
- это нормально и необходимо, не стыдно, не унизительно. Умение адекватно выбрать
взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь
достаточный запас фраз и определений.
- Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять
учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в
области жизнеобеспечения.
- Прогресс в развитии самостоятельности и независимости в быту.
- Представление об устройстве домашней жизни, умение включаться в разнообразные
повседневные дела, принимать посильное участие в них, адекватная оценка своих
возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней
жизни. Сформированность умения брать на себя ответственность в этой деятельности.
- Представление об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в пространстве
школы и просить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий.
9

Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное
участие в них, брать на себя ответственность. Прогресс ребёнка в этом направлении.
- Стремление ребёнка активно участвовать в подготовке и проведении праздников и
других мероприятий дома и в школе, прогресс в этом направлении.
2. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Психологическая коррекция познавательных процессов»:
- Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое,
задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую
деятельность.
-Умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать пространственные и
метрические
признаки
предметов,
использование
словесного
обозначения
пространственных отношений.
- Увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и осязательной
модальности.
- Умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия.
- Умение планировать свою деятельность по времени и содержанию.
- Умение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы.
- Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать
запрос о специальной помощи.
3. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Психологическая коррекция эмоциональных нарушений»:
- Смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение активности и
самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных
эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость,
тревожная мнительность, эмоциональная отгороженность.
- Модифицирование эмоциональных отношений и переживаний ребенка, способов
реагирования на отношение к нему окружающих.
- Умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального реагирования и
управлять ими.
- Практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков управления
вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса.
4. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению: «Психологическая коррекция социально-психологических проявлений»:
- Уменьшение ореола исключительности психологических проблем.
- Умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих
общие проблемы и цели.
- Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу,
пожелание, опасения, завершить разговор.
- Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.
Умение получать и уточнять информацию от собеседника.
5. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Коррекция нарушений речи»:
- Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную,
невербальную) как средство достижения цели.
- Формирование слухового контроля за своим произношением и фонематическим
анализом.
- Нормализация проприоциптивной дыхательной мускулатуры при и вне фонации.
- Формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи.
- Автоматизация поставленных звуков.
- Умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим
человеком. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с
другими людьми.
10

6.Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Коррекция нарушений чтения и письма»:
-Умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и грамматических связей в
русском языке из слов, не имеющих семантической значимости.
- Умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне.
- Умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов.
- Умение анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом уровне.
- Умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы
конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его
потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
Планируемые
результаты
освоения
междисциплинарной
программы
«Формирование универсальных учебных действий» АООП ООО, ее разделов «Чтение.
Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» соответствуют
ООП ООО.
Планируемые результаты освоения учебных программ АООП ООО по учебным
предметам соответствуют ООП ООО.
1.3. Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития
планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной
программы основного общего образования
Основными направлениями и целями оценочной деятельности обучающихся с ОВЗ
являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов
деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные
данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов
освоения АООП ООО предполагает комплексный подход к оценке результатов
образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп
результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО (кроме программы
коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Оценивать достижения обучающимся с ЗПР планируемых результатов необходимо
при завершении каждого уровня образования, поскольку у обучающегося с ЗПР может
быть индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация
планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени объективно
невозможна.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и
государственной итоговой аттестации освоения АООП ООО в иных формах.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам
освоения АООП ООО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:

особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с
учетом
особых
образовательных
потребностей
и
индивидуальных
особенностейобучающихся с ЗПР;

привычную обстановку в классе (наличие схем, шаблонов общего хода выполнения
заданий);

присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;

адаптированные инструкции с учетом особых образовательных

потребностей и индивидуальных трудностей:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие
смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она
дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими
11

смысловыми акцентами;

при необходимости предоставление дифференцированной помощи:

стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей
(привлечение

внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о
необходимости

самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);

увеличение времени на выполнение задания;

