Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Физическая культура

Содержание
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

3

2. Содержание учебного предмета

7

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы

8

2

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные
права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая
и политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

3

– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальномудост
– оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие
гуманистических
ценностей,
осознанное,
уважительное
и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему
миру, живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к
действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.

4

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального
и академического благополучия обучающихся:
– физическое,
эмоционально-психологическое,
социальное
благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

5

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Физическая культура» на уровне
среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- определять влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление
здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
- знать способы контроля и оценки физического развития и физической
подготовленности;
- знать правила и способы планирования системы индивидуальных занятий
физическими упражнениями общей, профессионально-прикладной и оздоровительнокорригирующей направленности;
- характеризовать индивидуальные особенности физического и психического развития;
- характеризовать основные формы организации занятий физической культурой,
определять их целевое назначение и знать особенности проведения;
- составлять и выполнять индивидуально ориентированные комплексы
оздоровительной и адаптивной физической культуры;
- выполнять комплексы упражнений традиционных и современных оздоровительных
систем физического воспитания;
- выполнять технические действия и тактические приемы базовых видов спорта,
применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- практически использовать приемы самомассажа и релаксации;
- практически использовать приемы защиты и самообороны;
- составлять и проводить комплексы физических упражнений различной
направленности;
- определять уровни индивидуального физического развития и развития физических
качеств;
- проводить мероприятия по профилактике травматизма во время занятий физическими
упражнениями;
- владеть техникой выполнения тестовых испытаний Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

6

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- самостоятельно организовывать и осуществлять физкультурную деятельность для
проведения индивидуального, коллективного и семейного досуга;
- выполнять требования физической и спортивной подготовки, определяемые
вступительными экзаменами в профильные учреждения профессионального образования;
- проводить мероприятия по коррекции индивидуальных показателей здоровья,
умственной и физической работоспособности, физического развития и физических
качеств по результатам мониторинга;
- выполнять технические приемы и тактические действия национальных видов спорта;
- выполнять нормативные требования испытаний (тестов) Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);
- осуществлять судейство в избранном виде спорта;
- составлять и выполнять комплексы специальной физической подготовки.
2. Содержание учебного предмета
Физическая культура
Базовый уровень
Физическая культура и здоровый образ жизни
Современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в
формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия,
предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек, поддержании
репродуктивной функции.
Оздоровительные мероприятия по восстановлению организма и повышению
работоспособности: гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью;
сеансы аутотренинга, релаксации и самомассажа, банные процедуры.
Система
индивидуальных
занятий
оздоровительной
и
тренировочной
направленности, основы методики их организации и проведения, контроль и оценка
эффективности занятий.
Особенности соревновательной деятельности в массовых видах спорта; правила
организации и проведения соревнований, обеспечение безопасности, судейство.
Формы организации занятий физической культурой.
Государственные требования к уровню физической подготовленности населения
при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса
«Готов к труду и обороне» (ГТО).
Современное состояние физической культуры и спорта в России.
Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры,
спорта, туризма, охраны здоровья.
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Оздоровительные системы физического воспитания.
Современные фитнес-программы, направленные на достижение и поддержание
оптимального качества жизни, решение задач формирования жизненно необходимых и
спортивно ориентированных двигательных навыков и умений.
Индивидуально ориентированные здоровьесберегающие технологии: гимнастика
при умственной и физической деятельности; комплексы упражнений адаптивной
физической культуры; оздоровительная ходьба и бег.
Физическое совершенствование
Совершенствование техники упражнений базовых видов спорта: акробатические и
гимнастические комбинации (на спортивных снарядах); бег на короткие, средние и
длинные дистанции; прыжки в длину и высоту с разбега; метание гранаты; передвижение
на лыжах; плавание; технические приемы и командно-тактические действия в командных
(игровых) видах; техническая и тактическая подготовка в национальных видах спорта.

7

Спортивные единоборства: технико-тактические действия самообороны; приемы
страховки и самостраховки.
Прикладная физическая подготовка: полосы препятствий; кросс по пересеченной
местности с элементами спортивного ориентирования; прикладное плавание.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Наименование темы урока
Легкая атлетика 12 ч
Правила безопасности на уроках лёгкой атлетике в зале и на спортивной
площадке. Старт и стартовый разгон.
Бег 30 м. Бег до 3 минут.
Прыжковые упражнения. Бег на выносливость до 5 минут. Совершенствовать
технику игровых приёмов.
Беговые и прыжковые упражнения. КДП - прыжок в длину с места. Бег до 7
минут.
Учёт бега на 100м. Совершенствовать техники прыжка в длину с разбега. Бег в
медленном темпе до 7 минут.
Метание гранаты с 4-5 шагов разбега. Совершенствовать прыжок в длину с
разбега. Бег до 7 минут.
Учёт техники прыжка в длину с разбега. Бег в медленном темпе до 10 минут.
Полоса препятствий. Метание гранаты с разбега на дальность.
Бег в медленном темпе до 11 минут.
Полоса препятствий. Учёт техники метания гранаты с разбега на дальность. Бег в
медленном темпе до 12 минут.
Полоса препятствий. Учёт бега на 800м.
Упражнение на сопротивление. Контрольное упражнение - бег 3000м.
Волейбол 15 ч
Техника безопасности на уроках спортивных игр. Приём мяча снизу с подачи.
Закрепить технику приёма мяча снизу с подачи. Совершенствовать технику
передачи мяча через сетку.
Передача мяча из 1, 5, 6 зон в зону 3. Совершенствовать технику изученных
приёмов.
Повторить, закрепить и совершенствовать технику изученных приёмов. Игра
«картошка».
Техника верхней прямой подачи. Передача мяча из 1, 5, 6 зон в зону 3.
Совершенствовать технику верхней прямой подачи с приёмом и передачей мяча
в зону 3. Учебные игры.
Нападающий удар в парах. Совершенствовать прямую подачу.
Повороты кругом в движении. Закрепить нападающий удар. Совершенствовать
приёмы волейбола.
Закрепить повороты кругом в движении. Совершенствовать нападающий удар,
прием, передача мяча.
Общая физическая подготовка. Подвижная игра.
Повторение изученных приёмов волейбола. Учёт техники нападающего удара.
Подвижная игра.
Совершенствование технической и тактической подготовки в двусторонней игре.
Тренировка: подтягивание, пресс.
Учёт подтягивание, пресса. Подвижная игра.
Тренировочные игры с целью усвоения правил игры. Учёт подтягивание, пресса.

