Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Литература

Содержание
1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

3

2.

Содержание учебного предмета

7

3.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых

на освоение каждой темы

21

2

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные
права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая
и политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

3

– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие
гуманистических
ценностей,
осознанное,
уважительное
и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему
миру, живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к
действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.

4

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального
и академического благополучия обучающихся:
– физическое,
эмоционально-психологическое,
социальное
благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

5

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы,
приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а
именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве
аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем
смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или
более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их
взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира
произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и
связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия,
способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства
раскрытия и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их
художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой
наполненности, эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в
произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей
текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое
воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки
произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или
закрытым финалом);

6

• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется
отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например,
ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения,
демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание
принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и
с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических
документов и т. п.);
– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем
объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с
другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или
лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись
художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как
интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
– о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
– о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
– о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
– об историко-культурном подходе в литературоведении;
– об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
– о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или
течений;
– имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия
ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами
нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
– о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
2. Содержание учебного предмета
Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А,
В и С (см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу.
Список А представляет собой перечень конкретных произведений, занявших в
силу традиции особое место в школьном преподавании русской литературы.
Список В представляет собой перечень авторов, чьи произведения и творческие
биографии имеют давнюю историю изучения в школьном курсе литературы. Список
содержит примеры тех произведений, которые могут изучаться – конкретное
произведение каждого автора выбирается составителем программы.
Список С представляет собой перечень тем и литературных явлений, выделенных
по определенному принципу (теоретико- или историко-литературному). Конкретного
автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное
явление, выбирает составитель программы. Данный список определяет содержание

7

модулей, которые строятся вокруг важных смысловых точек литературного процесса. Те
авторы, произведения которых попали также в Список В, здесь снабжены
дополнительным списком рекомендуемых к изучению произведений, не повторяющим
произведения из списка В.
Для удобства работы со списком С материал в нем разделен на 7 блоков:
 Поэзия середины и второй половины XIX века
 Реализм XIX–ХХ века
 Модернизм конца XIX – ХХ века
 Литература советского времени
 Современный литературный процесс
 Мировая литература XIX–ХХ века
 Родная (региональная) литература
Такое деление, не совпадающее в полной мере с традиционным делением на
историко-литературные периоды, предложено для того, чтобы в рамках изучения каждого
из блоков можно было создавать условия для формирования историзма восприятия
литературного процесса, проводя сопоставительное рассмотрение произведений,
созданных в разные периоды, но объединенных близостью творческого метода (например,
«реализм»), литературного направления (например, «модернизм»), культурноисторической эпохи (например, «советское время») и т.п. Если творчество того или иного
автора может быть рассмотрено сразу в нескольких блоках, рекомендуемые к изучению
его произведения указываются лишь в одном из них, а в остальных имя автора помечено
астериском*.
Список А
Список В
Список С
Ф.И. Тютчев
Поэзия середины и второй
Стихотворения: «К. Б.» («Я половины XIX века
встретил вас – и все былое...»), Ф.И. Тютчев
«Нам не дано предугадать…», «День и ночь», «Есть в осени
«Не
то,
что
мните
вы, первоначальной…», «Еще в
природа…»,
«О,
как полях
белеет
снег…»,
убийственно
мы
любим...», «Предопределение»,
«С
«Певучесть есть в морских поляны коршун поднялся…»,
волнах…», «Умом Россию не «Фонтан»,
«Эти бедные
понять…», «Silentium!» и др.
селенья…» и др.
А.А. Фет
Стихотворения: «Еще майская
ночь», «Как беден наш язык!
Хочу и не могу…»,
«Сияла
ночь. Луной был полон сад.
Лежали…», «Учись у них – у
дуба, у березы…», «Шепот,
робкое дыханье…», «Это утро,
радость эта…», «Я пришел к
тебе с приветом…», «Я тебе
ничего не скажу…» и др.

Н.А.
Поэма

Некрасов Н.А. Некрасов
«Кому на Стихотворения:

А.А. Фет
Стихотворения: «На стоге сена
ночью южной…»,
«Одним
толчком
согнать
ладью
живую…».

А.К. Толстой
Стихотворения:
«Средь
шумного бала, случайно…»,
«Край ты мой, родимый
край...», «Меня, во мраке и в
пыли…», «Двух станов не боец,
но только гость случайный…»
и др.
Н.А. Некрасов
«Блажен «Внимая ужасам войны…»,

8

Руси жить хорошо»

незлобивый поэт…», «В дороге»,
«В полном разгаре страда
деревенская…»,
«Вчерашний
день, часу в шестом…», «Мы с
тобой бестолковые люди...», «О
Муза! я у двери гроба…», «Поэт
и
Гражданин»,
«Пророк»,
«Родина»,
«Тройка»,
«Размышления
у
парадного
подъезда», «Элегия» («Пускай
нам
говорит
изменчивая
мода...»),
Поэма «Русские женщины»
А.Н.
Островский А.Н. Островский
Пьеса «Гроза»
Пьеса «Бесприданница»

И.А. Гончаров
Роман «Обломов»

И.А. Гончаров
Роман «Обыкновенная история»

И.С. Тургенев
Роман «Отцы и
дети»

И.С. Тургенев
Роман «Дворянское гнездо»

Ф.М. Достоевский
Роман
«Преступление и
наказание»