недопустимы негативные реакции со стороны педагога, создание ситуации,
приводящей к эмоциональному травмированию ребенка.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов
освоения АООП НОО должна предусматривать оценку достижения обучающимися с ЗПР
планируемых результатов освоения программы коррекционной работы.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов
АООП ООО (далее — Система оценки) соответствует ООП ООО.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и
итоговой аттестации в иных формах (в соответствии с особенностями обучающегося с
ЗПР). Основными направлениями и целями оценочной деятельности являются оценка
образовательных достижений обучающихся с ЗПР и оценка результатов деятельности
образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные
используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования. Система
оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых
результатов освоения АООП ООО призвана решить следующие задачи:

закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать
объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания,
формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и
воспитание обучающихся с ЗПР, достижение планируемых результатов освоения
содержания учебных предметов и формирование универсальных учебных действий;

предусматривать оценку достижений обучающихся с ЗПР и оценку эффективности
деятельности образовательной организации; позволять осуществлять оценку динамики
учебных достижений обучающихся с ЗПР и развития жизненной компетенции.
Результаты достижений обучающихся с ЗПР в овладении АООП ООО являются
значимыми для оценки качества образования обучающихся с ЗПР.
При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно
опираться на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных
особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического
и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся с
ЗПР;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении
содержания АООП ООО, что сможет обеспечить объективность оценки.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса
образования обучающихся с ЗПР, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются
одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов освоения
программы коррекционной работы.
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения
обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, выступает наличие
положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих
12

успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений
развития.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
работы может осуществляться с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг,
обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность,
информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку
достижений
планируемых
результатов
освоения
обучающимися
программы
коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее
содержание и организацию. В целях оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР
программы коррекционной работы целесообразно использовать все три формы
мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику.
Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых
образовательных потребностей и возможностей обучающихся, выявить исходный уровень
развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений
развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь.
Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение
всего времени обучения обучающегося на начальной ступени образования. При
использовании данной формы мониторинга можно использовать экспресс-диагностику
интегративных показателей, состояние которых позволяет судить об успешности (наличие
положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной
положительной динамики) обучающихся с ЗПР в освоении планируемых результатов
овладения программой коррекционной работы. Данные экспресс-диагностики выступают
в качестве ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии:
продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения
в нее определенных корректив.
Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе
(окончание учебного года, окончание обучения на начальной ступени школьного
образования), выступает оценка достижений обучающегося с ЗПР в соответствии с
планируемыми результатами освоения обучающимися программы коррекционной работы.
Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и финишной
диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и
индивидуальных
особенностей
обучающихся,
их
индивидуальных
особых
образовательных потребностей.
Для оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
работы используется метод экспертной оценки, который представляет собой процедуру
оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов).
Данная группа экспертов объединяет всех участников образовательного процесса тех, кто обучает, воспитывает и тесно контактирует с обучающимся. Задачей такой
экспертной группы является выработка общей оценки достижений обучающегося в сфере
социальной (жизненной) компетенции, которая обязательно включает мнение семьи,
близких ребенка. Основой оценки продвижения ребенка в социальной (жизненной)
компетенции служит анализ изменений его поведения в повседневной жизни - в школе и
дома.
Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения
обучающимися программы коррекционной работы, следует учитывать мнение родителей
(законных представителей), поскольку наличие положительной динамики обучающихся
по интегративным показателям, свидетельствующей об ослаблении (отсутствии
ослабления) степени влияния нарушений развития на жизнедеятельность обучающихся,
проявляется не только в учебно-познавательной деятельности, но и повседневной жизни.
В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения
программы коррекционной работы обучающегося в случае согласия родителей (законных
13