8

27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67

Повторить элементы волейбола. Учебная игра с заданием.
Гимнастика 21 ч
Техника безопасности на уроках гимнастики. Строевые упражнения.
Длинный кувырок вперёд через препятствие. Стойка на голове и руках силой.
Учёт техники переворота в упор силой.
Учить стойке на кистях. Совершенствовать опорный прыжок.
Соскок махом из виса на подколенках, выход в сед из виса прогнувшись.
Кувырок назад через стойку на кистях.
Учёт техники соскока дугой. Акробатическое соединение. Лазанье по канату.
Повторить опорный прыжок через козла в длину. Учёт стойки на кистях у стены.
Кувырок назад через стойку на кистях. Контрольное упражнение - переворот в
упор.
Закрепить соскок на махе назад, переворот из виса с подтягивания. Учёт кувырка
назад через стойку на кистях.
Акробатическое соединение. Опорный прыжок ноги врозь через козла в длину.
Выход силы в упор силой. Учёт выполнения акробатического соединения.
Совершенствовать упор на перекладине.
Повторить технику опорного прыжка. Гимнастическая полоса препятствий.
Игры-эстафеты.
Совершенствовать выхода силой. Выход на обе руки.
Полоса препятствий. Учёт выход силой в упор силой.
Учёт выход в упор силой. Повторить акробатического соединения.
Опорный прыжок ноги врозь через коня в длину. Эстафеты.
Круговая тренировка по станциям. Закрепить технику опорного прыжка.
Гимнастическая полоса препятствий.
Контрольное упражнение - подтягивание, пресс. Совершенствовать опорный
прыжок. ОФП.
Круговая тренировка на 5-6 станций. Опорный прыжок. ОФП в парах.
Круговая тренировка. Учёт техники прыжка через коня ноги врозь. Итоги
полугодия.
Лыжная подготовка 24 ч
Техника безопасности во время занятий лыжной подготовкой.
Скользящий шаг без палок и с палками.
Скользящий шаг без палок и с палками.
Попеременный двухшажный ход.
Попеременный двухшажный ход.
Подъем в гору скользящим шагом.
Одновременные ходы. Эстафеты.
Одновременные ходы. Эстафеты.
Повороты переступанием в движении.
Повороты переступанием в движении.
Передвижение коньковым ходом.
Передвижение коньковым ходом.
Попеременные ходы. Эстафеты.
Торможение и поворот упором.
Торможение и поворот упором.
Переход с одновременных ходов на попеременные.
Преодоление подъемов и препятствий.
Преодоление подъемов и препятствий.
Переход с одновременных ходов на попеременные.

9

68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

Переход с одновременных ходов на попеременные.
Преодоление подъемов и препятствий.
Прохождение дистанции до 6 км (юноши).
Прохождение дистанции до 4 км (девушки).
Передвижение коньковым ходом.
Спортивные игры 15 ч
Техника безопасности на уроках спортивных игр. Сочетание приёмов
перемещений и остановок в баскетболе. Передача мяча.
Совершенствование перемещений и остановок, бросок баскетбольного мяча от
плеча.
Индивидуальные действия в защите (вырывание, выбивание, накрытие броска)
нападение через центрового.
Индивидуальные действия в защите (вырывание, выбивание, накрытие броска)
нападение через центрового.
Бросок от груди с дальней дистанции. Учебная игра.
Бросок мяча в прыжке со средней дистанции. Учебная игра.
Зонная защита 2х3. Учебная игра.
Взаимодействие 3 игроков (тройка и малая восьмёрка).
Индивидуальные действия в защите. Учебная игра с заданием.
Нападение через центрового. Учебная игра с заданием.
Учебная игра с заданием.
Позиционное нападение и личная опека в игровых взаимодействиях 2х2.
Бросок одной рукой от плеча в прыжке. Позиционное нападение со сменой мест.
Развитие координационных способностей.
Позиционное нападение со сменой мест.
Легкая атлетика 15 ч
Прыжок в высоту. Совершенствовать разбег с 9-11 шагов техника перехода через
планку. Бег до 4 минут.
Прыжок в высоту подбор длины разбега.
Прыжок в высоту подбор длины разбега.
Прыжок в высоту-переход через планку.
Прыжок в высоту-переход через планку.
Прыжок в высоту в целом. Прыжки через скакалку.
Прыжок в высоту-техника.
Техника безопасности при беге и метании, старты с разгоном до 20 м.
Низкий старт с преследованием. ОРУ с мячами.
Прыжок в длину. Бег 100м на время.
Прыжок в длину с разбега, метание мяча. Бег до 7 минут.
Прыжок в длину с разбега, метание мяча. Бег до 7 минут.
Прыжок в длину с разбега, метание мяча на дальность.
Зачётный урок по: бег 30м, челночный бег, прыжок в длину с места,
подтягивание, пресс.
Зачётный урок по: бег 30м, челночный бег, прыжок в длину с места,
подтягивание пресс.

10


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».