Ф.М. Достоевский
Романы «Подросток», «Идиот»
М.Е. Салтыков-Щедрин
Романы
«История
одного
города», «Господа Головлевы»
Цикл
«Сказки
для
детей
изрядного возраста»
Н.С. Лесков (ГОС-2004 – 1 пр.
по выбору)
Повести и рассказы «Человек на
часах», «Тупейный художник»,
«Левша»,
«Очарованный
странник»,
«Леди
Макбет
Мценского уезда»

«Когда
из
мрака
заблужденья…»,
«Накануне
светлого праздника»,
«Несжатая полоса», «Памяти
Добролюбова», «Я не люблю
иронии твоей…»

Реализм XIX – XX века
А.Н. Островский
«Доходное место», «На всякого
мудреца довольно простоты»,
«Снегурочка»,
«Женитьба
Бальзаминова»
Н.А. Добролюбов
Статья «Луч света в темном
царстве»
Д.И. Писарев
Статья
«Мотивы
русской
драмы»
И.А. Гончаров
Повесть «Фрегат «Паллада»,
роман «Обрыв»
И.С. Тургенев
Романы «Рудин», «Накануне»,
повести «Первая любовь»,
«Гамлет Щигровского уезда»,
«Вешние
воды»,
статья
«Гамлет и Дон Кихот»
Ф.М. Достоевский
Повести «Неточка Незванова»,
«Сон смешного человека»,
«Записки из подполья»
А.В. Сухово-Кобылин
«Свадьба Кречинского»
В.М. Гаршин
Рассказы «Красный цветок»,
«Attalea princeps»
Д.В. Григорович
Рассказ
«Гуттаперчевый
мальчик»
(оригинальный
текст), «Прохожий» (святочный
рассказ)
Г.И. Успенский
Эссе «Выпрямила»
Рассказ «Пятница»

9

Л.Н. Толстой
Роман-эпопея
«Война и мир»

Л.Н. Толстой
Роман «Анна Каренина», цикл
«Севастопольские
рассказы»,
повесть «Хаджи-Мурат»
А.П. Чехов
А.П. Чехов
Пьеса «Вишневый Рассказы: «Смерть чиновника»,
сад»
«Тоска»,
«Спать
хочется»,
«Студент», «Ионыч», «Человек в
футляре», «Крыжовник», «О
любви», «Дама с собачкой»,
«Попрыгунья»
Пьесы «Чайка», «Три сестры»
И.А. Бунин
Стихотворения:
«Аленушка»,
«Вечер», «Дурман», «И цветы, и
шмели, и трава, и колосья…», «У
зверя есть гнездо, у птицы есть
нора…»
Рассказы:
«Антоновские
яблоки», «Господин из СанФранциско», «Легкое дыхание»,
«Темные
аллеи»,
«Чистый
понедельник»
М. Горький
Пьеса «На дне»

М. Горький
Рассказы:
«Макар
Чудра»,
«Старуха Изергиль», «Челкаш»

Н.Г. Чернышевский
Роман «Что делать?»
Статьи «Детство и отрочество.
Сочинение
графа
Л.Н.
Толстого. Военные рассказы
графа
Л.Н.
Толстого»,
«Русский человек на rendezvous.
Размышления
по
прочтении повести г. Тургенева
«Ася»
Л.Н. Толстой
Повести
«Смерть
Ивана
Ильича», «Крейцерова соната»,
пьеса «Живой труп»
А.П. Чехов
Рассказы
«Душечка»,
«Любовь», «Скучная история»,
пьеса «Дядя Ваня».
В.А. Гиляровский
Книга «Москва и москвичи» //
Другие
региональные
произведения о родном городе,
крае
И.А. Бунин
Рассказы: «Лапти», «Танька»,
«Деревня», «Суходол», «Захар
Воробьев», «Иоанн Рыдалец»,
«Митина любовь»
Статья
«Миссия
русской
эмиграции»
А.И. Куприн
Рассказы и повести: «Молох»,
«Олеся»,
«Поединок»,
«Гранатовый
браслет»,
«Гамбринус», «Суламифь».
М. Горький
Рассказ «Карамора», романы
«Мать»,
«Фома
Гордеев»,
«Дело Артамоновых»
Б.Н. Зайцев
Повести и рассказы «Голубая
звезда», «Моя жизнь и Диана»,
«Волки».
И.С. Шмелев
Повесть
«Человек
из
ресторана»,
книга
«Лето
Господне».
М.М. Зощенко*
А.И.Солженицын*
В.М. Шукшин*
В.Г. Распутин*

10

А.А. Блок
Поэма «Двенадцать»

А.А. Блок
Стихотворения: «В ресторане»,
«Вхожу я в темные храмы…»,
«Девушка пела в церковном
хоре…», «Когда Вы стоите на
моем пути…», «На железной
дороге»,
цикл
«На
поле
Куликовом»,
«Незнакомка»,
«Ночь, улица, фонарь, аптека…»,
«О, весна, без конца и без
краю…»,
«О доблестях, о
подвигах, о славе…», «Она
пришла
с
мороза…»;
«Предчувствую
Тебя.
Года
проходят мимо…», «Рожденные
в года глухие…»,
«Россия»,
«Русь моя, жизнь моя, вместе ль
нам маяться…», «Пушкинскому
Дому», «Скифы»