представителей)
необходимо
направить
на
расширенное
психолого-медикопедагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей
внести коррективы в организацию и содержание программы коррекционной работы.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы не
выносятся на итоговую оценку.
В качестве метода оценки результатов, помимо указанных в ООП ООО,
используется метод экспертной оценки (заключения специалистов шПМПк) на основе
мнений группы специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума
(шПМПк), работающих с ребенком.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Программа формирования универсальных учебных действий, включающая
формирование компетенций обучающихся в области использования информационнокоммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности
обучающихся с задержкой психического развития (далее - Планируемые результаты)
соответствует ООП ООО.
2.2.Рабочие программы учебных предметов, курсов, внеурочной деятельности
соответствуют ООП ООО.
2.3.Программа воспитания и социализации обучающихся с задержкой психического
развития при получении основного общего образования соответствует ООП ООО.
2.4. Направление и содержание программы коррекционной работы
Программа коррекционной работы направлена на осуществление специальной
поддержки (сопровождения) освоения АООП ООО обучающимися с ЗПР.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных
условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные
потребности обучающихся с ЗПР посредством индивидуализации и дифференциации
образовательной деятельности.
Программа коррекционной работы предусматривает различные варианты
специального сопровождения детей с ЗПР:
• обучение в общеобразовательном классе по АОП;
• обучение по индивидуальным программам с использованием надомной и (или)
дистанционной формы обучения;
• организация коррекционно-развивающих занятий педагогами, специалистами
сопровождения Школы.
Программа коррекционной работы реализуется в ходе всего учебнообразовательного процесса:
• через содержание и организацию образовательной деятельности (индивидуальный и
дифференцированный подход, поддержание эмоционально комфортной обстановки в
классе; обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью
предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом,
повышения мотивации к школьному обучению);
• в рамках внеурочной деятельности, курсов коррекционно-развивающей области в форме
специально организованных индивидуальных и групповых занятий (психологическая
коррекция познавательных процессов, эмоциональных нарушений, социальнопсихологических проявлений; коррекция устной речи, коррекции нарушений чтения и
письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным
областям);
• в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся
обязательна организация специальной поддержки коллектива педагогов, родителей,
обучающихся, ребенка с ЗПР (помощь в формировании адекватных отношений между
ребенком с ЗПР, одноклассниками, родителями, педагогами; работа по профилактике
14

внутриличностных и межличностных конфликтов в классе/Школе); степень участия
специалистов сопровождения Школы варьируется по необходимости.
Целью программы коррекционной работы является создание условий для оказания
комплексной помощи обучающимся с ОВЗ (далее ЗПР) в освоении ими ООП ООО,
коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся,
социальной адаптации.
Задачи программы:
• своевременное выявление детей с ЗПР;
• определение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории
обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или)психическом и
речевом развитии;
• определение особенностей организации образовательной деятельности для
рассматриваемой категории обучающихся в соответствии с индивидуальными
особенностями, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
• создание условий, способствующих освоению рассматриваемой категории обучающихся
АООП ООО, их интеграции в Организации;
• осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической
помощи категории обучающихся с учётом особенностей их психического, речевого и
(или) физического развития, индивидуальных возможностей;
•
организация
индивидуально-ориентированного
коррекционноразвивающего
воздействия (занятий) по преодолению недостатков психического, речевого и (или)
физического развития, оказанию помощи в освоении АООП ООО;
• разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);
• реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными
возможностями здоровья;
• оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) детей указанной категории, обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
• Принцип соблюдения интересов обучающегося - специалист призван решать проблему
обучающегося с максимальной пользой и в его интересах.
• Принцип системности - обеспечивает системный подход к анализу особенностей
развития и коррекции нарушений, обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, то есть единство диагностики, коррекции и развития, а также взаимодействие и
согласованность действий специалистов в решении проблем обучающегося, участие в
данном процессе всех участников образовательной деятельности.
• Принцип непрерывности - гарантирует обучающемуся и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения
подхода к её решению.
• Принцип вариативности - предполагает создание вариативных условий для получения
образования обучающимися, имеющими различные недостатки в физическом и (или)
психическом развитии.
• Принцип рекомендательного характера оказания помощи – обеспечивает соблюдение
гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с
ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, организации, осуществляющие
образовательную деятельность, защищать законные права и интересы детей, включая
обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о
направлении (переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) организации,
осуществляющие образовательную деятельность (классы, группы).
Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося
указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
определяется в соответствии с рекомендациями ПМПК, ИПР. Помимо психологической
15

