Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

В мире художественного произведения

Содержание
1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

3

2.

Содержание учебного предмета

3

3.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых

на освоение каждой темы

5

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Цели данного элективного курса – помочь старшеклассникам в осуществлении задач
профессионального образования, воспитание внимательного , вдумчивого и заинтересо2


















ванного
читателя, готового к самостоятельному общению с художественными
произведениями различных жанров и эпох.
Основные задачи курса:
углубление и систематизация знаний по теории литературы;
обучение анализу текстов разных стилей и жанров;
расширение культурного кругозора;
развитие литературно-творческих способностей;
удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей.
Достижение данных целей и задач способствует формированию следующих
компетенций: общекультурной, литературоведческой, ценностно-мировоззренческой,
читательской, речевой.
Содержание программы элективного курса позволяет спроектировать следующие
результаты обучения:
Личностные результаты :
совершенствование духовно-нравственных качеств личности
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы)
Метапредметные результаты:
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать
аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные
связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать
ее,
определять сферу своих интересов.
Предметные результаты:
составление аналитического высказывания об идейно-художественном своеобразии
литературного произведения и его фрагментов;
понимание авторской позиции;
выявление и осмысление роли изобразительно-выразительных средств языка в единстве с
идейно-композиционной характеристикой произведения;
совмещение эмоциональной реакции на прочитанное с грамотным изложением своих
мыслей и чувств на языке литературоведения;
обоснованная аргументация собственной точки зрения;
интерпретация произведения в контексте культуры, конкретной эпохи, современности.
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

2. Содержание учебного предмета
Введение. Цели и задачи курса.
Современные подходы к анализу художественного произведения. Различение понятий
«первичное эмоциональное восприятие», «анализ» и «интерпретация» текста. Что такое
анализ в единстве формы и содержания (от формы к содержанию). Виды анализа:
лингвистический и литературоведческий, сопоставительный и др.
Тема 1. Литературные направления. Античная литература. Древнерусская литература.
Классицизм. Сентиментализм. Романтизм. Реализм.
Модернизм. Особенности
литературных направлений.
Тема 2. Жанры и роды литературы, понятие о художественном методе и стиле. Роды
литературы: эпос, лирика, драма. Жанры русской литературы: роман, повесть, рассказ,
стихотворение, поэма, трагедия, драма, комедия и другие. Художественный метод и стиль
русских писателей и поэтов XIX века
Тема 3. Идейно-тематический анализ произведения. Тема, проблема, конфликт, пафос,
идея произведения
3

Тема 4. Композиционный анализ произведения.
Особенности композиции
прозаических и лирических произведений. Линейная, кольцевая и челночная композиция.
Внекомпозиционные элементы: пейзаж, портретная характеристика, описание местности,
интерьера, собственно-авторская характеристика, диалог, речь героев.
Тема 5. Лингвостилистический анализ текста. Понятие о лингвостилистическом
анализе текста. Лингвистический анализ: определение семантики устаревших слов и
оборотов, диалектизмов, профессионализмов, терминов, индивидуально-авторских слов.
Стилистический
анализ:
определение
словесных
средств
художественной
изобразительности: тропов стилистических фигур, звуковых средств художественной
изобразительности.
Тема 6. Элементы стихосложения. Ритм. Ритмика. Стопа. Размер. Рифма. Рифмовка.
Строфа.
Тема 7. Структура простого и сложного плана. Конспект. Тезисы. Структура
сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений: историческое, историколитературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное,
публицистическое, лирическое. Основная часть. Заключение. Правила составления
тезисов. Конспектирование как вид письменной работы.
Тема 8. Конспект критической статьи. Основные правила конспектирования
критической статьи. Составление плана критической статьи. Способы цитирования. Н.
Добролюбов. «Что такое обломовщина?», «Луч света в тёмном царстве». Д. Писарев.
“Базаров”.
Тема 9. План развёрнутого ответа на вопрос. Составление плана развёрнутого ответа на
вопросы по роману А. Гончарова: «Что мне нравится в Ольге Ильинской?», «Почему
Ольге Ильинской не удалось перевоспитать Обломова?».
Тема 10. План анализа эпизода. Требования к выполнению работы по анализу эпизода.
План анализа эпизода. Анализ эпизодов пьесы А. Островского: «Прощание Катерины с
Тихоном», «Финальная сцена драмы». Анализ эпизода романа А. Гончарова «Обломов»:
«Приезд Штольца к Обломову».
Анализ эпизодов романа Ф. Достоевского
«Преступление и наказание»: «Раскольников раскрывает тайну убийства Соне», «Встречи
Раскольникова с Порфирием Петровичем» и др. Анализ эпизодов романа Л. Толстого
«Война и мир»: «Ночь в Отрадном», «Князь Андрей Болконский на Аустерлицком поле»,
«Первый бал Наташи Ростовой» и др. Анализ эпизодов пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый
сад»: «Приезд Раневской в имение», «Финальная сцена комедии».
Тема 11. План комплексного анализа прозаического и лирического произведений.
Структура плана комплексного анализа художественного произведения: идейнотематический анализ, композиционный анализ, языковой анализ, стихосложение (для
лирических).
Тема 12. Идейно-тематический анализ произведения.
Определение темы и
проблематики произведения. Конфликт произведения: общественный, идеологический,
социальный, межличностный, внутренний. Пафос произведения: героический,
революционный, патриотический. Идея произведения. Смысл заглавия. Идейнотематический анализ произведения на материале рассказов И. С. Тургенева. Идейнотематический анализ лирики на материале произведений Ф.И. Тютчева и А. Фета.
Проблемный анализ произведения: «Идейно-нравственные поиски героев Толстого».
Тема 13. Композиционный анализ произведения. Композиция повествования.
Композиция рассуждения. Композиция описания. Анализ композиции лирического
произведения. Роль внекомпозиционных элементов: пейзажа,
портретной
характеристики, описания местности, интерьера, собственно-авторской характеристики,
диалога, речевой характеристики героев. Композиционный анализ стихотворений в прозе
И. С. Тургенева “Мы ещё повоюем!”, «Щи», «Богач» и др. Композиционный анализ
лирических произведений на материале лирики Ф. И. Тютчева и А. Фета. Роль детали в
4

