Содержание 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета 3 2. Содержание учебного предмета 7 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 8 2 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; 3 приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному дост оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений: уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 4 потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). 1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; 5 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты В результате изучения учебного предмета «Практическая лингвистика» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка; (орфографических, орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических); применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии, орфографии и синтаксису в практике правописания; соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка; понимать и интерпретировать содержание исходного текста; создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту; аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли; оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе; выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения; сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста; оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка; использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания; выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; 6 совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств; оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы). 2. Содержание учебного предмета Фонетика. Орфоэпия. Орфография. Основные понятия фонетики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения. Орфографические правила корня, приставки, суффикса и окончания, связанные с произношением. Омонимия в произношении. Лексика и фразеология. Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Словарно-тематические группы слов, использование их в речи. Паронимы и их употребление. Лексические изобразительно-выразительные средства русского языка. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Морфемика и словообразование. Основные понятия морфемики и словообразования. Морфемный и словообразовательный разборы слова. Способы словообразования. Основные способы формообразования и словообразования в современном русском языке. Морфология и орфография. Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Разграничение приставок и частиц НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий и наречных сочетаний. Трудные случаи правописания безударных окончаний и суффиксов существительных, прилагательных и глаголов. Употребление и правописание производных предлогов Морфология и культура речи. Особенности употребления некоторых форм существительного и прилагательного, местоимения, числительного, предлога. Изобразительновыразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Синтаксис и пунктуация. Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Словосочетание. Понятие о словосочетании. Классификация словосочетаний. Словосочетание и предложение. Понятие о предложении. Классификация предложений. Простое предложение. Главные члены предложения и способы их выражения. Трудные случаи согласования главных членов предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Полные и неполные предложения. Простое осложненное предложение. Согласование в предложениях с однородными членами. Употребление и обособление определений, обстоятельств. Обособление приложений. Конструкции, грамматически не связанные с предложением. Синтаксическая синонимия и ее роль в создании выразительности речи. Оформление цитат в сочинении. Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Виды придаточных в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Знаки препинания в СПП с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синонимия разных типов сложного предложения. Текст. Признаки текста. Способы и средства связи между частями текста. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Стили речи: разговорный, книжные. Основные виды тропов и стилистических фигур, их использование мастерами слова. Анализ текстов различных типов и стилей. Лингворечевая деятельность учащихся. 7 Чтение. Работа с готовым текстом. Определение темы, проблематики текста. Комментарий проблемы текста. Пересказ, близкий к авторскому тексту, сжатый пересказ, свободная передача содержания текста. Умение делать выписки и пользоваться ими. Выявление авторской позиции. Умение производить сопоставительный анализ текстов на одну и ту же тему. Работа с записной книжкой (папкой): накопление материала для сочинений, запись цитат, высказываний, собственных мыслей, интересных высказываний на уроках и вне уроков, запись наблюдений и жизненных фактов. Литературное творчество учащихся. Сочинения – рассуждения учащихся по типу задания второй части (задание №25) ЕГЭ на темы, затрагивающие современные общественные проблемы, в которых должна быть отражена и прокомментирована одна из проблем текста, отношение к ней автора, дан самостоятельный анализ литературных фактов и фактов исторической и современной действительности, связанных с проблематикой исходного текста. Сочинения о гражданском долге, стремлении к нравственному совершенствованию, смысле жизни и др. Развитие индивидуальных особенностей языкового стиля учащихся. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 10 класс № урока 1-2 Тема Введение: знакомство с целями и задачами изучения данного курса. Вводное тестирование. Текст 3-4 Текст как единица синтаксиса и связной речи. Функциональные стили речи, типы речи. 5-6 Текст как смысловое и структурное единство. Способы и средства связи предложений в тексте. 7-9 Основные виды тропов и стилистических фигур, их использование мастерами слова. 10-11 Разноаспектный анализ текста. 12 Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту. 13-14 Работа с текстом: тема, проблематика, авторская позиция. 15-16 Работа с тематической группой текстов на тему «Русский язык». Фонетика. Орфоэпия. Орфография. 17 Фонетика. Орфоэпия. Произносительная и орфоэпическая норма. 18-20 Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне. 21-23 Орфограммы в приставке. 24-25 Работа с тематической группой текстов на тему «Родина». 26-27 Правописание безударных гласных в окончаниях и суффиксах глагольных форм. 28-30 Слитное и раздельное написание омонимичных в произношении слов и сочетаний слов. 31-32 Контрольная работа в форме разноаспектного анализа текста. Лексика и фразеология. 33 Лексика. Лексическая норма. 34-35 Паронимия различных частей речи. 36-37 Работа с текстом по проблеме сохранения родной природы. 38-40 Изобразительно-выразительные возможности лексических средств связи в тексте. 41 Употребление фразеологизмов. 42-43 Обобщение по теме «Лексика и фразеология». 44 Проверочная работа. Морфемика и словообразование. 45 Словообразование именных частей речи. 46-47 Словообразование глагольных частей речи (глагола, причастия, деепричастия). 48-49 Контрольное сочинение - рассуждение по проблеме сохранения культурного 8 наследия родины. 50 Словообразование наречий. 51-52 Обобщение по теме « Морфемика и словообразование». Проверочная работа. Морфология и орфография. 53-54 Разграничение приставок и частиц НЕ и НИ. 55-57 Слитное, раздельное и дефисное написание наречий и наречных сочетаний. 58-59 Трудные случаи правописания безударных окончаний и суффиксов существительных, прилагательных и глаголов. 60-62 Употребление и правописание производных предлогов. 63-64 Итоговая контрольная работа в форме и по материалам ЕГЭ. 65 Анализ итоговой контрольной работы. 66-68 Резервные уроки 11 класс № урока Тема Морфология. Культура речи. 1 Морфологическая норма. Употребление некоторых форм существительных и прилагательных. 2 Значение и употребление местоимений и числительных 3-4 Употребление некоторых предлогов. 5-6 Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. 7-8 Работа с тематической группой текстов на тему «Нравственные ценности». Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. 9 Нормативное построение словосочетаний. 10 Типы связи в словосочетании. 11 Предложение и его типы. 12 Работа с тематической группой текстов на тему «Дружба». 13-14 Сочинение-рассуждение по проблемному тексту. Простое двусоставное и односоставное предложение 15-16 Грамматическая основа предложения. Подлежащее и способы его выражения. 17-18 Сказуемое и способы его выражения. 19 Трудные случаи согласования главных членов предложения. 20 Виды односоставных предложений. 21 Тире между подлежащим и сказуемым 22 Тире в неполном предложении, интонационное тире 23 Способы выражения сказуемого в безличном предложении. 24 Назывные и неполные предложения в описании. 25 Контрольная работа в форме разноаспектного анализа текста. Простое осложнённое предложение. 26 Однородные члены предложения, не соединенные союзами 27-28 Однородные и неоднородные определения 29 Однородные и неоднородные приложения 30-31 Однородные члены предложения, соединенные союзами 32 Работа с текстом на тему «Человек и искусство». 33-34 Однородные члены предложения с обобщающими словами 36 Знаки препинания при повторяющихся словах 37 Деепричастные конструкции 9 38 39 40 42 43-44 45-46 Обособленные обстоятельства, выраженные существительными Сравнительный оборот Уточняющие члены предложения. Пояснительные члены предложения Обороты со значением включения, исключения, замещения Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях, при обращении Знаки при междометиях, частицах, утвердительных, отрицательных и вопросительноотрицательных словах 47 Синтаксическая синонимия и её роль в создании выразительности речи. 48 Обобщение по теме «Простое осложнённое предложение». Проверочная работа. 49-50 Контрольное сочинение - рассуждение по тексту о роли искусства, литературы в жизни человека. Сложное предложение. 51 Сложносочинённое предложение и знаки препинания в нём. 52 Точка с запятой в сложносочиненном предложении 53 Тире в сложносочиненном предложении 54 Сложноподчинённое предложение с одним придаточным, пунктуация в нём. 55 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. 56 Точка с запятой, тире, двоеточие в сложноподчиненных предложениях 57 Запятая и тире в сложноподчиненных предложениях 58-59 Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях 60 Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях 61 Тире в бессоюзных сложных предложениях 62 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. 63-64 Синонимия разных типов сложного предложения. 65-66 Итоговый урок. Тестовая работа 67 Анализ контрольной работы 68 Повторение 10