В.П. Астафьев*
Модернизм конца XIX – ХХ
века
А.А. Блок
Стихотворения: «Ветер принес
издалека…», «Встану я в утро
туманное…»,
«Грешить
бесстыдно,
непробудно…»,
«Мы встречались с тобой на
закате…», «Пляски осенние,
Осенняя
воля,
Поэты,
«Петроградское небо мутилось
дождем…», «Я – Гамлет.
Холодеет кровь», «Я отрок,
зажигаю
свечи…»,
«Я
пригвожден
к
трактирной
стойке…»
Поэма «Соловьиный сад»
Л.Н. Андреев
Повести и рассказы: «Большой
шлем»,
«Красный
смех»,
«Рассказ о семи повешенных»,
«Иуда Искариот»,
«Жизнь
Василия Фивейского».
Пьеса «Жизнь человека»
В.Я. Брюсов
Стихотворения: «Ассаргадон»,
«Грядущие гунны», «Есть чтото
позорное
в
мощи
природы...»,
«Неколебимой
истине...»,
«Каменщик»,
«Творчество», «Родной язык».
«Юному поэту», «Я»
К.Д. Бальмонт
Стихотворения:
«Безглагольность», «Будем как
солнце, Забудем о том...»
«Камыши»,
«Словахамелеоны», «Челн томленья»,
«Я мечтою ловил уходящие
тени…», «Я – изысканность
русской медлительной речи...»
А.А. Ахматова*
О.Э. Мандельштам*
Н.С. Гумилев
Стихотворения:
«Андрей
Рублев»,
«Жираф»,
«Заблудившийся трамвай», «Из
логова змиева», «Капитаны»,
«Мои читатели», «Носорог»,
«Пьяный
дервиш»,

11

А.А. Ахматова
Поэма «Реквием»

А.А. Ахматова
Стихотворения: «Вечером», «Все
расхищено,
предано,
продано…», «Когда в тоске
самоубийства…», «Мне ни к
чему
одические
рати…»,
«Мужество», «Муза» («Когда я
ночью жду ее прихода…».) «Не с
теми я, кто бросил землю…»,
«Песня последней встречи»,
«Сероглазый король», «Сжала
руки под темной вуалью…»,
«Смуглый отрок бродил по
аллеям…»
С.А. Есенин
Стихотворения: «Гой ты, Русь
моя родная…», «Да! Теперь
решено. Без возврата…», «До
свиданья,
друг
мой,
до
свиданья!..», «Не жалею, не зову,
не плачу…», «Песнь о собаке»,
«Письмо к женщине», «Письмо
матери», «Собаке Качалова»,
«Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Я

«Пятистопные ямбы», «Слово»,
«Слоненок»,
«У
камина»,
«Шестое чувство», «Я и вы»
В.В. Маяковский*
В.В. Хлебников
Стихотворения
«Бобэоби
пелись губы…», «Заклятие
смехом», «Когда умирают кони
– дышат…», «Кузнечик», «Мне
мало надо», «Мы желаем
звездам
тыкать…»,
«О
достоевскиймо
бегущей
тучи…», «Сегодня снова я
пойду…», «Там, где жили
свиристели…»,
«Усадьба
ночью, чингисхань…».
М.И. Цветаева*
С.А. Есенин*
В.В. Набоков*
И.Ф. Анненский,
К.Д. Бальмонт, А. Белый,
В.Я. Брюсов, М.А. Волошин,
Н.С. Гумилев, Н.А. Клюев, И.
Северянин,
Ф.К. Сологуб,
В.В. Хлебников,
В.Ф. Ходасевич
Литература
советского
времени
А.А. Ахматова
«Все мы бражники здесь,
блудницы…», «Перед весной
бывают дни такие…», «Родная
земля», «Творчество», «Широк
и желт вечерний свет…», «Я
научилась
просто,
мудро
жить…».
«Поэма без героя»

С.А. Есенин
«Клен ты мой опавший…», «Не
бродить, не мять в кустах
багряных…», «Нивы сжаты,
рощи голы…», «Отговорила
роща золотая…», «Мы теперь
уходим понемногу…», «Русь
советская», «Спит ковыль.
Равнина
дорогая…»,
«Я
обманывать себя не стану…».

12

последний поэт деревни…»

В.В. Маяковский
Стихотворения: «А вы могли
бы?», «Левый марш», «Нате!»,
«Необычайное
приключение,
бывшее
с
Владимиром
Маяковским летом на даче»,
«Лиличка!»,
«Послушайте!»,
«Сергею Есенину», «Письмо
Татьяне Яковлевой», «Скрипка и
немножко нервно», «Товарищу
Нетте, пароходу и человеку»,
«Хорошее
отношение
к
лошадям»
Поэма «Облако в штанах»,
«Первое вступление к поэме «Во
весь голос»
М.И. Цветаева
Стихотворения:
«Генералам
двенадцатого
года»,
«Мне
нравится, что вы больны не
мной…»,
«Моим
стихам,
написанным так рано…», «О
сколько их упало в эту
бездну…»,
«О,
слезы
на
глазах…».
«Стихи к Блоку»
(«Имя твое – птица в руке…»),
«Тоска по родине! Давно…»
О.Э. Мандельштам
Стихотворения:
«Бессонница.
Гомер. Тугие паруса…», «Мы
живем под собою не чуя
страны…», «Я вернулся в мой
город, знакомый до слез…», «Я
не слыхал рассказов Оссиана…»,
«Notre Dame»

