Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Основы финансовой грамотности

1

Содержание
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
2.
Содержание учебного предмета
3.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы

3
7
8

2

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
–
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и
способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить
жизненные планы;
–
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную
жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
–
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную
позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего
на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей
страны;
–
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию
в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
–
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
–
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
–
российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной
общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению
Отечеству, его защите;
–
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
–
формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
–
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
–
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
–
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные
права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая
и политическая грамотность;
3

–
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
–
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности,
готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной
организации;
–
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
–
приверженность
идеям
интернационализма,
дружбы,
равенства,
взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному
достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
–
готовность
обучающихся
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
–
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
–
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
–
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
–
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
–
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему
миру, живой природе, художественной культуре:
–
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
–
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
–
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к
действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
–
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
4

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
–
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
–
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
–
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
–
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
–
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
–
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам
трудовой деятельности;
–
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение
домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального
и академического благополучия обучающихся:
–
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
–
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
–
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
–
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
–
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
–
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
–
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
–
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
5

–
использовать
различные
модельно-схематические
средства
для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
–
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
–
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
–
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
–
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать
партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
–
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);
–
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
–
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
–
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
Требования к личностным результатам освоения курса:
-сформированность субъектной позиции учащегося как способности
самостоятельно решать практические задачи в сфере финансов и ответственно
относиться к принимаемым на себя долговым обязательствам;
-сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современным
представлениям в сфере финансов;
-понимание прав и обязанностей в сфере финансов и возможностей их
практического воплощения, а также наличия риска в осуществлении операций с
различными финансовыми инструментами.
Требования к метапредметнымрезультатам освоения курса:
-владеть умением решать практические финансовые задачи:
-анализировать практическую задачу в сфере финансов;
-ставить цели финансовой деятельности;
-планировать достижение целей, направленных на решение финансовой задачи;
-находить альтернативы решения финансовой задачи;
-оценивать альтернативы решения практической финансовой задачи и делать
оптимальный выбор;
-владеть коммуникативными компетенциями:
-вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать
предлагаемые идеи;
-анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных
источников; -владеть умением выступать в различных финансово-экономических ролях
(покупателя безналичным и наличным способом, заёмщика и кредитора, вкладчика,
участника фондового рынка, налогоплательщика, потребителя страховых услуг и др.);
6

-владение умением осуществлять рефлексию своей учебной и практической
деятельности. Требования к предметным результатам освоения курса:
-владение базовыми понятиями финансовой сферы (банк, депозит, кредит,
портфель инвестиций, страхование, страховой случай, фондовый рынок, ценные
бумаги, налоги, налоговый вычет, пенсия, пенсионные накопления, бизнес, стартап,
финансовый риск, финансовое мошенничество);
-владение знаниями (правил поведения) в определённых финансовых институтах
(банк, фондовый рынок, пенсионный фонд, налоговая служба, страховая компания и
др.).
2. Содержание учебного предмета «Основы финансовой грамотности»
Модуль 1. Банки: чем они могут быть полезны в жизни Базовые понятия и знания:
Банк, коммерческий и центральный банки; депозит; кредит; ипотека; процент;
инвестирование; портфель инвестиций. Механизм взаимодействия Центрального банка
и коммерческих банков; пассивные и активные операции банка; чем отличается
номинальный и реальный процент, простой и сложный процент; типы депозитов; типы
кредитов; программ инвестирования в драгоценные металлы и ценные бумаги; знание
того, что такое кредитная история; представление о том, что может составлять
портфель инвестиций.
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов Базовые
понятия и знания:
Фондовый рынок; ценные бумаги; акции; облигации. Знание механизма
функционирования фондового рынка; различных видов ценных бумаг и их отличий
друг от друга; субъектов (участников) фондового рынка и сути их деятельности;
возможностей участия физических лиц в игре на рынке ценных бумаг; правил выбора
профессионального агента; того, как люди выигрывают и проигрывают на фондовом
рынке и рынке РОКЕХ.
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата Базовые
понятия и знания: Налоги; пошлины; сборы; налоговая система; ИНН; налоговый вычет;
пеня по налогам. Знание оснований для взимания налогов с граждан и фирм в России;
общих принципов работы налоговой службы; случаев, в которых необходимо подавать
налоговую декларацию; способа получения ИНН; случаев и способов получения
налогового вычета.
Модуль 4. Обеспеченная старость: возможность пенсионного накопления Базовые
понятия и знания:
Пенсия; пенсионная система; пенсионные накопления. Знание видов пенсий и
условий их получения; представление о способах финансового обеспечения старости,
помимо пенсии; представление о существующих программах пенсионного обеспечения.
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять Базовые понятия и
знания: Бизнес; стартап; бизнес-план; бизнес-ангел; венчурист. Знание правил создания
нового бизнеса; программ в стране, регионе, городе, направленных на поддержку и
развитие молодых предпринимателей; того, куда можно обратиться за юридической
помощью в случае открытия собственного дела; условий, при которых можно стать
стартапером.
Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения Базовые понятия и
знания: Финансовый риск; финансовое мошенничество; финансовые пирамиды; портфель
инвестиций. Знание того, какие бывают финансовые риски в современной российской
действительности; того, куда обращаться в случаях потери (кражи) финансовых
документов (банковской карты, сертификатов, сберкнижек и др.); меры ответственности
государства в случаях финансового мошенничества и др.
Модуль 7. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду
Базовые понятия и знания: Страхование, договор на услуги по страхованию, медицинское
страхование, автострахование, страхование жизни, страховой случай; представление о
7

