Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Практическая лингвистика

Содержание
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

3

2. Содержание учебного предмета

7

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы

8

2

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных
перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное
и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном
социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе
России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным
символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации,
являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального
самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от
рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод
других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно
общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному
регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их
права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой деятельности;
3

приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному дост
оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии;
коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог
с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение
к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к
лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение
оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой
природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях
об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и
мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том
числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных
планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
4

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни
образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены
тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить,
что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для
широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных
ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и
письменных) языковых средств;
5

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Практическая лингвистика» на уровне
среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка; (орфографических,
орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии, орфографии
и синтаксису в практике правописания;
соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами
литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе;
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля
обучения;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных
высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между
ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в
тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского
языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и
усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения
диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и
представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при
обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
6

совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о
нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и
спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе
художественной литературы).
2. Содержание учебного предмета
Фонетика. Орфоэпия. Орфография. Основные понятия фонетики, орфоэпии. Звуки. Звуки и
буквы. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения. Орфографические
правила корня, приставки, суффикса и окончания, связанные с произношением. Омонимия в
произношении.
Лексика и фразеология. Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Словарно-тематические группы слов, использование их в речи. Паронимы и их употребление.
Лексические
изобразительно-выразительные
средства
русского
языка.
Фразеология.
Фразеологические единицы и их употребление.
Морфемика и словообразование. Основные понятия морфемики и словообразования.
Морфемный и словообразовательный разборы слова. Способы словообразования. Основные способы
формообразования и словообразования в современном русском языке.
Морфология и орфография. Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь
морфологии и орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии.
Разграничение приставок и частиц НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий и
наречных сочетаний. Трудные случаи правописания безударных окончаний и суффиксов
существительных, прилагательных и глаголов. Употребление и правописание производных
предлогов
Морфология
и
культура речи. Особенности
употребления
некоторых
форм
существительного и прилагательного, местоимения, числительного, предлога. Изобразительновыразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций.
Синтаксис и пунктуация. Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные
синтаксические единицы. Словосочетание. Понятие о словосочетании. Классификация
словосочетаний. Словосочетание и предложение. Понятие о предложении. Классификация
предложений. Простое предложение. Главные члены предложения и способы их выражения.
Трудные случаи согласования главных членов предложения. Двусоставные и односоставные
предложения. Полные и неполные предложения. Простое осложненное предложение. Согласование
в предложениях с однородными членами. Употребление и обособление определений, обстоятельств.
Обособление приложений. Конструкции, грамматически не связанные с предложением.
Синтаксическая синонимия и ее роль в создании выразительности речи. Оформление цитат в
сочинении. Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в
сложносочиненном предложении. Виды придаточных в сложноподчиненном предложении с одним
придаточным. Знаки препинания в СПП с одним придаточным. Знаки препинания в
сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Знаки препинания в бессоюзном
сложном предложении. Синонимия разных типов сложного предложения.
Текст. Признаки текста. Способы и средства связи между частями текста. Типы речи:
повествование, описание, рассуждение. Стили речи: разговорный, книжные. Основные виды тропов
и стилистических фигур, их использование мастерами слова. Анализ текстов различных типов и
стилей.
Лингворечевая деятельность учащихся.

7

Чтение. Работа с готовым текстом. Определение темы, проблематики текста. Комментарий
проблемы текста. Пересказ, близкий к авторскому тексту, сжатый пересказ, свободная передача
содержания текста. Умение делать выписки и пользоваться ими. Выявление авторской позиции.
Умение производить сопоставительный анализ текстов на одну и ту же тему. Работа с записной
книжкой (папкой): накопление материала для сочинений, запись цитат, высказываний, собственных
мыслей, интересных высказываний на уроках и вне уроков, запись наблюдений и жизненных фактов.
Литературное творчество учащихся. Сочинения – рассуждения учащихся по типу задания второй
части (задание №25) ЕГЭ на темы, затрагивающие современные общественные проблемы, в которых
должна быть отражена и прокомментирована одна из проблем текста, отношение к ней автора, дан
самостоятельный анализ литературных фактов и фактов исторической и современной
действительности, связанных с проблематикой исходного текста. Сочинения о гражданском долге,
стремлении к нравственному совершенствованию, смысле жизни и др. Развитие индивидуальных
особенностей языкового стиля учащихся.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы
10 класс
№ урока
1-2