Б.Л. Пастернак
Стихотворения:
«Быть
знаменитым некрасиво…», «Во
всем мне хочется дойти…»,
«Гамлет», «Марбург», «Зимняя
ночь», «Февраль. Достать чернил
и плакать!..»
Е.И. Замятин
Роман «Мы»

Роман
в
стихах
«Анна
Снегина».
Поэмы:
«Сорокоуст»,
«Черный
человек»
В.В. Маяковский
Стихотворения:
«Адище
города», «Вам!», «Домой!»,
«Ода
революции»,
«Прозаседавшиеся», «Разговор
с фининспектором о поэзии»,
«Уже второй должно быть ты
легла…», «Юбилейное»
Поэма: «Про это»

М.И. Цветаева
Стихотворения: «Все повторяю
первый стих…», «Идешь, на
меня похожий», «Кто создан из
камня…»,
«Откуда
такая
нежность»,
«Попытка
ревности», «Пригвождена к
позорному
столбу»,
«Расстояние: версты, мили…»
Очерк «Мой Пушкин»
О.Э. Мандельштам
Стихотворения: «Айя-София»,
«За
гремучую
доблесть
грядущих веков…», «Лишив
меня
морей,
разбега
и
разлета…»,
«Нет,
никогда
ничей
я
не
был
современник…»,
«Сумерки
свободы», «Я к губам подношу
эту зелень…»
Б.Л. Пастернак
Стихотворения:
«Август»,
«Давай
ронять
слова…»,
«Единственные
дни»,
«Красавица моя, вся стать…»,
«Июль», «Любимая – жуть!
Когда любит поэт…», «Любить
иных – тяжелый крест…»,
«Никого не будет в доме…»,

13

«О, знал бы я, что так
бывает…»,
«Определение
поэзии», «Поэзия», «Про эти
стихи», «Сестра моя – жизнь и
сегодня в разливе…», «Снег
идет», «Столетье с лишним – не
вчера…»
Роман «Доктор Живаго»
М.А. Булгаков
Повесть
«Собачье
сердце» М.А. Булгаков
рассказов
«Записки
Романы
«Белая
гвардия», Книга
юного
врача».
Пьесы
«Дни
«Мастер и Маргарита»
Турбиных», «Бег», «Кабала
святош» («Мольер»), «Зойкина
квартира»
А.П. Платонов.
Рассказы
и
повести:
«В А.П. Платонов
прекрасном и яростном мире», Рассказы и повести: «Река
Потудань»,
«Сокровенный
«Котлован», «Возвращение»
человек», «Мусорный ветер»
М.А. Шолохов
М.А. Шолохов
Роман-эпопея «Тихий Дон»
Роман «Поднятая целина».
Книга рассказов «Донские
рассказы»
В.В. Набоков
Рассказы
«Облако,
озеро, В.В. Набоков
Романы «Машенька», «Защита
башня», «Весна в Фиальте»
Лужина»
М.М. Зощенко
Рассказы: «Баня», «Жертва
революции», «Нервные люди»,
«Качество
продукции»,
«Аристократка»,
«Прелести
культуры»,
«Тормоз
Вестингауза»,
«Диктофон»,
«Обезьяний язык»
И.Э. Бабель
Книга рассказов «Конармия»
А.А. Фадеев
Романы «Разгром», «Молодая
гвардия»
И. Ильф, Е. Петров
Романы «12 стульев», «Золотой
теленок»
Н.Р. Эрдман
Пьеса «Самоубийца»
А.Н. Островский
Роман «Как закалялась сталь»
А.И. Солженицын
А.И. Солженицын
А.И. Солженицын
Рассказ «Один день Рассказ «Матренин двор»
Повесть «Раковый корпус»,
Ивана Денисовича»
Книга «Архипелаг ГУЛаг»
статья «Жить не по лжи»
В.Т. Шаламов
Рассказы: «На представку», В.Т. Шаламов
«Сгущенное
«Серафим», «Красный крест», Рассказы:

14

«Тифозный
«Последний
Пугачева»

карантин», молоко», «Татарский мулла и
майора чистый
воздух»,
«Васька
Денисов, похититель свиней»,
«Выходной день»
В.М. Шукшин
Рассказы «Верую», «Крепкий
мужик»,
«Сапожки»,
«Танцующий Шива»
Н.А. Заболоцкий
Стихотворения: «В жилищах
наших», «Вчера, о смерти
размышляя…», «Где-то в поле,
возле
Магадана…»,
«Движение»,
«Ивановы»,
«Лицо коня», «Метаморфозы».
«Новый Быт», «Рыбная лавка»,
«Искусство», «Я не ищу
гармонии в природе…»
А.Т. Твардовский
Стихотворения: «В тот день,
когда окончилась война…»,
«Вся
суть
в
одномединственном
завете…»,
«Дробится
рваный
цоколь
монумента...», «О сущем»,
«Памяти матери», «Я знаю,
И.А. Бродский
Стихотворения:
«Конец никакой моей вины…»
прекрасной эпохи», «На смерть И.А. Бродский
Жукова», «На столетие Анны Стихотворения: «1 января 1965
Ахматовой», «Ни страны, ни года», «В деревне Бог живет не
погоста…»,
«Рождественский по углам…», «Воротишься на
романс», «Я входил вместо родину. Ну что ж…», «Осенний
крик
ястреба»,
дикого зверя в клетку…»
«Рождественская звезда», «То
не Муза воды набирает в
рот…» «Я обнял эти плечи и
В.М. Шукшин
Рассказы
«Срезал», взглянул…»
Нобелевская лекция
«Забуксовал», «Чудик»
Н.М. Рубцов
Стихотворения: «В горнице»,
«Видения на холме», «Звезда
полей»,
«Зимняя
песня»,
«Привет,
Россия,
родина
моя!..», «Тихая моя родина!»,
«Русский огонек», «Стихи»
бой