коррекции познавательных процессов, эмоциональных нарушений, социальнопсихологических проявлений; коррекция устной речи, коррекции нарушений чтения и
письма, необходимым направлением программы коррекционной работы является
медицинская коррекция и реабилитация
(лечебно-воспитательные мероприятия,
медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение).
Этапы реализации программы коррекционной работы:
1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).
Результат: оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей,
определение специфики и их особых образовательных потребностей; оценка
образовательной среды на предмет соответствия требованиям программно- методического
обеспечения, материально-технической и кадровой базы организации.
2. Этап планирования, организации, координации (организационно- исполнительская
деятельность). Результат: организация образовательной деятельности коррекционноразвивающей направленности, а также процесса специального сопровождения детей
указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при
целенаправленно созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития,
социализации рассматриваемой категории детей.
3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольнодиагностическая деятельность). Результат: констатация соответствия созданных условий и
выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым
образовательным потребностям ребенка.
4. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).
Результат: внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс
сопровождения детей указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов
работы.
Программа коррекционной работы включает взаимосвязанные направления,
которые отражают её содержание:
 диагностическая работа;
 коррекционно-развивающая работа;
 консультативная работа;
 информационно-просветительская работа.
План реализации программы коррекционной работы в Приложении 2.
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление обучающихся с ЗПР,
проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им
психолого-медико-педагогической помощи в условиях организации.
Диагностическая работа включает:
• раннюю (с первых дней пребывания, обучающегося в организации) диагностику
отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
• комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической
информации от специалистов организации;
• определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося указанной
категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выявление его
резервных возможностей;
• изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей,
обучающихся;
• изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
• изучение адаптивных возможностей и уровня социализации обучающегося указанной
категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
• системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития
ребёнка;
• анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
16

Коррекционно-развивающая
работа
обеспечивает
своевременную
специализированную помощь (поддержку) в освоении базового содержания образования и
коррекции нарушений устной речи, коррекции и профилактике нарушений чтения и
письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным
областям, способствует формированию универсальных учебных действий у указанной
категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (личностных,
регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Коррекционно-развивающая работа включает:
• выбор оптимальных для развития указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья с коррекционных программ/методик, методов и приёмов
обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
• организацию и проведение педагогами и специалистами индивидуальных и групповых
коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития
и трудностей обучения (согласно расписанию коррекционно- развивающих занятий
специалистов);
• системное воздействие на учебно-познавательную деятельность обучающегося в
динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных
учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
• коррекцию и развитие высших психических функций;
• развитие эмоционально-волевой и личностной сфер указанной категории, обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья и психокоррекцию его поведения;
• социальную защиту указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья в случаях неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная
работа
обеспечивает
непрерывность
специального
сопровождения указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психологопедагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации
обучающихся.
Консультативная работа включает:
• выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы
с обучающимся, единых для всех участников образовательного процесса;
•
консультирование
специалистами
педагогов
по
выбору индивидуальноориентированных методов и приёмов работы с обучающимся;
• консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов
коррекционного обучения ребёнка.
Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для
данной категории обучающихся, со всеми участниками образовательного процесса —
обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их
родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
• различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные
стенды,
печатные
материалы),
направленные
на
разъяснение
участникам
образовательного процесса - обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки
в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам —
вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
• проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению
индивидуально-типологических особенностей различных категорий, обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
17

Реализация указанных направлений по системному сопровождению (специальной
поддержке) указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья в организации обеспечивается наличием специалистов разного профиля
(педагогов- психологов, учитель-дефектолог, учителей-логопедов, социального педагога)
и школьного психолого-медико-педагогического консилиума (далее - шПМПк), которые
входят в его постоянный состав. Школьный ПМПк является основным механизмом
взаимодействия специалистов. Персональный состав шПМПк ежегодно утверждается
приказом директора Школы.
Основные требования к условиям реализации программы:
 психолого-педагогическое обеспечение;
 программно-методическое обеспечение;
 кадровое обеспечение;
 материально-техническое обеспечение.
Психолого-педагогическое обеспечение
• обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебныхнагрузок,
вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, ИПР;
• обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционнаянаправленность учебно
воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение
комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических
технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации
образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
• обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач
обучения, ориентированных на особые образовательные потребности указанной категории
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание
обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка,
отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника;
использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных
образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые
образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное
обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на
обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных
занятиях);
• обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим,
укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических,
умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарногигиенических правил и норм);
• обеспечение участия указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития,
вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурноразвлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
• развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения
психического и (или) физического развития.
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации Программы коррекционной работы используются:
• адаптированные основные общеобразовательные программы основного общего
образования,
• коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий
инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности
учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда,