структуре и особенностях страхового рынка в России; знание видов (обязательное и
добровольное) и условий пользования медицинским страхованием; знание условий
автострахования; ознакомление с опытом использования различных страховых продуктов;
знание алгоритма действия при наступлении страховых случаев.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
№
Тема
Дата
Банки: чем они могут быть полезны в жизни.
1.
Банк, коммерческий и центральный банки.
2.
Банк, коммерческий и центральный банки.
3.
Депозит; кредит; ипотека.
4.
Депозит; кредит; ипотека.
5.
Процент; инвестирование; портфель инвестиций.
6.
Процент; инвестирование; портфель инвестиций.
7.
Механизм взаимодействия Центрального банка и коммерческих
банков.
8.
Пассивные и активные операции банка.
9.
Чем отличается номинальный и реальный процент, простой и
сложный процент.
10. Типы депозитов; типы кредитов.
Программа инвестирования в драгоценные металлы и ценные
11.
бумаги;
Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов.
12.
Фондовый рынок; ценные бумаги; акции; облигации.
13. Механизм функционирования фондового рынка.
14. Различные виды ценных бумаг и их отличия друг от друга.
15. Субъекты фондового рынка и суть их деятельности.
Возможности участия физических лиц в игре на рынке ценных
16.
бумаг.
17. Тематическая контрольная работа
Правила выбора профессионального агента; как люди выигрывают и
18.
проигрывают на фондовом рынке и рынке ТОКЕХ.
19. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата.
Налоги; пошлины; сборы.
20. Налоговая система.
21. ИНН.
22. Налоговый вычет; пеня по налогам.
23. Основания для взимания налогов с граждан и фирм в России.
24. Общие принципы работы налоговой службы.
25. Случаи, в которых необходимо подавать налоговую декларацию.
26. Способы получения ИНН.
27. Случаи и способы получения налогового вычета.
Обеспеченная старость: возможность пенсионного накопления.
28.
Пенсия.
29. Пенсионная система.
30. Пенсионные накопления.
31. Виды пенсий и условий их получения.
32. Способы финансового обеспечения старости, помимо пенсии.
Программы пенсионного обеспечения.
33. Итоговая контрольная работа
8

34. Итоговое повторение и обобщение
Итого
11 класс
№
Тема
1.
Собственный бизнес: как создать и не потерять. Бизнес.
2.
Бизнес.
3.
Стартап.
4.
Бизнес-план.
5.
Бизнес-ангел.
6.
Венчурист.
7.
Правила создания нового бизнеса.
Программы в стране, регионе, городе, направленные на поддержку и
8.
развитие молодых предпринимателей.
9.
Программы в стране, регионе, городе, направленные на поддержку и
развитие молодых предпринимателей.
Куда можно обратиться за юридической помощью в случае открытия
10.
собственного дела.
11.
Условия, при которых можно стать стартапером.
Риски в мире денег: как защититься от разорения.
12.
Финансовый риск.
13.
Финансовый риск.
14.
Финансовое мошенничество.
15.
Финансовые пирамиды.
16.
Портфель инвестиций.
17.
Какие бывают финансовые риски в современной российской
действительности.
Куда обращаться в случаях потери (кражи) финансовых документов
18.
(банковской карты, сертификатов, сберкнижек и др.).
19.
Меры ответственности государства в случаях финансового
мошенничества.
20.
Тематическая контрольная работа.
Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в
21.
беду. Страхование.
22.
Страхование.
23.
Договор на услуги по страхованию.
24.
Медицинское страхование.
25.
Автострахование.
26.
Страхование жизни.
27.
Страховой случай.
28.
Структура и особенности страхового рынка в России.
29.
Виды (обязательное и добровольное) и условия пользования
медицинским страхованием.
30.
Условия автострахования.
31.
Опыт использования различных страховых продуктов.
32.
Алгоритм действий при наступлении страховых случаев.
33.
Итоговая контрольная работа
34.
Итоговое повторение и обобщение
Итого

34
Дата

34

9


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».