Проза второй половины ХХ
века
Ф.А. Абрамов
Роман «Братья и сестры»
Ч.Т. Айтматов

15

Повести «Пегий пес, бегущий
краем моря», «Белый пароход»,
«Прощай, Гюльсары»
В.П. Аксёнов
Повести
«Апельсины
из
Марокко»,
«Затоваренная
бочкотара»
В.П. Астафьев
Роман «Царь-рыба». Повести:
«Веселый солдат», «Пастух и
пастушка»
В.И. Белов
Повесть «Привычное дело»,
книга «Лад»
А.Г. Битов
Книга
очерков
«Уроки
Армении»
В.В. Быков
Повести:
«Знак
беды»,
«Обелиск», «Сотников»
Б.Л. Васильев
Повести: «А зори здесь тихие»,
«В списках не значился»,
«Завтра была война»
Г.Н. Владимов
Повесть «Верный Руслан»,
роман «Генерал и его армия»
В.Н. Войнович
«Жизнь
и
необычайные
приключения солдата Ивана
Чонкина», «Москва 2042»
В.С. Гроссман
Роман «Жизнь и судьба»
С.Д. Довлатов
Книги «Зона», «Чемодан»,
«Заповедник»
Ю.О. Домбровский
Роман «Факультет ненужных
вещей»
Ф.А. Искандер
«Детство Чика», «Сандро из
Чегема», «Кролики и удавы»
Ю.П. Казаков
Рассказ «Во сне ты горько
плакал»
В.Л. Кондратьев
Повесть «Сашка»
Е.И. Носов
Повесть
«Усвятские
шлемоносцы»
Б.Ш. Окуждава

16

Повесть
«Будь
здоров,
школяр!»
В.Н. Некрасов
Повесть
«В
окопах
Сталинграда»
В.Г. Распутин
Рассказы и повести: «Деньги
для Марии», «Живи и помни»,
«Прощание с Матерой».
А.Д. Синявский
Рассказ «Пхенц»
А. и Б. Стругацкие
Романы: «Трудно быть богом»,
«Улитка на склоне»
Ю.В. Трифонов
Повесть «Обмен»
В.Ф. Тендряков
Рассказы:
«Пара
гнедых»,
«Хлеб для собаки»
Г.Н. Щербакова
Повесть «Вам и не снилось»
Драматургия
второй
половины ХХ века:
А.Н. Арбузов
Пьеса «Жестокие игры»
А.В. Вампилов
Пьесы
«Старший
сын»,
«Утиная охота»
А.М. Володин
Пьеса «Назначение»
В.С. Розов
Пьеса «Гнездо глухаря»
М.М. Рощин
Пьеса «Валентин и Валентина»
Поэзия второй половины XX
века
Б.А. Ахмадулина
А.А. Вознесенский
В.С. Высоцкий
Е.А. Евтушенко
Ю.П. Кузнецов
А.С. Кушнер
Ю.Д. Левитанский
Л.Н. Мартынов
Вс.Н. Некрасов
Б.Ш. Окуджава
Д.С. Самойлов
Г.В. Сапгир
Б.А. Слуцкий

17

В.Н. Соколов
В.А. Солоухин
А.А. Тарковский
О.Г. Чухонцев
Современный литературный
процесс
Б.Акунин
«Азазель»
С. Алексиевич
Книги «У войны не женское
лицо», «Цинковые мальчики»
Д.Л. Быков
Стихотворения,
рассказы,
Лекции о русской литературе
Э.Веркин
Повесть «Облачный полк»
Б.П. Екимов
Повесть «Пиночет»
А.В. Иванов
Романы: «Сердце Пармы»,
«Золото бунта»
В.С. Маканин
Рассказ «Кавказский пленный»
В.О. Пелевин
Рассказ
«Затворник
и
Шестипалый», книга «Жизнь
насекомых»
М. Петросян
Роман «Дом, в котором…»
Л.С. Петрушевская
«Новые робинзоны», «Свой
круг», «Гигиена»
З. Прилепин
Роман «Санькя»
В.А. Пьецух
«Шкаф»
Д.И. Рубина
Повести:
«На
солнечной
стороне улицы», «Я и ты под
персиковыми облаками»
О.А. Славникова
Рассказ «Сестры Черепановы»
Роман «2017»
Т.Н. Толстая
Рассказы: «Поэт и муза»,
«Серафим»,
«На
золотом
крыльце сидели».
Роман «Кысь»
Л.Е. Улицкая
Рассказы, повесть «Сонечка»
Е.С. Чижова

