Содержание 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета 3 2. Содержание учебного предмета 7 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 8 2 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: – ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; – готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; – готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; – принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; – неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): – российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; – уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); – формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; – воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: – гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; – признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; – интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; 3 – готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; – приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальномудост – оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; – готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: – нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; – принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; – способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; – формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; – экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; – эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: – ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; – положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. 4 Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений: – уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, – осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; – готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; – потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; – готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: – физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). 1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; 5 – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты В результате изучения учебного предмета «Физическая культура» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: - определять влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек; - знать способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности; - знать правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями общей, профессионально-прикладной и оздоровительнокорригирующей направленности; - характеризовать индивидуальные особенности физического и психического развития; - характеризовать основные формы организации занятий физической культурой, определять их целевое назначение и знать особенности проведения; - составлять и выполнять индивидуально ориентированные комплексы оздоровительной и адаптивной физической культуры; - выполнять комплексы упражнений традиционных и современных оздоровительных систем физического воспитания; - выполнять технические действия и тактические приемы базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; - практически использовать приемы самомассажа и релаксации; - практически использовать приемы защиты и самообороны; - составлять и проводить комплексы физических упражнений различной направленности; - определять уровни индивидуального физического развития и развития физических качеств; - проводить мероприятия по профилактике травматизма во время занятий физическими упражнениями; - владеть техникой выполнения тестовых испытаний Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). 6 Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: - самостоятельно организовывать и осуществлять физкультурную деятельность для проведения индивидуального, коллективного и семейного досуга; - выполнять требования физической и спортивной подготовки, определяемые вступительными экзаменами в профильные учреждения профессионального образования; - проводить мероприятия по коррекции индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств по результатам мониторинга; - выполнять технические приемы и тактические действия национальных видов спорта; - выполнять нормативные требования испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО); - осуществлять судейство в избранном виде спорта; - составлять и выполнять комплексы специальной физической подготовки. 2. Содержание учебного предмета Физическая культура Базовый уровень Физическая культура и здоровый образ жизни Современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек, поддержании репродуктивной функции. Оздоровительные мероприятия по восстановлению организма и повышению работоспособности: гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью; сеансы аутотренинга, релаксации и самомассажа, банные процедуры. Система индивидуальных занятий оздоровительной и тренировочной направленности, основы методики их организации и проведения, контроль и оценка эффективности занятий. Особенности соревновательной деятельности в массовых видах спорта; правила организации и проведения соревнований, обеспечение безопасности, судейство. Формы организации занятий физической культурой. Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Современное состояние физической культуры и спорта в России. Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья. Физкультурно-оздоровительная деятельность Оздоровительные системы физического воспитания. Современные фитнес-программы, направленные на достижение и поддержание оптимального качества жизни, решение задач формирования жизненно необходимых и спортивно ориентированных двигательных навыков и умений. Индивидуально ориентированные здоровьесберегающие технологии: гимнастика при умственной и физической деятельности; комплексы упражнений адаптивной физической культуры; оздоровительная ходьба и бег. Физическое совершенствование Совершенствование техники упражнений базовых видов спорта: акробатические и гимнастические комбинации (на спортивных снарядах); бег на короткие, средние и длинные дистанции; прыжки в длину и высоту с разбега; метание гранаты; передвижение на лыжах; плавание; технические приемы и командно-тактические действия в командных (игровых) видах; техническая и тактическая подготовка в национальных видах спорта. 7 Спортивные единоборства: технико-тактические действия самообороны; приемы страховки и самостраховки. Прикладная физическая подготовка: полосы препятствий; кросс по пересеченной местности с элементами спортивного ориентирования; прикладное плавание. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Наименование темы урока Легкая атлетика 12 ч Правила безопасности на уроках лёгкой атлетике в зале и на спортивной площадке. Старт и стартовый разгон. Бег 30 м. Бег до 3 минут. Прыжковые упражнения. Бег на выносливость до 5 минут. Совершенствовать технику игровых приёмов. Беговые и прыжковые упражнения. КДП - прыжок в длину с места. Бег до 7 минут. Учёт бега на 100м. Совершенствовать техники прыжка в длину с разбега. Бег в медленном темпе до 7 минут. Метание гранаты с 4-5 шагов разбега. Совершенствовать прыжок в длину с разбега. Бег до 7 минут. Учёт техники прыжка в длину с разбега. Бег в медленном темпе до 10 минут. Полоса препятствий. Метание гранаты с разбега на дальность. Бег в медленном темпе до 11 минут. Полоса препятствий. Учёт техники метания гранаты с разбега на дальность. Бег в медленном темпе до 12 минут. Полоса препятствий. Учёт бега на 800м. Упражнение на сопротивление. Контрольное упражнение - бег 3000м. Волейбол 15 ч Техника безопасности на уроках спортивных игр. Приём мяча снизу с подачи. Закрепить технику приёма мяча снизу с подачи. Совершенствовать технику передачи мяча через сетку. Передача мяча из 1, 5, 6 зон в зону 3. Совершенствовать технику изученных приёмов. Повторить, закрепить и совершенствовать технику изученных приёмов. Игра «картошка». Техника верхней прямой подачи. Передача мяча из 1, 5, 6 зон в зону 3. Совершенствовать технику верхней прямой подачи с приёмом и передачей мяча в зону 3. Учебные игры. Нападающий удар в парах. Совершенствовать прямую подачу. Повороты кругом в движении. Закрепить нападающий удар. Совершенствовать приёмы волейбола. Закрепить повороты кругом в движении. Совершенствовать нападающий удар, прием, передача мяча. Общая физическая подготовка. Подвижная игра. Повторение изученных приёмов волейбола. Учёт техники нападающего удара. Подвижная игра. Совершенствование технической и тактической подготовки в двусторонней игре. Тренировка: подтягивание, пресс. Учёт подтягивание, пресса. Подвижная игра. Тренировочные игры с целью усвоения правил игры. Учёт подтягивание, пресса. 8 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 Повторить элементы волейбола. Учебная игра с заданием. Гимнастика 21 ч Техника безопасности на уроках гимнастики. Строевые упражнения. Длинный кувырок вперёд через препятствие. Стойка на голове и руках силой. Учёт техники переворота в упор силой. Учить стойке на кистях. Совершенствовать опорный прыжок. Соскок махом из виса на подколенках, выход в сед из виса прогнувшись. Кувырок назад через стойку на кистях. Учёт техники соскока дугой. Акробатическое соединение. Лазанье по канату. Повторить опорный прыжок через козла в длину. Учёт стойки на кистях у стены. Кувырок назад через стойку на кистях. Контрольное упражнение - переворот в упор. Закрепить соскок на махе назад, переворот из виса с подтягивания. Учёт кувырка назад через стойку на кистях. Акробатическое соединение. Опорный прыжок ноги врозь через козла в длину. Выход силы в упор силой. Учёт выполнения акробатического соединения. Совершенствовать упор на перекладине. Повторить технику опорного прыжка. Гимнастическая полоса препятствий. Игры-эстафеты. Совершенствовать выхода силой. Выход на обе руки. Полоса препятствий. Учёт выход силой в упор силой. Учёт выход в упор силой. Повторить акробатического соединения. Опорный прыжок ноги врозь через коня в длину. Эстафеты. Круговая тренировка по станциям. Закрепить технику опорного прыжка. Гимнастическая полоса препятствий. Контрольное упражнение - подтягивание, пресс. Совершенствовать опорный прыжок. ОФП. Круговая тренировка на 5-6 станций. Опорный прыжок. ОФП в парах. Круговая тренировка. Учёт техники прыжка через коня ноги врозь. Итоги полугодия. Лыжная подготовка 24 ч Техника безопасности во время занятий лыжной подготовкой. Скользящий шаг без палок и с палками. Скользящий шаг без палок и с палками. Попеременный двухшажный ход. Попеременный двухшажный ход. Подъем в гору скользящим шагом. Одновременные ходы. Эстафеты. Одновременные ходы. Эстафеты. Повороты переступанием в движении. Повороты переступанием в движении. Передвижение коньковым ходом. Передвижение коньковым ходом. Попеременные ходы. Эстафеты. Торможение и поворот упором. Торможение и поворот упором. Переход с одновременных ходов на попеременные. Преодоление подъемов и препятствий. Преодоление подъемов и препятствий. Переход с одновременных ходов на попеременные. 9 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 Переход с одновременных ходов на попеременные. Преодоление подъемов и препятствий. Прохождение дистанции до 6 км (юноши). Прохождение дистанции до 4 км (девушки). Передвижение коньковым ходом. Спортивные игры 15 ч Техника безопасности на уроках спортивных игр. Сочетание приёмов перемещений и остановок в баскетболе. Передача мяча. Совершенствование перемещений и остановок, бросок баскетбольного мяча от плеча. Индивидуальные действия в защите (вырывание, выбивание, накрытие броска) нападение через центрового. Индивидуальные действия в защите (вырывание, выбивание, накрытие броска) нападение через центрового. Бросок от груди с дальней дистанции. Учебная игра. Бросок мяча в прыжке со средней дистанции. Учебная игра. Зонная защита 2х3. Учебная игра. Взаимодействие 3 игроков (тройка и малая восьмёрка). Индивидуальные действия в защите. Учебная игра с заданием. Нападение через центрового. Учебная игра с заданием. Учебная игра с заданием. Позиционное нападение и личная опека в игровых взаимодействиях 2х2. Бросок одной рукой от плеча в прыжке. Позиционное нападение со сменой мест. Развитие координационных способностей. Позиционное нападение со сменой мест. Легкая атлетика 15 ч Прыжок в высоту. Совершенствовать разбег с 9-11 шагов техника перехода через планку. Бег до 4 минут. Прыжок в высоту подбор длины разбега. Прыжок в высоту подбор длины разбега. Прыжок в высоту-переход через планку. Прыжок в высоту-переход через планку. Прыжок в высоту в целом. Прыжки через скакалку. Прыжок в высоту-техника. Техника безопасности при беге и метании, старты с разгоном до 20 м. Низкий старт с преследованием. ОРУ с мячами. Прыжок в длину. Бег 100м на время. Прыжок в длину с разбега, метание мяча. Бег до 7 минут. Прыжок в длину с разбега, метание мяча. Бег до 7 минут. Прыжок в длину с разбега, метание мяча на дальность. Зачётный урок по: бег 30м, челночный бег, прыжок в длину с места, подтягивание, пресс. Зачётный урок по: бег 30м, челночный бег, прыжок в длину с места, подтягивание пресс. 10