18

• в случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или)
физического развития по индивидуальному учебному плану – использование
адаптированных общеобразовательных программ.
Кадровое обеспечение
Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей
квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими
обязательную курсовую профессиональной подготовку.
В штатное расписание организации введена ставка педагога- психолога. Уровень
квалификации работника
соответствует квалификационным характеристикам по
соответствующей должности.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми,
имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки
педагогического коллектива. Для этого обеспечено повышение квалификации работников
образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с
ОВЗ.
При необходимости в процесс реализации АООП ООО для обучающихся с ЗПР
Школа может временно или постоянно обеспечить участие тьютора, который должен
иметь высшее профессиональное образование по направлению «Специальное
(дефектологическое) образование» либо по одному из его профилей (специальностей), или
пройти курсы переподготовки по соответствующей программе, и стаж педагогической
работы не менее 2 лет.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих
материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей с недостатками
физического и (или) психического развития в здание и помещения организации,
организацию их пребывания, обучения в организации (архитектурная среда для
обучающихся с ОВЗ), также позволяющих обеспечить адаптивную и коррекционноразвивающую среды организации:
• наличие кабинета для занятий с педагогом-психологом
Необходимо предусмотреть наличие персональных компьютеров, технических
приспособлений (специальная клавиатура, различного вида контакторы, заменяющие
мышь, джойстики, трекболы, сенсорные планшеты). В этом случае сопровождать работу
ребенка во время урока должен тьютор.
Информационное обеспечение
Необходимым
условием
реализации
программы
является
создание
информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной
формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием
современных информационно-коммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с
ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей),
педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам,
предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям
и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Планируемые результаты Программы коррекционной работы:
1. Положительная динамика в освоении обучающимися базового уровня содержания
образования - достижение личностных, метапредметных, предметных результатов АООП
ООО.
2. Максимально возможная коррекция недостатков физического и/или психического
развития (уровень жизненной компетенции обучающегося с ЗПР).
3. Социальная адаптация обучающихся.
Планируемые результаты Программы коррекционной работы конкретизируются в
программах обязательных коррекционно-развивающих курсов. Рабочие программы
19

курсов коррекционно-развивающих занятий АООП ООО вынесены в Приложение 1.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план
Учебный план АООП ООО для обучающихся с ЗПР (обязательные предметные
области учебного плана и учебные предметы части, формируемой участниками
образовательных отношений) соответствуют ООП ООО.
3.2. План внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности направлен на достижение обучающимися
планируемых результатов освоения АООП основного общего образования и обеспечивает
реализацию индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и запросов
обучающихся, их родителей (законных представителей).
План внеурочной деятельности по направлениям АООП ООО для обучающихся с
ЗПР (кроме коррекционно-развивающей области) соответствуют ООП ООО. Для
обучающихся с ЗПР обязательной частью внеурочной деятельности является
коррекционно-развивающая область.
Коррекционно-развивающая область поддерживает процесс освоения содержания
АООП ООО, обеспечивает коррекцию недостатков в развитии обучающихся. Часы,
отводимые на коррекционно-развивающую область, включаются в часы, отводимые на
внеурочную деятельность (в объеме не менее 5 часов), и являются обязательными.
Содержание коррекционно-развивающей работы определяется на основе
рекомендаций ТПМПК, ИПРА.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, включая коррекционноразвивающую область, не учитывается при определении максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся.
Чередование учебной и внеурочной деятельности, включая коррекционно-развивающую область, определяет организация.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, включая коррекционноразвивающую область (до 10 часов в неделю), составляет до 1750 часов за пять лет
обучения.
Распределение часов коррекционно-развивающей области представлен на учебный
год в Приложении 3.
Рабочие программы курсов коррекционно-развивающих занятий АООП ООО
вынесены в Приложение 1.
3.3. Календарный учебный график
Календарный учебный график соответствуют календарному учебному графику
ООП ООО.
3.4. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития
Требования к условиям получения образования обучающимися с ЗПР
представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материальнотехническим и иным условиям реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР и достижения
планируемых результатов этой категорией обучающихся.
Требования к условиям получения образования обучающимися с ЗПР
представляют собой интегративное описание совокупности условий, необходимых для
реализации АООП ООО, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения.
Интегративным результатом реализации указанных требований является создание
комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ЗПР,
построенной с учетом их особых образовательных потребностей, которая обеспечивает
20

высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для
обучающихся, их родителей (законных представителей), духовно-нравственное развитие
обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психического и
социального здоровья обучающихся.
3.4.1. Кадровые условия
Муниципальное
общеобразовательное
учреждение
Байновская
средняя
общеобразовательная школа (далее - организация) укомплектована педагогическими,
руководящими и иными работниками имеющими, профессиональную подготовку
соответствующего уровня и направленности.
Должность
Должностные обязанности Уровень квалификации работников
Требования к уровню Фактический
квалификации
Руководитель Обеспечивает системную
Высшее
соответствует
образователь образовательную
профессиональное
ной
административнообразование
по
организации
хозяйственную работу
направлениям
(директор)
образовательной
подготовки
организации
«Государственное
и
муниципальное
управление»,
«Менеджмент»,
«Управление
персоналом» и стаж
работы
на
педагогических
должностях не менее 5
лет, либо высшее
профессиональное
образование
и
дополнительное
профессиональное
образование в области
государственного
и
муниципального
управления
или
менеджмента
и
экономики
и
стаж
работы
на
педагогических
или
руководящих
должностях не менее 5
лет.
Заместитель
Организует
процесс высшее
соответствует
руководителя реализации
основной профессиональное
(заместитель образовательной
образование
по
директора)
программы ОО,
направлениям
осуществляет руководство подготовки
им и контроль развития
«Государственное и
этого процесса;
муниципальное
обеспечивает выполнение
управление»,
требований федерального
«Менеджмент»,
государственного
«Управление
21

образовательного
стандарта; осуществляет
контроль за качеством
образовательной
деятельности;
обеспечивает режим
соблюдения норм и правил
безопасной
жизнедеятельности
в
образовательной (учебновоспитательной)
деятельности

Учитель

персоналом» и стаж
работы
на
педагогических
должностях не менее 5
лет либо высшее
профессиональное
образование
и
дополнительное
профессиональное
образование в области
государственного
и
муниципального
управления
или
менеджмента
и
экономики
и
стаж
работы
на
педагогических или
руководящих
должностях не менее 5
лет.
Осуществляет обучение и
Высшее
воспитание обучающихся с профессиональное
учетом их
образование
или
психологофизиологических среднее
особенностей и специфики профессиональное
преподаваемого предмета; образование по
способствует
направлению
формированию общей
подготовки
культуры личности,
«Образование
и
социализации, осознанного педагогика» или в
выбора и освоения
области,
образовательных
соответствующей
программ; осуществляет
преподаваемому
мониторинг успешности
предмету, без
формирования ключевых
предъявления
компетентностей
требований к стажу
обучающихся в процессе
работы либо высшее
изучения данного предмета профессиональное
(группы предметов),
образование
обеспечивает режим
или
среднее
соблюдения норм и правил профессиональное
техники безопасности в
образование
и
образовательной
дополнительное
деятельности
профессиональное
образование по
направлению
деятельности в
образовательном
учреждении без
предъявления
требований к стажу
работы.

Все учителя
соответствуют
заявленным
требованиям

22

Педагогорганизатор

Педагог –
психолог

Педагог
дополнительн
ого
образования

Организует совместную
внеурочную деятельность
взрослых и детей, детей
друг с другом,
направленную на
личностное развитие
обучающихся, их
ценностное
самоопределение и
компетентное гражданское
становление.
Создает условия для
достижения
воспитательных
результатов на основе
использования
разнообразных форм
внеурочной деятельности.
Обеспечивает сохранение
психического,
соматического и
социального благополучия
обучающихся в процессе
воспитания и обучения
Осуществляет
гармонизацию социальной
сферы ОО и реализацию
превентивных
мероприятий по
профилактике
возникновения