18

Роман «Крошки Цахес»
Мировая литература
Г. Аполлинер
Стихотворения
О. Бальзак
Романы «Гобсек», «Шагреневая
кожа»
Г. Белль
Роман «Глазами клоуна»
Ш. Бодлер
Стихотворения
Р. Брэдбери
Роман
«451
градус
по
Фаренгейту»
П. Верлен
Стихотворения
Э. Верхарн
Стихотворения
У. Голдинг
Роман «Повелитель мух»
Ч. Диккенс
«Лавка
древностей»,
«Рождественская история»
Г. Ибсен
Пьеса «Нора»
А. Камю
Повесть «Посторонний»
Ф. Кафка
Рассказ «Превращение»
Х. Ли
Роман «Убить пересмешника»
Г.Г. Маркес
Роман «Сто лет одиночества»
М. Метерлинк
Пьеса «Слепые»
Г. де Мопассан
«Милый друг»
У.С. Моэм
Роман «Театр»
Д. Оруэлл
Роман «1984»
Э.М. Ремарк
Романы «На западном фронте
без перемен», «Три товарища»
А. Рембо
Стихотворения
P.M. Рильке
Стихотворения
Д. Селлинджер
Роман «Над пропастью во ржи»
У. Старк

19

Повести: «Чудаки и зануды»,
«Пусть
танцуют
белые
медведи»
Ф. Стендаль
Роман «Пармская обитель»
Г. Уэллс
Роман «Машина времени»
Г. Флобер
Роман «Мадам Бовари»
О. Хаксли
Роман «О дивный новый мир»,
Э. Хемингуэй
Повесть
«Старик и море»,
роман «Прощай, оружие»
А. Франк
Книга «Дневник Анны Франк»
Б. Шоу
Пьеса «Пигмалион»
У. Эко
Роман «Имя Розы»
Т.С. Элиот
Стихотворения
Родная (региональная)
литература
Данный раздел списка
определяется школой в
соответствии с ее региональной
принадлежностью
Литература народов России
Г. Айги, Р. Гамзатов,
М. Джалиль, М. Карим, Д.
Кугультинов, К. Кулиев,
Ю. Рытхэу, Г. Тукай,
К. Хетагуров, Ю. Шесталов
(предлагаемый список
произведений является
примерным и может
варьироваться в разных
субъектах Российской
Федерации)
3.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы
10 класс-102 часа
№
урока
1

Тема
Введение. «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы XIX века)1

20

2-3
4
5
6
7
8
9
10-11
12
13
14
15
16
17-18
19
20
21
22
23
24
25
26-27
28

29
30
31
32
33
34

35

36
37

Литература и журналистика 1860–1880-х годов
А.Н. Островский. Пьеса «Гроза» Семейный и социальный конфликт в драме
Изображение «жестоких нравов» «темного царства»
Катерина в системе образов
Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния
Жанровое своеобразие пьесы. Драматургическое мастерство Островского
Н.А. Добролюбов Статья «Луч света в темном царстве»
Сочинение по творчеству А. Н. Островского
И.А. Гончаров. Жизнь и творчество(обзор). Роман «Обломов». Петербургская
«обломовщина».
Глава «Сон Обломова» и её роль в произведении
Система образов. Приём антитезы в романе.
Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа.
Обломов в ряду образов мировой литературы. (Дон Кихот, Гамлет)
Сочинение по роману И.А. Гончарова.
И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети». Творческая история
романа.
Роль образа Базарова в развитии основного конфликта романа.
«Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова.
Тема народа в романе
«Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство)
Поэтика романа, своеобразие его жанра.
Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев «Базаров» (фрагменты)
Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество(обзор). Стихотворения: «Блажен
незлобивый поэт…», «В дороге», «В полном разгаре страда деревенская…»,
«Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О
Муза! я у двери гроба…», «Поэт и Гражданин», «Пророк», «Родина», «Тройка»,
«Размышления у парадного подъезда», «Элегия» («Пускай нам говорит
изменчивая мода...»),
Н.А. Некрасов «Внимая ужасам войны…», «Когда из мрака заблужденья…»,
«Накануне светлого праздника», «Несжатая полоса», «Памяти Добролюбова», «Я
не люблю иронии твоей…»
Н.А. Некрасов Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Русская жизнь в
изображении Некрасова.
Система образов поэмы
Особенности стиля Некрасова. Смысл названия поэмы. Народное представление
о счастье.
Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова.
Ф.И. Тютчев Поэзия Тютчева и литературная традиция. Стихотворения: «К. Б.»
(«Я встретил вас – и все былое...»), «Нам не дано предугадать…», «Не то, что
мните вы, природа…», «О, как убийственно мы любим...», «Певучесть есть в
морских волнах…», «Умом Россию не понять…», «Silentium!» и др.
Ф.И. Тютчев Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. «День и
ночь», «Есть в осени первоначальной…», «Еще в полях белеет снег…»,
«Предопределение», «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан», «Эти бедные
селенья…» и др.
Художественное своеобразие поэзии Тютчева.
А.А. Фет Поэзия Фета и литературная традиция. Стихотворения: «Еще майская
ночь», «Как беден наш язык! Хочу и не могу…», «Сияла ночь. Луной был полон

21

38
39
40
41
42
43
44
45
46-47
48
49
50
51-52
53
54
55
56
57
58
59
60
61-62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74