художественном произведении (на материале романа Ф. Достоевского “Преступление и
наказание”). Роль пейзажа в произведении (на материале романа “Война и мир”).
Тема 14. Лингвостилистический анализ текста. Анализ изобразительно-выразительных
средств языка на материале произведений А. Фета, Ф. Тютчева, Н. Некрасова. Приёмы
сатирического изображения (на материале произведения Салтыкова-Щедрина «История
одного города»).
Тема 16. Сравнительный и сопоставительный анализ лирических произведений.
План сравнительного анализа произведений. Сравнительный и сопоставительный анализ
произведений на материале стихотворений поэтов XIX века.
Тема 17. План характеристики литературного героя. Характеристика литературного
героя (на материале повести Н. Лескова «Очарованный странник»).
Тема 18. Комплексный анализ прозаического текста.
Комплексный анализ
прозаического текста (на материале сказок С-Щедрина). Комплексный анализ рассказа (на
материале произведений А. П. Чехова). Комплексный анализ лирического произведения
(на материале лирики поэтов XIX века).
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы
№ урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Тема
Вводное занятие. Цели и задачи курса. Особенности устной и письменной речи
Литературные направления
Жанры и роды литературы, понятие о художественном методе и стиле
Идейно-тематический анализ произведения: тема, проблема, конфликт, пафос,
идея
Композиционный анализ произведения
Лингвостилистический анализ текста: лексика и ИВС
Элементы стихосложения
Структура простого и сложного плана. Конспект. Тезисы.
Конспект критической статьи. Н. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»,
«Луч света в тёмном царстве»
План развёрнутого ответа на вопрос. Монологическое устное высказывание:
«Что мне нравится в Ольге Ильинской?», «Почему Ольге Ильинской не
удалось перевоспитать Обломова?»
План анализа эпизода. Анализ эпизодов пьесы А. Островского: «Прощание
Катерины с Тихоном», «Финальная сцена драмы»
План комплексного анализа прозаического текста
Идейно-тематический анализ произведения на материале рассказов Тургенева.
Композиционный анализ стихотворений в прозе “Мы ещё повоюем!”, «Щи»,
«Богач» и др.
Составление тезисов статьи
Д. Писарева “Базаров”.
План анализа лирического произведения (интерпретация, истолкование)
Идейно-тематический анализ лирики на материале произведений Ф.И.
Тютчева и А. Фета.
Композиционный анализ произведений на материале лирики Ф. И. Тютчева и
А. Фета.
Анализ изобразительно-выразительных средств языка на материале
произведений А. Фета и Ф. Тютчева.
План сравнительного анализа лирических произведений на материале
стихотворений поэтов XIX века.
5

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Приёмы сатирического изображения (на материале произведений СалтыковаЩедрина)
Комплексный анализ прозаического текста (на материале сказок С-Щедрина)
Роль детали в художественном произведении (на материале романа Ф.
Достоевского “Преступление и наказание”).
Анализ эпизода: «Раскольников раскрывает тайну убийства Соне», «Встречи
Раскольникова с Порфирием Петровичем» и др.
Своеобразие психологического стиля
Ф. М. Достоевского. Три портрета Родиона Раскольникова
План характеристики литературного героя (на материале произведения Н.
Лескова)
Роль пейзажа в произведении (на материале романа “Война и мир”)
Анализ эпизода: «Ночь в Отрадном», «Князь Андрей Болконский на
Аустерлицком поле», «Первый бал Наташи Ростовой» и др.
Проблемный анализ произведения: «Идейно-нравственные поиски героев
Толстого»
Комплексный анализ рассказа (на материале произведений А. П. Чехова)
Анализ эпизода: «Приезд Раневской в имение», «Финальная сцена комедии»

6


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».