Осуществляет
дополнительное
образование
обучающихся ОУ,
выявление их
творческих

Высшее
соответствует
профессиональное
образование
или
среднее
профессиональное
образование
по
направлению
подготовки
"Образование
и
педагогика" или в
области,
соответствующей
профилю работы, без
предъявления
требований к стажу
работы.
Высшее
соответствует
профессиональное
образование
или
среднее
профессиональное
образование по
направлению
подготовки
«Педагогика
и
психология» без
предъявления
требований к стажу
работы либо высшее
профессиональное
образование
или
среднее
профессиональное
образование
и
дополнительное
профессиональное
образование по
направлению
подготовки
«Педагогика
и
психология» без
предъявления
требований к стажу
работы.
Высшее
соответствует
профессиональное
образование
или
среднее
профессиональное
образование
23

способностей.
Способствует их
развитию,
формированию
устойчивых
профессиональных
интересов и
склонностей, организует
разные виды
деятельности
обучающихся с
ориентацией на их
личности,
осуществляет
212азвитии мотивации
их
познавательных
интересов,
способностей.

Педагогбиблиотекарь

Обеспечивает доступ
обучающихся к
информационным
ресурсам, участвует в их
духовно-нравственном
воспитании,
профориентации и
социализации, содействует
формированию
информационной
компетентности

в
области,
соответствующей
профилю
кружка,
секции,
студии, клубного и
иного
детского объединения,
без
предъявления
требований к
стажу работы
либо
высшее
профессиональное
образование
или
среднее
профессиональное
образование и
дополнительное
профессиональное
образование
по
направлению
«Образование и
педагогика»
без
предъявления
требований к стажу
работы.
Высшее или среднее
соответствует
профессиональное
образование по
специальности
«Библиотечноинформационная
деятельность».

Профессиональное развитие и повышение квалификации педагогических
работников
Основным условием формирования и наращивания необходимого и достаточного
кадрового потенциала школы является обеспечение системы непрерывного
педагогического образования. Непрерывность профессионального развития работников
обеспечивается освоением дополнительных профессиональных программ по
профилю педагогической деятельности не реже один раз в три года.
Все педагогические работники прошли курсы повышения квалификации по
организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В организации созданы условия для комплексного взаимодействия
образовательных организаций, обеспечивающие возможность восполнения недостающих
кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения
оперативных консультаций по вопросам реализации АООП ООО, использования
24

инновационного опыта других образовательных организаций, проведения комплексных
мониторинговых исследований результатов образовательного процесса и эффективности
инноваций.
3.4.2. Финансовые условия
Финансовое обеспечение образования обучающихся с ЗПР осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации и учетом особенностей,
установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение обучающимися с
ЗПР общедоступного и бесплатного образования за счет средств соответствующих
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных,
муниципальных и частных образовательных организациях осуществляется на основе
нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, обеспечивающих реализацию АООП ООО.
Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов
Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 закона Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации», нормативные затраты на оказание
государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по
каждому уровню образования в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю)
образовательных программ с учетом форм обучения, Федеральных государственных
требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы
реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных
условий получения образования обучающимися с ЗПР, обеспечения дополнительного
образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и
воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных, предусмотренных
Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной
деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной
деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете
на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей 4 .
Финансирование программы коррекционной работы осуществляется в объеме,
предусмотренным законодательством.
3.4.3. Материально-технические условия
Материально-техническое обеспечение АООП ООО обучающихся с ЗПР отвечает
не только общим, но и их особым образовательным потребностям.
Требования к организации пространства
Под особой организацией образовательного пространства понимается создание
комфортных условий во всех учебных и внеучебных помещениях.
В образовательной организации должны быть отдельные специально
оборудованные помещения для проведения занятий с педагогом-дефектологом,
психологом, учителем-логопедом и другими специалистами, отвечающие задачам
программы коррекционной работы и задачам психолого-педагогического сопровождения
обучающегося с ЗПР. Должно быть организовано пространство для отдыха и
двигательной активности обучающихся на перемене и во второй половине дня,
желательно наличие игрового помещения.
Для обучающихся с задержкой психического развития необходимо создавать
доступное пространство, которое позволит воспринимать максимальное количество
сведений через аудио-визуализированные источники, а именно удобно расположенные и
доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных
правилах поведения, правилах безопасности, распорядке /режиме функционирования
учреждения, расписании уроков, последних событиях в школе, ближайших планах и т.д..
Организация рабочего пространства обучающегося с задержкой психического
развития в классе предполагает выбор парты и партнера. При реализации АООП НОО
25