сад. Лежали…», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Шепот, робкое
дыханье…», «Это утро, радость эта…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Я
тебе ничего не скажу…» и др.
А.А. Фет Стихотворения: «На стоге сена ночью южной…», «Одним толчком
согнать ладью живую…».
Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм
лирики Фета.
Письменная работа по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.
А.К.Толстой. Жизнь и творчество(обзор). «Слеза дрожит в твоем ревнивом
взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…»(возможен выбор
других произведений). Своеобразие художественного мира Толстого
Взгляд на русскую историю в произведениях А.К. Толстого
Н.С.Лесков. Жизнь и творчество(обзор). Повесть «Очарованный странник»
Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник» Тема дороги и изображение
этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя)
Тема трагической судьбы талантливого русского человека.
Сочинение / письменная работа по прозе Н. С. Лескова
М.Е.Салтыков – Щедрин. Жизнь и творчество(обзор). «История одного
города».
М.Е.Салтыков – Щедрин. «История одного города». Сатирическая летопись
истории Российского государства.
Своеобразие сатиры М.Е.Салтыкова - Щедрина
Сочинение / письменная работа по прозе М. Е. Салтыкова-Щедрина
Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание».
Замысел романа и его воплощение.
Особенности сюжета и композиции
Теория Раскольникова и её развенчание. Образы «униженных и оскорблённых» в
романе.
Приемы создания образа Петербурга.
Библейские мотивы и образы в романе
Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора.
«Преступление и наказание» как философский роман. Проблема нравственного
выбора.
Психологизм прозы Достоевского
Сочинение по роману Достоевского «Преступление и наказание».
Л.Н. Толстой Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Война и мир»
Роман – эпопея «Война и мир». История создания романа.
Смысл названия и поэтика романа-эпопеи «Война и мир».
Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии
оценки личности.
Изображение светского общества в романе Толстого «Война и мир».
Москва и Петербург в романе Толстого «Война и мир».
Тема войны в романе Толстого «Война и мир».
Роман «Война и мир». Проблема национального характера. Проблема истинного
и ложного героизма.
Просвещенные герои романа «Война и мир» и их судьбы в водовороте
исторических событий.
«Мысль народная» и «мысль семейная» в романе «Война и мир».
Философия войны в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса в романе Толстого «Война и

22

75
76
77
78
79
80-81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91-92
93
94
95-96
97-98
99
100
101
102

мир»
Русский солдат в изображении Толстого в романе «Война и мир».
Образ Платона Каратаева в романе «Война и мир», авторская концепция «общей
жизни».
Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога в
романе «Война и мир».
Психологизм прозы Л.Н.Толстого.
Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.
Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»
А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Темы, сюжеты и проблематика чеховских
рассказов.
Рассказы: «Смерть чиновника», «Тоска», «Спать хочется», «Студент», «Ионыч»,
«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
Проблема ответственности человека за свою судьбу. «Дама с собачкой»
Психологизм прозы Чехова.
Пьеса «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта в пьесе. Система
образов.
Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе «Вишневый сад».
Роль авторских ремарок в пьесе «Вишневый сад». Смысл финала.
Особенности чеховского диалога.
Новаторство Чехова – драматурга.
Сочинение по творчеству А.П.Чехова.
Контрольная работа. Тема: «Литература второй половины Х1Х века»
Основные тенденции в развитии литературы второй половины Х1Х века.
Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса.
Символизм.
Г. де Мопассан «Милый друг»
Г. Ибсен Пьеса «Нора»
А. Рембо Стихотворение «Пьяный корабль» (возможен выбор другого
произведения).
Д. Селлинджер Роман «Над пропастью во ржи»
Повторение
Итоговый урок

11класс-102 часа
№
Тема
урока
1
Введение. Русская литература XX века
2
Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века
3
И.А. Бунин Стихотворения: «Аленушка», «Вечер», «Дурман», «И цветы, и
шмели, и трава, и колосья…», «У зверя есть гнездо, у птицы есть нора…»
4
И.А. Бунин Рассказы «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско»,
5
И.А. Бунин Рассказы «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Чистый
понедельник»
6
Р/Р. Сочинение по творчеству И.А.Бунина
7-8
М. Горький Рассказ «Старуха Изергиль»
9
М. Горький Пьеса «На дне» как социально-философская драма.
10
Проблема духовной разобщенности людей в пьесе «На дне»