Тема
Введение: знакомство с целями и задачами изучения данного курса. Вводное
тестирование.
Текст
3-4
Текст как единица синтаксиса и связной речи. Функциональные стили речи, типы речи.
5-6
Текст как смысловое и структурное единство. Способы и средства связи предложений в
тексте.
7-9
Основные виды тропов и стилистических фигур, их использование мастерами слова.
10-11
Разноаспектный анализ текста.
12
Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.
13-14
Работа с текстом: тема, проблематика, авторская позиция.
15-16
Работа с тематической группой текстов на тему «Русский язык».
Фонетика. Орфоэпия. Орфография.
17
Фонетика. Орфоэпия. Произносительная и орфоэпическая норма.
18-20
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне.
21-23
Орфограммы в приставке.
24-25
Работа с тематической группой текстов на тему «Родина».
26-27
Правописание безударных гласных в окончаниях и суффиксах глагольных форм.
28-30
Слитное и раздельное написание омонимичных в произношении слов и сочетаний слов.
31-32
Контрольная работа в форме разноаспектного анализа текста.
Лексика и фразеология.
33
Лексика. Лексическая норма.
34-35
Паронимия различных частей речи.
36-37
Работа с текстом по проблеме сохранения родной природы.
38-40
Изобразительно-выразительные возможности лексических средств связи в тексте.
41
Употребление фразеологизмов.
42-43
Обобщение по теме «Лексика и фразеология».
44
Проверочная работа.
Морфемика и словообразование.
45
Словообразование именных частей речи.
46-47
Словообразование глагольных частей речи (глагола, причастия, деепричастия).
48-49
Контрольное сочинение - рассуждение по проблеме сохранения культурного
8

наследия родины.
50
Словообразование наречий.
51-52
Обобщение по теме « Морфемика и словообразование». Проверочная работа.
Морфология и орфография.
53-54
Разграничение приставок и частиц НЕ и НИ.
55-57
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий и наречных сочетаний.
58-59
Трудные случаи правописания безударных окончаний и суффиксов существительных,
прилагательных и глаголов.
60-62
Употребление и правописание производных предлогов.
63-64
Итоговая контрольная работа в форме и по материалам ЕГЭ.
65
Анализ итоговой контрольной работы.
66-68
Резервные уроки
11 класс
№ урока
Тема
Морфология. Культура речи.
1
Морфологическая норма. Употребление некоторых форм существительных и
прилагательных.
2
Значение и употребление местоимений и числительных
3-4
Употребление некоторых предлогов.
5-6
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических
конструкций.
7-8
Работа с тематической группой текстов на тему
«Нравственные ценности».
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
9
Нормативное построение словосочетаний.
10
Типы связи в словосочетании.
11
Предложение и его типы.
12
Работа с тематической группой текстов на тему «Дружба».
13-14
Сочинение-рассуждение по проблемному тексту.
Простое двусоставное и односоставное предложение
15-16
Грамматическая основа предложения. Подлежащее и способы его выражения.
17-18
Сказуемое и способы его выражения.
19
Трудные случаи согласования главных членов предложения.
20
Виды односоставных предложений.
21
Тире между подлежащим и сказуемым
22
Тире в неполном предложении, интонационное тире
23
Способы выражения сказуемого в безличном предложении.
24
Назывные и неполные предложения в описании.
25
Контрольная работа в форме разноаспектного анализа текста.
Простое осложнённое предложение.
26
Однородные члены предложения, не соединенные союзами
27-28
Однородные и неоднородные определения
29
Однородные и неоднородные приложения
30-31
Однородные члены предложения, соединенные союзами
32
Работа с текстом на тему «Человек и искусство».
33-34
Однородные члены предложения с обобщающими словами
36
Знаки препинания при повторяющихся словах
37
Деепричастные конструкции
9

38
39
40
42
43-44
45-46

Обособленные обстоятельства, выраженные существительными
Сравнительный оборот
Уточняющие члены предложения. Пояснительные члены предложения
Обороты со значением включения, исключения, замещения
Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях, при обращении
Знаки при междометиях, частицах, утвердительных, отрицательных и вопросительноотрицательных словах
47
Синтаксическая синонимия и её роль в создании выразительности речи.
48
Обобщение по теме «Простое осложнённое предложение». Проверочная работа.
49-50
Контрольное сочинение - рассуждение по тексту о роли искусства, литературы в
жизни человека.
Сложное предложение.
51
Сложносочинённое предложение и знаки препинания в нём.
52
Точка с запятой в сложносочиненном предложении
53
Тире в сложносочиненном предложении
54
Сложноподчинённое предложение с одним придаточным, пунктуация в нём.
55
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.
56
Точка с запятой, тире, двоеточие в сложноподчиненных предложениях
57
Запятая и тире в сложноподчиненных предложениях
58-59
Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях
60
Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях
61
Тире в бессоюзных сложных предложениях
62
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
63-64
Синонимия разных типов сложного предложения.
65-66
Итоговый урок. Тестовая работа
67
Анализ контрольной работы
68
Повторение

10


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».