необходимо обеспечение обучающемуся с ЗПР возможности постоянно находиться в зоне
внимания педагога.
Инфраструктура школы.
Имеющиеся площади учебныхкабинетов и общешкольных помещений позволяют
осуществлять образовательную деятельность при численности контингента обучающихся
– 600 человек.
Материально – техническая база МОУ Байновской СОШ соответствует целям и
задачам общеобразовательной организации. Состояние материально – технической базы и
содержание здания соответствует санитарно-гигиеническим нормам и требования
пожарной безопасности.
В школе имеется необходимый набор учебных помещений для изучения
обязательных учебных дисциплин. Учащиеся на уровне начального общего образования
обучаются в учебных помещениях, закрепленных за каждым классом, на уровне
основного и среднего общего образования – по классно-кабинетной системе.
40 кабинетов, включая специализированные кабинеты физики, химии, биологии, 1
кабинет информатики, 1 мобильный класс, кабинеты «Точки роста»
В образовательном учреждении созданы условия не только получения
школьниками основ теоретических знаний по предметам учебного плана, но и для
получения ими практических навыков. Для проведения практических занятий в школе
функционируют кабинеты, мастерские, в которых ведущая роль отводится практическим
работам, тренировочным занятиям.
Требования к организации временного режима обучения
Временной режим образования обучающихся с ЗПР (учебный год, учебная неделя,
) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ
«Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также
локальными актами образовательной организации.
Организация временного режима обучения детей с ЗПР должна соответствовать их
особым образовательным потребностям и учитывать их индивидуальные возможности.
Сроки освоения АООП ООО обучающимися с ЗПР составляют 5 лет (5-9 классы).
Устанавливается следующая продолжительность учебного года – 34 учебных недели.
Для профилактики переутомления обучающихся с ЗПР в календарном учебном
плане предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.
Обучение проходит в первую смену. Продолжительность учебного дня для
конкретного ребенка устанавливается образовательной организацией с учетом особых
образовательных потребностей обучающегося, его готовности к нахождению в среде
сверстников без родителей. Распорядок учебного дня обучающихся с ЗПР
устанавливается с учетом их повышенной утомляемости в соответствии с требованиями к
здоровьесбережению (регулируется объем нагрузки по реализации АООП ООО, время на
самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей
обучающихся в двигательной активности). Целесообразно обучение по режиму
продленного дня с организацией прогулки, питания, необходимых оздоровительных
мероприятий.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной
нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10. Образовательную недельную нагрузку
необходимо равномерно распределять в течение учебной недели.
Обучение и воспитание происходит, как в ходе занятий / уроков, так и во время
другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня.
Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков
не допускается. Продолжительность урока – 40 минут.
26

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой
перемены (после 2-го или 3-го уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены
допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать перемены по 20 минут каждая. Между
началом коррекционных, внеклассных, факультативных занятий, кружков, секций и
последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45
минут.
При обучении детей с ЗПР предусматривается специальный подход при
комплектовании класса общеобразовательной организации, в котором будет обучаться
ребенок с ЗПР. Общая численность класса, в котором обучаются дети с ЗПР, осваивающие
вариант АООП ООО, не должна превышать 25 обучающихся, число обучающихся с ЗПР
в классе не должно превышать четырех, остальные обучающиеся – не имеющие
ограничений по здоровью.
Требования к техническим средствам обучения
Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения,
мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные
потребности обучающихся с ЗПР, способствуют мотивации учебной деятельности,
развивают познавательную активность обучающихся. К техническим средствам обучения
обучающихся с ЗПР, ориентированным на их особые образовательные потребности,
относятся: компьютеры c колонками и выходом в Internet, принтер, сканер,
мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски, коммуникационные
каналы, программные продукты, средства для хранения и переноса информации (USB
накопители).

27


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».