23

11
12-13
14-15
16
17
18
19
20
21
22
23
24-25
26
27-28
29-30
31

32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45

Проблема счастья в пьесе «На дне»
Р/Р Сочинение по творчеству М.Горького
А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
Серебряный век русской поэзии. Символизм. Акмеизм. Футуризм. Двоемирие.
Мистическое содержание. Символ
Символизм и русские поэты-символисты. Образ-символ. Программная лирика.
Звукообраз.
А.А.Блок. Жизнь и творчество (обзор). Основные темы, мотивы и образы ранней
поэзии, излюбленные символы Блока. Стихотворение «О, я хочу безумно
жить…»
Образ Прекрасной Дамы. Стихотворения: «Незнакомка», «В ресторане», «Вхожу
я в тёмные храмы…»
Тема города в творчестве А.А.Блока Стихотворение «Ночь, улица, фонарь,
аптека…»
Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений «Россия», «Река
раскинулась. Течет, грустит лениво…»(из цикла «На поле Куликовом»)
А.А. Блок Поэма «Двенадцать»
Сюжет поэмы «Двенадцать», её герои, своеобразие композиции. Образ Христа и
многозначность финала поэмы.
Р/Р Сочинение по творчеству А.А.Блока.
Лирика И. Ф. Анненского
«Преодолевшие символизм». Акмеизм. Футуризм. Новокрестьянская поэзия
Лирика Н. С. Гумилёва. Неоромантизм в поэзии. Лирический герой-маска
А.А. Ахматова Стихотворения «Вечером», «Все расхищено, предано,
продано…», «Когда в тоске самоубийства…», «Мне ни к чему одические
рати…», «Муза» («Когда я ночью жду ее прихода…».) «Не с теми я, кто бросил
землю…»,
А.А. Ахматова Стихотворения «Песня последней встречи», «Сероглазый
король», «Сжала руки под темной вуалью…», «Смуглый отрок бродил по
аллеям…»
А.А. Ахматова Поэма «Реквием» Победа исторической памяти над забвением
как основной пафос «Реквиема».
Р/Р Сочинение по творчеству А.А. Ахматовой.
М.И. Цветаева Стихотворения «Генералам двенадцатого года», «Мне нравится,
что вы больны не мной…», «Моим стихам, написанным так рано…», «О сколько
их упало в эту бездну…», «О, слезы на глазах…».
М.И. Цветаева «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Тоска по
родине! Давно…»
Письменная работа по лирике М. И. Цветаевой
В.В. Маяковский Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Сергею
Есенину», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку»,
В.В. Маяковский «Письмо Татьяне Яковлевой», «Лиличка!»,
В.В. Маяковский «Скрипка и немножко нервно»,
В.В. Маяковский «Нате!». Поэма «Облако в штанах», «Первое вступление к
поэме «Во весь голос»
«Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии»,
Сочинение / письменная работа по творчеству В. В. Маяковского
С.А. Есенин «Гой ты, Русь, моя родная…», «Русь Советская», «Я покинул
родимый дом…»
С.А. Есенин «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Я покинул родимый дом…»

24

46
47
48
49
50-51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67-68
69
70
71
72
73-74
75-76
77
78
79
80
81
82
83

С.А. Есенин «Мы теперь уходим понемногу…», «Не жалею, не зову, не
плачу…», «Письмо матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Письмо к
женщине», «Собаке Качалова»
С.А. Есенин «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Неуютная жидкая
лунность…» . Тест по творчеству С.А.Есенина
С.А. Есенин «Гой ты, Русь, моя родная…», «Русь Советская», «Я покинул
родимый дом…»
р/р Сочинение по творчеству В.В.Маяковского и С.А.Есенина
Литературный процесс 30-х — начала 40-х годов
О.Э. Мандельштам Стихотворения: «Мы живем под собою не чуя страны…»,
«Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Я не слыхал рассказов
Оссиана…»
О.Э.Мандельштам «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Notre Dame»
М.А. Шолохов Роман-эпопея «Тихий Дон» История создания романа-эпопеи
Система образов в романе «Тихий Дон»
Глубина постижения исторических процессов в романе «Тихий Дон»
Тема разрушения семейного и крестьянских укладов в романе «Тихий Дон»
«Вечные» темы в романе «Тихий Дон»: человек и история, война и мир,
личность и масса.
Функции пейзажа в романе «Тихий Дон». Смысл финала.
р/р Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»
М.А.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» История создания и публикации
романа
Эпическая широта и сатирическое начало в романе «Мастер и Маргарита»
Москва и Ершалаим романе «Мастер и Маргарита»
Библейские мотивы и образы романе «Мастер и Маргарита»
Фигура Понтия Пилата и тема совести в романе «Мастер и Маргарита»
Изображение любви как высшей духовной ценности в романе «Мастер и
Маргарита»
р/р Сочинение по творчеству М.А.Булгакова
Б.Л. Пастернак Стихотворения: «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет»,
«Марбург», «Февраль. Достать чернил и плакать!..»
Б.Л. Пастернак «Быть знаменитым некрасиво…», «Зимняя ночь»
Письменная работа по лирике Б. Л. Пастернака
А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире»
А.П. Платонов «Котлован». «Непростые» простые герои Платонова
Литература периода Великой Отечественной войны
А.Т. Твардовский Стихотворения: «О сущем», «Вся суть в одном-единственном
завете…»
А.Т. Твардовский Стихотворения: «В тот день, когда окончилась война…»,
«Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой
моей вины…»
Литературный процесс 50–80-х годов.
В.М. Шукшин Рассказы «Срезал», «Забуксовал», «Чудик»
В.М. Шукшин Рассказы «Верую», «Крепкий мужик», «Сапожки», «Танцующий
Шива»
Письменная работа по творчеству В. М. Шукшина
Н.М. Рубцов Стихотворения: «В горнице», «Видения на холме», «Звезда полей»,
«Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!»,
«Русский огонек», «Стихи»

25

84-85
86
87
89-90
91-92
93
94
95
96
97
98
99
100101
102

В.П. Астафьев Роман «Царь-рыба».
В.П. Астафьев Повесть «Пастух и пастушка»
В.Г. Распутин «Деньги для Марии»
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой».
А.И. Солженицын Рассказ «Один день Ивана Денисовича»
В.Т. Шаламов Рассказы: «На представку», «Серафим», «Красный крест»
В.В. Быков Повесть «Сотников»
Р. Гамзатов. Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились,
бывало…».
И.А. Бродский Стихотворения: «Конец прекрасной эпохи», «На смерть
Жукова», «На столетие Анны Ахматовой», «Ни страны, ни погоста…»,
«Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…»
Б.Ш.Окуджава. Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы».
А.В. Вампилов Пьеса «Старший сын»
Д.И. Рубина
Повесть «На солнечной стороне улицы»
р/р Сочинение по русской литературе второй половины 20 века
Итоговый урок

26


Наверх

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
41d536d68ee9fec15756.pdf (скачать)
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».